с каким зрением можно стать пилотом

Хорошее зрение — залог безопасности полета

Существует такой стойкий стереотип, что у пилота и летчика должно быть чуть ли не идеальное зрение. Это является правдой лишь отчасти и только для поступающих в учебные заведения гражданской авиации и летные военные училища

с каким зрением можно стать пилотом

Обычный порядок прохождения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) по зрению следующий:

Требования к глазам

Самые строгие требования, предъявляемые к поступающим в училища ГА, в том числе это касается и зрения. Немало случаев, когда человек имеющий остроту 1,0/1,0 не проходил по другим параметрам. Аппарат показал рефракцию 2,75/ 2,25, в то время как для 1-ой группы должно быть 1,0/ 1,0. Что интересно, выпускаются курсанты из училища после 5 лет обучения уже со 2-ой группой, так рефракция допускается 3,0/ 3,0

с каким зрением можно стать пилотом
с каким зрением можно стать пилотом
с каким зрением можно стать пилотом

Проще всего пройти ВЛЭК пилотам-любителям, если же ваша цель лицензия коммерческого пилота или линейного, а по зрению вы явно не дотягиваете, то можно попробовать его восстановить, как безоперационным способом, с помощью всяких упражнений и приема витаминов, так и операционным способом.

Коррекция зрения с помощью лазера

Современные технологии все чаще вторгаются в нашу жизнь, позволяя без лишних трат времени сразу восстановить утраченное зрение, но и здесь законодательно есть некоторые ограничения, хотя часто врачи на ВЛЭК даже не замечают следы проведенных операций.

На профильных форумах люди пишут про свой опыт прохождения ВЛЭК у окулиста после перенесенных неоднократных операций по коррекции зрения. Так у человека была операция по замене хрусталиков на обоих глазах, на правом глазу операция прошла не совсем удачно, и пришлось делать дополнительно лазерную коррекцию LASIK, после чего острота зрения стала 0,9 и 0,7 соответственно. С этими результатами человек пошел проходить ВЛЭК. Оказалось, что в подзаконных приказах прямого разрешения на два хрусталика нет, но и запрета тоже не было. В центральном ВЛЭК ГА решили, что решение должны принимать самостоятельно на месте. После долгих хождений и помощи знакомого окулиста удалось получить желанное положительное заключение для лицензии частного пилота.

Вообще в подобных случаях общая практика такая, что вердикт на усмотрение врача, при условии, что функции зрения сохранены в должных параметрах и после операции прошло пол года, но это для линейных и коммерческих пилотов, а для частных пилотов таких проблем нет.

Если же вы по зрению не прошли ВЛЭК есть вариант попробовать посетить ЦВЛЭК (Центральную врачебно летную экспертную комиссию), они имеют право смягчать требования при решении вопроса по медицинскому заключению, даже если есть отклонения выходящие за допустимые пределы.

Если вы не прошли ВЛЭК по причине «индивидуальная оценка», то можете попробовать пройти в ЦВЛЭК

Улучшить зрение самостоятельно

Проведение хирургического вмешательства и лазерной коррекции для улучшения остроты зрения может быть оправдано, если это ваш заработок и все другие способы оказались бессильны. Остается выяснить: все ли способы были учтены, и что еще можно предпринять, чтобы получить заветную справку.

Если сложить все перечисленные составляющие в систему, то награда не заставит вас ждать, и желаемое зрение вернется. Конечно, на это потребуется время, но здоровые глаза у пилота – это залог его безопасности и тех, кто рядом. Что касается самого автора, то за полгода до прохождения ВЛЭК я решил всерьез подтянуть свое зрение: регулярно выполнять упражнения, принимать полезную для глаз пищу, ну и прописанные капли.

Если есть возможность обойтись без операции для прохождения ВЛЭК попробуйте восстановить зрение самостоятельно.

Источник

Требования к пилотам по зрению

Недавно я прошел медкомиссию. — пишет нам М. Рудаков. — Врач-окулист признал меня негодным для поступле­ния в летное училище. Я с этим не со­гласен. Ведь у меня острота зрения нор­мальная, равна единице. И все органы зрения, как было написано врачом, хо­рошие. Вот только, по словам врача, ре­фракция правого глаза М-1,0Д. И эта рефракция мешает мне осуществить меч­ту. Что делать? Посоветуйте?.

Николай Попов в своем письме просит рассказать о том, что такое близору­кость и как ее устранить. Александра Середонина интересует, одинаковые ли требования предъявляются к зрению лет­чика и другого авиационного специали­ста, допустим бортрадиста?

с каким зрением можно стать пилотом

Эти письма проконсультировали пол­ковник медицинской службы И. Мартиконов и подполковник медицинской службы Е. Авксентьев.

Зрительная функция человека склады­вается из многих элементов, и наибо­лее важный из них острота зрения. Нормальная острота зрения обозначает­ся цифрой не менее 1,0. Такие требова­ния предъявляются к молодым людям, поступающим в учебные заведения, го­товящие летчиков, штурманов и плане­ристов. Желающие освоить другие спе­циальности — бортового радиста, бор­тового механика и др. — должны иметь остроту зрения не ниже 0,9 на каждый глаз (без коррекции оптически­ми стеклами).

с каким зрением можно стать пилотом

Причина понижения остроты зрения в молодом возрасте — чаще всего анома­лия рефракции глаз (близорукость, даль­нозоркость, астигматизм). Рефракция — это преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях. Зависит она от индивидуальных особен­ностей строения глаза человека. Анома­лии рефракции исправляются только оптическими стеклами (очками).

Обычно чем больше степень аномалии рефракции, тем ниже острота зрения. Однако строгой зависимости между ни­ми нет. В молодом возрасте при неболь­ших степенях аномалии рефракции че­ловек может показывать нормальную остроту зрения, что, вероятно, и отме­чалось у тов. М. Рудакова.

Юноши, желающие стать летчиками, штурманами и планеристами, не допускаются к обучению при близорукости и астигматизме более 0,5 диоптрий, дальнозоркости более 2,0 диоптрий на один или оба глаза. Поступающие в учебные заведения по подготовке других членов эпажей самолетов признаются негод­ными при близорукости и астигматизме более 1.0 диоптрий, дальнозоркости бо­лее 2.0 диоптрий на один или оба глаза.

Источник

Контактные линзы у пилотов

Совсем недавно авиация отметила свое столетие. Уже более века в небо поднимаются созданные человеком железные птицы — вначале примитивные летательные аппараты, едва способные пролететь несколько десятков метров, а теперь высокоскоростные реактивные самолеты, преодолевающие расстояния в тысячи километров и оснащенные современными системами навигации и обеспечения безопасности полетов. Не изменились только люди, управляющие ими, — пилоты. Пилотам, как и всем представителям других профессий, может требоваться коррекция зрения, и контактные линзы могут быть одним из возможных способов. В данной статье мы обсудим особенности применения контактных линз у пилотов.

Требования по зрению

Зрительное восприятие является для пилота, управляющего летательным аппаратом, самым важным из всех чувств. Более 80% всей информации, которую он получает во время рулежки, взлета, полета и посадки, поступает в мозг через орган зрения, поэтому плохое зрение делает управление самолетом сложным, если вообще возможным. Так что неудивительно, что ко всем, кто обучается полетам или уже летает самостоятельно, предъявляются жесткие требования в этом отношении. Государственные правила касательно медицинского освидетельствования летного состава в различных государствах могут розниться, однако всех их объединяют строгие требования к состоянию зрения. Для примера приведем такие требования в США и Российской Федерации.

В Соединенных Штатах выдачей лицензий на управление гражданским летательным средством занимается Федеральное управление гражданской авиации (FAA). Все пилоты гражданской авиации должны иметь действующие лицензию и медицинский сертификат, дающие право осуществлять летную работу в заданной категории. Таких категорий (или классов) всего три, и каждой соответствует свой сертификат. Первая категория – самая строгая по требованиям, предъявляемым к зрению; такой сертификат должен иметь Air Transport Pilot – пилот, который может быть командиром воздушного судна, например пассажирского авиалайнера; второй класс – это Commercial Pilot, то есть пилот, который имеет право работать по найму, например на небольших пассажирских самолетах бизнес-класса; и третий класс – Private Pilot, или пилот-любитель.

