что делает военная автоинспекция
Приложение. Положение о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 23.04.2019 N 134
Положение
о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, порядок организации деятельности военной автомобильной инспекции 1 войск национальной гвардии Российской Федерации 2 и полномочия должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии.
2. ВАИ войск национальной гвардии предназначена для обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии.
3. В своей деятельности ВАИ войск национальной гвардии руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии и настоящим Положением.
II. Задачи ВАИ войск национальной гвардии
4. ВАИ войск национальной гвардии выполняет следующие задачи:
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4446; 2018, N 43, ст. 6601.
б) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 ;
в) сопровождение с применением автомобилей ВАИ войск национальной гвардии передвижения воинских колонн войск национальной гвардии и транспортных средств войск национальной гвардии, осуществляющих перевозку особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов оборонного назначения;
г) проведение технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ВАИ войск национальной гвардии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 550 «О проведении технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» 2 ;
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3608; 2015, N 24, ст. 3478.
д) регистрация транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования 3 и иных организаций войск национальной гвардии, а также транспортных средств, являющихся опытными (испытательными) образцами военной и специальной техники, изготавливаемыми предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд Росгвардии, на срок проведения испытаний в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» 4 ;
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1999; 2017, N 42, ст. 6156.
е) организация и проведение в войсках национальной гвардии мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
III. Функции ВАИ войск национальной гвардии
5. ВАИ войск национальной гвардии в целях реализации своих задач осуществляет следующие функции:
а) в отношении поднадзорных управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также водителей транспортных средств войск национальной гвардии:
проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
анализировать исполнение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
б) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 КоАП;
в) привлечение лиц, не уплативших административный штраф, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП, в пределах компетенции;
г) реализация дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования;
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст. 525; 2016, N 49, ст. 6914.
е) проведение технического диагностирования транспортных средств и оформление диагностической карты о прохождении технического осмотра транспортного средства;
ж) постановка на регистрационный учет и снятие с регистрационного учета транспортных средств, внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
з) выдача регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», государственных регистрационных знаков и свидетельств о регистрации транспортного средства на транспортные средства территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
и) пропаганда безопасности дорожного движения;
к) учет дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств войск национальной гвардии;
л) разработка проектов правовых актов Росгвардии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
IV. Организация деятельности ВАИ войск национальной гвардии
6. Руководство деятельностью ВАИ войск национальной гвардии осуществляет ее начальник.
7. Состав ВАИ войск национальной гвардии определяется штатами центрального аппарата Росгвардии, управлений оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, ВООВО войск национальной гвардии и штатными расписаниями территориальных органов Росгвардии.
2 Приказ Росгвардии от 3 декабря 2018 г. N 620 «Об утверждении образца и описания нагрудного знака инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации и образца служебного удостоверения инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2018 года, регистрационный N 53087).
11. Организация несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется на основании ежегодно издаваемых распоряжений:
12. В распоряжении на несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии указываются:
а) границы районов ответственности;
б) периодичность и порядок проведения инструктажа и подведения итогов несения службы с должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии;
в) состав наряда ВАИ войск национальной гвардии;
г) специальная одежда и экипировка должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии при несении службы;
д) формы и способы несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии.
13. Несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии, утвержденным начальником ВАИ, в котором указываются дата, время и место несения службы и подразделения ВАИ войск национальной гвардии (должностные лица ВАИ войск национальной гвардии), заступающие на службу.
15. Контрольные посты ВАИ выставляются в местах интенсивного движения транспортных средств войск национальной гвардии и местах дислокации управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии.
17. В карточке контрольного поста ВАИ указываются:
а) границы района ответственности;
б) пункты дислокации и телефоны управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
в) места расположения и телефоны медицинских организаций и взаимодействующих органов;
д) аварийно-опасные участки;
е) схема маршрута патрулирования.
18. Контрольные посты ВАИ могут быть подвижными и неподвижными.
19. Остановка транспортных средств войск национальной гвардии осуществляется должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии с помощью громкоговорящего устройства или жеста руки, направленной на транспортное средство войск национальной гвардии.
20. Основаниями для остановки транспортных средств войск национальной гвардии являются:
а) нарушение Правил дорожного движения водителем транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления;
в) нахождение транспортного средства войск национальной гвардии в розыске, а также наличие данных об использовании его в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, очевидцами которого они являлись;
д) выполнение решений об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя транспортного средства войск национальной гвардии или транспортного средства войск национальной гвардии для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо должностному лицу ВАИ войск национальной гвардии.
21. При необходимости предотвращения или пресечения административного правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении либо в случае непосредственного обнаружения таких событий остановка транспортного средства войск национальной гвардии может быть осуществлена должностным лицом ВАИ войск национальной гвардии независимо от его местонахождения в районе ответственности ВАИ войск национальной гвардии и от времени.
22. Основанием для остановки транспортного средства войск национальной гвардии на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством войск национальной гвардии, документов на перевозимый им груз.
24. При получении информации о нахождении в транспортном средстве войск национальной гвардии военнослужащих и (или) сотрудников, подозреваемых в совершении преступления, или водитель транспортного средства войск национальной гвардии скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, либо своими действиями подвергает опасности жизнь и здоровье других участников дорожного движения, либо не выполняет требования должностного лица ВАИ войск национальной гвардии об остановке, должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии осуществляет преследование этого транспортного средства.
25. Должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии оставляет контрольный пост ВАИ только с разрешения или по указанию начальника ВАИ, которому он подчинен по службе, в случае:
а) применения соответствующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении водителей транспортных средств войск национальной гвардии;
б) преследования водителей и транспортных средств войск национальной гвардии, совершивших нарушения Правил дорожного движения;
в) оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, несчастных случаях;
г) охраны места дорожно-транспортного происшествия;
д) принятия мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Что такое ВАИ и имеют ли они право останавливать водителей?
Что означает аббревиатура «ВАИ»? Вправе ли сотрудники этого ведомства останавливать машины и проверять документы?
ВАИ или Военная автомобильная инспекция является структурным подразделением полиции Министерства обороны. Представители этой службы несут ответственность за безопасность колонн с военной техникой, а также принимают участие в разборе причин ДТП с участием автомобилей, принадлежащих военной структуре.
Сейчас инспекторы ВАИ имеют право останавливать и проверять документы только у водителей военных автомобилей. Но в 2019 году правительство планирует выпустить новый закон, наделяющий ВАИ правами гаишников.
По неподтвержденным данным, представители военной полиции смогут:
останавливать любые автомобили;
проверять документы у гражданских;
фиксировать нарушения на камеру.
Источник изображения: motorpage.ru
Однако ВАИ не сможет выписывать штрафы гражданским водителям. В случае выявления правонарушения доказательная база будет направлена в ГИБДД, где составят протокол и отправят «письмо счастье» на адрес нарушителя.
Правда, в правительстве пока не рассказали о том, как они будут бороться с коррупцией на дорогах. Ведь инспекторы ВАИ получат право проверять документы и обязательно появится повод дать взятку. Если же исключить коррупционную составляющую, то цель нового закона — повышение безопасности дорожного движения и уменьшение количества нарушений ПДД.
ВАИ Военная автоинспекция.
В приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии № 0101 от 26 августа 1942 года предусматривалось провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы, а отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог.
К чему сводились функции автоинспекторов времен войны, понятно из названия новообразованного отдела: инспекция дорог на предмет проходимости тех или иных видов техники, при необходимости – определение оптимального маршрута движения колонн, а также проверки на дорогах.
