с каким веком связано имя митрополита илариона

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ

Первый русский митрополит

В сане иеромонаха служил в церкви святых Апостолов в с. Берестово, в котором находилась резиденция киевских князей. По всей видимости, был духовником и соратником Ярослава Мудрого. Порой отлучался из церкви для молитвы в небольшой пещере, близ нее позднее поселился Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь. В 1048 г. сопровождал дочь Ярослава во время визита к французскому королевскому дому. В 1051/1052 г. собор русских епископов возвел его в сан митрополита, что получило противоречивую оценку среди историков. 28 ноября Иларион участвовал в чине освящения церкви святого Георгия, возведенную Ярославым Мудрым в честь своего покровителя. Принимал участие в создании церковного устава князя Ярослава, давшему церкви широкие полномочия. По всей видимости, Иларион скончался еще до смерти великого киевского князя, т.к. его имя не встречается, а в 1055/1056 новым митрополитом стал грек Ефрем.

Автор «Слова о законе и благодати»

Наиболее известным произведением Илариона стало «Слово о законе и благодати», относящееся к 40-м гг. XI в. (сохранилось более 50 списков XV-XVI вв.). Центральное место в послании занимает фигура крестителя Руси, князя Владимира. Именно это позволяет ряду историков высказать гипотезу о произнесении проповеди в день смерти князя Владимира Святославовича в Десятинной церкви, где он был похоронен. Более того, многие выделяют из «Слова о законе и благодати», т.н. «Похвалу кн. Владимиру», как независимое и отдельное произведение. После проповеди, по всей видимости, была прочтена «Молитва святого Илариона», сохранившаяся в ряде рукописей отдельно от «Слова…». В любом случае «Слово…» признается исследователями старейшим оригинальным русским литературным и богословским произведением. Также сохранилось ряд других произведений (например: «Сказания о распространении христианства на Руси»), авторство которых приписывается митрополиту. Художественность его послания, богословское содержание позволяет предполагать получение им образования в Византии (Афоне или Константинополе). Отсутствие в летописях упоминаний о его кончине вызвало предположение в историографии об устранении Илариона с митрополичьей кафедры после смерти покровительствовавшему ему Ярослава Мудрого и удалении в Киево-Печерский монастырь.

Источник

С каким веком связано имя митрополита илариона

с каким веком связано имя митрополита илариона

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Иларион (сер. 11 в.) — древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под 1051 г. «Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово. По оценкам современников первый митропалит-«русин» был «муж благ, книжен и постник». Ядром творческого наследия Илариона является «Слово о законе и благодати», создание которого датируется временем между 1037 и 1050. Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий. Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния. Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство). Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами. Иларион высказывает патриотическую мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история — это часть мировой, а с другой — богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей. Вселенское мировоззрение христиан у Иллариона оплодотворено патриотической идеей. Его философско-историческая доктрина служила обоснованием национальной независимости страны. В вопросах онтологии мыслитель склонялся к гармонизации идеального и материального начал бытия. Он был уверен, что осмысленный разум» открывает возможность познания общества, истории и Бога. Идейное наследие Илариона сообщало творческие импульсы русской духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 93-94.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 220-222.

ИЛАРИОН (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. кн. Киевского Ярослава Мудрого. Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер: “Вложил Бог князю в сердце, и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии”.

“Муж благ, книжен и постник”, по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое Слово о законе и благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа — “глас радования” православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли, созвучные “Слову”, мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали они внимание всего общества.

Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само “Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание “русский народ”, а не обычное для того времени понятие “Русская земля”.

В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу — истоки русской соборности, “собранности” вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Соборность — это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, “обожиться”, “освятиться”, воплотить в себе нравственный идеал Православия. “Благодать же и истина всю землю исполни, — возвещал митрополит, — и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского. Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства”. Общность территории и происхождения соединились с общностью религиозной судьбы — так было положено начало образованию русской православной государственности.

Чудом просвещения Владимира началось распространение веры: “. Когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего — взглянуло на него Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую”. Начавшаяся при особенном Божием благоволении, русская судьба и дальше видится Илариону как результат непрестанного промыслительного попечения: “И так, веруя в Него, и святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”.

Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, “спотыкавшегося” ранее “на путях погибели” (то есть, по сути, и не бывшего русским народом в том смысле, как он его понимает), а ныне “во всех домах своих” восклицающего: “Христос воскресе из мертвых!” Эти-то, славящие Христа, и молят Бога “еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”, то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.

Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания — сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, “святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая”. Здесь — корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности.

Молитва Илариона, помещенная в конце “Слова”, возносимая им “от всея земли нашея”, как бы подводит итог сказанному: “Не оставь нас, — взывает к Богу Иларион, — хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой. Не погнушайся, хоть и малое (мы) стадо, но скажи нам: “не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство” (Лк. 12:32). Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог наш, а мы люди Твои. Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения, но к Тебе, истинному Богу, взываем, к Тебе, живущему на небесах, возводим наши очи, к Тебе воздеваем руки, молимся Тебе. Поэтому простри милость Твою на людей Твоих. владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси”.

Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской Церкви, печальника за вверенный ему Богом народ — стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди бесчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: “Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи” (Сир. 2:1-2).

Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим. Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству “Повести временных лет”, “ископа печерку малу двусажену” на берегу Днепра на месте, где “бе. лес велик”, и в ней, “приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне”. В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по ст. ст.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Далее читайте:

Публикация в кн.: Никольский Н. К., Мат-лы для истории др.-рус. духовной письменности, ОРЯС, 1907, т. 82, No 4.

Источник

Святитель Иларио ́ н Киевский, Печерский, митрополит

Дни памяти

20 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Житие

Свя­ти­тель Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си, жил в эпо­ху ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го († 1054), сы­на свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра. В ис­то­рию Рус­ской Церк­ви он во­шел как пер­вый из ее рус­ских пред­сто­я­те­лей, по­став­лен­ных на мит­ро­по­лию Со­бо­ром рус­ских епи­ско­пов.

Рус­ская Цер­ковь бы­ла в то вре­мя мит­ро­по­ли­ей, вхо­дя­щей в со­став Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Пер­вы­ми мит­ро­по­ли­та­ми на Ру­си бы­ли гре­ки, по­став­ле­ние их со­вер­ша­лось в Ца­рь­гра­де. Свя­той Ила­ри­он, свя­щен­ник кня­же­ско­го се­ла Бе­ре­сто­ва, под Ки­е­вом, был ду­хов­ным от­цом и спо­движ­ни­ком кня­зя Яро­сла­ва. «Бо­го­лю­би­вый князь Яро­слав лю­бил Бе­ре­сто­во и быв­шую там цер­ковь свя­тых апо­сто­лов, и мно­гих пре­сви­те­ров чтил и со­дер­жал, – рас­ска­зы­ва­ет пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец. – Был сре­ди них пре­сви­тер име­ни Ила­ри­он, муж благ, и кни­жен, и пост­ник. Хо­дил он из Бе­ре­сто­ва на Днепр, на холм, где ныне вет­хий мо­на­стырь Пе­чер­ский, и тут мо­лит­ву тво­рил в глу­хом ле­су. Ис­ко­пав пе­щер­ку ма­лую двух­са­жен­ную, при­хо­дя из Бе­ре­сто­ва, пел здесь ча­сы и мо­лил­ся в уеди­не­нии Бо­гу. » Свя­той Ила­ри­он, как сви­де­тель­ству­ют его тво­ре­ния, был не про­сто «муж книж­ный», но об­ла­дал ве­ли­ки­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, глу­би­ной бо­го­слов­ско­го ве­де­ния. Все свои си­лы он от­да­вал слу­же­нию Рус­ской Церк­ви. Ко­гда скон­чал­ся мит­ро­по­лит Фе­о­пемпт, Русь на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии вой­ны с Ви­зан­ти­ей. Со­бор­ным суж­де­ни­ем иерар­хов Рус­ской Церк­ви бы­ло ре­ше­но по­ста­вить мит­ро­по­ли­та в Ки­е­ве, не об­ра­ща­ясь в Ца­рь­град. Свя­той Ила­ри­он сла­вил­ся сре­ди рус­ско­го ду­хо­вен­ства вы­со­той ду­хов­ной жиз­ни и про­по­вед­ни­че­ским да­ро­ва­ни­ем. Неза­дол­го до то­го он про­из­нес в Де­ся­тин­ной церк­ви в по­хва­лу свя­то­му кня­зю Вла­ди­ми­ру свое зна­ме­ни­тое «Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти», в ко­то­ром дал бо­го­слов­ское осмыс­ле­ние ме­ста Рус­ской Церк­ви в ис­то­рии Бо­же­ствен­но­го до­мо­стро­и­тель­ства спа­се­ния.

