церковь меннонитов что это значит

Кто такие Менониты? И как они попали в Россию?

В СССР
В 20-е гг. XX века значительной части, причем наиболее активных меннонитов, удалось эмигрировать. 30-40- е годы стали временем тотальных репрессий и на свободе практически не осталось взрослых мужчин.
В 1963 году меннониты России вошли в состав ВСЕХБ. В начале 70-х во ВСЕХБ состояло 30 тыс. меннонитов. Меннонитам разрешили совершать богослужения на немецком языке. С конца 70-х меннониты получили право автономно регистрировать свои общины как меннонитские.
Современность
После крушения советской власти произошел еще один бурный всплеск эмиграции, приведший к резкому сокращению численности к тому моменту и так уже немногочисленных меннонитов. Однако в конце 90-х годов в Оренбургской области произошло возрождение меннонитства, поскольку сюда переселилось несколько десятков семей немцев-меннонитов из Казахстана и Средней Азии. В 1997 году в Оренбургской области начала действовать организованная германскими и канадскими меннонитами миссия «Надежда», которую возглавил Ганс Бергер, гражданин Германии, по происхождению российский меннонит.
К 2001 году была основана организация «Объединение меннонитских церквей Оренбуржья». Центр этого меннонитского союза находится в селе Кичкасс Переволоцкого района. С 2000 года в богослужении начали переходить на русский язык, а в 2003 их возглавил русский пастор Петр Николаевич Чернышев. К началу 2005 года ОМЦО насчитывает 8 зарегистрированных общин, имеющих своих пасторов. Первоначальное духовное образование получают в Библейской заочной школе «Еммаус», в которой учатся более 120 человек. В общинах функционируют воскресные школы. В течение уже нескольких лет функционирует летний христианский лагерь близ села Претория Переволоцкого района. Различие с баптистами у современных российских меннонитов практически стерто.

Источник

Меннонитская церковь

Меннони́тская це́рковь, крупнейшая меннонитская организация США. Её последователей часто называют староменнонитами. Церковь ведёт своё происхождение от первого меннонитского поселения в Джермантауне (штат Пенсильвания), основанного в 1683.

Меннонитская церковь придерживается Дордрехтского исповедания. Её приверженцы строго соблюдают такие меннонитские положения, как пацифизм и воздержание от общения с окружающим миром. Богослужения в Меннонитской церкви сопровождаются лишь хоровым пением, муз. инструменты не используются. Женщины во время богослужений должны обязательно покрывать голову специальными маленькими белыми вуалями. Некоторые члены церкви носят особую старомодную одежду. Священники раньше не получали жалования за свою службу, однако теперь оплата труда священника не запрещается. В Меннонитской церкви поддерживается строгая церковная дисциплина.

Отдельные общины Меннонитской церкви автономны, но их представители собираются на региональные конференции. Раз в два года проводится консультативная Генеральная конференция церкви.

Большинство последователей Меннонитской церкви сконцентрировано на востоке США. Всего в этой стране их насчитывается (вместе с детьми) 154 тыс. человек. По этническому происхождению они в основном являются потомками выходцев из Швейцарии и Пфальца (Германия). В США Меннонитская церковь ведёт внутреннюю миссионерскую работу среди индейцев, евреев, испаноязычного населения и иммигрантов из Азии. Помимо США группы последователей Меннонитской церкви имеются в Мексике (32 тыс. человек), Канаде (14 тыс.), Боливии (5,5 тыс.) и других странах.

С Меннонитской церковью организационно связаны некоторые группы амишей.

Смотреть что такое «Меннонитская церковь» в других словарях:

Меннонитская церковь Генеральной конференции — Меннонитская церковь Генеральной конференции, одна из меннонитских организаций. Была создана в 1860 в результате попыток объединить все меннонитские группы Северной Америки. Основателем Меннонитской церкви Генеральной конференции является Джон… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Амиши(Консервативная Меннонитская Церковь) — Одно из направлений в меннонизме. Название происходит от имени Якоба Аммана, меннонитского лидера в Эльзасе во второй половине XVII века. Лидеры амиши не являются профессиональными служителями церкви. Они избираются по жребию и занимаются своей… … Религиозные термины

Меннонитская братская церковь Северной Америки — Меннонитская братская церковь Северной Америки, одна из меннонитских церковных организаций.Братские меннониты как отдельная группа меннонитов появились в 1860 е гг. в России. С первой волной меннонитской эмиграции из России братские меннониты… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Протестантские деноминации — Список протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций. Течения даны по времени возникновения, деноминации перечислены в алфавитном порядке. Содержание 1 XVI век 1.1 Лютеранство … Википедия

Амиши — Амиши … Википедия

меннонитство — меннонитство, одно из течений протестантизма, возникшее в XVI в. в эпоху Реформации.Вплоть до XX в. термин «меннониты» не был общеупотребительным. Швейцарские меннониты называли себя Taufgesinnten («сознательно крещающиеся»), аналогично именовали … Энциклопедия «Народы и религии мира»

амиши — амиши, протестантская секта меннонитского происхождения. Основатель — Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас. В 1693 его последователи откололись от меннонитов. Отделение произошло из за того, что Якоб Амман считал… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

