что делать если вы оба активы
Что такое активы и пассивы в бухгалтерском учёте
Ведение бухгалтерского учета предполагает использование большого количества специальных терминов. Среди самых часто употребляемых – актив и пассив. Нужно отметить, что они применяются как при оформлении многочисленных документов, включая традиционный баланс, так и в обычной речи бухгалтеров и экономистов. Поэтому имеет смысл рассмотреть значение каждого из слов подробнее.
Что такое активы
Если говорить простым языком, активы – это ресурсы, способные приносить доход. Термин обозначает все виды имущества, как материального, так и нематериального. К первому относят недвижимость, оборудование, транспортные средства, ко второму – деньги или авторские права.
Для классификации активов используются разные признаки, перечисленные в следующем разделе. Здесь же необходимо отметить одно из основных их свойств – наличие первоначальной стоимости, используемой для отражения на балансе предприятия.
Виды активов
Как было отмечено, активы – это имущество хозяйствующего субъекта, причем самое разное, классификация которого происходит по трем основным параметрам. Первый из них – функционал. По этому параметру различают такие виды активы:
Второй признак для классификации – участие в производственном процессе. В этом случае различают оборотные и внеоборотные активы. Первые используются в основной хозяйственной деятельности предприятия. Оборотные активы включают в себя:
Внеоборотные средства участвуют в деятельности предприятия многократно. Они переносят стоимость в цену товара постепенно – посредством амортизации. Несмотря на сложность определения, примеры внеоборотных активов дают наглядное представление о сути термина. К ним относятся здания, долгосрочные инвестиции, оборудование и нематериальные ценности.
Завершающий критерий для разделения на виды – источник формирования активов. По этому параметру они классифицируются на валовые и чистые. Приобретение первых предусматривает использование собственных и заемных средств. Покупка вторых происходит с применением исключительно своих ресурсов.
В тематической литературе можно встретить еще два вида активов – скрытые и мнимые. Под первым понимаются активы, которые не отражены в балансе. Например, текущие расходы на покупку лицензии, не принесшие результата.
Мнимыми называют активы, отраженные в балансе, но не имеющие реальной ценности. Типичный пример – задолженность, которая не будет погашена. Большая часть мнимых активов в последующем попросту списывается.
Что такое пассивы
Под пассивами понимаются расходы предприятия, направленные на формирование активов, а также обязательства хозяйствующего субъекта по отношению к контрагентам, которые выступают в статусе кредиторов.
Примерами пассивов выступают:
Последний пункт требует отдельного пояснения. Дело в том, что любое имущество формирует и активы, и пассивы предприятия, что зависит от характера его практического использования. Например, покупка квартиры сопровождается расходами и выступает как пассив. Но в случае дальнейшей сдачи в аренду, недвижимость начинает приносить доход и становится активом.
Показанный пример наглядно демонстрирует, в чем заключается разница между активом и пассивом. При этом четко прослеживаться и взаимосвязь обоих терминов, которая детальнее рассматривается ниже
Виды пассивов
Классификация пассивов происходит по двум базовым критериям. Первый – характер формирования. По этому параметру пассивы делятся на такие категории:
По отражению в балансе и необходимости погашения пассивы делятся на три категории:
Взаимодействие активов и пассивов
Один из базовых принципов бухгалтерского учета – активы и пассивы организации всегда равняются друг другу. Это достигается за счет отражения каждой операции сразу по двум счетам – в одном по кредиту, в другом – по дебету. Правило называется методом двойной записи.
Нужно привести простой пример. Операция – покупка кирпича. Учет активов организации отражает сделку снижением размера денежных средств и увеличением на аналогичную сумму величины запасов. Общее значение не меняется. На пассивах сделка никак не отражается. Результат работы бухгалтера и действия правила двойной записи – сумма активов и пассивов остается равной.
С некоторой долей условности, бухгалтерский баланс предприятия можно представить в формате размещенной ниже таблицы. В ней перечислены основные виды активов и пассивов хозяйствующего субъекта.