Конечно, всем хорошо знакомы фотографии, на которых запечатлены одетые в солдатскую форму девушки-регулировщицы. Фотография военной регулировщицы Марии Лиманской на фоне Бранденбургских ворот в Берлине стала классикой военной фотожурналистики. Между тем, на деле все выглядело отнюдь не столь «празднично», как было принято изображать в советской прессе послевоенных лет. осеннюю распутицу и зимнюю стужу на разбитой колее, по которой в одну сторону идет колонна грузовиков с боеприпасами, а в противоположную – колонна с ранеными, стоит девочка-регулировщица, на хрупких плечах которой лежит организация движения. Со слезами на глазах, трясясь от холода и превозмогая страх, она мужественно несет свою службу, не выпуская из рук непременный служебный атрибут: два флажка – красный и желтый. Красный флажок – всем стоп, желтый – проезд свободен.
Никакого специализированного транспорта у фронтовой ВАИ, конечно же, не было. Дорожные батальоны передвигались в общем порядке, как и все прочие подразделения: железнодорожными эшелонами, на грузовиках, а где и пешком. Первым военным инспекторам верой и правдой служили вездесущие полуторки и «Захары», возможно, начальству посчастливилось поколесить на ГАЗ-67 или «Виллисах». Ни о какой целенаправленной моторизации ВАМ в ту пору речи не было.
Победа в Великой Отечественной войне позволила «расслабиться» практически всем родам войск, но не военной автоинспекции. Бесконечные колонны двинулись с Запада на Восток, и это движение необходимо было организовать и упорядочить. Не утратили актуальности и проверки на дорогах. Если в годы войны основными нарушителями, которых задерживали военные инспектора, были дезертиры, то теперь появилась новая проблема – мародеры. Кроме того, за годы войны автопарк Вооруженных сил, по сравнению с довоенными показателями, существенно расширился. На 22 июня 1941 года его численность составляла 2726 единиц, а уже к середине 1945 года «в строю» насчитывалось 664 500 автомобилей различных типов, «32,8% из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% – трофейная». Какую-то часть мобилизованных машин предстояло вернуть народному хозяйству, но и оставшаяся «армада», как показала фронтовая практика, нуждалась в организации своих перемещений.
Чтобы понять, по какому «сценарию» происходила автомобилизация ВАИ, достаточно ознакомиться с основными задачами этого ведомства, актуальными на сегодняшний день:
1) проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках (силах);
2) контроль за организацией дорожного движения транспортных средств Вооруженных сил;
3) руководство деятельностью ВАИ (службами безопасности дорожного движения видов, родов, войск Вооруженных сил, военных округов, флотов, объединений, гарнизонов) в области обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по повышению эффективности их работы;
4) организация регистрации и контроля технического состояния транспортных средств Вооруженных сил РФ;
5) организация экзаменационной и разрешительной деятельности в системе подготовки и допуска к управлению транспортными средствами водителей и исполнению обязанностей начальниками контрольно-технических пунктов (КТП);
6) организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств Вооруженных сил РФ;
7) осуществление взаимодействия с государственными и ведомственными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Все это, за вычетом военной специфики, настолько близко к задачам ГИБДД, что вполне очевиден и принцип формирования оперативного гаража ВАИ: качественно (но, разумеется, не количественно) он близок к номенклатуре автопарка Госавтоинспекции. Поскольку столь обыденный, с точки зрения современного автомобилиста, реестр функций в послевоенные годы формировался постепенно, то и моторизация ВАИ проходила по мере роста потребностей ведомства в технике.
1959 году в распоряжение военных автоинспекторов поступили мотоциклы. 60-х – первые автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с надписью «ВАИ» на передних дверях. 70-х компанию им составили УАЗ-452А, УАЗ-469 и ГАЗ-24.
Автомобили и мотоциклы, «работающие» в автоинспекции, практически не отличаются от своих военных собратьев, за исключением, пожалуй, внешней атрибутики. С 1960 года согласно Приказу Министерства обороны сбоку на автомобили или коляску мотоцикла наносилась голубая полоса с черными буквами «ВАИ».