ГАНА — [Республика Гана; Republic of Ghana], гос во в Зап. Африке. Территория 238,54 тыс. кв. км. Столица г. Аккра (1,93 млн чел. 2001). Крупные города: Кумаси (610,6 тыс. чел.), Тамале (259,2 тыс. чел.), Тема (225,9 тыс. чел.), Обуаси (118 тыс. чел.),… … Православная энциклопедия

Караганда — У этого термина существуют и другие значения, см. Караганда (значения). Город Караганда Қарағанды Герб … Википедия

БАПТИСТЫ — [греч. βαπτίζω погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1 й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только … Православная энциклопедия

Источник

Меннониты: «Дети Мира»

церковь меннонитов что это значитМеннониты (Mennonites) — это приверженцы протестантской секты, основоположником которой стал Менно Симонс (Menno Simons; 1496-1561 гг.), голландский католический священник. Меннонитство возникло в Нидерландах в ходе реформационного религиозного движения 1530-х годов. В те времена католическая церковь пользовалась колоссальным влиянием, многим это было не по нраву. Люди, уставшие от непрестанного гнета, базирующегося на священных догмах, стали тянуться к новым религиозным течениям. Тогда появился протестантизм, обретший своих приверженцев почти во всех европейских странах. А небольшие группы жителей Нидерланд и северных германских государств предпочли последовать голландскому священнику, который отрекся от воинственного назначения церкви и проповедовал пацифизм.

По мнению Менно Симонса, существует лишь один истинный авторитет – Бог, а правители государств, церковнослужители и даже сам Папа Римский – простые смертные. Также проповедник заявлял, что религия не является государственным делом, это осознанный образ жизни.

Первая община меннонитов возникла в Нидерландах в 30-40-х гг. XVI столетия в эпоху Реформации.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Характерные черты

церковь меннонитов что это значит

Меннонитство отличается «миролюбивым» характером, никогда не призывает к злу и насилию, заставляет задуматься о смысле жизни вообще и о самосовершенствовании своей души в частности. Меннониты — одна из первых религиозных групп, введших пацифизм (мировоззрение, отвергающее любое насилие) в рамки вероучения.

Каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других, сама избирает своих духовных наставников. Обычно для решения дел, касающихся всей общины, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждает «Конвент духовных старшин», который является представителем общины перед государственной властью, но не контролирует общины.

Основные положения вероучения меннонитов:

Согласно их учению, государство и религия не имеют ничего общего. Поэтому верующие не могут занимать государственные должности, так как госслужба обязывает принимать присягу. Приверженцы данной веры могут подчиниться государственной власти только в том случае, если это не будет противоречить божественным заповедям. Последователи учения Симонса противопоставляют себя государственной власти и обществу.

церковь меннонитов что это значит

В отличие от иных сект, общины меннонитов не считают труд тяжким бременем, во все времена они живут по принципу: «молись и работай».

Скитания по миру

Именно религиозный пацифизм приверженцев меннонитства, который противоречил государственным интересам, породил своеобразную форму пассивного протеста: каждый раз, когда государство пыталось принудить меннонитов проходить армейскую службу, начиналась массовая эмиграция. Первый поток эмигрантов пришелся на 40- 50 гг. XVI в., когда притеснения католической инквизиции вынудили религиозные общины переселиться сначала в Северную Германию, затем в Восточную и Западную Пруссию. Следующая, более крупная волна эмиграции приверженцев секты началась в конце 1560-х гг., в результате чего они попали в Германию, Англию, Францию и Польшу. В период XVIII — XIX вв. часть последователей Менно Симонса эмигрировали в Америку и Канаду, а часть — в Российскую Империю.

В России первые сектанты появились в конце XVIII в. по приглашению Екатерины II. Русской Императрице требовались люди для заселения и развития земель на юге России, трудолюбивые меннониты как нельзя лучше подходили для этого. Их расселили наряду с другими колонистами на окраинных территориях Империи.

Указом Императрицы от 7 сентября 1787 г. всем переселенцам — меннонитам предоставлялись некоторые льготы и социально — экономические привилегии. Первых прибывших сектантов разместили вблизи острова Хортица (укр. Хортиця) на правом берегу Днепра, в черте нынешнего города Запорожье. В 1793 г., после второго раздела Польши, эмиграция меннонитов возросла. Им были выделены огромные территории плодородных земель в Таврической губернии (на реке Молочные Воды). Несмотря на непростые условия жизни в юго-восточных степях, меннониты быстро обустроились на новом месте, вскоре в Россию переехало большинство приверженцев их веры.

Вследствие трезвого образа жизни, величайшего трудолюбия, а также благодаря полученным льготам, общины со временем сосредоточили в своих руках большие капиталы, с помощью которых увеличили свои землевладения.

церковь меннонитов что это значитРусский историк Н.И.Костомаров в 70-х гг. XIX в. писал: «Осмотрев житье меннонитов, я был чрезвычайно изумлен цветущим состоянием их быта. Их дворы обсажены цветами и плодовыми деревьями, домики светлые и просторные …Они все грамотны, из их уст…льется безукоризненно правильная малорусская речь».

К моменту Октябрьской Революции меннониты являлись владельцами более 1 млн десятин плодородных земельных угодий. Но после прихода к власти большевиков и прокатившейся по стране коллективизации, сектанты постепенно начали уезжать из России.

Однако, почти до конца 20-х гг. им удавалось отстаивать свою веру и сохранять свои большие, зажиточные хозяйства на Кавказе, в Запорожье и в Сибири, куда меннонитов занесло еще в пору «столыпинских» реформ. Огромные масштабы миграция меннонитов приняла после установления советской власти, когда в 20-30 годах ХХ в. в результате жестоких гонений на верующих, много верующих выехало из СССР.

Таким образом, 200 лет истории общин меннонитов прошли в России.

В годы II Мировой Войны большая часть оставшихся в Украине меннонитов, опасаясь обвинений в сотрудничестве с врагами, ушла вслед за отступавшей немецкой армией. Уезжая из Союза различными путями, спасаясь от репрессий и голода, они расселились в Канаде, Северной и Южной Америке, привозя туда свой уникальный «платдойч» (Plattdeutsch) — так члены секты называют язык, на котором общаются между собой внутри общины. Это особый говор, который родился именно на российской земле. Первое постоянное поселение последователей меннонитства в Америке — Джермантаун (англ. Germantown; штат Пенсильвания) было основано в 1683 г. Меннониты селились также в других американских штатах (Огайо, Индиана, Иллинойс, Виргиния), а также в канадской провинции Онтарио.

Меннониты сегодня

Приблизительная общая численность последователей этого религиозного учения в мире составляет около 1,5 млн. человек.

Самая многочисленная группа приверженцев учения Симонса сегодня находится в США. Общины, живущие от восточного побережья до реки Миссисипи, являются потомками эмигрантов из Швейцарии и Германии. Жители более западных штатов — в основном голландского происхождения. Немало последователей этого религиозного течения проживает в соседней Канаде. Из других американских стран значительное число меннонитов осело в Парагвае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Мексике и ряде других стран, многие сектанты переселились сюда из Манитобы (англ. Manitoba; канадская провинция). В Африке последователи течения живут в Конго, Эфиопии, Танзании, Нигерии и Зимбабве. Из азиатских стран меннонитские общины в основном прижились в Индии и Индонезии. В Европе они есть в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Франции, несколько общин имеется в России и Казахстане.

церковь меннонитов что это значит

Меноннитские общины в мире

Как и прежде, в настоящее время среди последователей меннонитства отсутствуют пьяницы, нет среди них уголовников, безграмотных и нищих. “Сознательно крестящиеся”- ярые противники абортов. Их семьи обычно многодетны, имеющие по 7-10 детей. Традиционная семья меннонитов представляет собой своего рода церковь в миниатюре, где роль священника отводится отцу, мать выступает диаконом, а дети – прилежные прихожане.

Помимо крещения меннониты практикуют особый обряд причащения, называемый «хлебопреломленим», который совершается старейшинами общины раз в полгода. Еще один специфический ритуал — взаимное омовение ног.

Меннониты так же не признают власти церкви. Каждая община сама выбирает своего проповедника, причем, проповедовать могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяются в конференции, которым они неподконтрольны.

Для большинства меннонитов характерно стремление избегать контактов с окружающим миром. Члены общин поддерживают строгую дисциплину, браки с представителями других конфессий не одобряются. Сектанты должны носить простую одежду, женщины обязательно покрывают голову во время богослужения. Они все одинаково одеваются, живут в одинаковых домах, придерживаются одинакового распорядка, едят одинаковую пищу. Но именно благодаря этой схожести внутри общины, меннониты укрепляют собственную индивидуальность.

Сегодня общины, живущие на западе США, более урбанизированы по сравнению с другими группами, они в меньшей степени сохранили свои традиции, многие утратили немецкий язык, изменили взгляды относительно замкнутости и избегания общения с внешним миром.

Любопытные факты

Приглашение к размышлению

Интересно, почему аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди вынуждены были веками скитаться с места на место? Совершенно очевидно, решающая причина гонений — отказ от войны и всяческого насилия. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться только государственному военному призыву. Возмутительное миролюбие для жителей планеты Земля…

«Они — дети мира, перековавшие свои мечи на плуги и свои копья — на серпы, которые не хотят знать войны» (Менно Симонс; 1537 г.)

Хочется верить, что в огромном мире не растворится бесследно удивительное сообщество меннонитов!

Источник

Исторический обзор менонитского движения и характеристика вероучительных истин меннонитства

Содержание

Введение

Меннониты в России, как и во всем мире весьма не многочисленны, однако их учение одинаково с другими общинами Радикальной Реформации. Эти общины достаточно активны на постсоветском пространстве и почти каждый сталкивался с баптистами, пятидесятниками, харизматами или адвентистами.

Вероучение меннонитов достаточно обширно и объем данной работы не позволит нам остановиться на всех особенностях учения. Поэтому мы заострим наше внимание на двух вероучительных истинах Радикальной Реформации – крещении и хлебопреломлении. Во время диспутов эти вопросы становятся объектом обсуждения. Чтобы дать правильный ответ, надо всесторонне изучить эти два учения. Всестороннее изучение крещения и хлебопреломления, а так же история меннонитства является задачей нашей работы.

Во время написания работы нашей целью будет желание дать православному миссионеру краткое изложение учение о крещении и хлебопреломление в общинах Радикальной Реформации. Поэтому мы будем использовать большое количество протестантской литературы, чтобы придать весомость работе. Вся использованная литература это достаточно авторитетные, известны и общедоступные издания. Нужно отметить что мы не нашли отдельных книг в которых бы излагалось учение о крещении и хлебопреломлении. Чаще всего эти учения изложено в курсах по догматике.

1. Исторический обзор меннонитского движения

1. 1. Предшественники меннонитства

Самыми известными из «швейцарских братьев» были Конрад Гребель, Георк Блаурок Михаил Сетлер и Феликс Манц. К сожалению, от их трудов отсталость совсем немного. От К. Гребеля – одно письмо к Ф. Манцу, от Манца – труд о крещении, от Блаурока – два гимна, от Сетлера – самое ранее исповедание веры.

«Братья» вскоре были вынуждены покинуть Цюрих. Новое учение был перенесено в другие города: Базель, Берн, Вальдсхум. В Вальдсхуме весной 1525 года к ним примкнул Бальтазар Губмаер. Он стал настоящим богословом раннего анабаптизма. От него осталась много трудов, по которым можно судить о богословии «братьев».

Судьба первых анабаптистов трагична, почти все они погибли в течении двух-трех лет.

Необходимо остановиться на так называемой «мюнстеровской трагедии», потому что это событие неправильно понимают.

Европейцы были настолько увлечены идеями Реформации, что легко впадали в эйфорию. Именно в этой атмосфере распространялись анабаптистские идеи. Анабаптизм не представлял единого учения и каждый представлял свою версию учения. Одна из уродливых форм анабаптизма развилась в Мюнстере на севере Германии. Основателем и идеологом этого направления анабаптизма был Ян Майттис. Он в начале 1534 года перебирается в Мюнстер из Амстердама и объявляет о новом откровении. Согласно этому откровению Мюнстер является Новым Иерусалимом. Но куда важнее было то, что Майттис призывал подготовить достойное место для грядущего Мессии. В результате таких проповедей жители Мюнстера были поставлены перед выбором – либо немедленно креститься и примкнуть к анабаптистскому движению, либо покинуть город. Сторонники Майттиса начали интенсивные военные приготовления к великой битве, призванной стать преддверием будущего Царства Мессии.

Мюнстерское движение анабаптистов серьезно скомпрометировало анабаптизм. После Мюнстера за анабаптистами укрепилась репутация опасных религиозных мечтателей, доморощенных мистиков и революционеров. Поэтому само слово «анабаптизм» стало на триста-четыреста лет ужасом, как для католиков, так и для протестантов.

1. 2. Менно Симонс. Начало меннонитства

Изменение жизни Менно связано так же с мюнстерской трагедией. Группа из трехсот повстанцев была захвачена в плен. Всех их казнили. Среди казненных оказался и брат Менно Петер Симонс.

Менно быстро переходит от слов к делу. 30 января 1536 года он объявляет о начале своего нового служения, а затем скрывается с помощью мирных анабаптистов. В течение следующего года он занимается изучением Библии и много пишет. В этот период он и создает систему взглядов, которой будет придерживаться до самой смерти. Через год Менно посетила небольшая делегация анабаптистов. Они просили его стать их лидером. Немного поколебавшись, Менно принимает крещение от Оббе Филипса. Затем Оббе рукополагает Менно, и он становится руководителем общины анабаптистов.

На долю Менно выпала задача объединить и спасти от краха анабаптистов. Неслучайно за ним укрепился авторитет первого лидера и всех кто примыкал к движению, стали называть меннонитами.

Нужно отметить, что главные споры шли в это время не с католиками, а с другими протестантами, а иногда даже с ближайшими соратниками. Основными темами споров были вопросы детокрещения, отношение к государству и свободы вероисповедания. В 1540-х годах Менно в своих посланиях главам протестантских церквей много полемизировал по этим вопросам. Большая часть сохранившихся документов относятся к тому периоду.

В 1540—1550—е годы произошло несколько важных дискуссий с представителями протестантских церквей. Стоит отметить дисскусию с реформатом (кальвинистом) Яном Аласко, после которой Менно выпустил два пространных заявления. В 1544 году Менно участвовал в полемике с лютеранином Геллиусом Фабером. В 1552 году Фабер выпустил несправедливую брошюру об анабаптистах. Менно не смог удержатся от публичного ответа. Эта работа так и называлась – «Ответ Геллиусу Фаберу». Она содержит рассказ об обращении Менно и начале его служения. Кроме того, там четко и ясно излагаются догматические отличия меннонитов от лютеран и кальвинистов в вопросах крещения, евхаристии, церковной дисциплины, природы Церкви и воплощения Христа.

Менно приходилось дискутировать и с теми анабаптистами, которые хотели продолжить мюнстерскую традицию.

В течение этого периода Менно приходилось скрываться от властей. За его голову была назначена награда в 100 золотых гульденов.

В 1536 году он женился на девушке по имени Гертруда, о которой ничего не известно. У них родились два сына и две дочери.

В последние годы он стал инвалидом, но, не смотря на это, Менно много путешествовал по общинам по всему побережью Балтийского моря.

Общины меннонитов возникали в Бельгии, Англии и в Северной Германии. Часто меннонитов подвергали гонениям и многие закончили свою жизнь трагически.

Менно Симонс последние годы своей жизни провел в Северной Германии в Алтоне под Гамбургом. Он обосновался в поместье Бартоломеуса фон Ахлефельда, построил типографию и активно занимался писательским трудом. Здесь он скончался 31 января 1561 года и был похоронен в саду. Сейчас на этом месте стоит памятник Менно Симонсу. Сохранился дом, в котором находилась типография и растет огромная липа, которую называют «липой Менно».

1. 3. Дальнейшая история меннонитов

Еще при жизни Менно Симонса в северном крыле меннонитов произошло разделение, в результате которого образовалось четыре группы. Они отличались друг от друга не догматическими принципами, а пониманием того, как должен жить христианин. Особенно сильные споры возникли по поводу отлученных. Некоторые настаивали на том, чтобы не иметь с отлученными никакого общения, полагая, что это приведет такого человека к раскаянию. Сближение этих групп началось лишь в конце XVI века и закончилось в 1811 году образованием «Объединенного общества крещенцев», которое в 1864 году насчитывало 40 тысяч членов.

Южное крыло так же не избежало раскола. В XVII веке отделилась группа меннонитов, которая ввела в своих общинах такое же строгое отношение к отлученным, как и у северных меннонитов. Они требовали от членов своих общин особой простоты в одежде, мужчины должны были носить бороду. По имени своего руководителя Я. Амана они получили название амишей. В настоящее время общины амишей, которые сохранили все обычаи своих предков, имеются только на американском континенте.

2. 4. Меннониты в России

2. 4. 1. Церковные меннониты

В 1789 году переселенцы из Западной Пруссии основали первое меннонитское поселение на Украине – Хортицкую колонию. В 1804 году была основана колония на Молочных Водах, в дальнейшем были основаны колонии и в других местах. Церковное устройство менонитских общин в России было следующее. Во главе общины находился рукоположенный («утвержденный») духовный старшина (пастор или пресвитер). В круг его обязанностей входила проповедь, душепопечение, поддержка церковной дисциплины, духовное воспитание членов церкви, совершение хлебопреломления, которое совершалось два раза в год и посвящение на служение избранных общиной пресвитеров и дьяконов. Кроме того, в общине было несколько проповедников («учителей»), а так же один или несколько дьяконов. Проповедники не рукополагались, но в торжественной обстановке им давалось «поручение», сопровождавшиеся наставлением и молитвой пресвитера. Проповедники принимали участие в церковной деятельности пастора, сочетали браки, совершали похороны, но не крестили и не совершали хлебопреломление. Дьяконы помогали при крещении и хлебопреломлении, в их ведении находилось церковное имущество, они оказывали помощь бедным и несли ответственность за дела благотворительности.

Пастор, проповедники и учителя составляли руководство общины – «церковный конвент», но высшим авторитетом являлся «братский совет» – собрание всех членов общины мужского пола. Братский совет голосованием решал вопросы отлучения и приема раскаивающихся, он выбирал, как правило, тайным голосованием пресвитеров, проповедников и дьяконов, в его ведении находились вопросы вероучения и практики церковной жизни.

Каждая община была полностью самостоятельной. Время от времени представители общин собирались на конференции, решения которых имели обязательную силу для отдельной общины только в том случае, если братский совет этой общины поддерживал это решение. На конференциях старейшины имели право решающего голоса, а проповедники и другие – право совещательного голоса.

Прием в члены общины осуществлялось через крещенье, которое совершалось окроплением или обливанием. Оно преподавалось тем, кто усвоил основы веры и достиг совершеннолетия. Чаще всего кандидатами на крещение были сыновья и дочери меннонитских родителей.

В настоящее время, описанное устройство сохранилось в России в общинах «церковных меннонитов». Немного другой общинной жизни в общинах «братских меннонитов».

2. 4. 2. Братские меннониты

В 1845–1859 годах пастором в одной из немецких колоний Южной России был последователь нового пиетизма, лютеранин Эдуард Вюрст. Он был тепло принят и в менонитских общинах Молочных Вод. Постепенно вокруг Э. Вюрста собрался кружок меннонитов, лютеран, реформатов. В дополнении к регулярным церковным собраниям они собирались на отдельные часы для изучения Библии.

Осенью 1859 года некоторые из меннонитов обратились к руководителю Гнаденфельской общины А. Ленцманну с просьбой, чтобы их кружку преподавали Вечерю Господню отдельно и притом чаще, чем два раза в год. В этой просьбе им было отказано, и тогда в ноябре 1859 года они совершили в своем кружке хлебопреломление. Это вызвало большой резонанс.

30 мая 1860 года состоялось избрание проповедников. Служителями были избранны Г. Гюберт (пресвитер) и Я. Беккер. Вскоре они были рукоположены самым старшим по возрасту членом общины Ф. Классеном, который потом был утвержден диаконом общины. Таким образом, была завершена организация Молочанской общины братских меннонитов.

В сентябре того же года несколько девушек пожелали креститься. После испытания встал вопрос: как их крестись? Ответ нашли – крестить нужно погружением. 23 сентября 1860 года на реке Куруше состоялось взаимное крещение Я. Беккера и Г. Бартеля. Всед за этим Г. Бартель крестил еще трех женщин.

В первое время крещение не было условием вступления в общину. Хлебопреломление было открытым, то есть к нему допускались и некрещеные, но возрожденные – покаявшиеся и принявшие Христа как Господа Спасителя.

В Хортицкой колонии шли похожие процессы, и в 1861 году состоялась первая встреча между меннонитами Молочных Вод и Хортицкой общиной. В марте 1862 года в Хортицкой колонии произошли первые крещения через погружения, и вслед за этим была организована менонитская братская община. С самого начала здесь были введены обязательное крещение через погружение и закрытое хлебопреломление, то есть к нему допускались только члены общины. Вскоре те ж самые принципы утвердились и в Молочанской общине. Возможно, такое положение дел было обусловлено влиянием баптистов. Один из руководителей Хортицкой общины А. Унгер состоял в переписке с руководителей баптистов Германии И. Онкелом.

С введением этих принципов между меннонитами и баптистами установилось догматическое взаимопонимание. О ее глубине можно судить по тому, что пресвитер общины на Хортице А. Унгер был рукоположен в 1869 году И. Онкелом. От меннонитов приняли крещение первые украинские баптисты.

В 1872 году была проведена первая конференция общин братских меннонитов. С этого времени они стали проводить ежегодно. Вопросы, обсуждаемые на конференциях, касались чаще всего внутриобщинной жизни. Конференции имели совещательный характер, так как каждая община была автономной.

В 1900 году вновь наметилась тенденция к открытому хлебопреломлению. Это привело к появлению евангельских меннонитских общин (альянсов). Первая такая община возникла в Молочных Водах. В таких общинах крещение совершалось только полным погружением. Через двадцать лет все эти общины вновь слились с братскими меннонитами.

– у нас одна цель, одно стремление, одни задачи;

– у нас одна вера, один Господь, одно крещение.

С этого съезда было положено начало совместных служений баптистов и меннонитов. Однако не все общины братских меннонитов объединились с баптистами.

2. Характеристика вероучительных истин меннонитства

2. 1. Отношение к понятию «таинство»

2. 2. Признанные обряды – крещение и хлебопреломление

2. 3. Крещение: обряд вхождение в Церковь

Говоря о крещении необходимо рассмотреть следующие вопросы: установление, значение, способы совершения, кто может совершать крещение, кто должен принимать крещение, спорные вопросы и вопрос о крещение детей.

2. 3. 1. Установление крещения

Богословие Радикальной Реформации признает следующие авторитеты для совершения крещения:

2. 3. 2. Значение крещения

К этой большой цитате можно добавить следующее:

Оно свидетельствует, что верующий отождествляется со Христом, потому что он крещен во имя Господа Иисуса ( Деян. 2:38, 8:16 ).

Крещение совершается, когда раскаивающийся призывает имя Господа ( Деян. 22:16 ).

Это открытое и публичное исповедование Христа Господом ( Рим. 10:9 ).

2. 3. 3. Способы крещения

Основываясь на Мф. 28:18–20 члены церквей Радикальной Реформации крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа. Смысл такого крещения заключается в том что крещение – это символическое соединение принимающего крещение с Тем, во имя Кого это крещение принимается. Одной из формул крещения следующая: «Я крещу тебя по твоей вере по повелению Иисуса Христа во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

В) Погружение или окропление?

В практике крещения есть расхождения. Одни протестанты крестят окропление, например церковные меннониты. Другие же крестят только полным погружением (братские меннониты). Большинство придерживают именно этой практики.

2. 3. 4. Совершители крещения

Обычно крещение совершает рукоположенный служитель, но может совершить и любой крещенный по вере.

2. 3. 5. Кандидаты на крещения

2. 3. 6. Спорные вопросы

Главными спорными вопросами о крещении являются следующие: 1) подается или нет в момент крещения благодать и 2) вопрос о крещение младенцев.

2. 3. 6. 1. Благодатность крещения

Рассмотрим тексты, свидетельствующие о благодатности крещения и их толкования богословами Радикальной Реформации.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Богословы обращают внимание на вторую часть стиха, где крещение вообще не упоминается, «а кто не будет веровать, осужден будет». «С осуждением связывается отсутствие только веры, а не крещения. По правилам индуктивной логики, если какое-то явление (например, спасение) происходит в одном случае, но не происходит в другом, причину этого явления надо искать в том, чем эти случае различаются между собой. Так как о необходимости для спасения веры в Мк. 16:16

имеет усилительный смысл и поэтому стих можно перевести так: «Если кто не родится от воды, т. е. от Духа, не может войти в Царство Божие».

«Подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). Богословы что в этом стихе благодатность крещения отрицается, оно спасает только как «обещание Богу».

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). Под «баней возрождения» богословы понимают очищение и прощение грехов, а не крещение.

Таким же образом толкуются и другие отрывки из Священного Писания о крещении.

2. 3. 6. 2. Крещение младенцев

Возникновение Радикальной Реформации в шестнадцатом веке и распространение баптистских общин в Англии в семнадцатом веке ознаменовано отрицанием традиционной практики крещения младенцев. Богословы Радикальной Реформации считают, что в Новом Завете нет ясных указаний на крещение младенцев, и такая практика появилась в Церкви где-то в III-IV веке.

В настоящее время существует два противоположных мнения на крещение младенцев. Первое предполагает крещение младенцев, и последователи этого учения называются «педобаптистами». Согласно второму, крестить младенцев нельзя – это «баптисты». Этот богословский термин, характеризующей общины Радикальной Реформации вне зависимости от деноминации.

Рассмотрим некоторые тексты, которые приводят в защиту педобаптизма и их толкование «баптистами».

К сожалению не удалось найти ясного ответа на вопрос что бывает с людьми умершими во младенчестве. Ведь эти люди не имели личной веры, которая является условием спасения по учению Радикальной Реформации.

2. 4. Вечеря Господня: обряд продолжения и поддержания отношений в церкви

В процессе исследования учения о Вечере Господней следует рассмотреть следующие темы: терминология, установление, завершение и спорные вопросы.

2. 4. 1. Терминология

Этот обряд имеет несколько названий: Вечеря Господня ( 1Кор. 11:20 ), преломление хлеба ( Деян. 2:42 ), причастие ( 1Кор. 10:16 ), Трапеза Господня, евхаристия и хлебопреломление. Последнее название чаще всего используется богословами Радикальной Реформации.

2. 4. 2. Установление хлебопреломления

2. 4. 3. Значение хлебопреломления

б) Это залог Нового Завета. Участие в хлебопреломлении вновь напоминает участникам о том прощении, которое они имеют во Христе.

г) Хлебопреломление является пророчеством о пришествии Христовом. Участие в хлебопреломлении напоминает о будущем пришествии Господа.

д) Хлебопреломление – это общение со Христом и с верующими в Него. Это означает, что на хлебопреломлении Христос присутствует духовно и что участники веруют в Него и в Его искупительное дело. Сразу нужно подчеркнуть, что это значение не подразумевает присутствие Христа в Святых Дарах. Так же духовно Христос присутствует на любом собрании, даже на том на котором хлебопреломление не совершается.

2. 4. 4. Совершение хлебопреломления

В этом разделе мы рассмотрим следующее: элементы хлебопреломления, совершители ритуала, частота совершения участники и порядок совершения.

2. 4. 4. 1. Элементы хлебопреломления

Элементами хлебопреломления в общинах Радикальной Реформации являются хлеб и вино. Среди богословов существуют разногласия какой хлеб нужно использовать: квасной или пресный.

2. 4. 4. 2. Совершители ритуала

2. 4. 4. 3. Частота совершения

В церквях Радикальной Реформации хлебопреломления совершается редко, один раз в месяц или еще реже. Но в вероучительных книга звучит призыв к совершению Вечери Господней чаще, иногда даже в каждом воскресном собрании. Редкость совершения обычно объясняется страхом перед профанацией ритуала, а также тем, что многим будет трудно участвовать в каждом хлебопреломлении.

2. 4. 4. 4. Участники хлебопреломления

Для участия в хлебопреломлении выдвигается три условия:

Возрождение, т. е. принятие Христа в свое сердце как Господа и Спасителя.

Водное крещение по вере, т. е. участник должен быть членом церкви.

Христианская жизнь. Перед участием в хлебопреломлении должен испытать самого себя.

Дети и некрещеные к хлебопреломлению не допускаются. Так же есть практика отлучения от хлебопреломления тех, кто не живет по-христиански.

2. 4. 4. 5. Порядок совершения хлебопреломления 47

Хлебопреломление совершается во время специально посвященного для этого богослужения. На этом собрании должны произноситься проповеди о страданиях и смерти Иисуса Христа, о значении Его жертвы для спасения грешников. Проповедник должен побуждать к размышлению «о Теле Господнем», то есть о том, что Он совершил для нашего спасения. Задача служителей на собрании – создать атмосферу, способствующую покаянию и размышлению о Теле и Крови Христовой и лишь после этого приступать к хлебопреломлению.

Порядок совершения хлебопреломления может быть следующий. Нужно отметить, что в каждой общине есть свои особенности, но основная структура у всех общая.

Как правило, на специальный стол кладется заранее приготовленный хлеб на блюде и разливается вино. По возможности применяется хлеб, выпеченный диаконом или женщиной посвятившей себя этому служению. Вино рекомендуется применять красное.

Пресвитер, совершающий хлебопреломление, произносит молитву о благословении предстоящего ритуала. Затем читается отрывок из Библии о страданиях Христа, о Его смерти и о значении Вечери Господней.

Далее, взяв хлеб, пресвитер совершает молитву, в которой испрашивает Божие благословение на хлеб и благодарит Господа. Затем вместе с диаконом преломляет хлеб на маленькие кусочки.

После этого служитель еще раз напоминает, что это хлеб есть величайшая святыня, и принимать его могут только члены поместной церкви, не отлученные и не находящиеся на замечании. Затем пресвитер передает блюда диаконом, которые разносят преломленный хлеб все участникам хлебопреломления. Хлеб принимают стоя.

После раздачи хлеба его принимают пресвитер и диаконы, совершающие хлебопреломление.

Затем произносится молитва над чашей или чашами с вином, и они разносятся участникам хлебопреломления.

Во время раздачи хлеба и вина обычно поются общие и хоровые гимны о смерти и страданиях Христа. Иногда хлеб и вино раздается в тишине.

В заключении хлебопреломления служитель, читает отрывок из Священного Писания. содержащей поучение как верующим возвещать о смерти Христа в повседневной жизни. Затем пресвитер или диакон произносит благодарственную молитву. В некоторых общинах служители поздравляют участников хлебопреломления.

Для старых и больных членов церкви во время хлебопреломления откладывается часть хлеба и вина, а затем относится им.

2. 4. 5. Спорные вопросы

Цитаты «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» понимается следующим образом:

1) Они считают, что буквальная интерпретация этих отрывков противоречит историческим обстоятельствам, так как в тот момент, когда была сказана эта фраза, Христос был со своими учениками.

7) Критикуя учение о жертвенном характере Евхаристии, они считают, что «она [Евхаристия] предполагает повторную жертву Христа всякий раз, когда творится причащение, что недвусмысленно опровергается Евр. 9:28

Библиография

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2.

Дик К. Д. Радикальная Реформация. История возникновения и развития анабаптизма. – Москва, 1995. – 112 с.

Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и Сектанство. – Нью-Йорк: Типография преп. Иова Почаевского, 1972. – 158 с.

Кадаев А. Вечеря Господня – хлебопреломление. // «Братский вестник», 1990, 3.

Каретникова М. С. Протестантизм. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1995.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г. – 272 с.

Лейн Т. Христианские мыслители. – Санкт-Петербург: Мирт, 1997. – 349 с.

Мокк Д. Дж. Обзор библейского учения. Учебное пособие. – Москва: Триада, 1997. – 312 с. (Библейский центр подготовки пасторов).

Ньюмен Б. Греческо-русский словарь Нового Завета. – Москва: Российское Библейское Общество, 2000. – 238 с.

Савченко П. Д. Сравнительное богословие. – Б/м, 1991. – 325 с.

Современные ереси и секты в России. – Рязань: Благо, 1996. – 240 с.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994. – 448 с.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000. – 512 с.

Фаст Я. Я. Исторический путь развития взаимоотношений братских меннонитов с евангельским баптистским братством. // «Братский вестник», 1985, 1.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999. – 1088 с.

Савченко П. Д. Сравнительное богословие. – Б/м, 1991, – С. 192.

Каретникова М. С. Протестантизм. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1995, – С. 54.

Дик К. Д. Радикальная Реформация. История возникновения и развития анабаптизма. – Москва, 1995, – С. 78.

Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-Католичество, Протестантизм и Сектанство. – Нью-Йорк: Типография преп. Иова Почаевского, 1972, – С. 91.

Современные ереси и секты в России. – Рязань: Благо, 1996, – С. 34.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2, – С. 45.

Дик К. Д. Радикальная Реформация. История возникновения и развития анабаптизма. – Москва, 1995, – С. 80.

Каретникова М. С. Протестантизм. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1995, – С. 67.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2, – С. 46.

Савченко П. Д. Сравнительное богословие. – Б/м, 1991, – С. 204.

Дик И. П. Меннониты. // «Братский вестник», 1985, 2, – С. 47.

Фаст Я. Я. Исторический путь развития взаимоотношений братских меннонитов с евангельским баптистским братством. // «Братский вестник», 1985, 1, – С. 53.

Фаст Я. Я. Исторический путь развития взаимоотношений братских меннонитов с евангельским баптистским братством. // «Братский вестник», 1985, 1, – С. 53.

Мокк Д. Дж. Обзор библейского учения. Учебное пособие. – Москва: Триада, 1997, – С. 261. (Библейский центр подготовки пасторов)

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 351.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г, – С. 234.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г, – С. 234.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Цит. по: Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Лейн Т. Христианские мыслители. – Санкт-Петербург: Мирт, 1997, – С. 194–195.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 352.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 925.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 400.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 353.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 400.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 413.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 397.

См. Ньюмен Б. Греческо-русский словарь Нового Завета. – Москва: Российское Библейское Общество, 2000.

Цит. по: Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 933.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 415.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С.354.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 926.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 931.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 411.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С.354.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 417.

Кадаев А. Вечеря Господня – хлебопреломление. // «Братский вестник», 1990, 3, – С. 11.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 355.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 355.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 417.

Левшеня К. Доктрины Библии. – Б/м, б/г, – С. 236–237.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 390.

Порядок дан по: Кадаев А. Вечеря Господня – хлебопреломление. // «Братский вестник», 1990, 3.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 418.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 426.

Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999, – С. 946.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 356.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 1994, – С. 356.

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 426.

Мокк Д. Дж. Обзор библейского учения. Учебное пособие. – Москва: Триада, 1997, – С. 264. (Библейский центр подготовки пасторов)

Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедования 1689 года. – Санкт-Петербург: Мирт, 2000, – С. 426.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *