с какими вопросами обращаются в роспотребнадзор
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
По каким вопросам можно обратиться в Роспотребнадзор?
По каким вопросам можно обратиться в Роспотребнадзор?
Роспотребнадзор всегда на слуху. Но истинная причина все же в том, что эта Служба выполняет действительно важные функции. В том числе в жилищно-коммунальной сфере.
Компетенция Роспотребнадзора – это надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Иными словами, контроль за выполнением предписаний двух законов, составляющих правовую основу деятельности Службы: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. и Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.
В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органами исполнительной власти субъектов. Такими органами являются региональные Государственные жилищные инспекции. Их деятельность координируется Правительством РФ.
Однако Роспотребнадзор так же обладает некоторыми полномочиями в жилищно-коммунальной сфере. Условно их можно разделить на полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и сфере защиты прав потребителей.
Санитарно-эпидемиологический контроль
Вы можете обратиться в Роспотребнадзор по таким санитарным вопросам, как: нарушение правил вывоза и хранения ТБО (и т.д.)
Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
В общем видеполномочия Роспотребнадзора в этой сфере указаныв статье 40 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме к компетенции Службы относятся:
1. Привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Обращение в Роспотребнадзор
Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается в оказании услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, а также взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах нередко указываются неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях. Кроме того, часто управляющие компании не надлежаще исполняют свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
3. Вступление в рассмотрение судом дела по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей ЖКУ.
Кроме того, Роспотребнадзор оказывает правовую поддержку, консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию. Иными словами, вам могут оказать практическую помощь в составлении претензии или искового заявления по тому или иному вопросу.
Как и по каким вопросам можно жаловаться в Роспотребнадзор
Роспотребназдор является одним из наиболее известных государственных органов, поскольку его деятельность напрямую связана с правами рядовых граждан.
В компетенцию учреждения входят вопросы, связанные не только с обеспечением санитарно-эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей, но и в исключительных случаях – это вопросы жилищно-эксплуатационного регулирования.
Согласно действующему законодательству, Роспотребнадзор обязан принять жалобу от любого гражданина и, если она оформлена верно и правильно определена подведомственность, принять соответствующие меры по отношению к нарушителю.
По каким вопросам можно обращаться (жаловаться) в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением правил, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством, законом о защите прав потребителей, в том числе связанным с нормативно-правовым регулированием качества обслуживания.
Жалоба в Роспотребнадзор подается в случае, если:
1. Не соблюдаются правила санитарно-эпидемиологического регулирования:
2. Нарушаются правила, предусмотренные ЗоЗПП.
Также в объем функций органа входят обязанности:
Нарушение закона о защите прав потребителей
Наибольшее число обращений в Роспотребнадзор связаны с нарушением закона о защите прав потребителей, поскольку указанная сфера очень обширна.
Граждане вправе отстоять свою правду если (перечень не является исчерпывающим):
Важно понимать, что в рамках закона потребитель может добиться справедливости, а также привлечь к наказанию следующие организации:
Порядок обращения в Роспотребнадзор
Для того, чтобы орган принял заявление, гражданину необходимо соблюсти определенные условия и порядок:
Подача заявления в Роспотребнадзор для установления истины может быть осуществлена:
Как должна быть оформлена претензия в Роспотребнадзор
По общему правилу, прежде чем обратиться за помощью в Роспотребнадзор, потребитель, чьи права были нарушены должен попытаться урегулировать спор посредством претензии, которая отражает следующие моменты:
1. Наименование организации, допустившей нарушение законодательства;
2. ФИО заявителя, адрес его проживания, контактные данные;
3. Наименование документа – «Претензия»
4. Максимально полное описание события, повлекшего ущемление права, с указанием:
• Данных сотрудника, допустившего неисполнение законодательства;
• Данных о документах (чеки, выписки, счета, фактуры);
5. Указание на статью закона, которая обеспечивает торжество правоты заявителя;
6. Прошение, требование принять меры по устранению проблемы;
При передаче претензии нарушителю необходимо учесть следующие нюансы:
Жалоба в Роспотребнадзор
Если потребителю не удалось самостоятельно добиться правосудия и возмездия, то следует обратиться в Роспотребнадзор с жалобой, которая должна содержать следующие пункты:
С какими вопросами обращаются в роспотребнадзор
Уважаемые пользователи! В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322,
Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Во избежание увеличения сроков рассмотрения обращений
(с учетом пересылки обращения по компетенции), а также ввиду значительного количества обращений, перенаправляемых по компетенции
из центрального аппарата в территориальные органы Роспотребнадзора,
рекомендуем направлять обращения непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора,
который наделен полномочиями осуществлять проверочные и контрольно-надзорные и др. мероприятия
и расположен по месту Вашего жительства или по месту нахождения организации, нарушившей Ваши права.
