что делать если выдавливают с работы

«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе

что делать если выдавливают с работы

Травля — проблема не только детей. Взрослые также страдают. Чаще всего моббинг (именно так называется «взрослый» буллинг) проявляется в рабочем коллективе. Сотрудника могут травить по самым разным причинам: за безвольность, заискивающие манеры и даже за неординарную внешность. Разбираемся, как проявляется моббинг, можно ли ему противостоять или проще найти новую работу?

ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА

«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.

Существует два основных вида моббинга:

ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ

№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.

В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.

№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.

Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.

Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.

№ 4. Социальная изоляция.

Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.

№ 5. Потеря рабочего места.

Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.

что делать если выдавливают с работы

ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ

Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.

Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.

Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.

Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.

Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.

Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас или обсуждения ваших личных тем.

Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки не имеют никакого отношения к делу.

Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.

Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.

Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.

В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой, безвольной и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.

«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ

«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.

«Внутреннее напряжение в коллективе не может длиться долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам», — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Как уволить сотрудника: 3 способа

что делать если выдавливают с работы

Когда человек устраивается на работу, он и его начальник надеются на долгое и успешное сотрудничество. Но иногда со временем начальник понимает, что работника надо увольнять. Причины могут быть разные:

Ошибка при подборе.

Изменения в компании, к которым работник не готов.

Сотрудник перерос свою должность.

Сотрудник стал антилидером противоположной неформальной группы.

Так или иначе, появились причины уволить работника и начальник принял решение от него избавиться.

Правовые способы увольнения

В помощь руководителю практика предлагает различные методы увольнения, например, правовые:

Увольнение за несоответствие должности.

Увольнение за неоднократное неисполнение обязанностей.

Правовые средства неплохи, но требуют соблюдение процедур, оформления документов, а нередко и выплат. Поэтому прежде, чем пользоваться ими, можно попробовать применить психологические методы увольнения.

Как уволить сотрудника: психологические способы

Например, я использую методы, предложенные Михаилом Литваком в книге «Командовать или подчиняться», и убеждаюсь снова и снова, что они работают.

Автор методики исходит из принципа, что обязанность по формированию успешной команды и поддержанию психологического климата лежит на руководителе. Если вы начальник отдела, то именно вы отвечаете за подбор, увольнение, развитие подчиненных. А не HR-менеджер или директор по персоналу — они могут только оказать методическую поддержку.

Поэтому если вы решили брать ответственность за ваш коллектив на себя, можно воспользоваться тремя психологическими методами увольнения, предложенными Михаилом Литваком.

Увольнительная беседа

Суть этой беседы — дать понять работнику, что он перерос вашу компанию и достоин лучшего. Поэтому надо ругать себя, а хвалить работника. Итак, работник начинает жаловаться вам или коллегам в вашем присутствии на порядки, установленные в компании. Он считает, что все нужно делать по-другому. Вы можете приступить к увольнительной беседе и сказать:

«Да, Иван Петрович, я вас действительно завалил работой и не могу толком объяснить, как и что делать. Если бы я был хорошим начальником, то, конечно, смог бы вам объяснить. Вы уже переросли эту должность и достойны лучшего. Наша фирма небольшая, платить столько, сколько вы заслуживайте, мы не можем, работу интересную предложить не можем. Я уверен, что вы найдете лучшее место, где вас оценят по достоинству. Я буду отпускать вас на собеседования и дам наилучшие рекомендации. Думаю, что двух недель на поиски вам хватит. Вот бланк заявления».

Здесь главное — сохранять хладнокровие, ведь работник может дать истерическую реакцию. Не надо вступать в спор, продолжайте повторять уже сказанное, чтобы дать понять, что это дело решенное, ему пора увольняться.

Конечно, стопроцентной гарантии, что работник уволится, нет. Поэтому если метод не сработал, можно воспользоваться другим — «пасом в сторону».

Пас в сторону

«Ваша квалификация уже больше этой должности, но вакансий у нас нет, поэтому мы решили привлечь вас к консультационной и аналитической работе, где потребуются ваши знания и опыт. Пожалуйста, найдите в интернете и опишите тенденции развития того-то, и того-то».

И, конечно, оставить в интернете только ограниченный доступ — к библиотекам и информационным ресурсам. И что далее? Не спрашивайте результата этого исследования. Когда работник захочет дать отчет, ссылайтесь на свою загруженность. При этом никаких других заданий работнику не давайте. Он будет отрезан от общения с клиентами, коллегами.

Так вы примените метод управления «игнорирование», который, как показывает практика, переживается острее явных наказаний.

Использование коллектива

Этот способ можно применить, если работник ранее отказывался от заданий. Суть метода состоит в том, чтобы отдавать работу сотрудника коллегам, чтобы вызывать их недовольство в отношении него. Если работник говорит: «Почему опять мне задание, а вон другие не загружены», вы тут же говорите другому работнику потихоньку:

«Марья Ивановна, сделайте, пожалуйста, отчет вместо Ивана Петровича, вы же знаете, как с ним трудно договориться, сразу скандалит».

Постепенно вся работа Ивана Петровича раздается его коллегам. Сотрудники недовольны, что им приходится выполнять дополнительную работу, уже общаются с ним неохотно. Он оказывается в личностной и профессиональной изоляции, не получая заданий.

Как показывает практика, в большинстве случаев при использовании указанных методов работники увольняются. Но, конечно, результат зависит от того, что именно вы говорите подчиненному, от вашей выдержки и авторитета в коллективе.

Главное, что этому можно научиться. Просто начинайте увольнять непокорных подчиненных. 2-3 увольнения и вы приобретете навык: будете не только результативно увольнять, но и делать это без волнений. Ведь это просто ваша работа — управлять людьми, в нее входит и расставание с подчиненными.

Источник

Как понять, что вам не рады или обсуждаем приемы выдавливания работников из компании

Разработчик — в среднем человек увлеченный, спорить с этим смысла мало. Объективно, из-за того, что обучение программированию с самой юности отнимает много времени и сил, многие разработчики становятся чуть-чуть похожими на медведей. И сейчас объясню почему.

Медведь — вообще уникальное животное. Одна только система зимней спячки вызывает уважение. Добавить к этому размеры, всеядность и ареал обитания и мы получаем высшего хищника, у которого нет естественных врагов. Любой зоолог скажет вам, что медведь — зверь-одиночка. И как раз в образе жизни в качестве одиночек и кроется основная проблема взаимодействия с медведем: у него практически нет мимической сигнальной системы. Вред медведю в природе может причинить только другой медведь, но они просто расходятся в разные стороны предпочитая тактическое отступление кровавой схватке. То есть уровень эмоциональности этого зверя можно сравнить с эмоциональностью Чака Норриса, посмотрите сами:

что делать если выдавливают с работы

Среди разработчиков много вот таких-вот прямолинейных «медведей». Проблема в том, что с такой прямолинейностью «медведь» теряет любые шансы распознавать намеки и полутона, во всяком случае без обширного печального опыта за плечами. Так что в этой публикации мы расскажем про несколько основных «методов», которыми пользуются нехорошие люди для того, чтобы выдавить неугодного им сотрудника из компании.

Метрики. Много и разные

Первый способ оказать давление на человека — пересмотреть метрики его эффективности в сторону усложнения и увеличения их числа. Как говорится в одной присказке: «Не важно, как голосуют. Главное — как считают». По факту, работы может и на стать больше, просто она будет по-другому считаться. Чем больше метрик и чем они запутаннее — тем больше шансов, что специалист где-то ошибется и неправильно поймет требования руководства.

Эти ошибки развязывают противнику девелопера руки и он начинает оказывать на него давление. Оно может быть любого характера: от публичных выволочек на утренних митингах/кофе-брейках до депремирования. Суть усложнения метрик одна: вывести человека из состояния профессионального равновесия.

При этом тылы надежно прикрыты. Недоброжелатель может подготовить обширную базу в виде прописанного workflow, вести утомительную переписку по почте и привлекать другие приемы «грязного канцелярита и крючкотворства» для того, чтобы усложнить человеку жизнь. Чаще всего жертвами подобных махинаций становятся люди, которые пользуются авторитетом у коллектива, но при этом могут, в перспективе, претендовать на руководящую должность. Фактически, это устранение конкурентов в стиле разборок 90-х.

Как бороться с этим? В первую очередь абсолютно все метрики не могут быть однозначными. Если менеджер говорит, что на взаимодействие по почте должно отводиться 10% рабочего времени, а вы потратили 12% или 15%, так как вам нужно было контактировать, например, с фронтэндом, это не может стать причиной для разбирательства. Кроме этого, за все выставленные метрики должен отвечать непосредственный руководитель. В Crossover при жестком несовпадении метрик, выставленных руководством, с результатами разработчиков одинаково спрашивают и с менеджмента. Если работа была выполнена и рабочий процесс идет в нужном направлении, то, следовательно, ошибку допустил менеджер, который выставил нереалистичные или неверные метрики.

