с какими сложностями в деятельности сталкивается студенческое самоуправление в своей деятельности
Студенческое самоуправление как фактор повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Студенческое самоуправление как фактор повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Современный специалист должен обладать такими важными умениями, как умение работать в команде, умение принимать коллективные решения.
В процессе обучения студентов в колледже и в высшей школе такой навык формируется посредством студенческого самоуправления.
Студенческое самоуправление – форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности колледжа или высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды деятельности. Целью студенческого самоуправления является: создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сферах и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.
Задачи, возникающие в процессе достижения цели:
-всесторонняя поддержка студенческих коллективов;
-совершенствование механизма студенческого самоуправления;
-правовая, информационная, методическая и иная ресурсная поддержка органов
формирование общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи,подготовка предложений администрации, государственным органам и общественным объединениям по проблемам, затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации;
— внесение предложений в администрацию учебного заведения, органы государственной власти по студенческой и молодёжной проблематике;
-организация сотрудничества с другими молодёжными организациями своего региона а также с международными организациями
На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.
Наиболее лучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.
В результате грамотно организованной работы достигаются следующие цели:
-развитие и совершенствование образовательно-воспитательного процесса на основе современных инновационных технологий;
-содействие в решении организационных, культурологических, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;
-создание условий, способствующих формированию у студентов персональных личностных и деловых качеств, необходимых для максимальной их самореализации на современном рынке труда.
-повышение конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда
Основными заданиями органов студенческого самоуправления являются:
-обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности относительно организации учебного процесса;
-содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;
-содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;
-организация сотрудничества со студентами других учебных заведений и молодежными организациями;
-непосредственное участие студентов в реализации государственной молодежной политики;
-привлечение студентов к трудовой деятельности в свободное от учебы время (совместно с администрацией);
-координация деятельности старостата, классных руководителей групп, студенческого профкома и т.д.;
-проведение вечеров отдыха, конкурсов, КВН, посвящения в студенты, выпускных вечеров, недель (декад) специальности и т.д.;
-организация надлежащего быта, отдыха и досуга студентов в общежитиях и содействие соблюдения студентами правил внутреннего порядка вместе с администрацией, отделом воспитательной работы, хозяйственной службой, комендантами общежитий;
-участие в работе по организации соревнований на образцовые комнаты, этажи, общежития;
-представительство позиций своих членов перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, руководством колледжа, общественными и политическими структурами, которые имеют влияние на принятие решений, которые непосредственно касаются студенческой молодежи;
-содействие привлечению студенческой молодежи к активному участию в политической, экономической и социальной жизни университета и города;
-проведение независимых социологических опросов по вопросам, значимым для студенческой молодежи;
-сотрудничество с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и заключение с ними соглашений;
-содействие трудоустройству выпускников;
-обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;
Студенческое самоуправление появилось достаточно давно, и было заимствовано из стран зарубежья, но развиваться быстрыми темпами начало только сейчас. Это связано с событиями происходящим в стране и властью, которая сейчас управляет государством, а также многими другими немало важными факторами.
Студенты выражают заинтересованность в работе по данному направлению, что является несомненным положительным фактором.
Органом студенческого самоуправления является студенческий совет
-осуществляет контроль за результатами успеваемости и посещаемости в группах;
-участвует в подведении итогов соревнований между учебными группами;
-организует: участие в предметных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, занятость обучающихся в предметных клубах, секциях и кружках.
Служба контроля за успеваемостью обязана:
-ежемесячно составлять сводку успеваемости и посещаемости в группах и выступать с отчетом на заседаниях ;
-осуществлять контроль работы учебных секторов групп со студентами, которые не успевают по предметам и имеют много пропусков;
-работать в тесном сотрудничестве с классными руководителями;
-способствовать повышению активности обучающихся в участии в предметных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, предметных кружках, клубах и секциях, используя систему морального и материального стимулирования.
