с какими играми и жанрами был связан хор в древней греции
Хор в Древней Греции
Полезное
Смотреть что такое «Хор в Древней Греции» в других словарях:
Хор — в Др. Греции в VI V вв. непременный участник исполнения произв. хоровой мелики и аттич. драмы. В медике партии X. строились в форме триад, в драме преобладали симметр. строфы. Роль X., очень значит, в ранн. трагедии, на протяжении V в.… … Античный мир. Словарь-справочник.
Идеология и культура Греции в VIII—VI вв. до н. э. — VIII VI века до н. э. были периодом значительного подъёма культуры древней Греции. Во многом эта культура была основана на достижениях старых рабовладельческих государств Востока. К началу, VIII в. или, быть может, к несколько более раннему… … Всемирная история. Энциклопедия
Театральное здание в классической Греции — Театр в Эпидавре театральное здание классической Греции Театральное здание классической Греции … Википедия
Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия
Греция (Древняя) — Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в… … Большая советская энциклопедия
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Древняя Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) … Википедия
Университет Аристотеля в Салониках — Университет имени Аристотеля в Салониках греч. Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης … Википедия
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия
ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА — У всех первобытных народов существовали религиозные ритуалы и эпические предания, ставшие источниками драмы, однако греки были первыми, кто придал примитивным представлениям высокоразвитую драматическую форму. Золотым веком греческой драмы был 5… … Энциклопедия Кольера
ХОР (др.-греч. χορός, лат. chorus), в древней Греции
Группа танцующих и поющих исполнителей; хоровод.
Слово «хор» первоначально употреблялось для обозначения пространства, предназначенного для хоровода – танца, который сопровождался пением; кроме того, так именуются и те, кто участвует в этом действии, или вообще скопление людей, толпа. Такое употребление слова «хор» встречается еще в эпосе (см., напр.: Il., III, 393; XVI, 183; XVIII, 590; Od., VII, 260). Этим словом обозначалась также сама ритуальная пляска с пением в честь какого-либо божества, что, как правило, происходило около алтаря, посвященного этому божеству (Plat. Leg., II, p. 654 b). Среди инструментов, которые сопровождали такой ритуальный хоровод, традиция классического времени называет кифару, а также авлос (Pind. Ol., VII, 12; Nem., IX, 8; Isthm., V, 27). Наконец, появляется и понятие драматического хора, что подчеркивает саму природу драмы, которая появилась из ритуальной пляски с пением в честь Диониса после присоединения к ней диалога с актером.
Важнейшими родами хора у греков были культовые, дифирамбические и драматические хоры.
Культовый хор сопровождал религиозные церемонии, состав его мог быть различным: существовали женские хоры (из молодых девушек), хоры мальчиков, мужчин. Есть свидетельство даже о смешанном хоре (стариков, мужчин и мальчиков), который был введен Тиртеем среди спартанцев (Plut. Lyc., 21; Poll., IV, 107).
Дифирамбический (διθυραμβικός, διθυραμβώδης) хор получил свое название от дифирамба – торжественного гимна в честь Диониса и других богов. Именно исполнение дифирамбов было преобладающим в хоровых состязаниях, которые проводились на праздниках в честь Диониса, прежде всего на Великих Дионисиях в Афинах. Такой хор называли также лирическим или киклическим (κύκλιος от κύκλος «круг»), последнее название происходит, по-видимому, от формы построения хора. Дифирамбические хоры были только мужскими, различающимися по возрасту участников – хоры мальчиков и хоры мужчин; при этом число участников было строго определено: хор состоял из 50 человек. Для состязаниях на Великих Дионисиях в Афинах такой хор выставляла каждая из 10 фил Аттики.
Драматический хор участвовал в сценическом представлении греческой драмы, основными родами которой были комедия, трагедия и сатировская драма (см. подробнее: Хор, в древнегреческой драме). Этот хор был участником театральных агонов, из которых самыми значительными в Афинах были состязания, проводимые на празднике Великих Дионисий.
Следует указать на значение в литературе и общественной жизни греков хоровой лирики в целом, которая была так востребована во время действий, осуществляемых общиной, особенно во время религиозных праздников и военных предприятий. Любое значимое событие частной и общественной жизни греков знаменовалось хоровым пением с танцами, будь то подходящая случаю традиционная песнь, импровизация или специально составленные произведения, как, например, Оды Пиндара, прославляющие победителей общегреческих состязаний. Такое тесное знакомство с искусством хорового пения и танца (и в качестве исполнителя, и в качестве слушателя-ценителя), без сомнения, может считаться частью образования и воспитания гражданина. В хоре не без оснований часто видят воплощение гражданского коллектива, коллективного начала в целом, он важную роль в контексте проблемы идентичности афинской гражданской общины.
Ксенофонт говорит, что нет ничего полезнее и прекраснее порядка, указывая в качестве примера на хор: «Возьми, например, хор; он состоит из людей; когда каждый делает, что попало, видишь только сумятицу, на которую и смотреть неприятно, а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать» (Oecon., 8, 3, пер. С. И. Соболевского). Вообще хор являлся эстетически и эмоционально впечатляющей демонстрацией общности: пение и ритмичные танцевальные движения для древних греков упорядочивали пространство и выстраивали космос.
Хоровое искусство в древнегреческом театре
Хор – это коллективное пение. Прибегать к нему люди начали с незапамятных времён. Когда ритуальные пляски у костра сопровождались горловыми выкриками. Тональность совместного песнопения имела широкий спектр и служила для задабривания высших сил, чтобы они даровали добычу, погоду и спокойствие. С развитием цивилизации менялось и отношение к пению, которое вылилось в отдельное направление. Постепенно оно вбирало в себя разные тенденции, становилось труднее для исполнения. Усложнение вокальных партий привело к тому, что без специальных навыков и подготовки исполнить вокальную композицию не представлялось возможным. В Древнем Египте, Вавилоне и Китае начали появляться профессиональные исполнители. Музыка в Греции начала зарождаться примерно в это период.
2500 тысяч лет до н.э. в Египте появились люди, которые с помощью рук управляли песнопениями. Их называли хейрономами, и именно они стояли у истоков возникновения дирижёрства. Египтяне для управления хором использовали не только движения рук, но и жесты пальцами, повороты головы и даже мимику. Коллективные песнопения звучали в храмах во время обрядовых таинств и религиозных церемоний. С помощью песен египтяне славили бога Осириса, в Вавилоне слагали вирши в честь всемогущего Мардука. Хейрономы, руководившие храмовым ансамблем, пользовались у народа почётом наряду со жрецами, как лица, приближённые к богам. В отличие от Египта и Вавилона, древнегреческий хор нашёл распространение во времена расцвета театрального искусства.
Музыка в Греции. На театральной заре
Поклонение богам, отличительные черты культовых обрядов и религиозных таинств требовали от участника обряда умения владеть голосом, знать танец и поэзию. При довольно демократичном подходе к талантам прихожан, участниками ритуалов становилось почти всё городское население. Одним из значений слова “хор” является термин “Отгороженное место”, то есть место для проведения хороводов. Каждый уважающий себя город считал необходимым его иметь. Среди почитателей хорового искусства были представители знати и купцов. Но самыми известными покровителями считались боги Аполлон и Дионис. В благодарность люди посвящали первому – пеаны, Дионису – дифирамбы.
Во времена дельфийского периода греческой истории поклонение двум культам считалось естественным, и хоровое пение вылилось в сложную лирическую форму. В ней присутствовали элементы пеан и дифирамб. Одновременно с пением прогрессировала и музыка. Она осложнялась, добавлялись различные течения и направления. С усложнившимся аккомпанементом менялась и манера хорового пения. Наряду с простыми хорами возникли хоры виртуозов, которые ездили по стране и своим умением пропагандировали дельфийскую культуру, религиозные предпочтения и политические убеждения. При помощи профессиональных хоров сложилась идейная дельфийская гегемония, характерная для периода 6 и 7 веков.
Среди разнообразия видов хорового творчества в Древней Греции особенное значение имеют дифирамбы, то есть оды и вирши, посвящённые богу виноградарей и виноделов Дионису. Впервые в дифирамбах в сочетании с коллективным пением использовался индивидуальный голос. Солиста называли запевалом, который исполняя сольную партию, противопоставлял себя хору. Такая форма искусства давала возможность привнести в постановку элемент диалога, что дало начало новому направлению – драме.
Трагедийный жанр
Где именно произошло рождение драмы из дифирамба, сказать наверняка невозможно. При мобильности хоров в те времена новые веяния в искусстве предписывались не конкретному городу, а богу, в частности Дионису. Привлечение к хору отдельного лица сделало возможным привнести в спектакль элемент диалога, а значит и драматизма. С течением времени дельфийское влияние в Древней Греции стало ослабевать, Афины начали проявлять осторожную смелость в принятии решений и добиваться большей независимости. Такая тенденция проявилась и в искусстве. В Афинах было отдано распоряжение привлекать в качестве участников хора горожан. Дельфийская гегемония подошла к концу, ей на смену пришли этнические течения, повернувшие хоровое пение в новое русло.
Закат дельфийской культуры спровоцировал всплеск поэзии, которая в сочетании с новыми направлениями в хоровом пении дала новый импульс развитию театрального искусства и, как его части, коллективного песнопения. Вместе с развитием хорового и драматического направлений, начал видоизменяться и театр, где ставились спектакли. Афинский театр того времени состоял из трёх частей:
Театрон предназначался для зрителей и представлял собой подобие амфитеатра, скена служила гримёркой, костюмерной и складом для реквизита. Скена располагалась на противоположной стороне орхестры, где происходили главные события. Драматический жанр получил новый толчок к развитию, когда одному актёру, выступавшему вместе с хором, был добавлен новое действующее лицо – корифей. В его задачу входило произносить вступительную часть, комментировать неожиданные повороты событий, объяснять спорные моменты. Корифей стал связующим звеном между актёром и хором, что вылилось в новые формы хорового и театрального жанров.
Трудные времена
Музыка в Греции перетерпевала и трудные времена. Действие древнегреческих спектаклей в пору зарождения драматургии придерживалось одной схемы. В начале постановки шло длительное хоровое вступление. Затем начиналась основная часть, которая разбивалась на хоровые композиции различной длительности и сольных реплик актёра. В определённые моменты между солистом и ансамблем возникал диалог, но настоящего драматизма такая форма спектакля не предполагала. Весь спектакль, несмотря на то, что лирические моменты чередовались с драматическими, выливался в череду хоровых композиций, прерываемых монологами актёра и словесными вставками корифея.
Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда Эсхил к одному актёру добавил второго. Софокл пошёл ещё дальше и вставил в спектакль третьего. Вскоре к третьему добавился четвёртый, и процесс стал необратимым. Такой реформизм дал новый импульс развитию драматургии, но отбросил назад хоровое пение. С увеличением действующих лиц, спектакль сделался более живым, энергичным, мобильным. Драматические моменты были поставлены во главу угла, и хоровые вставки стали попросту мешать происходящему на сцене действию.
Во время постановки хор стали на время удалять из спектакля, потом возвращать. Так делали режиссёры, когда действие переносилось из одного города в другой или с поля боя в другое место. Но давние традиции греческого искусства, приверженность хору, как традиционной форме спектакля, не давали хоровому пению исчезнуть с подмостков. Некоторые постановщики желали вдохнуть в хоровое пение новую жизнь, пытаясь наиболее рационально использовать в постановке. Но возникновение в спектаклях интриги, то есть некой тайны, снова отбросило хор на задворки театрального представления. Постепенно участие хора в спектаклях свелось к заполнению антрактов и пауз. Исполняемые композиции не имели отношения к происходящему на сцене действию.
Хор на службе комедии
Комедия в древнегреческом театре развивалась по иному сценарию, нежели драма. В её основе лежал не дифирамб, а сомнительные и бранные куплеты ряженых. Согласно старым традициям ряженые делились на две группы и противопоставлялись друг другу. Подобную форму противостояния переняла комедия, где использовался не один хор, состоящий из традиционных 24 певцов, а два полусостава из 12 человек. Спектакли, поставленные по такому принципу, проходили более оживлённо, приближенность к действительности привлекала зрителей.
Два полухория стали разбавляться корифеями, что придавало представлению новизну и оригинальность. Однако, внедрение в спектакль вербального элемента, как и в случае с драмой, принизило значение хора и вытеснило его на второй план.
Невостребованность хора в театре не погубила жанр окончательно. Если комедия окончательно рассталась с хоровым пением, то восстановить его в драме с течением времени предпринимались неоднократно. Видоизменяя коллективные песнопения, придавая новые формы постановщики от раза к разу вставляли хоровые композиции в действие. Некоторые направления, такие как декламация, не имели успеха. А замена сложных психологических моментов хоровым пением стала находкой для режиссёров.
Хоровое пение в Древней Греции положило начало не только этому жанру, но и дало импульс к развитию всего театрального искусства.
Смотрите также
Искусство Древней Греции-вазопись
В каком государстве древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить?
В V в. до н.э. по желанию царя Архелая столица Македонского царства была перенесена из предгорных Эг в находящуюся на равнине Пеллу. Несмотря на это, Эги еще долгое время сохраняли статус важного церемониального центра, хотя и уступали первенство Диону.
Хранение в оливковом масле.
ХОР (др.-греч. χορός, лат. chorus), в древнегреческом театре
Группа танцующих и поющих исполнителей, участвующих в сценическом представлении древнегреческой драмы.
Этот род греческого хора назывался драматическим хором. Драматический хор участвовал в театральных агонах и в сценическом представлении комедии, трагедии и сатировской драмы. В трагедии изначально хору принадлежала, безусловно, главная роль в сценическом действии. С развитием драматического действия в трагедии происходит удлинение диалогов и уменьшение роли хоровых партий, в спектакле все более возрастает роль актеров. Этот процесс начинается с введением второго актера, которое произошло в результате нововведений Эсхила, который, по словам Аристотеля, «ограничил хоровые части и предоставил главную роль диалогу» (Poet., 4, р. 1449 а 17-18). Однако в ранней трагедии хоровые партии преобладали. Хор занимает центральное место в трагедиях Эсхила, даже в созданной им в конце творческого пути трилогии «Орестея». И позднее хор все же остается существенной частью трагедии. Некоторые исследователи полагают возможным связывать увеличение числа хоревтов, которое произвел впоследствии Софокл, с усложнившимися сценическими требованиями и рассматривать эволюцию аттической трагедии не как сокращение сценических функций хора, а, напротив, как их расширение.
Тем не менее, хор все более теряет связь непосредственно с действием на сцене. Этот процесс, по мнению Аристотеля, который относится к нему с явным неодобрением, отчетливо заметен уже в трагедиях Еврипида, а еще более – у драматурга Агафона: «Также и хор следует считать одним из актеров, чтобы он был частицей целого и участвовал в действии не как у Еврипида, а так, как у Софокла. У прочих же поэтов песни хора не больше связаны со своим сказанием, чем с [любой] другой трагедией, потому они и поют вставочные песни, а начало этому положил Агафон» (Poet., 18, р. 1456 а 25-30). Окончательно хор выходит из употребления только в эпоху средней комедии.
О том, что вся античная драма вышла из хора, говорит множество деталей организации театрального действия. Происхождение греческого слова, обозначающего актера, – гипокрит (ὑποκριτής, букв. «дающий ответ») – связано с первоначальным порядком представления драмы, когда единственный актер своими репликами отвечал хору. Даже когда значение актеров в театральном представлении возрастает, у хора остается множество средств сохранять роль важнейшего участника драматического действия. Хор пребывал на сцене на протяжении всего спектакля; примеры, когда он на время покидает орхестру, чрезвычайно редки (напр., Aesch. Eum., 243; Soph. Aiax, 866; Eurip. Alc., 872). И хотя хоровые партии прерывались сольным выступлением актеров, у хора при этом оставались способы взаимодействия с актерами и помимо диалога с ними. Например, некоторые хоровые партии носят характер комментариев, сопровождающих происходящее на сцене, а иногда хор выполняет те же сценические действия, что и актер, подчеркивая их значение в развитии сюжета.
На ведущую роль хора указывает и соотношение численности хора и актеров, число которых, как известно, было ограничено. По сообщению лексикографов, хор в трагедиях Эсхила состоял из 12 человек. Софокл увеличил это число до 15 (Suid., s. v. Sofoklh'»; Pollux, IV, 109). Хотя у Поллукса мы встречаем любопытное указание, что до «Эвменид» Эсхила хор состоял из 50 человек. В качестве объяснения такой численности драматического хора (ведь 50 человек насчитывал дифирамбический хор) современные ученые выдвигают предположение, что в данном случае для восполнения традиционного числа Данаид в трагедии «Просительницы» к 12 хоревтам присоединилось 38 статистов или что число 12 имело чисто условное значение. Неизвестно, применял ли Эсхил в своих последних трагедиях нововведение Софокла (хор из 15 человек), однако в схолиях к Аристофану есть запись о том, что в драме Эсхила «Агамемнон» хор состоял именно из 15 человек (Schol. Aristoph. Equ., 589).
Описанный порядок, как правило, сохранялся и в дальнейшем: так, о 15 хоревтах применительно к трагедии говорит Поллукс, который сообщает также, что комедийный хор состоял из 24 человек (Pollux, IV, 109), хотя со временем количество хоревтов в комедии сократилось. Относительно численности хора драмы сатиров традиция не сохранила никаких свидетельств; обычно, основываясь на общности происхождения трагедии и сатировской драмы, его приравнивают к трагическому хору, однако высказывается и мнение, что к концу V в. до н. э. этот хор насчитывал лишь 12 хоревтов.
К классическому периоду мы видим целый «штат» людей, в обязанности которых входило руководство хором и его подготовка: конечно, сам поэт; корифей-запевала, который выделился из среды хоревтов; дидаскал, который профессионально руководил обучением хора; и наконец, хорег, который финансировал подготовку хора к выступлению.
На орхестре, где хор находился во время представления, он строился прямоугольником (отсюда его название χορὸς τετράγωνος «четырехугольный» хор. Драматический хор строился линиями, которые назывались στοῖχοι и ζυγά; при этом он мог располагаться различным образом: либо κατὰ στοίχους, тогда для хора трагедии это были 3 шеренги (στοῖχοι) по 5 человек, либо κατὰ ζυγά, при этом хор образовывал 5 рядов (ζυγά) по 3 человека. Такой же принцип применялся для построения хора комедии, с учетом соответствующего его размерам числа линий (6 х 4 или 4 х 6). Корифей занимал место в середине первого ряда, рядом с ним находились руководители полухоров (парастаты), на которые мог делиться хор во время драматического действия (Pollux, IV, 107). Разработанная система построения говорит о важной функции хора в организации театрального пространства.
В некоторых случаях в пьесах присутствовал и второй хор, причем лишь для отдельного эпизода. Так, в заключительной части «Эвменид» появляется процессия афинских женщин для сопровождения Эриний. В «Ипполите» Еврипида герой исполняет гимн Артемиде в сопровождении охотников (61-71), которые уходят со сцены до появления хора, представляющего женщин Трезен, причем некоторые исследователи считают возможным говорить о вторичном появлении мужского хора в конце пьесы (1101-1152). Еще один пример такого появления дополнительного хора мы видим в «Просительницах» Эсхила. В других случаях хор может делиться на полухоры (в трагедии «Просительницы» и «Семеро против Фив» Эсхила и «Аякс» Софокла). В комедии к концу V в. до н. э. было возможно как деление хора (в «Лисистрате» Аристофана), так и его удвоение (как в «Лягушках» Аристофана). Пример «Лягушек» любопытен также тем, что именно этот второй, дополнительный, хор лягушек и дал название комедии. Подготовка и содержание такого хора также относилась на счет хорега.
Хор, как правило, выходил на орхестру в полном составе, хотя были и исключения из правила. Обычно хор появлялся на орхестре из правого (от зрителей) входа, что обозначало в системе входов-выходов театрального пространства пределы собственной страны, так как хор, как правило, изображал в пьесе жителей той местности, в которой происходило действие. При своем появлении в начале действия хор исполнял парод (πάροδος). О том, как располагался хор во время драматического действия, наверняка сказать невозможно. Обычно исследователи предполагают, что во время исполнения хоровых партий – стасимов (στάσιμα) – хор в полном составе, без разделения на полухоры, был обращен к скене; при разделении на полухоры для исполнения песен во время сценического действия оба полухора стояли лицом друг к другу, наконец, при исполнении парабазы (παράβασις) в комедии хор был обращен к зрителям. Заключительная песнь хора именовалась эксодом (ἔξοδον) что буквально значило «выход, исход, удаление», знаменующий собой конец трагедии.
Выступление хора предполагало единство хорового пения, танца и музыкального сопровождения. Огромную роль в театральном перформансе играли костюмы. «Одеть хор» было главной заботой хорега, являвшейся самой затратной из его обязанностей. Костюмы хоревтов, как мы можем судить по замечаниям античных авторов и изображениям на вазах, были весьма разнообразны, часто необычны и затейливы (см. подробнее: Костюмы хора в древнегреческом театре). Не только костюмы и маски делали хор важной частью оформления театральных представлений: находясь перед зрителями практически на протяжении всего сценического действа, он также оказывается в некотором смысле частью общей декорации, именно хор настраивает публику на жанр и характер представления.
Участники драматических агонов, в том числе и хоревты, прежде всего были участниками религиозного действа в масштабе всей общины – организованных государством праздников, посвященных богу Дионису, – и в этом смысле ощущали свою причастность к гражданскому коллективу. В условиях господства полисных ценностей, приоритета коллективного над частным, весьма символичным выглядит центральное место хора в драматическом спектакле.
Хор в древнегреческом театре
Полезное
Смотреть что такое «Хор в древнегреческом театре» в других словарях:
хор — а; мн. хоры и хоры; м. [от греч. choros] 1. Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения. Цыганский х. Х. мальчиков. Церковный х. Академический народный х. Детский х. Дирижировать хором. Петь в хоре. // Группа лиц, вместе поющих песню … Энциклопедический словарь
хор — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? хора, чему? хору, (вижу) что? хор, чем? хором, о чём? о хоре; мн. что? хоры и хоры, (нет) чего? хоров и хоров, чему? хорам и хорам, (вижу) что? хоры и хоры, чем? хорами и хорами, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева
ХОР (в музыке) — ХОР (греч. choros), 1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный). 2) Музыкальное произведение для хорового исполнения. 3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее… … Энциклопедический словарь
Хор — а; мн. хоры и хоры; м. [от греч. choros] 1. Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения. Цыганский х. Х. мальчиков. Церковный х. Академический народный х. Детский х. Дирижировать хором. Петь в хоре. // Группа лиц, вместе поющих песню … Энциклопедический словарь
Хор (в греч. трагедиях) — Хор (греч. chorós), обязательный коллективный участник древнегреческого спектакля (5 в. до н. э.). Древнегреческая драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий. В трагедиях Эсхила Х. состоял из 12 чел., Софокла ‒ около 15, в… … Большая советская энциклопедия
хор — а; мн. хоры/ и хо/ры; м. (от греч. chorós) см. тж. хоровой 1) а) Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения. Цыганский хор. Хор мальчиков. Церковный хор. Академический народный хор … Словарь многих выражений
хор — а, мн. хоры/, о/в и хо/ры, ов 1) (хо/ры) В древнегреческом театре: коллективное действующее лицо трагедии группа актеров, совместно читавших стихи и выступавших в определенных местах трагедии с лирическими восклицаниями, пением и плясками. Свой… … Популярный словарь русского языка
Хор — I (греч. chorós) обязательный коллективный участник древнегреческого спектакля (5 в. до н. э.). Древнегреческая драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий. В трагедиях Эсхила Х. состоял из 12 чел., Софокла около 15, в… … Большая советская энциклопедия