К сожалению, в большинстве компаний принцип двухсторонней ответственности за выполнение метрик не соблюдается и у разработчика нет возможности запустить процесс оценки их адекватности, что развязывает руки менеджменту и позволяет ему заниматься подобным «рукоприкладством». Чаще всего неадекватные метрики носят локальный характер; если вы столкнулись со спуском «невыполнимого» с самого верха, то это уже глобальные структурные проблемы, о которых мы говорили в тексте про «эффективных» менеджеров.

Введение коллективной ответственности для наказаний

О тему коллективной ответственности сломано уже немало копий. Обычно этот инструмент практикуют для так называемого выстраивания доверительных отношений внутри коллектива. Светлый посыл звучит так: «помогайте друг другу, исправляйте и объясняйте ошибки своим коллегам и вы станете прекрасной командой».

что делать если выдавливают с работы

В адекватном исполнении подобный подход позволяет быстро «подтягивать» новичков, исключает необходимость назначения менторов «из-под палки» и все прочие механизмы принуждения.

По факту коллективная ответственность чаще всего превращается в репрессивный инструмент для оказания давления на коллектив и отдельных его членов. Постулат о коллективном премировании за успешную работу опускается и любые трудовые подвиги команды обесцениваются с формулировкой «вы и так должны работать на 100%». С другой стороны любые ошибки неугодного руководству человека приводят к коллективным санкциям против всей команды.

Как итог «виновник» санкций оказывается выдавленным из команды: кому приятно терять бонусы и премии из-за ошибок другого человека? Если в отделе нет достаточного единства, очень быстро неугодный сотрудник становится изгоем, после чего начинает уже сам менять место работы.

Давление на профессиональную самооценку

Еще один прием, которым могут попытаться выжить человека с его места работы, выражается в оказании давления на профессиональную самооценку сотрудника. Что может быть важнее профессиональной самооценки? У многих работников сферы IT уровень личной самооценки напрямую коррелирует с уровнем профессиональной. Достижения на профессиональном поприще дают нам силы для личностного развития и роста, показывают, что мы способны быть лучше, чем могли рассчитывать.

Короче говоря, профессиональная самооценка — очень и очень чувствительная точка, на которую не стоит зря давить. Но как именно на нее воздействуют? Есть несколько простейших способов: постановка размытых задач и публичное сомнение в компетентности. Обычно эти «приемы» используются в связке.

Специалисту, которого хотят выдавить из компании, дают как можно более размытые задачи, в основном устно, чтобы не оставить следов. Если регламент компании обязывает вести переписку и ставить развернутые таски — не сомневайтесь, для понимания написанного придется воскрешать Тьюринга и всю команду, что работала с дешифровокой сообщений «Энигмы». Если разработчик не пришел за пояснениями — ну и ладно, значит он обязательно все неправильно поймет и ему можно будет устроить выволочку, хотя бы за самодеятельность и неправильный порядок принятия решений.

Если же девелопер посчитает, что с ним играют в какие-то игры и возьмет на вооружение принцип «эффективность и качество выполненных работ напрямую зависит от четкости поставленного ТЗ» и пойдет уточнять задачу, он попадает в следующий капкан в этой цепочке.

что делать если выдавливают с работы

Главное, чтобы в момент постановки вопроса «Что это за фиготень у меня в таске?» вокруг было как можно больше лояльных зрителей. Так вот, когда вопрос озвучен, глаза округляются и как можно громче задается встречный вопрос в стиле Земли Обетованной: «Ну как же такой опытный и скилловый разработчик не может разобраться с простейшим заданием для зеленого джуна?!». Ну, формулировка всклика может быть любой, смысл — публично унизить человека.

Как бороться с подобным террором

Цель у всех манипуляций подобного рода одна — расшатать коллектив и выбить из него потенциально опасных и/или властных людей. Но случается, когда просто «лицом не понравится». Почему так поступают, мы опустим, потому что это уже вопрос для статьи по корпоративной этике и она напрямую пересекается с темой «эффективного» менеджмента. На самом деле мы упомянули лишь несколько самых ярких примеров оказания давления на разработчиков, цель которых — вынудить их уйти. На самом деле существует еще множество «грязных» приемов, начиная от сплетен на офисной кухне и заканчивая прямым саботажем работы.

Первый путь защиты от подобных действий — взаимодействие в случае спорных ситуаций с руководством ступенью выше. В адекватных компаниях сотрудник всегда может обратиться к «начальнику своего начальника» напрямую. Но тут есть два больших «НО». Первое: если все это происходит с санкции вышестоящих руководителей, то избавиться от давления не выйдет. Второе: руководитель должен быть готов выступить в роли арбитра, что случается не всегда.

Второй путь лежит через четкое фиксирование каждого шага и задач таск-менеджере, чтобы избежать любых формальных претензий и перетянуть конфликт в практическую плоскость, где у разработчикам есть преимущество. Это уже позиционная война — кто выдержит, а кто сломается. Проблема подобного способа противодействия в том, что тут нельзя допускать ошибок и обороняющаяся сторона находится в заведомо проигрышной позиции, так как «правила войны», то есть задачи, зачастую определяет нападающий.

Есть еще мифический третий путь, когда коллектив объединяется вокруг жертвы давления и не позволяет выжить человека с его рабочего места. В этом случае конфликт переходит в затяжную фазу противостояния и, скорее всего, приведет к смене руководства (потому что это проще дешевле, чем выгонять всю команду и набирать новую). Главное условие — эффективность в рабочем плане.

Но это практически фантастический сценарий, потому что я не зря упомянул «медвежью» эмоциональную природу айтишников. Когда мы замечаем, что коллеге нужна наша помощь, он уже, чаще всего, подписал документы на увольнение «по собственному» и приглашает вас на прощальную посиделку в ближайшем баре.

Источник

Меня заставили уволиться. Как наказать работодателя?

Недавно у меня произошел конфликт с работодателем: ему не понравилось, что у меня есть подработка. Объяснения, что я имею на это право и это не мешает моей основной деятельности, не помогли.

Он запер меня в кабинете и потребовал написать заявление по собственному желанию. Я отказалась. Тогда он начал угрожать, и я сдалась. Согласилась написать заявление по соглашению сторон. Зарплата была серая, поэтому работодатель выплатил мне только белую часть и остался должен около 50 тысяч рублей.

В этот же день я написала заявления в трудовую инспекцию, в налоговую и прокуратуру. Но от всех инстанций пришел ответ, что раз не было физического насилия, нет доказательств угроз и в заявлении написано «по соглашению сторон», то и поводов для проверки работодателя нет, идите в суд.

У меня действительно нет абсолютно никаких доказательств. Получается, работодателю все сошло с рук?

Можно ли подать в налоговую декларацию о доходах, заплатить НДФЛ с серой зарплаты и в качестве источника доходов указать работодателя? Его в этом случае могут обязать уплатить за меня все налоги за это время?

Ульяна, к сожалению, скорее всего, работодателю все действительно сойдет с рук. Российские суды чтят договоры, если нет документов, которые подтверждают несогласие одной из сторон с этим договором.

Есть разница между соглашением работника и работодателя о расторжении трудового договора на определенных условиях и заявлением об увольнении. Первый документ подписывают обе стороны, второй — только работник. В первом случае шансов вернуться на работу нет, ведь вы обо всем договорились, во втором — есть небольшой шанс при соблюдении ряда условий.

Что касается угроз, то они должны быть явными. Суды при рассмотрении трудовых споров не встают на сторону работника, если тот испугался и поэтому написал заявление об увольнении.

Расскажу обо всем по порядку.

Соглашение о расторжении трудового договора

Если ни работодатель, ни работник не хотят продолжать трудовые отношения, они могут договориться о любой дате прекращения трудового договора и о любом выходном пособии. Они могут также договориться о ситуации, когда соглашение о расторжении договора не будет иметь силы, например если работодатель вовремя не перечислит деньги.

При заключении такого соглашения обратного пути нет, если только стороны не договорились о чем-то незаконном. Например, о том, что работник не получит зарплату за отработанное время. Такую позицию выразил Конституционный суд.

Соглашение о прекращении трудового договора можно аннулировать только по взаимному согласию работника и работодателя. Вот пример.

Суд Екатеринбурга отказался отменять увольнение по соглашению сторон, хотя уволенная сотрудница привлекла свидетелей, которые видели, как она плакала на улице сразу после увольнения и говорила, что ее заставили уволиться.

Отчитать за недобросовестное отношение к работе и грубость с клиентами, а также строго предложить увольнение — это не принуждение к увольнению.

Заявление об увольнении

Заявление об увольнении по собственному желанию — это волеизъявление только работника, которое работодатель обязан принять. В этом случае у работника есть право передумать или договориться на что-то другое.

Поскольку работодатель теряет того, кто выполнял определенные обязанности, работник не может уйти сразу: он обязан отработать 14 дней, пока работодатель ищет замену. Если проблемы с поиском нового сотрудника нет, работодатель вправе отпустить прежнего работника раньше — в случае, если того устроит сокращенная отработка.

Но, пока не истекли 14 дней или не назначена более ранняя дата прекращения трудового договора, работник вправе забрать свое заявление и продолжать работать дальше. Или не забирать заявление, но в 15-й день с согласия работодателя снова выйти на работу.

Есть исключительный случай, когда отозвать заявление об увольнении нельзя: когда другому человеку направлено письменное предложение занять эту должность. Но я думаю, что это редкость.

Даже если работника заставляют написать заявление об увольнении по собственному желанию, закон дает работнику две недели, чтобы передумать и известить об этом работодателя. В первую очередь нужно написать письмо работодателю, а не в трудовую инспекцию или прокуратуру.

Строгой формы нет — например, можно написать так:

«Директору ООО „Светлячок“ Порфирьеву М. Г. от Ковалевой У. Н. Отзываю свое заявление об увольнении по собственному желанию от 21.11.2019, так как оно было написано из-за угроз руководителя отдела продаж Иванова П. С. применить меры дисциплинарного взыскания. Желаю продолжить выполнять должностные обязанности менеджера в соответствии с трудовым договором. Дата: 21.11.2019. Подпись».

Как нужно действовать, если принуждают уволиться

Если начальник запер в кабинете, писать опровержение нужно сразу после выхода из кабинета. Стандартный вариант, который, вероятнее всего, не сработает: написать два экземпляра отзыва заявления об увольнении и сдать один секретарю в приемной под подпись. Тут есть вероятность, что секретарю заранее запретят принимать такой отзыв или отпустят его домой пораньше.

Другому сотруднику отдавать отзыв заявления об увольнении не стоит. Если у него в должностных обязанностях нет полномочий принимать корреспонденцию для организации, потом работодатель может заявить, что вы ничего не передавали, и вы окажетесь беззащитны.

Лучше всего отправить отзыв почтой — обязательно заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Так у вас будет доказательство того, что вы не хотите увольняться.

Суд Калужской области не восстановил лесничего на работе, хотя тот утверждал, что его заранее заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию.

Лесничий устно сообщил начальнику, что отзывает свое заявление. Поскольку никаких подтверждающих документов не было, защитить себя в суде он не смог.

Даже если в заявлении вы написали, что увольняетесь со следующего дня, в этот вечер вы еще не уволены. В городе обычно есть главпочтамт, который работает до 10 вечера, — успеете направить отзыв заявления почтой.

После отзыва заявления об увольнении вы уже можете писать в трудовую инспекцию и прокуратуру о том, что вас вынуждали уволиться. Второй раз в кабинете начальника не закроют, если будут знать, что вы подстраховались и знаете свои права.

Как доказать в суде факт принуждения к увольнению

Оспорить увольнение в суде можно только в течение месяца после вручения приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки.

Бывает, что люди оттягивают обращение в суд, чтобы в случае победы получить неустойку за более долгий срок нарушения их прав. Но если вовремя не обратиться за помощью в восстановлении на работе, защитить свои права вообще не получится.

Пропущенный срок судебной защиты можно восстановить, но только по уважительным причинам: если уволенный находился в командировке, болел или ухаживал за тяжелобольным членом семьи. И если он не смог вовремя обратиться в суд из-за чрезвычайных обстоятельств: войны или стихийных бедствий.

В прокуратуре, налоговой и трудовой инспекции у вас потребовали доказательства, что вы написали заявление об увольнении под влиянием угроз. В суде доказывать, что вас вынудили, тоже придется. Но результат обращения может быть другим, потому что полномочия у этих органов разные: суд разбирается, нарушены ли именно ваши права, а другие органы — нарушены ли законы в целом.

Работник должен сам доказать, что ему угрожали и заставили написать заявление об увольнении.

Если работник сразу же попытался отозвать заявление об увольнении, значит, оно могло быть написано под принуждением. Или если работник продолжал ходить на работу, а работодатель пытался уволить его за нарушения трудовой дисциплины, это тоже может говорить о давлении со стороны работодателя. Суд будет изучать все обстоятельства в совокупности, поэтому важно быть последовательным.

Например, в Алтайском крае почтальона заставили подписать заявление об увольнении по собственному желанию. Позже уволенная обратилась в суд за восстановлением на работе в связи с принуждением уволиться.

Но оказалось, что до обращения в суд почтальон письменно просила выслать ей трудовую книжку, а значит, против увольнения не возражала. Суд не восстановил истицу на работе.

После заявления об увольнении работнику дадут для ознакомления приказ об увольнении. Работник ставит подпись и дату под приказом. Если на самом деле работник с приказом не согласен, он может написать прямо на приказе: «Ознакомлен, не согласен с увольнением, заявление написано под принуждением». Работодателю нужен этот документ, и в суде придется его представить.

Точно так же трудовая книжка выдается под подпись, и можно дописать: «Трудовая книжка получена, против увольнения возражаю в связи с оказанием давления при написании заявления об увольнении».

Например, суд Тюменской области не восстановил на работе диспетчера, которая утверждала, что заявление об увольнении по собственному желанию написала под давлением и с повышенной температурой, а приказ об увольнении увидела в больнице и не поняла его содержание.

В болезненном состоянии лучше не подписывать документы вообще, потому что такое состояние не подтверждает, что вы не согласны с увольнением.

Что с налогами

Если вы подадите налоговую декларацию и сами заплатите налоги, повторно заставить бывшего работодателя заплатить эти налоги вы не сможете. Останется только право взыскать уплаченную сумму, но для этого необходимо доказать реальный размер своей зарплаты. Вескими доказательствами будут только регулярные перечисления всей зарплаты через банк и расчетные листы на всю сумму. Скорее всего, работодатель таких ошибок не совершал.

Чего ждать, если восстановят на работе

Будьте аккуратны: взвесьте все плюсы и минусы обращения в суд с иском о восстановлении на работе. Если вас восстановят, работодатель может пытаться уволить вас за несоблюдение трудовой дисциплины или за непрохождение аттестации. Работа может стать невыносимой, и все равно придется уйти.

Возможно, лучше найти новую работу с хорошим работодателем. У нас есть подборка о том, как не связаться с плохим работодателем. Почитайте, может, пригодится.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

что делать если выдавливают с работы

что делать если выдавливают с работы

что делать если выдавливают с работы

Ситуация какая-то наигранная. Когда ее заперли, ей надо было просто позвонить в полицию и сказать, что ее похитили и незаконно лишили свободы. «Начальнику» за такой номер светило бы до 2 лет лишения свободы

что делать если выдавливают с работы

Dmitriy, кто её похищал? Она добровольно пришла в кабинет, а потом вообразила себе угрозу.
Вероятно, я тоже могла бы сломаться в такой ситуации, но во всех решениях судьи пишут: жертва преувеличила степень угрозы. Работодатель оказал психологическое давление, не причиняя реального, доказуемого вреда.
А ещё мне доводилось слышать и это есть в некоторых решениях, что работники требуют, чтобы с ними носились, как с писаной торбой, прощали некачественную работу и вообще сюсюкали. Есть такое, что выполняешь свою работу хорошо, но бесишь руководство и оно орёт. Но и вне работы есть шумные люди. А есть откровенно проблемные работники, которые работают плохо, заваливают сроки, курят половину рабочего дня и вообще создают гнетущую обстановку. И они же потом будут плакаться и ругать нехорошего начальника, который попросил освободить место для нормального работника. Я не говорю, что кричать нормально. Но много случаев, когда шумный разбор полётов и просьба работать нормально воспринимается как личное оскорбление (та же Шурочка в «Служебном романе» была крайне возмущена, что у неё потребовали выполнять её должностные обязанности).
А что делать судье? Если нет актов о дисциплинарных проступках, работник вроде хорошо работал. Не снял работник какие-нибудь побои (не знаю, бывает ли такое), значит, угрозы его жизни и здоровью не было. Значит в какой-то степени добровольно ушёл с работы. Везде нужны последовательные доказательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *