с какими науками связано языкознание

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (Курс лекций) (2 стр.)

1.1 О СВЯЗИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

— Языкознание связано с социальными науками, в частности, с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

— Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

— Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

— Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

1.2 О СВЯЗИ ЛИНГВИСТИКИ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ

О связи языкознания с философией. Философия вооружает языкознание как впрочем, и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

1.3 АСПЕКТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков.

Синхронный и диахронный аспектычастного языкознания.

Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахроническом. Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.

Диахронический план изучения предполагает изучение фактов языка в их развитии.

1.4 КРУГ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ЯЗЫКОЗНАНИЕМ

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание.

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; как и когда, возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.

8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет, и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. Нет и самого человека без языка. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.

Языкознание – одна из древних наук, прошедшая длительный путь развития. На примере языкознания можно проследить, как возникает наука, как она уточняет и углубляет свой предмет и совершенствует свои методы.

Интерес к языку отражается в фольклоре всех народов. Как возник язык и чем объясняется многообразие языков, что обозначает слово и в чем сила слова – вот далеко не полный перечень вопросов, которые ставятся и на которые даются ответы в устном народном творчестве всех народов мира.

Этот интерес к общему учению о языке отразился в древнегреческой философии, в частности в трудах Аристотеля (384 – 322 г.г. до н.э.). Аристотель, сам, будучи учеником Платона, создал свою философскую школу в Афинах – лицей (греч. Λύχειον), название школа получила от храма Аполлона, возле которого она находилась. Ученики и последователи Аристотеля развивали его учение, а также издавали его сочинения и составляли комментарии к ним.

Рукописи Аристотеля были собраны и опубликованы под названиями: «Метафизика» (философское сочинение, названное так потому, что шло после «Физики»), «О душе», «Органон» (сочинения по логике; сюда включено сочинение «Об истолковании», написанное после смерти Аристотеля), «Политика», «Этика», «Поэтика», «Риторика».

Вопросы языкознания Аристотель рассматривал в связи с проблемами философии (особенно логики) и поэтики. Связь языкознания с этими науками, установленная Аристотелем, сохраняет актуальность и в наше время.

Приведем несколько высказываний Аристотеля.

«Только человек из всех живых существ одарен речью».

«От природы нет имен; они получают условное значение, когда становятся символом, ибо ведь и нечленораздельные звуки поясняют собою нечто, как, например, у животных, хотя ни один из этих звуков не есть имя».

«Слова, выраженные звуками, суть символы представлений в душе, а письмена – символы слов».

«Слова общеупотребительные, точные и метафоры – вот единственный материал, пригодный для стиля прозаической речи».

Практической причиной возникновения языкознания является необходимость научить читать и понимать письменную речь, особенно памятники прошлых веков.

2 ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
2.1 ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ.
ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ

Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты. Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания, необходимо выделять дискретные единицы – так уж устроено человеческое познание.

Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.

В коммуникативных актах задействованы участники коммуникации – коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.

Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.

Обычно сообщения – это высказывания или тексты. В невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).

Источник

С какими науками связано языкознание

Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и его историческом развитии и классификации конкретных языков.

Общее языкознание — занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету — либо по отдельному языку (например, русский язык — русистика, японский язык — японистика, и т. п.)

Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя лингвистика изучает внутреннее устройство: языковые единицы, уровни языка, особенности внутреннего развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкознание может быть практическим, теоретическом, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и прочее. Прикладное – отрасль занимающаяся разработкой и приложением лингвистических данных к потребностям общества.

Источник

СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

с какими науками связано языкознание с какими науками связано языкознание с какими науками связано языкознание с какими науками связано языкознание

с какими науками связано языкознание

с какими науками связано языкознание

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА

Языкознание — наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих закономерностях строения и развития всех языков мира, а также способах их изучения.

• его происхождение и основные функции;

• соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности;

Выделяются общее и частное языкознание.

Предмет общего языкознания — общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, которое изучает языки в сопоставительном плане, выявляет общие закономерности из развития и функционирования.

Общие признаки всех языков мира:

• язык — достояние отдельного коллектива (народа или нации), в жизни которого он выполняет две основные функции — познания и человеческого общения;

• язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей;

• высказывание в любом языке членится на элементы, которые повторяются в составе других высказываний;

• язык обладает набором повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

Предмет частного языкознания — отдельные языки или группы родственных языков.

Виды частного языкознания:

• описательное (синхронное)— описывает факты языка в какой-то момент истории;

• историческое (диахронное) — прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Дисциплины, входящие в языкознание, изучают:

• внутреннюю организацию языка, устройство его уровней (фонетика, морфология, лексикология, грамматика);

• историческое развитие языка, формирование его уровней (историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикология);

• функционирование языка в обществе (социолингвистика, лингвогеография, диалектология);

• комплексные проблемы, которые возникают на стыке наук (психолингвистика, математическая и инженерная лингвистика);

• прикладные лингвистические (лексикография, экспериментальная фонетика и т.д.)

СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:

• филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;

• философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;

• логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;

• история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;

• археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;

• антропология — происхождение речи у первобытных людей;

• социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;

• психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;

• семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.

Естественные науки, связанные с языкознанием:

• биология — сходство генетического кода и естественного языка;

• география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;

• физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;

• медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;

• неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;

• психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.

Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием:

с какими науками связано языкознание

• акустика — технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;

• математика — проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;

• информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;

• кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.

Источник

Раздел I. ВВОДНЫЙ КУРС

ТЕМА 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА

§ 5. Связь языкознания с другими науками

Языкознание тесно связано со многими науками и в первую очередь с семиотикой, так как язык – это код, система знаков.
Звуковая сторона речи изучается в непосредственной связи с такими науками, как физиология, медицина (психиатрия, логопедия), физика (акустика).
Языкознание прочно связано с историей, археологией, исследующими прошлое человеческого общества и письменные памятники в том числе.
Данные антропологии, науки о биологической природе человека, генетики привлекаются при изучении проблемы происхождения языка, и уже можно говорить о становлении научного направления, как биолингвистика.
В современной лингвистике на стыке некоторых наук сформировались даже новые дисциплины. Например, социальная природа языка изучается наукой социолингвистикой, психолингвистика занимается вопросами порождения, понимания, функционирования и развития речи. В центре внимания этнолингвистики находятся вопросы взаимодействия языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов. В середине ХХ века появляется математическая лингвистика, занимающаяся разработкой и изучением способов математического описания языковой структуры. В конце этого же столетия выделилась наука лингвокультурология, предметом которой является взаимодействие языка и культуры. Нельзя представить современные методы изучения языка и речи без использования достижений такой дисциплины, как информатика, и некоторых других.

Источник

СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

с какими науками связано языкознание с какими науками связано языкознание с какими науками связано языкознание с какими науками связано языкознание

с какими науками связано языкознание

с какими науками связано языкознание

¯ Начало страницы 11 ¯

¯ Начало страницы 12 ¯

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой.Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики.

Уже на ранних этапах своего возникновения языкознание было тесно связано с историей,в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, территории их расселения, миграции во времени и пространстве. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских

с какими науками связано языкознание

¯ Начало страницы 13 ¯

На стыке языкознания и социологиивозникла еще одна лингвистическая дисциплина- социолингвистика, посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества. Социальную дифференциацию языка, языковую политику, соотношение языка и нации, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика.

В XIX в. образуется союз лингвистики и психологии-психологическое направление в языкознании, получившее позднее название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Психолингвистика старается утвердить языковедение как науку

¯ Начало страницы 14 ¯

психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко манифестируются, пожалуй, с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики.

Связь языкознания с медицинскими и естественными науками.Древнейшими являются связи языковедения с физиологией,поскольку уже древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи в нем, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка.

¯ Начало страницы 15 ¯

натуралистическое направление в языкознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821-1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой,с теми ее разделами, которые занимаются созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *