dpad что это на клавиатуре
Столпы управления в видеоиграх или история D-Pad, WASD и компьютерной мыши
Какой бы ни была замечательной и совершенной конкретная видеоигра, удовольствие от ее прохождения может быть полностью испорчено плохо продуманным управлением. Геймпад или комбинация из клавиатуры с мышкой в данном случае представляют собой важных проводников в фантастический виртуальный мир, которых ни в коем случае нельзя недооценивать. Однако за время формирования индустрии какие-то элементы управления зарекомендовали себя, как самые стабильные, и без них уже сложно представить геймплей абсолютно любой игры.
Компания Nintendo, как известно, приступила к работе еще в очень далеком 1889, а 76 лет спустя, в 1965, ее штат пополнился человеком по имени Гунпей Йокой, в итоге подарившем игровой индустрии множество изобретений, среди которых портативные консоли Game & Watch, Game Boy, и, конечно же, знаменитый крест на левой стороне практически любого геймпада — D-Pad.
Изначально главной обязанностью Йокоя в Nintendo было управление и обслуживание сборочных машин, с помощью которых изготавливались игральные карты Ханафуда, на продаже которых долгое время и выстраивался бизнес компании. Тем не менее, в 1966 Йокоя перевели в отдел инженеров, чтобы он помог придумать идеальный товар для продажи на рождественские праздники. Тогда-то он и зарекомендовал себя в глазах президента Nintendo Хироси Ямаучи, сконструировав игрушку Ultra Hand, дизайн которой он разработал в свободное время. Ultra Hand имела огромный успех, разойдясь на запуске тиражом в 1,2 миллиона копий. Позже Йокой продолжил работать над серией Ultra, выпустив Ultra Machine и Ultra Scope.
В 70-х видеоигры начали набирать обороты, и Nintendo решила не отставать от трендов. В 1977 компания представила Color TV Game 6 с разными версиями Pong, а затем Color TV Game 15 с отдельными контроллерами. При этом начальство Nintendo четко дало понять Йокою и его команде, что ей необходимо выделиться в молодой индустрии, предложив новые форматы гейминга.
Чтобы решить эту задачу Йокой решил частично воспользоваться технологией, на основе которой были построены электронные калькуляторы, и предложил игрокам Game & Watch, портативные консоли, выстроенные вокруг самых разных тайтлов библиотеки Nintendo.
Изначально, не считая самой игры, Game & Watch включала только часы, будильник и две кнопки. Однако идеи становились все сложнее и сложнее, требуя больше вариаций в управлении персонажем.
В какой-то момент Йокою было поручено портировать на Game & Watch знаменитую аркадную игру Donkey Kong, и его команда столкнулась с проблемой. В то время как большинство игр Game & Watch использовали лишь горизонтальную ось, при которой были необходимы лишь кнопки «вправо» и «влево», в Donkey Kong главный герой передвигался в том числе и по вертикальной оси в попытках спасти принцессу от Конга.
Учитывая, что джойстик не получалось разместить на такой небольшой консоли, было решено поместить по кнопке для каждого направления. Однако подобный интерфейс заставлял игроков регулярно бросать взгляд на кнопки, тем самым отвлекая от геймплея, и в итоге от него временно отказались.
Наконец, Йокой придумал удобную крестообразную пластиковую деталь с шаровым шарниром поверх кнопок ввода. Получившийся «Directional Pad» был достаточно интуитивным в управлении и к тому же довольно миниатюрным, что позволяло портативной консоли закрываться в принципе.
В то время Гунпай называл свое небольшое изобретение «plus controller» из-за сходства с символом операции сложения. Инженер хотел разместить D-Pad на правой стороне консоли, но решил не сбивать любителей аркадных автоматов, которые привыкли орудовать джойстиком на левой стороне машины.
В то время Nintendo и понятия не имела, насколько революционно их нововведение в рамках игровой индустрии. Даже после релиза Donkey Kong выходили другие игры Game & Watch, вроде Super Mario Bros., Climber, и Balloon Fight, у которых вместо D-Pad на левой стороне были те самые четыре кнопки.
Следующим пристанищем D-Pad стало эволюционное продолжение Game & Watch в виде портативной консоли Game Boy, а в 1983 Nintendo выпустила в Японии свою 8-битную приставку Famicom, и технологии Йокоя нашлось место на ее контроллерах. Изначально никто и не думал использовать D-Pad, пока инженер Такао Савано не вспомнил об изобретении Гунпая. Famicom и ее американская версия NES стала настоящим хитом, и в будущем Nintendo продолжила использовать D-Pad на контроллерах ко всем ее приставкам за исключением Switch, вышедшей в 2017 году. Правда и к ней можно приобрести контроллер Pro с D-Pad.
Nintendo зарегистрировала патент на «Multi directional switch» 5 августа 1983 года, и на протяжении двадцати лет компания обладала эксклюзивными правами на использование данной технологии. Конкуренты же в лице Sega, Microsoft и Sony вынуждены были использовать аналогичные механизмы управления на своих контроллерах.
Например, главный враг Nintendo в 90-х, Sega, назвала свой рычаг управления «D button» и разместила его на контроллерах к Genesis. Устройство работает точно так же, как D-Pad, однако крошечные инженерные изменения позволили обойти патент Nintendo. Sony тоже не осталась в стороне и нашла выход из ситуации — прикрепила аналог D-Pad внутри корпуса контроллера.
Когда же в 2005 срок патента истек, любая компания могла воспользоваться наработками Nintendo, и D-Pad можно обнаружить даже на недавно анонсированной консоли Steam Deck. При этом, как многие могли заметить, знаменитая крестовина используется не только в игровой индустрии. D-Pad не редко можно было обнаружить на различных карманных компьютерах, пультах управления различной техникой, и даже смартфонах.
Что касается самого Йокоя, то в Nintendo он проработал до 1996 года, успев спродюсировать большое количество видеоигр и поучаствовать в разработке таких легендарных устройств, как R.O.B. и Virtual Boy. К сожалению, жизнь инженера закончилась весьма трагичным образом — на следующий год после ухода из Nintendo Йокой был сбит на скоростном шоссе проезжающим мимо автомобилем. До этого момента он успел основать новую компанию Koto и занимался разработкой портативной консоли WonderSwan для Bandai.
Возможно, Деннис «Thresh» Фонг и не первый додумался использовать комбинацию клавиш WASD для передвижения в шутерах, но считается, что именно он популяризировал ее, победив на турнире по Quake в 1997 и став знаменитостью зарождающегося киберспорта. Тогда с помощью WASD Фонг перемещался по карте «Castle of the Damned», на которой он победил своего главного конкурента Тима «Entropy» Кимзи, после чего был награжден автомобилем Ferrari 328 GTS самого Джона Кармака. Не удивительно, что после такого многие фанаты Quake стали равняться на Фонга и подражать его игре.
«Когда я светился с Кармаком на разных ивентах, ко мне часто подходили фанаты и спрашивали подробности моего конфига. Это происходило так часто, что в конечном итоге Кармак добавил его настройки в Quake 2 для всех желающих», — вспоминал Фонг.
Интересно, но до триумфа в Quake Фонга частенько побеждал в Doom его брат Лайл, несмотря на то что Фонг стал чемпионом в этой игре на турнире Judgment Day в 1995. В то время как все смотрели по сторонам с помощью стрелок на клавиатуре, Лайл использовал трекбол. В какой-то момент Фонгу надоело проигрывать, и он решил укротить компьютерную мышь, что в свою очередь вынудило перенести левую руку на WASD для удобства.
«Как только я перешел на мышь, мои навыки выросли в несколько раз. Можно сказать, после этого я не проигрывал вообще», — признался Фонг.
Вообще в 90-е игроки использовали самые разные раскладки. При этом некоторые разработчики ставили в своих тайтлах непопулярные раскладки по умолчанию, вроде ASDK в System Shock, WADX в System Shock 2, и AZQE в Descent. Тот же Фонг какое-то время использовал WADX и уверяет, что один из его друзей на постоянной основе пользовался ZXCV.
Тем не менее, к выходу Quake 2 даже без помощи конфига Фонга самой популярной комбинацией уже была WASD. Также существенную роль в ее распространении сыграла Half-Life, вышедшая в 1998 году, в которой раскладка WASD стояла по умолчанию.
Затем примеру Half-Life последовали такие игры, как Starsiege Tribes, Quake 3, Daikatana. В 2004 WASD была уже настолько популярна, что оказалась даже в World of Warcraft, охватившей за первые несколько лет больше десяти миллионов человек.
Забавно, но сам глава Valve Гейб Ньюэлл не признает всеми любимую раскладку.
«Лично я не котирую WASD, потому что она убирает руки с печатной позиции. Я всегда предпочитал ESDF», — рассказал Ньюэлл.
Компьютерная мышь
Считается, что самую первую версию компьютерной мыши представил научный исследователь и изобретатель Дуглас Карл Энгельбарт совместно с инженером Биллом Инглишем в 1964 году. Два металлических колеса под деревянным корпусом в патентном бюро были описаны, как «Индикатор X-Y позиций для системы отображения». Мышью же устройство было названо из-за провода, в общей картине напоминающего хвост. Кстати, достижения Энгельбарта не ограничиваются мышью — он также внес весомый вклад в развитие графического пользовательского интерфейса, гипертекста и компьютерной сети.
Интересно, но в 1968 компьютерную мышь открыла и немецкая компания Telefunken, вот только зарегистрировать патент она не подумала.
Одним из первых компьютеров, с которым использовалась мышь, стал Xerox Alto, выпущенный еще в 1973 году. За дизайн новой мыши «на колесе» был ответственен все тот же Билл Инглиш, работающий на исследовательский центр Xerox Parc.
Примерно в это же время началась разработка трекбола, представляющего собой закрепленный в корпусе шар. На самом деле трекболы к тому моменту уже давно использовались армией, например, при управлении радарной системой, а самый первый экземпляр был разработан ученым Ральфом Бенджамином.
При этом хоть какую-то популярность мышь получила лишь в 80-х в рамках компьютеров Microsoft, Apple, и Atari. В 1984 Apple заключила соглашение с Xerox, в рамках которого последняя получала часть компании Стива Джобса и Стива Возняка за возможность использования их устройства с компьютерами Macintosh.
Что касается оптической мыши, то на нее был зарегистрирован патент в 1988 году, а авторами выступили Лиза Уильямс и Роберт Черри из Xerox Microelectronics Center. Рядовым же пользователям оптическая мышь стала по карману лишь к концу 90-х. В 1996 устройства обзавелось колесиком, а в 2004 компания Logitech выпустила первую лазерную компьютерную мышь.
Само собой, тонкости управления видеоиграми всегда останутся одним из ключевых элементов всего игрового процесса, какую бы форму они не приняли. И хотя вряд ли в ближайшее время что-то сможет сместить D-Pad, мышку или даже комбинацию клавиш WASD со своих ролей, интересно представить, в каком виде мы будем взаимодействовать с видеоиграми в будущем.
Обзор назначения клавиш компьютерной клавиатуры. Полезно для начинаюших пользователей.
Как знакомство с театром начинается с вешалки, так и знакомство с компьютером начинается со знакомства с клавиатурой. Это только на первый взгляд кажется, что клавиатура нужна только для вывода текста на экран компьютера или ноутбука. Однако далеко не все знают, что с помощью сочетаний клавиш клавиатуры можно управлять компьютером.
Все клавиши по назначению делятся на пять групп, каждая из которых поможет ускорить работу на компьютере и сделать ее наиболее эффективно и быстро. Благодаря использованию дополнительных кнопок и сочетания клавиш вы быстрее наберете текст, составите отчет, заголовок или диаграмму.
Но для начала необходимо понимать, что клавиатуры могут быть нескольких видов, и соответственно количество клавиш у них будет разное.
Виды клавиатур
Сегодня мы познакомимся с назначением клавиш стандартных или полноразмерных клавиатур, которые встречаются чаще всего.
Разделение клавиатуры на группы
Можно сделать условное разделение на 5 групп:
С расположением клавиш мы разобрались, теперь самое время попробовать использовать из в деле.
Знакомство с курсором
Для работы с текстом необходим текстовый курсор.
Текстовым курсором называют мигающую вертикальную или горизонтальная черточку,которая указывает на экране местоположение вновь вводимого с клавиатуры символа. Наверняка вы видели его,потому что он начинает мигать на экране сразу же после загрузки компьютера
Для управления курсором предусмотрены на клавиатуре стрелки вправо, влево, вниз, вверх и также, следующие клавиши:
Об их предназначении подробно описано на скриншоте ниже.
Стрелками перемещения курсора можно пролистывать изображения, использовать для перемещения в играх и перемещаться по страницам текста.
В правой части клавиатуры находится дополнительная клавиатура, на которой расположены цифровые клавиши и клавиши математических действий, а также дополнительная клавиша Enter. Эта группа клавиш включается в работу нажатием кнопки NumLock.
При отключенном режиме NumLock дополнительную клавиатуру можно использовать для управления курсором — на клавишах с цифрами есть дополнительные надписи и стрелки, указывающие на функции данной клавиши.
Клавиша пробел, самая большая на клавиатуре
Есть еще одна очень важная по назначению клавиша, которая называется «пробел», находится она внизу клавиатуры и является самой большой. При наборе текста она делает пробел между словами, а при выделенном фрагменте текста заменяет его на пробел, что ускоряет работу в текстовом редакторе.
Световые индикаторы клавиатуры
В верхнем правом углу расположены световые индикаторы, загорающиеся при включении той функции,за которую они отвечают.