Активы организации | Пассивы организации |
Оборотные. Включают товары для реализации в течение года и денежные средства. | Собственный капитал. Средства владельцев, собранный в виде учредительного фонда. |
Внеоборотные. Имущество, не предназначенное на продажу: недвижимость, оборудование, транспортные средства, инвестиции на длительный срок и т.д. | Резервы на будущие выплаты. Фонды накопления и другие резервы предприятия. |
Расходы будущих периодов. Затраты, которые отражаются в бухучете за следующий отчетный период. Например, аренда офиса, оплаченная за 2 года. Выплата за второй год относится к расходам будущих периодов. | Долгосрочные обязательства. Кредиты со сроком погашения больше года, акции и облигации, выпущенные предприятием, долги контрагентам, не требующие выплаты в течение ближайшего года. |
Доходы будущих периодов. Аналогичная описанной в предыдущем пункте ситуация. Но распространяется на доходы, которые еще не отражены в балансе. Например, аванс за товар, который будет поставлен в следующем году. | Краткосрочные обязательства. Текущие расходы предприятия, запланированные на следующие 12 месяцев. |
Разница между активами и пассивами
Как было отмечено, актив от пассива отличается, прежде всего, тем, что выступает как источник дохода. Важно понимать, что такая способность определяется действиями владельца, а вовсе не характеристиками имущества.
Приведенный ранее пример очень нагляден. Квартира, которая используется владельцем для собственного проживания, выступает пассивом. Но она же, сданная квартиросъемщику, становится активом, так как приносит доход.
Аналогичная ситуация складывается по отношению практически к любым видам имущества. Главное, что отличает активы от пассивов – способ использования собственником.
Что делать с активами и пассивами
Основной принцип бухучета наглядно демонстрирует взаимосвязь рассматриваемых понятий. Без пассивов невозможно формирование активов и, как следствие, рост реальной рыночной стоимости предприятия. Поэтому требуется соблюдать баланс между получаемым доходом и совершаемыми расходами.
В подобной ситуации экономические активы и пассивы увеличиваются, но этот рост обусловлен объективными причинами. Главной из которых становится эффективная работа компании. Чтобы добиться такого развития событий, нужно следовать нескольким простым рекомендациям. Они включают следующие действия, доступные и руководителю предприятия, и частному лицу:
Примеры активов и пассивов
В качестве логичного окончания статьи имеет смысл еще раз привести самые часто встречающиеся на практике примеры рассматриваемых в статье понятий. Активами следует считать:
К пассивам относятся следующие виды источников формирования активов:
Вывод
Понятия «актив» и «пассив» справедливо относятся к числу самых часто используемых в экономической и бухгалтерской сфере. Поэтому настолько важным считается понимание сути каждого, а также очевидно присутствующей взаимосвязи между ними. Особенно – для практикующих бухгалтеров и экономистов, а также руководителей предприятий.
Что делать, если партнёр выдавливает вас из компании?
Корпоративные войны — одна из самых распространённых причин смерти компаний. Чтобы их избежать, юристы рекомендуют перед началом сотрудничества составлять договор, который определит порядок взаимодействия между владельцами бизнеса. Лучше всего не распределять доли в пропорции 50 на 50, так как равное владение часто приводит к спорам за доминирование. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как спасать свою компанию, если заранее предусмотреть и защититься от возможных ссор не удалось.
Теория
1. Проверить ЕРГЮЛ
Юрист «Ильяшeв и партнёры»
Как правило, действия по вытеснению совладельца бизнеса связаны с тем, что на собрании участников общества (обычно в отсутствии потерпевшего) принимаются незаконные решения. После этого вносятся изменения в ЕГРЮЛ. Например, там может появиться запись о назначении нового директора общества или об увеличении уставного капитала за счёт вклада участника. Если вы своевременно об этом узнаете, сможете оспорить решение в суде.
2. Не доверять знакомым
Руководитель сервиса Dolgi.ru
Эмоции в данном процессе — ваш враг. Необходимо действовать тихо и продумывать каждый ход. Не обращайтесь к общим знакомым, лучше соберите новую команду юристов и помощников, так как в заговоре могут участвовать все, кто вас окружает.
3. Изменить устав
Юрист «Конструктор документов FreshDoc.ru»
Пропишите в уставе невозможность принятия в ряды общества третьих лиц и все значительные для вас условия. Предложите партнёру его подписать.
4. Найти внешнего управляющего
Управляющий партнёр Heads Consulting
Можно привлечь внешнего управляющего и отдать ему малое число голосов в акционерном обществе. Он не участвует в деятельности общества, получает минимальную прибыль, его единственная задача — рассудить партнёров в случае спора, заняв сторону одного из них.
5. Объединиться с врагами врага
Руководитель сервиса Dolgi.ru
Для начала нужно провести собственное расследование. Говорить с самим компаньоном бесполезно. Если ваши подозрения неверны, он заподозрит вас в недоверии. Если верны, вы лишь уведомите злоумышленника о своих планах. Лучше поймите причины его поведения. Как правило, они корыстные. В таком случае найдите слабые места у себя и у соперника. Подружитесь с его недоброжелателями. Может, получится разыграть какую-то схему.
6. Провести внешний аудит
Адвокат «Мазалов и партнёры»
Если бизнес хоть сколько-нибудь серьёзный, обязательно привлеките внешний аудит. Это правило должно работать на любой стадии — не рассчитывайте, что вы понимаете, в каком состоянии ваша бухгалтерия и на что вы можете претендовать. В компании, которой больше пяти-шести лет, этого не понимают большинство сотрудников.
7. Нанести ответный удар
Юрист «Конструктор документов FreshDoc.ru»
Один из легальных способов выдавливания из бизнеса — принудительное исключение участника из общества. Если партнёр обратился с подобным иском в суд, рекомендую воспользоваться принципом «сам не без греха». Участник не может требовать исключения другого, если в отношении него самого имеются основания для исключения. Когда виноваты оба, то нет того, за которым суд оставит бизнес. Например, в одном деле суд установил, что решения, требующие единогласного волеизъявления участников общества, долго не принимались из-за действий самого истца. Суды полагают, что участникам, утратившим единую цель, надо прекратить соучастие в одном обществе, то есть по сути ликвидироваться, а не продолжать дело посредством исключения друг друга.
8. Обратиться к третьим лицам
Генеральный директор консалтинг-центра «Шаг»
Если не получилось решить вопрос в личной беседе, стоит обратиться к третьим лицам: консультантам, фасилитаторам, конфликтологам. Они могут помочь корректно провести переговоры и найти точки согласия. В любом случае они помогут сузить зону конфликта.
9. Запастись терпением (и деньгами)
Управляющий партнёр бюро «Титов, Кузьмин и партнёры»
Корпоративные конфликты всегда подразумевают много судов — по оспариванию сделок, решений совета директоров или общего собрания акционеров (участников), взысканию убытков, исключению из общества. Как правило, в рамках одного корпоративного конфликта инициируется до десяти судебных процессов. Это подразумевает трату времени и денег. Конфликт продлится не меньше года, хотя ориентироваться стоит на три.
10. Попросить об обеспечительных мерах
Юрист «Ильяшев и партнёры»
Чтобы оппоненты не обесценили будущие решения суда, следует попросить суд ещё и о принятии обеспечительных мер. Например, суд может запретить налоговому органу вносить те или иные записи в ЕГРЮЛ в отношении общества, а общему собранию участников — принимать определённые решения. Заявителю нужно доказать, что непринятие мер приведёт к невозможности в будущем исполнить решение суда или причинению значительного ущерба. К сожалению, суды не всегда удовлетворяют подобные ходатайства.
11. Оставить источники в компании
Управляющий партнер бюро «Титов, Кузьмин и партнёры»
Озаботьтесь источниками информации о деятельности компании. Даже если партнёр выдавит вас из бизнеса, это обратимо. Но получить обратно долю в компании — не значит получить обратно бизнес. За период вашего отсутствия значительная его часть может быть уже переведена на третьих лиц. Чтобы оперативно реагировать на возможные нарушения, партнёр должен иметь основные документы о бизнесе (учредительные, на ценное имущество), документарную информацию о текущих сделках и выстроить отношения с работниками, имеющими доступ к такой информации.
Практика
Генеральный директор «Исолаб»
В 2013 году я столкнулся с незаконным способом отчуждения компании. В налоговую инспекцию подали поддельные документы о смене генерального директора и владельца. Выписки из ЕГРЮЛ выявили факт мошеннических действий. Я подал заявление в Арбитражный суд города Москвы. Почерковедческая экспертиза подтвердила факт подделки подписи в документах. На восстановление прав в компании ушло девять месяцев.
Управляющий партнер бюро «Титов, Кузьмин и партнёры»
Директор-партнёр в компании с распределением долей 50 на 50 воспользовался тем, что второй участник не держал руку на пульсе, и фактически закрыл фирму. Перезаключил договор аренды помещений на свою вторую фирму, передал ей всё имущество компании, перевёл туда всех сотрудников и продолжил заниматься той же деятельностью единолично. При этом вторая фирма явно не была связана с директором. Доказать незаконность и недобросовестность действий стало возможно только в рамках уголовного судопроизводства, хотя бизнес к тому моменту был уже разрушен.
Генеральный директор консалтинг-центра «Шаг»
С таким кейсом мы столкнулись в прошлом году. Один из двух партнёров, создавших совместный торговый бизнес, стал утверждать, что другой хочет забрать себе большую часть их активов. Мы нашли их общих знакомых и попросили помочь компаньонам договориться. В результате партнёры смогли, соблюдя свои интересы, цивилизованно разделить бизнес.
Адвокат бюро «Система защиты»
У нас был случай, когда из-за конфликта один участник вышел из ООО, рассчитывая, что общество выплатит ему действительную стоимость его доли. Однако требования о выплате удовлетворены не были, что породило долгие судебные тяжбы. Мы вошли в дело на стадии апелляции и защитили права участника (дело №А56-36942/2015), получив положительное решение о взыскании всей суммы.
Однако ситуация не разрешилась. После его выхода из ООО в него вошли новые (номинальные) участники. Остававшийся партнёр тоже вышел из ООО, при этом его требования о выплате действительной стоимости доли были удовлетворены путём передачи недвижимого и другого имущества. К моменту получения судебного решения о взыскании действительной стоимости доли ООО оказалось неспособным удовлетворить законные требования вышедшего участника.
Юрист «Барщевский и партнёры»
Случай из судебной практики. Участники ООО — четыре человека, доли в уставном капитале которых распределены как 34%, 33%, 17% и 16%. Согласно уставу решение об увеличении уставного капитала принимается большинством: не менее 66% голосов. Несмотря на голосование участника общества с 33% против увеличения уставного капитала, на внеочередном общем собрании участников ООО решение об увеличении уставного капитала, которое необходимо для исполнения обязательств перед кредиторами, было принято (67 голосов за).
Несогласный участник не стал вносить дополнительный вклад при увеличении уставного капитала общества. Однако позже общее собрание участников общества решило утвердить итоги внесения дополнительных вкладов участниками общества и внесло в устав общества изменения, связанные с увеличением размера уставного капитала общества. Номинальная стоимость доли каждого участника изменилась пропорционально взносу. Доля несогласного участника общества уменьшилась почти в два раза. Он обратился в суд с требованием о признании несостоявшимся увеличение уставного капитала. Спор пока не разрешён. Однако правовая позиция Конституционного суда РФ гласит: если увеличение уставного капитала требовалось обществу для выплаты долгов кредиторам и избежания банкротства, то заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Основатель компаний «Ревиду» и Rerooms
Был такой случай у нашего клиента. Новый менеджер за несколько лет достиг статуса партнёра в оптовой компании. Он профинансировал своими деньгами, взятыми взаймы у сестры, развитие проекта в ритейле, открыв несколько магазинов. Дела шли настолько хорошо, что в 2015 году было решено привлечь в розничный бизнес-юнит инвестора. В мае сделку с инвестором, фондом прямых инвестиций, оформили в виде общих положений. Начался юридический, финансовый и технический дью-дилидженс, подготовка самой сделки в формате смешанного финансирования с участием банка-кредитора. Для структуризации будущей сделки требовалось чётко и корректно разделить оптовый и розничный бизнесы.
Однако в тот момент между партнёрами пробежала чёрная кошка. Сначала были просто взаимные упрёки и обвинения. Но потом ситуация переросла в лишение активов розничной компании, в опустошение склада и магазинов. В ответ — попытки разборок «по понятиям». Финал таков: «решал» младшего партнёра задержали при попытке вымогательства. Он сам бежал в Швейцарию. Уголовное дело продолжается до сих пор.
Как вести бизнес с друзьями и не поссориться
В бизнесе сложно найти не только первоначальный капитал, но и партнеров. Поэтому многие хотят вести бизнес с друзьями. Разбираемся, стоит ли так делать и можно ли сохранить дружбу в деловых отношениях.
