Что значит хиджра в исламе
Хиджра
Полезное
Смотреть что такое «Хиджра» в других словарях:
ХИДЖРА — араб. hedschra, от hadschara, бежать. Бегство Магомета из Мекки в Медину, в ночь с 15 на 16 е июля 622 г. по Р. Хр. С этой эпохи мусульмане ведут свое летоисчисление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка
ХИДЖРА — (араб. переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама) 622… … Большой Энциклопедический словарь
Хиджра — переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (Медину). Совершено (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 г. (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I год хиджры был объявлен началом мусульманского… … Исторический словарь
ХИДЖРА — ХИДЖРА, хиджры, жен. То же, что геджра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
хиджра — сущ., кол во синонимов: 5 • бегство (12) • геджра (3) • гиджра (3) • … Словарь синонимов
хиджра — (араб. переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама)… … Энциклопедический словарь
Хиджра — Ислам · Пророки … Википедия
Хиджра — I Хиджра (араб., буквально переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I… … Большая советская энциклопедия
Хиджра — (тат.) см. Геджра … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ХИДЖРА
Несомненно, вся слава принадлежит Аллаху, мы славим Его, благодарим Его и ищем Его поддержки и просим Его о прощении. Мы ищем убежища у Аллаха от зла наших душ и от наших злых деяний. Только тот, кого ведет Аллах, находится на правильном пути, но никто не сможет направить на правильный путь того, кого свел с него Аллах. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.
А затем:
вниманию читателей предлагаются ответы на вопросы, исключительно важные для мусульман на Западе (и в других немусульманских странах), вопросы, касающиеся Аль-Хиджры (араб. Аль-Хиджра – «эмиграция»).
Эти вопросы и ответы были записаны с аудио пленки, а затем переведены для англо-говорящих мусульман. На вопросы отвечает наш дорогой шейх, ‘Абдур-Рахман Ибн ‘Умар Аль-Адани. Шейх ‘Абдур-Рахман – один из учеников Имама, возродителя Сунны, Мукъбиля Бну Хади Аль Уади’и, رحمه الله.
Имам Аль-Уади’и упоминает о Шейхе Абдур-Рахмане в своей автобиографии, опубликованной восемь лет назад в 1417 году: «Он стал источником для своих братьев, к которому они обращаются в разных областях знания». Имам также упомянул Шейха Абдур-Рахмана в своем прощальном наставлении и сказал, что если людей Сунны в Йемене постигнет какая-то проблема, им следует обратиться именно к нему за советом. Также наследник Имама, дорогой Шейх Яхъя Бну Али Аль-Хаджури упоминал шейха Абдур-Рахмана в своей книге «Ат-Табакъат» среди виднейших ученых Йемена и описывает его, как «человека здравого интеллекта, которому Аллах дал много знаний, также как и скромности, а еще наделил его очень хорошим характером и непоколебимой приверженностью Сунне». Я прошу Аллаха, Всевышнего наградить шейха Абдур-Рахмана добром и благословить его за то, что он потратил время, отвечая на эти важные вопросы.
بسم الله الرحمن الرحيم
Вся слава и благодарность принадлежит Аллаху, Хозяину всего сущего. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да пребудет мир и благословение Аллаха над ним, его семьей и его сподвижниками.
Вопрос первый:
Наши братья, да сохранит их Аллах, спрашивают: «Каковы языковое и юридическое определения Аль Хиджры (эмиграции, отдаления), какова классификация этого деяния, и какая цель достигается его законодательным утверждением?»
Теперь касательно юридического определения Аль Хиджры. Аль-Хиджра в исламской юриспруденции означает “покинуть юрисдикцию неверия и переселиться под юрисдикцией Ислама, во избежание соблазнов, испытаний и бедствий (фитна) и ради возможности свободно жить исламским образом жизни”. Это конкретное определение Аль Хиджры в исламской юриспруденции. Иными же словами, по сути, словом Аль Хиджра можно определить то, на что указывает Ибн Аль Муляккъын в своем объяснении «Аль ‘Умда»: «Оставление все того, что не нравится Аллаху,عز و جل, ради того, что Ему нравится». В этом последнем определении заключена суть Аль Хиджры. Физическая Аль Хиджра включается в это определение и означает бросание грехов и прекращение сопротивления (Аллаху), что, к примеру, следует из его, صلى الله عليه و على آله و سلم, слов, «Мусульманин – это тот от чьих рук и языка не страдают другие мусульмане, а Эмигрант (араб. Мухаджир) – это тот, кто бросает все, что запретил Аллах», как записано в обоих Сахихах, где написано, что об этом рассказал АбдуЛлах Бну Амр Бну Аль Ас. Также, собственно Аль Хиджра, являющаяся темой нашего разговора, подпадает под данное определение, приведенное Ибн Аль Муляккъыном, поскольку Аллах, عز و جل, любит такое действие мусульманина, как оставление страны неверия, где он не может ни полноценно поклоняться Аллаху, ни открыто жить исламским образом жизни.
Таким образом, Аль Хиджра бывает только двух видов, в зависимости от обстоятельств: обязательной и настоятельно рекомендуемой. Доказательством ее обязательности в первом случае являются слова Аллаха,عز و جل :
( إن الذين توفاهم الملائكة ظالمي أنفسهم قالوا فيم كنتم قالوا كنا مستضعفين في الأرض قالوا ألم تكن
أرض الله واسعة فتهاجروا فيها فأولئك مأواهم جهنم و ساءت مصيرا * إلا المستضعفين من الرجال و النساء و الولدان لا يستطيعون حيلة و لا يهتدون سبيلا * فأولئك عسى الله أن يعفو عنهم و كان الله عفوا غفورا )
«Воистину, что же касается тех, у кого ангелы забирают (душу, при смерти), в то время, как они преступили против себя, то (ангелы) спрашивают у них: «В каком вы были состоянии?» Те отвечают: «Мы были слабыми и угнетенными на земле». Ангелы же говорят: «Неужели вам не хватило всей Земли, принадлежащей (полностью) Аллаху, чтобы эмигрировать куда-нибудь на ней?» Для таких, место пребывания – Ад, и плохо же это место жительства. Кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не смогли ни спланировать (отъезд) ни найти дорогу (оттуда). Для таких есть надежда, что Аллах их простит, ведь Аллах – (как всегда) Прощающий, Милующий.»
(Сура «Женщины»: 97-99)
Теперь ответим на вопрос «Когда Аль Хиджра является настоятельно рекомендуемой?» Как вы уже слышали, она является настоятельно рекомендуемой, когда человек может свободно жить исламским образом жизни, поклоняться Аллаху, открыто совершать все ритуалы Ислама, при этом чувствуя себя в безопасности от угнетения и соблазнов, как в аспекте личности, так и в аспекте своей веры. И не представляется возможным, как мусульманин, живущий в странах неверия, может считать себя в безопасности от бедствий и соблазнов (фитна), но об этом, если захочет Аллах, речь пойдет ниже, а именно об условиях проживания в странах неверующих. Хотелось бы добавить, что многие ученые сообщают об ученом консенсусе (иджма’) касательно обязательности Аль Хиджры для любого мусульманина, который не в состоянии открыто исповедовать свою религию и выполнять ее ритуалы.
Вопрос третий:
Каковы виды Хиджры и что подразумевается под каждым из них?
Существует еще одна классификация Хиджры, когда последняя делится на общую и конкретную. Конкретной Хиджрой являлся переезд из Макки в Мадину, который был обязательным до завоевания Макки для всех мусульман, также как было обязательным для мусульман из Макки и других мест проживать в Мадине для того, чтобы помогать Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, физически, материально и всеми остальными способами. Аллах, سبحانه و تعالى, указал на это до завоевания Макки во многих аятах, вплоть до того, что Он отменил отношения опекунства между теми, кто переселился и теми, кто остался. Аллах, عز و جل, сказал:
( و الذين آمنوا و لم يهاجروا ما لكم من ولايتهم من شيء حتى يهاجروا )
«А что до тех, кто уверовал, но не переселился, то на тебе нет обязанности по их защите, до тех пор, пока они не переселятся»
(Трофеи: 72)
А Хиджра вообще, как переселение из земли многобожия в землю Ислама, остается обязательной до последнего часа для тех, кто согласно словам Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, не в состоянии жить согласно вере и открыто и спокойно совершать ее ритуалы в неисламской стране. Хиджра останется предписанием до тех пор, пока будут существовать территории, подчиненные неверным, и враги, воюющие с людьми Ислама.
