церковно приходская школа что это значит

Церковно-приходские школы

церковно приходская школа что это значит

Церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года [1] ; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. Ранее — приходские училища.

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история.

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

В связи с началом русско-японской войны 1904—05 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 года церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С конца 1980-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994 г.) предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

После 1990 года в России вновь появились такие школы. Пример тому негосударственное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа, Церковноприходская школа № 1 им. Константина Победоносцева в Москве. [2]

Источник

Церковно-приходские школы

Полезное

Смотреть что такое «Церковно-приходские школы» в других словарях:

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с нач. 20 в. 3 года (в некоторых … Большой Энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — Ученики приходской школы. Якутия, конец XIX, начало XX века. Церковно приходские школы начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года [1]; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего… … Википедия

церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с начала XX в. 3 года (в… … Энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах. Преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере. После школьной реформы 1804 (см. Начальная школа) в некоторых городах и селениях стали… … Большая советская энциклопедия

Церковно-приходские школы — – правила о них были Высочайше утверждены 13 июля 1884 г. и затем 1 апреля 1902 г. Высочайше утверждено Положение о них, согласно коему церковные школы ведомства Православного Исповедания имеют целью распространять в народе образование в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — см. Начальное образование … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — нач. уч. заведения духовного ведомства, открывавшиеся при приходах с утверждения и благословения епархиального архиерея для детей низших сословий. По Правилам 1884 ЦПШ имели типовую программу: в 1 кл. 2 год. чтение, в т.ч. церк. печати, письмо,… … Екатеринбург (энциклопедия)

Церковно-учительские школы — педагогические учебные заведения (мужские и женские) в дореволюционной России для подготовки учителей церковно приходских школ (См. Церковно приходские школы). Существовали со 2 й половины 19 в., находились в ведении Синода. Имели 3… … Большая советская энциклопедия

Приходские школы — учебно воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Гл. цель нравственно религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов … Педагогический терминологический словарь

Источник

История: Церковно-приходские школы

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

Церковно-приходские школы — существовавшие в Российской Империи до 1917 года начальные школы, руководимые духовенством. Они начали создаваться в начале XVIII века. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 года архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным.

Созданные по Уставу 1804 года приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных министерству народного просвещения, однако преподавали в них главным образом священники и причетники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 года по распоряжению императора Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 г. насчитывалось свыше 4,7 тыс. таких школ).

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870-80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году были утверждены Правила о церковно-приходских школах, выводившие их из подчинения министерства народного просвещения. Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные «школы грамоты» и воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале ХХ века курс был увеличен до 3 и 6 лет соответственно).

В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник.

Несмотря на значительный рост числа школ, в их устройстве сохранялись многие недостатки. Учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятия сана. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счет общественных средств, в то время как казенных ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских.

В связи с началом русско-японской войны 1904-05 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 года церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С конца 1980-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994 г.) предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

Комментарии

церковно приходская школа что это значит

Сам Проклятый учился сперва в православном духовном училище, а потом в духовной семинарии.

Кого они выучили на свою голову? Нет придела мерзостям попизма!

С тех пор детей и учат только неполживому научному атеизму, а то не дай Б-г.

церковно приходская школа что это значит

Популяризатор кукурузы тоже ходил в церковно-приходскую. Потом рабфак, где Никита, правда, больше политработой занимался, закладывал основы карьеры. Вот с этим основательным багажом знаний он и пришел в Промышленную академию.

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

Дополню ваш материал изображениями:Азбука в картинках 1904 года издания.

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

Рисунки Александра Бенуа.

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

Хорошо. Сейчас сделаю. Но азбука поднимает настроение. 🙂

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

Забавно, что сам Бенуа пишет в своих воспоминаниях, что выучился читать очень поздно.
Он конечно же получил домашнее начальное образование.

церковно приходская школа что это значит

образованием в Церковно приходских школах было охвачено далеко не все население России.

На сколько я помню, по памяти, около 9% населения.
Церковно-приходские школы могли действовать только в относительно крупных населенных пунктах, и жителям маленьких деревень они были недоступны.
Для тех, кто окончил ЦПШ были льготы по призыву в армию.
Например, первый муж моей бабки был неграмотный, а сама бабка закончила ЦПШ, так как была родом из большого села (700 дворов)
Грамотных односельчан, во время Первой Мировой войны, брали во флот, а неграмотных в пехоту. Её муж попал в пехоту и погиб через два месяца после призыва. А муж её сестры попал во флот в Кронштадт, и пережил и революцию и гражданскую, и отечественную.
Так что ЦПШ, по тем временам, давало вполне приемлемое образование, позволяющее устроить свою жизнь.

Дед, по отцовской линии, тоже закончил ЦПШ и в Первую Мировую его взяли в телеграфные роты. В дальнейшем он стал полковником войск связи в Советской Армии. Знания, полученные им в ЦПШ, вполне позволяли продолжить образование после гражданской войны.

После революции систему ЦПШ заменили на более прогрессивную систему ЛИКБЕЗа

До сих пор считается, что проекты Советского Союза, такие как:
ЛИКБЕЗ
ГОЭЛРО
Создание тяжелой промышленности.
Являются самым эффективными в Мире проектами первой половины 20-го века.

церковно приходская школа что это значит

Интересно. Надо будет покопать. Спасибо за наводку.

церковно приходская школа что это значит

церковно приходская школа что это значит

Профессор Знаменский о приходском образовании:

Первые попытки к введению народного образования, весьма, впрочем, неудачные, ви-
дим при императрице Екатерине II, распорядившейся повсюду заводить для народа бесплат-
ные общеобразовательные школы в тогдашнем культурном вкусе. Но народ отнесся к этим
школам с недоверием и продолжал учить своих детей y прежних учителей, хотя и с платою.
Возревновав за свои школы и за их “нормальный,” по тогдашним понятиям, метод, прави-
тельство стало теснить старых учителей, требовать от них свидетельств об изучении ими
нормального метода и закрывать самые их школы, но достигло этим совсем нежеланных ре-
зультатов: старинный и привычный источник народного образования действительно ослаби-
ло, а своих казенных школ все-таки не подняло и народными не сделало. Β 1803 г. в указе “о
введении наук в России” и в 1836 г. в указе об открытии народных школ при церквах и мона-
стырях правительство снова заявило свое попечение об образовании народа, но пригласило
на этот раз к содействию своему благому начинанию и духовенство. Дело пошло удачнее.
Духовенство с сочувствием откликнулось на призыв и стало заводить приходские школы на
свой собственный счет и в таком большом количестве, что совершенно спутало понятия всех
гордившихся своим просвещением людей, которые привыкли толковать ο невежестве, об-
скурантизме и своекорыстии “попов.” Β последующее затем время обнаружилось, что самое
сильное противодействие развитие народного образования встретило в крепостном праве. До
уничтожения крепостного права народные школы только и держались в селениях удельных и
казенных крестьян и встречали непреоборимые препятствия в селениях помещичьих, а един-
ственными почти учителями в них были члены местных приходских причтов. При императо-
ре Александре II, в эпоху уничтожения крепостного права, когда вопрос ο народном образо-
вании получил особенную, еще небывалую прежде важность, среди духовенства снова под-
нялось необычайное просветительное движение. Церковно-приходские школы открывались
по епархиям целыми сотнями каждый год; духовенство жертвовало на них и временем, и по-
следними удобствами своих тесных жилищ, в которые собирало учащихся детей за неимени-
ем особых зданий для школ, и даже деньгами на покупку учебных принадлежностей и на
другие школьные расходы. С 1859 до 1865 г. открыто было свыше 21 400 новых приходских
школ исключительно одним духовенством. Образованное общество в 1860 г. тоже было воз-
ревновало ο просвещении народа и стало заводить по городам воскресные школы, но при-
ступило к этому святому делу с нечистым умом и сердцем; в 1865 г. правительство должно
было закрыть эти школы, так как они сделались орудием для распространения в народе
вредных идей. Β 1867 г. они начали открываться вновь, но уже не обществом, а духовенст-
вом же при церквах и духовных семинариях.
Самоотверженная просветительная деятельность духовенства не нашла, однако, сочувст-
вия в странной русской “интеллигенции” 1860-х годов. Печать заподозрила самое существо-
вание этих десятков тысяч неожиданно возникших школ и горячо затолковала и ο невежестве
духовенства, и об отсталости его методов обучения, и об узости самой программы этого обу-
чения (т. е. православно-релитиозной) и проч. Β министерстве же народного просвещения
поднялся вопрос ο подчинении всех народных школ министерскому ведомству. Β 1862 г. со-
стоялось Высочайшее повеление: приходские школы оставить в ведомстве духовенства, а
министерству ведать школы, какие оно откроет само; но такое решение вопроса министерст-
во не удовлетворило. Открывая свои школы, оно старалось войти в труд духовенства, при-
соединяя и его школы к своим. Β этом помогали ему и его денежные средства, из которых
оно помогало только тем приходским школам, которые присоединились к министерским, и
его чиновники, начиная с попечителей округов, и мировые посредники — все люди новых
убеждений, которые нередко прямо запрещали сельским обществам составлять приговоры об
открытии новых приходских школ и сбирать на них деньги. Β 1864 г. против школ духовен-
ства встали вновь открытые земства, мечтавшие об устройстве народных школ по европей-
ским образцам, с новым — не религиозным, а “культурным” направлением, с новыми мето-
дами и новыми учителями, для приготовления которых предполагалось завести особые учи-
тельские семинарии и институты. Высказывая всяческое недовольство школьной деятельно-
стью духовенства, в труд его стали входить и земства; приходские школы одна за другой бы-
ли присоединяемы к числу земских, часто по желанию даже самого духовенства, которое ви-
дело в этом единственный способ доставить им хоть какую-нибудь материальную поддерж-
ку. Число подведомственных духовенству школ начало поэтому весьма быстро сокращаться;
в начале 1880-х г. их осталось всего до 4 000 с небольшим. Β 1864 г. для объединения про-
светительной деятельности всех народных школ учреждены губернские и уездные училищ-
ные советы из представителей ведомств и земств под председательством архиереев, но цер-
ковно-приходские школы не получили поддержки от этих советов, так как число разных ру-
ководителей народного образования, не сочувствовавших деятельности духовенства, оказа-
лось в них преобладающим. Не нашли они такой поддержки и среди большинства вновь на-
значенных чиновников министерства, инспекторов (с 1869 г.) и директоров (с 1874 г.) народ-
ных школ. Все это не могло не отозваться дурно на усердии к школьному делу и самого ду-
ховенства. Β министерских и земских школах оно очутилось в зависимости от светских лиц,
предпочитавших ему своих светских учителей, в обидном пренебрежении и без помощи.
Многие земства не желали оплачивать даже законоучительный труд священников, ставя этот
труд в число обязанностей самого пастырского звания, другие назначали за него поурочную
плату, и притом под контролем светских учителей школ, третьи определяли вознаграждение
в форме только наград лучшим законоучителям — все вообще со своей культурной точки
зрения считали нужным до минимума сокращать уроки по закону Божию на том основании,
что этот предмет специальный и что крестьянские дети готовятся не во дьячки. Не мудрено,
что духовенство не только перестало открывать новые школы, но стало уклоняться даже от
законоучительства в светских школах. С 1871 г. Св. Синод вынужден был дозволить замеще-
ние законоучительских вакансий светскими лицами. Наконец, в 1874 г. и сами архиереи бы-
ли отстранены от председательства в училищных советах; на место их председателями стали

назначаться предводители дворянства; духовенству же в губернских и уездных училищных
советах предоставлено иметь только по одному депутату.
Духовное ведомство употребляло со своей стороны разнообразные меры к удержанию за
собой влияния на народное образование, но при указанных обстоятельствах все эти меры
оказывались безуспешными. Сюда относятся: многочисленные распоряжения преосвящен-
ных ο том, чтобы духовенство не переставало заводить приходских школ и не бросало зако-
ноучительства в светских школах, введение в курс семинарий педагогики и учреждение при
них образцовых школ, учреждение при церквах псаломщиков из кончивших курс семинарис-
тов, с поручением им преподавания в приходских школах. Живая связь между церковью и
народной школой видимо слабела. Сознание важности этой связи и необходимости для на-
родного образования религиозных основ побудило правительство с 1882 г. снова обратиться
к возвышению церковно-приходских школ. Β 1884 г. вышло об этих школах новое положе-
ние, которое и положило начало новому текущему периоду народно-религиозного образова-
ния. Приходские школы и школы грамотности отданы в полное ведение духовенства; для
управления ими учреждены епархиальные и училищные советы, а при Св. Синоде (с 1885 г.)
центральный училищный совет. Число церковно-приходских школ опять стало возрастать, и
к 1890-м гг. с 4500 дошло до 24 600. Еще с 1883 г. государственное казначейство отпускало в
их пользу небольшие ежегодные суммы. Β 1895 г. на содержание их отпущено было уже
700000 р., а c 1896 г. Высочайше повелено возвысить ассигновку этой суммы до 3 279 145 р.,
что дало, наконец, возможность придать церковно-приходскому образованию вполне при-
личную и стройную организацию.

церковно приходская школа что это значит

Судя по тому, что историю создавали в конце 19 века, церковно-приходские школы сыграли роль ликвидации безграмотности в начале советского периода. И там и там была проведена реформа алфавита и грамотное население стали переучивать на новый стиль мышления, а детей сразу с нуля обучали мыслить по-новому. По современному, это называется социализацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *