цифровая медицина что это такое
Цифровая медицина в России: как новые технологии применяются на практике
Содержание
В российском здравоохранении имеется масса проблем, которые необходимо решать:
Изменить сложившиеся условия возможно с внедрением цифрового здравоохранения и телемедицинских технологий.
Цифровое здравоохранение представляет собой новый формат медицинской отрасли. Это совокупность сервисов и гаджетов для дистанционного взаимодействия с врачом, а также для удаленного мониторинга жизненных показателей пациента.
В развитии и внедрении цифрового здравоохранения, помимо врачей участвуют исследователи и ученые в области медицины, социальных наук, экономики.
Основные направления цифровизации
Цифровое здравоохранение направлено на то, чтобы повысить эффективность и качество оказываемой медицинской помощи.
Прежде всего, это выражается в поддержке врачей и создании дополнительных инструментов, способных улучшить их работу.
Появляется все больше устройств и сервисов, способных помочь врачу в ежедневной практике
Например, введение в практику медицинского центра электронных карт, заметно упростит работу доктору и будет гарантировать, что данные о пациенте не затеряются и не будут уничтожены, если в течение нескольких лет человек не появлялся в больнице.
Для больниц и клиник это означает, что все управленческие и экономические решения должны быть основаны на научных данных, а также и обеспечивать непрерывную медицинскую помощь, контроль качества и постоянное совершенствование.
Большое внимание нацелено на телемедицину – взаимодействию врача и пациента на расстоянии с помощью специальных сервисов, сайтов и мобильных приложений. Так, пациент сможет получать квалифицированную помощь онлайн в любое время, при это находясь дома. Такой подход сделает медицинские услуги более доступными.
Искусственный интеллект в рамках цифрового здравоохранения
Технологии искусственного интеллекта также будут востребованы цифровым здравоохранением. Когда необходимо собрать, систематизировать и проанализировать большой объем данных, нейросеть станет незаменимым помощником.
Кроме того, сегодня активно разрабатываются алгоритмы для помощи врачам при решении самых разнообразных задач:
Процесс сбора данных о пациенте ИИ
Российские клиники на пути к цифровой медицине
Переход на цифровое здравоохранение – одна из главных задач Пироговского центра. Основным результатом учреждения на данный момент стало создание комплексной медицинской информационной системы (МИС). Данная система включает в себя лабораторную часть и хранение медицинских изображений. Это решение ежедневно используют более тысячи сотрудников, в том числе врачей, медицинских сестер и руководителей.
В дополнение к этому, административно-хозяйственная деятельность, центра была переведена на единую платформу, в результате чего появилась возможность эффективнее следить за:
В дальнейшем планируется встроить в МИС подсказки для персонала, помогающие оценить возможный риск по определенной шкале, проверить корректность назначения медикаментов.
Хотите провести цифровизацию в вашем бизнесе?
Что такое цифровая медицина?
Направления развития
Потребность в улучшении цифровой медицины растет с каждым годом, поэтому выпускники медицинского факультета могут освоить интересую профессиональную область и стать востребованными специалистами.
Главные области развития:
Специалисты в этой сфере создают уникальные программы для обработки больших объемов данных, разрабатывают облегчающие диагностику и лечение приложения для пациентов и участвуют в организации здравоохранения.
Телемедицина
Компьютерные технологии используют для проведения удаленных врачебных приемов, обучения, сбора и обработки диагностических сведений. Телемедицина помогла многим пациентам в период пандемии COVID-19, когда население столкнулось с нехваткой врачей в связи с перегруженностью больниц.
Ежегодно врачи проводят онлайн-консультации миллионам пользователей. Во многих случаях удаленное общение с доктором заменяет обычный прием. Также эта область необходима для ведения пациентов с хроническими болезнями и своевременной профилактики опасных патологий. Дистанционными услугами в медицине в первую очередь пользуются неспособные самостоятельно посещать больницы и поликлиники люди.
Телекоммуникационные программы облегчают студентам-медикам и ординаторам доступ к обучающим материалам. Это профильные лекции и семинары, трансляция оперативных вмешательств и предоставление специализированных материалов для обучения работников биомедицинских областей. Телемедицина помогает будущим докторам получить больше навыков и знаний, необходимых для лечения пациентов в соответствии с современными стандартами. Эти сервисы нужны врачам для получения актуальных сведений о новейших клинических рекомендациях.
Искусственный интеллект
В последние годы достигнут значительный прогресс по части задействования нейросетей в области обработки больших объемов медицинских сведений. Постоянно улучшаемый ИИ используют для проведения исследований с целью создания новейших методов лечения и подготовки телекоммуникационных программ для населения. Эксперты создают уникальные программы для профилактики опасных болезней.
Нейросети не смогут заменить врачей, но улучшат организацию здравоохранения инновационными программами. Например, все чаще появляются алгоритмы для проведения первичной диагностики путем введения симптомов и других сведений. Само приложение не поставит диагноз, но направит человека к нужному врачу. Эти же технологии развивают профилактическую деятельность.
Электронный документооборот
Жители Москвы давно успели оценить удобство записи к врачу в единой информационно-аналитической системе. В поликлиниках появились специальные терминалы для получения талонов, справок и результатов обследований. Бумажные книжки были заменены виртуальными носителями для удобства обмена данными. В других городах постепенно внедряются подобные программы для улучшения медицинской деятельности.
Сложно переоценить значимость цифровизации карт пациентов и создания единых сервисов, хранящих эти данные в одном месте. Если все сведения о болезнях человека сохранены в глобальной сети, врач во время приема самостоятельно входит в систему и назначает правильные лечебно-диагностические процедуры с учетом последних результатов обследований.
Какие специалисты понадобятся
Врачи и другие работники медицины, ответственные за организацию профилактической и лечебно-диагностической помощи, будут всегда нужны для поддержания работы здравоохранения. Для цифровизации деятельности медиков нужны эксперты областях IT и компьютерных сетей. Они отвечают за создание современных программ обработки и хранения данных.
В глобальном смысле для успешной цифровизации медицины нужны ученые, занимающиеся улучшением интеллектуальных программ и разработкой инновационных методов обработки больших массивов информации.
Как получить перспективное образование
В современных реалиях ценится междисциплинарный подход, помогающий объединить методы и знания различных научных областей с целью комплексного улучшения медицины. В связи с этим для получения перспективного образования в рамках современных областей медицины можно поступить в мед вуз на медико-биологический факультет, где готовят кибернетиков и биофизиков. Для применения высоконаучных знаний в медицине можно выбрать факультет биоинженерии или биотехнологии.
Альтернативный вариант перспективного образования — получение врачебного диплома с последующей карьерой в здравоохранении. Подойдет для студентов, которые изначально решили стать врачами и в процессе обучения заинтересовались улучшением системы оказания медицинской помощи.
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Цифровизация сделает здравоохранение эффективным
Пандемия коронавируса показала необходимость форсировать цифровизацию здравоохранения. Пациенты, как и покупатели, в ситуации локдауна были значительно ограничены в возможности получить медицинские услуги. По данным главного внештатного специалиста-фтизиатра, главврача Забайкальского краевого фтизиопульмонологического центра Павла Фадеева, только на Дальнем Востоке из-за пандемии число профосмотров на туберкулез, например, снизилось на 35%, число плановых госпитализаций — на 38% и на 36% — число хирургических вмешательств.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 68% государств столкнулись с перебоями в предоставлении медуслуг, включая мониторинг диабета, гипертонии, скрининга рака. Такие сбои грозят ростом смертности от тяжелых заболеваний, отмечают в ВОЗ.
Начиная от «красных» зон реанимаций с тяжелыми пациентами с COVID-19, дистанционным обменом опытом врачей и заканчивая сопровождением больных на амбулаторном лечении — во всех этих случаях остро востребована стала телемедицина.
Коронавирус заставил медучреждения создавать новые мощности, организовывать удаленные консультации, отмечает основатель ИТ-компании «Доктор на работе» Станислав Сажин: «Но цифровизация — это в том числе big data, искусственный интеллект, носимые «умные» устройства».
Растет нагрузка на врачей, а также медицинские расходы, отмечает исполнительный директор департамента заботы о зрении «Алкон» в России Наталья Петлюк: «Возникла острая необходимость делать визиты к врачу максимально эффективными». Перевод части услуг в дистанционный формат, по ее словам, позволяет распределить нагрузку и сфокусировать внимание врачей на случаях, действительно требующих личного контакта. Частный бизнес активизирует процессы цифровизации. Например, организации оптометрической помощи (подбор очков и контактных линз), которая в основном оказывается частными организациями, с этого года могут работать в едином цифровом пространстве «Мои глаза» компании «Алкон».
Цифровое единение
Развитие цифровой медицины связывают с внедрением электронных медицинских карт, развитием концепции «подключенный пациент» — мониторинг и предоставление медуслуг с помощью встроенных интеллектуальных устройств и телемедицины.
Многие европейские страны, включая Эстонию и Финляндию, а также Израиль, Япония, Сингапур используют единую систему электронных медицинских карт (ЭМК). Финны, например, имеют 100-процентный доступ к своей ЭМК в режиме реального времени. Электронные медкарты фиксируют историю электронных рецептов и позволяют отслеживать в том числе доступность и реализацию лекарственных средств.
В России услуги в сфере здравоохранения остаются самыми востребованными среди государственных электронных услуг и по численности пользователей на треть опережают сервис в сфере налогов и сборов (второй по востребованности), говорится в исследовании уровня цифровизации здравоохранения Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (2020).
Доступ россиян к электронным медицинским документам, включая ЭМК, в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг в 2019 году предоставляли 5,3% медицинских организаций. Услугами в личном кабинете в 2019 году воспользовались 10,3 млн человек — в 2,8 раза больше, чем годом ранее.
С завершением формирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в течение ближайших четырех лет электронные карты пациентов, центральные архивы медицинских изображений и единые лабораторные системы должны стать доступны для всех медучреждений страны. Все государственные медучреждения должны будут обеспечить доступ граждан к своим электронным медицинским документам через Единый портал госуслуг.
Единый цифровой контур должен повысить эффективность управления, точность статистики и качество медицинской помощи — данные позволят детально анализировать заболеваемость в масштабах страны. На его создание в период с 2019 по 2024 год в федеральном бюджете предусмотрено 177,7 млрд руб.
Цифровой контур — это прежде всего регламент бизнес-процессов, инструмент эффективного взаимодействия между участниками системы здравоохранения, объясняли ранее в Минздраве РФ.
Эффект объединения
Региональные системы здравоохранения развивают электронные сервисы своих медучреждений с 2012 года. К началу 2019 года доступ к интернету имели практически все государственные медорганизации, 86,5% вели свой веб-сайт или страницу в Сети, 36% пользовались облачными сервисами, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Медицинские информационные системы, обеспечивающие взаимодействие с ЕГИСЗ, использовали 65,6% медучреждений.
Сейчас необходимо интегрировать разрозненные подсистемы в единый сервис, тогда система позволит собирать информацию и анализировать, насколько качественно оказывается лечение, отмечает заместитель директора по образовательной деятельности ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Александр Петровский.
Формирование единого цифрового контура упростит жизнь и врачам, и пациентам, говорит Наталья Петлюк: «Не нужно будет тратить время на заполнение документов и сбор анамнеза, что особенно важно в критических ситуациях».
Опыт стран с более развитой системой цифрового здравоохранения показывает, что отрасль становится экономически более эффективной, отмечает член правления, директор по цифровой трансформации «Медси» Александр Пилипчук.
Например, с развитием и внедрением в общую медицинскую практику технологий искусственного интеллекта (ИИ) связывают возможности обработки максимального количества данных о пациенте и похожих случаях и сокращение сроков принятия более обоснованных, непротиворечивых и доказательных решений.
Согласно отчету международной KPMG «Health-care insiders: Taking the temperature of artificial intelligence in healthcare», подавляющее большинство представителей здравоохранения (89%) считают, что ИИ уже повышает эффективность их работы. Девять из десяти руководителей здравоохранения уверены, что ИИ лучше всего проявит себя в том числе в управлении электронными медицинскими записями.
Общая база
Важно, чтобы государственная цифровая система оставалась открытой и для частного сектора, говорит Александр Пилипчук. ЕГИСЗ позволяет частным клиникам получить статус в системе, интегрироваться с госсервисами и представлять их на базе своих платформ.
«Наша клиника передает в ЕГИСЗ данные об оказании высокотехнологичной онкологической помощи», — отмечает директор службы информационных технологий АО «Медицина» Максим Петухов.
Но пока, по его словам, на портале госуслуг превалируют государственные медучреждения. При этом сам сервис активно меняется. Во время пандемии при помощи платформы москвичи, например, могли оформлять больничные листы, минуя поликлинику, напоминает Максим Петухов.
Доступная медицина
Объединенная информационная среда упрощает дистанционное получение медицинских услуг, говорят эксперты.
Географические особенности страны делают особенно востребованным сценарий телемедицины «врач — врач», отмечает Станислав Сажин: например, корпоративная система телемедицины на удаленных месторождениях «РН — Северная нефть», дочернего общества НК «Роснефть», связывает шесть здравпунктов за Полярным кругом и в Приполярье с Ненецкой окружной больницей. «РН — Северная нефть», по его словам, вошла в число 18 дочерних обществ компании для внедрения пилотного проекта телемедицины.
В Республиканской больнице № 2 Республики Саха (Якутия) работает телемедицинский центр для консультации врачей из отдаленных районов, где не хватает узких специалистов, рассказывает руководитель центра телемедицины Медицинского института Северо-Восточного федерального университета Александр Слепцов. Врач имеет возможность предварительно ознакомиться с анкетными данными пациента, симптомами и результатами лабораторных исследований, рассказывает Александр Слепцов: «Телемедицина — это передача медицинских данных, а не просто звонок врачу».
Дальнейшее развитие технологий он связывает с улучшением линии связи широкополосного интернета. По его словам, сегодня участковые врачи вынуждены оплачивать интернет за каждый час консультации. Способствовать расширению доступа высококвалифицированной медпомощи будет и развитие узконаправленных центров, например кардиологических, которые могли бы проводить мониторинг пациента в труднодоступных населенных пунктах.
Особенно ценна такая помощь узких специалистов в ведении онкологических больных, отмечает президент группы компаний «Новартис» в России Наталья Колерова: «Региональные диспансеры могут консультироваться с профильными федеральными центрами и активно этим пользуются».
Телемедицинский сценарий «врач — пациент», в свою очередь, позволяет пациентам с тяжелыми хроническими заболеваниями сократить число посещений больницы.
Опыт применения телемедицины для ведения пациентов во время пандемии повышает инвестиционную привлекательность телемедицины, говорит Станислав Сажин. Например, VEB Ventures инвестирует 1 млрд руб. в медицинскую компанию «Доктор рядом» после совместного телемедицинского опыта в период коронавируса. Но пока все проекты телемедицины, действующие по сценарию «врач — пациент», работают без легальных возможностей первичных телемедицинских консультаций, сетует эксперт на законодательные ограничения применения технологий.
Доступ к пациенту
Согласно закону о телемедицине, врач не имеет права давать какие-либо рекомендации без первичного приема. Но на повторный прием ограничений нет, поэтому многие клиники внедряют телемедицину.
Ставить диагноз удаленно и назначать пациенту лечение тоже запрещено, говорит Максим Петухов, и этот фактор сдерживает развитие телемедицины в стране.
В марте этого года крупные телемедицинские провайдеры ФРИИ и НТМА обратились к правительству с предложением поправок в закон о телемедицине. Но врачам разрешили лишь временно удаленно консультировать пациентов с уже установленным диагнозом «коронавирусная инфекция».
Врачам необходимо дать право устанавливать предварительный диагноз и самостоятельно решать, достаточно ли ему для этого информации, озвучил позицию Ассоциации частных клиник Александр Пилипчук.
Немаловажно и наличие понятного механизма оплаты телемедицинских консультаций, говорит Александр Петровский: либо в системе ОМС, либо из личных средств пациента.
Цифровая медицина — что это такое?
Узнай о своем здоровье все!
Часть 2
В прошлой статье речь шла о том, что представляет собой персонализация в медицине. А сегодня давайте разберемся, что это вообще такое — цифровая медицина, медицина завтрашнего дня.
Но для начала нужно понять — почему вообще медицина завтрашняя не будет похожа на медицину сегодняшнюю.
Факторы развития медицины и здравоохранения
Ключевыми факторами развития медицины и здравоохранения становятся:
Подобные вызовы обуславливают появление новых рынков, динамика которых будет определяться потребностями в новых способах диагностики и лечения, технологиях мониторинга в домашних условиях, дистанционных методах предоставления медицинских услуг, характеризующихся профилактической направленностью, безопасностью и высокой эффективностью.
Цифровая медицина: что дальше?
В мире сформировался устойчивый спрос на новое качество жизни, которое должно включать возможности компенсации утраченной функции организма, органа или его части.
Следствием этого стал активный рост рынков медицинских биотехнологий и услуг высокотехнологичной и персонализированной медицины. Дальнейший прогресс технологий предоставит медицине возможность персонализации терапевтического воздействия.
Развитие данного направления в средне- и долгосрочной перспективах определяется следующими возможностями:
Экономические и социальные:
Кто отвечает за цифровую медицину?
Цифровое здравоохранение — это многопрофильная система, которая включает множество заинтересованных сторон. В их число входят врачи, исследователи и ученые в области здравоохранения, социальных наук, экономики здравоохранения.
Но больше всего заинтересованы в нем те, кому это финансово выгодно. Именно поэтому термин «Цифровая медицина» часто начал встречаться благодаря компании Apple.
В 2011 году Apple нанял директора по медицинскому маркетингу, так как продукция компании (а именно — iPad) становится востребованной в медицине.
Также усиленно развивается в данной области и программное обеспечение.
Самый показательный пример — это компания Welltory, которая осуществляет анализ здоровья пользователей и оценку факторов их образа жизни в соответствии с научными исследованиями.
Эти исследования касаются вариабельности сердечного ритма и предполагают, что использование кардиоинтервалографии является наиболее эффективным и доказанным неинвазивным (характеристика устройства или процедуры, которые нe «вторгаются» в тело каким-либо прямым способом) методом оценки состояния человека до того, как организм вышел за пределы нормального функционирования.
Надеюсь, Вы узнали из этой статьи что-то новое. А в следующий раз проанализируем исследование в области цифровой медицины, которое проводилось в одном из вузов Санкт-Петербурга.
Цифровая медицина
Цифровая медицина – организация медицинской помощи, при которой существенно повышается ее эффективность за счет использования результатов обработки и анализа больших объемов медицинских данных в цифровом виде.
Содержание
Что такое цифровая медицина
Составные элементы цифровой медицины:
На 2019 год исследователи Сеченовского университета совместно с сотрудниками НИИ организации и информатизации здравоохранения выделяют пять основных направлений использования цифровых технологий в медицине:
Интернет-навигацию граждан обеспечивает программа создания федеральной информационной системы, в которую к 2020 году должны войти медицинские учреждения, страховые компании, аптеки и спортивно-оздоровительные центры. Такая система позволит людям получать всю необходимую информацию о доступных медицинских услугах, лекарствах и оборудовании, программах профилактики и выбирать наиболее подходящие им.
Направление профилактики заболеваний и распространения здорового образа жизни требует еще много внимания и усилий: необходимо проработать порядок сбора и анализа данных, создать перечень мобильных устройств, которые могут собирать данные, и разработать программное обеспечение для них, обеспечить защиту персональных данных и безопасные способы коммуникации врача и пациента.
Телемедицина включает в себя технологии, позволяющие удаленно наблюдать за состоянием пациента, вести электронную медицинскую карту, проводить консультации и консилиумы врачей, покупать лекарства в онлайн-аптеках, в том числе по электронным рецептам. В России активно развиваются проекты, дающие возможность врачам из региональных больниц общаться с ведущими специалистами страны, обмениваться опытом, проводить консилиумы. По словам авторов исследования, можно значительно улучшить работу бригад скорой помощи, если оснастить их телемедицинским оборудованием. За последние годы продвинулось и законодательное регулирование телемедицины, без которого использование таких технологий было бы невозможно.
Еще одно направление, дистанционное образование, призвано служить как студентам, так и преподавателям и практикующим специалистам. В медицине сильнее, чем в любой другой области, востребовано непрерывное образование, постоянное получение новых знаний, и цифровые технологии предоставляют удобные форматы для такого обучения: онлайн-курсы, дистанционные лекции ведущих ученых, трансляции хирургических операций, а также доступ к электронным библиотекам и базам знаний. Сюда же входят просветительские проекты, направленные на повышение грамотности населения в вопросах здоровья.
Тесно связано с непрерывным образованием еще одно направление цифровой медицины – поддержка научных клинических решений. Для ее внедрения необходимо обеспечить как исследователям, так и практикующим врачам доступ к новейшим научным результатам, публикациям в научных журналах, базам данных, сведениям о программах поддержки исследований и грантах, а также быстрый и эффективный поиск по ним. Все это позволит врачам легче обмениваться информацией, необходимой для принятия решений в ходе диагностики и лечения.
2021: Взлет инвестиций в цифровое здравоохранение в США
За последнее десятилетие объем финансирования цифрового здравоохранения в США вырос более чем на 1200%.
Google, HP и Philips занялись разработкой стандартов цифровой медицины
В конце августа 2020 года крупные компании, работающие в области медицинских технологий, в том числе Philips, Google и HP, присоединились к новой инициативе организации Consumer Technology Association, чтобы разработать стандарты цифровой медицины. Проект должен дать четкие определения и установить понятную терминологию, которую можно будет использовать для описания цифровой медицины. Кроме того, инициатива будет включать обучение потребителей.
Специалисты отмечают, что возможности этой сферы почти безграничны, но для дальнейшего развития экспертам необходимо определить и задокументировать общие понятия и язык, на котором они смогут в дальнейшем обсуждать свои инновации.
В инициативе приняли участие компании:
Венчурные инвестиции в цифровую медицину быстро растут
На цифровую медицину приходится треть всех мировых венчурных инвестиций в здравоохранении. В 2016–2018 годах объем венчурных инвестиций стабильно рос, в среднем ежегодно на 30%. В I квартале 2020 года рост рынка сохранился.
2018: Федеральный проект ЕГИСЗ
В рамках выполнения государственной программы «Развитие здравоохранения» с 2018 года реализуется федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».
Электронное здравоохранение предполагает перевод в цифровой формат и объединение в единую базу значительной части информации о пациенте и ходе его лечения (историю обращений за медицинской помощью, данные с носимых устройств и гаджетов), а также электронный документооборот, оценку качества медицинских услуг, дистанционное образование и продажу лекарств и оборудования, телемедицину. Цифровое здравоохранение включает в себя все перечисленные меры плюс введение аналитических и математических методов обработки данных, в том числе для помощи в принятии врачебных решений.
2017: Актуальность внедрения технологий интеллектуальной обработки данных в медицине
В программе «Цифровая экономика», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р, нейротехнологии и искусственный интеллект определены в качестве одного из приоритетных направлений.
Повышение качества медицины в значительной мере достигается за счёт использования современных методов и средств диагностики, характеризующихся, в свою очередь, резким возрастанием объёма формируемых медицинских данных. Подобные массивы информации уже не могут быть обработаны вручную, а предполагают использование автоматизированных систем, в полной мере реализующих требования по оперативности, непрерывности и универсальности предоставления медицинских услуг, а также по независимости качества услуг от местонахождения пациента.
Применение ТИОД в медицине позволит:
2016: Запуск приоритетного проекта «Электронное здравоохранение»
В 2016 году в России был запущен приоритетный проект «Электронное здравоохранение».