с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) Шаповаленко Ирина ( PDF, стр. 279 )

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др.

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

280 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека.

бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях CO значимыми и близкими сверстниками.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви’. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления?

2. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском возрасте?

3. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности?

4. В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

Припомните возрастные задачи развития в период взросления, сформу лированные Р. Хавигхерстом. Попробуйте порассуждать, какие из них

более характерны для подростничества, а какие — для юности?

7. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9 го и 11-го классов средней школы.

8. Как вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э. Эриксона)?

9. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками в юношеском возрасте?

10. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

1 См.: Якобсон ГМ. Психология чувств и мотивации.

Источник

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском возрасте?

На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности?

В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

Припомните возрастные задачи развития в период взросления, сформулированные Р.

Как вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э. Эриксона)?

В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками в юношеском возрасте?

Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. Какие из них имеют универсальный характер, а какие, может быть, ушли в историческое прошлое?

И действительно, в фаэтоне. сидит Володя, но уже не в синем фраке и серой фуражке, а в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольной шляпе и с позолоченной шпагой на боку.

Володя е сияющим лицом вбегает в переднюю, целует и обнимает меня, Любочку, Мими и Катеньку, которая при этом краснеет до самых ушей.

Вообще я замечаю, что между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбы между товарищами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляющие их от нас и таинственно связывающие их между собой» (Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 208).

Как в размышлениях юноши отражается специфика его внутреннего мира, его отношения к себе, к окружающим, к будущему?

«— Назови, кем бы тебе хотелось стать.

— Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются.

О каких аспектах проблемы самоопределения идет речь в статье первокурсницы факультета журналистики МГУ Насти Вир ганской?

«Арбатские художники помогли нам понять одну очень важную вещь. Глядя на них, мы часто удивлялись, насколько они другие. Мы, по сути, живем в особом и отдельном мире, где все хотят чего-то добиться, мечтают о чем-то, стремятся к чему- то. И все нам кажется, что мечты наши осуществятся, что все у нас получится. И тут мы вдруг увидели людей, которые ничего в жизни не добились и, оставив свои нелепые амбиции, довольствуются малым. Я испугалась. За себя, за всех, с кем мы живем в нашем, созданном для нас мире. Стало страшно за то, что жизнь может и не получиться. Ведь, по сути, мы тоже, как любой художник, хотим признания, хотим участвовать в чем-то творческом, никому не хочется проводить лучшие дни в душном офисе.

Когда мы уже собрались уходить, мне захотелось сказать им что-нибудь приятное. Нет, не за то, что они открыли нам глаза, а за то, что, дай бог, на их ошибках мы научимся и сделаем все хоть чуть-чуть, но лучше. Мы сказали им, что они замечательно рисуют, и сделали им еще пару комплиментов. В ответ мы увидели серые лица и услышали одну лишь фразу: «Ну так что, платить будем?»» (Вирганская Н. Живопись на ветру // Новая газета. 2002. 14—17 марта.)

Березин СВ., Аисецкий К.С. Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.

Гаврилова Г.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152 — 157.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблема неформальных молодежных объединений. М., 1990.

Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990. Современные тенденции молодежной социализации // Под ред. А.Г. Быстрицкого, М.Ю. Рошинах. М., 1991.

Источник

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

которые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно-двигательные координации, ловкость и т.п.). Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. Эльконин показал социальную природу игры: «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе». Вместе с возникновением игры и игрушек складывается и новый период в развитии ребенка. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра. Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных периодов на примере появления одного из детских возрастов. Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

предшествующий «период игры», делая его дошкольным. Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества — выделение периода старости как психологического возраста. Появление понятия «старость» как социальной и возрастной категории относят к XX в. Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и выделяет три исторических типа детства:

1. Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство);

2. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние века и в Новое время.

3. Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Образ взрослости, на который ориентируется ребенок, — принципиально неполный, незавершенный, и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться в культуре». Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умения ставить проблемы», «чувства комического», «коммуникативной инициативности» и т.д. В.Т. Кудрявцев предлагает развернуть новую линию исследований детства, положив в основу принципиальную идею о том, что детство — это не только исторический продукт, производный от общественного развития, но и формообразующее, порождающее начало в культуре и истории, «источник саморазвития родовой культуры, ее генератор»1. Опираясь на идеи российских философов И.А. Ильина, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, В.Б. Шкловского и др., он формулирует новое понимание культуры как совокупного творческого опыта, как универсума кристаллизованных творческих возможностей людей. При таком ее понимании присвоение как механизм психического развития выходит за рамки репродукции (воспроизведения) идеальных образцов, а межпоколенная передача опыта обязательно предполагает креативность развивающегося субъекта, преодоление ограничений, «проблематизацию» образцов.

Источник

Общение в юности

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферax жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуального.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы. Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города). В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах). Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками. В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных. Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

с какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления?

2. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском возрасте?

3. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности?

4. В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

5. Припомните возрастные задачи развития в период взросления, сформулированные Р. Хавигхерстом. Попробуйте порассуждать, какие из них более характерны для подростничества, а какие — для юности?

6. В каких формах может реализовываться «обращенность в будущее» у старшеклассников?

7. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы.

8. Как вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э. Эриксона)?

9. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками в юношеском возрасте?

10. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

Источник

280 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека.

бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают бо­ лезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения пе­ риода взросления?

2. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском воз­ расте?

3. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верх­ ней границы юности?

4. В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

5. Припомните возрастные задачи развития в период взросления, сформу­ лированные Р. Хавигхерстом. Попробуйте порассуждать, какие из них более характерны для подростничества, а какие — для юности?

8. Как вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э. Эриксона)?

9. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками в юношеском возрасте?

10. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современ­ ной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

1 См.: Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.

Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и зако ­ номерностей развития в юношеском возрасте. Какие из них имеют универ­ сальный характер, а какие, может быть, ушли в историческое прошлое?

«Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно.

. Володя ТОЛЬКО К обеду сходит вниз, а целые дни и даже вечера проводит на верху за занятиями, не по принуждению, а по собственному желанию. Он чрезвычайно само­ любив и не хочет выдержать экзамен посредственно, а отлично.

И действительно, в фаэтоне. сидит Володя, но уже не в синем фраке и серой фуражке, а в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольной шляпе и с позолоченной шпагой на боку.

Володя с сияющим лицом вбегает в переднюю, целует и обнимает меня, Любоч­ ку, Мими и Катеньку, которая при этом краснеет до самых ушей. Володя не помнит себя от радости. И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благо­ родная походка! В этот достопамятный день все обедают в комнате бабушки, на всех лицах сияет радость, и за обедом, во время пирожного, дворецкий, с приличновеличавой и вместе веселой физиономией, приносит завернутую в салфетку бутылку шампанского. Бабушка в первый раз после кончины татап пьет шампанское, выпи­ вает целый бокал, поздравляя Володю, и снова плачет от радости,’глядя на него. Во­ лодя уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе сврих знакомых, курит табак, ездит на балы, и даже я сам видел, как раз он в своей комна­ те выпил две бутылки шампанского с своими знакомыми и как они при каждом бока­ ле называли здоровье каких-то таинственных особ и спорили о том, кому достанется последний глоток. Он обедает, однако, регулярно дома и после обеда по-прежнему усаживается в диванной и о чем-то вечно таинственно беседует с Катенькой; но сколько я могу слышать — как не принимающий участия в их разговорах,— они тол­ куют только о героях и героинях прочитанных романов, о ревности, о любви; и я ни­ как не могу понять, что они могут находить занимательного в таких разговорах и по­ чему они так тонко улыбаются и горячо спорят.

Вообще я замечаю, что между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбы между товарищами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляющие их от нас и таинственно связывающие их между собой» <Толстой Л.Н. Отрочест­ во // Избранные произведения. М., 1985. С. 208).

Как в размышлениях юноши отражается специфика его внутреннего мира, его отношения к себе, к окружающим, к будущему?

«— Назови, кем бы тебе хотелось стать.

— Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить су­ хие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если бы ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым адвока­ том, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот тре-

282 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека.

«Арбатские художники помогли нам понять одну очень важную вещь. Глядя на них, мы часто удивлялись, насколько они другие. Мы, по сути, живем в особом и от­ дельном мире, где все хотят чего-то добиться, мечтают о чем-то, стремятся к чемуто. И все нам кажется, что мечты наши осуществятся, что все у нас получится. И тут мы вдруг увидели людей, которые ничего в жизни не добились и, оставив свои неле­ пые амбиции, довольствуются малым. Я испугалась. За себя, за всех, с кем мы живем в нашем, созданном для нас мире. Стало страшно за то, что жизнь может и не по­ лучиться. Ведь, по сути, мы тоже, как любой художник, хотим признания, хотим участвовать в чем-то творческом, никому не хочется проводить лучшие дни в душном офисе. Никому не хочется гробить свой талант на проходящих мимо прохожих. Нам хочется внести в жизни что-то новое, и все мы уверены, что способны перевернуть мир. И когда мы сидели в кафе, грелись и рассматривали портреты, нам вдруг стало ясно, что мы на самом деле живем с этими художниками в одном-единственном, об­ щем для нас всех мире.

Когда мы уже собрались уходить, мне захотелось сказать им что-нибудь прият­ ное. Нет, не за то, что они открыли нам глаза, а за то, что, дай бог, на их ошибках мы научимся и сделаем все хоть чуть-чуть, но лучше. Мы сказали им, что они замеча­ тельно рисуют, и сделали им еще пару комплиментов. В ответ мы увидели серые лица и услышали одну лишь фразу: «Ну так что, платить будем?»» (Виршнская Н. Жи­ вопись на ветру // Новая газета. 2002. 14—17 марта.)

Березин СВ., Аисецкий К.С, Мотынга Н.А. Психология ранней наркомании. Са­ мара, 1997.

Гаврилова Г.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского воз­ раста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152—157.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

Кон И.С Психология ранней юности. М., 1989.

Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблема неформальных моло­ дежных объединений. М., 1990.

Ольшанский ДВ. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990. Современные тенденции молодежной социализации // Под ред. А.Г. Быстрицкого.

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость

ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ

§ 1. Взрослость как психологический период

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогене­ за (в развитых странах составляет три четверти человеческой жиз­ ни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости.

Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность дос­ тижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости 1 :

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связан­ ный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенство­ ванием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосаб­ ливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответствен­ ность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надеж­ ность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зре­ лость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осущест­ виться тенденция к достижению наивысшего уровня развития ин­ теллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состоя­ ние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

1 См.: Крайг Г. Психология развития. С. 647—653.

2 См.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

284 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека.

(в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремле­ ние стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным дру­ гом, опорой близким.

Работа и забота- — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинает­ ся застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании сво­ им прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоен­ ностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей,

а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Род­ жерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореали­ зации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не огра­ ничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) по­ требностей, но привержены высшим, предельным, бытийным цен­ ностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся лично­ стей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфорт­ ные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраж­ дебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упор­ ного труда над собой:

— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться пережива­ ниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к лич­ ностному росту, через преодоление страха и стремления к без­ опасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или на­ питка);

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответст­ венность; не бояться не понравиться другим людям;

— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующей­ ся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизи­ рует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

См.: Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 48.

См.: Олпорт Г. Структура и развитие личности // Становление личности: Из­

бранные труды. М., 2002. С. 330—354.

286 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого пе­ риода.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно лично­ стной позиции человека, который становится субъектом обществен­ ных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического разви­ тия, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

§ 2. Проблема периодизации взрослости

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдель­ ных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и стано­ вящийся характер этого раздела психологии развития.

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осу­ ществления самоопределения.

— Вторая фаза (с 16—20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и по­ иска (профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.

См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *