Что значит социальная ситуация

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. situation, social; нем. Situation, soziale. Совокупность соц. факторов, влияющих на поведение, чувства и представления индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени … Толковый словарь по социологии

развитие: ситуация социальная — (социальная ситуация развития) система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Чрезвычайная ситуация социальная — Социальная чрезвычайная ситуация это обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате массовых беспорядков, терроризма, бандитизма, действия организованных преступных групп, межэтнических, межконфессиональных, военных, вооруженных … Официальная терминология

социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. С. с. р. как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе… … Большая психологическая энциклопедия

Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

ситуация развития социальная — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа … Большая психологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью… … Новейший философский словарь

ситуация проблемная — возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из… … Большая психологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие «роль» было введено независимо друг от друга… … Новейший философский словарь

Социальная дилемма — Ситуация, когда нам приходится принимать решение о поступке, который может принести личную выгоду в ближайшсм будущем, однако, в силу определенных общественных последствий, может причинит:ь вред в отдаленной перспективе. В романе Джозефа Хеллера… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Социальная ситуация и ее структура

Коммуникация всегда ситуативно обусловлена. Переменными, задающими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц и др. Наша интерпретация чьих-то слов или действий будет зависеть от того, в каком контексте мы воспринимаем эти слова или действия.

В самом общем виде социальная ситуация – это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности. Занимаясь изучением социальных ситуаций, группа социальных психологов Оксфордского университета под руководством М. Аргайла[2] предложила выделять следующие универсальные факторы социального взаимодействия, которые придают ситуации определенность:

4. Элементарные действия, т. е. простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии.

5. Последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего).

6. Концепты-знания, т. е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь, или значение слова “шах”. В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие.

7. Физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т. п.), физические качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т. п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами).

8. Язык и речь, т. е. ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия.

9. Трудности и навыки, т. е. различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.

Среди перечисленных факторов указаны как объективные аспекты ситуации, внешние по отношению к действующему субъекту, так и субъективные, локализованные в его сознании и психике. Ключевое положение, по мнению исследователей, занимают цели. Они рассматриваются как независимые переменные, а все остальные параметры как зависимые от них. Следующими за структурой целей по своей значимости для определения типа ситуации идут правила, эмоциональная атмосфера и умение преодолевать трудности. Например, встреча друзей после длительной разлуки или встреча студента и научного руководителя с целью обсудить ход работы над дипломом будут различаться в первую очередь по этим параметрам, хотя, разумеется, отличия будут касаться и используемого стиля речи, и, возможно, выбранного места встречи. Анализируя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы, таким образом, разделяем в ней известное и неизвестное, вычленяя цель общения, его задачу и одновременно фиксируя имеющиеся условия достижения цели.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей, являются следующие:

* ориентированная на выполнение дела – ориентированная на общение;

* поверхностная – глубокая (интимная) включенность.

В соответствии с этими характеристиками были выделены следующие типы социальных ситуаций:

· личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками;

· случайные эпизодические встречи со знакомыми;

· формальные контакты в магазинах и на работе;

· асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (например обучение, руководство, интервьюирование);

· конфликт и переговоры;

Предложенная типология ситуаций не является единственной.

Одна из наиболее известных классификаций видов ситуаций межличностного взаимодействия связана с именем канадского психолога Эрика Берна[3]. В ее основе лежит то, что он назвал потребностью в структурировании времени. Э. Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирования времени – четыре основных и два пограничных случая.

1. Первый пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует: человек физически присутствует, но психологически он вне контакта, погружен в собственные мысли. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызывать проблем, если только оно не превращается в привычку.

2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, прощания, благодарности), но могут быть и официальными (например, дипломатический этикет). Цель этого типа общения — возможность совместного проведения времени, не сближаясь.

3. Времяпрепровождение – это полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4. Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное выполнение поставленной задачи.

5. Игры – наиболее сложный тип общения, согласно Э. Берну, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Скажем, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это взаимодействие с заранее сформулированной целью. Если же он просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, обращает его против утешителя, то это игра. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Берн полагает, что важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Основная причина этого, полагает он, в том, что повседневная жизнь предоставляет людям мало возможностей для подлинной близости. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь повторяющиеся виды времяпрепровождений в конце концов приедаются. Чтобы избавить себя от скуки и одновременно избежать опасностей, сопутствующих близости, большинство людей в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Люди выбирают себе друзей и партнеров чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Если же кто-то начнет играть в новые игры, он, скорее всего, будет изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. Если таких людей лишить возможности играть, они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.

6. За игрой следует второй пограничный случай – близость, замыкающий ряд способов структурирования времени. Близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений. Прототипом близости является акт любовных, интимных отношений.

Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлеченности участников в преобразование отношений[4]. Это социально-ролевой, деловой и интимно-личностный уровни.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия. Коммуникация при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит она между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, т. е. оцениваются их функциональные качества. Соответственно общение является психологически отстраненным.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью. На этом уровне целью участников коммуникации является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Основной принцип такого общения – эмпатия, доверительность.

Каждый уровень общения предполагает использование соответствующих только ему моделей поведения, глубины взаимопонимания, согласия и сопереживания, способов взаимодействия.

Определение ситуации, выполняя функцию ориентации человека в социальной среде, является важнейшим структурообразующим моментом межличностного взаимодействия. Ситуация межличностного взаимодействия предполагает совместную деятельность двух партнеров по общению, заведомо социально и психологически непохожих друг на друга, но при этом зависимых в осуществлении своих намерений друг от друга. Это не может не приводить к психологическому напряжению между ними разной степени интенсивности. Между коммуникантами постоянно возникают критические моменты выбора целей взаимодействия, на которые следует ориентироваться, что превращает процесс коммуникации в предмет переговоров. Результатом этих “переговоров” является, говоря словами И. Гофмана, “рабочее соглашение”, т. е. участники формируют общее определение ситуации, которое подразумевает не столько реальное согласие относительно существующего положения дел, сколько согласие относительно того, чьи притязания и по каким вопросам временно будут признаваться всеми[5].

Таким образом, приведенные выше типологии исходят из возможности определения и выделения типичных социальных ситуаций, т. е. ситуаций, неоднократно возникающих при взаимодействии между людьми, следовательно, их сценарий известен членам данной культуры (субкультуры). Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделять такие стандартные, типичные социальные ситуации и соответствующими действиями конструировать их. Знать, как вести себя в данной ситуации, будь это свадьба, визит к друзьям, любовное свидание или деловые переговоры, какие действия в ней уместны, а какие нет, является показателем социальной компетентности.

Межличностное пространство

Определив тип социальной ситуации, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Условием успешной коммуникации является создание участниками «общей социальной действительности», общего «здесь-и-сейчас», в котором может происходить обмен посланиями и, следовательно, вне которого коммуникация вообще не может состояться. Поведение на этом этапе удобно описывать, используя пространственную терминологию, а именно такие слова, как “положение (расположение)”, “близкий”, “далекий”, “расстояние”, “дистанция”, “граница” и т. д. Обращение к пространственным метафорам становится эффективным способом структурного анализа человеческих отношений. Рассмотренное под этим углом зрения межличностное взаимодействие предстает как формирование межличностного пространства, как упорядочивание всех элементов взаимодействия. Оно предполагает:

* выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга, “проверку их на прочность”;

* четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;

* оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Пространственное структурирование взаимодействия сопровождается символическим обозначением этой структуры, что проявляется как в символике “языка тела” (мимике, взглядах, жестах и т.д.), так и в способах персонализации пространства.

Как отмечает Е. Л. Доценко[6], принято выделять вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению: пристройка к партнеру сверху, наравне, снизу, отстраненная позиция.

Пристройка сверху может выглядеть как вербальные поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на “ты”, высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.

Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. В этой позиции человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу обнаруживается в просьбах, извинениях, оправданиях, виноватых или заискивающих интонациях, наклонах корпуса, опускании головы и других формах демонстрации зависимости и подчинения.

Позиция равенства сторон также предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д.

Способность к смене способов взаимодействия в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которым владеет человек, как уже говорилось выше, одна из существенных характеристик компетентного коммуникатора.

Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличностную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться “закрытость” той или иной сторон личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентаций, эрудиции и т. д.), что также создает определенную дистанцию между людьми. По мнению социальных психологов, полное отсутствие межличностной дистанции (т. е. интимной, личной зоны) ненормально. Вопрос в том, оптимальна ли существующая дистанция для достижения целей конкретного межличностного взаимодействия.

К пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести и способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает “своей”. Это может быть территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под ногами в переполненном автобусе; на эмоциональном уровне – это право на собственное настроение, собственное отношение к чему-либо или к кому-либо; на ролевом уровне – право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения своей работы.

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия с его горизонтальными, вертикальными, территориальными измерениями, становится фактором, воздействующим на успешность/неуспешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы.

Источник

Социальная ситуация развития

Что значит социальная ситуация Наталья Татарских
Социальная ситуация развития

Мы сегодня собрались на очередное методическое мероприятие, которое пройдет в форме «Устного журнала»по теме: «Сопровождение педагогов для создания условий социальной ситуации развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Сопровождение педагогов для создания условий социальной ситуации развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повысить уровни компетентности педагогов в вопросах создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Задачи: 1. Расширить уровень теоретических знаний по вопросу установления партнерских отношений взрослого и ребенка.

2. Познакомить с основными понятиями социальная ситуация развития, сензитивные периоды дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию практических умений к организации образовательной деятельности с учетом положений ФГОС ДО.

4. Создать условия по обмену и распространению опытом.

Форма организации: устный журнал

Ход мероприятия: Участникам при входе предлагается выбрать бэйджик ввиде цветка 3 цвета.

Наше мероприятие запланировано примерно на 1,5 часа. Надеемся, что оно будет для вас интересным, полезным и поможет в дальнейшем нашему развитию.

А начнем мы нашу работу с игрового упражнения «В кругу профессионалов» 1 слайд

Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемые действия. Будьте внимательны!

1. Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.

2. Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.

3. Если вы уверены, что у каждого ребенка свой темп развития, дотроньтесь до кончика носа.

4. Если вы считаете, что дети развиваются благодаря богатой, насыщенной среде, кивните головой.

5. Если вы полагаете, что при развитии ребенка, не нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности закройте глаза.

Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что учет возрастных особенностей, сензитивных периодов важен в создании социальной ситуации развития ребенка. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить и систематизировать знания по созданию социальных ситуаций развития детей дошкольного возраста. А сейчас обратите внимание на цвет вашего бэйджика и присесть за стол, обозначенным таким же цветом.

2 слайд Мы понимаем, что современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Мы помним, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит,на нас взрослых: на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения и создания благоприятных условий.

В связи с этим проблема развития ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.

1. Оказывать педагогическую поддержку детям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;

3. Развивать социальную компетентность дошкольников, установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

4. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Начинаем листать страницы нашего журнала и первая страница «Информационная»

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Создание социальной ситуации развития необходимо для развития интеллектуальных, творческих, физических способностей.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, через создание способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой

6 слайд Мы предлагаем вашему вниманию ролик раскрывающий понятие Социальная ситуация развития.

2 страница нашего журнала «Практическая», на которой

мы с вами попробуем сами дать определение понятию Социальная ситуация развития. (Заслушиваем варианты участников.)

8 слайд Давайте посмотрим какие определения и термины нам предлагает современная педагогоика.

Термин Социальная ситуация развития – Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития. Социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Социальная ситуация развития – система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей.

9 слайд Следующая страница нашего устного журнала: «Документ в действии»

Сегодня очень важно понимать ФГОС, важно знать понятия, которыми должен оперировать педагог. Перед вами на столах лежат карточки с терминами, вам необходимо установить соответствие между понятиями и определениями, т. к. они перепутаны.

10 слайд Правильные ответы предлагаем найти в документе ФГОС п. 3.2.5. – пожалуйста, проверьте себя!

Вывод: таким образом социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства своей личности.

В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого детского сада, который предполагает постановку задачи превращения уклада жизни в детском саду в социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.

11 слайд А теперь, обозначив все эти понятия, позвольте перелистнуть следующую страницу журнала – страница «Проблемная».

Без понятия «социальная ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка.

Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.

возраст Ведущая деятельность. В чем заключается кризис Новообразования Социальная ситуация развития

0-1 0-6. ситуативно-личное общение со взрослым.

С 6 месяцев ситуативно-деловая форма общения ребенка со взрослым. Конец младенчества характеризуется кризисом 1 года. Л. С. Выготский выделяет три момента,характеризующие кризис первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного (скрытого) периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли.

Кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова.

Привязанность к матери, выделенность себя,

С 6 месяцев – специфические предметные действия.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

1-3 Предметная деятельность ребенка.

Овладение орудийными действиями.

Развитие предметных действий. Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Становление «системы Я» и самооценки. Ребенок – взрослый в сотрудничестве, целью которого выступает усвоение общественно- выработанных способов употребления предметов.

Возникновение потребности в общественно значимой деятельности. Выражается в появлении у ребенка внутренней позиции и осознании своего поведения.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами.Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.

13 слайд А теперь я приглашаю вас к дискуссии: страница «Дискуссионная».Давайте подумаем и ответим на вопросы: почему так важно учитывать индивидуальные особенности детей. Давайте попытаемся выделить варианты индивидуальных особенностей детей современного детского сада.

Примерные ответы участников.

Вывод: детский сад должен создавать условия для построения вариативного развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья.

Давайте представим, что в нашем детском саду все дети талантливы. Но даже при этом

разные, т. к.воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и не обычные предметы.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать в естественных условиях развития.

Задание переделать текст знакомой песни «В лесу родилась елочка» от лица аудиала, визуала и кинестета.

Ответы.Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку – то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет.Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай»,мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»

Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит.Гляжу и вижу: стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно.Мороз увидел елочку: «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».

Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».

Вашему вниманию предлагаем еще один ролик из интернета «Социальная ситуация развития».

Обсуждение ролика. Действительно материально обеспеченная семья это не залог создания ситуации развития, современные родители не имеют достаточных знаний в вопросах воспитания, общения со своими детьми. Конечно, сегодня каждый детский сад имеет свой опыт взаимодействия с семьей для создания социальной ситуации успеха. Вашему вниманию предлагается опыт работы МАДОУ № 131 «Проектная деятельность, как способ привлечения родителей в педпроцесс детского сада»

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Этот метод можно использовать для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный образ мышления. Это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета, человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения.

Команда с белой шляпой – выявляет факты, цифры, достижения педколлектива в процессе работы за год.

Команда с красной шляпой –делится своими эмоциями, чувствами, переживаниями о проведенных мероприятиях, о выполнении задач годового плана, вспоминают о том, какие эмоции переживали дети, педагоги во время проведения занятий, праздников, прогулок. Команда с черной шляпой – высказывает сомнения, выявляет проблемы и негативные стороны при реализации всего годового плана работы, с какими трудностями столкнулись. Команда с зеленой шляпой – ищет пути решения тех проблем, с которыми столкнулись, высказывает идеи, изобретает новые пути решения.

Команда с желтой шляпой – раскрывает позитивные стороны работы за год. Команда с синей шляпой – подводит итоги, делает выводы, оценивает деятельность всех участников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *