customer support specialist что делает
Профессия «Customer Success менеджер»: кто это, что он делает и как им стать
Как работает отдел заботы о клиентах
Профессия «Customer Success менеджер» или CSM появилась с распространением сервисов и компаний, которые зарабатывают на подписке. Основная задача CSM — следить, чтобы клиенты получали от продукта реальную пользу. Поэтому в России команду success-менеджеров часто называют «отделом заботы о клиентах». О том, что еще делает CSM и как им стать «Цеху» рассказывали эксперты компании Supprt.Science — Дарья Лошкарева и Михаил Селицкий.
Зачем и кому нужен Customer Success менеджер?
CSM нужен не в каждой компании, а в первую очередь, тем бизнесам, которые распространяют свой продукт по подписке. С такой бизнес-моделью необходимо изо дня в день бороться за своего покупателя. Компании нужна клиентская база, которая вернется с повторным платежом и обеспечит выручку, которая позволит дальше расти.
Часто в таких сервисах по подписке уже есть аккаунт-менеджер, продакт-менеджер, а также команда поддержки. Они выполняют разные задачи, но с одной целью — привлечь и удержать клиента.
Главная обязанность Customer Success менеджера — следить, чтобы продукт или сервис решал проблемы пользователей. Зачастую это не конкретные люди, а другие компании или бизнесы. Для этого менеджер работает с клиентами напрямую и взаимодействует с коллегами из других команд.
Что конкретно CSM должен делать на работе?
1. Объяснять пользу продукта
Customer Success менеджер много общается с клиентами сервиса — узнает, какие бизнес-задачи стоят перед ними, и предлагает, как решить их с помощью продукта компании.
Например: новый клиент YouScan, платформы для аналитики социальных сетей, хочет улучшить репутацию своего бренда. Для него важно быстро реагировать на плохие отзывы в социальных сетях. Задача CSM — рассказать ему о функциях, которые помогут узнавать о негативных упоминаниях.
2. Знакомить пользователей с продуктом
Это самая важная задача в работе success-менеджера. Он созванивается с новым клиентом и определяет функции сервиса, которые принесут ему наибольшую выгоду.
Допустим, новый клиент Klaus, платформы для проверки качества работы сотрудников, хочет получить не только удобный инструмент для отслеживания эффективности, но и автоматизированную аналитику. В таком случае менеджер должен объяснить, как настроить эту аналитику, узнать, что именно клиент хочет в ней видеть, а затем — показать, как пользоваться графиками и диаграммами.
3. Следить за продлением отношений
CSM следит, чтобы клиенты были лояльными и продолжали пользоваться продуктом. Он отслеживает даты, когда заканчивается подписка у клиентов, и проверяет, как у них идут дела. Если замечает проблемы — например, клиент давно не заходил в личный кабинет и не пользовался сервисом, то сам выходит на связь и активно ищет, где могут быть сложности и как их исправить.
Хороший показатель для бизнесов, работающих по подписке, — удержание клиентов на уровне 80%.
4. Строить отношения между клиентом, поддержкой и другими отделами
Не все вопросы входят в зону ответственности success менеджера. Например, технические сложности, второстепенные проблемы с продуктом, базовые бизнес-вопросы — должны быть адресованы поддержке.
Чтобы такие краткосрочные задачи решались быстро и эффективно, CSM помогает настроить отношения поддержки с другими отделами внутри компании, которые влияют на клиента: продажи, маркетинг, команда продакт-менеджеров, разработчики. Это важно, потому что о многих проблемах клиента первой узнает поддержка и нужно, чтобы она понимала, что с проблемой делать и куда передать дальше.
5. Защищать интересы клиента
Так как success-менеджер напрямую работает с клиентами, то он лучше других знает проблемы клиентов, что им нравится в продукте, а что нет. Можно сказать, что он их адвокат — отвечает за защиту их интересов в компании.
Одна из задач CSM — организовать сбор обратной связи и проанализировать ее, а также пользовательскую статистику. Затем success менеджер передает эти данные в другие отделы компании. Это поможет учитывать желания клиентов при принятии решений о продукте и его развитии, сфокусировать компанию на том, что будет приводить пользователей к успеху.
Что нужно уметь?
Чтобы справляться со всеми этими задачами, Customer Success менеджер должен обладать определенными навыками и личными качествами.
Уметь анализировать. Аналитические способности пригодятся, чтобы принимать решения на основе данных. CSM постоянно смотрит на метрики и, если с ними что-то идет не так, углубляется в причины.
Разбираться в специфике отрасли. Часто, чтобы стать хорошим success менеджером, нужно хорошо разбираться в особенностях определенной ниши, для которой создается продукт компании. Например, чтобы понимать боли бренд-менеджеров, для которых компания делает сервис мониторинга упоминаний в интернете, нужно знать их компетенции, задачи, зону ответственности.
Знать, как проводить глубинные интервью и уметь хорошо писать. Также CSM должен уметь проводить глубинные интервью с пользователями — как минимум, знать основы customer development. Пригодится и навык написания текстов, чтобы писать статьи для блога компании про то, как продукт решает проблемы конкретных пользователей, а также разные FAQ и базы знаний для клиентов.
Уметь и любить общаться. Во многих компаниях половина рабочего времени Customer Success менеджера уходит на общение с пользователя сервиса: обучение, интервью, сбор фидбек. Поэтому без умения общаться с людьми и выстраивать с ними дружелюбные отношения никуда.
Быть эмпатичным. Умение поймать настроение в разговоре, почувствовать собеседника нужно success-менеджеру для общения с клиентами и специалистами из других команд. В общении с клиентом нужно уметь расположить собеседника и узнать, какие вызовы перед ним стоят, а во взаимодействии с маркетингом, продуктовой командой, разработчиками — аргументированно рассказывать об этих вызовах, и какие изменения в продукте их смогут решить.
Сколько получает Customer Success менеджер?
Поскольку и поддержка, и продакт, и аккаунт взаимодействуют с клиентами, то вырасти в Customer Success менеджера можно с любой из этих позиций. И чаще всего, когда в компаниях появляется такая должность, на нее переходит кто-то из уже работающих в соседних отделах специалистов. Поэтому стоит следить за развитием компании и появлением новых отделов — возможно позиция CSM в вашей команде появится еще до того, как ее опубликуют на сайтах с вакансиями.
С чего начать, если вы хотите войти в профессию?
Качественных онлайн-курсов для будущих CSM на русском языке пока нет, поэтому эксперты компании Supprt.Science весной планируют сами организовать онлайн-курс.
А вот полезные книги и статьи:
Все самое важное и интересное собираем в нашем Telegram
Customer Service: зачем он нужен и как его прокачать
Цель любого бизнеса — это продажи и прибыль, а прибыль приносят клиенты. Счастливые клиенты приносят больше прибыли и роста бизнесу. Поэтому об их счастье обязательно нужно заботиться.
Что такое Customer Service
Customer Service — это поддержка, которую вы оказываете пользователям до и после покупки. Поддержка выходит далеко за рамки возможностей оператора колл-центра. Она доступна через почту, чат на сайте или в приложении, в мессенджерах и социальных сетях. Часто поддержка работает круглосуточно — пользователь может задать вопрос в любое время и любым способом, который ему нравится, и он получит ответ.
Но Customer Service — это не просто ответы на вопросы. Это важная часть взаимодействия бренда с аудиторией.
Почему это важно
Качество поддержки играет решающую роль в том, выберет ли пользователь ваш продукт.
Счастье клиентов важно для компании, потому что клиенты платят деньги. Несчастные клиенты не будут платить деньги и уйдут платить деньги компании, которая сделает их счастливыми.
Раньше люди принимали решение о покупке, в основном, опираясь на цену продукта, а сейчас это решение основывается на общем впечатлении от компании.
По данным Gartner Research, 89% компаний сейчас конкурируют между собой именно по качеству поддержки.
Качественная поддержка — важная составляющая успешного клиентского опыта, особенно когда ваш Customer Service выходит за рамки ответов на вопросы. Если ваши операторы предвосхищают вопросы пользователей, или у них есть внутренний сервис, чтобы параллельно осуществлять допродажи и кросс-продажи соответствующих продуктов, вы точно покорите сердца и серьёзно обгоните конкурентов.
Customer Service ощутимо влияет на прибыль
С этого мы начали, а сейчас остановимся подробнее. Вы наверняка слышали, что удерживать действующих клиентов намного дешевле, чем привлекать новых (по некоторым оценкам, привлечение стоит в 6-7 раз дороже).
Некачественная поддержка — одна из главных причин оттока. Аналитики U.S. Small Business Administration подсчитали, что 68% пользователей уходят, потому что столкнулись с негативным опытом обращения в поддержку.
Некачественная поддержка убьёт вашу репутацию
Пользователи привыкли мгновенно получать то, что они хотят, и в целом их стандарты возросли. Кроме того, они сразу пишут негативные отзывы в интернете, которые получают широкий охват и могут погубить вашу репутацию.
Важно поддерживать клиентов одинаково хорошо во всех каналах — любая ошибка может стать фатальной.
Customer Service — часть взаимодействия с продуктом
Граница между продуктом и сервисом стирается, и обслуживание клиентов стало его частью. Практически на любом сайте, куда вы попадаете, вы найдёте онлайн-чат. Многие сайты вшивают ссылки на базу знаний в информацию о продукте.
Оплачивая ваш сервис или продукт, клиент уже рассчитывает на поддержку, и воспринимает её как составляющую часть своей покупки.
Клиенты готовы платить больше за качественную поддержку
Фокус на положительном клиентском опыте — это не просто модный тренд. Каждый ваш контакт с пользователем не только побуждает его любить вас сильнее, но и повышает ваш доход. Согласно исследованию SalesForce, 86% клиентов готовы платить больше, если им вы обеспечите им качественную поддержку. Вы можете даже подумать о новом премиальном тарифе с расширенной поддержкой — вероятно, многие будут заинтересованы.
Как прокачать Customer Service
Сделайте счастье клиентов главной целью компании
Кажется, что счастье клиентов — это забота команды поддержки. Какое дело до этого дизайнеру, бухгалтеру, разработчику?
Операторы поддержки — это часть команды, которая непосредственно работает с клиентами. Их работа будет намного проще, если вся компания будет ориентироваться на клиентов в принятии важных решений.
К тому же, этот подход избавит вас от организационных проблем. Все будут говорить на одном языке, и информация между командами будет передаваться быстро.
Допустим, клиент недоволен доставкой вашего товара — он пришел поврежденным. Если все команды работают несинхронно, количество недовольных клиентов будет расти: те, кто занимается упаковкой, продолжат делать свою работу некачественно, потому что не отвечают за конечный результат — счастье клиента.
Если вы поставите общей целью счастье клиентов, таких сложностей станет меньше.
Постоянно обучайте операторов
Выделите время и бюджет на обучение вашей команды поддержки. Важно, чтобы каждый оператор четко понимал, как удовлетворить запросы клиентов.
Согласно исследованию MIT Sloan, пользователи действительно воспринимают качество поддержки близко к сердцу:
Определите путь клиента
Проанализируйте ваше взаимодействие с клиентом. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Ответы на эти вопросы помогут вам визуализировать путь клиента:
Понимание этого пути позволит вам:
Другими словами, вы сможете предвосхищать запросы пользователей. Подробнее про то, как построить карту клиентского пути и какие вопросы помогут в ее создании, мы уже писали в блоге.
Опасность того, что клиент столкнется с проблемами и попадет в отток, есть на каждом этапе его пользовательского пути. Своевременная и качественная поддержка поможет ему справиться с кризисными ситуациями и остаться в продукте.
К примеру, если ваш путь клиента похож на тот, что мы показали выше, в первый месяц работы у пользователя возникают вопросы по биллингу — как выставляется счёт и как его оплатить. Вы можете решить эту проблему, если предложите соответствующую информацию сразу после регистрации.
Сделайте поддержку омниканальной
Кому-то удобнее позвонить и обсудить все вопросы по телефону. Другие предпочтут подробно описать свою проблему в электронном письме и подождать обстоятельного ответа. Третьи ждут немедленного ответа в мессенджере.
Важно обеспечить поддержку во всех каналах, которые используют ваши клиенты, а высший пилотаж — сделать поддержку омниканальной. В этом случае клиент, который обратился к вам в чате, может уточнить ответ по телефону или попросить отчёт на почту. И в любом канале его просьбу поймут и выполнят.
Установите цели Customer Service
Что нужно, чтобы поставить SMART-цели для команды поддержки:
Эффективные цели Customer Service могут быть сконцентрированы на удержании пользователей, увеличении LTV, росте общего показателя удовлетворенности.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Отслеживайте ключевые показатели эффективности
После того, как вы поставили цели, нужно определить KPI, по которому вы будете отслеживать их достижение.
Эти показатели помогают мгновенно оценить, насколько хорошо работает ваша команда поддержки.
Поддержка напрямую влияет на метрики SLA (вроде скорости первого ответа, закрытия диалога и подобные) и лояльность пользователей, но от нее зависят и общие продуктовые метрики: MRR, LTV, NPS, отток и активация пользователей в продукт.
Определять эффективность поддержки можно по следующим показателям:
Важно рассматривать эти показатели в связке друг с другом. Например, ваша команда может успешно сократить время решения вопроса, но пострадает качество — удовлетворенность клиентов снизится. Выберите метрики, за которыми хотите следить, установите связи между ними и постепенно двигайтесь к целям.
Выберите правильные инструменты
Убедитесь, что операторы обеспечены всем необходимым программным обеспечением, чтобы быстро находить нужную информацию, быстро принимать решения и координировать несколько каналов и диалогов одновременно.
Пользователи хотят, чтобы их слышали, о них заботились и понимали, и здесь нет места для ошибок. Удобная платформа позволит вашим операторам реагировать на всё быстро и не сойти с ума.
Если ваши данные о клиенте не централизованы, вы будете сталкиваться с проблемами каждый раз, когда один из операторов уходит на больничный или в отпуск. Еще один важный момент — данные должны быть доступны и понятны. Вести сугубо личные заметки — не лучшая идея, потому что другой человек может запутаться в ваших записях.
Дайте операторам власть
Итак, если вы выполнили все предыдущие шаги, у вас получилась хорошая стратегия Customer Service. Чтобы сделать ее отличной, остался всего один шаг — расширить полномочия операторов.
Так они не только смогут быстрее обрабатывать запросы, но и делать это качественнее. Секрет в том, чтобы каждый член команды мог принимать решения самостоятельно, не пробиваясь через дебри согласований.
Определите меры, которые оператор может предпринимать для решения проблемы. Например:
Интересную политику ведут в сети отелей Ritz-Carlton: сотрудники могут тратить 2000 долларов на решение проблемы клиента. Менеджеру не нужно ждать согласования — он может предпринять любую меру, которая укладывается в этот бюджет.
Что в итоге
Не существует идеального решения, когда речь идет о Customer Service. Но есть верные способы дать клиентам почувствовать вашу заботу. Для этого не забывайте:
Так ваши клиенты станут не помехой работе, а опорой и адвокатами бренда.
К тому же, клиенты могут стать источником идей для роста компании — поддержка тесно взаимодействует с клиентами и лучше всех знает, какие у них бывают проблемы и какие изменения в продукте могут улучшить их пользовательский опыт.
Реактивная часть работы поддержки — реагировать на входящие запросы и решать проблемы пользователей, но у поддержки есть много возможностей и компетенций, чтобы проактивно влиять на сервис в целом.
Профессия: Customer Support
В моей голове существует шкала легкости вхождения в удаленные профессии, и Customer Support (специалист поддержки пользователей/клиентов) занимает там почетное второе место, сразу после специалиста по вводу данных, о ремесле которого я размышляла в прошлый раз в Профессия: Специалист по вводу данных.
Если у тебя уже есть небольшой опыт с удаленным режимом работы наедине с самим собой, то можешь начинать работать удаленно с людьми. Конечно, коллеги — тоже люди, но я имею в виду клиентов, пользователей, заказчиков (зависимости от сферы).
Пример: раз ты меня сейчас читаешь, то, скорее всего, у тебя есть смартфон, а сколько приложений установлено в нем? Практически в каждом из приложений есть либо чат с поддержкой, либо имейл обращение в поддержку либо, в худшем случае, база часто задаваемых вопросов.
Еще пример: как давно ты заказывал что-то в интернет магазине? А что ты делал, если твой заказ не был доставлен в срок или тебе необходимо было срочно что-то изменить в заказе? Правильно — звонил или писал в поддержку.
Так вот за этим онлайн-чатом, имейлами и текстовыми инструкциями и звонками всегда стоят реальные люди. Реальные люди отвечают нам в чате и на звонки, реальные люди отвечают на имейл, реальные люди сочиняют ответы на часто задаваемые вопросы. При этом времена, когда они сотнями сидели в душных офисах в Индии заканчиваются, сейчас эти реальные люди могут спокойно сидеть у бассейна на Бали или у себя в спальне в Уфе и помогать нам решать вопросы в реальном времени.
Что делает: в зависимости от специфики можно выделить два уровня сложности задач CS (от англ. Customer Support).
Начальный, менее технический: выполняет самые простые задачи
Продвинутый, с техническим уклоном: уже больше аналитик нежели CS, так как больше работает с данными и самим продуктом и инструментами, а не с пользователями
Другие названия: менеджер/специалист по работе с клиентами, оператор кол-центра, специалист контакт-центра, оператор контактного центра, оператор онлайн-чата, специалист клиентской службы, менеджер работе с действующими клиентами, оператор службы поддержки, онлайн-консультант, менеджер онлайн-магазина, специалист справочно-информационного отдела, аналитик службы поддержки пользователей
На английском: Customer Support Specialist, или просто Customer Support, Customer Service, Customer Service Representative, IT Assistant, Customer Experience Specialist, Helpdesk Specialist, End User Support Service, Customer Contact Center Manager, Customer Support Executive, Customer Support Analyst, Product (name) Hero/Ninja, Live Chat Support Specialist и другие.
Технические навыки: только на продвинутом уровне, набор зависит от специфики компании и может варьироваться
Сколько зарабатывает: на русскоязычных вакансиях указана вилка 30–50 тыс. рублей, для должности руководителя отдела — 50–100 тыс. рублей, в иностранных компаниях — 1–2,5 тыс. долларов и выше (все для удаленных вакансий)
Перспективы: было бы желание, как говорится.
Горизонтально: понравилось работать с текстами — можно перейти в контент-менеджмент, понравилось общаться с пользователями — переходи в базовый SMM и поддержание профилей компании в соцсетях. Если понимаешь, что устал работать с людьми — переходишь в отдел документации или в младших тестировщиков (про последних расскажу в одном из следующих постов).
Вертикально: поработав в рядовых младших специалистах, переходишь в продвинутых, прокачивая дополнительные технические навыки, потом переходишь в руководителя отдела или команды поддержки пользователей, а с руководящей должности можно пойти в Product Manager там уже будешь не просто работать с вопросами пользователей, а анализировать их потребности и вносить изменения в сам продукт.
Вариации: CS отделы всегда имеются в большинстве айти компаний, у которых есть свой продукт и в основном выполняют основные CS задачи, перечисленные выше, также часто CS встречаются в:
Примеры вакансий (актуальные на дату публикации):
Customer Success Manager – крестная фея ваших клиентов
Узнали, чем занимаются эксперты в Customer Success из Carrot quest, Setka и Miro, собрали основные моменты из интервью об их работе и делимся с вами.
Все знают, зачем нужна команда поддержки и какие у нее основные задачи, но что насчет Success-команды? Чем она занимается, какие проблемы решает, за какие метрики отвечает, ну и самый главный вопрос: в чем её отличие от команды техподдержки? Чтобы не ходить вокруг да около, мы решили пообщаться с несколькими экспертами в Customer Success. В интервью участвовали Success-менеджеры из Carrot quest, Setka и Miro (ex RealtimeBoard).
В итоге у нас получился очень большой материал, а специально для vc.ru мы собрали основные моменты из всех интервью и резюмировали самые важные аспекты в работе команды Customer Success.
CSM – это представитель клиента в компании. Success Manager работает наперед, предупреждая проблемы пользователей. А его основная цель – показать ценность от продукта клиенту и передавать фидбэк пользователей в команды разработки и продукта.
Основная задача CSM – помогать клиенту в работе с сервисом и показывать ценность продукта: рассказывать про фичи и проводить качественный онбординг, чтобы пользователь понял, что не может жить без вашего продукта и оставался с компанией надолго.
Основное отличие в том, что техподдержка помогает клиенту уже после возникновения проблемы. Customer Success же проактивно работает с клиентом. Его задача построить такие отношения с пользователем, чтобы проблем вовсе не возникало.
Часто Customer Success и Support ведут совместную коммуникацию с пользователями. CSM может обращаться за помощью в техподдержку, если у клиента вопрос более сложного технического характера.
Идеальной метрики, которая будет подходить абсолютно всем компаниям и показывать реальные результаты, нет. Каждая компания выбирает свои метрики для анализа. Это может быть LTV, Churn Rate, GRR (gross retention rate), NRR (net retention rate) и CRR (customer retention rate) в зависимости от типа компании и ее стадии развития.
Success-команда была создана для сферы SaaS-бизнесов, которые работают по модели подписки на сервис или услугу в B2B сегменте. Но сейчас все чаще можно встретить CSM и в других сферах бизнеса, так как многие начинают видеть реальную ценность такого подхода.
Все зависит от целей компании, но одним из основных показателей все равно будет удовлетворенность клиента от продукта и то, как быстро он решает свои задачи с помощью сервиса. Если проблема клиента решена с помощью CSM и при этом клиент остался доволен работой сервиса, значит работу Customer Success можно считать успешной.
Так как CSM работает наперед, одним из основных качеств будет проактивность. Нужно быть предупредительным и любопытным, чтобы всегда знать, что там происходит у клиента, какие у него проблемы и почему они возникают.
Как и в техподдержке, Success-менеджер должен хотеть помогать и “приносить счастье” клиентам, а также обладать эмпатией, хорошо говорить и уметь находить контакт с другими отделами: разработкой, продуктом и техподдержкой, чтобы доносить до них, что именно нужно пользователям.