Вы­бор Со­бо­ра ар­хи­ере­ев был по ду­ше Яро­сла­ву Муд­ро­му. В Свя­той Со­фии по­движ­ник был по­став­лен мит­ро­по­ли­том в 1051 го­ду. Поз­же свя­той Ила­ри­он был утвер­жден Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом. Но пер­во­свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви он был недол­го. Ле­то­пись не от­ме­ти­ла го­да его кон­чи­ны, но на по­гре­бе­нии кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го († 20 фев­ра­ля 1054) свя­ти­те­ля уже не бы­ло, а в 1055 го­ду в Ки­ев при­был но­вый мит­ро­по­лит. Оче­вид­но, свя­той Ила­ри­он ото­шел ко Гос­по­ду в 1053 г.

Остав­лен­ное им ду­хов­ное на­сле­дие жи­вет в Рус­ской Церк­ви. И, преж­де все­го, луч­шее тво­ре­ние древ­не­рус­ской цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ры – «Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти». Со­дер­жа­ние его глу­бо­ко и мно­го­сто­ронне. В цен­тре «Сло­ва» – уче­ние о спа­се­нии и бла­го­да­ти. Боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но во­про­су о пре­вос­ход­стве хри­сти­ан­ства над иудей­ством. Эта те­ма бы­ла ак­ту­аль­на в те вре­ме­на для Ки­ев­ской Ру­си: к свя­то­му Вла­ди­ми­ру при­хо­ди­ли иудеи, на­де­ясь об­ра­тить его в свою ве­ру, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский († 1074) хо­дил на «жи­дов­ский ко­нец» в Ки­е­ве с про­по­ве­дью Хри­ста Рас­пя­то­го. Из­вест­но так­же, что евреи ста­ра­лись со­вра­тить в иудей­ство свя­ти­те­ля Ни­ки­ту За­твор­ни­ка, ко­гда он был еще ино­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря (1088 г.). Об этом рас­ска­зы­ва­ет свя­ти­тель Си­мон в «Ки­е­во-Пе­чер­ском па­те­ри­ке». По­это­му по­нят­но вни­ма­ние, ко­то­рое уде­ля­ет свя­ти­тель Ила­ри­он во­про­су «о за­коне, Мо­и­се­ем дан­ном, и о бла­го­да­ти и ис­тине, чрез Иису­са Хри­ста быв­ших». На­ко­нец, тре­тья те­ма, дав­шая по­вод про­из­не­се­нию са­мо­го «Сло­ва»,- про­слав­ле­ние апо­столь­ско­го по­дви­га свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Цар­ство при­ро­ды, цар­ство бла­го­да­ти и бу­ду­щее Цар­ство Сла­вы вос­при­ни­ма­ют­ся в ду­хов­ном опы­те Церк­ви в нераз­рыв­ной слит­но­сти. За­кон – лишь пред­те­ча и слу­га бла­го­да­ти и ис­ти­ны. Ис­ти­на и бла­го­дать – лишь слу­ги бу­ду­ще­го ве­ка и жиз­ни ис­тин­ной. Так же учит свя­ти­тель Ила­ри­он о пре­ем­ствен­но­сти Церк­ви: «Мо­и­сей и про­ро­ки о Хри­сто­вом при­ше­ствии по­ве­да­ли, что Хри­стос же и апо­сто­лы Его о Вос­кре­се­нии и о бу­ду­щем ве­ке». С мо­мен­та, как при­шел в мир Спа­си­тель, Вет­хий (преж­ний) За­вет че­ло­ве­ка с Бо­гом утра­тил си­лу. Бо­го­слов­ски­ми сим­во­ла­ми Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов слу­жат свя­ти­те­лю за­им­ство­ван­ные у свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла об­ра­зы двух жен Ав­ра­ама – сво­бод­ной Сар­ры и ра­бы­ни Ага­ри. «Из­гна­на бы­ла Агарь, ра­бы­ня, с сы­ном ее Из­ма­и­лом, и Иса­ак, сын сво­бод­ной, на­след­ник был Ав­ра­аму. Так же из­гна­ны бы­ли иудеи и рас­се­я­ны по стра­нам, а сы­ны бла­го­да­ти, хри­сти­ане, на­след­ни­ки ста­ли Бо­гу и От­цу. Как меркнет свет лу­ны при вос­си­яв­шем солн­це, так и за­кон – при яв­ле­нии бла­го­да­ти; сту­жа ноч­ная гибнет от сол­неч­но­го теп­ла, со­гре­ва­ю­ще­го зем­лю, – и че­ло­ве­че­ство уже не гор­бит­ся под бре­ме­нем за­ко­на, но в бла­го­да­ти сво­бод­но хо­дит».

Ра­дость о Хри­сте пре­ис­пол­ня­ет свя­то­го про­по­вед­ни­ка, ко­гда он го­во­рит о вхож­де­нии род­ной Ру­си в сонм хри­сти­ан­ских пле­мен. «Хри­сто­ва бла­го­дать всю зем­лю ис­пол­ни­ла» и преж­де все­го мо­ло­дые жиз­не­стой­кие на­ро­ды, к ко­то­рым от­но­сил­ся и рус­ский на­род. «При­ли­че­ству­ет бла­го­да­ти и ис­тине на но­вые лю­ди вос­си­ять. Не вли­ва­ют, по сло­ву Гос­под­ню, ви­на но­во­го – уче­ния бла­го­да­ти в ме­хи вет­хие, об­вет­шав­шие в иудей­стве, но но­вое уче­ние – в но­вые ме­хи, но­вые на­ро­ды». Так ве­ра бла­го­дат­ная «по всей зем­ле рас­про­стер­лась и до на­ше­го язы­ка рус­ско­го до­шла. Вот уже и мы со все­ми хри­сти­а­на­ми сла­вим Свя­тую Тро­и­цу, а Иудея мол­чит; языч­ни­ки при­ня­ты, а иудеи – от­ри­ну­ты». Рус­ские пра­во­слав­ные от­ныне «не идо­ло­слу­жи­те­ля­ми зо­вут­ся, но хри­сти­а­на­ми, и уже не ка­пи­ща стро­им, но Хри­сто­вы церк­ви зи­ждем; уже не за­ко­ла­ем дру­га бе­сам в жерт­ву (см. па­мять ва­ря­гов-му­че­ни­ков 12 июля), но Хри­стос за нас за­ко­ла­ет­ся в жерт­ву Бо­гу и От­цу. Все стра­ны Бла­гий Бог по­ми­ло­вал – и нас не пре­зрел, за­хо­тел и нас спа­сти и в ра­зум ис­ти­ны при­ве­сти». Ве­ли­кий апо­столь­ский по­двиг про­све­ще­ния Рус­ской зем­ли свер­шил свя­той князь Вла­ди­мир (па­мять 15 июля), «по­доль­ник свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му Кон­стан­ти­ну», ко­то­рый «за­по­ве­дал по всей зем­ле сво­ей кре­стить­ся во Имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, и яс­но и гро­мо­глас­но во всех гра­дех сла­вить Свя­тую Тро­и­цу и всем быть хри­сти­а­на­ми – ма­лым и ве­ли­ким, ра­бам и сво­бод­ным, юным и ста­рым, бо­га­тым и убо­гим». С гор­до­стью го­во­рит свя­той Ила­ри­он о род­ной зем­ле: «Свя­той Вла­ди­мир не в ху­дой и не в неве­до­мой зем­ле вла­ды­че­ство­вал, но в Рус­ской, ко­то­рая ве­до­ма и слы­ши­ма все­ми кон­ца­ми зем­ли».

«Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти» – пер­вое по вре­ме­ни тво­ре­ние Рус­ской Церк­ви, в ко­то­ром свя­той кре­сти­тель Ру­си убла­жа­ет­ся в чине рав­ноап­о­столь­ных. «Ра­дуй­ся во вла­ды­ках, апо­сто­ле, не мерт­вые те­ле­са вос­кре­сив­ший, но ду­шею нас мерт­вых вос­кре­сив­ший: ибо то­бою обо­жи­лись и жизнь Хри­сто­ву по­зна­ли». Та­ко­во со­дер­жа­ние это­го за­ме­ча­тель­но­го па­мят­ни­ка древ­не­го рус­ско­го бо­го­сло­вия. Из дру­гих тво­ре­ний свя­ти­те­ля Ила­ри­о­на из­вест­но его ар­хи­ерей­ское «Ис­по­ве­да­ние», став­шее об­раз­цом епи­скоп­ской при­ся­ги в Рус­ской Церк­ви. К «Сло­ву о за­коне и бла­го­да­ти» в ру­ко­пи­сях при­со­еди­ня­ет­ся обыч­но «Мо­лит­ва свя­то­го Ила­ри­о­на». Это тво­ре­ние свя­ти­те­ля так­же име­ет дол­гую жизнь в оте­че­ствен­ном цер­ков­ном пре­да­нии. В 1555 го­ду при от­прав­ле­нии в но­во­учре­жден­ную Ка­зан­скую епар­хию свя­ти­те­ля Гу­рия по­ве­ле­но бы­ло ему в Москве и в дру­гих го­ро­дах, чрез ко­то­рые он бу­дет про­ез­жать, чи­тать мо­лит­ву «тво­ре­ние мит­ро­по­ли­та Ила­ри­о­на Рус­ско­го». Свя­ти­тель Ила­ри­он был по­гре­бен в Ки­ев­ских пе­ще­рах. В над­пи­са­ни­ях его тво­ре­ний, в ру­ко­пис­ных свят­цах и ка­та­ло­гах свя­ти­те­лей свя­ти­тель Ила­ри­он неиз­мен­но име­ну­ет­ся свя­тым и пре­див­ным чу­до­твор­цем. Устой­чи­вое ли­тур­ги­че­ское по­чи­та­ние его как свя­то­го за­сви­де­тель­ство­ва­но в служ­бах Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным. Как в служ­бе Со­бо­ру от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) так и в служ­бе всем Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­тым (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста) он пе­ре­чис­ля­ет­ся на­равне с дру­ги­ми свя­ты­ми иерар­ха­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Источник

ИЛAРИОH

В сане ие­ро­мо­на­ха слу­жил в кня­же­ской церкви Всех Апо­сто­лов в селе Бе­ре­сто­во (близ Кие­ва). Был ду­хов­ным от­цом и спод­виж­ни­ком князя Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го. Для мо­лит­вен­но­го уе­ди­не­ния ис­ко­пал пе­ще­ру, ко­то­рой вско­ре бы­ло по­ло­же­но ос­но­ва­ние Кие­во-Пе­чер­ско­му монастырю.

Ис­клю­чи­тель­ность фи­гу­ры Илариона на Ки­ев­ской ка­фед­ре бы­ла обу­слов­ле­на сле­дую­щи­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми: он был сла­вя­нин; из­бран по же­ла­нию князя Яро­сла­ва; ру­ко­по­ло­же­ние впер­вые со­вер­ше­но со­бо­ром русских епи­ско­пов. Бу­ду­чи ми­тро­поли­том, Иларион ос­вя­тил цер­ковь кня­же­ско­го монастыря Святого Ге­ор­гия и уча­ст­во­вал в соз­да­нии цер­ков­но­го ус­та­ва князя Яро­сла­ва. По­сле смер­ти князя Яро­сла­ва имя Илариона в ис­точ­ни­ках не встре­ча­ет­ся, а в 1055 году в Ки­ев при­был но­вый ми­тро­по­лит, по про­ис­хо­ж­де­нию грек.

Уро­вень об­ра­зо­ван­но­сти Илариона го­во­рит о том, что он обу­чал­ся в Гре­ции; обы­чай от­шель­ни­че­ской мо­лит­вы в пе­ще­ре мог быть за­им­ст­во­ван им на Афо­не. Воз­мож­но уча­стие Илариона в од­ном из по­сольств в Ев­ро­пу, т. к. в его «По­хва­ле князю Вла­ди­ми­ру» со­дер­жит­ся ис­поль­зуе­мая толь­ко на За­па­де ли­тур­гическая фор­му­ла «Хри­стос по­бе­ди. ».

Сочинение Илариона «Сло­во о За­коне и Бла­го­да­ти» (из­вест­но бо­лее чем в 50 спи­сках XV-XVI веков) сви­де­тель­ст­ву­ет об об­шир­ной бо­го­слов­ской эру­ди­ции ав­то­ра и его бле­стя­щем крас­но­ре­чии. Тор­же­ст­вен­ное «Сло­во. », в ко­то­ром Иларион дал бо­го­слов­ское ос­мыс­ле­ние мес­та Русской церк­ви в ис­то­рии Бо­же­ст­вен­но­го до­мо­строи­тель­ст­ва спа­се­ния, ве­ро­ят­но, бы­ло про­из­не­се­но в со­бо­ре Со­фии Ки­ев­ской в по­хва­лу святому князю Вла­ди­ми­ру. «Мо­лит­ва от всей Рус­ской зем­ли» Илариона име­ет по­ка­ян­ный ли­тур­гический ха­рак­тер, а «Ис­по­ве­да­ние ве­ры» по­строе­но по ти­пу ви­зантийских тол­ко­ва­ний Сим­во­ла ве­ры.

Источник

ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

По словам преподобного Нестора Летописца:

Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.

На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.

С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.) [1].

Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г. [1]

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках XV-XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *