что делать если в аэропорту поднялась температура
Как сейчас проходят полёты на самом деле? Мы спросили тех, кто недавно летал на самолёте
В этой статье
Все мы слышали эти устрашающие правила перелётов — с температурой выше 37 нельзя, маски и перчатки обязательны, в салоне самолёта без причины не ходить. Но как всё происходит на самом деле? Мы нашли тех, кто совсем недавно совершил перелёты, и попросили описать процедуры в аэропорту и самолёте.
Правила перелётов
Мы же выбрали самое основное.
Правила в аэропорту:
У вас возникнет резонный вопрос: а что же тогда с билетом? Вам на месте выдаётся справка о болезни, по которой вы сможете вернуть деньги за билет.
«Если при входе в аэропорт у пассажира обнаружена температура выше 37°, ему будет отказано в полете. Выдается справка, подтверждающая, что температурный показатель был выше нормы. На основании этого документа пассажир сможет вернуть деньги, потраченные на билет. Такой механизм возврата на время пандемии ранее был согласован с авиакомпаниями», — так говорят в аэропорту Внуково.
Правила могут меняться в зависимости от этапов снятия ограничений в регионе, где находится аэропорт.
Важно! Справка об отсутствии коронавируса для перелётов не нужна. Ни в одном аэропорту России и ни у одной авиакомпании такого требования нет. Российские регионы вправе устанавливать свои правила въезда или заселения в отели/санатории (в том числе необходимость справки, но это не повод не посадить вас на самолёт), поэтому вам необходимо ознакомиться с требованиями на сайте местной администрации. Здесь собраны правила, актуальные на 22 июня.
Правила в самолёте:
Каждая авиакомпания установила свои правила к перелётам во время пандемии коронавируса. Все они соответствуют регламенту Роспотребнадзора и в принципе одинаковые, но если у вас уже намечен полёт, то на всякий случай изучите нормы вашего перевозчика:
Отзывы пассажиров
Мы спросили пассажиров, которым довелось лететь в последнюю неделю, как же проходили их полёты. Постарались собрать отзывы о процедурах в разных аэропортах и авиакомпаниях. Если не хочется читать, то в самом конце статьи выжимка.
Георг, 6 июня, авиакомпания UTAIR, Москва (Внуково) — Краснодар:
«Может, на входе и стояли тепловизоры, но я их не заметил. Дистанцию никто не соблюдал, да и никто не контролировал — видимо, все рассчитывали, что никто особо не летает. Пассажиры были по большей части в масках — возможно, все привыкли и рассматривали аэропорт как «транспортное место».
Автобусов было всего два (из них один был полностью забит, второй — примерно на 70%). При этом в сам самолёт запускали группами по 10 человек, но за ними формировалась толпа-очередь.
Самолёт был заполнен на 90% — сами понимаете, никакой дистанции. Практически все летели в масках. В перчатках — единицы. Весь рейс в туалеты были большие очереди, которые никто не контролировал. Температуру проверили исключительно по прилёте, где, как я понимаю, это делали работники аэропорта».
Константин, несколько перелётов в июне (Самара — Санкт Петербург, авиакомпания Nordavia; Санкт-Петербург — Ноябрьск, «Ямал»; Сургут — Самара, Utair):
«Маски везде носят, перчатки реже — 50/50. Но в Сургуте перед посадкой требовали перчатки. У кого не было, приходилось покупать в чистой зоне. Тепловизоры, насколько я помню, в каждом аэропорту. При регистрации и до посадки дистанцию соблюдают не все. А в автобусы набиваются, как селёдки в бочке. В самолёте на посадке и особенно на выходе буквально в затылок все стоят. Рассадка зависит от количества пассажиров. У Utair был полный самолёт, а в Nordavia и «Ямал» — через свободное место».
Александр, 5 июня, авиакомпания «Победа», Пермь — Москва (Внуково)
«Рейс ночной, народу в аэропорту мало. На входе проверяют температуру, маски на всех по умолчанию, перчатки — нет. Пассажиры стараются соблюдать дистанцию при регистрации и ожидании. Посадка в самолёт осуществляется четырьмя автобусами вместо двух для снижения плотности пассажиров. Не знаю, есть ли в этом смысл, поскольку самолёт полный. Во Внуково встречают уже двумя автобусами, которые набиты довольно плотно. Большинство пассажиров в масках, многие — в перчатках. Вход в аэропорт по узкому коридору создаёт очередь и довольно плотное скопление на входе. В целом ощущение, что большинство людей осознает опасность и старается соблюдать правила, но не всегда и не везде есть возможность их соблюдать».
Дилара, 6 июня, авиакомпания S7, Москва (Домодедово) — Уфа:
«Ситуация в аэропорту, честно говоря, удивила: очереди были везде, ни о какой дистанции речи и не шло. Работали кафе. Расстояния 1,5 м между столиками я не заметила. Да, на входе в аэропорт измерили температуру, при мне с температурой никого не было. Всех просили надеть маски. Но пройдёшь дальше, уже все снимают. Даже сотрудники, что ставили печать на билет, были без маски и перчаток.
В автобус сажали по 25 человек, но какой в этом смысл, если люди до этого толпились. И самолёт был битком, места свободного не было. При входе в самолёт маску проверяли, но потом даже некоторые стюардессы поснимали. Перед полётом раздали всем влажные салфетки».
Ольга, 9 июня, авиакомпания «Победа», Москва (Внуково) — Краснодар:
«Маски проверяют и в аэропорт не пускают без них, перчатки — необязательны. Я была без перчаток, мне не сделали замечание. На тепловизоры, честно, не обратила внимание, даже не знаю, где они должны стоять. Пассажиры дистанцию не соблюдают. На креслах есть отметки, как можно садиться с соблюдением дистанции, но по факту садятся на каждое кресло, максимум — через кресло. Посадка происходила через рукав. Была очередь, и дистанция не соблюдалась. Самолёт был полный. Какого-то контроля на передвижение по салону не было, но и очередей в туалет я не заметила.
По прилёте перед тем, как нас выпустили, всем измерили температуру — зашли специальные сотрудники. Забирали нас одним автобусом. В аэропорту тоже встретили сотрудники, дали анкету, и если не можешь подтвердить, куда ты едешь, то забирали в обсервацию на 14 дней».
Марина, 5 июня, авиакомпания S7, Москва (Домодедово) — Красноярск:
«В самом аэропорту всё было довольно строго. На входе померили температуру, все в масках, сидят в зонах ожидании через одного. Но вот сам самолёт был битком, не было свободного места. При этом до самолёта нас везли автобусами группами не более 20 человек.
Перед полётом всем раздали антисептические салфетки. Маски очень многие просто спустили вниз и при приземлении потом снова надели. Полёт был больше 3 часов, но макси для замены не выдавали.
Когда мы приземлились, сотрудники местного Роспотребнадзора зашли в самолёт и проверили всем температуру, но никаких бумаг-анкет не дали, никто ничего не спросил, где буду и куда еду».
Коротко о том, что на самом деле происходит
Соблюдение правил зависит даже не от аэропорта и авиакомпании, а по сути от сотрудника, который работает здесь и сейчас. Попросят вас надеть маску или не попросят — дело случая. И от самих пассажиров, конечно, тоже зависит.
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.
Не пустили на самолет из-за повышенной температуры. Можно ли вернуть деньги за билет
– Нас с дочерью и супругом не пустили в самолёт, когда мы хотели лететь в отпуск в Крым. У дочки из-за волнения от первого в ее жизни полета (ей 3 года) поднялась температура до 37,5. В отпуск мы все-таки попали — решили ехать на машине. Но вопрос у меня другой: смогу ли я вернуть деньги за неиспользованные билеты? Реакции организма дочери я не ожидала — ей всегда было интересно полетать на самолете и она этого ждала, а тут волнение сыграло злую шутку.
Министерство транспорта Российской Федерации 26 мая 2020 года официально представило методические рекомендации для аэропортов, которые осуществляют обслуживание населения Российской Федерации и прибывающих из других государств лиц путем осуществления гражданских перевозок. Разберем ситуацию читательницы подробнее.
💡 Правовое регулирование
На основании указанных выше рекомендаций предусмотрено постоянное проведение термометрии лиц, находящихся на территории аэропорта, путем использования тепловизоров и бесконтактных термометров. Главная цель в данном случае – выявление лиц с повышенной температурой тела. Кроме того, регулирование процедуры термометрии производится на основании п. 3.3.1. (абзац 4) Методических рекомендаций МР3.1.0173-20, а также п. 4.3.1. Методических рекомендаций МР3.1.0170-20, опубликованных Роспотребнадзором.
🌡 С какой температурой точно не пустят
Тепловизоры, установленные на входах в аэропорты, настроены на выявление температуры тела у входящего человека выше 37 градусов. В том случае, если у входящего человека выявлена такая температура тела, его направят на дополнительный осмотр медицинскими работниками специализированной службы аэропорта.
Однако есть случаи, одним из примеров которого является ситуация читателя, когда у человека повышается температура тела от волнения – а у детей это случается особенно часто. В этом случае по итогам проведенного осмотра потенциального пассажира решается вопрос о том, чтобы допустить пассажира на борт самолета в индивидуальном порядке.
Уже сложившаяся практика показывает, что для того, чтобы получить гарантированный допуск на борт людям, склонным к повышению температуры, необходимо запастись справкой от терапевта, где указана такая особенность его тела. Однако, если такая реакция нетипична, подтвердить ее документами от врача вряд ли получится. Поэтому здесь все будет зависеть только от того, какое решение примут сотрудники специальных служб аэропорта.
В любом случае если у них будут сомнения в состоянии здоровья того лица, которое они осматривают, то на борт самолёта могут и не пустить. В этом случае пассажиру необходимо потребовать у сотрудников, проводивших осмотр, документы, которые подтвердят причину недопуска на борт самолета. В противном случае, деньги вернуть не получится точно.
Процедура проведения термометрии
Проведение термометрии пассажиров происходит следующим образом:
Однако если у человека повышенная температура и он уже прошел специализированный осмотр в соответствующей службе аэропорта и получил заключение о том, что у него такая температура хронически (с предоставлением подтверждающих медицинских документов), то его на борт допустят.
💰 Можно ли вернуть деньги за билет
Министерство транспорта Российской Федерации 23 июля 2020 года выпустило Справочную информацию по вопросу возврата провозной платы». В соответствии с данной информацией вернуть средства за несовершение перелета человек может только в двух случаях:
При этом в связи со сложившейся в последнее время картиной многие авиакомпании приняли решение считать отказом от перелета недопуск пассажира на борт из-за повышенной температуры – но только при наличии подтверждающих документов. Однако подробную информацию о возможности возврата средств в случае недопуска на борт из-за повышения температуры следует уточнять в той авиакомпании, которая продала билет на воздушную перевозку.
Возврат средств
Первоначальный возврат средств будет осуществлен в виде выдачи ваучера на последующие перелеты в соответствии со статьей 107.2 Воздушного кодекса РФ, которой предусмотрена обязанность авиаперевозчика вернуть деньги несостоявшемуся пассажиру.
Обналичить средства по нему можно только по истечении трех лет с даты, когда должен был отправиться рейс или уже отправился. До этого момента в соответствии с пунктом 10 Положения об особенностях исполнения воздушной перевозки пассажира, утвержденного Постановлением Правительства №991 от 6 июля 2020 года, средства можно будет использовать только в форме ваучера.
Однако, если речь идет о возврате средств определенным категориям пассажиров, средства им должны быть возвращены в течение 10 дней с того момента, как перевозчику было подано заявление о возврате средств. К числу таких категорий пассажиров относятся:
Заявление о возврате средств подается пассажиром путем официального обращения в компанию-перевозчик. Оно может быть направлено посредством личной подачи (в том числе через кассы аэропорта при снятии с рейса или недопуске до него), посредством использования почтовых сервисов с отправкой заказным письмом с уведомлением либо посредством использования (при наличии) специализированных форм на официальном сайте компании-перевозчика.
В заявлении указываются следующие данные:
Образец заявления о возврате средств можно посмотреть по ссылке. К заявлению потребуется приложить доказательства, которые есть у человека, о том, что он не попал на борт самолета из-за повышенной температуры.
Данное заявление рассматривается перевозчиком, и в течение 10 календарных дней с даты его поступления он обязан перечислить средства в соответствии с пунктом 12 указанного выше Положения.
Подготовка к спокойному перелету
Одной из самых больших проблем для организма во время полета является обезвоживание. Даже на небольшой высоте у человека повышается вязкость крови и, следовательно, организму требуется больше жидкости, чем в обычной жизни. Поэтому необходимо выпивать по 150–200 мл жидкости каждый час. Пить лучше обычную питьевую воду или минеральную воду без газа. Соки тоже можно употреблять, а вот от кофе и крепкого чая лучше отказаться. Употребление спиртных напитков во время полета крайне нежелательно, так как они способствуют повышению вязкости крови.
Еще одной проблемой во время полета является гиподинамия. Нахождение человека длительное время в одной и той же позе способствует развитию застойных явлений в организме, особенно в нижних конечностях. В полете нужно периодически менять положение тела. Желательно сделать небольшую гимнастику прямо в кресле самолета, размять руки и ноги, по возможности немного походить. Обязательно в полет одевайте удобную обувь. Если есть возможность (особенно это касается длительных перелетов), постарайтесь снять обувь и одеть тапочки. Одежду предпочтительно иметь из натуральных тканей, которая должна быть удобной и не стесняющей движений, а также позволяющей свободно дышать.
Необходимо знать, что перелеты крайне нежелательны людям, перенесшим оперативное лечение в течение первого месяца после операции, и женщинам на последнем месяце беременности. С большой осторожностью к перелетам следует относиться людям после операции в период от одного до трех месяцев, а также тем, кто страдает варикозной болезнью нижних конечностей и людям, перенесшим заболевания дыхательной системы (пневмонии, хронические бронхиты и т.д.) в течение первого месяца после выздоровления.
Тем, кто страдает аэрофобией (боязнью перелетов) рекомендуется отправляться в полет не одним, а в сопровождении попутчика, который сможет помочь преодолеть страх перед полетом и отвлечь от навязчивых мыслей.
В полет следует взять с собой аптечку с лекарственными препаратами, в том числе препараты для оказания скорой медицинской помощи. Если вы страдаете хроническими заболеваниями, то перед полетом необходимо проконсультироваться с вашим лечащим врачом.
Информацию для Вас подготовила:
Дербенева Ольга Валентиновна – врач-терапевт. Ведет прием в корпусе клиники на Усачева.
Что делать если в аэропорту поднялась температура
Любое общественное пространство, в том числе аэропорт и салон самолёта, – зона риска, и бдительность нужна в любом месте и в любое время.
ЧТО РЕКОМЕНДУЕТ ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения):
Мойте руки с мылом как можно чаще, особенно в общественных местах.
Если нет возможности помыть руки, используйте антисептики для рук, в составе которых не менее 60% спирта. Это могут быть гели или спреи, которые продаются в любой аптеке или косметическом магазине.
По возможности не трогайте грязными руками нос, рот и глаза.
Вирус передаётся воздушно-капельным путём и через жидкости, поэтому держитесь в стороне от чихающих и кашляющих людей.
Не ешьте и не пейте из общей посуды.
Носите с собой дезинфицирующие средства (тот же антисептический спрей). Они пригодятся не только для обработки рук, но и чтобы протереть подлокотники и столик в самолёте.
Если собираетесь кашлянуть или чихнуть, используйте одноразовые платки или, если их нет под рукой, делайте это в сгиб локтя.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ПОЕЗДКУ
Антисептик для рук
Берите в салон самолёта маленькую упаковку антисептика (до 100 мл). Проносить жидкости большего объёма запрещено правилами авиаперевозок. В багаж можно положить бутыль побольше.
Лекарства по рецепту.
Если вам нужно постоянно принимать препараты, возьмите с собой лекарства с некоторым запасом на случай непредвиденных ситуаций. Рецепты тоже лучше взять с собой, иначе препараты могут остаться на таможне.
Аптечка
Кроме необходимых лекарств положите в аптечку средство от аллергии, насморка, боли в горле, диареи, бактерицидный пластырь и жаропонижающий препарат. Пригодится и градусник, но только не ртутный.
Безопасность полете
В аэропортах сейчас усилены меры безопасности: перед посадкой пассажирам в обязательном порядке измеряют температуру. Больной человек с лихорадкой на борт допущен не будет. Но инкубационный период в случае заражения COVID-19 довольно долгий: от 5 до 14 дней. То есть человек может носить в себе вирус, выделять его, заражать окружающих и не знать об этом. Причём никаких симптомов все это время может и не быть, а температура тоже остается нормальной. При таком раскладе человек в инкубационном периоде спокойно пройдёт температурный фильтр и будет допущен в салон самолёта. То есть заражения не избежать? Вовсе нет!
На этапе регистрации
Выбирайте место у окна. По статистике, во время коротких и средних перелётов 38% пассажиров не покидают своих мест, если сидят у окна. Чаще всего по салону перемещаются те, кто занимает места у прохода.
Если вы слышите кашель или чихание, посмотрите, насколько далеко источник тревожных звуков. Чем он дальше, тем безопаснее.
Направьте на себя поток воздуха, по возможности сделайте его похолоднее. Воздух в системе вентиляции очищается, поэтому лучше дышать им.
Протрите откидные столики и подлокотники антисептическими салфетками или распылите на них антисептик. Ещё протрите антисептиком поверхность ручной клади, которую взяли с собой в салон, и гаджеты, которые будете использовать в полете.
Важно: маски нужны в первую очередь тем, кто уже является переносчиком заболевания. Это касается не только коронавируса, но и любого респираторного заболевания.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В АЭРОПОРТУ