Первый загорается при включенном режиме NumLock., второй, когда включен режим заглавных букв Caps Lock, третий индикатор загорается при включении Scroll Lock и эта клавиша нужна для включения режима, при котором можно прокручивать страницу вверх-низ клавишами перемещения курсора. Но она работает не на всех компьютерах.
Служебные клавиши
Есть еще несколько служебных клавиш, которые могут понадобиться при работе:
Знакомство с регистрами
Вот собственно и все клавиши на вашей клавиатуре, осталось разобраться как ими пользоваться. Как вы могли заметить, все клавиши буквенно-цифрового отдела клавиатуры имеют двоичное или даже троичное обозначение символов, как правило обозначенных двумя цветами. А как же пользоваться ими? А вот для этого и существует кнопка Shift и комбинация клавиш, переключающая язык ввода текста, на разных клавиатурах может быть разные комбинации, но чаще всего это одновременное нажатие клавиш Ctrl+Alt или Alt+Shift.
При нажатии клавиши Shift будут выводиться заглавные буквы с буквенной группы клавиатуры и значки верхнего регистра цифровых клавиш. В зависимости от языка ввода текста при нажатии Shift будут печататься:
Например, если на клавише изображено три символа,
то один из них вводится при простом нажатии клавиши (это символ «3»)
второй символ «№» при нажатии клавиши на русской раскладке и символ «#» на английской раскладке клавиатуры
Соответственно на дополнительной цифровой панели справа при включенной клавише Num Lock будут выводиться цифры, при выключенной функции Num Lock будут выполняться команды управления курсором HOME, END, PAGE UP, PAGE DOWN, DELETE, INSERT и стрелки.
Комбинации клавиш для ввода символов
Есть еще секреты в использовании клавиш компьютерной клавиатуры, такие как набор символов, которых нет в стандартной клавиатуре. Одно дело, если вы набираете текст в редакторе Word, там эти символы заложены программистами, а если вы набираете текст в обычном текстовом редакторе или блокноте, но символы, обозначающие например значки валют различных стран или иные символы и иконки ☻,♥ и прочие, то вам в помощь будут очень полезны следующие комбинации клавиш:
«Горячие» комбинации клавиш
Есть и еще “секретные” комбинации клавиш, они еще называются “горячими” или глобальными и нужны для скорости ввода текста в редактор или управления командами на ПК:
Важно! Для комфортной работы стоит приобретать белые клавиатуры и желательно, чтобы английские и русские буквы отличались по цвету, это позволяет быстро переключиться с одного языка на другой.
Чтобы понять, какая клавиатура удобнее, при покупке попробуйте нажать несколько клавиш, сравнив ощущения. Некоторые устройства слишком громко щелкают во время использования или нажимаются более жестко. При нажатии становится понятно, на какую глубину погружаются кнопки.
Есть клавиатуры с подсветкой, есть эргономичные клавиатуры которые благодаря изгибу корпуса позволяют работать по несколько часов без появления усталости в руках.
Обучаем HID устройство (читай BT-клавиатуру) работать правильно
Приветствую, хабралюди! На ДР, мне друзья подарили BT-клавиатуру. Маленькая, беленькая, симпатичная, Удобная!
Подключил ее к своему Android 2.3.5 (SGSII), стал с ее помощью лазить по меню, запускать программы, дошел до Вконтакте и решил написать сообщение… а вот переключить на русский язык не смог, но как оказалось позже, это еще были только цветочки! Но кое-что мне удалось. Интересно как?
Сейчас я уже многое понял, и не знаю с чего начать свой рассказ. Поэтому будет долго и скучно, но игра стоит свеч!
Имеем:
Первые шаги
Начал я с того, что написал письмо в техподдержку клавиатуры, с вопросом: а не могли бы вы посодействовать с настройкой клавиатуры для Андроида? Получил, как и ожидалось, ласковый отказ: «Эта клавиатура сделана специально для iPad».
Кому лень было читать статьи, кратко поясню:
На Вашем Android устройстве есть папка (кстати зависит от устройства, подробности есть в статье выше)
/system/usr
где расположены нужные нам каталоги
keylayout и keychars
в них размещаются файлы типа имя_клавиатуры.kl и имя_клавиатуры.kcm.bin соответственно.
Первый (обычный текстовый) отвечает за соответствие сигналов клавиатуры (Linux key code) сигналам Android (Android key code name) и выглядит как список из таких команд:
key 30 A WAKE
Расшифровка: key [scancode] [Android key] [Flags]
По-русски: если на клавиатуре нажали кнопку с кодом 30, то системе будет послана клавиша А, при этом устройство проснется.
Флаг WAKE заставляет устройство проснуться и отреагировать на нажатие буквой А.
А флаг WAKE_DROPPED заставляет только проснуться, т.е. чтобы нажать А, надо будет нажать ее снова.
В статье есть описание и других флагов.
Второй (скомпилированный из исходника бинарник) отвечает за комбинации клавиш вместе с Shift, Alt и т.п. Здесь уже идет таблица из разных вариантов, описывающих действия над Android key. В исходном виде он выглядит как:
key A <
label: ‘A’
base: ‘a’
shift, capslock: ‘A’
ctrl, alt, meta: none
>
А скомпилирован он для ускорения работы и загрузки устройства.
Решаем что делать
Я написал в техподдержку клавиатуры снова, описав свои наблюдения. Но поддержки от них никакой не добился. Им это не интересно. Придется все делать самому.
Что, опять нужен root?
Для доступа в папку /system нужны права root. Значит нужно его получить и не потерять гарантию. Я долго искал способ и для себя один нашел. Ничего не нужно прошивать. Все можно вернуть назад. ИСПОЛЬЗУЙТЕ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК! ВСЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ! НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ! Но для меня все сработало как надо.
Готовим файл
Первые грабли:
Определить имя нужного файла может быть затруднительно. Общий принцип названия файлов, согласно статье — Vendor_XXXX_Product_XXXX_Version_XXXX.kl или DEVICE_NAME.kl
Ну вот, нашли файл, скачали, сделали копию, открыли текстовым редактором типа notepad.
У меня файл назывался Broadcom_Bluetooth_HID.kl
Тааааак, и что тут у нас?
Все понятно, какие-то коды, какие-то кнопки, что к чему не особо понятно, но мы уже готовы к этому, потому что внимательно читали эту статью с начала и до сюда. А как же определить коды клавиш?
Вторые грабли:
Чтобы определить коды клавиш понадобится средство отладки или.
Просто заходим на маркет и находим то что нужно, не с первой попытки конечно. Я перепробовал 3-4 программы. Не все могли похвастаться нужной функцией — многие отображали только Android коды, которые уже прописаны в нашем файле. А нам нужны scancod’ы!
Получаем scancod’ы
Я «отксерил» свою клавиатуру на копире и ручкой стал подписывать коды, которые мне давала программа KeyEvent Display. Так я получил набор кодов, осталось переписать их в файл и назначить им правильные функции.
Редактируем файл
Открываем первую статью по клавиатурам и методично назначаем новые значения нашим кнопкам.
Получается что-то вроде этого:
Третьи грабли:
Не все кнопки будут работать с Вашей версией Android OS! Обратите внимание на колонку Version в первой статье про клавиатуры. Если вы используете те коду, которые предназначены для версий больше вашей, тогда с этого места клавиатура не будет работать.
Все кнопки, указанные после неправильной не будут функционировать.
Поэтому, для будущей совместимости, я в своем файле, клавиши предназначенные не для моей версии Android OS, перенес в конец. Как показала практика, в этом случае все работает и файл готов к переносу на другие версии ОС.
Закидываем файл в систему
Здесь не обойтись без консольной утилиты. Подключаем девайс по USB в режиме отладки и выполняем последовательно команды в консоли cmd.exe:
Четвертые грабли:
Папка /system находится на файловой системе в режиме только для чтения. Для того, чтобы туда писать, нужно перемонтировать систему в режиме RW. Но для этого, нужно определить точку монтирования и тип файловой системы при помощи простой команды mount.
После перезагрузки устройства, файловая система снова станет «только для чтения».
Пояснения к командам:
Проверяем
Заработало!
Поздравляю! По-другому и быть не могло! Вы молодец! Только… как же на русский-то перейти?
Не долго гугля, я нашел простой ответ — нужна софтварная клавиатура, поддерживающая аппаратную. Таких немного. Идеальная, на мой взглад, на сегодня — ruKeybord
Устанавливаем, настраиваем, в раскладках устанавливаем аппаратную клавиатуру вместо qwerty и т.п.
Теперь можно переключать раскладку через Alt+Shift (UPD: или Shift+Space). И флажок показывается.
Кто еще не в курсе, чтобы быстро переключаться между клавиатурами, подержите палец на любом поле ввода и выберите из выпавшего меню «Режим ввода».
Итоги
Как ни старался, но заставить заработать все кнопки, подобно компьютеру, на 2.3.5 невозможно. Но скоро я обновлюсь до Android OS 4 и новые кнопки заработают. На первой фотографии я сижу в putty и редактирую сайт. Очень не хватает кнопки Ctrl. Очень жду обновления ОС. Доволен результатом.