с каким видом психической деятельности особенно тесно связана речь

С каким видом психической деятельности особенно тесно связана речь

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

с каким видом психической деятельности особенно тесно связана речь

Аннотация: Очень часто с развитием речи ребёнка, взрослый может замечать у него ряд изменений.

Статья:

Речь. Функции речи.

Речь – это высшая психическая функция человека. Непонятно… А если так: речь, это то что отличает человека от животного. Современные ученые уже доказали наличие сознания у различных видов животных и даже «коллективный разум» у насекомых… Так что же есть у нас, людей, чего нет у животных? Некоторые говорят – абстрактные понятия, прогнозирование, символы и т.д. Да, но как они существуют у людей? — Только за счет речи! Именно речь обеспечивает нам возможности памяти, восприятия цвета и запахов, математические представления, понимание положения предметов в пространстве и времени… – вообще все наши чувства и мысли!

Что же будет с людьми, если они разучатся говорить? Мы превратимся в животных, увы. Причем в слабейших из них – ибо у нас нет ни когтей, ни клыков, ни панциря.

А теперь – строго по науке:

Речь — это процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

Речь одна из наиболее сложных высших психических функций человека, имеющая многоуровневую, многослойную составляющую.

По словам выдающегося психолога Л.С. Выготского «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека».

Очень часто с развитием речи ребёнка, взрослый может замечать у него ряд изменений. Например, в умении вести диалог (становится продолжительнее, интереснее, сложнее), малыш становится более любознательным, проявляет фантазию, выполняет ряд действий без подсказок. Он сам себя может организовать, сам начинает принимать решения и т.д. Это происходит за счёт усложнения и динамичного развития не просто речи, а её функций. (психолингвисты выделяют несколько основных функций речи и массу частных, которые интересны только специалистам-филологам).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ОРГАНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Многие люди считают, что органические нарушения – это серьезно, а функциональные нарушения не стоят внимания. Это не так. Я приведу ниже несколько примеров.

Если человека положить неподвижно, то есть лишить его функции движения, то через одну-две недели у него появятся пролежни, а через несколько месяцев произойдет атрофия мышц. То есть, если не предпринимать никаких действий, то функциональное нарушение перейдет в органическое нарушение. И функция восстановиться уже не сможет.

Многие из нас слышали про случаи, когда люди получали травму, ампутацию пальца. И если пациент быстро обращался к врачу, ему успевали пришить палец обратно, и палец приживался и функционировал. Но все знают, что принести отрезанный палец через месяц бесполезно. То есть при органическом поражении и своевременном обращении к специалисту, органическое поражение излечивается, и функции восстанавливаются.

Еще один пример взаимосвязи органического и функционального нарушения – это отсутствующий слух при рождении детей. Если маленькому ребенку своевременно поставить слуховой имплант, то он начинает слышать. А если взрослому, глухому с рождения, поставить имплант, то слышать уже он не сможет. Так как в головном мозге произошло функциональное нарушение участков мозга, ответственных за слух.

Логопеды-афазиологи за границей при инсульте занимаются восстановлением речи часто еще в реанимации. Так как доказано, что при органическом поражении головного мозга, своевременное обращение к логопеду, который быстро восстановит речь, позволит предотвратить нарушение функции речи и снижение интеллекта.

При раннем обращении к логопеду, когда ребенок не говорит по причине моторной или сенсорной алалии, часто достаточно одного логопеда. Так как остальные функции речи не успевают нарушиться. И напротив, поздно разговорившиеся дети с алалией требуют большего времени на коррекцию, и с ними уже работают несколько специалистов параллельно: дефектологи, психологи, нейропсихологи, неврологи, репетиторы в школах и, конечно же, сами логопеды.

Какие функции у ребенка нарушатся, если он своевременно не начнет говорить?

Предлагаю вам с этим ознакомиться.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

При нарушении данной функции у неговорящего ребёнка, вы будете наблюдать следующие проблемы:

— ребенок редко обращается к близким людям (к маме чаще, чем к папе), если ему что-то нужно, он будет требовать криком, или пытаться заполучить нужное самостоятельно;

— малыш не умеет играть поочереди, не умеет ждать, очень нетерпелив.

— ребёнок не проявляет инициативу в беседе, не отвечает на вопросы;

— из-за недоразвитой коммуникативной функции речи неговорящих детей очень часто относят в группу РАС (расстройства аутистического спектра)

— на детской площадке малыш может наблюдать за игрой детей, но не подходить к ним, или наоборот, подходить, но их игра будет обрываться, не поддерживаться и чаще заканчиваться слезами, обидами, дракой. По статистике у детей с речевыми проблемами (на уровне ОНР-2) на 60% выше уровень агрессии;

— даже если ребёнок разговорился, вы можете замечать, что ему трудно намеренно использовать нужные слова для продолжительного взаимодействия с вами или ровесниками. Он не может улавливать коммуникативные намерения собеседника, т.е. учитывать ситуацию и знания собеседника.

Недоразвитие коммуникативной функции у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте, может проявляться и у подростков и даже во взрослой жизни. Уже будучи взрослыми:

— они могут демонстрировать низкую активность в поддержании диалога;

— перебивать собеседника, недослушивать его, плохо понимать;

— могут испытывать трудности вступления в диалог,

— могут быстро прерывать диалог;

— однообразно говорить, использовать одни и те же слова;

— не может считывать коммуникативные намерения собеседника;

— недостаточно соблюдать нормы этикета;

— эмоционально не поддерживать диалог ит.д.

Вспомните, возможно, вы уже встречали таких взрослых. Я уверена, всё это, им очень мешает полноценно выстраивать взаимоотношения с окружающими, со своей семьей и на работе.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

Регулирующая функция речи осуществляет и контролирует произвольное поведение, организацию и взаимодействие психических процессов человека.

У взрослых людей эта функция проистекает во внутренней речи, это позволяет нам соблюдать нормы поведения в обществе и даже соблюдать законы (когда мы сами себе говорим «Это неприлично!»). Ребенок регулирует свое поведение изначально, озвучивая всё это вслух. Если же ребенок не имеет возможности пользоваться словом (жестом, символом), он не может отрегулировать собственное поведение. Поэтому мамы наших детей с речевыми проблемами часто жалуются на поведение своих детей. При этом – стоит только научить ребенка говорить (не «разговорить», а полностью создать правильную систему языка), он становится милым, приличным и послушным.

Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Так, А.Р. Лурия и Е. Д. Хомская в своих исследованиях показали связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий мозга. Ими установлена важная роль префронтальной коры в регуляции произвольного поведения, конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов.

В основе созревания регулирующей (саморегулирующей) функции речи лежит сенсорная интеграция – адекватная реакция на различные внешние стимулы, поступающие от различных органов чувств одновременно. Как и любая другая функция – регулирующая функция речи должна формироваться своевременно, в свой сенситивный период.

Незрелость регулирующей функции проявляется у неговорящих детей в поведении:

— ребенок не может ждать и терпеть;

— ребенок становится гиперактивным, неспособным долгосрочно заниматься какой-либо деятельностью;

— ребенок не может сам себе придумать игру, постоянно пристает к окружающим;

— с ребёнком невозможно договориться, у него сразу наступает истерика;

— в более старшем возрасте ребенок подросток может начать совершать неблаговидные и даже противоправные поступки, при этом не понимая, почему он это делает;

— легко попадает под влияние других людей, может попасть в криминальную компанию.

ФУНКЦИЯ ОБОБЩЕНИЯ

Функция обобщения. Л. С. Выготский в своих исследованиях доказал, что общение предполагает обобщение и развитие словесного значения. Благодаря этой способности мы можем выделять существенные признаки предмета и объединять их в группы. Например, стол, стул, кровать – предметы мебели, т.к. их используют в помещениях, для удобства человека в быту, чаще сделаны из дерева и т.д. Слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Речевая функция обобщения обслуживает человеческое мышление: мы постоянно сравниваем между собой предметы и явления, чтобы понимать их сходство и различие, чтобы строить план – чего можно ожидать в этом случае.

Нарушение этой функции чаще и ярче всего бывает проявлено у детей с алалией ( моторной и сенсорной). При этом у ребенка со временем диагностируют (совершенно обоснованно) значительное снижение интеллекта, т.к. такой ребенок не может мыслить логически – он не объединяет предметы в одну группу и не исключает неподходящий предмет из группы схожих понятий, не структурирует предметы иерархически (сапоги, обувь, ботинки – для него это вещи одного порядка, он не понимает, что понятие «обувь» включает в себя понятия «сапоги» и «ботинки»).

Эта функция напрямую связана с когнитивной (познавательной функцией, и ее недоразвитие не позволяет человеку нормально обучаться. Поэтому не рассчитывайте что неговорящий или плохоговорящий ребенок будет не поэтом, а программистом – вот уж где нужна логика!

ФУНКЦИЯ РЕЧИ ОБОЗНАЧЕНИЯ, СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Функция речи обозначения, семантическая функция.
Эта функция заключается в способности давать название предметам и явлениям, понимать смыслы слов и обозначенных этими словами понятий, и тесно связана с функцией обобщения. Такая способность позволяет нам мыслить отвлечённо, используя абстрактные понятия во время беседы. Благодаря этому мы можем понимать и передавать смысл, а не только значение слова. (Обращали внимание, что в последнее время люди часто добавляют к своему высказыванию «Сарказм!», чтобы обозначить что именно они имели в виду)

Без развития семантической функции речи не будет формироваться грамматической строй речи, человеку будет сложно понять смысл фразы с измененным порядком слов (Петю ударил Вася. Кто драчун?) не будут развиваться морфологическая и синтаксическая системы языка, не будет иметь развитие мыслительная сторона речи. Здесь страдают многозначность слов, переносные значения, поговорки. Возникают трудности понимания прочитанного (например, условий задачи). При этом человек не понимает шуток – и плодит вокруг себя обиды и конфликты.

Если ребенок долго не говорит – то развитие этой функции находится под угрозой.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

Прогностическая функция речи (мыслительная, программирующая, интеллектуальная).

Когда происходит развитие этой функции, ребёнок начинает мыслить творчески, нестандартно, говорить сложными, последовательными предложениями.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский говорил «. слово является тем знаком, который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного».

При недоразвитии прогностической функции речи, дети не умеют рассказывать, пересказывать, последовательно выражать свою мысль, устанавливать причинно-следственные связи, что однозначно приведёт к не усвоению школьной программы.

Чем это чревато в жизни? Человек не может спланировать свои и чужие действия, он с удивлением смотрит на ответную (адекватную!) реакцию людей, не понимая, что это его слова и поступки спровоцировали их действия. Такой человек не может спланировать свой день, не то, что годы своей жизни. Такой человек не может ответить самому себе на вопрос «А что будет, если….?»

МНЕСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

Данная функция созревает медленно, если у ребёнка по каким-то причинам снижена память, или низкий уровень слухового внимания, слухового восприятия на образ слова, снижена речеслуховая память.

Вы можете замечать, что ребёнок:

— не может запомнить новых слов в течении длительного времени, часто переспрашивает, не узнаёт по картинке;

— говорит новое слово неправильно, заменяя, переставляя слоги, но может правильно повторить за взрослым, затем снова ошибаться.

— с большим трудом повторяет за взрослым чистоговорку, предложение, не может запоминать стихи.

— в школе не сможет осмысленно читать (читать, понимая смысл), что повлияет на неуспеваемость по всем предметам.

У поздно заговоривших детей очень трудно, а иногда и не возможно восстановить мнестическую функцию речи.

КОГНИТИВНАЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

Через слово ребёнок получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Это позволяет приспособиться к окружающей среде и быстро ориентироваться в природном и социальном мире.

Мы в детстве изучаем все вокруг через слова родителей, воспитателей детского сада, потом нас обучают учителя и учебники в школе. Это возможно потому что у нас хорошо развита познавательная функция речи. Без этой функции – мы могли бы изучать только на собственном опыте. Каковы шансы выжить человеку в этом мире, если эта функция нарушена? Познавать законы физики на себе?

Развитие данной функции невозможно без участия обобщающей, семантической и прогностической функций (см. выше).

Без участия когнитивной функции речи ребёнок не будет разговаривать осознанно, что будет означать снижение интеллекта.

Есть органическая интеллектуальная недостаточность, когда ребенок таким родился, а есть приобретенная из за долгого отсутствия речи. Потому что познавательная функция речи своевременно не начала «работать» и в результате начала атрофироваться.

НОМИНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

Номинативная функция речи. Это функция «называния», суть её в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку.Номинативная функция является исторически самой первой, возникшей у человечества, и появляющаяся у ребенка. Фактически она составляет основу всей речи: лишь давая названия предметам реального мира, идеальным понятиям, действиям, качествам и используя уже имеющиеся в языке слова – мы можем общаться. Без названия (слова) отсутствует вся речь. И формирование речи (что в норме, что при патологии) начинается со слова, а не со звука.

Думаю, развитие данной функции можно наблюдать в детском словотворчестве, когда дети придумывают или что-то называют своими новыми, забавными словами. Это как раз и подтверждает, что ребёнок осваивает родной язык самостоятельно, не копируя слово в слово за взрослым, а делает обобщения на основе примеров, но в благоприятных условиях для этого.

Психолингвист Стивен Пинкер писал: «Если ребёнок просто повторяет родительскую речь дословно, то о нём скажут, что он аутист, а не то, что он способен к обучению; дети обобщают так, чтобы их предложения были похожи на родительские, но не были в точности такими же».

Данная функция вплетена в структуру когнитивной функции речи (см.выше)

Недоразвитие данной функции у поздноговорящих детей будет проявляться в следующем:

— ребёнок не усваивает слова самостоятельно (в норме каждый день у малыша до 3 лет должны появляться новые слова, по некоторым источникам, каждые два часа);

— не изменяет слово по падежам, например, ребёнок показал на воду и произнёс «вода», но попросил «пить вода», вместо «пить воду».

— в школе, ребёнок не сможет быстро и точно изменять слово по падежам, склонять его, переводить во множественное число и прочее.

— в школе, с большим трудом будет применять или вовсе не применять выученные грамматические правила, т.к. будет не способен быстро изменять слово, чтобы подобрать проверочное, что приведёт к неуспеваемости по русскому языку.

— будет испытывать трудности в обобщении слов (см. выше обобщающая функция речи)

— в большей или в меньшей степени будет снижен вербальный интеллект

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

Эмоционально-выразительная функция речи позволяет передать смысл, волю говорящего, выразить свои чувства с помощью мимики, жеста, интонации, формирует эмоциональный интеллект человека.

С момента появления на свет, ребёнок познаёт мир не только через восприятие, но и через эмоциональное взаимодействие со взрослым. Сенситивный период развития эмоциональной функции речи начинается у ребенка с полутора месяцев.

Именно эмоции влияют на развитие долговременной памяти, а главное на те «следы» эмоциональные отпечатки, которые позволяют формировать новые нейронные связи в головном мозге во время общения. Это особенно важно в коррекционной работе с неговорящими детьми – за счет эмоций

С 1,5 лет ребёнка необходимо знакомить с эмоциями, какое чувство, как называется, учить узнавать свои чувства и обозначать их.

Например, малыш обиделся, важно сказать: «Ты обиделся, тебя папа не взял с собой на работу. Ты будешь по нему скучать. Я тоже скучаю». Таким образом, вы будете расширять не просто лексикон малыша, но учить связывать чувства с их словесным обозначением, развивать эмоциональный интеллект ребёнка и влиять на его поведение.

У детей неговорящих и поздноговорящих, у детей с нарушениями речи, недоразвитие данной функции может проявляться в следующем:

— в плохом поведении;

— в нарушении произвольной саморегуляции (истерики, бросание предметов, не адекватной реакции на ситуацию);

— не могут узнавать и понимать эмоции взрослых, ровесников;

— не могут правильно донести информацию о своих чувствах;

— не могут активно вступать и поддерживать диалог;

— не интересны собеседнику;

— не могут заводить друзей;

— не смогут в будущем проявлять эмпатию к окружающим.

в агрессии ребёнка, когда он не может выразить свои чувства словами, сказать, что ему нужно в данный момент, тогда он может укусить, стукнуть. Иногда наоборот от радости, переполнения положительных эмоций, малыш может щипнуть или сильно укусить.

Самое удивительное, что все вышеперечисленные функции, включаются одновременно в процесс развития, дополняя друг друга, развиваются параллельно или зависят друг от друга. Поэтому, чем больше вы уделяете внимание устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, тем грамотнее, интереснее, красивее будет она у него во взрослой жизни.

Источники:

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО НАЧАЛА РЕЧИ

Многие родители думают, что нет ничего страшного в том, что ребенок поздно заговорит. Разговорится он в 4 или 5 лет и ничего страшного. Хорошо если бы это было правдой. Но проблема в том, что из-за отсутствия речи в раннем возрасте в дальнейшем нарушаются функции речи, которые тяжело и долго приходится восстанавливать, а в некоторых случаях, при долгом отсутствии речи, функции становится невозможно восстановить.

Источник

«Взаимосвязь речи с психическими процессами»

с каким видом психической деятельности особенно тесно связана речь

Взаимосвязь речи с психическими процессами.

Речь связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием (психическое состояние), мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными.

Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
В психическом развитии ребенка речь выполняет три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Недостатки речевого развития отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.

Дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) имеют потенциально сохранный интеллект, но испытывают трудности при общении и обучении. Такие дети отличаются импульсивностью, аффективной возбудимостью или, напротив, вялостью и апатичностью, наблюдается плохая координация мелких движений, недостаточная их переключаемость и точность.

Восприятие – основной познавательный процесс отражения предметов и явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние). Это основа ориентации человека в окружающем мире. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

Зрительное восприятие – быстрое опознание окружающих предметов и предметных картинок; узнавание условных и символических изображений предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга); зрительный подбор части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно); зрительно-конструктивная деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).

У некоторых детей, страдающих речевыми нарушениями, отмечается нарушение зрительного восприятия, что ведет в дальнейшем к нарушению процессов чтения и письма, смешению сходных по оптическому признаку графем. У детей с ТНР часто нарушена скорость узнавания предметов, поэтому в школе такие дети не поспевают за темпом работы класса. (В. К. Воробьева.)

Необходимо развивать зрительное внимание детей:

-научить быстро, т. е. в доли секунды, опознавать окружающие предметы и предметные картинки;

-научить узнавать условные и символические изображения предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга);

-научить зрительно, а не руками, подбирать части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно);

Эти игры способствуют не только развитию тактильных ощущений, но и обогащению словаря признаков предметов.

Слуховое восприятие – как правило, у детей-логопатов грубо нарушено. Необходимо развить способность различать неречевые звуки (Игра «Что звучит? ») и звуки речи, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал? », учить определять направление звука («Жмурки с колокольчиком») и т. д.

Память (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная) – процесс запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения впечатлений, полученных об окружающем мире. По мере развития механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное. Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения дошкольниками возросшего объема информации. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память.

Дети запоминают материал за счет многократных повторений, овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

Существует кратковременная и отсроченная память.
Зрительную кратковременную память у дошкольников развиваем на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало? », «Что появилось? », «Что изменилось? », «Какие игрушки были? »). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия.

Зрительная кратковременная память у детей, страдающих речевыми нарушениями, приближается к норме, а иногда и лучше. Слуховая же оперативная память снижена, особенно у детей с ТНР и составляет не более 3-4 единиц. Необходимо развивать зрительную и слуховую оперативную память. В 4-5 лет появляются зачатки произвольной памяти, поэтому перед детьми надо ставить задачу «запомнить» тот или иной материал.

Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения (Например: «Наступила зима. У нас наступила зима. У нас наступила холодная зима. У нас наступила холодная и снежная зима). Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. (Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения» (Сначала Оля вырежет кружок, затем Саша нарисует шар, а потом Лена соберет карандаши, предложить детям не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делали).

Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект. Внимание разделяют на непроизвольное (основное у детей дошкольного возраста) и произвольное (формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно). Существует еще один вид внимания. Это так называемое послепроизвольное внимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Если ребёнку предложена трудное задание, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к его решению. И когда процесс увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы. Важно увлечь ребенка, заинтересовать его.

На практике видим, что произвольное внимание неустойчиво: через несколько минут после начала занятия дети начинают отвлекаться или же взгляд становится отсутствующим. Игры и упражнения на развитие внимания: «Зачеркни на листочке все домики» (на картинке домики, шары, елочки. Более старшим детям даются геометрические фигуры, буквы, цифры., «Что забыл нарисовать художник? », «Найди свою дорожку», «Сделай как я», «Делай то, что видишь», «Делай то, что слышишь», «Перечисли, зачем стоит».

-умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака.

-умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме («Какой пчеле какое ведерко? »).

Таким образом, дети—логопаты имеют своеобразие не только в речевом развитии, но и в формировании ряда функций как неречевого характера (процесса латерализации, пространственной и временной ориентировок, двигательных функций, так и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, что и тормозит в свою очередь нормальное развитие речи. Такие дети постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно—следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.

Следовательно, педагогам, проводящим коррекционную работу с речевыми детьми, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов, являющихся психологической базой речи.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Воробьева В. К. Лекции на курсах повышения квалификации работников образования. Москва. 1990 г.
2. Венгер Л. А. Пилюгина Э, Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Москва. Просвещение 1989 г.
3. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М. Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва Просвещение 1990 г.
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва. Владос 1995 г.
5. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. Москва Просвещение 1981г.
6. Филичева Т. Б., Чевелева, Н. А. Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей (Пособие для воспитателей детских учреждений) Москва. Ассоциация «Профессиональное образование» 1993 г.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *