что делает инженер путей сообщения
Инженер по эксплуатации железных дорог
Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути, земляного полотна, стрелочных переводов, искусственных сооружений и в случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
В обязанности инженера по эксплуатации железных дорог входит:
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Место работы
Важные качества
Обучение на Инженера по эксплуатации железных дорог
Ступеньки карьеры и перспективы
Степень сложности работы и ответственности инженера по эксплуатации железных дорог зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, главный инженер, начальник станции, начальник вокзала. Многие министры путей сообщения начинали свой профессиональный путь с должности стрелочника.
Оплата труда
Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог, мостов и тоннелей складывается из основной зарплаты с районными надбавками в зависимости от места работы и премиями по итогам месяца, квартала и года по результатам и качеству работ.
Зарплата инженера путей сообщения во многом зависит от места работы, его навыков и способностей. Работающие в государственных учреждениях инженеры путей сообщения обычно получают фиксированную месячную зарплату.
Интересные книги о возникновении и развитии железнодорожного транспорта в России
История развития железнодорожного пути
Первые колейные дороги появились на открытых месторождениях разработки камня, в рудниках и шахтах. Они были выполнены из деревянных брусьев, быстро изнашивались и повозки сходили с пути, что очень осложняло работу. Для уменьшения износа их стали скреплять чугунными или железными полосами.
Первый чугунные рельсы появились в XVIII веке на Александровском заводе в Петрозаводске.
Первая железная дорога со всеми ее основными элементами — насыпями, выемкой, виадуком, мостом — была построена на Алтае горным инженером П.К.Фроловым на Змеиногорском руднике Колывановского камнерезного завода. Первые рельсы изготавливались из чугуна. С течением времени стало ясно, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Поэтому в настоящее время во всех странах используют только стальные рельсы с включениями кремния, марганца и других добавок, усиливающих их прочность.
В 1837 г. была построена железная дорога Петербург – Царское Село (г. Пушкин) длиной 27 км. На дороге было сооружено 42 деревянных небольших моста пролетами по 2 – 3 м. Мост через Обводный канал был длиной 25,6 м.
Большим шагом вперед в совершенствовании железнодорожных путей стало строительство в 1842–1851 гг. линии Петербург – Москва протяженностью 651 км.
В 1913 г. протяженность сети железных дорог составляла 71,7 тыс. км. Основная часть сети (83%) находилась в европейской части страны. До Великой Отечественной войны была построена на юго-востоке страны Туркестано-Сибирская магистраль (1452 км).
В послевоенные годы наряду со строительством новых железнодорожных линий проводились большие работы по усилению пути. Начали прокатываться на отечественных заводах и укладываться в путь рельсы тяжелых типов (Р65), внедрялись железобетонные шпалы, бесстыковой путь.
Протяженность железных дорог СССР составляла около 12% протяженности железнодорожных линий мира. Они выполняли более половины грузооборота всех железных дорог, а внутри страны перевозили более 70% грузов.
Грузонапряженность железных дорог СССР не имела аналогов в мире: в 5 раз превышала грузонапряженность дорог США, около 6 раз – ФРГ и Франции, в 15 раз – Англии.
В конце 80-х годов в СССР эксплуатационная длина сети железных дорог составляла около 145 тыс. км. В сеть железных дорог входило 32 дороги, 185 отделений железных дорог, свыше 11000 железнодорожных станций.
Историческая справка
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей стало быстро развиваться в начале 19 века. В это время протяженность железнодорожного полотна начала увеличиваться, поэтому требовалось чаще выполнять обслуживание линий. Появилась острая потребность в специалистах, обеспечивающих нормальную работу магистральных сообщений.
Чтобы быстро обучить новые кадры, в 1869 году начало работу первое железнодорожное техническое училище. Сегодня профильных заведений в стране довольно много, поэтому желающие получить эту специальность могут выбирать среди множества вузов и технических училищ.
Здесь студенты не только учат теорию, но и проходят практику в полевых условиях. Это позволяет еще раз убедиться в правильности выбора профессии.
Особенности профессии
Желая стать инженером-мостостроителем, проектировщиком путей или заняться иными отраслями обслуживания, строительства и ремонта железной дороги, абитуриент должен выбрать профильное учебное заведение. Получив высшее образование, выпускник становится специалистом широкого профиля. В ходе выполнения работы он имеет следующие обязанности:
Профессия инженера может называться иначе. Специалист может занимать вакансию проектировщика, прораба, технолога объекта или бригады по обслуживанию магистрали.
Достоинства и недостатки
Как и любая профессия, специальность инженера железнодорожных путей имеет достоинства и недостатки. Перед выбором учебного заведения нужно взвесить плюсы и минусы. Преимущества у профессии следующие:
Среди недостатков стоит отметить сменный график. Работать приходится вахтовым методом, в том числе в выходные, праздники. Кроме того, это ответственная профессия, в которой ошибки недопустимы.
Место работы
Для специалиста, получившего образование по специальности инженера, открыты двери для работы в частных и государственных организациях. Он может получить должность в проектном отделе, устроиться в строительную компанию.
Вот список возможного трудоустройства инженера путей сообщения:
Получив достаточный опыт, специалисты могут открыть собственную компанию, выполняющую проектирование, обслуживание и строительство.
Зарплата инженера путей
Сколько будет получать специалист, закончивший учебное заведение по этой специальности, во многом зависит от региона его трудоустройства.
Так, в Москве, Санкт-Петербурге работники этой отрасли получают в среднем 64 и 56 тыс. руб. соответственно. Средняя зарплата инженеров мостостроения, обслуживания и строительства железных дорог, тоннелей по стране составляет 53 тыс. руб.
Минимальная зарплата в этой отрасли составляет 37 тыс. руб. Ее получают начинающие специалисты. Если инженер имеет опыт работы, он может рассчитывать на зарплату около 100 тыс. руб. Она складывается из ставки, районных надбавок (зависит от места работы) и премии. Максимальная зарплата инженера в этой отрасли составляет больше 310 тыс. руб.
Важные качества и навыки
Профессионал в области обслуживания и строительства ж/д сообщения должен иметь глубокие теоретические и практические знания и умения. Основные качества, которые позволяют добиться успеха в этой профессии, следующие:
Инженер, работающий в области железнодорожного транспорта, должен знать стандарты, действующие в отрасли. Хороший специалист умеет работать с техническими документами, знает принципы системы 1С.
Он должен планировать бюджет рационально, чтобы исключить перерасход средств. Важно знать в мельчайших деталях технические характеристики и особенности работы транспортных средств, которые эксплуатируются на объекте.
Продвижение по карьерной лестнице
Профессия предполагает постепенное карьерное продвижение. Для этого нужно постоянно повышать квалификацию, получить диплом магистра.
Новичок, только устроившийся на работу, попадает под кураторство опытного мастера. Наставник контролирует действия начинающего сотрудника, делает выводы о его знаниях, умениях. В будущем, если специалист хорошо себя зарекомендует, он сможет стать старшим смены. Дальше опытные специалисты, которые смогли проявить себя с лучшей стороны, занимают должность начальника вокзала.
В этой отрасли пройти путь от обычного стрелочника до министра путей сообщения вполне реально.
Можно работать в государственных и частных службах, занимающихся перевозками пассажиров и грузов. Профессионалы, получившие образование по этой специальности, могут контролировать безопасность движения, работать в экспедиторских компаниях, метрополитене.
Получение образования
Обучение специальности инженера железнодорожного сообщения проводится в университетах крупных городов, например, Санкт-Петербурге, Москвы или их филиалах. Чтобы поступить на факультет, абитуриент должен хорошо знать физику, математику. Обязательно проверяются умения четко и грамотно излагать свои мысли.
Приемная комиссия потребует от абитуриента подать документы о результатах ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. Если баллы будут высокими, есть шанс поступить на бюджет.
Обучение длится 5−6 лет, в ходе которого студенты глубоко изучают технические дисциплины. Они учатся правильно разрабатывать чертежи и схемы, осваивают тонкости проектирования, в том числе и при помощи специальных компьютерных программ.
Специализация обучения
В ходе обучения студенты могут выбрать направление для более детального изучения. Это определяет сферу их дальнейшей деятельности в области железнодорожного сообщения. В железнодорожных вузах есть следующие кафедры:
При эксплуатации железнодорожное полотно, поезда, вагоны, сооружения и прочие объекты изнашиваются. Требуется поддержание имеющихся фондов в пригодном для безопасной эксплуатации состоянии. Поэтому профессия инженера путей сообщения остается востребованной как в нашей стране, так и за рубежом.
Профессия Инженер путей сообщения в России
О профессии Инженера путей сообщения
Зарплаты: сколько получает Инженер путей сообщения *
Начинающий: 30000 в месяц
Опытный: 45000 в месяц
Профессионал: 80000 в месяц
Востребованность профессии
Для кого подходит профессия
Для успешной работы необходимы глубокие инженерные знания и организаторские способности. Профессия подойдет тем, кто:
Карьера
Большинство выпускников вузов по данному направлению трудоустраивается в систему РЖД. Это крупная, вертикально интегрированная компания, которая может обеспечить молодому специалисту хорошие возможности для построения карьеры. Имея необходимый набор личностных и деловых качеств, инженер может достаточно быстро занять руководящие посты в региональных отделениях РЖД. Как правило, опытные специалисты трудятся на должностях среднего и старшего инженерного состава. Благодаря большому количеству филиалов компании, есть возможность перевода в регионы с более высокой зарплатой и благоприятным климатом. Оплата труда для специалистов среднего уровня составляет 45-60 тыс. рублей.
Обязанности
Обязанности инженера путей сообщения включают в себя:
Кто такой инженер путей сообщения, чем он занимается и где можно получить профессию?
Специалист, который проектирует железные дороги, транспортные развязки, мосты и тоннели, а также организует их строительство, обслуживание и ремонт.
Сеть железных дорог России нуждается в постоянном обновлении и ремонте, так как постоянно растут объемы грузоперевозок между регионами страны. Это подразумевает ремонт и реконструкцию существующих дорог, строительство новых путей сообщения, соответствующих современным требованиям.
Инженер путей сообщения может работать в проектных организациях, офисах и на строительных объектах, которые находятся в самых разных регионах страны.
Проектные работы осуществляются на подготовительном этапе с использованием специальных компьютерных программ. На строительных объектах инженер занимается организацией работ, контролирует их выполнение и соответствие проекту.
На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступени карьеры: начальник объекта, начальник строительства.
Компетенции
Важные качества
Личные качества: ответственность, быстрая и точная реакция, хорошая физическая форма, саморазвитие, освоение технических новшеств.
Soft skills: работа в команде, управление персоналом, развитое перспективное мышление, аналитические способности, пространственное воображение.
Профессиональные навыки: уверенный пользователь ПК, знание программ AutoCad и «Компас», знание нормативной документации в области инженерного проектирования, знание устройства электрооборудования, умение читать чертежи, умение вести переговоры и заключать договоры с поставщиком, навыки составления тендерной документации, навыки организации и управления на всех стадиях строительного производства, знание основ архитектурного планирования и проектирования, строительной механики, сопротивления материалов, строительной физики, умение составлять проекты строительства мостов, автомобильных и железных дорог.
Профессия Инженер железнодорожных путей в России
Инженер пути (инженер по эксплуатации железных дорог) является специалистом по строительству и эксплуатации железнодорожного полотна. Направление его профессиональной деятельности заключается в поддержании в исправном состоянии железнодорожных путей, насыпного полотна, стрелочных переводов, инженерных сооружений железной дороги.
О профессии Инженера по эксплуатации железных дорог
Зарплаты: сколько получает Инженер железнодорожных путей *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 35000 в месяц
Профессионал: 50000 в месяц
Востребованность профессии
На рынке труда существует определённый дефицит квалифицированных инженеров путейцев. Так как условия труда довольно тяжелые и не все выпускники готовы работать по специальности. Филиалы РЖД и другие компании, на балансе которых есть железнодорожные пути, испытывают стабильную потребность в специалистах этого профиля. Востребованность профессии высокая. Перспективы для молодых специалистов позитивные.
Для кого подходит профессия
Профессия достаточно сложная и ответственная. Большую часть времени инженер пути проводит на открытом воздуха. Должность путевого мастера или технического специалиста среднего уровня подразумевает разъездной характер работы. Иногда приходится в срочном порядке выполнять ремонт пути, невзирая на погодные условия и время суток. Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Инженер пути (инженер по эксплуатации железных дорог) чаще всего трудоустраивается в компанию РЖД. При этом, есть возможность трудоустройства на предприятия, эксплуатирующие собственное путевое хозяйство – горные компании, металлургические предприятия, морские порты, крупные электростанции и т.д. Чем крупнее компания работодатель, тем существует больше возможностей для карьеры. Многие крупные руководители в РЖД начинали свою трудовую деятельность с младших технических специалистов, в том числе путевыми инженерами. По мере приобретения опыта и квалификации есть возможность достичь высоких руководящих должностей. В компаниях, где железнодорожные перевозки не являются основным направлением деятельности карьерный рост ограничен. При этом есть возможность занять должность технического руководителя среднего уровня по своей специализации.
Обязанности
В общем случае обязанности инженера пути включают в себя: