Что значит физическое состояние
Физическое состояние человека
Организм человека развивается в течение всей его жизни, но наибольшее развитие происходит с детского до юношеского возраста. У каждого возраста существуют определенные особенности роста и развития, как отдельных органов, так и всего организма в целом.
Физическое состояние школьников
Для полноценной оценки поведения детей, подростков и юношей, для правильного подхода к их воспитанию, организации рационального режима образования и отдыха следует учитывать возрастные закономерности развития организма.
Мы не будем рассматривать дошкольный период жизни ребенка, не потому, что он менее значим, просто в данном случае нас интересует физическое состояние в возрасте от шести до 18 лет, т.е. в период обучения детей в школах, колледжах, лицеях, Вузах.
В подростковом возрасте происходит основной рост и формирование организма, перестройка работы всех органов и систем, особенно эндокринной и нервной системы, гипофиза, щитовидной и половых желез.
В детском возрасте на рост тела, органов и тканей оказывает влияние гормон роста, выделяемый гипофизом, а в подростковом возрасте основное влияние на рост оказывают половые гормоны и гормон щитовидной железы, также регулируемые гипофизом.
Если будет нарушена функция этих желез, то это повлияет на процессы формирования костной системы и рост всего организма, при этом наступает отсталость физического развития организма.
Критерий оценки физического состояния
Понятно, что важным критерием оценки физического состояния детского, подросткового и юношеского организма, его здоровья, правильность формирования, будет состояние физического развития.
На физическое состояние может оказывать влияние, как наследственность, болезни, инфекции, так и внешние социально гигиенические факторы (условия проживания, климат, режим питания, нагрузки, отдых и др.).
Чтобы правильно организовать режим жизни детей, необходимо знать закономерности их физического развития и физическое состояние в любой момент их жизни. Основные: внешние показатели физического развития: рост (длина тела), масса тела и окружность груди. Не менее важно знать состояние осанки, развитие мускулатуры, мышечный тонус, мышечную силу, жироотложение, жизненный объем легких и т.п.
Измерив, все антропологические и физиологические показатели, можно оценить физическое здоровье школьников с помощью теста «Оценка физического состояния школьников» из пакета «Состояние» на основе пяти морфологических и функциональных показателей:
С помощью этой методики можно получить результаты по каждому индексу и интегральную оценку уровня физического здоровья учащихся обоего пола в возрасте от шести до18 лет.
Оценка физического состояния взрослых
Из юности человек вступает в период активной жизни, у него много сил, он здоров, инициативен, работоспособен. Вот именно тогда и надо позаботится о том, чтобы сохранить и улучшить здоровье, продлить свое активное состояние, улучшить свою работоспособность, обеспечить себе долгую трудоспособную жизнь.
Казалось бы, понятно, если человек не болен, то он здоров, однако это не всегда так на самом деле, при отсутствии явных болезней, человек, может быть, имеет скрытые болезни, либо ослаблен физически, имеет отклонения в психическом состоянии, эмоционально напряжен, все эти факторы могут вызывать у человека внутренний дискомфорт.
Для улучшения психического и физического состояния человека, его работоспособности можно воспользоваться физическими, психотехническими упражнениями и точечным массажем из пакета «Комфорт».
Медиками введено понятие «практически здоровый человек», это значит: человек психически уравновешен, терпим в обществе (в семье), сохранил важнейшие физиологические функции: сон, аппетит, работоспособность, его реакции на жизненные события адекватны.
У каждого возраста свои физиологические особенности — реактивность нервной системы, приспособительные возможности, физиологические постоянные. Степень здоровья определяет возможности человека: справляется ли он с повседневными рядовыми нагрузками, есть ли у него еще резервы для выполнения жизненных требований.
Тест «Оценка физического состояния взрослых» из пакета «Состояние» позволяет определить индекс физического состояния практически здоровых мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет.
Физическое состояние – понятие и сущность
В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. При оценке уровня физического развития используют в большинстве случаев антропометрические стандарты для конкретных возрастных групп.