Помимо специальной окраски, автомобили военной автоинспекции в обязательном порядке получали спецсигналы: проблесковые маячки синего цвета и установку громкой связи (СГУ) для предупреждения других участников движения о прохождении военной колонны. Количество и форма проблесковых маячков и СГУ, установленных на крыше автомобиля, жестко не регламентировались, поэтому на машинах они встречались в различном сочетании, но чаще всего использовался следующий вариант: два проблесковых маячка по краям и два динамика громкой связи в центре. К специальному оборудованию автомобилей ВАИ можно отнести и имеющуюся на борту радиостанцию, и дополнительно устанавливаемые фары-искатели.
Надпись «ВОЕННАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ» наносится на боковые двери легковых и грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов, а также задние части грузопассажирских автомобилей и маломестных автобусов; надпись «ВАИ» – на капот и крышку багажника легковых машин и на боковые двери кабины грузовых автомобилей. На передние боковые двери легковых автомобилей и маломестных автобусов ВАИ, под информационной надписью, допускается нанесение геральдического знака – эмблемы Вооруженных Сил Российской Федерации или иной структуры, которой данное подразделение ВАИ принадлежит: МЧС, МВД и т. п.
Гарнизон на дороге
Военная автомобильная инспекция не только занимается регулированием движения на дорогах страны применительно к транспорту Вооруженных Сил, но и выполняет другие важные функции. Какие? На этот и другие вопросы «Военно-промышленного курьера» ответил временно исполняющий обязанности начальника ВАИ полковник Игорь Ищеркин.
– Несколько лет, как ВАИ работает по территориальному принципу. В чем особенности, Игорь Сергеевич?
– Прежде напомню, что Военная автомобильная инспекция сформирована директивой министра обороны 10 лет назад. Она состоит из собственно ВАИ МО РФ как органа управления и региональных подразделений. Да, работа сейчас построена по территориальному принципу. Это означает, что каждое наше подразделение обеспечивает безопасность дорожного движения в закрепленном районе ответственности, как правило, субъекте Российской Федерации, и в нем – все воинские части вне зависимости от подчиненности.
Чем хорош территориальный принцип работы? Во-первых, ко всем воинским частям, дислоцированным в районе ответственности, подразделением ВАИ предъявляются одинаковые требования. Нет своих и чужих, все участники дорожного движения, транспортные средства воинских частей, водители проверяются без скидок на подчиненность. Во-вторых, территориальное подразделение ВАИ работает в тесном взаимодействии с управлением ГИБДД субъекта Федерации и его подразделениями. В-третьих, начальники территориальных ВАИ входят в состав комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения соответствующих субъектов РФ.
ВАИ, как правило, дислоцируется в областном центре, но может и в местах наибольшего скопления войск (сил). В среднем расстояние от места расположения ВАИ до крайней точки района ответственности – 150–200 километров. Это позволяет оперативно реагировать на изменения обстановки, выезжать в воинские части для проведения технического осмотра, проверки, занятий и других мероприятий.
– Какие изменения прошли после переподчинения вашей структуры военной полиции?
– С утверждением Устава военной полиции отменена статья 3 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ, в которой были определены особенности организации службы ВАИ гарнизонов. Тем самым перестали существовать нештатные гарнизонные инспекции.
Устав военной полиции закрепил функции и полномочия ВАИ. Появились новые задачи:
осуществление в Вооруженных Силах контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения БДД, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (сооружений), находящихся в ведении Минобороны, к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств ВС РФ;
согласование в установленном порядке маршрутов движения военных транспортных средств при перевозке особо опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
выдача разрешений на установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
пропаганда безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах.
Проведенные реорганизации нашу работу не облегчили, а сделали, скажем так, более интересной, стали следующим шагом в развитии ВАИ.
– Что можно сказать о профилактике дорожно-транспортных происшествий? Как ВАИ ведет эту работу?
– Все функции, возложенные на ВАИ, носят профилактический характер. Это, в частности, регистрация транспортных средств (ТС), контроль внесения изменений в их конструкцию; проведение технического осмотра; несение дорожно-патрульной службы; сопровождение ТС, регулирование дорожного движения; проверка воинских частей по вопросам предупреждения ДТП; пропаганда БДД.
Что касается новых методов, то с 2015 года работаем с подрастающим поколением: кадетами, суворовцами и нахимовцами, детьми из военных городков, учим безопасному поведению на улицах. Систематически в инициативном порядке устраиваем викторины, другие мероприятия. В суворовских училищах и кадетских военных корпусах провели конкурс изобразительного творчества «Дорога без опасности».
С 2015 года организовано взаимодействие с филиалами Всероссийского общества автомобилистов по профилактике ДТП и привлечению к членству в этой организации военнослужащих.
Планируем снять видеоролики, направленные на пропаганду безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, для их последующего распространения и размещения на официальном сайте Минобороны. Там же откроем раздел, где сможем отвечать на вопросы, рассказывать об изменениях в руководящих документах в части обеспечения БДД, информировать о мероприятиях и, конечно же, выкладывать фото- и видеоматериалы.
– На службе многое регламентировано уставом. Как проявляется и поощряется инициатива?
– Приведу пример. В Сертолове Ленинградской области начальниками 11-й (региональной) и 165-й (территориальной) ВАИ совместно с городской администрацией регулярно проводится конкурс «Лучший водитель гарнизона». Казалось бы, рядовое мероприятие, но за ним – громадная организаторская работа. А главное – к этому конкурсу и присуждаемому на нем званию с пиететом относятся водители.
– Какой техникой оснащена ВАИ?
– В этом отношении мы идем в ногу со временем. В настоящее время на вооружении ВАИ находятся эвакотягачи марок КамАЗ и «Урал», легковые автомобили «УАЗ Патриот», «Форд Фокус», «Форд Кастом», «Фольксваген Каравелла», ГАЗ-2705 «Газель». На шасси последней смонтирован подвижный пункт технического контроля транспортных средств.
Поставка новых образцов автотехники осуществляется по гособоронзаказу в соответствии с принятой и утвержденной Государственной программой вооружения. В первую очередь обновление парка машин касается 100-й (территориальной) ВАИ, дислоцирующейся в Москве. Особо хочу отметить, что все закупаемые автомобили производятся на отечественных заводах. С 2015 года начали приобретать автомобили УАЗ «Патриот». В этом году гособоронзаказом предусмотрена закупка 40 машин этой марки. Для поддержания автомобильной техники в исправном состоянии заключены договоры по сервисному обслуживанию.
– Участвуют ли подразделения ВАИ в Армейских международных играх? Какова ваша роль в их обеспечении?
– Мы бы с удовольствием приняли участие в Армейских международных играх, но есть несколько причин, по которым просто не можем это сделать.
Во-первых, для участия в АрМИ-2016 необходимо выставить подразделения, однако, к сожалению, ввиду малой численности не можем откомандировать их даже на несколько дней. Кто же будет выполнять задачи, обеспечивать дежурство и охрану?
Во-вторых, в Играх наша основная роль – обеспечение безопасности дорожного движения (сопровождение транспортных средств, регулирование). Ежегодно для специальных мероприятий в период Игр мы задействуем более 100 человек и свыше 50 патрульных автомобилей.
В-третьих, учитывая разное законодательство стран, порядок регулирования дорожного движения, соревнования можно устроить только по вождению, но это будет необъективно.
Все это не мешает нам выявлять лучших инспекторов ВАИ и совершенствовать свое профессиональное мастерство. К тому же ежегодно после завершения Армейских международных игр, как правило, в сентябре мы проводим конкурс «Лучший инспектор ВАИ».
– Как организовано взаимодействие с ГИБДД, другими федеральными органами исполнительной власти в интересах безопасности дорожного движения?
– Оно самое тесное как в вопросах учета ДТП, так и в регистрации транспортных средств, обеспечения их сопровождения, несения дорожно-патрульной службы, розыска задержанных и угнанных машин. Вопросы взаимодействия закреплены в нормативных правовых актах, Уставе военной полиции ВС РФ, совместных документах. В настоящее время в ВАИ МО РФ разработан и проходит согласование проект совместного приказа министров обороны и внутренних дел «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия Вооруженных Сил и органов внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и при передвижении войск». Он снимет многие вопросы, которые еще остаются.
Организовано взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых также существуют военные автомобильные инспекции. Это МЧС и Федеральная служба войск национальной гвардии. Существует опыт проведения совместных проверок воинских частей с Главной военной прокуратурой по вопросам соблюдения законности в сфере безопасности дорожного движения. Что касается взыскания штрафов с должностных лиц, совершивших административные правонарушения, то оно осуществляется через военные суды и Федеральную службу судебных приставов.
– Сотрудник ВАИ не самая многочисленная категория военнослужащих. Где и как готовят таких специалистов, каковы требования к ним?
– С 2015 года на базе Омского автобронетанкового инженерного института для ВАИ ВС РФ проводится подготовка по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. 20 офицеров уже прошли этот курс. А с сентября 2016-го при Рязанском воздушно-десантном командном военном училище будет ежегодно осуществляться подготовка прапорщиков для нужд ВАИ – 60 человек. Вся необходимая информация о порядке, условиях поступления и сроках обучения приведена на официальном сайте Министерства обороны (mil.ru) в разделе «Образование».
С 2010 года каждый военнослужащий ВАИ в обязательном порядке проходит летний и зимний курсы контраварийной подготовки водителей, как правило, в Центре высшего водительского мастерства профессора Цыганкова. Периодичность прохождения такой подготовки – не менее одного раза в три года.
Должностные лица ВАИ, специфика выполняемых задач которых связана с мониторингом состояния транспортных средств, проходят подготовку по программе «Эксперт по техническому контролю и диагностированию». Это не менее 20 человек ежегодно.
Для постоянного повышения уровня профессиональной подготовки, престижа нашей службы, а также проверки личного состава с 2015 года проводится конкурс «Лучший инспектор Военной автомобильной инспекции». С учетом полученного опыта мы усложнили и расширили программу испытаний, количество номинаций, в том числе командных. А также пригласили для участия на внеконкурсной основе коллег из ВАИ других федеральных органов исполнительной власти. На наше обращение откликнулась ФСВНГ. Коллеги выставляют команду их трех человек. По три человека примут участие также из каждой ВАИ (региональной), то есть от каждого военного округа, Северного флота и 100-й ВАИ, всего 21 конкурсант. Состязания будут проводиться на базе войсковой части 20155 в Острогожске Воронежской области. В прошлом году призовые места заняли инспекторы ВАИ из Москвы и Калининграда.
– Один из самых болезненных вопросов – аварийность на дорогах. Какова ситуация с транспортными средствами Вооруженных Сил за последние, скажем, пять – семь лет?
– Если брать статистику аварийности по вине водителей Вооруженных Сил за семь лет, то количество ДТП снизилось более чем в два раза. И это в условиях формирования соединений и частей на Северном флоте, в Республике Крым и других регионах, при увеличении количества транспортных средств, росте числа внезапных проверок, учений, тренировок с выдвижением войск в районы сосредоточения.
Серьезная работа проводится также по профилактике ДТП с участием личных автомобилей военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ, где ситуация не столь однозначна. Организован системный подход к деятельности органов управления, прежде всего командиров воинских частей по этой проблеме.
Сегодня невозможно представить ни одно воинское формирование, ни один образец тяжелого вооружения без автомобильного шасси. От грамотного использования техники зависит жизнь не только водителя, но и окружающих людей. Остается пожелать, чтобы служебные транспортные средства не знали поломок, а личные автомобили военнослужащих приносили им только удовольствие при вождении.