что американские индейцы делали с попадавшими к ним в руки белыми красотками
Судьба белых женщин, попавших в плен к индейцам на Новой Земле
Пленные белые женщины в Техасе, как и на большей части территории к западу от реки Миссисипи, обычно были вынуждены служить своим похитителям в качестве наложниц и прислуг (роли большинства индийских женщин). Их испытания часто приводили к ранней смерти, но иногда они ассимилировались и становились женами местных воинов.
Почему индейцы брали в плен европейцев
Практика взятия в плен среди североамериканских индейцев восходит к доисторическим временам. За столетия до того, как белые люди пришли на эти берега, из соседних племен брали пленных, чтобы восполнить потери, понесенные в войне, или получить жертв для духа мести.
Первыми европейскими пленниками в Техасе были Альвар Нуньес Кабеса де Вака и трое его товарищей, выжившие в экспедиции Панфило де Нарваэса в 1528 году.
Эти конкистадоры использовали свои навыки знахарок, чтобы сбежать из плена, в течение следующих трех столетий значительное число испанских и португальских пленников долгие годы оставались в лагерях налетчиков апачей, команчей, кайова и уичито. В течение следующих полувека после того, как в 1830-х годах началась война между индейцами и белыми, многие поселенцы попали в плен.
Судьба пленников индейцев
Жизнь пленника была полна опасностей и лишений. Выживание часто зависело от воли похитителя и проявленной им силы духа. Считалось, что взрослые мужчины, попавшие в руки индейцев, лишались жизни.
Опыт Рэйчел Пламмер и Сары Энн Хорн наглядно иллюстрирует ужасы женского плена среди индейцев равнин. Однако жестокое обращение с пленными женщинами отнюдь не было универсальным.
К некоторым женщинам, что вынуждены были подчиняться похитителям, относились с неожиданным уважением.
Индейские налетчики убивали пленных детей сразу. Однако тех, кому повезло благополучно попасть в индийскую деревню, обычно усыновляли в качестве замены умерших родственников, а затем обращались с ними как с настоящими сыновьями или дочерьми. Многие из этих молодых людей наслаждались дикой свободной жизнью индейцев и настолько полностью ассимилировались, что сопротивлялись попыткам их спасти. Некоторые юноши стали свирепыми воинами, совершившими набеги на поселения. Среди самых грозных «белых индейцев» были Клинтон и Джефф Смит, Герман Леманн, Адольф Корн, Рудольф Фишер и Кайова Датч.
Какое будущее было уготовано пленным девушкам
Белые девушки, захваченные в плен до достижения половой зрелости, обычно ассимилировались и выходили замуж за вождей или воинов. Самая известная из них, Синтия Энн Паркер, вышла замуж за вождя команчей Петы Нокона и стала матерью Куаны Паркера, последнего военного вождя племени. Когда ее в 1860 году нашли и вернули родственниками, она попыталась сбежать к своей индийской семье.
Милли Дурган счастливо дожила до старости, будучи женой воина кайова.
С другой стороны, девочки детородного возраста ненавидели своих похитителей и иногда рисковали жизнью, чтобы спастись. Мартина Диас, одна из многих пленников, выкупленных индийским агентом Лори Татум, пряталась в своем доме от угроз воинов. Тринадцатилетняя Матильда Локхарт, захваченная команчами и подвергшаяся жестокому обращению с ней, спровоцировала драку в Доме Совета в Сан-Антонио в 1840 году, когда обвинила индейцев в том, что они скрывают других пленников.
Возвращение пленников домой
Как сообщает издание comandir.com, многие пленные из Техаса были спасены или выкуплены родственниками, техасскими рейнджерами, солдатами, индийскими агентами или торговцами. Бриттон Джонсон, черный владелец ранчо, торговал живым товаром, он продал сестер Дурган и нескольких других пленников. Сэм Хьюстон купил миссис Элизабет Келлог, захваченную во время набега команчей на Форт Паркер в 1836 году, у дружественных индейцев штата Делавэр.
В 1842 году генерал Закари Тейлор выкупил двух мальчиков, взятых в ходе одного рейда, Джона Паркера и Джеймса Пламмера. Генерал Альберт Сидни Джонстон спас Ребекку Джейн Фишер и ее брата Уильяма Гиллеланда, захваченных в плен команчами, убивших их родителей недалеко от Рефухио.
В 1842 г. Сул Росс выкупил молодую белую девушку в 1858 году во время нападения на деревню команчей. Она забыла свое имя, и ее личность так и не была установлена. Она выросла как член его семьи и получила имя Лиззи Росс.
Когда команчи и кайова были вытеснены в резервации к северу от Ред-Ривер и вынуждены освободить своих пленников, многие пленники настолько полностью ассимилировались, что предпочли остаться со своими похитителями. Большинство из них вышли замуж за индейцев, и, по оценкам, у 30 процентов апачей, команчей и кайова в жилах текла кровь пленных европейцев.
Что американские индейцы делали с попадавшими к ним в руки белыми красотками
MILHISTORY|ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ запись закреплена
Белые женщины в плену у индейцев
Жизнь белого в индейском плену была преисполнена лишений и опасностей. Часто она зависела от прихоти хозяина и стойкости, проявленной самим пленником. Для мужчины попасть к индейцам считалось хуже смерти. Женщин же в Техасе, да и в других местах к западу от Миссисипи, обычно превращали в наложниц и служанок (и их доля не сильно отличалась от участи индейских скво). Это порой приводило к ранней смерти – еще до освобождения или вскоре после него. Примеры Рэйчел Пламмер и Сары Энн Хорн наглядно показывают то, что ожидало белую женщину у степных племен. Однако это отнюдь не было правилом. Некоторым женщинам удавалось заслужить неожиданно хорошее отношение.
Что касается детей, то если они мешали военному отряду уходить от погони, их убивали. Тех же, кто добирался до индейского селения, обычно принимали в племя на место погибших родичей. После этого к ним относились как к собственным детям. Многим белым юнцам нравилась привольная, дикая жизнь в прерии, и они так привыкали к ней, что даже отказывались возвращаться в цивилизованный мир. Кое-кто из них стал настоящим индейским воином и участвовал в набегах на поселенцев. Среди самых известных «белых дикарей» были Клинтон и Джефф Смиты, Герман Леманн, Адольф Корн, Рудольф Фишер и Кайова Датч.
Белые девочки, попавшие к индейцам до достижения половой зрелости, обычно легко свыкались с новой жизнью и выходили замуж за вождей и воинов. Самый известный пример – Синтия Энн Паркер. Она стала женой вождя команчей по имени Пета Нокона и матерью Куаны Паркера – последнего военного вождя племени. В 1860 г. ее отбили техасские рейнджеры под началом Саля Росса. Синтия вернулась к своим белым родственникам, но не смогла жить среди них и пыталась бежать к индейцам. Милли Дарган счастливо дожила до старости замужем за воином кайова. Девушки постарше обычно ненавидели своих пленителей и бежали, порой рискуя жизнью. Так, Мартина Диас (она была в числе пленных, которых освободил агент по делам индейцев Лоури Татум) пряталась от индейцев в доме Татума, когда воины пришли за ней. Матильде Локхарт было тринадцать, когда ее захватили команчи. Ей удалось вернуться к белым; она рассказала, что индейцы надругались над ней, и у них еще много пленников. В результате произошли печально известные события в Сан-Антонио 1840 г., известные как «Бой у Дома совета».
Многих белых пленников освобождали или выкупали родственники, техасские рейнджеры, солдаты регулярной армии, агенты по делам индейцев или торговцы. Чернокожий ранчеро Бриттон Джонсон выменял у индейцев собственную жену с детьми, сестру Милли Дарган и нескольких других пленников. Сэм Хьюстон купил у дружественных делаваров миссис Элизабет Келлог, захваченную команчами в 1836 г. во время набега на Паркерс-Форт. Двух мальчиков, взятых в плен тогда же (Джона Паркера и Джеймса Пламмера), в 1842 г. выкупил генерал Захария Тэйлор. Генерал Альберт Сидни Джонстон освободил Ребекку Джейн Фишер и ее брата, Уильяма Гиллилэнда (команчи захватили их у Рефугио в 1842 г., а родителей убили). В 1858 году Саль Росс, напав на лагерь команчей, отбил еще одну белую девочку; она не помнила своего имени, и установить, кто она, так и не удалось. Росс взял ее к себе и вырастил как родную, дав ей имя Лиззи Росс.
Когда команчей и кайова поселили в резервации и заставили освободить всех пленных, многие из них настолько свыклись со своей новой жизнью, что сами решили остаться с индейцами. Большинство их уже обзавелось семьями, и по примерным подсчетам у 30% апачей, команчей и кайова в жилах текла кровь белых.
Hugh D. Corwin, Comanche and Kiowa Captives in Oklahoma and Texas (Guthrie, Oklahoma: Cooperative Publishing, 1959). J. Norman Heard, White into Red: A Study of the Assimilation of White Persons Captured by Indians (Metuchen, New Jersey: Scarecrow, 1973). Carl Coke Rister, Border Captives: The Traffic in Prisoners by Southern Plains Indians, 1835-1875 (Norman: University of Oklahoma Press, 1940).
Что американские индейцы делали с европейскими белыми женщинами, попавшими к ним в плен
Тяжела судьба тех европейцев, которые попадали в плен к индейцам. Коренные жители обеих Америк пленников не жаловали – страшно пытали, потом убивали. Изредка предлагали обмен на своих сородичей. Короче, европейскому мужчине было намного проще покончить с собой, чем оказаться в лапах жестоких индейцев. Но вот с женщинами ситуация в корне иная.
Немного об индейском «кодексе чести»
С точки зрения практически всех более или менее цивилизованных индейцев, с «бледнолицыми» разговор должен быть жесткий и короткий. Европейцы среди коренных жителей Америки очень быстро завоевали славу людей беспринципных, наглых и жадных. В их понимании – это враги, которые пришли для того, чтобы:
Как ни прискорбно, но в реальности именно так и было. Следовательно, среди индейцев быстро выработался «кодекс чести», согласно которому пытать и убивать европейцев – подвиг (даже не норма), следовательно, индейский плен глазами «бледнолицых» был хуже ада. Но с женщинами обращались по-другому – не лишали их жизни и даже оказывали некоторые почести.
Женские судьбы в индейском плену
Чтобы ни говорили современные жители США, но войну с индейцами, непрерывно длившуюся несколько столетий, они явно не вытягивали. Огромные потери человеческие и материальные, куча пленных, позор и унижение. Практически ни один индейский набег на мелкие городки и лагеря не обходился без дам, захваченных в заложники. Да, изначально у них был именно такой статус – если пленная женщина не отличалась феноменальными рабочими качествами, то индейцы предлагали обмен на своих. Кстати, европейцы соглашались редко. Почему? История умалчивает.
Дальше многое зависело от цивилизации в самом племени. В редких случаях женщин убивали, причем, с не меньшей жестокостью, чем мужчин. Кстати, чем южнее обитало племя, тем выше был риск физической расправы. Но в большинстве случаев краснокожие принимали пленницу к себе, правда, работали европейские женщины строго на добровольных началах.
Дело в том, что у индейцев Северной Америки как такового рабства в культуре никогда не было в отличие от сородичей из Америки Южной. Не желает работать, пользы не приносит, хочет домой – могли и отпустить. Но только женщину постарше.
Молодым девушкам было несколько сложнее – их брали на воспитание в племя и выращивали из них чуть ли не идеальных жен для детей вождей и приближенных к ним лиц. Да, европейки в глазах индейцев красотой не отличались, но коренным жителям Америки очень нравился нрав «бледнолицых» дам – кроткий, но, в то же время, смелый, уверенный, местами жесткий. Мозги им промывали так, что домой, к родственникам, такие женщины возвращаться сами не хотели.
Пример – Синтия Энн Паркер. В 1836 году девятилетняя девочка попала в плен к команчам, очень испугалась, думала, что будет или рабыней, или жертвой в честь каких-нибудь местных богов, но нет, судьба оказалась благосклонной – индейцы относились к ней, как к своей соплеменнице. Через некоторое время пленницу выдали замуж за будущего вождя племени Пету Нокона, и между ребятами завязалась настоящая любовь. Итог:
Когда в 1860 г. рейнджеры разгромили индейский лагерь и «вызволили» Паркер, она убивалась, рыдала, стремилась обратно. Дошло до того, что несколько раз она пыталась сбежать от европейцев и вернуться к команчам, считая себя их частью.
Апачи или команчи? Каких индейцев надо бояться и почему
Некоторая часть коренных жителей Северной Америки до колонизации жила мирно и спокойно: индейцы ловили рыбу, охотились на бизонов и никого не трогали. Но большинство племен добывало себе пропитание кровавыми набегами на соседей. Когда на индейские земли пришли европейцы, война стала основным занятием практически всех краснокожих мужчин. Первобытная жестокость захлестнула североамериканский континент. EG.RU узнал, какие ужасы творили индейцы со своими врагами.
Ирокезы и апачи
Одним из самых известных и кошмарных способов расправы со своими недругами, которые практиковали индейцы, было снятие скальпа. Ирокезы и апачи были союзниками французов во время Семилетней войны 1756-1763 годов. Они воевали против англичан. Один из командующих французскими войсками во время Семилетней войны Пушо писал в своих мемуарах:
Скальпы использовались индейцами в качестве ритуальных предметов. Существовало поверье, что кони наделяют воина силой поверженного врага. Скальп также служил неопровержимым доказательством смерти неприятеля (особенно жестокие племена привозили с поля боя вместо скальпа головы, руки и ноги убитых ими европейцев).
Несмотря на всю жестокость коренных североамериканских жителей, пленников довольно часто оставляли в живых, чтобы восполнить потери, понесенные во время схваток с бледнолицыми и воинами из других племен. Индейцы сиу также брали в жены пленных женщин. После того, как бывшая узница начинала говорить на их языке и рожала ребенка, она становилась полноправной хранительницей семейного очага.
Бывали случаи, когда даже белые мужчины и женщины оставались жить с индейцами: некоторым выжившим после страшных пыток иногда удавалось завоевать доверие и уважение вождей.
Кстати
Единственным племенем, не подписавшим мирный договор с США, остались семинолы. Они продолжают считаться непокоренным народом, из-за этого некоторые «белые» даже сегодня опасаются встречи с ними. Семинолов осталось не больше 12 тысяч, живут они в Оклахоме и Флориде. Среди них много достаточно обеспеченных людей. Около 10 лет назад во владение племени перешла знаменитая сеть Hard Rock Cafe.
Команчи
Некоторые индейские племена, такие как, например, команчи, отличались извращенной жестокостью по отношению к своим пленникам. Они пытали захваченных европейцев не для того, чтобы выведать какую-то информацию, а лишь для того, чтобы навести ужас на всех, кто посягал на их территорию.
Пощады не было никому: с пленников живьем сдирали кожу, привязывали к муравейникам, подвешивали над огнем, перерезали сухожилия на ногах и оставляли умирать от голода и жажды в пустыне. Женщины подвергались сексуальному насилию. Команчи не щадили даже детей: их либо сразу убивали, либо оставляли в племени для выполнения самой грязной и тяжелой работы.
К слову, в пытках захваченных в плен принимали активное участие женщины. Дама из племени команчи было абсолютно не знакомо сострадание и жалость. Некоторые мучительницы приводили с собой своих сыновей, чтобы те «становились мужчинами», наблюдая за кошмаром, который творился в индейском поселении после каждой схватки.
Оттава
Среди североамериканских индейцев было немало каннибалов. У индейцев племени оттава и некоторых других поедание плоти убитых врагов было важнейшим ритуалом празднования победы. Воины съедали сердца, а другие части тела раздавались соплеменникам.
Иногда ради потехи плененному предлагался «шанс на спасение»: его раздевали догола и разрешали убежать. Спустя несколько минут в погоню за ним отправлялось несколько десятков воинов, вооруженных томагавками, копьями и луками. Разумеется, каждая такая «охота» завершалась кровопролитием.
Представителей племени оттава в живых осталось 25 тысяч человек. Большинство из них живут в резервациях, занимаются традиционными ремёслами и работают в качестве наёмных рабочих на фермах.
В плену у индейцев: тайна женщины с татуировкой на лице
«Оатманская резня»
У Оатманов было семеро детей в возрасте от года до пятнадцати лет. Семейство надеялось добраться до Калифорнии и осесть там, но так и не успело осуществить задуманное.
Когда Лоренцо очнулся, вместо восьми тел он обнаружил шесть — Олив и Мэри Анн нигде не было. Лоренцо добрался до ближайшего поселения эмигрантов-мормонов, которые вернулись вместе с ним к телам его родных и помогли похоронить их. Вместо могил вокруг трупов пришлось сложить каменную пирамиду — почва была слишком твердой.
Куда пропали Олив и Мэри Анн?
Связанные веревками, подгоняемые тычками копий, Олив и ее маленькая сестра шли несколько дней по пустыне в сопровождении индейцев. Стоило им взмолиться о воде или отдыхе, на них начинали кричать, заставляя двигаться быстрее.
Когда они добрались до деревни явапаев, девочек поселили там как рабынь. Они собирали хворост для костра и еду в лесу, а местные дети то и дело прижигали их тлеющими ветками. Олив и Мэри Анн часто били, и Олив была уверена, что вскоре ее убьют.
Но с убийством явапаи не спешили. Они держали девочек в качестве прислуги на протяжении года, пока деревню не навестили представители племени мохаве, изменив жизнь Олив и Мэри Анн навсегда.
Свои среди чужих
Деревня мохаве располагалась на пересечении рек Хила и Колорадо в Калифорнии. Она была куда более процветающей и развитой, чем деревня явапаи. Девочек приняли в семью вождя племени Эспанесая, чья жена Аэспанео и дочь Топека очень заботились о них, и Олив многократно позже высказывала благодарность обеим женщинам. Она подчеркивала, что Эспансай и Аэспанео растили их как родных дочерей.
Они больше не были рабынями — могли работать, сколько им захочется, и считались полноправными членами племени. В знак того, что теперь они тоже мохаве, девочкам сделали татуировки чернилами из кактусов на лице и предплечьях, как у всех остальных мохаве. Считалось, что по этим татуировкам представители племени узнают друг друга после смерти и девочки смогут воссоединиться со своими новыми предками. Позже в книге Ройал Б. Страттона, пастора, который написал книгу о сестрах, Олив утверждала, что была татуирована как рабыня мохаве, но это противоречит традициям этого племени — татуировки наносили только членам племени.
Мохаве были куда дружелюбнее явапаев, и у них нередко останавливались белые эмигранты, но ни разу Олив и Мэри Анн не просили их о помощи. Они были убеждены, что их брат Лоренцо погиб и живых родственников у них уже не осталось, а потому и возвращаться некуда.
Но спустя несколько лет в семью оставшихся Оатман пришло горе. Погиб урожай, и Мэри Анн — вместе с большей частью племени — умерла. Олив признавалась позже, что ей удалось выжить только благодаря своей приемной матери Аэспанео, которая подкармливала ее тайно.
Возвращение домой
Когда Олив Оатман было девятнадцать, Франциско, гонец индейцев Юма, появился в поселении Мохаве с сообщением от форта Юма. До «белых», говорил он, дошли слухи, что в деревне проживет белая девушка, и командир поста приказал вернуть ее к своим. Племя пыталось скрыть Олив, отрицая то, что она «белая», но гонец все равно заставил их расстаться с девушкой, пригрозив, что в противном случае поселенцы сметут деревню с лица земли.
В более поздних переговорах принимала участие и сама Олив: «Я обнаружила, что они сказали Франциско, что я не американка, а принадлежу к расе людей, похожих на индейцев, которые будто бы живут вдалеке от заходящего солнца. Они разукрасили мое лицо, ступни и руки грязно-коричневым цветом — такого не было ни у одного знакомого мне народа. Они велели мне не заговаривать с Франциско по-английски, вместо этого говорить с ним на другом языке, сказать, что я не американка. Но я заговорила с ним на ломаном английском и рассказала всю правду, в том числе и то, что они вынуждают меня сказать. Он поднялся со своего места в гневе и воскликнул, что не потерпит этого!»
До прибытия в форт Олив настояла, чтобы ей была выдана надлежащая одежда, так как она была облачена в традиционную юбку племени Мохаве, которая не закрывает тело выше талии. В форте Олив встретили аплодисментами, а через несколько дней она воссоединилась со своим братом Лоренцо.
Слухи
Возвращение к соплеменникам и то, что рассказывала Олив о своем пребывании среди мохаве, пестрело неточностями. Олив говорила, что счастлива вернуться домой, к «белым», а индейцев часто называла дикарями. Она утверждала, что татуировки на ее лице сделаны для того, чтобы она не могла бежать, но это не соответствовало традициям мохаве.