Перенаправляются по компетенции в территориальный орган Роспотребнадзора (в течение семи дней со дня регистрации)
обращения, которые, как правило, ранее не поступали в центральный аппарат Роспотребнадзора
и по которым ранее не принимались решения в территориальных органах.
Основные вопросы обращений, которые, как правило, направляются на рассмотрение в центральный аппарат Роспотребнадзора:
— Обращения по вопросам обжалования действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Роспотребнадзора;
— Обращения по вопросам обжалования действий (бездействия) руководителей и заместителей руководителей территориальных органов (подведомственных организаций) Роспотребнадзора;
— Повторные обращения по результатам рассмотрения обращений, по которым ранее принимались решения руководителями (заместителями руководителей) территориальных органах Роспотребнадзора;
— Обращения по вопросам получения разъяснений относительно применения положений законодательных и нормативно-правовых актов по основным направлениям деятельности Роспотребнадзора;
— Предложения по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов по основным направлениям деятельности Роспотребнадзора;
— Предложения по совершенствованию деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и подведомственных организаций.
С какими вопросами жители области обращались в Управление Роспотребнадзора в 2020 году?
С учётом неблагополучной ситуации по новой коронавирусной инфекции 87% обращений (в 2019 году 65%) поступило в формате почтового отправления и электронного документа, включая обращения на Единый портал Роспотребнадзора для подачи обращений граждан.
Все обращения рассмотрены в установленный законом срок. По статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц Управления административные дела не возбуждались.
Средний показатель активности населения области (количество письменных обращений на 1 000 жителей) составил – 8,1 (2019 – 5,5, 2018 – 4,7).
Из общего числа поступивших письменных заявлений признаны обоснованными и относящимися к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора – 6514 обращений.
По результатам рассмотрения письменных обращений Управлением в пределах полномочий приняты меры, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, а также на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, в т.ч.:
— по 6082 обращениям заявителям разъяснены нормы действующего законодательства в пределах установленной компетенции, в том числе порядка трети обратившимся в связи с имущественными спорами разъяснены права и порядок обращения в судебные органы, а также возможность участия Управления в судебной защите на стороне потребителя;
— по 149 обращениям организованы и проведены предварительные проверки поступившей информации;
— по 63 обращениям организованы и проведены внеплановые проверки, административные расследования и контрольные закупки. По итогам проверочных мероприятий в 65% случаев указанные в обращениях факты подтвердились. За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей хозяйствующие субъекты привлечены к административной ответственности (составлено 49 протоколов об административной ответственности). В целях устранения выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих правонарушениям, хозяйствующим субъектам направлено 97 предписаний и представлений. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 149 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Осуществляется контроль их исполнения.
С целью реализации полномочий по защите в судебных органах, нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей, специалистами Управления подано в суд 34 иска, из них 17 в интересах неопределенного круга потребителей, 8 в защиту отдельных потребителей и 9 в защиту группы потребителей. Из рассмотренных судами 11 дел, удовлетворено в пользу потребителей 11 (100%) на общую сумму 1 443,0 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 361,0 тыс. рублей.
Дано 143 заключения по делам в защиту прав потребителей. Из 115 (80,4%) гражданских дел, рассмотренных в 2020 году, по 96 делам судами удовлетворены требования потребителей на общую сумму 1 883,0 тыс. рублей, в т.ч. 523,0 тыс. рублей составила компенсация морального вреда.
По 634 обращениям проведена соответствующая превентивная работа, в результате чего требования потребителей на общую сумму около 3 млн. рублей удовлетворены хозяйствующими субъектами в досудебном порядке.
В ходе личных приемов уполномоченными должностными лицами приняты и поставлены на контроль с целью принятия исчерпывающих мер реагирования 6 письменных обращений граждан. 64 заявителя остались удовлетворены устными разъяснениями.
В ходе проведения тематических «горячих линий» по телефону проконсультировано около 7 тысяч человек.
В целях дополнительного разъяснения вопросов санитарно-эпидемиологического характера и защиты прав потребителей Управление продолжает размещать актуальную информацию для интернет-активного населения региона в социальной сети «Instagram».
Инфографика на основе данных Управления, выполненная интернет-порталом «Клопс», доступна по ссылке.
Управление напоминает!
Консультации по телефону специалистами Управления Роспотребнадзора по Калининградской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» проводятся в соответствии с режимом работы: в рабочие дни с 09.00 до 16.00 часов (перерыв с 12.00 до 13.00 часов).
Звонки с мобильного или городского телефона, зарегистрированного в Российской Федерации и находящегося на территории страны, являются бесплатными. Звонки, поступающие с номеров, зарегистрированных в других государствах, оплачиваются в соответствии с тарифами на международные вызовы.
Консультации в пределах компетенции Службы оказываются в устной форме, письменные ответы не предоставляются.
Когда потребители обращаются в Роспотребнадзор и стоит ли бояться жалоб?
Справедливо или несправедливо, но потребители иногда бывают недовольны. Если их претензию не рассмотреть или не удовлетворить, то они могут заявить предпринимателю: «Я буду жаловаться!»
Стоит ли бояться таких угроз? Как часто потребители обращаются в Роспотребнадзор и какие последствия у жалоб? Об этом читайте в статье.
Что говорит статистика
Статистика показывает, что с каждым годом количество обращений граждан с жалобами в Роспотребнадзор растет. Так, например, если в 2016 году в центральное ведомство Роспотребнадзора обратилось 24,8 тыс. потребителей, то в 2020 году уже 90,5 тыс. Аналогичная картина и с жалобами в территориальные органы Роспотребнадзора: в 2016 году туда поступило 582,5 тыс. жалоб, а в 2020 году 869 тыс. Наибольшее число жалоб зафиксировано в Москве (102 тыс.), в Санкт-Петербурге (66 тыс.) и в Московской области (60,5 тыс.).
Надо отметить, что на рост количества обращений в 2020 году повлияла, в том числе, пандемия. Так, 42% жалоб касались вопросов эпидемиологического надзора в связи с распространением COVID-19. Вопросы защиты прав потребителей составили 31%, санитарного надзора ― 21%.
Иногда недовольные потребители не пишут жалобу, а обращаются в Единый консультационный центр Роспотребнадзора, который ведет работу на русском, английском и китайском языках. Так, в 2020 году этот Центр обработал около 3,5 млн. звонков. Специалисты Центра могут порекомендовать потребителю обратиться в суд, тогда жалобы в Роспотребнадзор не будет, но последствия для предпринимателя тоже будут малоприятными.
Если потребитель обратился в Роспотребнадзор с жалобой
Когда человек обращается с жалобой в Роспотребнадзор, то возможны варианты развития событий:
Потребитель получает отказ от Роспотребнадзора
Довольно часто можно услышать от потребителей, что они обратились в Роспотребнадзор с жалобой на предпринимателя, но от контролирующего органа пришел отказ. Объясняется это тем, что человеку без юридического образования трудно разобраться в требованиях, которые предъявляются к подаче жалоб. Обращаться за помощью в юридические фирмы люди не хотят ― их услуги дороги.
Чаще всего потребители получают отказ от Роспотребнадзора, потому что:
Это бывает, когда вывеска магазина или заведения общепита не совпадает с наименованием компании либо их адрес не совпадает с юридическим адресом фирмы. Например, потребитель, недовольный обслуживанием в кафе «У Марии» по ул. Лесной 1, так его и обозначил в жалобе ― «Кафе ”У Марии”, расположенное по ул. Лесной, 1». Но это кафе принадлежит ООО «Альфа», у которого целая сеть кафе и столовых. Кроме того, юридический адрес компании не совпадает с адресом кафе, которым не доволен жалобщик. Поскольку потребитель неверно указал и наименование компании, и ее юридический адрес, то Роспотребнадзор направил ему отказ.
Если потребитель не представит доказательства, что он отправил претензию предпринимателю, а тот оставил ее без рассмотрения либо отказался удовлетворить, то Роспотребнадзор не имеет права проводить внеплановую проверку предпринимателя ― подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Если жалоба потребителя оформлена правильно, то Роспотребнадзор назначает внеплановую проверку предпринимателя.
Роспотребнадзор приходит к предпринимателю с внеплановой проверкой
О внеплановой проверке Роспотребнадзор должен предупредить предпринимателя за 24 часа до ее начала. Без предупреждения проверяющие могут явиться, только если есть угроза жизни и здоровью людей ― ч. 16 ст. 10 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Что грозит предпринимателю, если жалоба подтвердится
Если проверка подтвердит, что предприниматель нарушил права потребителей, ему может грозить:
— приостановление деятельности на срок до 90 дней;