что делать если клиент переходит на личности

Что делать с агрессивным клиентом: часть вторая

Пару недель назад наши читатели рассказывали как бороться с клиентами, которые ругаются с сотрудниками, но много платят. За это время нам прислали еще 23 ответа, из которых мы снова выбрали самые интересные. Итак, часть вторая: как поступить с клиентом-хамом?

Превратить все в игру

Определиться, влияет ли поведение на бизнес (скажем, менеджер после разговора с таким клиентом впадает в депрессию и не может продуктивно работать с остальными клиентами). Влияет — расставаться. Не влияет — найти менеджера который сможет воспринимать такое общение как веселую игру. Когда клиент поймёт что его наезды вызывают улыбку, прекратит.

Не расставаться

Если в своём хамстве клиент не переходит на личности, то не расставаться! Он платит вам, значит к вам у него претензий больших нет. А хамит просто по привычке, или ему кто-то испортил настроение!

Расстаться сразу

Если с клиентом не получается выстроить конструктивный диалог, клиент всё равно не доволен работой компании, а главное недовольство обусловлено недействительно плохой работой, а плохим воспитанием и личным мировосприятием клиента — однозначно расставаться. Лишний стресс сотрудникам на выяснение и решение вопросов с хамоватым клиентом, потеря мотивации у сотрудников, скорее всего испорченная репутация в глазах того самого недовольного клиента, который будет рассказывать как плохо его обслужили всем и вся. У взрослых людей, состоящих в браке, если фундаментальные вещи не устраивают партнёров, самое лучшее — развод. Так же и с клиентами.

Не обращать внимания

Однозначно — нет! Самое главное — дело, соответственно — результат. А всё остальное — лирика. Отношусь к этому как к рабочим издержкам.

Отдать клиента конкурентам

Сначала найти сотрудника с расстройством личности, который не чувствует оскорблений и приплачивать ему за работу со сложным клиентом, чтобы не переманили. Так я зафиксирую кадровые риски при работе с хамом. Как только хам перестанет быть денежным, сам отправлюсь на переговоры и попытаюсь исправить ситуацию — деньги есть деньги. Но дам себе только одну попытку, ведь нервы дороже. Если ситуация не наладится, перепродам контакт клиента конкурентам, а сам с ним расстанусь.

Поднять цены

Поднимал бы для него цены, пока сам не уйдет или пока это не будет покрывать его хамство. Смотря насколько сильное хамство и насколько выгодный клиент.

Защитить персонал

По большей части, конфликт можно урегулировать. Это входит в обязанности сотрудников. Но как хозяин бизнеса, я могу порекомендовать другое место для покупок и защитить персонал от хамства и унижения со стороны клиента.

Источник

Как управлять токсичными сотрудниками

что делать если клиент переходит на личности

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.

Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.

Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».

Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».

Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.

Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Почему человек переходит на личности в диалоге – как ему правильно отвечать

что делать если клиент переходит на личности

Являюсь практикующим психологом-консультантом, а также женским коучем. Счит.

что делать если клиент переходит на личности

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Умение вести дискуссии ещё с давних времён считалось очень ценным умением. Но вот вести правильно диалог и спор, если до такого дойдёт, очень важно. В диалоге может возникнуть ситуация, когда твои доводы закончатся или будут совсем неубедительными. И вот в этот самый момент очень важно не переходить на личность. Не начать говорить другому неприятных слов только для того, чтобы потешить своё самолюбие.

Для начала необходимо разобрать, а что такое «переход на личность», когда он происходит и почему.

Что это значит

«Переход на личность» — психологический приём, при котором у человека во время дискуссии теряются аргументы, и он применяет «болезненные» для собеседника темы. При чём эти темы будут касаться характеристик оппонента. Собеседник настолько хочет победить, что использует таким образом «грязные» приёмы.

Также в этих словах всегда будет присутствовать осуждение человека. Возможно, будут высмеиваться слабости и черты характера, достижения и провалы, внешний вид и привычки. Для тебя это может быть крайне неприятно. А самое главное, что в этот момент можно растеряться и не знать, как ответить. Особенно, если на грубости переходить не хочется.

Как вести себя, если тебя оскорбляют?

Для начало необходимо понимать, что, если оппонент стал затрагивать твою личность и ушёл от темы спора, у него закончились аргументы. Но на этом конфликт может быть не закончен, и ты можешь по-разному среагировать на слова в твой адрес. Что можно делать:

Кто может переходить на личности?

На самом деле это определённая категория людей с определёнными психологическими установками. Но обо всём поподробнее:

что делать если клиент переходит на личности

Переход на личности

Есть и другие, более глубокие психологические моменты, которые могут сказывать на человека, и он может начать оскорблять тебя прямо в момент полемики. Не стоит забывать, что спор закончится, а воспоминания о нём останутся. К сожалению, шлейф неприятных слов может надолго остаться в памяти и отдалить друг от друга людей.

Ситуация проигрыша

Вновь стоит повторить о том, что, если ты или твой оппонент перешёл на личность и стал тебя оскорблять, у него закончились доводы в поддержку своих мыслей. Поэтому стоит неоднократно подумать, прежде чем начать оскорблять другого человека.

Данный метод в споре сразу считается проигрышным. Он не может привести к какому-либо логическому результату и удовлетворить участников спора. Даже если тебя оскорбили, и ты ушла, то, оскорбивший также не будет чувствовать себя удовлетворённым. Это будет нечестное и унизительное ведение спора не только для того, кого оскорбляют, но и того, кто это делает.

Существуют более хитрые способы перехода на личность. Это когда оппонент использует других людей для сравнения. Например, твоя сестра не получила образования, но и то лучше работу нашла. Человек делает акцент на неудачном твоём профессиональном выборе, при этом используя третьих людей.

Как распознать ловушку?

Иногда собеседник может прибегнуть к переходу на личность, не потому что у него закончились доводы, а для того, чтобы вывести тебя из состояния равновесия. Распознать это просто. После того как в твой адрес последовали нелицеприятные замечания, оппонент будто бы не придаёт этому значения и начинает за тобой внимательно следить, при этом может сразу выдвинуть какой-нибудь следующий аргумент.

В этот момент ему будет казаться, что он на вершине триумфа и у него получилось вывести тебя из себя. Но если ты будешь отслеживать такие моменты и не дашь твоим эмоциям завладеть собой. Тогда у тебя может появиться шанс выстоять в споре.

Пойми простую истину

Как бы ни было сложно порой устоять в таком неприятном споре, помни, что всё, что говорит другой человек о тебе, он говорит через призму себя. Высмеивая твои слабые стороны, он может сам обладать ими. А указывая на твои действия, он может сам совершать неблаговидные поступки.

Единственное, что нужно ещё помнить, так это оставаться в любом споре или конфликте вежливым и воспитанным человеком. Не стоит поступаться своими принципами только для того, чтобы доказать другому свою точку зрения. На самом деле, сколько людей, столько и мнений. Но если про тебя говорят то, что тебе не нравится и это происходит без твоего запроса, необходимо пресекать данное поведение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *