судьба вундеркинда закончить школу в 8 лет что дальше
Эксперты рассказали, чем для вундеркиндов может обернуться раннее поступление в вуз
Москвичка Алиса Теплякова, которая в 8 лет сдала ЕГЭ, не прошла по баллам на бюджетное место в МГУ. Ее отец заявил, что семья готова отдать девочку на платное обучение в этот вуз. Разбираемся со специалистами, каким образом взрослые нагрузки, с которыми не всегда справляются ученики постарше, могут влиять на вундеркиндов.
Фото: скриншот телеканала Москва 24
Закончить школу в 8 лет
О москвичке-вундеркинде Алисе Тепляковой заговорили в июле, когда в возрасте 8 лет она сдала ЕГЭ и получила аттестат за 11-й класс.
По словам отца, годом ранее его дочери выдали аттестат за 9-й класс. Тогда девочка сдавала шесть предметов в формате ОГЭ – физику, математику, информатику, русский язык, химию и биологию, остальные – в формате итоговых диагностик. Для успешной сдачи госэкзамена к своим 8 годам Алисе пришлось пройти всю школьную образовательную программу.
Девочка родилась в многодетной семье и обучалась дома вместе с шестью братьями и сестрами. Отец Евгений Тепляков сообщил Москве 24, что они с супругой взяли образовательный процесс детей на себя.
Сама Алиса рассказала Москве 24, что не слушает современную музыку и не знает, что такое мемы. Девочка не зарегистрирована в соцсетях, но при этом играет в компьютерные игры. Также она затруднилась ответить на вопросы о своей будущей профессии и о том, чем будет заниматься после окончания университета.
После того как Алиса успешно сдала экзамены в школе, ее отец сообщил, что дочь хочет поступить на психологический факультет МГУ. В университете ранее заявляли о готовности принять Теплякову на обучение в случае успешно сданных вступительных экзаменов. Конкурс она проходила на общих основаниях.
В итоге уже 9-летняя Алиса Теплякова не смогла поступить на бюджетное место. На вступительном испытании по биологии она набрала 48 баллов из 100. Несмотря на это, отец девочки допустил, что она пойдет на платное отделение. «Если даже нас не будет в списках на бюджет, пойдем в любом случае на договор», – подчеркнул он.
Девочка, успешно сдавшая в 8 лет ЕГЭ, не поступила на бюджет на психфак МГУ
«Эксперимент родителей»
Истории о российских вундеркиндах периодически освещаются в СМИ. Например, в 2018 году 11-летняя Аннисса Салиева окончила экстерном школу, сдала ЕГЭ и поступила в московский вуз на факультет прикладной математики. Ее старшая сестра Камилла проделала тот же путь, когда ей было 11 лет. После окончания вуза 17-летнюю Камиллу никто не хотел брать на работу, но в итоге в 19 лет она стала руководителем отдела аналитики.
Преподаватель математики, заслуженный учитель России Леонид Звавич в диалоге с Москвой 24 рассказал, что такие талантливые дети встречаются, хоть и редко. При этом ему сложно представить, как ребенок будет адаптироваться в студенческой среде.
«Может быть, и можно научить к 9 годам человека, чтобы он поступил на психфак МГУ, но чтобы он там общался с окружающими студентами – этого я себе не представляю», – добавил он.
По мнению Звавича, в 9 лет ребенок должен им и оставаться: играть на детских площадках, смотреть мультики. Можно водить его на занятия английским языком, музыкой, рисованием, помочь освоить верховую езду, но не стоит форсировать обучение, считает эксперт.
Кроме того, учитель усомнился в полноте знаний вундеркиндов. «Особенно по такому предмету, как литература. Как ребенок может оценить «Преступление и наказание»? Также я не знаю, как такие дети оценят историю. В этом возрасте они с трудом понимают, почему Земля круглая», – отметил Звавич.
При этом заслуженный учитель России подчеркнул, что нельзя игнорировать особо одаренных детей, чтобы однажды “не отстать от бегущего вперед мира”.
Узнать, что хочет ребенок
По мнению детского психолога Натальи Наумовой, ребенку могут быть интересны какие-то вещи в пределах его возраста, плюс-минус два года. Все, что сверху возрастной программы, обычно навязывается в соответствии с желаниями родителей.
