Что значит унитарная некоммерческая организация
Что значит унитарная некоммерческая организация
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 337-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 23.11.2015 N 312-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ)
Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны
И где они могут взять деньги
В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.
Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.
Что такое НКО и чем они занимаются
Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.
Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.
Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.
В этой статье я расскажу о формах существования и способах поддержки не всех НКО: садоводческие и огороднические товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже НКО, но их деятельность регулируют отдельные законы, и здесь о них я говорить не буду.
Как зарегистрировать НКО
Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.
Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.
Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».
Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.
Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.
Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.
Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».
Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.
Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.
В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:
Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.
По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.
Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.
Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.
Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.
Отчеты в Минюст
Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.
Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.
Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.
Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:
Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.
Отчеты в налоговую
НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.
Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.
При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.
Где НКО может найти деньги
Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.
Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.
Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.
Кто может получить помощь от государства
Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества людей с инвалидностью, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».
Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.
Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.
Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.
Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.
Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.
Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.
Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.
Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.
Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.
Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.
Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.
Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.
Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».
Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.
Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Как государство помогает НКО
Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.
Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.
Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.
Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.
Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.
Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.
По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.
О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги
Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.
Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.
Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.
Сначала читать, потом подписывать
Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.
Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.
Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.
В следующей статье расскажу про личный опыт получения субсидии для НКО.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ глава 4 настоящего Кодекса дополнена параграфом 7, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.
§ 7. Некоммерческие унитарные организации
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Статья 123.17. Основные положения о фонде
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 123.17 ГК РФ
Информация об изменениях:
1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Информация об изменениях:
2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Информация об изменениях:
3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ пункт 5 признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.
Статья 123.18. Имущество фонда
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 123.18 ГК РФ
1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
ГАРАНТ:
Положения пункта 1 статьи 123.18 не распространяются на Московский фонд реновации жилой застройки в части привлечения к ответственности учредителей фонда по обязательствам фонда в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домов
2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.
Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.
Статья 123.19. Управление фондом
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 123.19 ГК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ в пункт 1 статьи 123.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:
определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;
образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;
принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;
принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;
одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.
Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ в пункт 2 статьи 123.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.
К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.
3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.
4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 123.20 ГК РФ
1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.
Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.
2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ статья 123.20-1 признана утратившей силу с 1 марта 2022 г.
Статья 123.20-1. Создание наследственного фонда, условия управления им и его ликвидация
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 123.20-1 ГК РФ
1. Наследственным фондом признается создаваемый в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.
2. Наследственный фонд подлежит созданию после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Кодекса.
Завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом. Такое завещание подлежит нотариальному удостоверению.
Наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда в случае неисполнения нотариусом обязанности по созданию наследственного фонда.
Нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда. Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.
Действия нотариуса по созданию наследственного фонда могут быть оспорены выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчиком или наследниками, если нотариусом нарушены содержащиеся в завещании или решении об учреждении наследственного фонда распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им.
3. Имущество наследственного фонда формируется при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом наследственного фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в наследственный фонд не допускается.
При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного статьей 1154 настоящего Кодекса. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса.
Условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели фонда или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество фонда, определяются органами фонда в соответствии с условиями управления фондом.
Порядок передачи выгодоприобретателям наследственного фонда или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда, должен быть определен условиями управления фондом путем указания на вид и размер передаваемого имущества или порядок определения вида и размера имущества, в том числе имущественного права (например, права пользования имуществом, права на оплату работ, услуг, оказываемых третьими лицами выгодоприобретателям или отдельным категориям лиц), срок или периодичность передачи имущества, а также на обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача.
5. Устав наследственного фонда и условия управления наследственным фондом не могут быть изменены после создания наследственного фонда, за исключением изменения на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случаях, если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать, а также в случае, если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником (статья 1117), если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда.
6. Условия управления наследственным фондом до направления нотариусом указанного в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи заявления доводятся им до сведения лиц, входящих в состав органов фонда, и могут быть раскрыты только выгодоприобретателям, а также в предусмотренных законом случаях органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество подлежит передаче выгодоприобретателям соразмерно объему их прав на получение имущества или дохода от деятельности фонда, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрены иные правила распределения оставшегося имущества, в том числе его передача лицам, не являющимся выгодоприобретателями. При отсутствии возможности определить лиц, которым подлежит передаче оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество, такое имущество в соответствии с решением суда подлежит передаче в собственность Российской Федерации.
8. Наименование наследственного фонда должно включать слова «наследственный фонд».
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ статья 123.20-2 признана утратившей силу с 1 марта 2022 г.
Статья 123.20-2. Управление наследственным фондом
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 123.20-2 ГК РФ
1. В качестве единоличного исполнительного органа наследственного фонда или члена коллегиального органа наследственного фонда может выступать физическое или юридическое лицо. Выгодоприобретатель наследственного фонда не может выступать в качестве единоличного исполнительного органа фонда или члена коллегиального исполнительного органа наследственного фонда.
2. В случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда, в нем создаются высший коллегиальный орган и попечительский совет. В состав высшего коллегиального органа наследственного фонда могут входить выгодоприобретатели фонда.
3. До направления нотариусом указанного в абзаце четвертом пункта 2 статьи 123.20-1 заявления о государственной регистрации наследственного фонда в уполномоченный государственный орган нотариус предлагает лицам, указанным в решении об учреждении фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении фонда, войти в состав органов фонда. При согласии указанных лиц войти в состав органов фонда нотариус направляет сведения о них в уполномоченный государственный орган.
В случае отказа лица, указанного в решении об учреждении фонда, войти в состав органов фонда и невозможности сформировать органы фонда в соответствии с решением об учреждении фонда нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда.
4. Замена членов коллегиальных органов наследственного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, осуществляется в порядке, предусмотренном уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрен порядок определения членов коллегиальных органов фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, в случае их выбытия, в том числе предусмотрено подназначение указанных лиц из определенного списка.
Если в течение года со дня возникновения необходимости формирования органов наследственного фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах фонда, отсутствие единоличного исполнительного органа) такие органы не будут сформированы, фонд подлежит ликвидации (пункт 7 статьи 123.20-1) по требованию выгодоприобретателя или уполномоченного государственного органа. До истечения указанного срока единоличный исполнительный орган наследственного фонда (при наличии такого органа) продолжает осуществлять деятельность наследственного фонда в соответствии с условиями управления наследственным фондом.
5. Условиями управления наследственным фондом могут быть предусмотрены порядок выплаты и размер вознаграждения лицу, осуществляющему полномочия единоличного исполнительного органа фонда, членам попечительского совета фонда или членам иных органов фонда за исполнение своих обязанностей.
6. Уставом фонда может быть предусмотрена необходимость получения согласия высшего коллегиального органа фонда или иного органа фонда на совершение наследственным фондом указанных в уставе сделок.
7. Аудит деятельности наследственного фонда проводится по основаниям, предусмотренным условиями управления наследственным фондом, а также по требованию выгодоприобретателя в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 123.20-3 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к отношениям между участниками гражданско-правовых сообществ, которым сообщения (извещения) о проведении заседаний общих собраний или проведении заочного голосования были направлены после 1 июля 2021 г.
8. Единоличный исполнительный орган наследственного фонда обязан хранить устав фонда и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение об учреждении фонда, документы, подтверждающие права фонда на его имущество, документ, содержащий условия управления наследственным фондом, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколы заседаний коллегиальных органов фонда и протоколы заочного голосования членов коллегиальных органов фонда, отчеты оценщиков, заключения ревизионной комиссии (ревизора) фонда, аудитора фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля, судебные акты по спорам, связанным с управлением фондом, иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом фонда и условиями управления наследственным фондом.
Уставом фонда может быть предусмотрено хранение документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, у нотариуса по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате.
9. Отчет об использовании имущества наследственного фонда не подлежит опубликованию, за исключением случаев, предусмотренных условиями управления наследственным фондом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ статья 123.20-3 признана утратившей силу с 1 марта 2022 г.
Статья 123.20-3. Права выгодоприобретателей наследственного фонда
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 123.20-3 ГК РФ
1. Выгодоприобретатель наследственного фонда имеет право на получение в соответствии с условиями управления наследственным фондом всего или части имущества фонда, а также иные права, предусмотренные настоящей статьей. Права выгодоприобретателя наследственного фонда неотчуждаемы, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя. Сделки, совершенные с нарушением этих правил, являются ничтожными.
2. Выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, за исключением коммерческих организаций.
4. В случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда, выгодоприобретатель вправе запрашивать и получать у наследственного фонда информацию о деятельности фонда.
5. Выгодоприобретатель наследственного фонда вправе потребовать проведения аудита деятельности фонда выбранным им аудитором. В случае проведения такого аудита оплата услуг аудитора осуществляется за счет выгодоприобретателя наследственного фонда, по требованию которого он проводится. Расходы выгодоприобретателя фонда на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению попечительского совета за счет средств фонда.
6. В случае нарушения условий управления наследственным фондом, повлекшего возникновение у выгодоприобретателя убытков, последний вправе потребовать их возмещения, если это право предусмотрено уставом фонда.
7. Выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам наследственного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя.
Информация об изменениях:
Статья 123.21. Основные положения об учреждениях
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 123.21 ГК РФ
1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
ГАРАНТ:
Учреждение, созданное до дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд
4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 123.22 ГК РФ
1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
ГАРАНТ:
Действие пункта 5 статьи 123.22 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 2020 г. N 23-П пункт 5 статьи 123.22 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения)
5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
ГАРАНТ:
Действие пункта 6 статьи 123.22 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.
6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.
8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
Статья 123.23. Частное учреждение
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 123.23 ГК РФ
1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.
2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.
3. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.
3. Автономные некоммерческие организации
Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 123.24 ГК РФ
1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.
3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.
6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.
По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.
8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.
Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 123.25 ГК РФ
1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.
2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.
4. Религиозные организации
Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 123.26 ГК РФ
1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ пункт 2 статьи 123.26 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.
Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.
Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 123.27 ГК РФ
2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.
Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.
3. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.
Статья 123.28. Имущество религиозной организации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 123.28 ГК РФ
1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.
2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.
3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.
4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.