Содержание статьи
Почему бизнес с друзьями — это опасно
В дружбе нет четкого регламента. Но бизнес — это другое. Деловое общение предполагает, что процессы четко прописаны и отстроены, каждый занимается своим направлением, присутствуют денежные отношения. И тут не получится вариант, когда первый забирает 90% прибыли, а второй молча соглашается. Появляется чистый расчет, и нет места эмоциям и обидам. Поэтому и опасно делать бизнес с друзьями.
Основатель и руководитель SMM-агентства STEPLER Яна Ерохина подчеркивает, что можно потерять и бизнес, и дружбу:
«Партнерство в бизнесе напоминают отношения в паре. Когда только дружите — все просто, и ссоры возникают редко. Когда становитесь еще и партнерами по бизнесу, то в дело вступают амбиции, эго, разные взгляды на одни и те же вещи. Начали работать вместе, но понимаете, что ваш вклад в развитие компании гораздо выше, чем вклад партнера. Да и в общем кажется, что партнер больше занимается своими делами, повесив на вас груз ответственности за компанию. Вы понимаете, что так продолжаться больше не может, и хотите остаться единственным руководителем. Тут-то и возникает сложность — как сказать об этом партнеру и не потерять его как друга? Знаю истории, когда две бывшие подруги, поделив компанию, подали друг на друга в суд. Или друзья оставляли третьего друга, не согласного с каким-то решением, без компании и надежды на выплаты»
Бизнес с друзьями — это табу?
Иногда дружба дает и преимущества. Во-первых, вы знаете характер партнера и привычки. Это помогает скорректировать собственное поведение. Например, как правильно донести претензию или предложение по развитию. Во-вторых, друзья бывают увлечены интересами или идеей. Именно это может стать мотором для постоянного развития бизнеса.
Основатель цифровой лизинговой компании Capital Leasing Group и стартапа «Смартолет» Сергей Гришин считает, что в бизнесе с друзьями нет ничего страшного:
«В целом бизнес с друзьями — это очень выгодная история. У тебя изначально есть доверие с партнерами. Тебе не нужно проверять человека, придумывать схемы, как себя обезопасить от подставы, потому что ты доверяешь человеку. При этом, чтобы был эффект от партнерства, нужно брать в напарники человека, который в чем-то тебя превосходит. Идеальная ситуация, когда каждый из партнеров в чем-то сильнее, чем остальные. Например, ты отличный продавец, а твой партнер хороший менеджер. Или ты стратег, а твой друг хорошо знает, как сделать идеальный продукт. Тогда появляется команда, где кооперация и взаимная поддержка гораздо выше, чем внутренняя конкуренция. Но такой способ ведения бизнеса подходит не всем. Чтобы бизнес с другом состоялся, вы оба должны уметь уважать чужую точку зрения. Не должно быть эгоцентризма, вы не должны быть жадными людьми и должны уметь делиться. Если у тебя и твоего друга есть такие установки, то партнерство будет очень плодотворным. Если нет, то все закончится плохо и бизнес может рухнуть»
Как правильно делать бизнес с друзьями
Главное правило — понять, что это бизнес, а не просто совместное развлечение. И уяснить, что предприниматели строят процессы на основе цифр, а не эмоций. В деловых отношениях все документируют и ведут учет денег. Кстати, в блоге ПланФакта есть статья про управленческий учет, которая раскрывает тему управления. И не забывайте про другие эффективные правила:
1. Регистрируйте ООО, а не ИП
В ООО может быть несколько учредителей с разными долями. Если один из партнеров хочет выйти из бизнеса, то получает компенсацию, которая равна доле участия. А вот ИП может только нанимать сотрудников, и при конфликте трудно доказать, что претензии предъявляет владелец бизнеса, а не работник.
2. Разграничьте полномочия
Пропишите в уставе, на какие процессы влияет каждый собственник и как принимаются стратегические решения. А также алгоритм для решения спорных вопросов. Если собственники работают в компании, то в кадровых документах прописывают должностные инструкции, качественные и количественные показатели. Если результатов нет, то собственники имеют право предъявить претензии или вмешаться в работу.
