цитата канта поступай так чтобы ты всегда относился относится к характеристике императива

Всеобщий Категорический Императив Канта Окуджавы Б

Всеобщий Категорический Императив Канта, Окуджавы, Башевиса-Зингера

Суть Категорического Императива, сформулированного немецким философом Иммануилом Кантом, заключается в следующем.
Ниже цитата из Википедии.
Формулировка
Распространенная ошибка заключается в отождествлении категорического императива с «золотым правилом нравственности»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
У Канта категорический императив имеет следующие формулировки:
«… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и
«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Категорическим императивом был бы такой, который представлял бы какой-нибудь поступок как объективно необходимый сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели.
Булату Окуджаве принадлежит такое высказывание: «Я люблю не народ, а отдельных его представителей.» Фраза эта несёт в себе двойной смысл:
С точки зрения афористичности – идея верная и лапидарно высказанная.
С точки зрения юридической – не может быть принята безоговорочно, ибо этих «представителей» никто не уполномачивал представлять свой народ.
А, вот, если объединить Категорический Императив Канта с мыслью Окуджавы, особенно её юридической неточностью, то получится новый Категорический Императив:
Всегда помни, что ты не просто человеческая единица, эдакий «безродный космополит», а невольно в глазах окружающих являешься ПОЛНОМОЧНЫМ представителем своего народа и потому твоё поведение будет многими расцениваться не как поведение некого индивидуума, а как действия и слова ПРЕДСТАВИТЕЛЯ твоего народа!
Вновь, строго юридически никто не вручал тебе никаких полномочий ПРЕДСТАВЛЯТЬ народ, к которому ты этнически принадлежишь, но эти полномочия тебе априорно вручила человеческая психология! И ты обязан вести себя наидостойнейшим образом, ибо в глазах окружающих, немыслящих в терминах тонкой юриспруденции, ты – Чрезвычайный и Полномочный Посол своего народа!
Помни об этом постоянно!
8 III 2013
Развитие Категорического Императива по Исааку Башевису-Зингеру.

«Для животных – все люди НАЦИСТЫ! Для животных – вся жизнь нескончаемая Треблинка».
Исаак Башевис – Зингер, Лауреат Нобелевской Премии по литературе.

Обобщая идею Категорического Императива, можно сказать:

Каждый из нас, людей, есть Чрезвычайный и Полномочный Посол человечества перед всеми другими обитателями Земли. И они тоже судят обо ВСЁМ человечестве по поступкам КАЖДОГО, отдельно взятого человека!
Поэтому и перед ними мы обязаны вести себя достойно, милосердно и сострадательно!

Источник

Цитата канта поступай так чтобы ты всегда относился относится к характеристике императива

Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания

цитата канта поступай так чтобы ты всегда относился относится к характеристике императива

Человек и культура

Самопознание. Учебная литература

Вечные ценности народа

Клуб интересных встреч

цитата канта поступай так чтобы ты всегда относился относится к характеристике императива

«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью.

Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;

Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;

Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т. п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытнообщинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

В качестве заключения

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

Выдающийся философ, родоначальник немецкой клас­сической философии Иммануил Кант создал этическую систему, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человеческой личности и долг. Сформулированный им нравственный закон (знаменитый категорический императив Канта) гласит: «. поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Другая формула того же самого нравственного императива гласит: «. поступай так, чтобы ты всегда относился к чело­вечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Рассуждая о нравственности и гуманизме, Кант выступает против абстрактного, декларативного гуманизма, он – сторонник конкретных проявлений этого качества. Кант считает, что человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других. Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому еще, что, любя других, мы становимся добрее. При этом философ указывает на одно правило, согласно которому мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое желание – это желание, направляющееся не столько на предмет, сколько на действие, с помощью которого предмет создается. Мы должны не только испытывать удовольствие при виде блага других и их счастья, но само удовольствие должно основываться на практических действиях, которые способствуют осуществлению этого благополучия. Точно также, когда другой находится в бедственном положении, я должен не только желать, чтобы произошло избавление, но и сам искать путь к избавлению от беды. Все несчастья и неприятности являются предметом нашего недовольства не столько потому, что они вообще существуют, сколько потому, что представляют собой дела рук людей. «Люди хвастаются тем, что обладают добрым сердцем, уже тогда, когда просто желают, чтобы каждый был счастлив. Но только тот действительно обладает добрым сердцем, кто способствует осуществлению этого желания».

Человек, пишет Кант, «по природе зол», но вместе с тем, он обладает задатками добра. Задача нравственного воспитания и состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью ко злу. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми. Поэтому нормальный человек, по Канту «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, – не может быть моральным. Основное отличие человека от других существ – самосознание. Из этого факта вытекает и эгоизм как природное свойство человека. Вместе с тем Кант выступает против эгоизма, в каких бы формах он не проявлялся.

Как видим, в центре внимания основоположника немецкой классической философии И.Канта были вопросы: Что я должен знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? И.Кант считал, что главным атрибутом человека является самопознание, человек должен сам постичь тайну своего существования. Кант любил повторять, что на протяжении всей жизни его занимали две тайны: звездное небо над головой и нравственный закон внутри. У Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Он понимал человека как существо, принадлежащее двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. По Канту, в первом случае важно понять, что природа делает из человека, во втором – что он может и должен делать из себя сам как свободно действующее существо.

Рассматривая личность в ее целостности, И.Кант подчеркивал необходимость соединения разума и чувства. Этот синтез является высшим условием единства нашего сознания. Им сформулирован основной закон чистого практического разума: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». И. Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

Источник

Правила морали: 6 принципов всех времен

Категорический императив Канта

Иммануил Кант считал, что мораль должна быть безусловной, а ее нормы нельзя нарушать. В этой части поговорим о его категорическом императиве.

Рассмотрим еще одну моральную аксиому — категорический императив Иммануила Канта.

🤨 «Цель оправдывает средства». Еще в 15 веке в европейской морали и политике утвердилась несколько циничная формула, приписываемая итальянскому мыслителю и политическому деятелю Никколо Макиавелли «цель оправдывает средства». Такой подход развязывал руки, особенно в политике. Считалось, что ради государственных интересов можно было интриговать, обманывать, нарушать обещания, разрывать союзы.

🎯 Категорический императив — относись к человеку как к цели. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) испытывал отвращение к такой морали, в которой все можно оправдать. Он считал, что мораль должна быть более принципиальной. Различие между добром и злом должно быть совершенно четким, никакого релятивизма, ничего относительного быть не может. Кант формулирует категорический императив, то есть безусловную норму, которую нельзя нарушать. Одна из его формулировок звучит следующим образом:

🗣 «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели».

➡️ Кант говорит, что можно выбирать разные средства, но человека превращать в средство для достижения своих целей категорически нельзя.

⛓ Когда мы разрешаем себе относиться к человеку как к средству, свобода подрывает сама себя. Чтобы совершить какое-то моральное действие, человек должен быть свободен, то есть в действии должна проявляться свобода. Важное условие свободы состоит в том, что человек должен относиться к себе самому как к свободному существу и все другие должны относиться к нему так же. Если результатом твоего свободного действия, является то, что другой человек превращается в средство, это значит, что это действие перечеркивает его свободу, игнорирует ее, превращая человека в вещь. Это значит, что ты даешь всем остальным право и к тебе относиться так же.

🧠 Мораль Канта основана на разуме, на чистой логике. Немецкий философ запрещает человеку что-то не по содержательным соображениям («не убивай, потому что убивать больно», «не обманывай, потому что обманывать некрасиво»), а по формальным основаниям. Свобода не должна подрывать сама себя. Нужно всегда проделывать логический анализ своего мотива и проверять не подрывает ли поступок свои собственные основания.

Рассмотрим еще одну формулировку категорического императива — через универсализацию максимы.

🗣 «Поступай так, чтобы максима твоего поступка посредством твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

🌿 Поступок как закон природы. В другом месте Кант даже пишет: «Попробуй представить, что твой поступок стал законом природы». В чем смысл такой аксиомы? Понятно, что никакой наш поступок сам по себе не может никогда стать законом природы. Но важно другое: могли бы мы пожелать, чтобы он стал таковым? Если ответ положительный — значит, с этим поступком все в порядке в моральном плане.

📗 Категорический императив — соединение морали и физической картины мира. В английском языке «закон природы» — «natural law». И это же словосочетание означает «естественное право». Таким образом, категорический императив — это не просто еще один этический закон, но нечто большее: соединение морали и физической картины мира. Для европейской философской мысли такая связка была крайне важна: именно представляя некоторые моральные принципы, как будто бы они были универсальными законами природы, удалось выработать представления о естественном праве. Например, о праве человека на жизнь, на стремление к счастью, на безопасность. Почему мы признаем их универсальными моральными ценностями? Потому что могли бы пожелать, чтобы все действовали так, будто данные права проистекают из законов самой природы.

В критике кантовской морали можно выделить несколько направлений.

🙋🏻‍♂️ Можно использовать только от первого лица. Кантовская мораль описывается в терминах, которые трудно объективно как-то проверить: мотив, максима, цель. Это вещи из субъективного мира. Кантовская мораль рассчитана на употребление от первого лица, она создана для того, чтобы каждый человек применял ее сам к себе. Применить кантовскую мораль к другому человеку вряд ли возможно, ведь мы не можем заглянуть в его душу, чтобы проверить его мотивы.

🧠 Абсолютно рациональна. В ней нет ничего содержательного, только форма. Критикуя кантовскую мораль многие, например, христианские мыслители, упрекают Канта в том, что его мораль основана исключительно на разуме. Где любовь, альтруизм, живое, моральное чувство? Их нет в морали Канта. Направление философии морали, которое утверждает, что главное в морали — это правильные моральные чувства, получило название сентиментализма. Кант много полемизировал с этим направлением.

😥 Не делает человека счастливым. Одним из следствий кантовского категорического императива является то, что абсолютно бессмысленно совершать моральные поступки ради какой-то цели, например, ради одобрения окружающих или получения медали. Если человек совершает добрый поступок, чтобы его хвалили, то поступок перестает быть добрым. Если так получилось, что человек совершил добрый поступок и после этого ему стало приятно, то, по Канту, получается, что он сам себя обманул, возможно, он совершил этот поступок только ради того, чтобы сделать себе приятно. С античных времен этика пытается показать человеку путь к счастью — кантовская этика этого пути не показывает. Согласно категорическому императиву, совершать моральные поступки можно, только страдая и испытывая неудобства.

Источник

Что такое кантовский категорический императив? Основная идея

Содержание:

Огромный вклад в развитие классической философии внес знаменитый философ Иммануил Кант. Он прославился своей теорией критицизма и другими учениями, которые кардинально изменили философские взгляды. Мыслитель родился в 1724 году, но его книги и цитаты до сих пор известны во всех уголках планеты. Религиозная семья Канта была небогатой, поэтому ему пришлось бросить учебу в университете, но это не помешало философу стать выдающейся личностью. Родина мыслителя – Пруссия.

Философские работы Канта можно разделить на две эпохи:

Каждая идея философа была четко систематизирована. Теория познания базировалась на четырех категориях: модальность, отношение, качество и количество. Этику он рассматривал с двух сторон: явление – человек и вещи, которые находятся внутри себя. Эстетика основывается на понятиях возвышенности с математической и динамической стороны, на идеях прекрасного.

Категорический императив Канта – кратко и понятно

Автономная этика, ставшая одной из разработок Канта, говорит о важности и постоянстве нравственных принципов. На них не влияет окружающий мир, они являются постоянными и взаимосвязанными константами для каждого человека. По мнению Канта, категорический императив – это возможность обращения индивида к особым принципам, определяющим его поведенческие особенности.

Высшая ценность – человек, у него есть собственное достоинство, при посягательстве на которое он должен защищаться. Но важный нравственный принцип заключается в понимании, что достоинством обладает каждый человек на планете. Категорический императив Канта кратко – это необходимость понимания свободы других людей, возможность менять свое поведение с учетом действий другого человека.

Для оценки каждого поступка используются понятия добра и зла. Личность не может судить, добрый или злой другой индивид, потому что среди людей отсутствуют эталоны добра или зла. Это божественный удел, так как Бог единственный знает все об этих качествах. Достоинство и нравственность человека основываются на идее о Боге, который является идеалом.

Категорический императив – это в философии важнейший этап становления. Можно выделить три его основы:

Говоря о том, что такое кантовский категорический императив, следует указать основную мысль философа: необходимо осознать долг. Чтобы измерить моральный приоритет собственных действий, нужно анализировать не поступки, а мотивы. Это поможет понять не только собственную душу, но и окружающих людей.

Категорический императив Иммануила Канта – кратко

Идея категорического императива была сформулирована на основании трех главных правил:

Источник

Иммануил Кант

Философия морали: категорический императив

Кант вывел простую формулу поведения, следуя которой можно создать идеальный мир. В этой части узнаем, что это за формула.

В «Критике практического разума» Иммануил Кант отвечает на второй главный вопрос философии из его списка: «Что я должен делать?». По сути, Кант рассуждает о философии морали.

🧠 Философия морали Канта отличается рационализмом. Кант выводит мораль из законов разума, он рассматривает практический разум как некую отдельную способность. Практический разум — это разум, который обращен на применение своих законов в поступках. Разум не созерцающий, теоретизирующий, описывающий, а такой разум, который выносит оценки, формирует идеалы, принимает решения, проявляет свободу, берет на себя ответственность.

💡 Кант формулирует ответ на вопрос «Что я должен делать?» в виде так называемого категорического императива.

Императив — повеление или какая-то норма, которую нельзя нарушать. Категорический — безапелляционный, безусловный.

❗️ Анализируя предшествующую историю морали, Кант говорит, что она полна гипотетических императивов. Все предыдущие философии морали требовали от человека чего-то в каких-то условиях и взамен на что-то. Кант впервые четко осознает, что в основе морали не должны лежать гипотетические императивы, в основе морали должен лежать категорический императив.

Гипотетические нормы — нормы вида «если А, то нужно Б», например, «если хочешь, чтобы общество тебя одобряло, то поступай альтруистично» или «если хочешь заслужить право на спасение души, то соблюдай божественные заповеди».

➡️ Кант формулирует революционную концепцию морали, в основе которой лежит единственный безусловный и очень точно сформулированный принцип.

Первая формулировка категорического императива, самая распространенная и известная: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка посредством твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Рассмотрим ее подробнее.

🧐 Максима — чистый мотив. Понятие «максима» ближе всего к современному понятию «мотив», внутри поступка лежит какой-то мотив, ради которого поступок и совершается. Например, если человек украл деньги, его мотив — обогащение. Когда Кант использует понятие максимы, он берет не просто мотив, как он постфактум выглядит в конкретных обстоятельствах, а мотив в его чистом виде, то есть как ответ на моральный вопрос «насколько далеко ты готов сейчас зайти?».

Чтобы лучше понять, что такое чистый мотив, рассмотрим пример 👇

Человек заходит в помещение, оглядывается по сторонам — никого нет, видеонаблюдения тоже нет, он уверен, что за ним никто не наблюдает. На столе плохо лежит чей-то кошелек, человек принимает решение и прячет его себе в карман, фактически ворует его. Позднее он открывает кошелек и видит там 100 рублей. Постфактум он описывает свой поступок как нехороший, но говорит себе, что украл не так уж много. Кант обращает наше внимание на то, что неважно, сколько денег было в кошельке, там могла быть гораздо большая сумма, банковский чек или безлимитная карточка, мотив состоял не в том, чтобы украсть 100 рублей, а украсть столько денег, сколько получится — это и есть чистый мотив.

🙌🏼 Извлечение чистого мотива. Человек планирует поступок, при помощи анализа извлекает его чистый мотив, максиму, и спрашивает — что было бы, если бы эта максима стала всеобщим правилом? Если бы все люди так всегда поступали со всеми?

Как бы выглядел мир, в котором все воруют у всех? Если ты что-то украл, то у тебя тоже это украдут, сколько бы ты ни воровал, ты обречен, на то, что у тебя тоже украдут, и тот, кто украдет, обречен на то, что и у него тоже украдут. Получается, что в таком мире нет собственности как таковой и само воровство лишается смысла. Следовательно, воровать нельзя.

🌏 Универсализация максимы — попытка спроецировать максиму на все человечество. Подобным образом при помощи категорического императива можно проверить и другие нравственные правила. Например, не убивай. Если бы все всегда всех убивали, то общество бы исчезло. Не обманывай. Если бы все всегда бы всех обманывали, то исчезло бы само понятие правды как таковой, тогда и понятие обмана лишилось бы смысла.

👀 Хотел бы ты, чтобы мир стал таким? На категорический императив можно возразить следующим образом: от того, что один человек один раз солжет, все люди не станут друг другу лгать. Универсализация максимы — это мысленный эксперимент. Кант говорит, что неважно может или нет одна ложь привести к тому, что все станут лгать, важно, что человек должен представить такой мир и ответить себе на вопрос: хотел бы ты, чтобы мир стал таким?

Вторая формулировка категорического императива звучит следующим образом: «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели». Здесь используются другие категории — цель и средство. Как можно понять этот императив?

🤑 «Цель оправдывает средства»? Кант жил в эпоху позднего Просвещения, когда французские просветители пытались низвергнуть религию и сделать мораль более прагматичной, более эгоистичной. Расцветают такие концепции, как разумный эгоизм, утилитаризм, главной целью морали становится — достижение своих интересов и получение пользы. Становится популярным девиз «Цель оправдывает средства». Многие моральные учения той эпохи позволяли человеку относиться к другим людям как к средствам, то есть заниматься манипуляциями, обманом, вымогательствами, шантажом, угрозами.

🙅🏻‍♂️ Нельзя относиться к человеку как к средству. Кант утверждал, что когда наш поступок обращен на других людей, категорически нельзя сводить человека до уровня средства. Например, нельзя продавать человека в рабство, превращать его в говорящее орудие, делать его слепым исполнителем своей воли. Надо всегда относиться к человеку как к цели.

🎯 Что значит относиться к человеку как к цели? Относиться к человеку как к цели — значит относиться как к чему-то, что равноценному целому миру, целой Вселенной. Человек может быть хорошим или плохим, умным или глупым — это неважно, любой человек абсолютно уникален, неповторим, поэтому он фактически — целый мир, внутри него, в его голове целый мир. Как будто каждый человек не только «вещь-для-меня», но и «вещь-в-себе».

👆 Нельзя превращать себя в средство для других людей. Например, жить только ради детей и полностью в них раствориться, лечь грудью на амбразуру и пожертвовать своей жизнью ради жизни других. Многие моральные учения одобряют такой альтруизм и самопожертвование, но Кант не считает такие поступки моральными.

❗️ Не только как к средству. Может сложиться впечатление, что к человеку можно относиться либо как к средству, либо как к цели. Но это не совсем так, поскольку мы живем в обществе, где все друг другу зачем-то нужны. Когда человек принимает услуги других людей, он, конечно, в какой-то степени использует их как средства ради достижения своих целей.

Говоря про «Критику практического разума» важно понять, как Иммануил Кант трактует свободу.

💡 Свобода в характеристике воли. Без свободы у человека не бывает моральной ответственности и невозможна мораль. Но Кант считает, что принцип альтернативных возможностей необязателен для свободы воли, то есть, чтобы человек был свободным необязательно, чтобы в будущем была развилка из двух сценариев. Главное для Канта в свободе — это свобода в характеристике воли.

Воля — это способность желать чего-то, стремиться к чему-то, принимать решения.

🙆🏻‍♂️ Воля всегда чем-то определена. Для Канта это аксиома, он утверждает, что абсолютной свободы, то есть воли, которая ничем не определена и абсолютно спонтанна не существует. Воля может быть определена извне какими-то обстоятельствами, например, приказами других людей или изнутри сама собой, самим человеком. Человек сам себе говорит: я этого делать не должен. Получается, что ограничение воли есть всегда.

📌 Два вида воли. Когда все ограничения приходят только изнутри, Кант называет такое состояние свободой. Но, чтобы избежать двусмысленности он применяет более точное понятие — автономная воля. Таким образом, он утверждает, что бессмысленно рассуждать о свободе и предлагает говорить про волю — гетерономную, определенную внешними обстоятельствами, и автономную.

Поговорим о том, как категорический императив соотносится с теорией общественного договора.

🤝 Общественный договор. С 17 века в Европе расцветает так называемая теория общественного договора, согласно которой государство оправдывается не божественной волей, а общественным договором. То есть власть происходит не от бога и не от традиций. Легитимная власть в обществе происходит оттого, что люди договорились пожертвовать часть своей свободы в обмен на стабильность, безопасность, порядок, законность, соблюдение их прав. Общественный договор — мыслительная конструкция, его нельзя рассматривать как историческое событие.

🤔 Категорический императив как перезаключение общественного договора. Иммануил Кант утверждает, что, когда человек применяет к своему поступку категорический императив и перед совершением поступка проверяет его с точки зрения нравственного долга, фактически в этот момент он перезаключает с другими людьми общественный договор. Таким образом, общественный договор превращается в гипотетическую конструкцию. Позднее такая разновидность теории общественного договора получила название гипотетического контрактуализма (от слова контракт, договор).

➡️ Кант превратил теорию общественного договора из метафорической формы в очень строгую и научную концепцию, которая используется и сегодня.

⚖️ Законность и легитимность. Для Канта важнее всего автономия человека, свободная воля. Кант утверждает, что мы бы хотели, чтобы в идеале все люди в обществе были автономными индивидами, чтобы каждый поступал только исходя из такого закона, на который дал свое согласие — такая формулировка есть не что иное, как определение легитимности. Поступать по закону — это законность, а поступать по закону, применение которого ты бы хотел пожелать для всех, — это легитимность.

Согласно Канту, человек оказывается «гражданином двух миров»:

1️⃣ Царства причин и следствий. Человек — гражданин физического мира, то есть царства причин и следствий, в котором у человека нет свободы воли, потому что у любого поступка есть физическая причина.

2️⃣ Царства целей. Человек ставит цели, у его поступков есть внутренние измерения, мотивации, которые не сводятся к физическим причинам.

🌐 Категорический императив как идея международного права. Кант переносит категорический императив на все общество и говорит, что все люди должны его применять, потому что это и есть наш общественный договор, это то, что делает нас людьми и единым обществом. Кант фактически предвосхищает идеи международного права, он уверен, что в отношениях между государствами тоже надо соблюдать категорический императив, не в отношениях человека к человеку, но и государства к государству. Одно государство не должно видеть в другом только средство. Эти идеи он развивает в небольшой работе под названием «К вечному миру», в которой фактически представлен проект международного права, основанного на категорическом императиве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *