с каким зрением разрешено водить автомобиль
Какое зрение должно быть у автомобилиста? Есть ли особенности?
Во время управления транспортным средством одним из важнейших факторов безопасности является зрение водителя. В случае ухудшения видимости на дороге в сумеречное время, в туман или во время дождя в комбинации со слабым зрением водителя максимально увеличиваются риски возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В связи с этим во время оформления водительских прав обязательным является осмотр офтальмолога, который дает заключение о пригодности человека к управлению автотранспортным средством. Установлены различные нормы и допустимые отклонения остроты зрения, при диагностике которых разрешается вождение автомобиля в очках или линзах. Нормы законодательно приняты разные, поэтому в случае выявления врачом допустимых отклонений вождение разрешается.
Диагностика глаз для получения разрешения управлять авто
Пройти осмотр офтальмолога для выдачи водительских прав можно в любом специализированном медучреждении, включая кабинет офтальмолога, выполняющего осмотр в автошколе, поликлинику по месту жительства или сертифицированный медицинский центр. Во время обследования врач проверяет зрение по нескольким параметрам:
Обратите внимание, что в случае использования очков или линз, проходить осмотр офтальмолога нужно с ними. Это связано с тем, что обследование необходимо для подтверждения того, что отсутствуют риски возникновения опасных ситуаций на дороге из-за проблем со зрением у водителя.
Если человек управляющий автомобилем использует очки или линзы, их оптическая сила должна быть не выше 8 дптр.
Нормы зрения для водителей
Согласно ПП РФ №1604 от 29.12.14 О перечнях медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортным средством установлено строгое разграничение профессиональных водителей, управляющих пассажирским транспортом или спецтехникой и тех, кто применяет автомобиль в личных целях для передвижения.
Водители, получающие права категорий А и В и эксплуатирующие автомобиль для личных целей, должны иметь в обязательном порядке остроту зрения не менее 0,8. В случае обнаружения различных показателей остроты, на оном глазу она должна быть не менее 0,6, а для второго глаза – 0,2.
Профессиональные водители согласно установленных норм независимо от категории должны иметь зрение более 0,7 при условии, что два глаза имеют одинаковую степень остроты зрения. В случае различных показателей на глазах, для одного из них требуется более 0,8, а для второго – 0,4.
Что может послужить отказом в выдаче прав
Согласно действующих нормативных документов установлен перечень заболеваний глаз, при которых запрещается управление автотранспортным средством:
Риски на дороге из-за нарушений остроты зрения
Независимо от того какие нарушения зрения имеются у водителя риски возникновения опасных ситуаций на роге значительно увеличиваются. Даже незначительное ограничение видимости и остроты зрения повышает вероятность того, что в экстренной ситуации водитель может не успеть сориентироваться и попросту не заметит препятствие на дороге, человека, дорожный знак или другое транспортное средство.
Чтобы минимизировать риски и обезопасить себя, как автомобилиста, и других участников дорожного движения рекомендовано регулярное прохождение офтальмологического осмотра. Следить за зрением – ответственность, которую несет в первую очередь водитель, который должен понимать, что в случае возникновения каких-либо отклонений в зрении от нормы нужно незамедлительно обратиться к офтальмологу для обследования.
Таким образом рекомендуем проявлять сознательность и проходить обследование глаз не только в момент получения или замены водительских прав, а и в случае обнаружения любых жалоб со стороны органов зрения.
Интересные статьи по теме:
location_on Семёновский переулок, дом 11 (м.Семеновская)
С 1 апреля 2021 года в России изменятся правила проведения экзамена на право управления транспортными средствами в ГИБДД
1. Объединение площадки и города
Теперь будет всего 2 этапа экзамена:
Проведение проверки имеющихся у кандидата в водители навыков в условиях реальной дорожной обстановки в конечном итоге повлечёт изменения в подходе автошкол при проведении практического обучения вождению транспортными средствами. Это исключит «натаскивание» на определенные виды упражнений на закрытой площадке и переориентирует подготовку кандидатов в водители к управлению транспортными средствами в реальных дорожных условиях вне зоны «заученных» учебных маршрутов.
Согласно регламенту, объединённый практический этап экзамена на права будет включать следующие упражнения:
2. Отмена стандартных маршрутов экзамена
Второе важное изменение касается маршрутов, по которым проходит практическая часть экзамена в городе. Сейчас у каждого экзаменационного подразделения ГИБДД есть свой утверждённый маршрут, включающий перекрёстки, пешеходные переходы, развороты и другие дорожные элементы, позволяющие оценить навыки курсанта по управлению автомобилем.
С 1 апреля 2021 года решено отказаться от использования стандартных экзаменационных маршрутов. Теперь будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. Сам же маршрут каждый раз будет меняться – его будет определять экзаменатор прямо во время движения.
3. Новые упражнения для мотоциклов, квадрициклов и трициклов.
Регламентом вводятся новые упражнения для экзаменов на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) – проверка у кандидата в водители навыков торможения транспортного средства и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также прямолинейного движения задним ходом.
Изменились некоторые упражнения для получения прав и на мотоцикл. К примеру, предусмотрена новая схема упражнения «Габаритная восьмёрка».
4. Новые штрафные баллы на экзамене.
В новом регламенте ошибки при вождении разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. При этом, грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Как и ранее, экзамен считается проваленным при получении 5 штрафных баллов.
Пересмотрена степень влияния ошибок на безопасность. К примеру, теперь ошибки «не пристегнул ремень безопасности» и «использовал во время движения телефон» будут считаться грубыми и станут основанием для прекращения проведения экзамена.
Оценка «Не сдал» будет выставляться при совершении следующих ошибок:
3 штрафных балла будут начисляться за следующие ошибки:
2 штрафных балла грозят за следующие ошибки:
1 штрафной балл будет начисляться за мелкие ошибки:
5. Аннулирование результатов экзамена
Результаты экзамена могут быть аннулированы в следующих случаях:
6. Аннулирование водительских прав
Новый регламент также содержит причины, по которым уже выданные права могут аннулировать. Так, водительские права могут быть аннулированы в следующих случаях:
7. Новые требования к документам.
При подаче заявления на сдачу экзамена заполнять и распечатывать его будет сотрудник ГИБДД – заявитель будет только предоставлять документы, проверять заполненное заявление и подписывать его.
Также вводится процедура получения выписки о выданном водительском удостоверении (к примеру, для устройства на работу).
УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу
С каким зрением разрешено водить автомобиль
Завели себе железного коня? Тогда вам следует подумать и об очках. Тем, кто хорошо видит и днем, и ночью, достаточно пары солнцезащитных. А если зрение неидеальное, придется выбрать оптику для его коррекции. Ведь длительная и монотонная нагрузка на глаза, к которой относится вождение машины, может нелучшим образом отражаться на состоянии зрительного аппарата, причем иногда это происходит довольно быстро.
Оптика по глазам, но не на глазок.
Надо ли говорить, что «острый глаз» для водителя – первое дело?! Кажется, очевидно! Как бы не так! Поговоришь с офтальмологами, и волосы становятся дыбом. Оказывается, большая часть обращающихся к ним автомобилистов, обладающих отнюдь неидеальным зрением, и не думает о необходимости надевать очки. Подслеповатые водители как-то приспособились, адаптировались и весьма уверенно чувствуют себя за рулем, игнорируя факт наличия у них проблем со зрением. Но эта уверенность обманчивая, и за нее можно дорого расплатиться. Например, такие недуги, как дистрофия сетчатки глаза, поражение зрительного нерва и, конечно же, ошибки рефракции (даже небольшие), могут приводить к ухудшению способности различать расположенные сбоку предметы. К чему может привести нарушение периферического зрения за рулем, всем понятно без лишних слов.
Для водителей также чрезвычайно важна контрастная чувствительность глаз, которая позволяет различать низко контрастные изображения (например, пешеходов в ночное время), правильно определять взаимную скорость всех участников дорожного движения и т. д. Многие испытывают трудности с вождением в сумерки, в туман. Все эти проблемы могут решить правильно подобранные очки или контактные линзы.
Контактные линзы удобнее. Они дают меньше искажений, чем очки (особенно при высоких диоптриях). Поэтому для близоруких людей они предпочтительны. Кроме того, любые очки ограничивают периферическое зрение, поскольку обеспечивают наибольшую коррекцию, лишь когда человек смотрит строго вперед, а не вбок. Еще одно удобство контактных линз – в том, что они всегда находятся в правильном положении, а очки приходится иногда поправлять, что может отвлечь внимание водителя в самый неподходящий момент. И в случае травмы риск поранить глаза у человека с линзами, кстати, тоже ниже, чем у «очкарика».
Однако и у контактных линз есть недостатки. Прежде всего – это более высокая стоимость и более сложный уход (исключение – однодневные линзы, использовать которые повторно нельзя). К тому же при бесконтактной коррекции зрения (с помощью очков) отсутствует взаимодействие линзы с роговицей, что особенно важно для людей с синдромом сухого глаза, у которых ношение линз может вызывать дискомфорт. К тому же контактные линзы нельзя носить во время болезни (в том числе и при банальном насморке), а также при конъюнктивите, кератите. И еще один небольшой, но весомый минус – в ясный погожий денек контактные линзы (даже снабженные УФ-фильтром) все-таки не могут заменить солнцезащитные очки. Дело в том, что линзы могут защитить от вредного воздействия солнечных лучей (в том числе от отраженных и периферических) только внутреннюю часть глаза. При этом глазное яблоко и прилегающая к глазу кожа остаются не защищены. Именно поэтому при ношении контактных линз автомобилистам необходимо пользоваться и солнцезащитными очками.
Если очки, то какие?
Подобранные врачом. Ни в коем случае нельзя делать этот выбор самим. Это – дело офтальмолога, к которому обязательно следует обратиться до получения прав и в ближайшие месяцы после начала вождения. А затем – регулярно, не реже, чем раз в год.
С максимальной коррекцией. В обычной жизни человек с нарушениями зрения может позволить себе не носить очки вовсе или носить более слабые линзы, чем требуется, но в салоне авто нужны такие «окуляры», в которых зрение будет оптимальным.
Хорошо сидящие. У водителя не должно быть необходимости постоянно или время от времени поправлять съезжающие на нос очки – это отвлекает от дороги и ухудшает зрение. Поэтому следует выбирать оправы с качественными носоупорами и подходящие по размеру. Также важен дизайн оправы – дужки должны быть тонкими, чтобы не мешать обзору.
Из прочного материала. Для водителей рекомендованы полимерные линзы (пластик, стеклопластик), так как он более легкий и не бьется (наиболее прочные материалы – поликарбонат и различные комбинированные материалы: трайвекс и др.). Хотя полимерные линзы могут изменять свои свойства со временем, по оптическим свойствам они не уступают линзам из стекла, которые запрещены к использованию водителями. Впрочем, есть исключения: использование специальных технологий позволяет изготавливать стеклянные линзы, которые, разбиваясь при ударе, не рассыпаются на мелкие осколки.
Прозрачные. Любая окрашенная линза будет задерживать больше света. Поэтому в идеале очки должны быть прозрачными. Следует иметь в виду, что по международному стандарту ИСО 14889 линзы для вождения автомобилем со светопропусканием менее 75% в ночное время не разрешены, независимо от их цвета.
Защитники и спасители. Сегодня можно купить очки для водителей со специальными покрытиями, имеющими различные защитные свойства.
Антибликовые покрытия. Такие стекла пропускают больше света и помогают глазам гораздо быстрее восстанавливаться после ослепления фарами других автомобилей. Поэтому в условиях плохой видимости на дороге они могут значительно улучшить качество зрения. Обычно эти покрытия наносят на одну или обе поверхности очковых линз. Однако такие очки нужны только для людей с проблемным зрением. Тем же, кто хорошо видит, нет необходимости носить очковые линзы без диоптрий с антибликовым покрытием, поскольку любая линза снижает светопропускание.
Поляризационные линзы. Эффективно защищают и от слепящего солнца, и от отраженного света. Поляризационные фильтры применяют и на очках с диоптриями, и на обычных, солнцезащитных, которые хороши днем, но категорически неприемлемы для вождения ночью или при плохой освещенности.
Фотохромные очки («хамелеоны»). Отличаются тем, что меняют цвет в зависимости от освещения: на солнце темнеют, а в помещении становятся прозрачными. Использование их за рулем возможно, но надо помнить, что значительная доля ультрафиолета задерживается лобовым стеклом, что снижает солнцезащитную эффективность таких линз.
Очки-«антифары»(с желтыми или желто-оранжевыми линзами, задерживающими синий цвет спектра). Такие очки подойдут и для вождения в ночное время, и при пасмурной погоде, так как увеличивают контрастность «картинки». Но главное, что должны знать водители, садящиеся за руль в сумерки, что для ночного вождения нужна наиболее точная коррекция. Ведь в темноте зрачок расширяется, что приводит к существенному увеличению зрительных помех, и зрение (особенно контрастная чувствительность) становится хуже.
С каким зрением разрешено водить автомобиль
О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. № 1604
МОСКВА
О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показанийи медицинских ограничений к управлению транспортным средством
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2019 № 1021)
В соответствии с пунктом 4 статьи 231 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правительство Российской Федерации постановляет:
перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
перечень медицинских показаний к управлению транспортным средством;
перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604
ПЕРЕЧЕНЬмедицинских противопоказаний к управлениютранспортным средством
Наименование заболевания
Код заболевания по МКБ-10*
I. Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)
1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства
2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
3. Расстройства настроения (аффективные расстройства)
4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
6. Умственная отсталость
II. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)
7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
III. Болезни нервной системы
IV. Болезни глаза и его придаточного аппарата
10. Слепота обоих глаз
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
____________
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604
ПЕРЕЧЕНЬ медицинских показаний к управлению транспортным средством
I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2019 № 1021)
1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.
2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
3. Ампутационные культи обоих бедер.
4. Ампутационные культи обеих голеней.
5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).
6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).
7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.
8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).
II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией
9. Отсутствие верхней конечности или кисти.
10. Отсутствие нижней конечности или стопы.
11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.
13. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;
б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.
III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.
IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.
V. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха
17. Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня.
____________
УТВЕРЖДЕНпостановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604
ПЕРЕЧЕНЬ медицинских ограничений к управлению транспортным средством
I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
8. Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
9. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;
б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
10. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (освидетельствуемые признаются годными к управлению транспортным средством, если конечность не имеет дефектов костей, суставов или мягких тканей, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
11. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).
II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «В»* или «ВЕ», подкатегории «В1» (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
18. Отсутствие обеих верхних конечностей или кистей или их деформация, значительно затрудняющая движение кистей.
19. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде верхней параплегии.
20. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).
III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «С»*, «СЕ», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «С1″*, «D1», «С1Е» или «D1Е»
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
28. Отсутствие верхней конечности или кисти.
29. Отсутствие нижней конечности или стопы.
30. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
31. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;
б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
32. Остаточные явления поражений центральной нервной системы в виде гемиплегии или параплегии.
33. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (освидетельствуемые признаются годными к управлению транспортным средством, если конечность не имеет дефектов костей, суставов или мягких тканей, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
34. Травматические деформации и дефекты костей черепа с наличием выраженной неврологической симптоматики.
36. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).
37. Рост ниже 150 см.
* К транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к указанным категориям и подкатегории.