Основатель проектов «Шкаф.СПБ» и «Потолки.СПБ» Ян Петручик подчеркивает важность того, чтобы у одного из партнеров было право решающего голоса:
«Запуская новый проект с партнёрами, я предлагаю им договориться о зонах ответственности и весе голоса каждого из компаньонов в спорных ситуациях. Пример: я отвечаю за продажи и продвижение, один партнер — за разработку сайта, другой — за офлайн-точки. При этом по всем важным вопросам мы совещаемся, и каждый из нас имеет равный по своей важности голос. Чтобы избежать ничьей в голосовании при четном количестве участников проекта, важно предоставить одному из них право решающего, двойного голоса. Очень важно чтобы как минимум у одного из бизнесменов было право выкупа проекта целиком. Не забудьте также предусмотреть условия выхода человека из проекта, на случай, если он будет не согласен с общим решением»
Некоторые специалисты уверены, что друзья сохранят отношения, если управлять бизнесом будут третьи лица. Так считает генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Венерова:
«Компании, в которых собственники-друзья владеют равными (или почти равными — 60 на 40) долями, могут быть вполне успешны. Но желательно, чтобы операционное управление они делегировали наемному менеджменту, а себе оставили только стратегическое планирование. Это позволит избежать конфликтов. Рано или поздно собственники начинают борьбу за власть, не желая делиться ею — в выборе сотрудников, основных векторов движения компании. Иногда эмоции берут верх, и друзья начинают соперничать, доказывая свою значимость или подтверждая амбиции. Все это не идет на пользу бизнесу и атмосфере внутри компании. Мы все знаем множество примеров, когда бывшие друзья или супруги остаются партнерами по бизнесу, но теряют свои отношения»
3. Договоритесь, как делить прибыль
Бизнес делают для получения прибыли. И важно установить, какую часть собственники забирают себе, а какую вкладывают в развитие. Потому что на этом этапе часто появляются споры. Один партнер хочет купить себе машину, а другой настаивает на инвестициях и вложениях в бизнес. Если закрепить этот момент, то снимается проблема распределения дивидендов.
4. Не забудьте сходить к нотариусу
Предприниматели регистрируют ООО и вносят доли в уставной капитал. Обязательно закрепите размеры долей и другие активы у нотариуса. Это защитит от необоснованных претензий при конфликте.
5. Учитесь избавляться от эмоций
В личных отношениях эмоции бьют через край. Друзья обижаются, не разговаривают, оскорбляют друг друга, а потом мирятся. В бизнесе так нельзя. Представьте, что один партнер обиделся и не ставит подпись на договоре поставки. В итоге бизнес останавливается из-за обиды. Поэтому все эмоции должны уйти на второй план, и каждый должен выполнять свои обязанности. Если что-то не нравится, то необходимо остыть и решить вопрос в рабочем порядке.
6. Не думайте, что вы особенные
Главное, не строить иллюзий, что вы станете особенными людьми, которых никогда не испортят деньги, так как ваша дружба и идеи выше всего этого. Это большая ошибка. Сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников делает бизнес с двоюродным братом Юрием. Они не только родственники, но и друзья, которые много лет играли в одной панк-группе. Они также соблюдают определенные правила:
«Мы панки, и обманывать друг друга — не по понятиям. А если серьезно, то мне кажется, наш случай 1 на 100. Потому что как правило все ссорятся. Но у нас есть договоренность, что мы не лезем в дела друг друга. Я занимаюсь закупкой и приемом товара, бухгалтерией, а Юра соцсетями и интернет-магазином. В конце месяца считаем прибыль и подводим итоги. Но каждый знает, что если срочно понадобились деньги, например, на проблемы со здоровьем, то можно взять себе больше. Иногда бывают ссоры, и кто-то из двоих упирается в своем решении. Например, закупить определенные куртки. И если потом это решение провалилось, то второй имеет право сказать, мол, доволен, баран? Но все равно тяжело справиться с эмоциями, когда делаешь бизнес с близким человеком»
Как решать конфликты с друзьями, если у вас общий бизнес
Если предприниматели следуют правилам, которые прописаны выше, то действуют по регламенту. То есть кто-то выкупает бизнес или один из партнеров получает собственную долю. В некоторых случаях собственники закрывают бизнес и договариваются, как гасить долги перед партнерами и друг другом.
1. Помните, что делаете бизнес, а не дружбу
Ян Петручик считает, что между партнерами вполне могут быть и разговоры на повышенных тонах. Главное не забывать, что делаете бизнес:
«Я вел с друзьями несколько бизнес-проектов: торговля техникой Apple с офлайн-точками и сервисным центром, точка фаст-фуда в ресторанном дворике торгового центра, продажа одежды и микрокредитование. Нам всегда удавалось найти компромисс, несмотря на множество возникающих противоречий. Порой мы обсуждали ключевые решения буквально целый рабочий день. Иногда — на повышенных тонах. Нам очень повезло, что все проекты вышли в хороший плюс, а мы не поссорились в процессе. Это получилось благодаря совокупности факторов: договороспособность участников, коммерческий успех предприятий и просто везение. Но самое главное — это вывод, к которому каждый из нас пришел независимо друг от друга: нужно по возможности использовать в новых бизнесах наемный труд и избегать партнерства с друзьями. Так вы будете богаче, а друзей у вас будет больше»
2. Старайтесь договариваться
Примите мысль, что трения между партнерами — это абсолютно нормально. В любом деле собственники иногда теряют интерес, расходятся в планах или решают инвестировать в другие проекты. Поэтому необходимо сохранять спокойствие и деловое поведение.
Яна Ерохина на своем опыте знает, что реально мирно разойтись и без договоренностей, хотя это сложнее:
«Два года назад мы с подругой объединились, чтобы усилить слабые стороны друг друга и организовать smm-команду, где каждую роль бы выполнял специально обученный человек. Делать что-то с другом не так страшно, мы делили ответственность, принимали вместе многие решения и достаточно неплохо развивались. Не уверена, что решилась бы открывать первое агентство, не будь рядом друга. Я давно вынашивала идею переезда из родного Владивостока в Санкт-Петербург. План заключался в том, что первое время я просто работаю удаленно, а также постепенно открываю наш «филиал» в Санкт-Петербурге. Работать было неудобно, напряжение копилось, возникало недовольство с обеих сторон, затем от нас ушел один из ключевых клиентов. Нужно было срочно что-то менять, и мы обе работали над идеями. Затем мой партнер предложила мне разделиться и работать отдельно. Думаю, это был сложный разговор для нас обеих, потому что разом потерять и бизнес, и друга никому не хотелось. Мы никогда не обсуждали, что будет, если мы разойдемся. Кто и сколько должен выплатить кому? Что будет с клиентами? Сотрудниками? Все эти вопросы пришлось решать, хотя, несмотря на эмоции, нам удалось обо всем договориться»
3. Не используйте мессенджеры
Постарайтесь успокоиться и лично обсудить все вопросы. Когда эмоции бьют через край, то переписка в сети не приведет к позитивным результатам. В тексте не всегда понятны эмоции, и обычный смайлик могут понять как сарказм или насмешку. Потому спорные моменты лучше обсудить в офлайн-режиме.
Автор статьи когда-то пытался делать концертное агентство с близким товарищем, и интернет-переговоры чуть не переросли в драку:
«Мы с другом делали панк-концерты в 2005-2007 годы. Когда работали с малоизвестными артистами, часто уходили в минус, тогда мы спокойно выплачивали долги без претензий друг к другу. Затем сделали концерт группы покрупнее, и это был наш первый плюс. Мы заработали приличные деньги для студентов. И совершили ошибку, решив сразу перейти на более высокий уровень. Сделали концерт известной рок-группы. Я занимался рекламой, поиском спонсоров, размещением и питанием артистов, а приятель только звуком, как обычно. Концерт провалился, мы влетели в большой минус. Я взял кредит, чтобы покрыть все долги, а товарищ долго возвращал мне деньги. Тогда была аська, и мы вели переговоры в ней. Эмоции взяли вверх, и я был уверен, что он хочет меня кинуть и обмануть, хотя ему просто требовалось время на возврат долгов. В итоге лично все обсудили и решили вопрос. Долги закрыли, но совместные дела больше никогда не вели. Общение продолжаем, но уже не так близко, как раньше»
Если подводить итоги, то вести бизнес с друзьями можно. Но в этом случае большая вероятность, что в деловые отношения вмешаются личные эмоции. Поэтому нужно обязательно закрепить в документах доли, компетенции и обязанности.