Характер физического развития, как процесс изменения указанных показателей в течение жизни, зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Оценить физическое состояние школьников можно с помощью теста «Оценка физического состояния школьников» из пакета «Состояние» на основе пяти морфологических и функциональных показателей:
— индекса Кетле (уровень развития массы и роста);
— индекса Робинсона (качество регуляции сердечнососудистой системы);
— индекса Скибинского (функциональные возможности органов дыхания и кровообращения);
Другое о педагогике:
Параметры физического состояния человека и методы их измерения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Параметры физического состояния человека и методы их измерения
Какие же параметры физического развития человека и как исследуются для определения его физического состояния:
тип телосложения, антропометрические данные, функциональные параметры состояния систем организма, проявление уровня силы, скорости, выносливости, реакции восстановления после физических и психических нагрузок, уровень тренируемости, степень адаптации к различным типам возмущений.
В состав определяемых функциональных параметров входят общепринятые параметры выражающие состояние систем и работоспособность организма.
Для этого осуществляется
определение физиологических показателей и реакций разных систем организма в покое и под действием физической нагрузки;
определение телосложения и состава тела в корреляции с физической работоспособностью;
определение способности к выполнению физических нагрузок и движений определяющих уровень работоспособности систем организма и его самого в целом;
составление комплексной (текущей, этапной) оценки и формирование прогноза состояния и рекомендаций по его корректировке.
Оценка физического состояния по уровню физического развития и функционирования производится, в зависимости от степени необходимой углублённости и состава задач.
Проведём краткий обзор средств и методов оценки физического развития и функционального состояния, которые используются, как в спортивной медицине, так и в валеологии. Таких методов великое множество. Искусство их применения во многом зависит от правильной постановки задачи, выбора набора исследуемых параметров, типа формирования результата, его представления и получения наглядности комплексной оценки.
При исследовании уровня физического развития (телосложения) используют метод соматоскопии (внешний осмотр) и метод соматометрии (антропометрии).
При соматоскопии определяют типы конституции, длину, массу тела, окружность грудной клетки и коррелируют с величинами жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и глубины дыхания.
При антропометрии определяют:
р ост; вес; жизненную емкость легких (ЖЕЛ) ; о кружность шеи; о кружность груди ;
д иаметры : плечевой, грудной поперечный, грудной переднезадний, тазогребневой ;
с илу кисти ; ст ановую силу;
Далее проводят оценку физического развития методами стандартов и антропометрических профилей, индексов или показателей, перцентилий.
Затем обязательна процедура флюорографии органов грудной клетки и получение электрокардиограммы методами электрокардиографии.
Далее проводятся функциональные пробы и определение общей физической работоспособности.
Для этого используются общепринятый состав тестов:
— комплекс методов, оценивающих состояние кардио-респираторной системы.
При необходимости могут проводиться тесты для углублённого исследования, как в покое, так и под нагрузками (стандартными и специальными):
— внешнего дыхания и газообмена;
— метаболических процессов и гуморально-гормональной регуляции;
— функций отдельных анализаторов.
Тесты различаются: по моменту измерений; по виду нагрузки; по наличию измерения газового состава вдыхаемого воздуха, температуры, применения фармакологии; по ступенчатости.
Желательно проведение педологического контроля и исследования условий проживания.
Затем осуществляется присвоение группы здоровья, оценивается его физическое развитие по стандартам, оценивается уровень функционального состояния и общей работоспособности и даётся общее заключение о физическом состоянии.
Проведём краткий обзор основных методов исследования основных функциональных систем.
Нервная система ( используются различные методы врачебного обследования, инструментальные методики и функциональные пробы.) :
анамнез, внешний осмотр, к линические методы исследования для определения типа и состояния высшей нервной деятельности. Внимание уделяется исследованию функций 12 пар черепно-мозговых нервов, лицевого нерва, объема движений глазных яблок, зрительного анализатора, слухового анализатора. проходимости слуховых труб, состоянию двигательной сферы (определяется объем активных и пассивных движений во всех суставах, оценивается состояние мускулатуры в симметричных частях тела (при осмотре их, пальпации, измерении окружностей в расслабленном и напряженном состоянии, измерении мышечной силы и мышечного тонуса), определяется рефлекторная функция (сухожильные и другие рефлексы), и координация движений (пробы Ромберга, пальценосовая)), пробы двигательного анализатора.
При исследовании состояния центральной нервной системы могут быть использованы так же словесный (ассоциативный) и корректурный эксперименты, электроэнцефалография и реоэнцефалография.
При исследовании вегетативной нервной системы, регулирующей кровообращение, дыхание, пищеварение, выделения и др., адаптирующей-трофические влияния центральной нервной системы, и поэтому трудно оцениваемой, проводятся проба на дермографизм (кожно-сосудистую реакцию), проба Ашнера. ортостатическая проба, ортостатическая проба по Шеллонгу.
Внешнее дыхание, обеспечивает эффективную работу всей кардиореспираторной системы, зависящую от типа, частоты, глубины и ритма дыхания. Здесь определяется ч астота дыхания, жизненная емкости легких обычная и по Шафранскому, применяются гипоксические пробы, пробы Розентали, Генчи, Штанге, п невмотахометрия (частота дыхания). с пирография (дыхательный объём, лёгочная вентиляция, резервный объём вдоха и выдоха, дыхательный эквивалент, вентиляционный эквивалент. коэффициент резервных возможностей дыхания).
А так же дополнительно могут использоваться:
методы сфигмографии, поликардиография (ПКГ), метод поликардиографии (ПКГ), векторкардиография (ВЭКГ), реография (РГ), баллистокардиография (БКГ), рентгенологические методы : рентгеноскопия, рентгенокимография, электрокимография; э хокардиография (ЭхоКГ), интервалокардиография (методика P. M. Баевского),
и определение энергообеспечение по ЭКГ (методика С. А. Душанина) и оценка энергетического метаболизма.
Показатели, отражающие состояние различных физиологических систем, получаемые при проведении проб используются для оценки физического состояния.
Обязательным является и определение вегетативных показателей.
Аэробная и анаэробная работоспособности оцениваются п ри проведении проб с субмаксимальными и максимальными нагрузками.
Для определения же физической работоспособности используются пробы в прямых и косвенных, простых и сложных методах определения работоспособности (PWC). Простые: проба Руфье, Гарвардский степ-тест. Сложные: велоэргометр, тредбан, тест PWC-170.
Основными пробами с максимальной нагрузкой являются: проба с нагрузкой ступенеобразно повышающейся мощности, тест Новакки (Р. Е. Nowacki), проба Летунова комбинированная.
Очень ценно и то, что по таким пробам можно выявить особенности процесса адаптации сердечно-сосудистой системы (устойчивую. срочную и долговременную адаптацию к статическим и динамическим нагрузкам, брадикардю, артериальную гипотензию, гипертрофию миокарда и дилатацию камер сердца, ударный объем, тип кровообращения. нейрогуморальную регуляцию, реакция адаптированного сердца на максимальную нагрузку, обратимость адаптации к физическим нагрузкам).
Определение уровня физического состояния индивидуума
Актуальным аспектом современной медицины является ее профилактическая направленность, предупреждение заболеваний путем воздействия на факторы риска. Одним из ведущих факторов риска в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы, принявшим масштаб эпидемии, является гиподинамия, наблюдающаяся более чем у 1/3 мужского взрослого населения и более чем у 40% женщин в нашей стране. Поэтому рекомендации по повышению уровня двигательной активности являются официально утвержденными и обязательными для практикующего врача при лечении болезней сердечно-сосудистой системы и их профилактике.
Определение уровня физического состояния проводилось следующими способами:
1. Определение уровня физического состояния по Е.А. Пироговой:
2. Оценка уровня физического (соматического) здоровья по Г.Л. Апанасенко:
Проводится комплексная оценка уровня физического здоровья по специальным таблицам с подсчетом общего количества баллов. Принимаются во внимание масса тела, рост, жизненная емкость легких, результаты динамометрии, ЧСС покоя, АДс, время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, (в сек).
3. Оценка уровня физического состояния по С.А. Душанину с соавт.:
Проводится комплексная оценка уровня физического состояния с помощью специального опросника со специальной системой подсчета баллов. Принимаются во внимание возраст, вес, уровень артериального давления и ЧСС в покое, восстановление пульса после 20 приседаний за 40 сек, употребление алкоголя и курение, количество регулярных аэробных тренировок в неделю.
4. Определение физической работоспособности проводилось при помощи пробы Руффье:
Было выдвинуто предположение, что за наиболее объективный метод определения уровня физического состояния должен быть принят тот, результаты которого в цифровом выражении наиболее значимо коррелируют с результатами определения уровня физической работоспособности.
Результаты определения уровня физического состояния по различным методикам представлены в табл. 1.
Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции
М. ИСАКОВА, консультант отдела методологического обеспечения и психологических инноваций Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, магистр психологии
ТЕМА ПО ВПП № 22 ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ
Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции
Понятие функционального состояния человека. Методы оценки функционального состояния
На профессиональную деятельность военнослужащего, его поведение и психологическое благополучие влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся, например, содержание выполняемой задачи, качество организации рабочего пространства (оборудования, физической и социальной среды и так далее). К внутренним — уровень мотивации, уровень развития когнитивных функций (память, внимание, скорость принятия решения и прочее), функциональное состояние и другие. В рамках данного занятия мы рассмотрим функциональные состояния, их виды, методы оценки и способы саморегуляции.
Понятие «функциональное состояние» достаточно широко используется в психологии и физиологии, однако его определение вызывает некоторые затруднения как у психологов, так и у физиологов. Физиологи чаще употребляют термин «функциональные состояния», а психологи — «психические состояния». Однако в любом функциональном состоянии присутствует психическое начало, а в любом психическом — физиологическое. Понятия «функциональные состояния» и «психические состояния» не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны.
Некоторые ученые понимают под функциональным состоянием тонус нервной системы — уровень активности/пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе и психическая. Советский психолог и психотерапевт В.Н. Мясищев считал, что состояние — это общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. В данном подходе речь идет о различных уровнях активации коры мозга, понимаемых как разные состояния: сон / бодрствование, возбуждение / торможение.
Функциональное состояние — это интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение любой деятельности. От функционального состояния организма зависит физическое и психическое состояние человека, успешность его труда, обучения, творчества.
Любая деятельность организма протекает на фоне того или иного функционального состояния, которое определяется активностью мозговых структур и зависит от времени суток, предшествующей деятельности, включенности мотивационных процессов и т.д. Иначе говоря, функциональное состояние — это общий уровень активности организма, влияющий на работоспособность человека, в том числе способность принимать быстрые и верные решения.
Благоприятные функциональные состояния проявляются в радости, восторге, других положительных эмоциях и увеличивают общую активность, быстроту принятия решений, концентрацию внимания. Негативные функциональные состояния (стресс, утомленность и др.) могут проявиться в рассеянном внимании, затрудненном понимании и запоминании информации.
Наука выделяет несколько видов функциональных состояний:
1) Стресс
Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. По определению основоположника учения о стрессе Г. Селье, стресс — это неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Часто в понятие «стресс» вкладывают негативный смысл, однако стресс может влиять на организм не только отрицательно, но и положительно.
Психологами выделяются различные виды стресса:
кратковременный стресс — в реакцию защиты вовлекаются уже имеющиеся в организме программы реагирования и мобилизации ресурсов, причем это вовлечение кратковременно. Испуг при виде внезапно выбежавшей навстречу собаки может служить примером острого непродолжительного стресса;
длительный стресс — в ходе него происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов; такой вид стресса истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации (сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта). Примером хронического стресса являются длительные эмоциональные переживания.
В связи с особенностями раздражителя, вызывающего стресс, различают также физический стресс и эмоциональный стресс:
при физическом (физиологическом, первосигнальном) стрессе организм защищается от воздействия физических факторов (ожог, травма, сверхсильный шум и т.д.);
эмоциональный (психоэмоциональный, второсигнальный, психогенный, психический, психологический, психофизиологический стресс, или психическая, нервно-психическая, эмоциональная напряженность) стресс представляет собой защиту организма от психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции.
Часто термин «эмоциональный стресс» используют для обозначения чувств, возникающих при переживании угрозы безопасности, неудачи и других эмоциональных состояний, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми. Последствия эмоционального стресса могут быть не менее, а иногда и более существенными, чем последствия физического стресса.
Суть реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для его защиты от угрожающих и разрушающих воздействий различного характера — как психических, так и физических, а также возвращения организма к балансу и нормальным условиям существования. Следовательно, стресс — это нормальная реакция здорового организма, выполняющая защитную, или адаптационную, функцию.
Для каждой стадии стресса характерны специфические изменения в организме человека. Так, на ранней стадии стресса может отмечаться общее улучшение самочувствия. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса. Дальнейшее повышение уровня стресса может негативно отразиться на организме. Чем больше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода в неблагополучное состояние.
Таким образом, поведенческими показателями стресса являются сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность, а также дрожание в голосе, ускоренный или замедленный темп речи. На физиологическом уровне стресс проявляется, например, в продолжительной головной боли, бессоннице, нарушении пищеварения, учащенном сердцебиении.
Профилактика стрессовых состояний — сложная задача, включающая в себя целый ряд аспектов. В этом отношении прежде всего важна позиция человека, в том числе его ответственность за свое здоровье. Нередко чрезмерный стресс и негативные эмоциональные состояния обусловлены неверной интерпретацией индивидом своего окружения и отсутствием признания личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, следовательно, за свое здоровье.
2) Монотония
Монотония — это специфическое состояние человека, возникающее вследствие выполнения однообразной работы или повторяющихся относительно простых трудовых действий. Оно характеризуется пониженной психической активностью, может быстро исчезнуть при смене условий труда.
При развитии явления монотонии человек теряет способность к концентрации внимания, ощущает скуку, вялость и апатию, снижается его общий интерес к работе. В первую очередь появляются такие симптомы, как снижение психической активности, снижение бдительности, сонливость, раннее снижение работоспособности и появление признаков утомления. Снижение работоспособности и развитие утомления при однообразной работе происходит так быстро (уже через 30 мин.), что это не может быть следствием функционального истощения. Еще одной особенностью монотонии является то, что однообразие действует сильнее при легкой работе, чем при тяжелой. Кроме того, одна и та же работа может восприниматься одними людьми как однообразная, а другими — нет. Стоит отметить, что состояние монотонии не только пагубно сказывается на психологическом состоянии личности, но и может создать угрозу для окружающих людей — например, вождение автомобиля при монотонии может стать причиной несчастного случая.
Характерными особенностями однообразной (монотонной) деятельности являются:
Чрезмерное дробление операций;
Малая или средняя трудность выполняемой работы;
Недостаточное число раздражителей;
Недостаточность мышечных усилий;
Суженный объем внимания.
3) Утомление
Утомление — состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер. Нагрузки на службе, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно организовывать режим сна и отдыха, а также грамотно распределять свое время могут привести к такому функциональному состоянию.
Психологами выделено 3 стадии утомления:
Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость помогут правильная организация отдыха и несколько часов сна.
Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные поведенческие изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).
Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.
Уровень напряжения, которое развивается во время утомления, зависит от нескольких факторов: состояния самого организма, мотивации к деятельности, условий окружающей среды, а также вида трудовой деятельности.
Утомление проявляется в наличии чувства неуверенности, раздражительности, снижении внимания. Физиологическими индикаторами утомления являются побледнение кожных покровов, повышенное потоотделение, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.
4) Пресыщение
Пресыщение представляет собой состояние непринятия слишком простой, субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения. Состояние психологического пресыщения вызвано однообразной, малосодержательной деятельностью, неинтересной для человека. К основным признакам и симптомам пресыщения относят потерю интереса к работе, активное желание ее сменить, а также разнообразить текущий способ ее выполнения.
В субъективных ощущениях пресыщение проявляется в чувстве раздражения и отвращения к выполняемой деятельности. Физиологически проявляется в снижении частоты сердечных сокращений.
Функциональные состояния проявляются на четырех уровнях:
Физиологическом, связанном с изменениями в работе систем жизнеобеспечения: нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и других систем;
Психофизиологическом, включающем в себя косвенные оценки физиологических реакций;
Психологическом, проявляющемся в оценке изменений собственного состояния, что дает субъекту информацию для корректировки своего поведения;
Поведенческом (внешние проявления того или иного функционального состояния).
В соответствии с этим конкретные методы оценки функционального состояния могут быть дифференцированы на четыре основные группы: физиологические, психофизиологические, психологические, поведенческие.
К физиологическим методам относятся:
методы оценки вегетативных реакций (пульс, давление, дыхание, тонус гладкой мускулатуры, потоотделение и др.);
электрофизиологические (электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и др.).
К психофизиологическим методам относится, например, критическая частота слияния мельканий (КЧСМ) (диагностика поля зрения путем фиксации того момента, когда человек вместо мелькающих на экране точек увидит постоянное свечение).
Психологические методы представлены следующим образом:
субъективные тесты — САН (самочувствие-активность-настроение), шкала состояний, шкала дифференциальных эмоций, шкалы личностной и ситуативной тревожности, опросники физического и умственного утомления и степень хронического утомления;
проективные тесты — например, методика «Рисунок несуществующего животного»;
объективирующие психометрические тесты (таблица 1).
методы количественного анализа результативности деятельности:
а) оценка производительности труда;
в) анализ продуктов деятельности;
г) анализ ошибок и неправильных действий;
методы качественного анализа поведения:
а) стандартизованное наблюдение;
б) анализ речевого поведения;
в) анализ паттернов глазодвигательных реакций;
г) анализ мимики и пантомимики;
д) анализ группового поведения.
Регуляция негативных функциональных состояний
В широком смысле функциональные состояния характеризуют весь диапазон вариаций психической активности (ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление, речь, мотивация и эмоции) человека во сне и в бодрствовании.
Негативные функциональные состояния (НФС) возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их формирования. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста-психолога.
Круг методов регуляции функционального состояния достаточно широк. К ним относятся комплекс общих рекомендаций и приемы психологической регуляции.
Общими рекомендациями по регуляции и профилактике негативных функциональных состояний являются следующие:
смена обстановки и видов деятельности. Например, во время перерыва рекомендуется проветрить рабочее помещение и выйти на свежий воздух. Доказано, что приток свежего воздуха улучшает умственную деятельность;
соблюдение режима труда и отдыха. Даже небольшой перерыв в 3–5 минут может ненадолго отвлечь от работы и тем самым переключить внимание;
регулярный медосмотр. Физическое здоровье — основа психического благополучия;
правильное питание и полноценный сон. Приемы пищи должны быть регулярными, еда — разнообразной и насыщенной клетчаткой, порции — умеренными;
различные виды специализированной гимнастики, дыхательные упражнения, самомассаж и др., косвенно способствующие нормализации протекания психических процессов.
2. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.
Типичная задача прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний — снятие проявлений стрессовых состояний и уменьшение степеней эмоциональной напряженности, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, на фоне нормализации состояния человека (главным образом за счет успокоения, расслабления) часто возникает необходимость активизировать протекание восстановительных процессов для скорейшего достижения высокой работоспособности, а также усилить мобилизацию внутренних ресурсов организма.
Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним прежде всего следует отнести методы, приведенные в таблице 2.
Среди методов, применяемых психологами в работе с НФС, выделяются способы регуляции стрессовых состояний, а также состояний пресыщения, монотонии и утомления (таблица 3).
Для такого НФС, как стресс, применимы следующие способы саморегуляции:
Дыхательные упражнения для быстрого снятия напряжения. Необходимо сделать вдох на счет от 1 до 10, задержать дыхание, а затем выдох — при счете от 10 до 1.
Упражнение «Арифметика» на концентрацию внимания. Необходимо подсчитать, сколько осталось дней до знаменательных дат текущего года (например, до дня рождения, до дня свадьбы, отпуска). Таким образом внимание концентрируется на математических операциях и, как следствие, снижается уровень тревоги.
Метод самоприказа. Произнесение, желательно многократное, вполголоса или вслух фразы, в которой выражается способность преодолеть трудность с целью усиления совладания с собой. Например, «я могу сделать…», «я должен(а) преодолеть…»
Нервно-мышечная релаксация. В этом упражнении имеются некоторые противопоказания: эпилепсия, травмы спинного и головного мозга. Необходимо последовательно напрягать (по 10 секунд) и расслаблять каждый сектор тела (по 3 раза на каждый) в следующем порядке: ноги, ягодицы, брюшной пресс, грудная клетка, руки, плечи, лицо. Упражнение способствует полному расслаблению всех групп мышц и преодолению тревожного или стрессового состояния.
Прослушивание расслабляющей музыки также способствует снижению уровня тревоги и стресса.
С целью самостоятельной регуляции состояний утомления, монотонии и пресыщения применяются следующие упражнения:
Упражнение «Вижу, слышу, ощущаю». Для того чтобы отвлечься, с повышенным вниманием отмечайте, что вы видите — какие предметы попадают в поле зрения, слышите — какие звуки, шорохи, голоса вас окружают, и ощущаете — прикосновение одежды, неровности покрытия под ногами, стук сердца.
Гимнастика для расслабления глаз: плотно закрывать и широко открывать глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.); крепко зажмурить глаза на 3–5 сек, затем открыть глаза на 3–5 сек (повторить 6–8 раз); быстро моргать в течение 1–2 мин.
Упражнение для расслабления мышц головы и шеи. Надавливая пальцами на затылок в течение 10 секунд, делать вращательные движения по кругу вправо и влево.
Упражнение для расслабления рук. Широко расставить пальцы рук и напрячь кисти на 5–7 секунд, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5–7 секунд, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями.
Рассмотренные способы саморегуляции и меры профилактики негативных функциональных состояний позволят военнослужащим привести свое состояние в нормальное как в экстремальных, так и в будничных условиях службы. Внимательное отношение к своему организму и своевременная коррекция отклонений в его деятельности помогут предупредить снижение работоспособности, не допустить ухудшения психологического благополучия и физического здоровья.
Методические рекомендации
В начале занятия рекомендуется напомнить аудитории, что служба в Вооруженных Силах относится к числу специфических видов деятельности человека. Для нее характерны высокие уровни сложности, напряженности, опасности для жизни и здоровья, ответственности за свои поступки. Эти и другие факторы заставляют со всей ответственностью подходить к процессу психологической подготовки военнослужащих.
В первом учебном вопросе необходимо дать определение понятиям «психическое состояние» и «функциональное состояние» организма, перечислить основные виды функциональных состояний, раскрыть их признаки, озвучить методы оценки.
Во втором вопросе следует детально раскрыть простейшие методы и техники психологической саморегуляции.
Для лучшего вовлечения слушателей в ход занятия полезно задавать им дополнительные вопросы, например: «какие факторы могут вызвать стрессовую реакцию?», «в чем состоит профилактика возникновения негативных функциональных состояний?», «как можно по поведению человека определить, какое у него негативное функциональное состояние?» и др.
В заключение необходимо сделать вывод о значимости системы психологической подготовки для качественного исполнения военнослужащими служебных обязанностей и подчеркнуть, что негативные функциональные состояния возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их развития. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста.
Объективирующие психометрические тесты, измеряющие показатели функционального состояния
Название методики
Назначение методики
Суть задания
Корректурные пробы (КП Бурдона)
Измеряется концентрация, устойчивость внимания.
Необходимо вычеркивать заданный инструкцией символ.
Измеряется концентрация внимания.
Предлагается 5 таблиц, каждую из которых обследуемому предъявляют по очереди. На таблицах написаны числа от 1 до 25 в случайном порядке. Обследуемому необходимо указать в таблице по порядку числа от 1 до 25 на время.
Метод парных ассоциаций
Измеряется переключаемость внимания, запоминание.
Обследуемому зачитывают слова с интервалом в 3 секунды между парами и дают задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов экспериментатор в случайном порядке называет только первые слова в каждой паре, а обследуемый называет второе слово.
Методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера
Анализ интеллектуальных процессов
Обследуемому необходимо закодировать символом картинки по образцу.
Методы психологической саморегуляции
Название метода
Назначение метода
Суть упражнений
Для снижения степени напряжения и последующего расслабления (релаксации) основных мышечных групп тела, и, как следствие уменьшение эмоционального
Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Происходит полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе и усиление кровенаполнения сосудов. Возникает ощущение тепла и тяжести, размягчения, чувство покоя и отдыха. Названные ощущения — следствие устранения остаточного, обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов нужной области организма и, соответственно, усиления обменных и восстановительных процессов.
Способствует дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну; или же оказывает активирующее воздействие.
Упражнения состоят в многократном проговаривании вполголоса или вслух словесных формулировок и формировании устойчивых связей между «самоприказами» и возникновением определенных состояний. Например, «Я могу сделать…», «Я должен(а) преодолеть…»
Стимуляция познавательных процессов, повышение концентрации внимания.
Упражнение состоит в мысленном проживании ситуации с воспроизведением в воображении всех мышечных и пространственных ощущений, связанных с действиями тела.
Сенсорная репродукция образов.
Расслабление и возможностью последующей активизации своего состояния.
Упражнение состоит в оперировании образными представлениями объектов и целостных ситуаций, которые обычно ассоциируются с отдыхом. Например, необходимо в деталях представить лесную поляну, как Солнце греет тело, как поют птицы и как легко дышится в лесу.
Способы саморегуляции и профилактики негативных функциональных состояний (НФС)
Характерная ситуация
Признаки (психологические и поведенческие)
Способы саморегуляции и профилактики
Стресс
Нормально испытывать данное состояние в ситуациях как радости, так и страха.
Сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность.
Головные боли, бессонница, нарушение пищеварения, учащенный пульс, дрожание в голосе, ускоренная или замедленная речь.
Монотония
При длительном выполнении однотипных задач (например, контроль показаний приборов).
Состояние скуки, безразличия, сонливости.
Слишком сильная расслабленность в теле, отвлекаемость, невозможность сосредоточиться.
Утомление
При повышенной нагрузке, наличии большого количества неотложных дел, длительном отсутствии отдыха.
Чувство неуверенности, раздражительность, снижение внимания.
Побледнение кожи, повышенное выделение пота, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.
Пресыщение
Во время выполнения однообразной, малосодержательной деятельности.
Потеря интереса к работе, активное желание ее сменить, а также чувство раздражения и отвращения к выполняемой деятельности.
Снижение частоты сердечных сокращений.
ЛИТЕРАТУРА:
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
4. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 12. — С. 15–18.
5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
6. Кулганов В.А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. — № 100. — С. 131–142.
7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
8. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. — Вып. 4.
9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006. — 256 с.