что делать если в твой аккаунт на госуслугах вошли мошенники что они могли сделать
Тянут на себя: мошенники взламывают аккаунты россиян на «Госуслугах»
Аккаунты россиян на портале госуслуг привлекают к себе внимание криминальных элементов. Взломанные учетные записи предлагают на продаже в даркнете, и число таких предложений растет тревожными темпами. Эксперты рассказали «Известиям», чем опасен взлом учетной записи, зачем мошенники охотятся за данными и сколько зарабатывают на их продаже.
Зачем они это делают
Мошенники стали чаще взламывать аккаунты россиян на портале госуслуг, сообщили в компании по производству систем борьбы с утечками данных DeviceLock. Кроме того, в даркнете зафиксировали рост продаж учетных записей по цене около 40 рублей за «новый» и 4–5 рублей за «использованный» профиль.
По словам опрошенных «Известиями» экспертов, растущий интерес мошенников к ресурсу напрямую связан с расширением спектра услуг, предлагаемых через «Госуслуги».
Взламывая или покупая аккаунты, мошенники получают доступ к огромному количеству информации о человеке. В личном кабинете содержатся паспортные данные пользователя, СНИЛС, ИНН, ОМС и ДМС, сведения об автомобиле и недвижимости, банковские карты и электронно-цифровая подпись, которая позволяет распоряжаться имуществом. Доступ к этим данным позволяет украсть деньги, провести различные операции и даже подарить недвижимость.
— Сегодня достаточно много услуг можно получить без личного присутствия, только по данным документов, чем и пытаются воспользоваться злоумышленники, — говорит руководитель службы информационной безопасности финтех-компании RBK.money Алексей Пронин. — Кроме того, информация из аккаунта на «Госуслугах» — просто подарок для тех, кто занимается социальной инженерией.
Преступник сможет позвонить человеку на мобильный телефон, назвать любые данные — для многих это станет убедительным аргументом в пользу того, что с ним говорит банковский сотрудник или полицейский, а затем похитить средства.
Покупка аккаунтов
По словам экспертов, чаще всего мошенники взламывают или покупают аккаунты на «Госуслугах» для дальнейшей компрометации абонента и получения финансовой выгоды либо перепродают персональные данные для рекламных целей.
— Аккаунты покупают в большом количестве, поскольку не каждый может принести прибыль, — объясняет «Известиям» ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев. — А, например, взломав 100 тыс. аккаунтов в автоматическом режиме и продав их по 50 рублей за штуку, мошенники могут извлечь прибыль в районе 5 млн рублей.
Взлом подтвержденного аккаунта на «Госуслугах» очень опасен. Получив доступ в чужой личный кабинет, злоумышленник может оформить на имя настоящего владельца фиктивную компанию и взять несколько кредитов. Также известны случаи, когда злоумышленники получали обманным путем чужую электронную подпись, переоформляли жилье на другого человека и продавали его.
— Также аккаунты используются для мошенничества с использованием кредитования в сфере торговли, — рассказывает директор департамента информационной безопасности компании Oberon Евгений Суханов. — Часто интернет-магазины позволяют получить одобрение кредита для покупателя с помощью подтверждения личности через «Госуслуги».
В основном покупкой взломанных аккаунтов занимаются мошенники, которые хотят «легких денег», говорит юрист Венера Шайдуллина. Но иногда этим промышляют и коммерческие проекты — например, если нужно сформировать базу, получив доступ к персональным данным людей.
Каковы последствия взлома
Меньшее, с чем можно столкнуться после взлома аккаунта, — это необходимость посещения офиса «Мои документы» для восстановления доступа, говорит технический директор Trend Micro в России и СНГ Михаил Кондрашин. Если же злоумышленникам удастся реализовать свои планы, жертва может вскоре обнаружить, что на нее записаны штрафы или кредиты.
По словам Венеры Шайдуллиной, чаще всего мошенники оформляют на человека микрозаймы. Получив доступ к личным данным пользователя, им не составляет труда быстро создать профиль в онлайн-сервисах МФО.
— Проблема в том, что человек даже не будет знать об этом, — говорит эксперт. — Потом идет просрочка платежа, и МФО обращается за судебным приказом, возбуждает исполнительное производство. В результате человек узнает об обмане случайно: например, он собирается за границу, и в аэропорту его разворачивают, поскольку судебный пристав вынес ограничение на выезд за границу.
Кроме того, добавляет Алексей Пронин, с помощью данных из личного кабинета «Госуслуг» мошенники могут попытаться получить доступ к онлайн-кабинетам банков, трейдинговых платформ и вывести оттуда деньги. Также они могут зарегистрировать на человека SIM-карту, открыть счет или оформить виртуальную кредитку.
Более редкие способы использования аккаунта на «Госуслугах» — получение субсидий или дистанционное участие в правосудии, которое также не требует личной явки и перепроверки.
— Можно инициировать фальшивый судебный спор, по которому жертва просудит то или иное имущество, — говорит адвокат Виктория Бессонова. — В дальнейшем ей будет трудно доказать свою непричастность к процессу.
Защитить аккаунт
Сам по себе сервис «Госуслуг» надежно защищен от взлома. Однако всегда остается человеческий фактор: легкомысленность и чрезмерная доверчивость граждан. По словам главы компании Servicepipe Артема Избаенкова, самый распространенный способ кражи аккаунтов на «Госуслугах» — фишинговые письма. Это сообщения, внешне похожие на официальные уведомления сервиса, но пришедшие с другого, замаскированного адреса.
— Цель их отправки — сделать так, чтобы пользователь передал свои данные, в том числе авторизационные. Для этого мошенники часто используют уведомления о назначении выплат или субсидий, — говорит собеседник «Известий».
Защититься от взлома аккаунта можно, используя двухфакторную авторизацию, при которой зайти на страницу можно только при введении кода из SMS. Также очень важно внимательно относиться к переходу по ссылкам из любых сообщений электронной почты — уведомления от «Госуслуг» могут приходить только с адреса no-reply@gosuslugi.ru.
Кроме того, добавляет ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев, необходимо соблюдать технику компьютерной безопасности: не устанавливать софт из неизвестных источников, не передавать доступ к аккаунтам третьим лицам, не заходить на сайты, внешне похожие на «Госуслуги» — только домен gosuslugi.ru.
— Используйте сложные уникальные пароли для каждого сайта и сервиса, следите за безопасностью своей электронной почты, к которой привязаны онлайн-банки, личные кабинеты, социальные сети и другие сервисы. Не заходите в аккаунт с чужих устройств, через публичные сети Wi-Fi, — отмечает Михаил Пронин.
Не будет лишним и периодически анализировать историю входов в свою учетную запись, добавляет эксперт в области информационной безопасностью Сергей Белов. Обнаружив входы, которых не совершали, следует сразу изменить пароль.
Пользователи «Госуслуг» сообщают о взломах. Как защитить свой аккаунт
Мошенники придумали очередной способ украсть личные данные россиян. В соцсетях появились жалобы на взлом аккаунтов на портале Госуслуг. Мы узнали у экспертов, чем рискуют те, чей аккаунт взломали, и как защитить свою учётную запись на «Госуслугах».
Что случилось
12 мая неизвестные зашли на «Госуслуги» под именем москвички Дианы Забелиной. Она узнала об этом из СМС от портала с текстом: «Ваш номер телефона был изменён и не может использоваться для входа». После этого девушка сразу зашла на сайт и поменяла номер телефона и пароль, рассказала сама Диана на vc.ru.
Тут же пришло ещё одно сообщение о смене номера телефона. Диана опять изменила номер на свой. Параллельно она написала на портале в чат оператору. Через две минуты увидела ответ, написанный от своего же имени: «Выхожу из системы, поменяйте пароль». Ещё через 10 минут девушка дозвонилась до «Госуслуг», попросила заблокировать аккаунт, завершить все активные сессии или «сделать хоть что-нибудь». Ей ответили, что ничего сделать не могут, уточнив, что сессия у мошенника прервётся автоматически через 24 часа.
В личном кабинете Диана Забелина увидела, что неизвестный зашёл в её аккаунт через систему «Центр обработки персональных данных Всероссийской политической партии «Единая Россия»», к которой она никакого отношения не имеет. В разделе «Выданные разрешения» девушка обнаружила, что она якобы выдала центру разрешение на использование всех данных с «Госуслуг».
В комментариях к материалу несколько человек рассказали, что попали в такую же ситуацию.
Аналогичную историю на портале «ЯПлакалъ» рассказал житель Орла. Схема — один в один: те же СМС о смене номера телефона и разрешение на использование информации, якобы выданное центру обработки данных «Единой России».
Зачем взламывают «Госуслуги»
Зачем неизвестные заходят под чужими аккаунтами и оформляют разрешения на использование персональных данных политической партией — сложный вопрос, говорит бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems Алексей Лукацкий.
Версии минимум три:
Что могут сделать мошенники, зная данные с «Госуслуг»
На портале Госуслуг есть все персональные данные — сведения о паспорте, СНИЛС, ИНН. Там могут храниться сканы документов. К профилю можно привязать банковскую карту — для оплаты пошлин и налогов. Кроме того, через «Госуслуги» можно войти в личные кабинеты других сервисов — налоговой, Пенсионного фонда, портала госуслуг Москвы mos.ru.
Взлом «Госуслуг» — это действительно очень неприятное событие, говорит Алексей Лукацкий. Он называет три основных риска в этой ситуации.
1. Мошенники могут внести сведения с портала в базы данных, которые используют мошенники. У мошенников будет больше сведений, а значит, их звонки и письма на почту буду вызывать больше доверия. Например, зная серию и номер паспорта, СНИЛС, ИНН, можно с большей эффективностью проводить фишинговые атаки. Пользователи будут получать письма якобы от имени «Госуслуг» с данными, которые известны только этому порталу. Таким письмам люди будут больше доверять, переходить по указанным ссылкам и вводить данные банковских карт, тем самым терять деньги.
2. Мошенники могут оформить кредит, если найдут на Госуслугах сканы паспортов.
3. Мошенники могут воспользоваться деньгами на банковской карте, если она привязана к аккаунту.
Как защитить свой аккаунт на портале Госуслуг
Для защиты аккаунта достаточно включить двухфакторную аутентификацию, то есть вход на портал не только по логину и паролю, но и одноразовому СМС-коду. У тех, в чьи аккаунты смогли зайти мошенники, такой защиты не было, отмечает Лукацкий.
Кроме того, нужно использовать сложный пароль — с буквами разного регистра, символами и цифрами. В нём должно быть от восьми знаков. Использовать этот пароль нужно только на «Госуслугах», не устанавливать такой же пароль, например, в соцсетях, добавляет руководитель команды разработки мессенджера Gem4me Ваге Закарян. Он также советует один-два раза в год менять пароль и никому его не сообщать.
Чтобы свести риски к минимуму, можно удалять данные банковских карт, сканы документов, но это не всегда удобно, ведь тогда теряется сам смысл единого портала, считают эксперты.
Как включить СМС-подтверждение на «Госуслугах»
Чтобы включить подтверждение по СМС, нужно:
1. Зайти в меню «Настройки и безопасность».
2. В левом меню выбрать пункт «Вход в систему».
3. Кликнуть на ссылку «Настроить» в окне с разделом «Вход с подтверждением по SMS».
4. В появившейся строке ввести пароль от аккаунта и нажать кнопку «Включить».
Теперь на портал нельзя зайти без одноразового СМС-кода, который приходит на телефон пользователя.
Пользователи «Госуслуг» заявили об оформленных на них кредитах после взлома аккаунтов. Как защититься от мошенников
Пользователи «Госуслуг» рассказывают, что мошенники взламывают их аккаунты, потом оформляют на их имя кредиты и обналичивают деньги. В итоге россияне остаются должны банкам и микрофинансовым организациям десятки и сотни тысяч рублей. Рассказываем, почему взлом аккаунтов оказался возможен и как защитить себя от мошенников.
Что случилось
Житель Петербурга лишился и доступа в аккаунт на «Госуслугах», и более 400 тысяч ₽. Свою историю он рассказал на портале «Пикабу». На преподавательницу в декрете Анастасию Павлович неизвестные оформили займы на 20,5 тысячи ₽. Аккаунт Ларисы Геннадьевны на портале Госуслуг взломали, подали заявки на кредиты, но деньги мошенники получить не успели.
Сценарий везде один и тот же: сначала пользователь получает сообщения о смене номера телефона и электронной почты, привязанных к аккаунту, потом пытается связаться с поддержкой портала, чтобы решить проблему. Тем временем мошенник отправляет заявки на кредиты в разные банки и МФО.
Если заявку одобряют, неизвестный с поддельным документом идёт в банк и получает деньги. В паспорте указаны ФИО, номер, прописка со взломанного аккаунта, а фото и подпись — другие. В итоге пострадавший должен банку деньги, которые он даже не видел.
Как мошенники взламывают «Госуслуги» и оформляют кредиты
Новой возможностью пользуются и мошенники. Для оформления кредита на ничего не подозревающих граждан им достаточно взломать чужую учётную запись на «Госуслугах». Пароли от аккаунтов злоумышленники подбирают или берут из слитых баз.
И это проблема не «Госуслуг», это проблема любого интернет-ресурса, для входа на который достаточно логина и пароля, отмечает Лукацкий.
Госдума разрабатывает законопроект, который позволит россиянам добровольно отказаться от выдачи кредитов на их имя. Соответствующую заявку можно будет подать через «Госуслуги». Когда человеку действительно понадобится кредит, он может отозвать свой запрет, оформить заём и затем вновь установить ограничение на новые кредиты.
Когда этот механизм детально проработают и внедрят, пока неизвестно.
Как защитить аккаунт на «Госуслугах» от мошенников
Вот три совета, которые, по словам Алексея Лукацкого, позволят максимально защитить аккаунт на «Госуслугах»:
1. Включить двухфакторную аутентификацию, то есть вход на портал не только по логину и паролю, но и одноразовому СМС-коду.
2. Удалить банки, МФО и тому подобные организации из числа тех, у которых есть доступ к персональным данным с «Госуслуг».
3. Регулярно, раз в полгода-год, менять пароли. Не только на «Госуслугах», но и на других сервисах. Ключевой момент в паролях, по мнению эксперта, — это их длина. Нужно устанавливать как можно более длинные пароли — свыше 12–14 знаков. В них необязательно включать множество специальных символов и цифр, главное, чтобы это не было какое-то известное слово или очевидное сочетание имени-фамилии. Такой пароль подобрать практически невозможно.
Как включить СМС-подтверждение на «Госуслугах»
1. Зайти в меню «Настройки и безопасность».
2. В левом меню выбрать пункт «Вход в систему».
3. Кликнуть на ссылку «Настроить» в окне с разделом «Вход с подтверждением по СМС».
4. В появившейся строке ввести пароль от аккаунта и нажать кнопку «Включить».
Теперь на портал нельзя зайти без одноразового СМС-кода, который приходит на телефон пользователя.
Как отозвать ненужные согласия на портале Госуслуг
1. Кликнуть на иконку со своими именем и фамилией.
2. В меню выбрать пункт «Согласия». Откроется список ведомств и компаний, которым предоставлено согласие на обработку персональных данных.
3. Кликнуть на согласие, которое нужно отозвать. На открывшейся странице внизу нажать кнопку «Отозвать согласие».
Что делать, если аккаунт взломан
Если неизвестные взломали аккаунт, пострадавшему нужно восстановить к нему доступ. Это можно сделать в МФЦ, отделении банка или почты, туда нужно подойти с паспортом. Ближайшее отделение можно найти на карте от «Госуслуг».
Если мошенники уже успели оформить кредит, нужно идти в полицию и писать заявления. Сейчас в банках стоят камеры видеонаблюдения, поэтому высока вероятность, что злоумышленников найдут, считает адвокат Евгения Колесникова.