В Российской Федерации действуют правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (в последней редакции от 22 апреля 2002 года), в которых определены нижеследующие требования к остроте зрения, рефракции и пресбиопии.

Для кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров, курсантов, обучающихся этим специальностям (кроме выпускного курса)
А. Острота зрения. Годны: на пилотов и штурманов – 1,0 на каждый глаз без коррекции; на бортинженеров – 0,8, на диспетчеров – 0,6, на бортпроводников – 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией – 1,0; курсанты, обучающиеся на пилота и штурмана, – 0,8, на бортинженера – 0,6 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0, на диспетчера и бортпроводника – 0,3 на каждый глаз, с коррекцией – 1,0.
Б. Рефракция. Годны: на пилотов – при дальнозоркости не выше 1,0 дптр, близорукости 0,5 дптр, астигматизме ±0,5 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; на штурманов, бортинженеров – при дальнозоркости и близорукости не выше 1,0 дптр, астигматизме ±0,5 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; на диспетчеров – при дальнозоркости и близорукости не выше 2,0 дптр, астигматизме ±1,5 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; на бортпроводников – при дальнозоркости и близорукости не выше 3,0 дптр, астигматизме ±2,0 дптр.
В. Пресбиопия выше 4,0 дптр. Негодны.
Для пилотов коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейных пилотов авиакомпаний (самолет и вертолет), штурманов, бортинженеров, бортмехаников, а также вновь поступающих на работу бортинженером, бортмехаником, курсантов летных училищ (выпускной курс)
А. Острота зрения. Годны: пилоты – 0,6 на каждый глаз, с коррекцией 1,0, инд. оценка 0,5 на худший глаз, с коррекцией 1,0; штурманы, бортинженеры, бортмеханики – 0,4 на каждый глаз, с коррекцией 1,0, инд. оценка 0,3 на худший глаз с коррекцией 0,8. Вновь поступающие бортинженеры, бортмеханики годны 0,6 на каждый глаз, с коррекцией 1,0.
Б. Рефракция. Годны: при дальнозоркости и близорукости не выше 3,0 дптр, астигматизме ±2,0 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр.
В. Пресбиопия выше 4,0 дптр. Негодны.
Для бортрадистов, бортпроводников, бортоператоров, летчиков-наблюдателей, пилотов авиации общего назначения, курсантов выпускного курса по их подготовке
А. Острота зрения. Годны: бортрадисты – 0,3 на каждый глаз, с коррекцией 0,8; бортпроводники, бортоператоры, летчики-наблюдатели – 0,1 на каждый глаз, с коррекцией 0,8; парашютисты – 0,5 на каждый глаз, с коррекцией 0,8; вновь поступающие бортрадисты – 0,5 на каждый глаз, с коррекцией 1,0, пилоты-любители, планеристы, пилоты аэростатов – 0,5 на каждый глаз, с коррекцией 0,8.
Б. Рефракция. Годны: бортрадисты, парашютисты, планеристы, пилоты-любители, пилоты аэростатов – при дальнозоркости и близорукости не выше 3,0 дптр, астигматизме ±2,0 дптр, остальные – при дальнозоркости не выше 4,0 дптр и близорукости 5,0 дптр, астигматизме ±2,5 дптр.
В. Пресбиопия выше 4,0 дптр. Индивидуальное решение.

Разрешено ли пилотам носить контактные линзы?

В США до 1976 года пилотам гражданской авиации было запрещено носить контактные линзы во время полета, за исключением случаев выдачи на это специального разрешения. С 1976 года пилоты могут пользоваться контактными линзами для коррекции зрения вдаль.
FAA провело несколько исследований, целью которых было установить связь между ношением контактных линз пилотами и летными происшествиями. В исследовании, проведенном в 1975 году, было установлено, что такой связи практически не существует. В то же время повторное исследование год спустя показало, что контактные линзы были связаны со значительно бо’льшим числом летных происшествий, чем было выявлено в предыдущем исследовании. Еще одно исследование среди пилотов гражданской авиации, осуществленное в 1989 году, показало, что число летных происшествий, вызванных ношением контактных линз, ниже среднего. Таким образом, после трех исследований стало ясно, что связь между ношением контактных линз и летными происшествиями не имеет установленной постоянной зависимости. По этой причине контактные линзы считаются приемлемым методом коррекции зрения среди пилотов гражданской авиации. Однако ошибка при посадке пассажирского реактивного лайнера, совершенная в 1996 году пилотом из-за контактных линз, снова подняла вопрос о том, насколько безопасно ношение контактных линз в гражданской авиации.
При этом следует отметить, что за несколько последних десятилетий контактная коррекция зрения прошла большой путь – от линз из ПММА и традиционных гидрогелевых контактных линз к безопасным и комфортным современным жестким газопроницаемым контактным линзам, мягким силикон-гидрогелевым контактным линзам, однодневным контактным линзам. В настоящее время разработаны новые дизайны контактных линз для коррекции пресбиопии. Прогресс в областях корнеотопографии и жестких газопроницаемых контактных линз привел к усовершенствованию ортокератологии, при которой изменяется форма роговой оболочки глаза.

В то же время новые технологии приводят и к изменению вида приборной панели современных самолетов, в том числе и легких. Постепенно происходит переход от аналоговых приборов к приборам цифровым с жидкокристаллическими дисплеями. Приборов в кабине становится больше, благодаря им повышается безопасность полетов. Однако это диктует повышенные требования к методу коррекции зрения у человека, пилотирующего такой летательный аппарат, поскольку теперь ему требуется осматривать для получения информации большее количество расположенных в различных частях кабины приборов.

Плюсы и минусы контактной коррекции

Контактные линзы, по сравнению с корригирующими очками, имеют ряд преимуществ для использования их пилотами как гражданской, так и военной авиации. К числу этих преимуществ относятся:
— более естественное зрение;
— полное поле зрения;
— отсутствие запотевания;
— отсутствие конденсации влаги;
— отсутствие дискомфорта и раздражения, вызываемых весом оправы;
— отсутствие отражений от поверхностей очковых линз.

Кроме того, контактные линзы более совместимы, чем очки, с кислородными масками и приспособлениями для радиосвязи, которые пилот надевает на себя во время полета. Согласно различным отчетам, пилоты военной авиации использовали контактные линзы в различных военных конфликтах, и потом они отмечали, что контактные линзы для них предпочтительнее очков.

И в то же время контактные линзы имеют и определенные минусы для летного дела. Например, во время выполнения фигур высшего пилотажа, особенно тех, в которых пилот испытывает сильные перегрузки, контактные линзы могут смещаться на глазу, что приведет к ухудшению зрения. В специфических условиях работы пилота, таких как пониженная концентрация кислорода в кабине, пониженное барометрическое давление, низкая влажность, может наблюдаться снижение качества зрения, обеспечиваемого контактными линзами. При использовании пилотом кислородной маски, полностью закрывающей лицо, поступающий под давлением кислород может вызвать раздражение глаз при ношении контактных линз. Существуют и другие зарегистрированные осложнения при использовании контактных линз пилотами.

Степень распространения контактных линз среди пилотов

Чтобы установить распространенность контактных линз среди пилотов, а также выяснить их связь с безопасностью полетов, FAA провело специальное исследование. В результате было выяснено, что с 1967 по 1997 год число пилотов, пользующихся контактными линзами, заметно выросло. Так, если в 1967 году только семеро из каждой тысячи пилотов носили контактные линзы, то в 1997 году это был уже 31 пилот на тысячу. Среди причин этого можно назвать появление новых типов контактных линз, более комфортных и простых в подборе, разработка более удобных средств для ухода за контактными линзами, рост информированности пилотов об этом методе коррекции зрения. Если рассматривать рост числа пилотов, пользующихся контактными линзами, по вышеназванным трем классам, то среди пилотов первого класса их доля выросла в 20,2 раза, второго класса – в 9,7 раза, третьего класса – в 2,7 раза за охваченный период. Отсюда можно сделать следующий вывод. Поскольку для пилотов первого и второго классов требования по зрению являются самыми строгими и они на достижение своей квалификации затратили много времени и сил, то у них есть сильная мотивация для покупки контактных линз, которые обладают преимуществами перед очками. Рост числа пилотов первого и второго класса, носящих контактные линзы, показывает, что они на опыте убедились, что контактные линзы обеспечивают им необходимое качество зрения в условиях работы в кабине пилотов. В то же время видно, что среди пилотов третьего класса (любители) требования к остроте зрения вдаль менее строгие, а «начинка» кабины легкого самолета меньше напичкана приборами, поэтому мотивирующий фактор к приобретению контактных линз среди них слабее.

Источник

ВЛЭК — суровая необходимость или проверка здоровья в летном училище

Если поговорить с летающими пилотами, то иногда стороннему человеку кажется, что все они всю свою жизнь ходят под дамокловым мечом по имени ВЛЭК. ВЛЭК побаиваются, на нее ругаются, жалуются, кто-то пытается обмануть… И прежде чем подавать документы в летное училище любому абитуриенту тоже неизбежно придется познакомиться с ВЛЭК — Врачебной летно-экспертной комиссией.

Почему к здоровью летного состава предъявляются такие строгие и суровые требования?

Это связано с требованиями безопасности. Не людей, отвечающих за безопасность, а именно самой безопасности для жизни, а также здоровья всех, кто находится в воздушном судне и на земле. Работа пилота связана с большими нагрузками, из-за которых организм быстрее изнашивается. Поэтому чтобы летчик смог как можно дольше работать в небе, в самом начале его карьеры он должен обладать безупречным здоровьем. Иначе он подвергнет однажды опасности свою жизнь, жизни экипажа и пассажиров. Имеет значение также экономический фактор: в обучение пилотов вкладываются большие средства, которые должны окупаться, кроме того подвергать опасности дорогостоящие самолеты и их груз тоже нежелательно.

Именно поэтому в медицине появилась отдельная отрасль — авиационная медицина. Проводятся исследования, по результатам которых составляется определенный свод требований к состоянию здоровья кандидатов в пилоты и пилотов. Используя накопленный опыт вместе с научными наработками, авиационные медики определяют список патологий и заболеваний, наличие которых закрывает путь в небеса или ограничивает его.

Требования к состоянию здоровья

с каким зрением можно стать пилотом

Строгость требований к здоровью пилотов определяется их категорией и возрастом. Самые суровые медицинские комиссии приходится проходить абитуриентам летных училищ, особенно военных. Доскональное медицинское освидетельствование проводится перед началом учебы, а далее — ежегодно.

Абитуриенты вместе с курсантами всех курсов, кроме выпускного, проходят ВЛЭК по первой графе. Это означает самые суровые требования, фактически — безупречное здоровье. Причем следует помнить, что ВЛЭК, пройденная перед поступлением, — только первая из всех. Если здоровье в течение года ухудшится, курсанта вполне могут отчислить из училища, даже при отличных оценках. Или предложат перевестись на другие специальности, не связанные непосредственно с полетами. Даже немного ухудшившееся зрение или сломанный в потасовке нос может стать причиной утраты допуска к полетам.

Курсанты выпускного курса летного училища проходят ВЛЭК по второй графе, что несколько снижает требования к состоянию здоровья.

Дефекты здоровья, недопустимые для поступления в летное училище

Вердикт о негодности выносится при наличии:

Девушкам может помешать получить заключение о пригодности беременность и послеродовой период, а также хронические нарушения цикла.

Порядок прохождения ВЛЭК

с каким зрением можно стать пилотом

Абитуриент может получить направление на ВЛЭК, если он получил в военкомате отметку о годности к военной службе без ограничений. В этом случае потребуется оформить медицинскую справку 086-у общего образца, результаты освидетельствования из местных наркологического и психоневрологического диспансеров, и представить все это в приемную комиссию вместе с военным билетом. Сразу следует учитывать то, что при приеме в российские летные училища действуют ограничения по росту и минимальному возрасту:

Прежде чем проходить обследование у специалистов, потребуется сдать анализы, а также пройти тестирование по уровню физической подготовки. Только после получения результатов можно отправляться по врачам. Кроме результатов лабораторных исследований, необходимо сделать рентгенологический снимок пазух носа, энцефалограмму и ЭКГ.

Затем за абитуриента возьмутся специалисты. Самые тщательные обследования предстоит пройти у офтальмолога и ЛОР-врача. Кроме них, кандидата в курсанты будут осматривать и тестировать:

Если хотя бы один из врачей обнаруживает дефект, несовместимый с полетной деятельностью, абитуриент получает заключение о профнепригодности и дальнейшее обследование прекращается.

Если ВЛЭК выносит вердикт «Годен», через 3 дня абитуриент отправится к психологу, и только после психологической экспертизы мытарства можно считать пройденными.

Условия прохождения ВЛЭК

Не обязательно проходить ВЛЭК непосредственно по месту поступления. Министерством транспорта РФ создана система сертификации медицинских учреждений по всей России. Можно проходить ВЛЭК вместе с психологическим тестированием в любом учреждении, обладающем лицензией на осуществление деятельности по врачебно-летной экспертизе. В дальнейшем полученные заключения проходят согласование в ВЛЭК училища.

Если абитуриент получил заключение о непригодности к обучению летной специальности, но не согласен с врачебным заключением, он может оспорить решение региональной ВЛЭК в Центральной врачебно-летной комиссии в Москве.

Сроки и стоимость прохождения комиссии

Как правило, на все требуется около 3 дней:

Через 3 дня, при условии положительного вердикта, можно проходить обследование у психолога.

Стоимость зависит от местных условий и обычно колеблется в пределах 1500-8000 тыс. рублей.

Как подготовиться к медосмотру

с каким зрением можно стать пилотом

Многие дефекты здоровья можно исправить, если заняться этим заранее. А если предварительное обследование выявит заболевания, не позволяющие поступить на летную специальность, можно сэкономить собственное время и не биться головой о неприступную стену бескомпромиссной ВЛЭК в тщетной попытке убедить врачей в собственной годности к полетам. Вместо этого стоит подправить здоровье, насколько это возможно, чтобы потом попытаться получить другую категорию, с менее строгими допусками. А затем, уже имея за спиной определенные достижения и стаж, сделать еще одну попытку. К уже летающим пилотам требования ВЛЭК несколько мягче, нежели к кандидатам в пилоты. Во всяком случае, работающему пилоту не придется проходить комиссию по самой суровой 1 графе, а 2 графа не так строга.

В любом случае стоит заранее пройти лечение у стоматолога, обследоваться у ЛОРа, навестить дерматолога, чтобы потом сделать кардиограмму. Не помешает и развернутый анализ крови.

До недавнего времени первая графа требовала от абитуриентов 100% зрения без коррекции, теперь же у курсантов летных специальностей допускается зрение до 0,8 без коррекции (1 с коррекцией). О целесообразности хирургической коррекции зрения стоит проконсультироваться в местном отделении ВЛЭК.

Все требования по состоянию здоровья, список допустимых и дисквалифицирующих отклонений указаны в Федеральных авиационных правилах ГА. Если медицинская терминология не кажется китайской грамотой, можно заранее разобраться в тонкостях и оценить свои шансы на прохождение комиссии.

Как оставаться здоровым

с каким зрением можно стать пилотом

Пилоты подвержены воздействию множества вредных факторов. В этот список входят:

Из-за этого здоровье портится заметно быстрее, чем у «наземных» граждан. Чтобы сохранить отличное самочувствие, нужно не избегать регулярных врачебных комиссий и внимательно относиться к самочувствию. Любое заболевание гораздо проще остановить в самом его начале. Совершенно необходимо заниматься спортом, обеспечивать себе физические тренировки в разумных количествах. Нужно стараться правильно питаться, хорошо отдыхать, не отказывать себе в оздоровительных процедурах и положительных эмоциях. Чтобы не пытаться обмануть врачебную комиссию, если появилось какое-либо недомогание — отсутствие лечения может привести к катастрофическому ухудшению состояния и непоправимому ущербу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *