с каким зрением берут в летчики
ВЛЭК — суровая необходимость или проверка здоровья в летном училище
Если поговорить с летающими пилотами, то иногда стороннему человеку кажется, что все они всю свою жизнь ходят под дамокловым мечом по имени ВЛЭК. ВЛЭК побаиваются, на нее ругаются, жалуются, кто-то пытается обмануть… И прежде чем подавать документы в летное училище любому абитуриенту тоже неизбежно придется познакомиться с ВЛЭК — Врачебной летно-экспертной комиссией.
Почему к здоровью летного состава предъявляются такие строгие и суровые требования?
Это связано с требованиями безопасности. Не людей, отвечающих за безопасность, а именно самой безопасности для жизни, а также здоровья всех, кто находится в воздушном судне и на земле. Работа пилота связана с большими нагрузками, из-за которых организм быстрее изнашивается. Поэтому чтобы летчик смог как можно дольше работать в небе, в самом начале его карьеры он должен обладать безупречным здоровьем. Иначе он подвергнет однажды опасности свою жизнь, жизни экипажа и пассажиров. Имеет значение также экономический фактор: в обучение пилотов вкладываются большие средства, которые должны окупаться, кроме того подвергать опасности дорогостоящие самолеты и их груз тоже нежелательно.
Именно поэтому в медицине появилась отдельная отрасль — авиационная медицина. Проводятся исследования, по результатам которых составляется определенный свод требований к состоянию здоровья кандидатов в пилоты и пилотов. Используя накопленный опыт вместе с научными наработками, авиационные медики определяют список патологий и заболеваний, наличие которых закрывает путь в небеса или ограничивает его.
Требования к состоянию здоровья
Строгость требований к здоровью пилотов определяется их категорией и возрастом. Самые суровые медицинские комиссии приходится проходить абитуриентам летных училищ, особенно военных. Доскональное медицинское освидетельствование проводится перед началом учебы, а далее — ежегодно.
Абитуриенты вместе с курсантами всех курсов, кроме выпускного, проходят ВЛЭК по первой графе. Это означает самые суровые требования, фактически — безупречное здоровье. Причем следует помнить, что ВЛЭК, пройденная перед поступлением, — только первая из всех. Если здоровье в течение года ухудшится, курсанта вполне могут отчислить из училища, даже при отличных оценках. Или предложат перевестись на другие специальности, не связанные непосредственно с полетами. Даже немного ухудшившееся зрение или сломанный в потасовке нос может стать причиной утраты допуска к полетам.
Курсанты выпускного курса летного училища проходят ВЛЭК по второй графе, что несколько снижает требования к состоянию здоровья.
Дефекты здоровья, недопустимые для поступления в летное училище
Вердикт о негодности выносится при наличии:
Девушкам может помешать получить заключение о пригодности беременность и послеродовой период, а также хронические нарушения цикла.
Порядок прохождения ВЛЭК
Абитуриент может получить направление на ВЛЭК, если он получил в военкомате отметку о годности к военной службе без ограничений. В этом случае потребуется оформить медицинскую справку 086-у общего образца, результаты освидетельствования из местных наркологического и психоневрологического диспансеров, и представить все это в приемную комиссию вместе с военным билетом. Сразу следует учитывать то, что при приеме в российские летные училища действуют ограничения по росту и минимальному возрасту:
Прежде чем проходить обследование у специалистов, потребуется сдать анализы, а также пройти тестирование по уровню физической подготовки. Только после получения результатов можно отправляться по врачам. Кроме результатов лабораторных исследований, необходимо сделать рентгенологический снимок пазух носа, энцефалограмму и ЭКГ.
Затем за абитуриента возьмутся специалисты. Самые тщательные обследования предстоит пройти у офтальмолога и ЛОР-врача. Кроме них, кандидата в курсанты будут осматривать и тестировать:
Если хотя бы один из врачей обнаруживает дефект, несовместимый с полетной деятельностью, абитуриент получает заключение о профнепригодности и дальнейшее обследование прекращается.
Если ВЛЭК выносит вердикт «Годен», через 3 дня абитуриент отправится к психологу, и только после психологической экспертизы мытарства можно считать пройденными.
Условия прохождения ВЛЭК
Не обязательно проходить ВЛЭК непосредственно по месту поступления. Министерством транспорта РФ создана система сертификации медицинских учреждений по всей России. Можно проходить ВЛЭК вместе с психологическим тестированием в любом учреждении, обладающем лицензией на осуществление деятельности по врачебно-летной экспертизе. В дальнейшем полученные заключения проходят согласование в ВЛЭК училища.
Если абитуриент получил заключение о непригодности к обучению летной специальности, но не согласен с врачебным заключением, он может оспорить решение региональной ВЛЭК в Центральной врачебно-летной комиссии в Москве.
Сроки и стоимость прохождения комиссии
Как правило, на все требуется около 3 дней:
Через 3 дня, при условии положительного вердикта, можно проходить обследование у психолога.
Стоимость зависит от местных условий и обычно колеблется в пределах 1500-8000 тыс. рублей.
Как подготовиться к медосмотру
Многие дефекты здоровья можно исправить, если заняться этим заранее. А если предварительное обследование выявит заболевания, не позволяющие поступить на летную специальность, можно сэкономить собственное время и не биться головой о неприступную стену бескомпромиссной ВЛЭК в тщетной попытке убедить врачей в собственной годности к полетам. Вместо этого стоит подправить здоровье, насколько это возможно, чтобы потом попытаться получить другую категорию, с менее строгими допусками. А затем, уже имея за спиной определенные достижения и стаж, сделать еще одну попытку. К уже летающим пилотам требования ВЛЭК несколько мягче, нежели к кандидатам в пилоты. Во всяком случае, работающему пилоту не придется проходить комиссию по самой суровой 1 графе, а 2 графа не так строга.
В любом случае стоит заранее пройти лечение у стоматолога, обследоваться у ЛОРа, навестить дерматолога, чтобы потом сделать кардиограмму. Не помешает и развернутый анализ крови.
До недавнего времени первая графа требовала от абитуриентов 100% зрения без коррекции, теперь же у курсантов летных специальностей допускается зрение до 0,8 без коррекции (1 с коррекцией). О целесообразности хирургической коррекции зрения стоит проконсультироваться в местном отделении ВЛЭК.
Все требования по состоянию здоровья, список допустимых и дисквалифицирующих отклонений указаны в Федеральных авиационных правилах ГА. Если медицинская терминология не кажется китайской грамотой, можно заранее разобраться в тонкостях и оценить свои шансы на прохождение комиссии.
Как оставаться здоровым
Пилоты подвержены воздействию множества вредных факторов. В этот список входят:
Из-за этого здоровье портится заметно быстрее, чем у «наземных» граждан. Чтобы сохранить отличное самочувствие, нужно не избегать регулярных врачебных комиссий и внимательно относиться к самочувствию. Любое заболевание гораздо проще остановить в самом его начале. Совершенно необходимо заниматься спортом, обеспечивать себе физические тренировки в разумных количествах. Нужно стараться правильно питаться, хорошо отдыхать, не отказывать себе в оздоровительных процедурах и положительных эмоциях. Чтобы не пытаться обмануть врачебную комиссию, если появилось какое-либо недомогание — отсутствие лечения может привести к катастрофическому ухудшению состояния и непоправимому ущербу.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИЛОТАМ ПО ЗРЕНИЮ
Зрение и прохождение медицинской комиссии
Одной из наиболее распространнёных причин, по которой многие так и не становятся пилотами, является ограничение по зрению. В действительности, эта причина во многих случаях является заблуждением относительно того, что пилоту необходимо идеальное зрение. На самом деле практически идеальное зрение необходимо только в России и только тем, кто поступает в авиационное учебное заведение. Для получения лицензий пилота идеальное зрение не требуется. Более того, пилоты могут летать и проходить врачебную лётную комиссию в очках или контактных линзах.
Критерии признания лётной годности по зрению в разных странах различаются. Наиболее мягкие требования в США, наиболее жёсткие — в России.
Если на сегодняшний момент Ваше зрение не соответствует предъявляемым критериям, Вы можете пройти процедуру хирургической коррекции, чтобы восстановить зрение. Однако мы настоятельно рекомендуем пользоваться этой мерой только в крайнем случае, когда других вариантов оказаться в небе просто нет.
Требования по зрению в России
Медицинское заключение ВЛЭК первого класса (для коммерческих и линейных пилотов)
Минимальная острота зрения: 0,6 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 1,0.
Анизометропия (разница между рефракцией на глазах): не более 1 дипотрии.
Астигматизм: не более 2 дипотрий.
Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, пресбиопия свыше 4 диоптрий, косоглазие.
Медицинское заключение ВЛЭК второго класса (для частных пилотов)
Минимальная острота зрения: 0,5 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 0,8.
Астигматизм: не более 2 дипотрий.
Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, косоглазие.
Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения
Допускается коррекция очками или контактными линзами. При этом, в отличие от других стран, проверяется острота зрения не только в линзах/очках, но и без них, поэтому в некоторых случаях коррекция очками или контактными линзами не помогает.
Хирургическая коррекция зрения не запрещена, но по факту некоторые ВЛЭК незаконно не допускают к полётам, выявив ранее сделанную коррекцию.
Требования по зрению в США
FAR class 3 medical certificate (для частных пилотов)
Минимальная острота зрения вдаль: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.
Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.
Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз.
FAR class 2 medical certificate (для коммерческих пилотов)
Минимальная острота зрения вдаль: 1,0 (20/20) на каждый глаз в отдельности.
Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.
Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, гало.
FAR class 3 medical certificate (для линейных пилотов)
Требования идентичны требованиям для 2 class medical certificate.
Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения
Допускается коррекция очками или контактными линзами.
Требования по зрению в Европе
JAR class 2 medical certificate (для частных пилотов)
Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,5 (6/12).
Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.
Дальнозоркость: не более 5 диоптрий
Астигматизм: не более 3 дипотрий
Разница в коррекции на каждый глаз: не более 3 диоптрий
Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием Вы сможете летать только в дневное время суток.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.
При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.
JAR class 1 medical certificate (для процессиональных пилотов)
Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,7 (6/9).
Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.
Дальнозоркость: не более 5 диоптрий
Астигматизм: не более 2 дипотрий
Разница в коррекции на каждый глаз: не более 2 диоптрий
Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием вопрос о допуске к полётам решается отдельно.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.
При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.
Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения
Допускается коррекция очками или контактными линзами.
Если Вы носите очки или контактные линзы, на осмотр необходимо принести справку от окулиста о том, что Вы носите их не менее 8 часов в день на протяжении последнего месяца, и характеристики самих линз или очков. Если Вы используете контаткные линзы, допускается ношение только бесцветных монофокальных линз.
Хорошее зрение — залог безопасности полета
Существует такой стойкий стереотип, что у пилота и летчика должно быть чуть ли не идеальное зрение. Это является правдой лишь отчасти и только для поступающих в учебные заведения гражданской авиации и летные военные училища
Обычный порядок прохождения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) по зрению следующий:
Требования к глазам
Самые строгие требования, предъявляемые к поступающим в училища ГА, в том числе это касается и зрения. Немало случаев, когда человек имеющий остроту 1,0/1,0 не проходил по другим параметрам. Аппарат показал рефракцию 2,75/ 2,25, в то время как для 1-ой группы должно быть 1,0/ 1,0. Что интересно, выпускаются курсанты из училища после 5 лет обучения уже со 2-ой группой, так рефракция допускается 3,0/ 3,0
Проще всего пройти ВЛЭК пилотам-любителям, если же ваша цель лицензия коммерческого пилота или линейного, а по зрению вы явно не дотягиваете, то можно попробовать его восстановить, как безоперационным способом, с помощью всяких упражнений и приема витаминов, так и операционным способом.
Коррекция зрения с помощью лазера
Современные технологии все чаще вторгаются в нашу жизнь, позволяя без лишних трат времени сразу восстановить утраченное зрение, но и здесь законодательно есть некоторые ограничения, хотя часто врачи на ВЛЭК даже не замечают следы проведенных операций.
На профильных форумах люди пишут про свой опыт прохождения ВЛЭК у окулиста после перенесенных неоднократных операций по коррекции зрения. Так у человека была операция по замене хрусталиков на обоих глазах, на правом глазу операция прошла не совсем удачно, и пришлось делать дополнительно лазерную коррекцию LASIK, после чего острота зрения стала 0,9 и 0,7 соответственно. С этими результатами человек пошел проходить ВЛЭК. Оказалось, что в подзаконных приказах прямого разрешения на два хрусталика нет, но и запрета тоже не было. В центральном ВЛЭК ГА решили, что решение должны принимать самостоятельно на месте. После долгих хождений и помощи знакомого окулиста удалось получить желанное положительное заключение для лицензии частного пилота.
Вообще в подобных случаях общая практика такая, что вердикт на усмотрение врача, при условии, что функции зрения сохранены в должных параметрах и после операции прошло пол года, но это для линейных и коммерческих пилотов, а для частных пилотов таких проблем нет.
Если же вы по зрению не прошли ВЛЭК есть вариант попробовать посетить ЦВЛЭК (Центральную врачебно летную экспертную комиссию), они имеют право смягчать требования при решении вопроса по медицинскому заключению, даже если есть отклонения выходящие за допустимые пределы.
Если вы не прошли ВЛЭК по причине «индивидуальная оценка», то можете попробовать пройти в ЦВЛЭК
Улучшить зрение самостоятельно
Проведение хирургического вмешательства и лазерной коррекции для улучшения остроты зрения может быть оправдано, если это ваш заработок и все другие способы оказались бессильны. Остается выяснить: все ли способы были учтены, и что еще можно предпринять, чтобы получить заветную справку.
Если сложить все перечисленные составляющие в систему, то награда не заставит вас ждать, и желаемое зрение вернется. Конечно, на это потребуется время, но здоровые глаза у пилота – это залог его безопасности и тех, кто рядом. Что касается самого автора, то за полгода до прохождения ВЛЭК я решил всерьез подтянуть свое зрение: регулярно выполнять упражнения, принимать полезную для глаз пищу, ну и прописанные капли.
Если есть возможность обойтись без операции для прохождения ВЛЭК попробуйте восстановить зрение самостоятельно.
С каким зрением берут в летчики
При поступлении в Университет стоит один из обязательных экзаменов математика – это математика базовая или профильная?
Во всех Университетах принимается только профильная математика.
При поступлении в Университет один из экзаменов стоит по выбору. Кто осуществляет этот выбор: университет или поступающий? Я могу указать оба предмета?
В заявлении можно указать оба предмета, но в рейтинговом списке будет учитываться только один, имеющий больший результат.
Я хочу стать пилотом гражданской авиации. Имею высшее образование (непрофильное). Подскажите, возможно ли пройти обучение на заочном факультете?
Согласно действующего законодательства, Вы, как лицо имеющее высшее образование, можете поступать только на места с оплатой обучения. И так как вы не имеете свидетельства пилота, необходимое для поступления и обучения на заочном факультете, то Вы можете поступать только на очную форму обучения. Поступление проводится только на 1 курс, только на полный срок обучения (4 года при поступлении на программу бакалавриата или 5 лет на программу специалитета).
Подскажите пожалуйста при подаче документов на обучение (пилот) какие еще вступительные испытания проводятся? Сдают ли абитуриенты физкультуру?
При поступлении на программы высшего образования поступающие не проходят дополнительное тестирование по физкультуре.
Я хочу быть пилотом гражданской авиации, но у меня “такое-то” заболевание. Могу ли я поступать?
Я хочу быть диспетчером воздушного движения, но у меня плохое зрение. Могу ли я поступить после коррекции зрения?
Для поступления на пилота или диспетчера требуется прохождение медицинской комиссии ВЛЭК ГА.
Требования к поступающим регулируются Приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. N 50 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации” (ФАП МО ГА-2002)(с изменениями и дополнениями)
Может ли девушка поступать на специальность пилота?
Ограничений по половому признаку нет, необходимо прохождение ВЛЭК ГА (профотобра) и предоставление результатов вступительных испытаний.
Мне “столько-то” лет, могу ли я обучаться по программе пилота?
Ограничений по возрастному признаку нет, необходимо прохождение ВЛЭК ГА (профотобра) и предоставление результатов вступительных испытаний.
Как я могу поступить по целевому приему, где можно заключить договор, список предприятий, сроки заключения договора?
Вопросы поступления на места в рамках целевого приема освещены на нашем сайте.
Отдельного списка предприятий для заключения договора о целевом обучении не существует. В качестве ориентира можно использовать “Перечень организаций-заказчиков целевого обучения в 2020 году”. Отметим, что заказчик целевого приема должен соответствовать требованиям, указанным в статьи 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а договор должен соответствовать форме типового договора о целевом обучении. При этом договор должен быть заключен до даты окончания приема документов.
Только при наличии целевого договора вы сможете участвовать в конкурсе на места в пределах целевой квоты.
Какой проходной балл для поступления?
Проходной балл поступления складывается в процессе конкурса и не может быть известен заранее. В первую очередь он зависит от текущей ситуации по баллам среди поступающих абитуриентов. Ориентиром для поступающих могут быть проходные баллы 2020 года:
– специализация “Организация летной работы (ОЛР)”, профиль “Летная эксплуатация гражданских воздушных судов (ЛЭГВС)” (пилоты) – 243 и выше;
– специализация “Организация использования воздушного пространства (ИВП)” – 212 и выше.
Можно ли ВЛЭК ГА проходить за границей (Беларусь), будет ли он действителен при поступлении?
Нет. Для поступления принимаются только заключения, полученные во ВЛЭК ГА Российской Федерации. Перечень соответствующих медицинских организаций размещен на сайте Росавиации.
Когда будет известно количество мест? а именно его разбивка на общий конкурс приёма на бюджетные и целевые места?
Количество бюджетных мест и мест с оплатой обучения на 2021/2022 учебный год уже известно и размещено на сайте.
Выделение целевых мест и опубликование на сайте будет согласно Правил приема, не позднее 1 июня 2021 года.
Я, гражданин Российской Федерации, имею только школьный аттестат, но результаты ЕГЭ меня не устраивают. Могу ли я сдать экзамены в Университете?
Я не записался на ЕГЭ по физике, могу ли сдать его при поступлении в Университете?
Нет. Согласно Порядка приема, введенного в действие приказом Министерства науки и образования, при наличии только среднего общего образования поступление возможно только на основании результатов ЕГЭ.
Какие личные (индивидуальные) достижения учитываются при поступлении? Принимается ли знак ГТО?
Согласно Правил приема (раздел Индивидуальные достижения) учитываются следующие достижения:
Знак ГТО при приеме не учитывается.
В чем отличие и схожесть программ пилота ОЛР и ЛЭГВС? На какую программу рекомендуете поступать?
Схожесть программ:
Основные отличия:
Будет ли осуществляться прием через сайт Госуслуги?
Университет не вошел в число участников суперсервиса “Поступление в вуз онлайн” и приема документов через сайт Госуслуги не будет.
С каким зрением не берут в армию
Автор:
Начало осеннего призыва в армию буквально не за горами. Как известно, перед отправлением на службу все молодые люди должны пройти тщательное медицинское обследование. Как ни печально, но здоровье призывников достаточно часто оставляет желать лучшего. Особое беспокойство в последние годы стали вызывать офтальмологические недуги, которые не дают возможности юношам пройти военную службу. Перечень этих заболеваний достаточно широк и включает массу различных отклонений, которые требуют динамичного наблюдения специалистом и регулярного лечения. Поэтому молодые люди призывного возраста, имеющие проблемы со зрением, должны иметь представление, с какими заболеваниями о прохождении воинской службы им придется забыть.
Список заболеваний
Как уже упоминалось, список патологий органа зрения ограничивающий годность к воинской службе достаточно обширен. Он включает:
При наличии какого-либо из перечисленных выше заболеваний, в армию юношу не возьмут.
Расшифровка диагнозов
Для получения официального заключения о непригодности к армейской службе, призывник должен пройти, кроме всего прочего, обследование у офтальмолога. В случае имеющейся близорукость, врач, при постановке диагноза, обязательно указывает степень развития заболевания. Дело в том, что миопия (близорукость), в своем развитии, проходит несколько стадий.
На первой стадии заболевания, человек отлично видит объекты, расположенные вблизи, а предметы вдали, различает несколько хуже. Вторая стадия миопии, характеризуется серьезным ухудшением видимости дальних предметов. На третьей стадии, ношение очков постоянно, становится жизненной необходимостью, поскольку видимость нарушена в целом. Разумеется, несение службы в очках и с очень слабым зрением, просто невозможно.
При выявлении отслоения сетчатки, специалисту потребуется установить причину подобного состояния. Такой причиной может стать травма глазного яблока, возникший или текущий воспалительный процесс, обострение близорукости. Но какая бы причина ни была установлена, отслойка сетчатки требует обязательного хирургического вмешательства. Даже при том, что период реабилитации после подобной операции, нельзя назвать очень длинным, в дальнейшей жизни пациента ждет достаточно много ограничений, что несовместимо с армейской службой.
Также в перечень заболеваний, делающих невозможным прохождение воинской службы, входят различные травмы глаз. Однако здесь принимается во внимание интенсивность и сложность ранения. Если травмой поражены оба глаза молодого человека и это привело к полной либо частичной потере зрения, или обострению воспалительных процессов, призывник от прохождения службы освобождается.
При глаукоме, для получения медицинского заключения о непригодности к воинской службе, должна быть установлена стадия заболевания. При этом непригодными к службе в армии, считаются лишь призывники имеющие развитую степень заболевания на обоих глазах. В остальных случаях, молодые люди, к службе допускаются с условием определенных физических ограничений.
Призывников не берут в армию также при выявлении хронического конъюнктивита, который стал причиной выраженных нарушений зрения. При наличии умеренных изменений, молодого человека на воинскую службу призовут, с условием определенных ограничений. Какие именно ограничения должны быть наложены, решает офтальмолог.
Безусловное обстоятельство, при котором в армию призывника не возьмут, это наличие любых видов офтальмологических недугов, находящихся в прогрессирующей стадии. Когда заболевание находится в активной стадии и может повлечь за собой серьезные изменения зрения, либо его потерю, от прохождения армейской службы, юношу освобождают.
К безусловным диагнозам также относят нарушения аккомодации и рефракции. При миопии и гиперметропии с разницей рефракции обоих глаз более шести диоптрий, призывник к воинской службе становится негодным.
Разумеется, слепота, выраженные нарушения цветового восприятия, а также прочие выраженные патологии зрения, также считаются безоговорочным противопоказанием для прохождения службы в действующей армии.
Таким образом, для призывников текущего года не лишнем было бы запомнить, что отсрочку от военной службы они получат только в случае, если офтальмологическое заболевание находится в стадии обострения. Но если, будет признано, что имеющаяся патология способна повлечь за собой утерю зрения, призывник будет признан непригодным для прохождения службы.
В остальных случаях, если заболевания системы зрения несут временный характер, призывник получает отсрочку от службы до полного выздоровления или стабилизации ситуации. Но в большинстве случаев молодого человека все же призывают на действительную службу с регламентированными ограничениями физической нагрузки.