с какими птицами полетел глухарь на юг в русской народной сказке белые перышки
Русская народная сказка «Белые пёрышки»
Русская народная сказка «Белые пёрышки».
Давным-давно это было.
Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.
Один только глухарь остался жить, не замёрз.
Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.
Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.
Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…
Стали лебеди собираться улетать на юг.
Плачет глухарь, оставаться не хочет:
— Я не отстану. Только возьмите меня с собой!
Подумали лебеди – как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.
Вот один лебедь и говорит товарищам:
— Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
— Согласен, конечно, согласен!
Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
— Ну что, устал? – кричит ему лебедь.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
Выполни задания. Ставь X в □ рядом с правильным ответом.
1. О чём рассказывается в этом тексте?
□ о встрече глухаря и лебедей
□ о трудном перелёте птиц
2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?
3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?
□ чтобы глухарь не скучал
□ чтобы подарить их глухарю
□ чтобы ему было теплее
4. Глухарь остался зимовать, потому что…
□ его не взяли с собой лебеди
□ он не умеет летать
□ он погиб бы в пути
5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.
6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.
Лебеди собираются на юг.
Встреча глухаря и лебедей.
7. Главным образом автор хотел…
□ описать внешний вид глухаря
□ описать внешний вид лебедя
□ объяснить, как лебеди собираются на юг
□ рассказать о взаимопонимании птиц
8. Каков жанр этого произведения?
9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?
10. Что в этом произведении является правдой?
□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки
□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния
Олимпиада по русскому языку 3 класс
Тема: «Тестовая работа по литературному чтению для 2 класса»
Тестовая работа применяется на итоговом уроке по литературному чтению во 2 классе.
Цель – проверить умение учащихся работать с текстом произведения.
Задачи: выявить уровень сформированности следующих умений учащихся
а) выделять тему и главную мысль произведения
б) понимать содержание произведения; взаимосвязи событий, поступков героев; отношение автора к событиям и героям, их чувствам и настроениям
в) находить правильный отрывок произведения к данной иллюстрации.
Тестовая работа составлена на основе русской народной сказки «Белые пёрышки».
Давным-давно это было.
Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.
Один только глухарь остался жить, не замёрз.
Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.
Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.
Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…
Стали лебеди собираться улетать на юг.
Плачет глухарь, оставаться не хочет:
— Я не отстану. Только возьмите меня с собой!
Подумали лебеди – как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.
Вот один лебедь и говорит товарищам:
— Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
— Согласен, конечно, согласен!
Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
— Ну что, устал? – кричит ему лебедь.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
Выполни задания. Ставь X в □ рядом с правильным ответом.
1. О чём рассказывается в этом тексте?
□ о встрече глухаря и лебедей
□ о трудном перелёте птиц
□ о взаимопонимании между птицами
2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?
3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?
□ чтобы глухарь не скучал
□ чтобы подарить их глухарю
□ чтобы ему было теплее
4. Глухарь остался зимовать, потому что…
□ его не взяли с собой лебеди
□ он не умеет летать
□ он погиб бы в пути
5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.
6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.
Лебеди собираются на юг.
Встреча глухаря и лебедей.
7. Главным образом автор хотел…
□ описать внешний вид глухаря
□ описать внешний вид лебедя
□ объяснить, как лебеди собираются на юг
□ рассказать о взаимопонимании птиц
8. Каков жанр этого произведения?
9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?
10. Что в этом произведении является правдой?
□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки
□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния
□ глухари умеют плакать
□ лебеди помогают глухарям при перелёте
1. о взаимопонимании между птицами
3. на память о себе
4. он погиб бы в пути
5. Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
6. 3. Лебеди собираются на юг
2. Встреча глухаря и лебедей
7. рассказать о взаимопонимании птиц
10. глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1200196
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Когда дети начинают шутить
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки».
Оборудование: видеофильм «Лягушка – путешественница», аудиокассета с голосами птиц, рисунки с изображениями птиц, книга В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница» (три экземпляра с иллюстрациями разных художников), выставка книг «Русские народные сказки», «Авторские сказки».
I. Оргмомент – 1 мин.
II. Вступительная беседа – 6 мин.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о жанрах фольклора (на доске):
– Какие жанры фольклора вы знаете? Сегодня мы будем говорит о сказке. Откройте стр 30 учебника (Л. А. Ефросинина, 2 класс, часть 2). Как называется сказка? А о ком пойдёт в ней речь, вы узнаете из загадки:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … (птица)
– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Показ иллюстраций – лебеди). И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показ)
Дети: Глухарь (рассказ ребёнка о птице, 5 – 6 предложений).
Учитель: Вот сегодня мы и будем читать сказку об этих птицах.
III.Работа с произведением – 25 мин.
Учитель: Что в этой сказке правда, реальные факты?, Что придумано, вымышлено?
2. Работа над текстом. Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?
3. Выборочное чтение.
Учитель: Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? Скажите, а с чем связан осенний отлёт птиц в тёплые страны? Замечали ли вы, когда улетают на юг дикие гуси, утки, лебеди – водоплавающие птицы? Как они улетают? Расскажите. (Дети составляют рассказ, 4-5 предложений). Какие же птицы готовились к отлёту?
Учитель: Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал. Расскажите о том, как закончилось путешествие глухаря.
5. Работа в тетради по литературному чтению.
Задание №2.
Учитель: Что подарил глухарю лебедь? Как заканчивается эта сказка? Прочитайте.
В этой сказке есть элементы научно – познавательного рассказа. Что мы узнали о внешности глухаря? Какая эта птица: перелётная или зимующая? По своим научно – познавательным данным эта сказка перекликается с другой сказкой (показ). Как она называется? (Кто чем поёт?). Кто её написал? (В.Бианки). Какая эта сказка? (Авторская или литературная). О чём в ней идёт речь?
Итак, мы вспомнили, что сказка бывает не только народной, но и авторской, или литературной. Что это значит?
Какую литературную сказку напоминает вам путешествие глухаря?(на доске выставка книг со сказкой «Лягушка – путешественница», три вида с разными иллюстрациями). Кто автор этой сказки? (В. М. Гаршин). Вы заметили, что оформление книг разное. От чего это зависит? (разные художники, разные издания). Вспомним эту сказку и найдём сходства и отличия.
2. Черты характера героев
3. Средства передвижения
4. Цель путешествия
Путешествие на птицах
Утки, лягушка
Глухарь, лебеди
Лягушка – хвастливая, любопытная
Глухарь – спокойный, боязливый, добрый
Лягушка – прутик
Глухарь – тонкая верёвочка
Лягушка – любопытство, поиск беспечной жизни
Глухарь – вынужденность (холод)
– Итак, мы сравнили авторскую и народную сказку, поговорили о птицах. А теперь о них отгадаем кроссворд.
1. Это птица с длинной шеей (показ иллюстрации)
4. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
3. Читаем задание №3 в тетради по литературному чтению (показ)
2. А об этой птице наша сказка.
5. А теперь послушаем пение этой птицы (кассета)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (показ)
– А теперь давайте вспомним домашнее задание.
Колосок. Украинская сказка
Учитель: Назовите героев этой сказки. Какими были мышата? (Ленивые). Подберите синонимы к этому слову. (Неразумные, глупые, беззаботные, лодыри). А каким был петушок? (Трудолюбивый, заботливый, работящий). Что осуждается в этой сказке? Кого осуждают? Какие качества одобряются, приветствуются в этой сказке? А какую белорусскую сказку мы читали (Лиса и тетерев). Похожи ли сказки русского, украинского, белорусского народа? (Рассматриваются иллюстрации, герои, костюмы).
IV. Обобщение – 6 мин
Вывод. Чем похожи эти сказки? Почему они похожи? (Одни древние славянские корни, одни обычаи, одно отношение к труду и лени). Чем же похожи все сказки? (Оосуждается зло и приветствуется добро). Как заканчиваются все сказки? Как понять выражение на доске «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
V. Итог урока – 4 мин
Учитель: За что мы любим сказки? Какие они? Чему они учат?
VI. Домашнее задание – 3 мин
Слабая группа – читать сказку.
Средняя группа – чтение по ролям.
Сильная группа – пересказ сказки.
Русская народная сказка «Белые перышки».
Сегодня мы продолжаем работу над русской народной сказкой «Белые перышки».
1. Найди в учебнике русскую народную сказку «Белые перышки», перечитай и устно ответь на вопросы.
— Какая беда произошла с глухарём?
— К кому он обратился за помощью?
— Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?
— Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде?
— Как лебеди решили облегчить полёт глухаря?
— Чем закончилось путешествие глухаря?
— «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам – урок». На что намекает сказка?
— Какую литературную сказку вам напоминает путешествие глухаря?
Что общего в сказках?
— В чем вы видите различия?
2. Открой тетрадь, запиши число и название темы «Русская народная сказка «Белые перышки».
3. Запиши в тетрадь слова, характеризующие главных героев.
Слова для справок: гордый, одинокий, красивый, хороший товарищ, сильный, быстрый, жалкий, слабый.
Если у тебя есть возможность,
выполни работу на образовательной платформе «ЯКласс».
Давным-давно это было.
Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.
Один только глухарь остался жить, не замёрз.
Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.
Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.
Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…
Стали лебеди собираться улетать на юг.
— А я как же, — спрашивает глухарь, — один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!
— Дорога дальняя, — говорят лебеди. — Всё равно отстанешь
Плачет глухарь, оставаться не хочет:
— Я не отстану. Только возьмите меня с собой!
Подумали лебеди — как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.
Вот один лебедь и говорит товарищам:
— Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
Обрадовался глухарь:
— Согласен, конечно, согласен!
Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
— Ну что, устал? — кричит ему лебедь.
— Ничего, — говорит глухарь, — пока лечу.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, — говорит ему лебедь, — зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Белые пёрышки. Русская народная сказка
О братьях наших меньших
Ответы к стр. 23 — 24
Белые пёрышки
Русская народная сказка
Давным-давно это было.
Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.
Один только глухарь остался жить, не замёрз.
Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.
Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.
Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…
Стали лебеди собираться улетать на юг.
— А я как же, — спрашивает глухарь, — один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!
— Дорога дальняя, — говорят лебеди. — Всё равно отстанешь
Плачет глухарь, оставаться не хочет:
— Я не отстану. Только возьмите меня с собой!
Подумали лебеди — как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.
Вот один лебедь и говорит товарищам:
— Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
Обрадовался глухарь:
— Согласен, конечно, согласен!
Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
— Ну что, устал? — кричит ему лебедь.
— Ничего, — говорит глухарь, — пока лечу.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, — говорит ему лебедь, — зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
1. Что подарил лебедь глухарю? Найди ответ в тексте. Запиши.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
2. Что теперь ты знаешь о глухарях? Перечитай конец сказки. Впиши пропущенные слова.
1. Птица, которая спит в снегу.
2. Лучший певец.
3. Лесной доктор.
4. Птица с длинной шеей.
5. Птица, которая днём спит, а ночью летает.