Существует и другое подразделение Хиджры на два вида:
— Хиджра с территории ширка на территорию Ислама, которая уже обсуждалась выше, наряду с ее условиями обязательности или желательности, а определение территории ширка последует ниже в пятом вопросе, если пожелает Аллах, تعالى ;
— Второй вид Хиджры – это переселение из той мусульманской земли, где распространились религиозные нововведения и грехи, в мусульманскую землю, где такого зла меньше или оно менее интенсивно.
( و إذا رأيت الذين يخوضون قي آياتنا فأعرض عنهم حتى يخوضوا في حديث غيره وإما ينسينك الشيطان فلا تقعد بعد الذكرى مع القوم الظالمين )
«А когда ты увидишь тех, которые заняты лживыми разговорами о Наших Аятах, не приближайся к ним, пока они не перейдут на другую тему. А если шайтан сделает так, чтобы ты забыл (об этом), то, как только вспомнишь, не сиди в обществе тех, кто являются злодеями».
(Сура Скот, 68)»
( إن الذين توفاهم الملائكة ظالمي أنفسهم قالوا فيم كنتم قالوا كنا مستضعفين في الأرض )
«Воистину, что же касается тех, у кого ангелы забирают (душу, при смерти), в то время, как они плохо с собой обращаются, то (ангелы) спрашивают у них: «В каком вы были состоянии?» Те отвечают: «Мы были слабыми и угнетенными на земле».
(Сура «Женщины»: 97)
Вопрос четвертый:
Когда была впервые предписана Аль-Хиджра, и какие виды хиджры существовали во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم?
Ответ:
Эмиграция мусульман из Макки в Эфиопию (араб. Аль-Хабаша) была первой хиджрой и произошла в месяце Раджаб, через пять лет после Начала Ниспослания Ислама Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, (араб. Маб’ас), согласно мнению историков. А Хиджра Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, из Макки в Мадину произошла в месяце Раби’ Аль-Аууаль, через тринадцать лет после начала его миссии.
Во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, существовало несколько видов хиджры, о которых упоминают ученые, вплоть до того, что некоторые из них говорят о восьми видах, однако, некоторые из этих видов неприемлемо называть хиджрами, а скорее делегациями. Как бы там ни было, существовало два типа исламских эмиграций, которые можно назвать Хиджрами:
1. Переселение из страны страха в страну безопасности, такое как два переселения в Эфиопию (Аль-Хабаша); поскольку, хотя, поистине, Эфиопия была страной неверующих, по сравнению с Маккой, она была спокойной и безопасной для мусульман. Таким же по типу было и начало переселения мусульман из Макки в Мадину, так как, хотя, поистине, сначала Мадина была страной неверия, она была спокойной и безопасной для мусульман;
2. Переселение из страны неверия в страну мусульман, начавшееся после того, как Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, поселился в Мадине, и к нему стали переселятся мусульмане, которые были в состоянии это совершить. В то время Аль-Хиджрой называлось только переселение в Мадину, до тех пор, пока не была завоевана Макка. Тогда конкретное обязательство прекратилось, а общее обязательство покинуть страны неверия осталось в силе для всех, кто был в состоянии это сделать.
Вопрос пятый:
Каково правило, по которому определяется страна неверия или нововведений, переселение из которой обязательно?
Вопрос шестой :
Теперь, когда мы знаем правила хиджры, а также правила по определению страны, из которой необходимо совершить хиджру, есть ли какие-либо обстоятельства, которые могут служить исключениями в данном вопросе и каковы они?
1. Болезнь. Если у человека есть заболевание, которое приковало его к постели, или сделало невозможным передвижение на любом транспорте, необходимом для отъезда, тогда этот человек имеет приемлемое оправдание, также как и если лечение его болезни возможно только в этой стране неверия.
2. Невозможность уехать может также быть от принуждения, как, например в случае тюремного заключения или в странах, практически не выпускающих своих граждан за границу, как в коммунистическом Йемене или КНДР.
3. Слабость также может являться причиной, как, например, в случае с женщинами и детьми, которые не могут переехать из одной страны в другую из-за своей слабости и недостатка опыта. Они тоже могут быть исключены из общего правила. Однако если женщина обладает достаточным пониманием ситуации, рациональным мышлением, решительна и способна уехать из страны неверия в страну мусульман, а также она не боится испытаний (фитны), то для нее эмиграция становится обязательной, независимо от того есть ли у нее сопроводитель, с которым неприемлем брак (араб. Махрам), или нет, согласно словам Аллаха:
«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию». (Сура «Испытуемая» :10)
Поистине, Умм Кульсум бинт ‘Укъба бин Аби Му’айт, а также Зайнаб, дочь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переехали из Макки в Мадину без сопроводителей, как и многие другие женщины, поэтому хадисы, относящиеся к неразрешенности путешествия женщины без сопроводителя, не относятся к Аль-Хиджре.
4. Возможность может также отсутствовать по причине визовых и других ограничений эмиграции, присущих современному миру, когда человек попытался изо всех сил, но не смог уехать ни в одну мусульманскую страну, хотя такие случаи достаточно редки, чтобы все страны мусульман закрыли свои двери перед эмигрантом из Европы, Америки, России или другой земли неверных. Однако если такое несчатье произошло, то оно является оправданием.
Аль-Хиджра
Необходимым условием совершения хиджры является намерение сделать это во имя Аллаха. Хиджра в исламе считается одной из форм служения Богу.
Хиджрой считается и переселение израильтян, подвергавшихся гонениям в Египте, под руководством пророка Мусы.
Упоминания о хиджре встречается в нескольких аятах Корана: «Teм, кoгo aнгeлы yпoкoят чинящими нecпpaвeдливocть по отношению к caмим ceбe, cкaжyт: «B кaкoм пoлoжeнии вы были?» И cкaжyт oни: «Mы были cлaбы и притеснены нa зeмлe». Oни cкaжyт: «Paзвe нe былa зeмля Aллaxa oбшиpна для того, чтoбы вы пepeceлились на нeй?» Их обителью станет Геена. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути». (Коран. 4: 97-98).
Согласно иджме (единодушному мнению) мусульманских ученых-улемов, те мусульмане, которые, находясь в условиях религиозных гонений, имеют малейшую возможность уехать в исламскую страну и не делают этого, совершают серьезный грех.
Однако в различных школах права есть разные подходы к этому вопросу. Например, ханбалиты считают, что даже если мусульманин во враждебной Исламу стране (Дар аль-Харб) имеет возможность для свободного исповедания веры, ему все равно желательно (сунна) уехать оттуда в мусульманскую страну (Дар аль-Ислам). Благодаря этому в Дар аль-Исламе увеличится количество мусульман.
Ханафиты же считают в этих случаях переселение обязательным (ваджиб).
Шафиитский ученый Маварди (974-1058 гг.) считал, что если мусульманин в любой, даже немусульманской стране может свободно исповедовать свою религию, то она является для него страной Ислама (Дар аль-Ислам). Оставаться там для него лучше, чем уехать, так как благодаря этому у других жителей этой страны появляется возможность ознакомиться с исламской религией.
Однако, согласно хадису пророка Мухаммада, приведенному в сборнике Ибн Маджа, запрещается совершать хиджру (переселение) из мусульманской страны, где нет препятствий для исповедания веры.
Хиджра может носить как организованный, общественный характер, так и индивидуальный. В ранней истории ислама мусульмане, спасаясь от гонений, два раза совершали массовое переселение: один раз в Эфиопию, а во второй раз в Мекку. Период до хиджры в мусульманской историографии называется джахилия (данный термин в широком смысле означает «доисламский период» в целом).