В связи с этим, служба контроля за успеваемостью студенческого Совета имеет право:
-принимать участие в решении вопросов о награждении или материальном поощрении студентов;
-принимать участие в решении вопросов об отчислении студентов;
-участвовать в подведении итогов рейтинга групп;
-приглашать для отчета на заседания студенческого Совета учебный сектор или старост групп, а также неуспевающих, прогульщиков и их родителей,
-выступать с предложениями по улучшению организации образовательного процесса;
-участвовать в разрешении конфликтных ситуаций между обучающимися и преподавателями.
Это одно из наиболее важных направлений деятельности студенческого самоуправления, его эффективная реализация позволяет существенно повысить качественные показатели учебно-воспитательной работы.
«Типичные ошибки органов студенческого самоуправления и рекомендации по уменьшению их влияния на деятельность органов студенческого самоуправления»
«Типичные ошибки органов студенческого самоуправления и рекомендации по уменьшению их влияния на деятельность органов студенческого самоуправления»
На пути создания студенческих активов сегодня возникает немало трудностей, вызванных как объективными, так и субъективными причинами. Среди проблем, с которыми сталкиваются органы студенческого самоуправления следующие:
1. Невнимание общества к процессу демократизации в учебных заведениях.
2. Низкий уровень демократической культуры в обществе: незаинтересованность в общественной деятельности, безынициативность, отсутствие чувства коллектива, команды, негативное отношение основной массы студентов к социально-значимой деятельности.
3. Недемократичность управления образованием: отсутствие заинтересованности администрации учебного заведения в деятельности органов студенческого самоуправления, ее пассивность и желание всецело контролировать процесс.
4. Отсутствие положительной мотивации: нет поддержки и понимания со стороны администрации, положительного отклика на проведенную работу со стороны коллектива студентов и педагогов, материального стимула.
5. Недостаточность нормативно-правовой базы, нечетко сформулированные цели и задачи органов студенческого самоуправления в конкретном учебном заведении.
6. Плохая информированность студентов о деятельности органов студенческого самоуправления в конкретно взятом учебном заведении и о потенциальных возможностях развития молодежи в Самарской области и о способах вовлечения ее в социальную практику.
7. Личный фактор: боязнь ответственности, зависимость от общественного мнения, неуверенность в себе, неумение рационально планировать свое время и сочетать учебную нагрузку с общественной деятельностью.
Кроме того, во многих учебных учреждениях при запуске и функционировании той или иной модели студенческого самоуправления допускаются определенные ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда приводят к противоположным, то есть негативным результатам. Например, при выборах студсовета «демократическим путем» в его состав попадают в основном старшекурсники с явно выраженным отрицательным лидерским потенциалом. Руководитель, из благих побуждений включивший демократические процедуры в своем учебном заведении, в ужасе: «Что делать? Как быть с таким студсоветом?» Возникают и другие, более радикальные вопросы: «А нужно ли нам самоуправление?» и т. п. Чтобы не задавать себе эти и подобные вопросы уже после состоявшегося факта, следует еще на стадии проектирования той или иной модели студенческого самоуправления предусмотреть возможные «риски» и, изучив имеющийся опыт, предпринять определенные шаги, которые позволят избежать следующих серьезных ошибок.
Рекомендации: Возьмите себе за правило лозунг: «Честность – лучшая политика». Всегда согласовывать с администрацией планы студенческого самоуправления и их изменения.
Рекомендации: В локальный нормативный акт, регулирующий деятельность студенческого самоуправления в вашем учебном заведении, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку и конкурсы красоты), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству прилегающей территории, ремонте учебных аудиторий и т. д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности. Кроме того, данные нормативные документы должны подтвердить полномочия органов студенческого самоуправления решать более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания. Нужна систематическая разъяснительная работа со всеми категориями учащихся (да и педагогов тоже) по объяснению единства прав и обязанностей.
Эта ошибка достаточно широко распространена и может приводить к очень тяжелым последствиям. Во-первых, такая закрытая модель приводит к появлению «звездной болезни» у тех молодых людей, кто входит в органы самоуправления. Во-вторых, такая модель приводит к длительному противостоянию актива и коллектива. Лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся, ориентируются на администрацию, стараются быть похожими на ее представителей и преследуют исключительно корыстные цели, карьерный рост, например. Понятно, что большинству студентов не нужно такое самоуправление, потому что оно ничего не делает для них. Отсюда и берет исток отрицательное отношение не только к студенческому активу, но и к социально-значимой деятельности в целом.
Рекомендации: Преобразуйте «закрытый» характер студенческого самоуправления, сделайте его прозрачным и открытым для всех студентов независимо от оценок в «зачетке» и членства в различных общественных организациях или неформальных объединениях.
Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед рядовыми студентами.
Создайте в учебном заведении широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, локальные СМИ о деятельности органов студенческого самоуправления.
Ошибка 5. Отсутствие систематической работы по отбору (выявлению) и подготовке актива студенческого самоуправления. Невозможно ожидать (а тем более требовать) от молодых людей серьезной организационной работы в качестве активистов студенческого самоуправления без соответствующей методической и психологической подготовки. Еще до запуска вашей модели студенческого самоуправления следует подумать над системой подготовки актива (кто это будет делать, как вы будете выявлять таких студентов, по каким программам, где и когда будет проходить лидерская подготовка и т. д.). На все эти и многие другие вопросы, связанные с формированием и обучением актива, необходимы конкретные ответы еще на стадии разработки модели самоуправления.
Рекомендации: Разработайте систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае выпуска студентов, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая поддержать традиции ученического самоуправления.
Постоянно обновляйте программы и методы подготовки студенческого актива. Создайте институт советников из числа преподавателей, которые будут участвовать в обучении студенческого актива.
Рекомендации: Согласовать график использования кабинета, который вы предполагаете оборудовать для работы того или иного органа студенческого самоуправления. Выделить в расписании специальные часы для работы органов студенческого самоуправления. Причем это должно быть конкретное время для каждой структуры органа студенческого самоуправления.
Разработать и согласовать разумную систему льгот по посещаемости и успеваемости для студентов-активистов. Во многих учебных заведениях она существует негласно, сделайте ее официальной и обязательной как для студентов, так и для преподавателей, кураторов, комендантов и т. д.
Ошибка 7. Чрезмерное увлечение масштабными моделями студенческого самоуправления. Используя такие модель, вы обречены создавать огромный административный аппарат. А где обычный «рядовой» студент? Кем управляют эти массы руководителей различного ранга? Кто их контролирует, и перед кем они отчитываются о своей работе?
Рекомендации: Использовать такие сложные и масштабные модели только в исключительных случаях: а) если ваше учебное заведение крупное, со сложной административной структурой, объединяющей несколько профилей; б) если ваша система самоуправления функционирует давно и успешно, и требуется новая струя.
«Только так, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру». ()
Список использованной литературы
1. Резолюция всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления от 01.01.01 года.
2. Резолюция III всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления от 7 ноября 2007 года.
3. Резолюция Всероссийского семинара руководителей органов студенческого самоуправления от 01.01.01 года.
4. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации.
5. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации
6. Письмо МО РФ от 2 октября 2002 г. №/ «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации».
8. Методические рекомендации органам студенческого самоуправления Волгоградской области. – Волгоград: Российский союз молодежи, 2009. – 42 стр.
Ассистент преподавателя кафедры менеджмента Волгоградского кооперативного институту
Проблемы студенческого самоуправления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования – изучить пути успешного решения проблем студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Объект исследования – студенческое самоуправление в современном ВУЗе.
Предмет исследования – проблемы студенческого самоуправления в современном ВУЗе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить в научной литературе сущностные характеристики понятия «студенческое самоуправление».
Определение понятия, субъектов, целей и задач студенческого самоуправления.
Определение признаков и принципов студенческого самоуправления.
Выявление и исследование проблем студенческого самоуправления.
Разработка рекомендаций по решению проблем студенческого самоуправления
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основания студенческого самоуправления
Понятие, цели и задачи студенческого самоуправления……. 5
Сущностные характеристики студенческого самоуправлении..…7
Формы студенческого самоуправления……………………. …. 12
Глава 2. Проблемы студенческого самоуправления в России
2.1. Условия студенческого самоуправления……………………………14
2.2. Накопленный отечественный и зарубежный опыт по решению проблем студенческого самоуправления……………………………………. 20
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………. 30
Список литературы………………………………………
Файлы: 1 файл
Проблемы студенческого самоуправления.doc
1.3. Формы студенческого самоуправления
В Российской Федерации в настоящее время выработаны четыре формы студенческого самоуправления:
1. Общественное объединение студентов данного образовательного учреждения;
2. Общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом ректора или договором);
3. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой деятельности;
4. Отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждение (статус организации определяется соглашением) [11, с. 3].
Федеральное агентство по образованию определяет следующие формы студенческого самоуправления:
— первичные профсоюзные организации студентов;
— студенческие комиссии объединенных первичных профсоюзных организаций;
— другие студенческие общественные объединения, действующие в соответствии с ФЗ от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
— студенческие советы, формируемые на основании Примерного положения о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования, одобренного 29.09.2006г. на заседании Совета по вопросам развития студенческого самоуправления [12, с. 5].
Наиболее полно формы организации студенческого самоуправления отражены в книге «Студенческое самоуправление. Методические рекомендации. Ч.1» РнД, 2004 г. [13, с. 2].
Федеральное агентство по образованию в инструктивном письме «О студенческом самоуправлении» указывает [12, с. 6]:
«Органами студенческого самоуправления являются выборные органы действующих форм студенческого самоуправления (советы, комитеты, бюро и др.)». При этом, «система студенческого самоуправления формируется обучающимися самостоятельно с учетом особенностей образовательного учреждения и сложившихся традиций. Органы управления образовательного учреждения обязаны содействовать развитию системы студенческого самоуправления и координировать ее работу».
Глава 2. Проблемы студенческого самоуправления в России
2.1. Условия для студенческого самоуправления
Одним из важнейший и обязательных условий совершенствования воспитательной работы в ВУЗе является развитие системы студенческого самоуправления. Эта система должна в полной мере отвечать демократическим традициям каждого конкретного ВУЗа и российской высшей школы и распространяться на все виды студенческой жизни от интеллектуальной и творческой до бытовой [3, с. 11].
На протяжении последних пять лет в Российской Федерации идёт активная дискуссия о развитии студенческого самоуправления в ВУЗах страны. Однако сколько бы ни было споров, но никто не сможет отрицать, что квалифицированная работа органов студенческого самоуправления приносит неоценимую пользу, как для самих студентов, так и для руководства учебного заведения [7, с. 26].
На сегодняшний день обозначились три основные проблемы в организации студенческого самоуправления:
— отсутствие заинтересованности студентов;
— отсутствие инноваций при разработке плана работы органов студенческого самоуправления;
— отсутствие чёткой структуры и организации в работе органов студенческого самоуправления.
Так, 24,0% студентов считают, что могли бы участвовать в студенческом самоуправлении, но не хотят этим заниматься; каждому десятому оно совсем безразлично. Давая в большинстве своем (59%) негативную оценку состоянию самоуправления в ВУЗе, 51% студентов считает, что его развитие сдерживается их собственной неподготовленностью, причём значительная часть и не хочет предпринимать каких-либо личных действий для изменения сложившегося положения. Крайне скептически относятся респонденты к возможности внедрения подлинного самоуправления. Свыше половины из них считают, что в ВУЗе может быть только ограниченное самоуправление [16].
И практических примеров в подтверждение этим проблем – множество.
В ряде ВУЗов администрация работает, не прислушиваясь к мнению обучающихся по поводу таких принципиальных вопросов как участие студентов в работе стипендиальных комиссии факультетов, предложения в разработке учебных планов, участие в управлении учебным процессом и т.д.
Чтобы узнать, как выглядит студенческое самоуправление в постсоветской России, в июне 2009 года в Петербург приехали члены Студенческого совета Университета Хельсинки. Их встреча с представителями петербургского студенчества состоялась 14 июня в офисе Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы.
В России нет отдельного закона, который определял функциониров ание органов самоуправления студентов. В ВУЗах такие органы зачастую либо создаются «сверху», указом ректора или декана. Смысл существования студенческих организаций заключается в том, чтобы отстаивать перед администрацией ВУЗов права и интересы студентов в социальной сфере и вопросах, связанных с обучением. На практике же ректораты охотно уступают студенческим советам проведение «культурно-массовых мероприятий», а реальное влияние на учебный процесс, формирование расписания, социальное обеспечение остается для них недоступным. Российские студенческие организации, таким образом, чаще всего не в состоянии обеспечить эффективное посредничество между студентами и ректоратом и защиту студенческих прав.
Хрестоматийным примером стала история социального факультета Московского Государственного Университета (МГУ), где мощное движение за повышение качества образования началось с требования более дешевых обедов в столовой. Невзирая на широкую общественную поддержку, борьба студентов главного столичного ВУЗа, которая тянется с 2006 года, не принесла видимых результатов: питание подешевело, но программа обучения не изменилась, наиболее активные члены движения протеста отчислены. Показательно, что действовавший на факультете студенческий комитет не только не поддержал выступления недовольных, но и пошёл на сотрудничество с деканатом в их преследовании.
Пример очень яркий: цены в факультетском кафе действительно высокие, качество образования действительно низкое – а студенческий комитет молчит и, более того, протестующие оказываются в меньшинстве. Почему это происходит? Причин можно назвать много. Лидер протестного движения студентов социального факультета Олег Журавлев в своем выступлении на «Эхе Москвы» сказал, что студенты пассивны, потому что не видели примеров успешных результатов протеста и не верят в эффективность таких действий.
Социолог Михаил Соколов в статьях polit.ru убедительно показывает более глубокие причины студенческой пассивности на социальном факультете МГУ: «молчаливое большинство» студентов факультета приходит туда только за тем, чтобы получить диплом о высшем образовании. Эти дети обеспеченных родителей, которых не волнуют цены в студенческом кафе, для них повышение качества образования и, соответственно, требований к подготовке на семинарах и экзаменах представляет скорее угрозу, чем благо (по терминологии Соколова, «студенты класса С») [19]. Думается, верно, и то, и другое, и верно не только для социального факультета МГУ, но и для других ВУЗов страны.
Очевидно, что для эффективного функционирования студенческого самоуправления в первую очередь необходимы две составляющие: студенческая активность и готовность администрации ВУЗа к сотрудничеству.
Существует и другая проблема. Органы студенческого самоуправления способны влиять на учебную программу, но весьма ограничены их возможности в социальной сфере – материальных и административных ресурсов.
Органы студенческого самоуправления могут только настойчиво напоминать администрации университета о нуждах студентов.
Другая важная проблема – это кадры. Студенты должны много времени и сил уделять учебе и многие вынуждены работать, чтобы обеспечить себя. Времени на другие заботы остается мало. Кроме того, срок обучения в среднем составляет 5 лет, и получается, что даже те, кто смог найти время и силы для участия в Совете, должны покидать его, едва только накопив достаточно опыта и навыков для эффективной работы [20].
Ещё одним ярким примером, отображающим условия, в которых существует нынешнее студенческое самоуправление, является Совет слушателей Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСП).
Для эффективного функционирования студенческого самоуправления в первую очередь необходимы две составляющие: студенческая активность и готовность администрации ВУЗа к сотрудничеству. В результате удачного совпадения этих факторов в 2008 году возник Совет слушателей Европейского университета в Санкт-Петербурге. Совет слушателей (студенты вынуждены называть себя слушателями в силу юридических особенностей статуса университета) создавался снизу, по инициативе группы слушателей нескольких факультетов, как механизм двустороннего действия: представительства интересов слушателей и их мобилизации в случае необходимости.
Первый пункт подразумевает влияние на образовательные программы и условия обучения и решение проблем слушателей в социальной сфере, второй – организацию слушателей для воплощения в жизнь их собственных инициатив и для участия в университетских мероприятиях. Получить место в Ученом совете ЕУСП слушателям удалось без труда, хотя было позволено присутствие только одного представителя с правом совещательного голоса. Совету высылаются два ознакомления некоторые важные для судьбы университета документы, к его мнению, кажется, прислушиваются. Были воплощены некоторые давно зревшие проекты – например, организовано и запущено преподавание второго иностранного языка силами Совета и при моральной поддержке ректората.
Несмотря на относительное благополучие в отношении двух названных камней преткновения студенческого самоуправления в России, за год работы у Совета слушателей ЕУСП выявились другие проблемы, также общие для всех студенческих организаций.
Совет слушателей способен влиять на учебную программу, но, увы, весьма ограничены его возможности в социальной сфере – материальных и административных ресурсов, чтобы организовать службу социальной поддержки слушателей, у него нет. Он может только настойчиво напоминать администрации университета о нуждах слушателей и необходимости такой службы.
В Петербурге предпринимаются попытки организовать студентов на уровне городской власти. В 1998 г. При администрации Санкт-Петербурга создан Городской студенческий совет, в который входят студенты петербургских ВУЗов. Но если посмотреть на документы, окажется, что его основная функция заключается в содействии формированию и реализации государственной молодежной политики города. Прошло уже более десяти лет с момента основания городского студенческого совета, но ситуация мало изменилась. То есть снова речь все же не о студенческом самоуправлении в чистом виде, но о создании студенческих организаций сверху для проведения официальных мероприятий.
В Совет входит всего по одному студенту от каждого ВУЗа города, поэтому эффективность этого органа в его влиянии на формирование молодёжной политики города сомнительна. Кроме того, не очень понятно, как такой орган может помочь решить проблемы каждого конкретного ВУЗа.
Специфической российской проблемой остается низкая студенческая активность. Пока все держится только на инициативе администрации или отдельных активистов из числа студентов, студенческое самоуправление, эффективное в долгосрочной перспективе, недостижимо. Необходимо, чтобы студенты осознавали свои возможности и имели желание их реализовать, необходима институциональная поддержка как на уровне отдельного ВУЗа, а так и на уровне города и всей страны [2, с. 137].
Социально и политически пассивное студенчество – это срез всего современного российского общества. Молодые люди приходят в вуз, чтобы получить дипломы или, иногда, образование, а налаживать почти с нуля механизмы решения сложных проблем не хочется никому.
Долгое время термин «студенческое самоуправление» не имел однозначной трактовки, не говоря уже о содержательном воплощение этого понятия в студенческой среде.
В большинстве государственных университетов России студенческое самоуправление, отчасти в силу инерционного действия советских традиций, подменялось «студенческим профкомом». В то же время подобное функционирование «студенческих профкомов» воспринималось университетской администрацией как нормальная и, более того, единственно возможная форма студенческого самоуправления.
2.2. отечественный и зарубежный опыт решения проблем студенческого самоуправления
Модели студенческого самоуправления могут различаться в разных странах с разной степенью развития университетской культуры, но, как правило, они предполагают либо наличие Университетского совета, в состав которого входят представители студентов, администрации и профессорско- преподавательского состава. Так или иначе, студенты располагают реальными возможностями участвовать в принятии важных решений в жизни университета [4, c.7].