что делали с московскими многоэтажками в период с 1930 1980 гг
Как двигали дома на Тверской: новаторская технология тридцатых
В тридцатых годах на улицах Москвы случилось чудо — появилась движимая недвижимость. Дома встали на рельсы и поехали на новые места своего постоянного пребывания.
Первый дом в Москве передвинули в 1897 году при помощи конной тяги. А 30 с лишним лет спустя начался настоящий бум перемещения зданий. Был даже создан специальный Трест по разборке и перемещению зданий.
Зачем нужно было передвижение домов?
В Москве на Тверской В 1937 году было решено провести реконструкцию столицы СССР. Она предполагала расширение главных улиц, в том числе и Тверской. Для этого некоторые здания на ней пришлось бы снести. Но делать этого никто не хотел. Дело в том, что многие подлежащие сносу здания уже в те годы являлись памятниками архитектуры.
Под руководством Эммануила Генделя инженеры Треста придумали поистине инновационную технологию. Для перемещения зданий не требовалось выселять жильцов и обрезать коммуникации. Более того, многие жители движимых домов даже ничего не замечали! Но как такое было возможно?
Перед тем, как передвинуть дом, рядом с ним прокладывали рельсы, ведущие к новому месту. После здание отделяли от фундамента при помощи тросов и строили вокруг основания раму. Эту раму ставили на специальные катки, а само здание двигалось при помощи лебёдок. Сзади его перемещению помогали домкраты.
Как уже было сказано выше, при переезде дома на Тверской и других улицах коммуникации не перекрывали. Даже если дом ехал по рельсам, в нём горел свет, были вода и отопление. Специалисты просто подключали новую временную систему коммуникаций при помощи резиновых труб. Ход домов по рельсам проводился ночью, и многие жильцы его даже не чувствовали.
Большим испытанием для инженеров стало перемещение Савинского подворья на Тверской. Дом ни в коем случае нельзя было разрушить, поскольку он был памятником архитектуры. Все работы проводились под видом реконструкции. Подготовка к перемещению этого здания длилась долгих четыре месяца. Основной проблемой стала масса дома — немыслимые 23 000 тонн. Но и с этой задачей справились. Дом со скоростью десять сантиметров в час был передвинут всего за одну ночь. При этом его жильцы даже не проснулись.
А в 1940 году пришлось передвинуть здание Моссовета на Тверской. Уникальность этого переезда дома в Москве заключалась в том, что его переместили вместе с подвалом. Во время передвижки никто из чиновников не прекратил своей работы. Не переставали работать и хирурги Глазной больницы на углу Мамоновского переулка и Горького. Это здание удалось убрать в глубину квартала и развернуть на 97 градусов.
Последним крупным передвижением здания в Москве стал переезд театра имени Чехова в 1983 году. Его разделили на две части, увеличив при этом площадь зрительного зала. А сцену сначала передвинули на 25 метров, а после — на 12.
После этого глобальных перемещений зданий в Москве не было. Писательница Агния Барто даже увековечила эту грандиозную работу в произведении «Дом переехал». Книга с ним разошлась огромным тиражом, а стих цитировали и взрослые, и дети.
Как в СССР передвигали дома вместе с жильцами
Если градостроительная концепция изменилась, у архитекторов остается два варианта. Самый простой — снести все то, что мешает. Но это непрактично. Поэтому был найден более изысканный способ: передвигать старые здания в новые места. Пусть даже они весят тысячи тонн. Именно этим в 1930-е годы увлеклись советские строители. Благодаря инженерным находкам удалось расширить центральные московские улицы и сохранить исторические здания.
Кому-то это до сих пор кажется фантастикой. Тем более если учесть, что такие перемещения происходили без отключения коммуникаций и выселения людей. Рассказываем, как все началось и почему дома переезжали без повреждений.
Первые гуляющие дома
Первые документальные свидетельства о передвижении зданий относятся к 1455 году. Тогда итальянский архитектор Аристотель Фиораванти без единого повреждения передвинул 25-метровую каменную колокольню в Болонье на 13 м. Российские умельцы осуществили подобную операцию несколько столетий спустя. В 1812 году крестьянин Дмитрий Петров из города Моршанска вызвался увезти старую церковь, чтобы расчистить место под новую. В результате деревянная постройка была сдвинута на 30 м вместе с находящимися внутри прихожанами. Первый же «переезд» каменного здания состоялся в 1898 году. Опираясь на опыт иностранных коллег, инженер Осип Федорович передислоцировал двухэтажный дом на Каланчевской улице в Москве.
И все же эти случаи долгое время были единичными. Массовое «переселение» домов началось в 1935 году, когда утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Документ предполагал расширение центральных улиц города, для чего требовалось разрушить многие постройки, в том числе памятники архитектуры. Поскольку делать этого никто не желал, советские руководители сформировали специальную организацию, которая занялась передвижением зданий. В нее в основном входили специалисты-метростроевцы. Ради пробы они переместили шесть небольших зданий, а потом взялись за масштабные объекты. Руководить работой назначили инженера Эммануила Генделя, который незадолго до этого передвинул 320-тонную фидерную подстанцию: она мешала прокладке трамвайных путей.
Как менялись центральные улицы
«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе», — так писала про передвижку одной из пятиэтажек Агния Барто. И это не художественный вымысел: иногда строители двигали здания без предварительного выселения людей. Один из примеров — «переезд» жилого дома на улице Осипенко (ныне Садовническая улица). Он был построен буквой Г, длинная сторона которой пересекалась с новым Краснохолмским мостом. Сложность заключалась в том, что дом стоял на заболоченном грунте, а его каркас обладал недостаточной жесткостью. Эммануил Гендель предложил решение: разделить дом на две части, а затем переместить одну из них и развернуть на 19 градусов. Задумку осуществили за три дня. Все это время жители находились в своих квартирах.
Похожая история случилась при строительстве Большого Каменного моста. На его пути стоял совсем еще новый пятиэтажный жилой дом, включавший четыре подъезда. Никто не хотел его сносить. Но прежде чем перевозить здание, его требовалось поднять почти на 2 м. И это при том, что вес постройки составлял внушительные 7,5 тыс. тонны. Однако инженеры снова превзошли себя. Более того, при «переезде» люди продолжали вести привычную жизнь. Вот что писали в «Известиях» 27 сентября 1937 года: «В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ». Это оказалось возможным благодаря временной системе коммуникаций и специальным гибким кабелям, которые предварительно подключили к зданию.
Советские инженеры перемещали объекты настолько плавно, что жильцы не всегда сразу это замечали. Так произошло с бывшим Саввинским подворьем, которое теперь находится по адресу Тверская, 6/1. О новом месте жительства люди узнали только наутро, когда проснулись. Им намеренно не озвучивали точные сроки проведения операции, поэтому в назначенный день все были в квартирах и ни о чем не догадывались. Пока жильцы спали — метростроевцы трудились в поте лица. Это сооружение оказалось самым тяжелым из всех, что перевозили ранее: оно весило 23 тыс. тонн. Результат впечатлил всех. Бригада Эммануила Генделя провернула все так ловко, что в одной из квартир уцелела башня из кубиков, которую накануне вечером сложила шестилетняя девочка.
Рельсы, шпалы и домкраты
Чтобы добиться плавности и не повредить здания, требовалось огромное количество рабочих рук и строгое соблюдение технологии, которая к тому моменту мало чем отличалась от метода Аристотеля Фиораванти. Разве что для тяги вместо лошадей теперь использовались гидравлические домкраты и паровые двигатели, а катки и рельсы стали изготавливать из металла. Рабочим нужно было аккуратно отделить здание от фундамента, а затем приподнять его и отправить на новое место. Подготовка к транспортировке домов была очень основательной: на это уходило не меньше полугода, тогда как сама операция занимала от одного до шести дней — в зависимости от расстояния. Всего в довоенной Москве успели передвинуть 23 каменных сооружения.
Чаще всего «переезды» происходили по следующему сценарию. По периметру несущих стен устраивали раму из железных балок — она помогала сохранить хрупкую конструкцию от разрушений. Затем с помощью специальных тросов дом отрезали от фундамента, заранее подставив мощные домкраты. Дальше метростроевцы подготавливали территорию, по которой должен был проехать «переселенец». Они пробивали траншеи, куда на твердое бетонное основание укладывали шпалы, а на них — катки. Установленное на двутавровые балки и окончательно отделенное от фундамента здание могло катиться. Помогали лебедки, которые буксировали его вперед, и домкраты, толкавшие сзади. Со стороны эта конструкция напоминала гигантские сани с десятками полозьев.
Практика, которая возвращается
Постепенно советские инженеры стали выполнять все более сложные задачи, в частности, научились передвигать дома вместе с подвалами. Яркий пример — передвижка здания Моссовета, где теперь находится мэрия. В послевоенные годы денег на осуществление подобных проектов не хватало, поэтому перенос домов пришлось прекратить. Одним из последних место прежней дислокации сменил МХТ имени Чехова. Во время капитальной реконструкции в 1983 году здание театра сначала разделили надвое, а затем отодвинули одну из частей вглубь квартала. Этот прием позволил расширить сценическое пространство и установить новые механизмы для сценических эффектов. С тех пор практика передвижек ушла в прошлое: сегодня здания куда проще разрушить.
По словам экспертов, дело — в изменившихся реалиях: подготовка к «переезду» занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда требуется за месяц. И все же некоторые архитекторы считают, что в отдельных случаях технологию передвижек стоит использовать. Например, когда дело касается исторических сооружений. Первый за последние 40 лет подобный проект недавно начали реализовывать на Складочной улице за Савеловским вокзалом. Застройщик передвинул водонапорную башню XIX века на расстояние более 100 м ради ее сохранения. В ближайшее время такая же участь ждет фасады двух корпусов бывшего компрессорного завода «Борец». Их хотят интегрировать в новый комплекс технопарка и использовать в качестве офисных помещений.
Москва советская: как менялась столичная архитектура
За время советской власти — с 1917 по 1991 год — застройка Москвы осуществлялась под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, рационализма, ар-деко, сталинского стиля (соединившего ар-деко, ампир и эклектику), брутализма и др. Набор этих терминов мало что говорит современникам. Между тем московская архитектура XX века оказала влияние на многих зодчих с мировым именем.
Редакция «РБК-Недвижимости» подготовила обзор архитектурных стилей Москвы, которые получили развитие в 1917–1991 годах.
Время архитектурного авангарда
Советская архитектура зарождалась в 1920-е годы. Идеологическая эйфория и социальные преобразования оказали существенное влияние на формирование советской архитектуры. Это отразилось на облике российских городов, в том числе Москвы. В первые десятилетия советской власти архитектура испытала влияние духа грандиозных перспектив. Архитекторы говорили о городах будущего и стремились уйти от традиционных направлений.
Советский Союз вызывал интерес у многих мировых мастеров, которые пытались искать новое слово в архитектуре. Наша страна с ее революционной атмосферой была для этого подходящей экспериментальной площадкой. В 20-х годах прошлого века в России активно работали, в том числе над проектами по заказу советских властей, Ле Корбюзье, Мендельсон, Гропиус, Таут, Май, Майер и другие.
Конструктивизм
Авангардистское направление, которое получило развитие в 20-х — первой половине 30-х годов прошлого века. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
В 1926 году была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Организация стала разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей жизнедеятельности зданий и градостроительных комплексов.
В эти же годы происходит увлечение советских конструктивистов идеями Ле Корбюзье (французский архитектор — пионер архитектурного модернизма и функционализма).
Дворец культуры ЗИЛа (построен в 1931–1937 годах)
При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. Фото: zilcc.ru
Рационализм
Авангардистский стиль в архитектуре 20-х — первой половины 30-х годов прошлого века. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчеркнутым функционализмом. В отличие от конструктивистов, рационалисты уделяли внимание психологическому восприятию архитектуры человеком. Они не отрицали полностью наработок прошлого, как это делали приверженцы конструктивизма.
На рубеже 1922–1923 годов группа единомышленников творческого лидера рационалистов Николая Ладовского создала творческую организацию — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В ее состав в разное время входили такие выдающиеся архитекторы, как Лазарь Лисицкий и Константин Мельников.
В 1923–1926 годах разгорелась полемика между Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) и ОСА. Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш».
В 1928 году один из любимых учеников Ладовского Георгий Крутиков представил свой дипломный проект «летающего города». Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.
Типография акционерного общества «Огонек» («Типография Жургаза», «Типография Лисицкого», 1932 год)
Архитектурный комплекс в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке. Это единственный реализованный архитектурный проект художника-авангардиста и архитектора Лазаря Лисицкого. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов
Советский монументальный классицизм
С середины 1930-х до середины 1950-х годов
Сталинская архитектура объединяет несколько архитектурных стилей, которые можно охарактеризовать словами «монументальность», «помпезность», «роскошь», «величественность». Многообразие сталинского стиля прослеживается на примере разных проектов павильонов и фонтанов ВДНХ. В конце 20-х годов в профессиональной среде шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики». Пристрастия Сталина к классической архитектуре перевесили стремление к целесообразности и пролетарской аскетичности форм, которые исповедовались в 1920-е.
Постконструктивизм
Стиль советской архитектуры 30-х годов, когда на фоне политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Проекты многих зданий в стилистике конструктивизма подверглись реконцепции в новом архитектурном формате сталинского ампира.
Главное здание Библиотеки им. В. И. Ленина (1928–1940 годы)
Комплекс библиотеки по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха состоит из пяти частей, соединенных в единую систему вокруг внутренних дворов. Для облицовки фасадов использовались известняк и черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Критики упрекали проект в эклектизме. Фото: Depositphotos/ppl1958; Depositphotos/kavunchik
Дом СТО (здание СНК СССР, Совета Министров СССР, Госплана СССР). Сейчас — основное здание Госдумы РФ (1932–1935 годы)
Здание, построенное архитектором Аркадием Лангманом, на долгие годы вперед определило тип «идеального» правительственного здания. Строго симметричная постройка по логичности и конструктивной четкости фасадов тяготеет к конструктивизму, по монументальности и репрезентативности — к следующему периоду советской архитектуры — неоклассицизму. Фото: Василий Егоров и Алексей Стужин /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев
Ампир
Одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Стиль соединил в себе элементы барокко, «наполеоновского» ампира, позднего классицизма и ар-деко. Символами сталинского ампира являются знаменитые московские высотки.
Развитие стиля было прервано в 1955 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Главный вход ЦПКиО им. Горького в Москве (1955 год)
Вход украшают огромные Триумфальные ворота, сооруженные по проекту архитектора Георгия Щуко. Сейчас они находятся на реконструкции, которая завершится в мае 2015 года. Здание будет оборудовано лифтами, кондиционерами и подсветкой. На высоте 18 метров откроется смотровая площадка, где установят бинокли. Фото: ИТАР-ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац
Главный павильон ВСХВ (ВДНХ)
Павильон, п остроенный к 1954 году на месте старого здания по проекту Георгия Щуко, выдержан в лучших традициях неоклассической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Пропорции здания рассчитаны на восприятие с дальних точек, детали лаконичны. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золоченым шпилем со звездой. Фото: Николай Акимов /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе
Ар-деко
Советская архитектура 1930-х испытала и влияние основного мирового стиля тех лет — ар-деко (фр. art déco, «декоративное искусство»), который зародился во Франции в 1920-х годах, а затем стал популярен в международном масштабе (потерял актуальность после Второй мировой войны). Этот эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма, лег в основу проектов некоторых станций Московского метрополитена: «Аэропорт», «Сокол», «Маяковская».
Кремлевская АЗС на Волхонке (1930-е)
Единственный реализованный элемент Дворца Советов (легендарный грандиозный проект, который не был воплощен в жизнь) и одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко. Фото автора
Ретроспективизм
Стиль пришел на смену ар-деко, сохранив при этом многие его элементы: современное конструктивное решение, четкость, национальные мотивы и дорогие отделочные материалы.
Общее художественное решение реконструированной ВСХВ (ВДНХ)
Фото: Владимир Савостьянов и Валентин Мастюков (Фотохроника ТАСС); ВДНХ
Сталинская архитектура выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, часто соответствующих национальным темам республик и областей.
Павильон «Армения» ВДНХ (ВСХВ)
После пожара в 1949 году здание почти полностью перестроили. Сейчас оно состоит их двух частей: левая — изящная башенка, правая — мощный восьмиколонный портик. Венчают здание конные скульптуры, которые не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения. Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе; ВДНХ
Фонтан «Дружба народов»
Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС
Эпоха индустриального домостроения
Конец 1950-х – начало 1990-х годов
С 1947 года в Москве начались активные разработки экспериментальных серий каркасных и каркасно-панельных домов. В 1948 году была запущена реализация масштабного пилотного проекта застройки района Песчаных улиц на площади около 300 га. В следующем, 1949 году в районе Хорошевского шоссе начинается строительство серии экспериментальных каркасно-панельных секционных домов, разработанных Мосгорпроектом. Это стало началом эпохи спальных районов в Москве.
Брутализм (необрутализм)
Направление в архитектуре, зародившееся в 50–70-х годах в архитектуре Великобритании, одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Для брутализма характерна мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. В конце 70-х влияние этого стиля дошло и до советской архитектуры.
Здание Онкологического центра РАМН (1972–1979)
Построено на средства, полученные от проведения всесоюзного субботника по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина. Фото: facebook.com/RONCBlohina; ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Пресс-центр Олимпиады-80, ныне здание РИА Новости (1976–1979)
Здание построено за год до московских Олимпийских игр. Оно изначально планировалось масштабным, чтобы произвести впечатление на иностранцев, затем площади предполагалось передать информационному гиганту СССР Агентству печати «Новости». Под строительство на Садовом кольце выделили участок в 30 тыс. кв. м Для гармоничного сочетания со старинными Провиантскими складами, стоящими по соседству, была создана система сквозных дворов с галереями-переходами по периметру здания. Фото: Николай Малышев и Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС; Виктор Великжанин и Виталий Созинов /Фотохроника ТАСС
Функционализм
Черты: прагматизм, функциональность. В конце 50-х годов в СССР началась эпоха индустриального домостроения. В стиле функциализма были построены все спальные районы Москвы.
Спальный район
В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлево, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево, построенные на месте снесенных сел и деревень. Эти районы были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. Застройка спальных районов велась по шаблону — заранее проектировался весь район с типовыми домами, школами, детскими садами поликлиниками, магазинами и пр. В функционализме уже было гораздо меньше заботы о людях, чем в рационализме. Фото: Виктор Кошевой /Фотохроника ТАСС; Олег Иванов /Фотохроника ТАСС
Как в Москве при Советской власти дома с место на место передвигали
Это кажется невероятным, но с 1930-х по 1983 год в Москве иногда происходило перемещение домов, весивших много тысяч тонн с места на место, чтобы расчистить пространство для строительство новых зданий. Причём иногда перемещения производились без отключения коммуникаций и выселения жильцов. О том, как именно это делалось, читайте в этой заметке. Первоначально статья опубликована ЖЖ-юзером dedushkin1 в коммьюнити moya_moskva.
—
Передвижка жилого дома. Фото 1938 г.
Вот что писала газета «Известия» 27 сентября 1937 г.:
«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе. » в этих строчках Агния Барто описывает передвижку дома в октябре 1937 г. по ул. Серафимовича. Это был уже восьмой дом, который перемещала недавно организованная контора по передвижке зданий.
О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома.
Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.
В Москве в середине 1936 г., была создана контора, куда перешли специалисты и рабочие из Метростроя, уже опробовавшие свои силы в новом деле. В начале своей деятельности она переместила 6 небольших кирпичных зданий, отрабатывая приемы работ, испытывая оснастку, оборудование.
Перенос фидерной подстанции.
Инженер Э.М.Гендель.
Передвижка Саввинского подворья на Тверской (Горького) улице (бывш. дом 24, ныне во дворе дома 6).
Газета «Правда» от 11.06.1937 про передвижение дома на Садовнической ул.
Вот что писала в 2004 году «Российская газета»:
А тем временем велась плановая подготовка к передвижке здания Моссовета.
Подготовка к передвижке здания Моссовета. Фото 1930-е.
Здание Моссовета после передвижки. Фото 1930е гг.
На этой фотографии хорошо виден Сытинский дом (естественно, ещё до передвижки).
В номере «Труда» от 11.04.79 корреспондент Виктор Толстов в репортаже «Дом отправился в путь» сообщал подробности этого события: «В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырех домкратов уперлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского».
33 метра с небольшим здание преодолело за три дня и примкнуло к строящемуся тогда конференц-залу редакции «Известий». На Пушкинской площади у входа в метро сразу стало свободнее.
Хорошо бы еще раз передвинуть бывшую генерал-губернаторскую резиденцию. Хотя бы на десяток метров влево, чтобы загородить ту невыносимую «силосную башню», что поставлена во дворе. Несомненно, это сооружение сделало бы честь какой-нибудь захолустной деревушке на далекой Техасщине (там все деревни гордо именуют себя городами). Но в центре Москвы пресловутая башня, как, впрочем, и все остальное здание, не только не гармонирует с классическим домом, но не сочетается даже со «сталинской» громадиной (Тверская, 11) и совершенно не вписывается в московский облик. Невольно вспоминаются архитекторы, осмелившиеся прикоснуться к казаковскому творению. Вряд ли кто отличит пристройку к основному зданию, выполненную И. Фоминым (петербургским мастером). И даже чечулинская надстройка воспринимается естественно. Они сумели сохранить казаковский дух и достаточно бережно отнеслись к классическому наследию. А в наше время архитектурного беспредела и вседозволенности мало кто удивится, если на крыше бывшего Моссовета появится итальянская мансарда.