1. Xиджра эфиопская. Мусульманская традиция называет хиджрой переселение части мусульман из Мекки в Эфиопию ок. 615-616 г.; называлось оно так изначально или названо позже по аналогии с мединской хиджрой — неизвестно. После начала пророчества Мухаммада мусульмане Мекки подвергались гонениям и унизительным оскорблениям со стороны язычников. Гонения стали ожесточенными через пять лет после начала его пророчества, поэтому Пророк Мухаммад приказал некоторым мусульманам переехать в Эфиопию, в которой правил негус Асхама. В его государстве у мусульман была возможность свободно отправлять свою религию. Первая группа мусульманских переселенцев отправилась туда в 615 году (за 7 лет до хиджры в Медину). Мусульмане ушли из Мекки под покровом ночи; дойдя до побережья Красного моря, они сели там на два торговых корабля, которые доставили их в Эфиопию, где им был оказан хороший прием и предоставлена защита. Данные относительно количества первых переселенцев разнятся, но, вероятно, всего их было не меньше 15 человек.
Xиждра сыграла решающую роль в формировании и распространении ислама: разрыв родственных связей вывел мусульманскую общину из узких рамок одного племени, создал условия для превращения ее в государство, а дискуссии с иудеями Йасриба способствовали выработке религиозной доктрины.
3. В средневековье руководители оппозиционных мусульманских движений (хариджитов, азра-китов, карматов и др.), претендовавшие на роль обновителей ислама, иногда называли хиджрой переселение в их лагерь.
Летосчисление по хиждре основывается на лунном календаре с длиной года в 354 дня. Для перевода дат по хиджре на европейский солнечный календарь существуют специальные таблицы. В Иране эра по хиджре исчисляется на основе солнечного года (шамси) с постоянным соответствием дат.
Источники:
Автор: Кавказский Узел
Исламский форум
Знание прежде всего
Сообщение Абу Мухаммад » 20 май 2010, 22:26
На вопросы о Хиджре отвечает большой ученый:
шейх АбдуРрахман Бну Умар Аль-Адани –
ученик шейха Мукбиля Бну Хади Аль-Уади’
Перевел и подготовил: Абу АбдуРрахман
Несомненно, вся слава принадлежит Аллаху, мы славим Его, благодарим Его и ищем Его поддержки и просим Его о прощении. Мы ищем убежища у Аллаха от зла наших душ и от наших злых деяний. Только тот, кого ведет Аллах, находится на правильном пути, но никто не сможет направить на правильный путь того, кого свел с него Аллах. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.
А затем:
вниманию читателей предлагаются ответы на вопросы, исключительно важные для мусульман на Западе (и в других немусульманских странах), вопросы, касающиеся Аль-Хиджры (араб. Аль-Хиджра – «эмиграция»).
Эти вопросы и ответы были записаны с аудио пленки, а затем переведены для англо-говорящих мусульман. На вопросы отвечает наш дорогой шейх, ‘Абдур-Рахман Ибн ‘Умар Аль-Адани. Шейх ‘Абдур-Рахман – один из учеников Имама, возродителя Сунны, Мукъбиля Бну Хади Аль Уади’и, رحمه الله.
Имам Аль-Уади’и упоминает о Шейхе Абдур-Рахмане в своей автобиографии, опубликованной восемь лет назад в 1417 году: «Он стал источником для своих братьев, к которому они обращаются в разных областях знания». Имам также упомянул Шейха Абдур-Рахмана в своем прощальном наставлении и сказал, что если людей Сунны в Йемене постигнет какая-то проблема, им следует обратиться именно к нему за советом. Также наследник Имама, дорогой Шейх Яхъя Бну Али Аль-Хаджури упоминал шейха Абдур-Рахмана в своей книге «Ат-Табакъат» среди виднейших ученых Йемена и описывает его, как «человека здравого интеллекта, которому Аллах дал много знаний, также как и скромности, а еще наделил его очень хорошим характером и непоколебимой приверженностью Сунне». Я прошу Аллаха, Всевышнего наградить шейха Абдур-Рахмана добром и благословить его за то, что он потратил время, отвечая на эти важные вопросы.