«По большому счету здесь идет мотивация от родителей и их давление. Но для чего так сильно форсировать события? Ребенок когнитивно развивается, но психологически он все равно остается маленьким. Ему нужно вызревать, выстраивать свои лобные структуры, уметь контролировать собственные эмоции и чувства», – сказала Наумова в интервью Москве 24.
Психолог подчеркнула, что ребенок должен пройти все этапы взросления в кругу своих сверстников и научиться гораздо большему, чем просто знаниям.
По мнению Наумовой, из-за этого у вундеркиндов бывает повышенная самооценка, ведь им кажется, что окружающие люди намного слабее в умственном плане. «Им кажется, что люди их недолюбливают, что их не могут принять, им завидуют», – пояснила она.
В таких случая вундеркинды часто остаются одни. «Как правило, они вырастают одинокими и нестабильными психически, потому что чувствуют себя непризнанными гениями», – считает Наумова.
Психолог подчеркнула, что родителям талантливых детей не стоит форсировать события настолько, чтобы интересы ребенка перестали учитываться. Необходимо давать им возможность социализироваться и не вынимать из среды сверстников, тогда они будут успешными. Важно спросить у ребенка, что он сам хочет, и, исходя из этого, выстраивать образовательный маршрут, заключила Наумова.
Отец 8-летней девочки-вундеркинда рассказал о ее подготовке к экзаменам в МГУ
Судьба вундеркинда: закончить школу в 8 лет. Что дальше?
Новость о том, что восьмилетняя девочка поступила на психологический факультет МГУ, опять подстегнула дискуссию – как нужно воспитывать вундеркиндов, чтобы они не превратились в старичков и не сгорели в огне родительских амбиций. Спорят родители, педагоги, психологи. «Новые Известия» прислушались к разным голосам.
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Математик, профессор итальянского университета Андрей Сарычев навскидку вспоминает выдающегося математика современности Теренса Тао. Тао – китаец по происхождению, родился в Австралии и работает сейчас в Америке. Ему сейчас 40 лет, и он уже стал лауреатом «нобелевской» премии по математике – премии Филдса. Он с пяти лет изумлял мир своими математическими способностями. Сарычев называет Тао гением в полном смысле этого слова. Себя Андрей Сарычев вундеркиндом не считает, хотя и поступил в Физтех в 14 лет:
— Моё раннее окончание школы и поступление в университет возникло из-за того, что я поступил в первый класс в шесть лет и, кроме того, перескочил из третьего класса в пятый. Поэтому я с пятого класса учился среди детей, которые старше меня на полтора – два года. Если какие-то проблемы социализации и были, то это было в пятом классе. В вузе уже не было, потому что я попал в ту же возрастную среду.
Но в случае с Алисой Евгений Ямбург нечто другое – «непомерное честолюбие родителей и пиар-игру»:
Ребенок остается ребенком, а живет он в мире взрослых людей с другими интересами, с отличными от его собственных установками и ценностями, соглашается с педагогом психолог Асмолов:
— В результате в подобных ситуациях возникает то, что мы называем личностным диссонансом, когда ребёнок является когнитивно, познавательно продвинутым и, более того, в буквальном смысле «звездным», но он оказывается в мире взрослых, которые эту звёздность не понимают. Ребёнок оказывается очень часто лишённым возможности социализации, буквально в безвоздушном пространстве межличностных коммуникаций. Это приводит к тому, что в ряде случаев резко возрастает тревожность, которая может перерасти в невротизм и многие другие проблемы психологического развития.
Профессору Сарычеву повезло – он свои проблемы социализации испытал, когда перепрыгнул из третьего класса в пятый. В вузе их уже не было, потому что он находился в той же возрастной среде.
— Я жил в общежитии первые два года. На Физтехе, где я учился, даже москвичи живут в общежитии. Вот эта жизнь в общежитии, конечно, меня социализировала. Вообще, вуз, в котором я учился, был и остаётся сугубо мужским, довольно специфическая среда. Это была достаточно серьёзная досоциализация для меня, но проблем никаких я не испытывал.
Сейчас Андрей Сарычев сам преподает математику и называет ее занятием для очень молодых. Конечно, в 10-12 лет дети не успевают набрать тот объем знаний, который необходим, чтобы работать на современном уровне. Для этого требуется время. Поэтому представить себе 19-летнего человека, делающего что-то серьезное, можно, но вряд ли сильно раньше, считает профессор:
— Таких примеров не очень много среди выдающихся математиков, полагаю, несложно обнаружить кого-нибудь, кто закончил школу в 16 лет, но это – не в восемь или в девять.
Единого мнения среди специалистов о том, что происходит с вундеркиндами после их резкого интеллектуального старта, нет. Педагоги предупреждают, что для одаренных детей существует множество опасностей. Некоторые их них относятся к шизоидному типу, и тогда от родителей требуются очень большие педагогические знания. Евгений Ямбург говорит о таких ситуациях с нескрываемой тревогой:
— Если такой ребенок не выиграл международную олимпиаду, для него это фрустрация с агрессией. Если он даже 4 получил – это сразу фрустрация с агрессией. И мы знаем случаи, когда в элитных лицеях стреляли в учителя, который поставил четыре. Ребенок – это такая сложная материя, все это требует такой деликатности. Родители говорят, что он освоил программу. Что это значит? Какую он программу освоил? По каким предметам?
Они, как торпеда, резко стартуют вверх и быстро сгорают. Академик Асмолов вспоминает формулу Владимира Высоцкого «я на 10 тысяч рванул, как на 500, и спекся». Ранний старт подразумевает большое количество рисков, когда три возраста человека – хронологический, социологический и психологический – сильно расходятся.
Хронологический возраст – это календарные года, то, что записано в его свидетельстве о рождении. Под социологическим возрастом понимается ситуация взаимодействия человека с внешним миром, когда он дает ему право на принятие решений. Достаточно вспомнить героев гражданской войны Блюхера или Тухачевского, когда они, будучи молодыми людьми, вели за собой целые армии.
И есть психологический возраст, определяемый направленностью мотивов – куда смотрит человек, в прошлое или будущее.
— Для меня высвечивается грустная характеристика, которую давал вундеркиндам Лев Семёнович Выготский. Он произнёс убийственную фразу, как-то полемизируя и вспоминая Листа: «Будущее вундеркинда в его прошлом». Это трагичная фраза. Не происходит ли схлопывание временной перспективы у одарённых детей? Это очень большой и сложный вопрос. Не получается ли так, вспоминая Выготского, когда будущее вундеркиндов в прошлом, это то, что вундеркинды превращаются в старичков 13, 14 лет, а иногда и более ранних возрастов. И тогда перед нами маленькие старички.- говорит Асмолов.
Впрочем, есть исследователи, которые не считают одаренных людей потенциальными неудачниками. Американский ученый Льюис Терман следил в течение 30 лет за 1500 вундеркиндов, которые родились с гораздо более высоким интеллектом, чем другие, с IQ от 140 до 200. Среди его подопечных 88% поступили в колледжи, 68% окончили их, половина – с отличием. Уровень разводов, самоубийств не превышал среднестатистический. В целом, подопечные Термана выросли в успешных, здоровых, разносторонне развитых взрослых с хорошей работой и с хорошим доходом. Для достижения успехов недостаточно родиться умным. Взрослый гений – продукт привычек и личности, говорит Малкольм Гладуэлл.
В современном мире перед родителями одаренных детей стоит непростая задача. Академик Асмолов на вопрос, как бы он поступил, если бы у него был такой ребенок, ответил, что для него ключевым было бы семейное образование. «Я бы не отдавал ребенка ни в один ломбард, даже если этот ломбард называется «университет».
А вот взаимодействие со сверстниками, с детской субкультурой сегодня становится значимым, как никогда. Если раньше зоной ближайшего развития ребенка, по определению Выготского, той высоты, которую он может достигнуть, было общение со взрослыми, то сейчас она превращается в зону вариативного развития. Это те задачи, которые ребенок решает со сверстниками. Отрыв от них ведет к серьезным рискам для детского развития. Сегодня социальные сети развивают детей больше, чем общение со взрослыми.
— Появились культуры, в которых взрослая культура уже не может вести за собой развитие ребёнка. Сегодня в жизни мы перешли к этим ситуациям. Неслучайно в мире интернета мы называем себя цифровыми мигрантами, а дети там – цифровые аборигены. Как я, как цифровой мигрант, могу объяснить что-то цифровому аборигену, живущему в мире цифровой культуры? Сегодняшняя ключевая драма – это драма отставания учителей от учеников.
Одаренных детей надо нагружать другими сферами деятельности. Изучите с ним еще один иностранный язык, пусть ребенок займется музыкой или спортом, советуют специалисты. Самое главное, от чего предостерегают все, и психологи, и педагоги – чтобы родители не делали в развитии детей ставку на подготовку «олимпийцев» и не заставляли решать задачки по 15 часов в сутки. Это не путь, а мания самих родителей, которая убивает ребенка. Самая страшная болезнь 21 века – это болезнь лидерства, когда взрослые гонят детей во взрослые миры. Но детство – одно из самых великих достижений человечества и одна из самых больших ценностей. За него родители отвечают перед детьми лично.
«Не хочу больше этого зоопарка» Как сложились судьбы российских вундеркиндов
17 августа стало известно, что сдавшая ЕГЭ в восемь лет москвичка Алиса Теплякова не прошла на бюджет МГУ. Однако отец девочки уверен, что выбор сделан правильно, поэтому ребенок будет учиться платно. В МГУ подтвердили, что Евгений Тепляков подписал договор с вузом. Однако что будет с девочкой дальше — специалисты рассуждают осторожно. «Лента.ру» узнала истории других вундеркиндов — и их жизни складываются по-разному. Если одни занимают руководящие позиции раньше, чем их сверстники заканчивают второй курс вуза, то другие вспоминают о потерянном детстве или вовсе ломаются.
Девятилетняя Алиса Теплякова — далеко не единственный вундеркинд в России. За три года до ее поступления внимание журналистов привлекла семья Салиевых. У москвички Мадины Салиевой две дочери. Обе окончили школу в 11 лет, а уже в 12 поступили на бюджет в вуз. Салиева уверена, что для того, чтобы пройти школьную программу, ребенку не нужно тратить 11 лет жизни.
Успехи дочерей — Камиллы и Анниссы — во многом заслуга их матери. При этом по профессии Мадина Салиева — не педагог, а инженер-системотехник. Она начала заниматься с девочками, как только те родились. В два с половиной года Мадина научила их читать, а уже в пять отдала в школу. Старшая Камилла после седьмого класса перешла на свободное посещение и осваивала школьную программу дома с мамой, а младшая Аннисса занималась только дома.
В школе настороженно отнеслись к домашнему обучению Камиллы и попросили все-таки посещать первый класс. За девочкой наблюдали психолог и учителя. Когда оказалось, что первоклассница Камилла уже знает программу не только первого, но и третьего года обучения, ей стали предлагать «перепрыгивать» классы, проходя один учебный год за шесть месяцев.
Я решила их обучать сама, потому что хорошо знала школьную программу и у меня была возможность сидеть дома и заниматься с дочерьми. Я поняла, что могу не хуже, чем преподаватели, все объяснять детям. Дочери учились по сути один час в день, больше занималась я: готовила материалы, рисовала какие-то карточки, перелопачивала кучу литературы, чтобы объяснить интереснее, нагляднее, освежала в памяти школьную программу, чтобы, если ребенок спросит, быть готовой ответить
Ее старшая дочь Камилла завершила обучение в школе и вузе еще до того, как ей исполнилось 18 лет. Она вспоминает, что мать начала заниматься с ней чуть ли не с пеленок, как и с ее младшей сестрой. В семейном архиве даже есть видео, на котором маленькая Камилла лежит с соской, пока Мадина учит ее буквам.
Я лежу, а мама говорит «покажи букву А». И я показываю, — вспоминает она. — Мы любили играть в школу в детстве, и я всегда себе представляла, как буду учиться. Для меня учеба в школе была чем-то невероятным, очень туда хотела, поэтому уже в пять лет стала первоклассницей
Однако ожидания оказались сильно завышены: в первом классе пятилетней школьнице было скучно, как и ее матери в свое время. Ее одноклассники проходили простые как «два плюс два» примеры, в то время как Камилла уже могла решать несколько таких за раз. В результате программу 5-го и 6-го класса ей удалось пройти за год. Так же она «перескочила» 7-й и 8-й класс, а потом из 9-го сразу попала в 11-й. При этом с 7-го класса девочка была на домашнем обучении — все предметы ей преподавала мать.
В школе я училась хорошо, на пятерки. Не считая нескольких предметов, — говорит девушка. — Мне не особо давалось пение — нет слуха. И на труде я не доставала до педали швейной машинки
По словам Камиллы, она никогда не сидела за учебниками по десять часов в сутки. Свое детство она вспоминает как веселое: благодаря домашнему обучению было много свободного времени, которое она проводила во дворе — играла в вышибалы и в казаки-разбойники. Также Камилла успевала ходить в разные кружки и на секции: начиная с художественной школы и заканчивая капоэйрой — бразильским боевым танцем. «У них друзей больше, чем если бы они ходили в школу, — утверждает Мадина Салиева. — Везде по интересам».
В 11 лет Камилла получила школьный аттестат, а в 12 поступила в Московский государственный университет гражданской авиации (МГТУ ГА) на факультет прикладной математики. В семье Салиевых все технари: родители учились в МГТУ имени Баумана. Через 11 лет по стопам старшей пошла и младшая Аннисса.
В университете у меня вся группа была доброжелательной, — говорит она. — Ну, могли подкалывать — на парту «Растишку» положить, например. Это было смешно. Хотя изначально мало кто знал, что мне 12. Внешне я казалась немного взрослее, поэтому на первых порах одногруппники ничего не подозревали. Меня даже сделали старостой: первые года два я ходила разбираться за нашу группу в деканат
Однако после окончания вуза Камилле все же пришлось столкнуться и с минусами ускоренного обучения — оказалось, что обществу не так уж легко воспринимать вундеркиндов. В 17 лет она начала искать работу, однако работодатели не воспринимали ее всерьез. Камилле пришлось прибавить себе в резюме пять лет, чтобы по крайней мере попасть на собеседование. Только так ей удалось получить отклик.
Впрочем, на собеседовании Камилла рассказала, сколько лет ей на самом деле, и на работу ее приняли. В 19 лет она стала руководителем отдела аналитики и начальствовала над людьми, которые были намного старше ее самой. Сейчас Камилле 26 лет, и она менеджер продукта в одном из самых крупных банков страны. Ее младшая сестра Аннисса доучивается в вузе — ей еще нет 16.
«У меня не было других вариантов. Я была одинока»
Критики родителей, воспитывающих детей-вундеркиндов, часто напирают на то, что те лишь натаскивают их на ЕГЭ, в то время как школьную программу их подопечные осваивают лишь поверхностно.
Однако и до появления ЕГЭ были дети, которые показывали феноменальные результаты в учебе. Так, советский вундеркинд Ирина Полякова в пять лет прочитала 26 томов Жюля Верна, а уже в 14 поступила в МГУ на экономический факультет.
Как и в случае Салиевых, раннее развитие Поляковой — идея мамы-педагога. Однако, в отличие от Камиллы, Ирина не вспоминает свое детство как веселое и беззаботное. Полякова все время проводила за книгами. Родители воспитывали в строгости, а за пятерки никогда не хвалили — эта оценка считалась в их семье нормальной, тогда как другие просто не воспринимались как положительные.
Если бы я ходила в садик и на какие-то секции, дружила со сверстниками, то не факт, что учеба стала бы для меня единственной отдушиной, — говорит она «Ленте.ру». — Я училась так много и читала так много потому, что у меня не было других вариантов. Я была одинока, у меня не было братьев и сестер, не было друзей. (. ) В основном я сидела дома. Это было советское время: по телевизору показывали мультики два раза в день, не было ни компьютеров, ни интернета, ни друзей по играм
Ирина Полякова называет идеей фикс стремление ее родителей дать ей образование, жертвуя при этом общением со сверстниками. Специальной среды для одаренных детей тогда не было, поэтому Ирина фактически была вырвана из реальной жизни. «Очень важно уделять внимание кругу общения, который есть у ребенка, — говорит она. — Родители, как и многие советские люди, были сконцентрированы на результатах и достижениях, поэтому очень важно было хорошо учиться».
Гиперопека со стороны родителей не прекратилась в жизни Поляковой даже тогда, когда она уже училась в МГУ. Несмотря на то что Ирине было 14 лет, отец провожал ее до дверей вуза и встречал после пар. Ирина была уже подростком, у нее начали появляться друзья, и эти встречи она вспоминает как нечто «совершенно ужасное». «Они считали, что я еще маленькая. Учиться — большая, а все остальное — маленькая», — говорит Полякова.
В университете я скрывала возраст, — рассказала она. — Я сказала, что не хочу больше этого зоопарка, когда на меня все показывают пальцем, как будто я странная
В результате в 18 лет Полякова сбежала из дома и пошла работать. «Я считала дни, как Робинзон Крузо на необитаемом острове, до тех пор, пока мне исполнится 18», — признается она. Ирина Полякова сразу пошла работать, сняла квартиру, сдала на права и купила машину.
Сейчас она работает на двух работах и воспитывает сына. По второй специальности Полякова — психолог. «Я считаю, что 90 процентов людей приходят в психологию из-за своих собственных проблем, желания в себе разобраться и, возможно, помогать другим», — считает она.
Сыну Поляковой скоро исполнится 14 лет. Она не ждет от него никаких успехов в учебе и сверхдостижений: ни «перепрыгивания» через классы, ни золотой медали, ни красного диплома.
«Если бог что-то дал, то другое что-то забирает»
Именно честолюбие родителей — один из главных аспектов гениальности таких детей, считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург. Он уверен, что детей нужно развивать соизмеримо их возрасту, и никак иначе.
Чтобы постичь «Войну и мир» или «Преступление и наказание», нужен жизненный опыт. Тут все гораздо сложнее, чем просто выучил и ответил на вопрос ЕГЭ. (. ) И хотя папа Алисы Тепляковой говорит, что сэкономил девочке время, я считаю, что способности нужно расширять иными способами. Выучить три иностранных языка, например. Еще есть танцы, музыка. Как у Пушкина: блажен, кто смолоду был молод. Нужно развиваться не только в интеллектуальном, но и в социальном плане. Стать зрелым и адаптированным к жизни человеком
Евгений Ямбург отмечает, что, когда одаренные дети вырастают, их «гениальность», как правило, выравнивается, как это и произошло в случае Ирины Поляковой. Она ведет обычную жизнь и, судя по общению, вовсе не претендует на особое отношение. Однако Ямбург подчеркивает, что «обычно если бог что-то дал, то другое что-то забирает». Например, счастливое детство.
«К 35 годам вундеркинды превращаются в обычных, ординарных людей. Как в фигурном катании: взлет в 14-15 лет, а затем уровень выступлений снижается. Одаренность — она, в общем, как шизоидность. Не надо этого бояться. Но по собственному опыту знаю, что стремление реализовать свои комплексы на ребенке заканчивается довольно конфликтно», — уверен педагог.
«Обычным ординарным человеком» во взрослом возрасте стал и другой выпускник МГУ, 47-летний Данила П. Сейчас он работает художником по костюмам в кино и увлекается исторической реконструкцией — ведет обычную скромную жизнь, хотя в детстве ему прочили феноменальные успехи.
Несмотря на возраст, с социализацией у Данилы проблем не было. «Многие ребята с ним общались, некоторые даже дружили, он в вакууме точно не был», — вспоминают его однокурсники.
Однако нагрузка оказалось слишком сильной для 13-летнего ребенка, и постепенно он стал учиться на тройки. После специалитета журфака Данила П. пошел в аспирантуру в другой вуз, но диссертацию так и не защитил. Потом он работал милиционером, охранником, шил военную форму и наконец занялся реконструкцией.
«Как-то раз одна преподавательница журфака МГУ вызвала милицию: мальчишки во дворе играли в футбол и мячом разбили ей окно, — вспоминает инспектор курса, на котором учился Данила. — Каково же было ее изумление, когда позвонивший в дверь милиционер оказался ее бывшим студентом — тем самым Данилой, которого она учила на первом курсе!»
По мнению однокурсника Данилы журналиста Евгения А., истории Данилы и Алисы Тепляковой во многом похожи. «Из него пытались сделать что-то великое, как сейчас из этой бедной девочки, а в результате ничего из него не вышло», — резюмировал собеседник «Ленты.ру».
«Велик риск надлома»
Что же касается Алисы Тепляковой, то в прошлом месяце ей исполнилось девять лет. В интервью телеканалу РБК она рассказала, что в свободное от учебы время ей больше всего нравится играть — более чем нормальное желание для ее возраста. Однако 1 сентября этого ребенка ждет посвящение в студенты в главном здании МГУ на Ленгорах, а потом — пять лет специалитета на факультете психологии. При этом Алиса планирует завершить обучение за два года. Ее отец не сомневается — Алисе под силу и такое.
По мнению доктора политических наук, социолога Александра Чумикова — тоже, кстати, выпускника МГУ — наличие выдающихся способностей у ребенка не гарантирует успехов во взрослой жизни. По его словам, у таких вундеркиндов, как Данила П. и Алиса Теплякова, «велик риск надлома».
То, что сейчас Алиса обладает лучшими способностями по сравнению со своими сверстниками, вовсе не означает, что такое соотношение сохранится и в дальнейшем. По мере взросления она может сравняться по уровню с ровесниками. Подобных случаев немало
Более того, Чумиков убежден, что официальное образование Алисе пока не нужно, поскольку работать она все равно не сможет (ее отец заявлял, что дочь сама решит, хочет она работать или нет). Если Алиса получит диплом за два года, то на момент окончания вуза ей будет не больше 11 лет.
Алиса будет учиться на психолога, — рассуждает Чумиков. — В усредненном варианте это специалист, который рассчитывает на клиентуру из не самодостаточных, слабых людей. Тех, кому нужна посторонняя помощь. Представьте, взрослый человек приходит за психологической помощью: «Доктор, что мне делать?» А перед ним сидит ребенок. В идеале человек должен развиваться без этого: на основе жизненного опыта, приобретенных контактов
В МГУ заявили, что если Алиса поступит, то для нее обеспечат все необходимые условия. Ректор вуза Виктор Садовничий даже предложил выделить девочке педагога-психолога. До поступления Алисы таких юных студентов в МГУ не было. В пресс-службе психфака «Ленте.ру» уточнили, что самым молодым первокурсникам сейчас 16-17 лет.
«И вот эта маленькая девочка ходит среди взрослых студентов, пусть даже они ее опекают. Конечно, она не будет чувствовать себя там полноценно. Это очевидно», — считает заслуженный педагог Ямбург.
Эксперт Общенационального народного фронта, директор Фонда «Национальные ресурсы образования» (НРО) Татьяна Половкова также предрекла Алисе проблемы во время обучения на психфаке. По ее словам, отменить возрастную психологию нельзя. Девятилетней девочке так или иначе будет сложно учиться среди людей, которые вдвое старше нее. Однако отец девочки уверен, что общение со сверстниками к образованию вообще никакого отношения не имеет.
Вопросы обучения в институте не имеют никакого отношения к кругу общения. Что она должна делать среди студентов? Пить с ними вместе? Что ей будет сложно делать среди студентов? Она идет в МГУ учиться. Учиться! Социализация у нее по возрасту. Поэтому я не вижу проблемы
Помимо Алисы в семье Тепляковых еще шестеро детей: Хеймдалль, Лейя, Терра, Айлунг, Фейлунг и Тесей. Семилетний Хеймдалль, второй по старшинству ребенок, в 2021 году получил аттестат за 9 класс. Мальчик будет идти на ЕГЭ в зависимости от того, «потянет или нет», говорят родители.
Как бы то ни было, вряд ли второй раз внимание прессы к семье будет приковано столь сильно. Но то, что за успехами (как и за неудачами) Алисы еще какое-то время будет следить вся страна, — можно сказать наверняка.