Другое мнение — у бизнес-консультанта по безопасности Cisco Systems Алексея Лукацкого. По его словам, камеры — не самый эффективный механизм в выслеживании мошенников. Дело в том, что злоумышленники используют разные схемы для обналичивания незаконно похищенных средств. Часто для этого нанимают студентов или других граждан, которым предлагают просто процент за их «помощь». «Даже если поймают того, кто снимает деньги, это будет не тот человек, который организовал всю мошенническую схему. Найти мошенников, к сожалению, практически невозможно», — считает Алексей Лукацкий.
Хорошая новость в том, что пользователь «Госуслуг», на чьё имя набрали кредитов, может доказать свою непричастность к этим займам. Тогда платить по чужим долгам не придётся. Так, Анастасия Павлович, которая без своего ведома оказалась должна 20,5 тысячи ₽, сейчас ждёт заседания суда, который снимет с неё долговые обязательства. Чтобы доказать свою невиновность, преподавательница предоставила перечень мест и времени, в которое злоумышленники входили под её именем на портал (данные предоставили «Госуслуги»), а также выписки из своих банков о том, что на её счета не поступали никакие деньги. Полиция выяснила, в каком банке на имя девушки открыли кредитку, а также установила, что взламывал «Госуслуги» и брал кредиты один и тот же человек.
Взлом госуслуг: мифы и реальность
В последнее время в СМИ обсуждаются множественные случаи взлома портала «Госуслуги». В этой статье я постараюсь выяснить что из этого миф и выдумки, а что является правдой, а для этого придется самому взломать госуслуги.
Внимание! Данный текст является описанием возможности в экспериментальных целях. Напоминаем, что повтор подобных действий может привести к нарушению законодательства.
Для экспериментов я использовал свой собственный аккаунт, содержащий доступ к моим данным и данным моего юр лица. Доступ осуществляется как с помощью связки логин/пароль + смс, так и ЭЦП. В ходе экспериментов я буду выключать те или иные функции безопасности аккаунта (чего вам делать крайне не рекомендую) и проверять изменения и возможность захвата аккаунта. Также я зарегистрирую новый аккаунт для проверки функций безопасности, настроенных по-умолчанию.
Верхний аккаунт физ. лицо, защищен при помощи 2FA, нижний, юр. лицо, защищен при помощи ЭЦП.
Миф первый. Взлом аккаунта
Онлайн-мошенники начали взламывать аккаунты граждан на сайте госуслуг и через них брать кредиты и микрозаймы, предупредили опрошенные РБК эксперты. РБК.
Я предполагаю что журналисты имели ввиду брутфорс аккаунтов, только не знали как это называется. Что ж, проверим насколько аккаунт защищен от атак грубой силы.
Для начала попробуем сбрутить известный мне пароль, добавив его в пару десятков других. В результате через несколько попыток получаю отлуп в виде капчи (формально конечно reCAPTCHA):
Ввод пароля к новому аккаунту
Ок, еще можно попробовать взять заведомо валидный или часто встречающийся пароль и попробовать сбрутить логин под эту связку.
Брутфорс по имени пользователя
К моему сожалению на третьей попытке получаем капчу (.
Как еще злоумышленники могут получить пароль учетной записи? С помощью фишинга и т.н. credential stuffing, используя «утекшие» или скомпрометированные на других ресурсах учетные записи пользователей.
Пример фишинг-сайта
Провести успешные атаки на аккаунт с ЭЦП не удалось.
Выводы: взлом аккаунтов на самих госуслугах это миф. Пользовательские аккаунты могут быть захвачены в результате фишинговой/credential stuffing атаки.
Рекомендации: включить 2FA, не использовать одинаковые пароли.
Миф второй. Может быть уязвимо веб-приложение?
Интернет-пользователи пожаловались на хакеров, которые взломали их аккаунты на «Госуслугах» и дали согласие на обработку персональных данных для одного из сервисов «Единой России». В партии считают это информационной атакой. Взлом мог затронуть значительное количество пользователей, полагают эксперты по кибербезопасности. Forbes.ru.
Ну раз эксперты говорят что значительное число, значит скорее всего взломали сайт. Ок, давайте проверим на прочность само веб-приложение и веб-сервисы.
Анализ служебных заголовков, проверка возможности предиктивности кук или сессионных ключей не привели к возможности перехвата чужого аккаунта.
GET /health/?_=0.37814359301759837&pageId=overview&event=/api/pay/v1/informer/fetch/&timing=987&referrer=https://www.gosuslugi.ru/&result=0&new-lk=true HTTP/1.1 Host: www.gosuslugi.ru Cookie: userSelectedLanguage=ru; usi_portal=rBApZWEatnY7Ga/NXc+tAg==; TS01725984=01474e7625a71dda9f8456d6ce5cd5dc41ef0a96249ef858efe85de5e983f9201abd763e4e56ecc2246ef9c01435f9883b192ef137e28d0929808520b579d93803ed91d91568b1f83ebc088aca999ee10393da247ae222a208b24e0ed85c09d5ee5fca8e25; TS01f05634=01474e7625fcda3a0e24f4b7579b3dbc89b2cf6aeba3b975dc39efce481f1bfe2918eb3adfa394893f39f8222c918bca249796ef5fbaecc29e0a0a4aae58505c8c8ec858d8e168be74c3f657bf3a654508289c4f7fd57bbb17edf1f090f3cce2d572ff98b9ba8d695b141102f50f102b58b4f2e76b; userSelectedRegion=25401000000; ns-nlb=ffffffffaf18361245525d5f4f58455e445a4a423660; timezone=3; login_value=XXXX; bs=gixPqiaMdSyF7xRHfD4UZzuqvbvnKGgr4PaZjoLtbsbfPyLSltE-tX-dNcSlExYQjoOu7fUiZIzJAZzADA79buS_BYfmP_AKZTDfpYmhDmizTmEdLUwKP-eNbP2nskZFob2l-LRt5B5FDxy3_93mZkvgj9rQQRVj5ziqe031VV8R4aby8VczbjfodDDo6toZCc8h2usCjiA9Cj6SYyOpPyKbeIZ9XqeTS0PRiEelzghwOkpYvEl7WnP8KO69YNO8UeYbIWFZMYKrMkSfJI6guzamRhlNhGpOtllbU0Di5KR1LQDnSWd44ylThA-68cFPNERdhCJ2PkWrByIYVFx9G-6W-deh_Icd-bouk7yZyRu95ln9Zfl-17jTJOgoMfZt5F34jGEza78RytYza5QTYljyzFZxeFq_U8ddwfI3chscFwURN5cgfTyXy8aiY_w3Eyasu2reh9WzrCBbehn1hw|MTYyOTE0MTMzNg|U0gxQVMxMjhDQkM|yqpAYnGPY4EpY3wDXOJpBA|ZKg3q_Wol4sWJx38nbEUv0Lf9XE; NSC_q00qhvtubu=ffffffffaf18375345525d5f4f58455e445a4a423660; acc_t=eyJ2ZXIiOjEsInR5cCI4IkpXVCIsInNidCI6ImFjY2VzcyIsImFsZyI6IlJTMjU2In0.eyJuYmYiOjE2MjkxNDEzNDcsInNjb3BlIjoiaHR0cDpcL1wvZXNpYS5nb3N1c2x1Z2kucnVcL3Vzcl9pbmY_bW9kZT13Jm9pZD0xMTUzNjYzNDkzIGh0dHA6XC9cL2VzaWEuZ29zdXNsdWdpLnJ1XC91c3Jfc2VjP21vZGU9dyZvaWQ9MTE1MzY2MzQ5MyBvcGVuaWQgaHR0cDpcL1wvZXNpYS5nb3N1c2x1Z2kucnVcL3Vzcl90cm0_bW9kZT13Jm9pZD0xMTUzNjYzNDkzIiwiaXNzIjoiaHR0cDpcL1wvZXNpYS5nb3N1c2x1Z2kucnVcLyIsInVybjplc2lhOnNpZCI6IjE2ODg2NTU4LTk0YTAtNDEyYS05MWM2LWFmNjExZDgzNDA3MiIsInVybjplc2lhOnNial9pZCI6MTE1MzY2MzQ5MywiZXhwIjoxNjI5MTc3MzQ3LCJpYXQiOjE2MjkxNDEzNDcsImNsaWVudF9pZCI6IlBHVSJ9.UJiZPWQ_WpX6GB_U9SNQQJqgCVHKn0YmuAx5lCCqkfxV2nx7KYqtU3X6_IXRoCvNE2HHRdtYJkQ2WRzD7wjbUxuutHsByMLy-YNzIW-eR4ts8bWMwChykIifQoyp6wuliLSihBIkpoqBsRYf7CyxXZqWvyDupWEkQkwFfHc_r4VbO0IN89nedrcjPuVQsRMIhsle8Zwhlr9OU-whvBxIPQsHJFZTPB4HuuNfZbjR1l4f5MyqqulYh5njfj0rk7oPgYimAtF5lU5GuJMtDmggRLj7dbRg95kRTMtbJrgJD2FEP2nNBh-ez_y8sZX3SppnYGCy6ga9V_OW1C6ylKNjhA; u=1153663493; nau=b1d60b0a-cfea-5cfb-47b3-73f3beb22879; marked_as_delivered=eyJ2ZXIiOjEsInR5cCI6IkpXVCIsInNidCI6ImFjY2VzcyIsImFsZyI6IlJTMjU2In0.eyJuYmYiOjE2MjkxNDEzNDcsInNjb3BlIjoiaHR0cDpcL1wvZXNpYS5nb3N1c2x1Z2kucnVcL3Vzcl9pbmY_bW9kZT13Jm9pZD0xMTUzNjYzNDkzIGh0dHA6XC9cL2VzaWEuZ29zdXNsdWdpLnJ1XC91c3Jfc2VjP21vZGU9dyZvaWQ9MTE1MzY2MzQ5MyBvcGVuaWQgaHR0cDpcL1wvZXNpYS5nb3N1c2x1Z2kucnVcL3Vzcl90cm0_bW9kZT13Jm9pZD0xMTUzNjYzNDkzIiwiaXNzIjoiaHR0cDpcL1wvZXNpYS5nb3N1c2x1Z2kucnVcLyIsInVybjplc2lhOnNpZCI6IjE2ODg2NTU4LTk0YTAtNDEyYS05MWM2LWFmNjExZDgzNDA3MiIsInVybjplc2lhOnNial9pZCI6MTE1MzY2MzQ5MywiZXhwIjoxNjI5MTc3MzQ3LCJpYXQiOjE2MjkxNDEzNDcsImNsaWVudF9pZCI6IlBHVSJ9.UJiZPWQ_WpX6GB_U9SNQQJqgCVHKn0YmuAx5lCCqkfxV2nx7KYqtU3X6_IXRoCvNE2HHRdtYJkQ2WRzD7wjbUxuutHsByMLy-YNzIW-eR4ts8bWMwChykIifQoyp6wuliLSihBIkpoqBsRYf7CyxXZqWvyDupWEkQkwFfHc_r4VbO0IN89nedrcjPuVQsRMIhsle8Zwhlr9OU-whvBxIPQsHJFZTPB4HuuNfZbjR1l4f5MyqqulYh5njfj0rk7oPgYimAtF5lU5GuJMtDmggRLj7dbRg95kRTMtbJrgJD2FEP2nNBh-ez_y8sZX3SppnYGCy6ga9V_OW1C6ylKNjhA; ns-nlb-ds=ffffffffaf18365645525d5f4f58455e445a4a423660 User-Agent: Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10.15; rv:91.0) Gecko/20100101 Firefox/91.0 Accept: */* Accept-Language: ru-RU,ru;q=0.8,en-US;q=0.5,en;q=0.3 Accept-Encoding: gzip, deflate Dnt: 1 Referer: https://lk.gosuslugi.ru/ Sec-Fetch-Dest: script Sec-Fetch-Mode: no-cors Sec-Fetch-Site: same-site Te: trailers Connection: close
Ничего интересного обнаружить не удалось, далее проверим сайт на уязвимости по OWASP TOP 10. Для этого я попытался использовать OWASP ZAP и Burp Suite Pro в режиме активных сканеров и получал ожидаемую капчу и блокировку WAF’ом.
Ок, автоматика нам не помогла, поищем «руками». В течение пары часов потыкав формы и параметры удалось обнаружить self-XSS в third-party сервисе, но раскрутить эту уязвимость до приемлемого вектора не удалось, да и уязвимость «такая себе», что ее зачастую не валидируют и в bug bounty программах.
Self-XSS. Можно выстрелить себе в ногу.
# Rostelecom Cybersecurity Center responsible for vulnerability management and incident response Contact: mailto:infosec@gosuslugi.ru
# Our OpenPGP key Encryption: https://gosuslugi.ru/.well-known/pgp-key.txt
Expires: Sun, 21 Jul 2026 08:00:00 +0300
Дальнейшие попытки для выявления более серьезных векторов нещадно карались защитными средствами. Были выявлены несколько вроде как устаревших js-библиотек, но проэксплуатировать эти уязвимости не представлялось возможным. Также было выявлено несколько мелких логических уязвимостей.
Выводы: взлом сайта госуслуги является мифом. Даже если высококвалифицированный злоумышленник и сможет что-то найти, то при попытке эксплуатации/обхода средств защиты получит бан и пативен от команды SOC.
Рекомендации: внедрение bug bounty программы для выявления логических уязвимостей.
Миф третий. Утечка данных
Но эксперты по кибербезопасности уверены: произошла утечка информации с серверов портала. Благодаря этому аферисты легко могут подменить данные для входа в систему и получить доступ к любому аккаунту. Vesti.ru
Опять послушаем экспертов и попробуем поискать утечки. В первую очередь используем google-dork’и.
Поиск pdf-файлов.
Ничего полезного найти не удалось, поэтому решено было продирбастить каталоги и файлы, вдруг разработчики оставили что-то критичное. Пришлось немного оттюнить выхлоп ffuf, чтобы отсеять лишнее.
Ffuf отработал, нашлось немного (
При анализе найденных файлов не удалось найти какую-то критичную информацию.
Даже в комментариях к коду разработчики не оставили никаких «пасхалок».
Поиск по github’у и внешним источникам тоже не дал вразумительного результата.
В основном попадались сервисы обращений, какие-то скраперы и т.д.
Проверка теневых форумов также не выявила возможностей получить/купить доступ или аккаунты.
Ничего интересного найти не удалось.
Выводы: Массовая утечка аккаунтов это миф. В публичном доступе на момент публикации статьи отсутствуют данные о каких-либо утечках.
Рекомендации: использовать средства мониторинга внешних источников.
Миф четвертый. Берем кредит на госуслугах
Особое возмущение Ивана Цыбина вызвал тот факт, что с помощью портала «Госуслуг» можно подтвердить личность любому кредитному учреждению и брать займы. Fontanka.ru
Ок, проверим что же это такое. Найдем сайт (их тысячи) оформления кредита и попробуем авторизоваться через госуслуги.
Авторизация в сервисе.
Действительно, авторизоваться в сервисе можно с помощью госуслуг, но в тоже время это можно сделать и через соцсети/почту и т.д.
При наличии 2FA авторизации необходимо ввести еще и смс и только тогда сторонний сайт получит доступ к вашим данным.
Выводы: выдача кредитов госуслугами это миф. Кредиты выдают микрозаймовые организации.
Рекомендации: по умолчанию всем пользователям включить использование дополнительных средств верификации/MFA.
Цифровая гигиена
Защитите свои данные.
Тем более что и на самих госуслугах это крайне рекомендуют.
Используйте сложный, уникальный пароль от аккаунта.
Включите двухфакторную аутентификацию по смс/с помощью специального приложения.
Включите историю входов и активностей.
Расскажите про это и проверьте настройки у ваших родственников/знакомых чтобы обезопасить их данные.