Вся слава и благодарность принадлежит Аллаху, Хозяину всего сущего. Свидетельствую, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, единственного, у которого нет ни посредников, ни помощников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да пребудет мир и благословение Аллаха над ним, его семьей и его сподвижниками.
Вопрос первый:
Наши братья, да сохранит их Аллах, спрашивают: «Каковы языковое и юридическое определения Аль Хиджры (эмиграции, отдаления), какова классификация этого деяния, и какая цель достигается его законодательным утверждением?»
Теперь касательно юридического определения Аль Хиджры. Аль-Хиджра в исламской юриспруденции (в шариате) означает “покинуть юрисдикцию неверия и переселиться под юрисдикцией Ислама, во избежание соблазнов, испытаний и бедствий (фитна) и ради возможности свободно жить исламским образом жизни”. Это конкретное определение Аль Хиджры в исламской юриспруденции. Иными же словами, по сути, словом Аль Хиджра можно определить то, на что указывает Ибн Аль Муляккъын в своем объяснении «Аль ‘Умда»: « Оставление все того, что не нравится Аллаху,عز و جل, ради того, что Ему нравится». В этом последнем определении заключена суть Аль Хиджры. Физическая Аль Хиджра включается в это определение и означает бросание грехов и прекращение сопротивления (Аллаху), что, к примеру, следует из его, صلى الله عليه و على آله و سلم, слов, «Мусульманин – это тот от чьих рук и языка не страдают другие мусульмане, а Эмигрант (араб. Мухаджир) – это тот, кто бросает все, что запретил Аллах», как записано в обоих Сахихах, где написано, что об этом рассказал АбдуЛлах Бну Амр Бну Аль Ас. Также, собственно Аль Хиджра, являющаяся темой нашего разговора, подпадает под данное определение, приведенное Ибн Аль Муляккъыном, поскольку Аллах, عز و جل, любит такое действие мусульманина, как оставление страны неверия, где он не может ни полноценно поклоняться Аллаху, ни открыто жить исламским образом жизни.
Таким образом, Аль Хиджра бывает только двух видов, в зависимости от обстоятельств: обязательной и настоятельно рекомендуемой. Доказательством ее обязательности в первом случае являются слова Аллаха,عز و جل :
Теперь ответим на вопрос «Когда Аль Хиджра является настоятельно рекомендуемой?» Как вы уже слышали, она является настоятельно рекомендуемой, когда человек может свободно жить исламским образом жизни, поклоняться Аллаху, открыто совершать все ритуалы Ислама, при этом чувствуя себя в безопасности от угнетения и соблазнов, как в аспекте личности, так и в аспекте своей веры. И не представляется возможным, как мусульманин, живущий в странах неверия, может считать себя в безопасности от бедствий и соблазнов (фитна), но об этом, если захочет Аллах, речь пойдет ниже, а именно об условиях проживания в странах неверующих. Хотелось бы добавить, что многие ученые сообщают об ученом консенсусе (иджма’) касательно обязательности Аль Хиджры для любого мусульманина, который не в состоянии открыто исповедовать свою религию и выполнять ее ритуалы.
Вопрос третий:
Каковы виды Хиджры и что подразумевается под каждым из них?
Существует еще одна классификация Хиджры, когда последняя делится на общую и конкретную. Конкретной Хиджрой являлся переезд из Макки в Мадину, который был обязательным до завоевания Макки для всех мусульман, также как было обязательным для мусульман из Макки и других мест проживать в Мадине для того, чтобы помогать Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, физически, материально и всеми остальными способами. Аллах, سبحانه و تعالى, указал на это до завоевания Макки во многих аятах, вплоть до того, что Он отменил отношения опекунства между теми, кто переселился и теми, кто остался. Аллах, عز و جل, сказал:
А Хиджра вообще, как переселение из земли многобожия в землю Ислама, остается обязательной до последнего часа для тех, кто согласно словам Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, не в состоянии жить согласно вере и открыто и спокойно совершать ее ритуалы в неисламской стране. Хиджра останется предписанием до тех пор, пока будут существовать территории, подчиненные неверным, и враги, воюющие с людьми Ислама.
Существует и другое подразделение Хиджры на два вида:
— Хиджра с территории ширка на территорию Ислама, которая уже обсуждалась выше, наряду с ее условиями обязательности или желательности, а определение территории ширка последует ниже в пятом вопросе, если пожелает Аллах, تعالى ;
— Второй вид Хиджры – это переселение из той мусульманской земли, где распространились религиозные нововведения и грехи, в мусульманскую землю, где такого зла меньше или оно менее интенсивно.
Вопрос четвертый:
Когда была впервые предписана Аль-Хиджра, и какие виды хиджры существовали во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم?
Ответ:
Эмиграция мусульман из Макки в Эфиопию (араб. Аль-Хабаша) была первой хиджрой и произошла в месяце Раджаб, через пять лет после Начала Ниспослания Ислама Пророку, صلى الله عليه و على آله و سلم, (араб. маб’ас), согласно мнению историков. А Хиджра Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, из Макки в Мадину произошла в месяце Раби’ Аль-Аууаль, через тринадцать лет после начала его миссии.
Во времена Пророка, صلى الله عليه و على آله و سلم, существовало несколько видов хиджры, о которых упоминают ученые, вплоть до того, что некоторые из них говорят о восьми видах, однако, некоторые из этих видов неприемлемо называть хиджрами, а скорее делегациями. Как бы там ни было, существовало два типа исламских эмиграций, которые можно назвать Хиджрами:
1. Переселение из страны страха в страну безопасности, такое как два переселения в Эфиопию (Аль-Хабаша); поскольку, хотя, поистине, Эфиопия была страной неверующих, по сравнению с Маккой, она была спокойной и безопасной для мусульман. Таким же по типу было и начало переселения мусульман из Макки в Мадину, так как, хотя, поистине, сначала Мадина была страной неверия, она была спокойной и безопасной для мусульман;
2. Переселение из страны неверия в страну мусульман, начавшееся после того, как Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, поселился в Мадине, и к нему стали переселятся мусульмане, которые были в состоянии это совершить. В то время Аль-Хиджрой называлось только переселение в Мадину, до тех пор, пока не была завоевана Макка. Тогда конкретное обязательство прекратилось, а общее обязательство покинуть страны неверия осталось в силе для всех, кто был в состоянии это сделать.
Вопрос пятый:
Каково правило, по которому определяется страна неверия или нововведений, переселение из которой обязательно?
Re: ПОЛОЖЕНИЯ ХИДЖРА:
Сообщение Абу Мухаммад » 21 май 2010, 00:56
Вопрос Седьмой:
Является ли исключением из этих правил проживание в странах неверия с целью работы или учебы?
(Сура «Вознесение» (аль-Исра), 18)
Что же касается отправления в страны неверия на учебу, то мы уже упоминали о том, что условиями проживания в тех землях являются способность спокойно поклоняться, а также уверенность в сохранности своей личности и веры, и эти условия, на самом деле не могут быть соблюдены большинством студентов. Обучение в странах неверия несет в себе огромную опасность для веры и характера студентов, а большинство студентов – небрежны, когда дело касается изучения своей религии, и слабы в различении плохого и хорошего, полезного и вредного, правильного и неправильного, силы и слабости. Они являются лакомой добычей врагов Ислама, потому что они находятся под руководством неверных, получают наставления и образование от них, так чего же можно после этого от них ожидать? Также, в большинстве случаев, студент ориентируется на своего преподавателя и уважает его, а сердце его склоняется к нему, из-за чего он начинает повторять его идеи и следует за ним в своем поведении и манерах, и в итоге, может совсем забросить свою религиозность ко времени возвращения в свою страну. Редко бывает так, что студент в тех странах остается в стороне от греха и иных мерзостей неповиновения.
Это очень важный момент, о котором должен знать и помнить мусульманин, собирающийся поехать на учебы в страну неверия. Можно ли себе представить, что там существует образование, свободное от всех деяний, запрещенных законами Ислама, как, например, совместное обучение женщин и мужчин? Исходя из всего, сказанного выше, мусульманин должен стремиться получить образование в странах мусульман, чтобы быть спокойным за свой образ жизни и веру. Также в мусульманских землях существуют разнообразные образовательные организации в большинстве областей знания, наличие которых избавляет от необходимости ехать с этой целью в страны неверия. Однако мы должны отметить, что, независимо от того, где находятся институты и университеты, нельзя получать образование в организациях, в которых разрешены запретные в Исламе дела, как, например, совместное обучение мужчин и женщин.
А если кто-то скажет: «А что если изучаемый предмет является чем-то необходимым, а его преподавание отсутствует в странах мусульман. Можно ли в таком случае ему обучаться в странах неверия?» Ответ: нет! Не разрешается учиться в тех землях, даже если предмет представляется чем-то необходимым, во-первых, по причинам, которые мы уже упомянули. А во-вторых: что является более страшным: когда человек сбивается с правильного пути, находясь в странах неверных, или же, максимум, что произойдет, это дополнительные трудности и усилия? А мусульманам необходимо больше изучать Исламские науки и получать действительно полезные знания, те, которые принесут пользу, в первую очередь, для жизни следующей и без которых люди собьются с пути, как рассказал нам Пророк, صلى الله عليه و على آله و سلم, согласно Абду-Ллаху Бну Амру: «Поистине, Аллах забирает знание, не изымая его из груди людей, а забирает его посредством смертей ученых, до тех пор, пока не останется ни одного ученого, и люди возьмут себе в лидеры невежд, которые, когда их спросят, будут давать юридические вердикты без знания дела и сойдут с правильного пути сами и сведут с него других». Таким образом, без знания законов, в мусульманских обществах возникает беспорядок и беспутство. Что же касается мирских знаний, то максимум что произойдет, так это возникнет какая-либо дополнительная трудность, хотя мы уже упомянули, что знания, необходимые мусульманам, можно приобрести и в мусульманских странах.
Взгляните также на те злые последствия, которые стали результатом того, что родители послали своих детей учиться с неверными, вероятно, согласно юридическому заключению какого-нибудь ученого. Какую пользу извлекли мусульмане из обучения их детей в странах неверия? Если мы приглядимся к злым последствиям, то поймем, что они многочисленные и серьезные.
Вопрос Восьмой:
Существуют поездки в страны неверия, которые не включают в себя переселение или долгосрочное проживание, как, например, отпуск, туры, командировки, бизнес-туры, поездки с целью распространения Ислама, а также с целью брака.
Короче говоря, мусульманам не разрешается ездить в земли неверных с целью туризма, отдыха и другого праздного времяпрепровождения. Таким образом оберегается вера человека, а сам он спасается от нескольких видов испытаний и отдаляет себя от греха и злых последствий, поскольку всем известна распущенность в тех странах и общедоступность алкоголя, прелюбодеяний, разврата, обнаженности, упадка и многих других видов запретных деяний. Известно также, что неверные подготовили свои земли для таких целей и соревнуются в этом друг с другом. И, вся хвала и совершенство принадлежит Аллаху, люди, обладающие знанием, вынесли юридический вердикт (фатуа), запрещающий поездки в страны неверных в целях туризма, и бесцельного посещения.
Поездки с целью бизнеса разрешаются одними учеными и запрещаются другими из-за серьезных опасностей, подстерегающих мусульман. Как бы там ни было, наш совет – воздерживаться, насколько это возможно, от поездок в страны неверия, как из-за опасностей для веры и личности, о которых мы упоминали выше, так и из-за того, что человек, находящийся в командировке, располагает значительными денежными средствами, а вся мерзость и зло находится там на расстоянии вытянутой руки, да защитит нас от него Аллах. Однако можно сказать, что является дозволенным бизнес-поездка в отдаленные страны неверия, если она краткосрочная и совершается в компании с благородным и праведным спутником.
Что касается путешествия в страны неверных с целью призыва их к Аллаху, то известно множество доказательств из Книги и Сунны, в которых упоминается добродетель призыва к Аллаху (араб. Да’уа). Аллах, عز و جل, говорит в Своей Книге: