что делать если каждый день звонят с разных номеров мошенники
Спамеры звонят мне с разных телефонов и днем, и ночью. Как это прекратить?
Занесение номеров в черный список вручную уже давно не помогает – спамеры звонят с разных телефонов, так что процесс блокировки может быть бесконечным. Варианты с «поставить беззвучный режим на ночь» тоже опустим: позволить себе такое могут не все. Поэтому ловите несколько проверенных способов – бесплатных и не очень.
Приложения
Для смартфонов с операционной системой IOS или Android существуют специальные приложения для автоопределения номеров. Они содержат базы спам-номеров, при этом они часто и регулярно пополняются как пользователями, так и разработчиками. Работают эти предложения так: когда вам звонят с неизвестного номера, приложение пробивает его по базе и, если оно нашло спамера, блокирует звонок.
Однако, пользуясь ненадежными антиспам-приложениями, вы рискуете отдать свои личные данные (свой номер телефона и номера всех тех, кто у вас есть в телефонной книге) в руки злоумышленникам, которые могут оказаться в лучшем случае такими же спамерами. Поэтому есть тройка проверенных приложений, которыми рекомендуют пользоваться большинство людей, сталкивавшихся с проблемой спам-звонков.
1. Яндекс — с Алисой
Бесплатное приложение, которое среди прочих функций имеет возможность блокировать вызовы спамеров с помощью «Яндекс.Справочника». Схема у приложения такая же, как и у других: оно проверяет номер по базе и, если нашло, блокирует. Определитель номера можно включить в настройках приложения. Скачать на Android и на IOS.
2. Who Calls
Платное приложение от Kaspersky Lab. Определяет и блокирует спам-звонки. Подписка на приложение стоит 129 руб. в месяц или 1190 руб. в год. Скачать можно на IOS и Android.
3. Кто звонит
Также платное приложение с функцией определения номера, многомиллионная база номеров с комментариями пользователей. В отличие от других антиспам-приложений, работает только как определитель номера — при входящем звонке на экране телефона высвечивается статус номера (спам, кол-центр, банк и т. д.), но при этом не блокирует его. Покупка приложения разовая, составит 379 рублей. Можно скачать только на IOS.
4. «2ГИС»
Да, определитель номеров есть даже в приложении-навигаторе. Подключить функцию можно в настройках приложения. Если у вас iPhone, то:
Если у вас смартфон с ОС Android, то:
У данной функции есть одно но: «2ГИС» определяет номера только легальных организаций, поэтому от мошенников и спамеров из нелегальных фирм приложение не спасет.
Услуги сотовых операторов
Ведущие российские операторы связи предоставляют платные услуги по определению и блокировке спам-звонков и SMS-сообщений. Большинство из них платные, например блокировка обычных спам-звонков, а также вызовов от скрытых номеров. Стоимость услуг у разных операторов варьируется в пределах 1–7 рублей в день. У некоторых компаний есть бесплатные сервисы для блокировки рекламы и спама по SMS, а также бесплатные приложения для определения номеров.
Как предотвратить навязчивые спам-звонки
Несмотря на то, что все наши телефонные номера уже давно забиты в базы, которые можно купить в даркнете, есть несколько рекомендаций, способных понизить вероятность того, что вам будут досаждать спам-звонками.
Если вы хотите пойти до конца и наказать спамеров, то ранее 66.RU публиковал материал о том, как можно навсегда отвадить досаждающую организацию, которая неизвестно откуда взяла ваш номер телефона. Важно знать, что своими навязчивыми предложениями она нарушает российское законодательство и вы можете пожаловаться на нее в Роскомнадзор. Подробнее читайте здесь.
Как наказать телефонных мошенников
Мне и моим друзьям несколько раз в неделю звонят мошенники. Они представляются сотрудниками различных банков: Тинькофф-банка, Сбербанка, «Альфа-банка». У них есть персональная информация, иногда потрясающе подробная.
Мы пытались поддерживать разговор какое-то время, доходили до этапа выяснения данных карты, кодовых слов, CVC-кода и так далее.
Мы знаем все эти схемы и не ведемся. Но просто послать и забыть — не совсем правильный вариант. Раз этот «бизнес» существует, значит, кого-то удается развести на деньги. Пожилой или доверчивый человек может стать жертвой обманщиков.
Есть способы борьбы с этими упырями, реальный шанс сделать так, чтобы они присели за свою деятельность?
Вы правы, проигнорировать мошенника и положить трубку недостаточно. Он позвонит более доверчивому человеку, который с радостью сообщит данные своей карты или перечислит нужную сумму.
Мы уже писали о разных видах телефонных разводов:
Почитайте на досуге. Лучшая защита от мошенников — это информированность. Я же расскажу, как привлечь злоумышленников к уголовной ответственности.
Что говорит уголовный кодекс
Мошенничество — это хищение чужого имущества при помощи обмана или злоупотребления доверием. Вот Вася звонит пожилым женщинам и представляется то сыном, то внуком. Говорит, что он в полиции, и просит перевести деньги на карту для «решения вопроса». Женщины пугаются и делают, что им говорят. За такие грязные проделки Васе грозит до 2 лет лишения свободы.
Если сумма ущерба значительная, максимальное наказание увеличивается до 5 лет лишения свободы. Значительность ущерба определяют по доходам потерпевшего. Например, для олигарха 10 тысяч рублей — пустяки, а для бабушки с пенсией 8 тысяч рублей это много. В любом случае значительный ущерб не бывает меньше 5 тысяч рублей.
Но мошенники редко действуют в одиночку. Васе помогает его приятель Петя, который исполняет роль полицейского. Вася передает телефон Пете, и тот подтверждает: «Да, действительно, ваш сын задержан. Ему грозит тюрьма, но если заплатите, он отделается легким испугом». Тогда мошенники — это группа лиц по предварительному сговору. За такое дают до 5 лет лишения свободы.
Если ущерб тянет на крупный размер — более 250 тысяч рублей, — лишают свободы на срок до 6 лет. За особо крупный размер — более миллиона рублей — дают до 10 лет.
Неоконченное преступление
Не каждый звонок мошенника приводит к хищению денег. Многие люди отказываются сообщать информацию о карте или переводить деньги непонятно кому. Мошенник попытался, но ничего не вышло — ущерба нет, а преступление есть.
Такое преступление называют неоконченным. Злоумышленник покушался на чужие деньги, но не смог их получить по причинам, которые от него не зависели.
Преступников-неудачников тоже наказывают, но не так сильно. Наказание за покушение не может превышать ¾ максимального срока, который предусмотрен уголовным кодексом.
Как наказать мошенника за попытку обмана
Люди, которые раскусили мошенника и не отдали ему деньги, развивают бешеную активность. Хвастаются друзьям, какие они молодцы: их пытались развести, а они не повелись. Пишут посты в социальных сетях: «Осторожно: мошенники — максимальный репост». Страдают на кухне: «Куда катится мир!» А вместо этого всего правильно сразу писать заявление в полицию. Как это сделать, Т—Ж уже рассказывал.
Пишите так: «В соответствии с частью 3 статьи 30 УК РФ прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестное мне лицо, которое пыталось завладеть моими денежными средствами путем обмана и злоупотребления доверием». Укажите номер телефона, время звонка и все, что знаете о преступнике. Если есть запись разговора или детализация звонков от сотового оператора, приложите к заявлению.
Но среди полицейских встречаются разные сотрудники. Некоторые не хотят работать, когда можно не работать. Бывает, что заявителя отговаривают от подачи заявления, рассказывают сказки в стиле «нет ущерба — нет дела». Не верьте. Принять заявление и провести проверку они обязаны в любом случае. Сотрудников правоохранительных органов обычно отрезвляет фраза: «То есть вы отказываетесь принять у меня заявление?»
Заявитель получает талон-уведомление. Это документ, который подтверждает, что заявление принято. Полицейские проверят информацию и примут решение, возбуждать уголовное дело или нет. На это дается 3 дня, но при необходимости срок рассмотрения могут увеличить до 30 дней.
Если поступит отказ в возбуждении уголовного дела, его можно обжаловать в прокуратуре или суде.
Проще всего направить жалобу в прокуратуру. Ходить никуда не нужно, направить жалобу можно через интернет. К жалобе приложите сканы заявления и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Зачем мне это? Все равно никого не найдут
Люди не обращаются в полицию, потому что не видят в этом смысла. Они считают, что правоохранительные органы толком не работают и мошенникам все сойдет с рук. Это не так. Телефонных обманщиков регулярно ловят и сажают. Тем, кто уже сидит, добавляют срок.
Вот реальная история. Одна женщина попала в колонию за кражу. Другие заключенные рассказали ей о перспективном способе заработка. Все просто — достаточно отправить смс случайному человеку с текстом: «Ваша банковская карта заблокирована. Срочно свяжитесь с сотрудником банка». Он перезвонит, будет выяснять, что произошло и как это исправить. Тогда нужно отправить жертву к банкомату и заставить перевести деньги на нужные реквизиты.
Женщина принялась за работу. Ее отчаянный взлет к вершинам списка «Форбса» остановила полиция. Итоги работы «бизнеса»: 15 эпизодов мошенничества, 6 эпизодов покушения на мошенничество и 3,5 года лишения свободы бонусом к неотбытому сроку.
Кратко
Как наказать телефонных мошенников:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Почему мошенники звонят именно вам и как это прекратить?
Преступления, происходящие «по телефону», называются дистанционными и раскрываются очень редко. Поэтому обман следует вовремя распознать, а еще лучше – вообще предотвратить звонки. Для этого необходимо разобраться, как мошенники могут получить ваш номер телефона и личную информацию, а также ознакомиться с основными приемами обманщиков.
Как работают телефонные мошенники
Основная цель мошенников – получить деньги владельца банковской карты. И для этого им достаточно знать лишь номер, срок действия и специальный код CVV/CVC. Несколько цифр становятся известными злоумышленникам – и с карты уходит денежный перевод, отследить который будет почти невозможно. Это может оказаться неприятным, даже если на счету находится пара сотен рублей, но еще трагичнее ситуация станет для людей, которые собирают средства для серьезной покупки.
Способов получения информации от владельца банковской карты много. В первую очередь, мошенники представляются сотрудниками банка и целью своего звонка называют:
· блокировку карты, которую можно разблокировать, естественно, сообщив звонящему все данные – иногда это даже ПИН-код;
· сверку данных службой безопасности (или силовыми структурами);
· необходимость получения срочного перевода, для которого опять же нужны все данные о карте.
Продолжают работать и старые схемы, не требующие сообщать личные сведения и информацию о картах. Все, что нужно таким мошенникам – чтобы им напрямую перевели деньги. Способов может быть несколько: от звонка или СМС от «старого знакомого», который просит денег в долг, до просьбы перевести средства для близкого родственника, попавшего в больницу (как вариант – в полицию). Впрочем, верят таким мошенникам реже – поэтому эти методы менее популярны, чем звонки от «сотрудников банка».
Как мошенники могут узнать ваш номер телефона и данные карты
На просьбу сообщить информацию о своей банковской карте большинство людей реагируют правильно – вешают трубку или просто отказываются говорить мошеннику нужные ему цифры. Однако такие звонки серьезно раздражают. И вызывают вопрос – почему обмануть решили именно меня. Никакого секрета здесь нет – способов получить телефонный номер десятки, если не сотни. Вот только несколько самых популярных:
1. Телефон может запрашивать сайт для регистрации, создания комментария или других действий пользователя. И владелец номера сам предоставляет мошенникам нужную им информацию.
2. Данные берутся с сайтов объявлений. На некоторых ресурсах информация скрыта – связаться с человеком можно только через этот сервис. На других телефон виден всем. Хотя даже недоступные данные могут оказаться в открытом доступе.
3. Информация может покупаться мошенниками в Сети. Целые магазины по продаже баз данных с номерами существуют в даркнете – это часть интернета, доступная через браузер Tor.
4. Данные о номерах клиентов иногда продают недобросовестные сотрудники различных компаний, в том числе банков. В таких базах могут содержаться не только телефоны, но и личная информация пользователей – номера банковских карт, ФИО и паспортные данные.
5. Для получения конфиденциальной информации используют уязвимости программного обеспечения и вирусы. Известны случаи, когда встроенный в банковское ПО вредоносный код позволял даже отправлять денежные переводы без согласия владельца счета.
6. Еще один способ узнать номер – попросить телефон у человека на улице, чтобы сделать срочный звонок. Обычно это молодые люди приличного вида, которым с большей вероятностью дадут мобильный гаджет. А звонят они сообщникам, у которых останется номер будущей жертвы.
7. Телефоны часто указывают в профилях социальных сетей, форумов и даже интернет-магазинов. Взломав плохо защищенный аккаунт, мошенник получает телефонный номер. А если повезет – и другие конфиденциальные сведения, в том числе домашний адрес, полное имя и банковские данные жертвы.
По номеру мобильного телефона часто можно узнать ФИО владельца – с помощью поисковых серверов и соцсетей. Помогают узнать фамилию и имя мобильные приложения некоторых банков – например, Тинькофф или Сбербанка. Номера своих карт люди иногда указывают в личных сообщениях – узнать их можно, взломав профиль социальной сети или мессенджера. И уже потом использовать, доказывая свою принадлежность к персоналу банка. Ведь доверия к человеку, который позвонил владельцу карты, зная ее номер, будет больше, чем к любому другому абоненту.
Почему мошенников так много?
Жертвами телефонных мошенников часто становятся пожилые люди
Полученные сведения злоумышленники применяют, чтобы выманить средства у обычных людей. В первую очередь – у пожилых. Хотя обман оказывается успешным и при выборе в качестве жертвы человека среднего возраста, и даже представителя молодежи. И работает схема, в первую очередь, за счет большого количества звонков. Даже если 9 пользователей из 10 окажутся более внимательными и не попадутся на уловки, десятый принесет мошенникам прибыль.
Как распознать обман при разговоре
Определить, что информацию о банковской карте просит не сотрудник банка, а мошенник, довольно просто. Главное не действовать в условиях стресса и не спешить отправить перевод на подозрительный номер.
В первую очередь, важно понимать, что сотрудники банков и других официальных учреждений никогда не будут требовать у вас данные вашего счета. Обычно они звонят для предложения клиентам новых услуг. В крайнем случае, специалист просит сообщить кодовое слово, которое вы задаете при оформлении карты.
Узнать, что звонящий пытается обмануть пользователя, можно и по просьбе сообщить код CVV/CVC для перевода средств. Эти данные на самом деле не нужны для отправки денег – ни для предоплаты за покупку какой-то вещи, ни для срочного перевода. Если кто-то просит код – это точно мошенник, с котором не надо продолжать разговор. Также рекомендуем вешать трубку в ответ на просьбу сообщить ПИН-код и сроки действия карты. И даже на предложения (во время звонка или по СМС) отправить деньги.
Как избежать звонков мошенников
Чтобы не стать жертвой мошенников или даже избежать звонков и сообщений от них, владельцу телефона следует прислушаться к таким рекомендациям:
· Если деньги просят от лица знакомых или родственников, следует связаться с ними – и уточнить информацию. Впрочем, такие просьбы оказываются мошенничеством почти в 100% случаев.
· Нежелательно оставлять свои номера на площадках для объявлений, в анкетах и при регистрации на сайтах. Если без этого не обойтись, лучше завести отдельную СИМ-карту, которая будет использоваться только при необходимости (например, на период продажи автомобиля). Учитывая, что большинство смартфонов оснащено слотом для двух симок, завести второй номер – не проблема.
· Если данные карты (даже если только номер) каким-то образом оказались у злоумышленников, ее стоит на всякий случай заблокировать. То же самое рекомендуется сделать, получив сообщение о списании средств за покупку, которую владелец карты на самом деле не совершал.
Также не стоит устанавливать на смартфон и компьютер приложения из неизвестных источников, переходить по сомнительным ссылкам и получать права «суперпользователя». Все это делает гаджет уязвимым к вирусам и увеличивает вероятность попадания данных в чужие руки.
Заведите отдельную сим-карту для временной регистрации на сайтах
Все профили, в которых указан телефон, следует надежно защищать сложными паролями. А еще лучше – с помощью двухфакторной аутентификации, при которой получить доступ к банку можно только после ввода дополнительного кода из СМС.
Телефонные спамеры атакуют татарстанцев: как защититься
Бесконечные дозвоны и сбросы от неизвестных номеров выводят из себя абонентов операторов «большой четверки»
Вам звонят на мобильный телефон с неизвестного номера из отдаленного региона, не успеваете снять трубку, тут же сбрасывают. Потом опять звонят, но с другого телефона. И такая спам-эпопея происходит почти каждый день. Пожалуй, многие сталкивались с подобной проблемой. Кто-то уже свыкся с этим и воспринимает как неизбежное зло, а кто-то ищет пути ухода от услуги «Добей абонента». «Реальное время» разбиралось в ситуации и выясняло, как можно избавить себя от назойливых спамеров.
Главное — не перезванивать
Многие сталкивались с такой ситуацией: на мобильный телефон звонят с неизвестного номера. Когда берете трубку, звонящий сразу сбрасывает. Реже — молчание в течение нескольких секунд, а потом отключаются. Чаще всего происходит просто звонок на одну-две секунды.
К сожалению, такие «пустые» звонки перестали быть редкостью, и мало кого ими удивишь. Кого-то такие неожиданные звонки застают врасплох во время работы, а кого-то — во время сна. Однако абоненты, предполагая, что звонок срочный, начинают перезванивать на пропущенный вызов.
Что делать в таких случаях? Главное — ни в коем случае не перезванивать. Если кто-то действительно желает срочно с вами связаться, он вновь позвонит или напишет в мессенджере (WhatsApp, Telegram, Viber, WeChat и т.п.) или в соцсетях. Либо просто отправит SMS — такая функция имеется даже у 20-летних телефонов, не говоря уже про самые современные смартфоны.
Есть версия, что так проверяют активность абонента при помощи специальных программ сами сотовые операторы. Фото pxhere.com
«Пробивают» номер или зарабатывают деньги?
У таких спам-звонков может быть несколько целей. Основная — «пробивают», насколько номер «живой». Есть версия, что так проверяют активность абонента при помощи специальных программ сами сотовые операторы, и если номером долго не пользуются, его перепродают новому клиенту.
Еще один вариант — продажа данных. Таким путем звонящий (зачастую это бот) проверяет активность абонента перед тем, как продать кому-нибудь базу. Периодически в даркнете всплывают объявления о торговле персональными данными абонентов операторов сотовой связи, клиентов банков и т.д.
Не стоит удивляться, если через несколько часов или дней вам снова позвонят уже из какого-нибудь кол-центра, чтобы навязать товар или услугу. Это может быть предложение взять «выгодный» кредит, подключить домашний интернет, пройти медицинское обследование (зачастую «бесплатное»).
Наиболее распространенное обращение, ставшее уже мемом, — от «службы безопасности Сбербанка». Разумеется, звонящие не имеют никакого отношения к крупнейшему в России банку. Мошенники пытаются из первых рук получить доступ к вашему банковскому счету.
Не стоит удивляться, если через несколько часов или дней вам снова позвонят уже из какого-нибудь кол-центра, чтобы навязать товар или услугу. Фото Максима Платонова
Кроме того, вашим ответным звонком вы можете помочь кому-то заработать денег не совсем честным способом либо покрыть часть расходов на услуги связи. А за несколько секунд упорного молчания на том конце провода можно лишиться нескольких сотен или тысяч рублей.
— Если такой вызов приходит с зарубежного номера, то для абонента есть риск оплатить обратный звонок владельцу номера. Если номер российский, то речь идет, как правило, о компаниях, которые пытаются минимизировать затраты на совершение массовых вызовов при рекламе своих услуг. В этом случае абонент, перезвонив на номер, услышит в ответ сообщение от автоответчика, — объяснили «Реальному времени» в пресс-службе ПАО «Мегафон».
В интернете пишут, что таким ответным звонком можно нарваться на платную услугу, из-за чего заметно «похудеет» ваш баланс. Только платным номером нельзя сделать любой набор цифр. В России такие номера начинаются с 8-803… или 8-809… При звонке вас должны предупредить о том, что разговор будет платный для звонящего. Более того, подключение такого номера — удовольствие затратное и забюрократизированное: требует прохождения проверок юридическим лицом. Поэтому эффективность такой формы мошенничества весьма низка.
Акция «Заколебли абонента»
Некоторые люди начинают подозревать сотовых операторов в акции «Заколебли абонента» (как вариант — «Добей клиента»), чтобы пользователь сдался и подключил платную услугу, огораживающую его от спам-звонков. Нередко после очередного такого звонка приходит сообщение: «Мы знаем, кто вам звонил. Это «массовый обзвон». Хотите определять незнакомые номера? Включите услугу «Знаю, кто звонит» за 2,5 руб./день. ».
Однако сами операторы опровергают такие домыслы. При этом не отрицают, что присылают SMS с таким содержанием.
— Если система распознает массовый обзвон, клиент в автоматическом режиме может получить предложение о подключении дополнительных услуг, чтобы обезопасить себя от подобного рода звонков. Однако решать, воспользоваться рекомендацией или нет, может только сам абонент, — отвечают в «Мегафоне».
Аналогичный сервис, отсеивающий нежелательные звонки, есть и у МТС — «Блокировка спам-звонков». За спокойствие приходится платить, поэтому услуга будет стоить денег.
Некоторые люди начинают подозревать сотовых операторов в акции «Заколебли абонента» (как вариант — «Добей клиента»), чтобы пользователь сдался и подключил платную услугу, огораживающую его от спам-звонков. Фото Максима Платонова
Как защититься?
Как бороться с такими спам-звонками? Есть ли на таких звонящих управа?
Можно, конечно, каждый раз такой номер вносить в черный список на своем телефоне, но это будет борьба с ветряными мельницами, поскольку нечасто звонят с одного и того же номера. Однако для смартфонов (на базе Android и iOS) существуют приложения с функцией автоопределения номеров. Когда вам звонит номер из базы данных нежелательных номеров, то звонок блокируется. Среди таких популярных АОН-приложений можно выделить «Яндекс», Kaspersky Who Calls, TrueCaller, «Не бери трубку» и другие.
Другой вариант — обращаться к своему оператору.
— При поступлении подозрительного звонка рекомендуем ни в коем случае не перезванивать и сразу сообщать в службу по предотвращению мошенничеств [оператора сотовой связи], чтобы компания смогла оперативно принять меры по решению проблемы, — подсказывают еще один способ в «Мегафоне». — Сообщая информацию о подобных звонках, клиент помогает обезопасить себя и других абонентов от сомнительных номеров.
Как правило, на сайтах компаний существует раздел «Безопасное общение», куда можно через форму обратной связи сообщить о проблеме.
Когда вам звонят и предлагают какой-либо товар или услугу, можно перебить (пусть это будет и нетактично) и уточнить, что за организация, и обязательно спросить, откуда у них ваш номер. Вероятно, вам расскажут байку, что вы оказались в клиентской базе их партнеров, потому что заполняли анкету в каком-нибудь магазине (что вряд ли). Тогда нужно ответить, что никому не давали согласия на обработку своих данных и на получение рекламы. И далее требуйте сразу же удалить информацию о вас из своей базы, поскольку их звонок без вашего согласия незаконен. Предупредите, что будете обращаться в компетентные органы.
И тогда можно (и даже нужно) применить третий способ защиты — писать жалобу в Роскомнадзор. Ведомство ведь не только выписывает «страйки» провинившимся СМИ или борется с Telegram. Для этого не надо куда-то ходить ногами и стоять в очередях, достаточно зайти на сайт РКН. В письме нужно подробно описать ситуацию, сообщив, что вам постоянно поступают спам-звонки от организации (указать название, номер телефона), которая нарушает закон о персональных данных. Желательно приложить скрин детализации звонков и аудиозапись разговора. Роскомнадзор достаточно эффективно борется с такими спамерами и выписывает им штрафы.
В письме в ФАС необходимо сделать акцент на нарушении закона о рекламе. Фото fas.gov.ru
Еще рекомендуется обратиться в Федеральную антимонопольную службу с аналогичной жалобой. При этом в письме в ФАС необходимо сделать акцент на нарушении закона о рекламе.
Спамеров ждут приличные штрафы: до 75 тыс. рублей, если звонят без вашего согласия; до 200 тыс. рублей, если ваши контакты добыты незаконно (купили на черном рынке в интернете). А те, кто навязывает рекламу, пусть раскошелятся от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Неизвестные вам номера можно «пробить» и по различным базам — neberitrubku.ru, zvonili.com, кто-звонит.рф и другим. Базу пополняют сами пользователи.
Вместе с тем человек сам не должен лишний раз «светить» свой номер, приобретая дисконтные/бонусные карты в магазинах, салонах, сервисных центрах.