с каким усилием затягивать коренные вкладыши на ямз 238
Моменты затяжки резьбовых соединений ЯМЗ-238
Резьбовое соединение / Момент затяжки Нм (кгс·м)
Болты крепления крышек коренных подшипников:
Вертикальные 430–470 (43–47)
Горизонтальные 100–120 (10–12)
Болт крепления ступицы коленчатого вала 431–490 (44–50)
Болты крепления крышек шатунов 200–220 (20–22)
Болты крепления картера маховика 100–125 (10–12,5)
Болты крепления маховика:
с пластинами стопорения под два болта 200–220 (20–22)
с пластиной под все болты 235–255 (24–26)
Болты крепления кронштейна передней опоры двигателя 90–110 (9–11)
Боты крепления верхней крышки блока цилиндров 25–32 (2,5–3,2)
Гайки шпилек крепления головки цилиндров 240–260 (24–26)
Гайки крепления осей коромысел 120–150 (12–15)
Болт скобы крепления стартера 70–90 (7–9)
Болты крепления кронштейнов стартера 45–62 (4,5–6,2)
Гайки скоб крепления форсунок 50–62 (5–6,2)
Гайка крепления муфты опережения впрыска 130–150 (13–15)
Штуцеры топливного насоса высокого давления 100–120 (10–12)
Гайки распылителей форсунок 60–80 (6–8)
Штуцер форсунки 8–10 (8–10)
Гайка крепления шестерни распределительного вала 270–300 (27–30)
Гайка крепления ведомой шестерни привода топливного насоса 140–180 (14–18)
Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления:
болты крепления пластин к ведомой полумуфте 32–40 (3,2–4)
остальные 44–60 (4,4–6,0)
Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора 120–150 (12–15)
Гайка болта-натяжителя натяжного устройства привода компрессора 10–20 (1–2)
Гайки регулировочных винтов коромысел 44–56 (4,4–5,6)
Болты крепления масляного насоса 90–100 (9–10)
Пробка сливная масляного картера 140–160 (14–16)
Болты крепления топливного насоса высокого давления 28–36 (2,8–3,6)
Гайки топливопроводов высокого давления 18–25 (1,8–2,5)
Болты крепления турбокомпрессора 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления выпускных коллекторов 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления топливопроводов низкого давления:
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач 137–157 (14–16)* / 216–245 (22–25)**
Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12 = 70–80 (7–8)
Болты крепления проставки к картеру основной коробки 123–157 (12,5–16)
Болты крепления картера демультипликатора к проставке:
предварительная затяжка 20–30 (2–3)
окончательная затяжка 79–98 (8–10)
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки 35–49 (3,6–5)* / 49–54 (5,0–5,5)**
Оси вилки переключения демультипликатора 118–128 (12–13)
Болты крепления крышки первичного вала 23,5–35 (2,4–3,6)
Болты крепления муфты зубчатой низшего диапазона к проставке 49–55 (5–5,6)
Болт крепления фланца выходного вала 431–490 (44–50)
Моменты затяжек двигателя ЯМЗ
пневмокомпрессора — 120–150 (12–15)
Гайка болта-натяжителя натяжного устройства
привода компрессора- 10–20 (1–2)
Гайки регулировочных винтов коромысел- 44–56 (4,4–5,6)
Болты крепления масляного насоса- 90–100 (9–10)
Пробка сливная масляного картера- 140–160 (14–16)
Болты крепления топливного насоса высокого
давления- 28–36 (2,8–3,6)
Гайки топливопроводов высокого давления- 18–25 (1,8–2,5)
Болты крепления турбокомпрессора- 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления выпускных коллекторов- 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления топливопроводов низкого
давления:
— М 10 20–25 (2–2,5)
— М14 40–50 (4–5)
— М16 48–50 (4,8–6)
Болты крепления картера сцепления к картеру-137–157 (14–16)*
коробки передач — 216–245 (22–25)**
Болты крепления картера сцепления к картеру
маховика М12 — 70–80 (7–8)
Болты крепления проставки к картеру
основной коробки- 123–157 (12,5–16)
Болты крепления картера демультипликатора
к проставке:
— предварительная затяжка 20–30 (2–3)
— окончательная затяжка 79–98 (8–10)
Болты крепления верхней крышки картера- 35–49 (3,6–5)*
основной коробки- 49–54 (5,0–5,5)**
Оси вилки переключения демультипликатора- 118–128 (12–13)
Болты крепления крышки первичного вала- 23,5–35 (2,4–3,6)
Болты крепления муфты зубчатой низшего
диапазона к проставке — 49–55 (5–5,6)
Болт крепления фланца выходного вала- 431–490 (44–50)
Примечание:
* — для коробок передач типа ЯМЗ-238В и ЯМЗ-2381;
** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.
Затяжка шатунов ямз 238
Резьбовое соединение / Момент затяжки Нм (кгс·м)
Болты крепления крышек коренных подшипников:
Вертикальные 430–470 (43–47)
Горизонтальные 100–120 (10–12)
Болт крепления ступицы коленчатого вала 431–490 (44–50)
Болты крепления крышек шатунов 200–220 (20–22)
Болты крепления картера маховика 100–125 (10–12,5)
Болты крепления маховика:
с пластинами стопорения под два болта 200–220 (20–22)
с пластиной под все болты 235–255 (24–26)
Болты крепления кронштейна передней опоры двигателя 90–110 (9–11)
Боты крепления верхней крышки блока цилиндров 25–32 (2,5–3,2)
Гайки шпилек крепления головки цилиндров 240–260 (24–26)
Гайки крепления осей коромысел 120–150 (12–15)
Болт скобы крепления стартера 70–90 (7–9)
Болты крепления кронштейнов стартера 45–62 (4,5–6,2)
Гайки скоб крепления форсунок 50–62 (5–6,2)
Гайка крепления муфты опережения впрыска 130–150 (13–15)
Штуцеры топливного насоса высокого давления 100–120 (10–12)
Гайки распылителей форсунок 60–80 (6–8)
Штуцер форсунки 8–10 (8–10)
Гайка крепления шестерни распределительного вала 270–300 (27–30)
Гайка крепления ведомой шестерни привода топливного насоса 140–180 (14–18)
Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления:
болты крепления пластин к ведомой полумуфте 32–40 (3,2–4)
остальные 44–60 (4,4–6,0)
Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора 120–150 (12–15)
Гайка болта-натяжителя натяжного устройства привода компрессора 10–20 (1–2)
Гайки регулировочных винтов коромысел 44–56 (4,4–5,6)
Болты крепления масляного насоса 90–100 (9–10)
Пробка сливная масляного картера 140–160 (14–16)
Болты крепления топливного насоса высокого давления 28–36 (2,8–3,6)
Гайки топливопроводов высокого давления 18–25 (1,8–2,5)
Болты крепления турбокомпрессора 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления выпускных коллекторов 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления топливопроводов низкого давления:
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач 137–157 (14–16)* / 216–245 (22–25)**
Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12 = 70–80 (7–8)
Болты крепления проставки к картеру основной коробки 123–157 (12,5–16)
Болты крепления картера демультипликатора к проставке:
предварительная затяжка 20–30 (2–3)
окончательная затяжка 79–98 (8–10)
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки 35–49 (3,6–5)* / 49–54 (5,0–5,5)**
Оси вилки переключения демультипликатора 118–128 (12–13)
Болты крепления крышки первичного вала 23,5–35 (2,4–3,6)
Болты крепления муфты зубчатой низшего диапазона к проставке 49–55 (5–5,6)
Болт крепления фланца выходного вала 431–490 (44–50)
* — для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;
** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.
Характеристики двигателей ЯМЗ
Контакты
Директор
Просветов Алексей Владимирович
Тел.: (8552) 331-800
Коммерческий директор
Куликова Т.В.
Тел.: (8552) 331-800, 331-801
Запчасти ЯМЗ и ГТО
Специалист Кадышев И.В.
Тел.: (8552) 331-800
Инженер ГТО
Бормотаев Е.Н.
Тел.: (8552) 331-800
Момент затяжки Нּм (кгсּм)
Болты крепления крышек коренных подшипников:
Болт крепления ступицы коленчатого вала
Болты крепления крышек шатунов
Болты крепления картера маховика
Болты крепления маховика:
с пластинами стоп, под два болта
с пластиной под все болты
Болты крепления кронштейна передней опоры двигателя
Боты крепления верхней крышки блока цилиндров
Гайки шпилек крепления головки цилиндров
Гайки крепления осей коромысел
Болт скобы крепления стартера
Болты крепления кронштейнов стартера
Гайки скоб крепления форсунок
Гайка крепления муфты опережения впрыска
Штуцеры топливного насоса высокого давления
Гайки распылителей форсунок
Гайка крепл. шестерни распределительного вала
Гайка крепления ведомой шестерни привода топливного насоса
Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления
болты крепления пластин к ведомой полумуфте
Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора
Гайка болта-натяжителя натяжного устройства привода компрессора
Гайки регулировочных винтов коромысел
Болты крепления масляного насоса
Болты крепления топливного насоса высокого давления
Гайки топливопроводов высокого давления
Болты крепления турбокомпрессора
Болты крепления выпускных коллекторов
Болты крепления топливопроводов низкого давления
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач
137 — 157 (14 — 16)*
216 — 245 (22 — 25)**
Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12
Болты крепления проставки к картеру основной коробки
Болты крепления картера демультипликатора к проставке
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки
35 — 49 (3,6 — 5)*
49 — 54 (5,0 — 5,5)**
Оси вилки переключения демультипликатора
Болты крепления крышки первичного вала
Болты крепления муфты зубчатой низшего диапазона к проставке
Болт крепления фланца выходного вала
Примечание :
* — для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;
** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.
Моменты затяжки основных резьбовых соединений двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
КРЕПЕЖ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ.
На рисунке приведен порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров. Предварительно установленные болты подтянуть от руки. Далее болты крепления головки цилиндров затягиваются в три приема. После первого приема рекомендуется на головки болтов нанести метки фломастером по металлу, обращенные в сторону выпуска:
ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ТРИ ПРИЕМА, ДАЛЬНЕЙШЕГО КОНТРОЛЯ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров.
КРЕПЕЖ КРЫШКИ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ.
На рисунке приведен порядок затяжки болтов крепления крышки головки цилиндров.
Затяжку болтов крепления крышки головки цилиндров производить в два приема:
Порядок затяжки болтов крепления крышки головки цилиндров.
Моменты затяжки основных резьбовых соединений приведены в таблице.
Резьбовое соединение | Момент затяжки Н·м (кгс·м) |
Крепеж коленчатого вала и шатунно-поршневой группы: | |
Болты крепления крышки коренных подшипников коленчатого вала | Предварительный момент затяжки: 135±15 (13,5± 1,5) Окончательный момент: |
довернуть болты на 120º±2º
Болты используются только 1 раз. Установка болтов второй раз недопустима
довернуть болты на 90º±2º
довернуть болты на 90º±2º
довернуть болты 115º±2º
12мм: 80 – 100 (8,0 – 10,0) с нанесением герметика Loctite 518 на фланец
Установка коленчатого вала ЯМЗ 238
Купить Двигатель и запчасти ЯМЗ или Сделать Фирменный Ремонт ЯМЗ просто:
— Позвонить на 8-800-1000-629 (Бесплатно по РФ)
— Отправить Заявку через сайт, добавив в Корзину
— Отправить запрос на электронную почту: mail@yarmz76.ru
— Быстрая отгрузка любой Транспортной компании по всей России
— Своя доставка автотранспортом по всей территории РФ
— Осуществляем установку двигателей и переоборудование техники с выездом нашего мастера
— Производим капитальный и восстановительный ремонт ваших двигателей с оригинальными запчастями
— Для регионов России телефоны работают 24/7 без выходных
Установка коленчатого вала ЯМЗ 238
Коленчатый вал двигателя постоянно подвержен значительным механическим нагрузкам. Он изготовлен из особого вида стали. Для увеличения износостойкости вся его поверхность азотирована. Конструкционно этот узел состоит из пяти коренных и четырех шатунных шеек, которые в процессе работы смазываются под давлением.
От правильности установки коленвала ЯМЗ 238 будет зависеть срок эксплуатации мотора в целом. Поэтому на качество его монтажа следует обращать самое пристальное внимание. Прежде всего необходимо убедиться, что все вкладыши (коренные, шатунные) соответствуют размерам шеек коленвала. Следует учитывать, что при установке коленвала ЯМЗ 238 надо соблюдать чистоту как внешних, так и внутренних поверхностей. Для предотвращения случайных задиров и облегчения вращения на все трущиеся детали должна быть нанесена моторная смазка.
Далее проверяется правильность монтажа маховика. Для этого совмещаются соответствующие метки. Крышки подшипников (коренных) ни в коем случае нельзя менять местами. Чтобы без ошибок выполнить их установку, следует обращать внимание на совпадающие клейма. Следующей операцией будет правильная затяжка коренных подшипников коленвала ЯМЗ 238. Она начинается с равномерной подтяжки вертикальных болтов. Чтобы предотвратить перекосы, перетяжки, этот прием проводится в два этапа. Таким же способом затягиваются и все горизонтальные болты.
Коленчатый вал ЯМЗ 238М
1 — болт; 2 — шайба; 3 — шкив; 4 — противовес передний; 5 — гайка; 6 — шайба; 7 — маслоотражатель; 8 — вал коленчатый; 9 — вкладыши шатунных подшипников; 10 — комплект вкладышей; 11 — вкладыш шатунного подшипника; 12 — вкладыш подшипника коленчатого вала верхний; 13 — полукольцо коленвала; 14 — пластина; 15 — болт крепления маховика; 16 — пластина; 17 — маховик; 18 — обод; 19 — шайба; 20 — болт; 21 — маслоотражатель; 22 — вкладыш подшипника коленчато вала нижний; 23 — заглушка; 24 — вал коленчатый с вкладышами подшипников; 25 — шестерня распределительная; 26 — шпонка.
Установка и правильная затяжка упорного коренного подшипника коленвала требует большего времени и внимательности. С его помощью происходит выравнивание осевого зазора. Он устанавливается посредством четырех бронзовых колец. Они монтируются в специальных выточках, проделанных в задней коренной опоре. Чтобы не дать кольцам проворачиваться, они вставляются пазами в штифты. Первоначально с помощью болтов немного притягивается крышка подшипника. Затем коленвал ЯМЗ 238 несколько раз перемещается (до упора) в противоположных направлениях. Такая операция выполняется посредством удобного ломика, и обеспечивает правильное положение крышки. После затяжки болтов при помощи щупа проверяется осевой зазор. Установка считается правильной тогда, когда с обеих сторон размеры имеют одинаковые значения.
Шейки коленвала ЯМЗ имеют несколько номинальных размеров, поэтому для правильного подбора вкладышей следует использовать специальную шкалу. Деталь имеет одно место маркировки.
Как правильно затягивать головку двигателя ямз 238
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2,
ЯМЗ-238БЕ
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
Резьбовое соединение Момент затяжки Н·м (кгс·м)
Болты крепления крышек коренных подшипников:
— вертикальные 430-470 (43-47)
горизонтальные 100-120 (10-12) Болт крепления ступицы коленчатого вала 431-490 (44-50) Болты крепления крышек шатунов 200-220 (20-22)
Болты крепления картера маховика 100-125 (10-12,5)
Болты крепления маховика:
с пластинами стоп. под два болта 200-220 (20-22)
с пластиной под все болты 235-255 (24-26)
Болты крепления кронштейна передней опоры
двигателя 90-110 (9-11)
Боты крепления верхней крышки блока
цилиндров 25-32 (2,5-3,2)
Гайки шпилек крепления головки цилиндров 240-260 (24-26)
Гайки крепления осей коромысел 120-150 (12-15)
Болт скобы крепления стартера 70-90 (7-9)
Болты крепления кронштейнов стартера 45-62 (4,5-6,2) Болты стартера с фланцевым креплением М12 98,1-122,6 (10-12,5) Гайки скоб крепления форсунок 50-62 (5-6,2)
Гайка крепления муфты опережения впрыска 130-150 (13-15) Штуцеры топливного насоса высокого давления 100-120 (10-12) Гайки распылителей форсунок 60-80 (6-8)
Штуцер форсунки 8-10 (8-10)
Гайка крепл. шестерни распределительного вала 270-300 (27-30)
Гайка крепления ведомой шестерни привода
топливною насоса 140-180 (14-18)
Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления:
— болты крепления пластин к ведомой
полумуфте 32-40 (3,2-4)
— остальныс 44-60 (4,4-6,0)
Резьбовое соединение Момент затяжки Н·м (кгс·м)
Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора 120-150 (12-15)
Гайка болта-натяжителя натяжного устройства
привода компрессора 10-20 (1-2)
Гайки регулировочных винтов коромысел 44-56 (4,4-5,6)
Болты крепления масляного насоса 90-100 (9-10)
Пробка сливная масляного картера 140-160 (14-16)
Болты крепления топливного насоса высокого
давления 28-36 (2,8-3,6)
Гайки топливопроводов высокого давления 18-25 (1,8-2,5)
Болты крепления турбокомпрессора 36-44 (3,6-4,4)
Болты крепления выпускных коллекторов 36-44 (3,6-4,4)
Болты крепления топливопроводов низкого давления:
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач
Болты крепления картера сцепления к картеру
маховика М12 70-80 (7-8)
Болты крепления проставки к картеру
основной коробки 123-157 (12,5-16)
Болты крепления картера демультипликатора к проставке:
предварительная затяжка 20-30 (2-3)
окончательная затяжка 79-98 (8-10)
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки
Оси вилки переключения демультипликатора 118-128 (12-13)
Болты крепления крышки первичного вала 23,5-35 (2,4-3,6)
Болты крепления муфты зубчатой низшего
диапазона к проставке 49-55 (5-5,6)
Болт крепления фланца выходного вала 431-490 (44-50)
— для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;
** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.
ОСОБЕННОСТИ РАЗБОРКИ И СБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ
ДЕМОНТАЖ И МОНТАЖ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
Головку цилиндров снимать только для устранения неисправностей деталей цилиндро-поршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов или для замены самой головки.
Снимать головку цилиндров в следующем порядке:
Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.
Отсоединить от головки все трубопроводы, защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи.
Снять крышку головки цилиндров.
Отвернуть гайки скоб крепления форсунок (рис. 81), снять форсунки (рис. 82), предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий.
Отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять оси коромысел в сборе с коромыслами и извлечь штанги.
Рис. 81.Отвертывание гайки скобы крепления форсунки
Рис. 82. Снятие форсунки
Отвернуть гайки шпилек крепления головки цилиндров (рис. 83), соблюдая последовательность, обратную затяжке (рис. 54), не менее чем за три приема:
I прием — до 147…118 Н·м (15…12 кгс·м) II прием — до 49…39 Н·м (5…4 кгс·м)
III прием — вывернуть гайки.
Снять головку цилиндров с двигателя и осмотреть ее состояние.
Если необходимо, осторожно снять прокладку головки цилиндров.
Проверить состояние гильз цилиндров и закрыть цилиндровые отверстия, чтобы предохранить их от попадания пыли и грязи.
Рис. 83. Отвертывание гаек крепления головки цилиндров
Установку головки цилиндров на двигатель производить в обратном порядке. Перед установкой протереть чистой ветошью привалочные плоскости блока цилиндров, бурта гильзы цилиндров и головки цилиндров. Повторное использование металлической прокладки головки цилиндров допускается с той же головкой цилиндров только при неизменном положении гильз в блоке цилиндров и при отсутствии следов прорыва газов в зоне газового стыка. Повторное использование резиновой прокладки и уплотнителей возможно только при отсутствии трещин, повреждений, затвердевания. Обратить внимание на правильность установки резиновой прокладки и уплотнителей.
Резьба должна быть смазана чистым моторным маслом.
Гайки крепления шпилек головок цилиндров затягивать на холодном двигателе в порядке возрастания номеров, как показано на рис. 54, не менее чем за три приема:
I прием — 39…49 Н·м (4…5 кгс·м);
II прием — 118…147 Н·м (12…15 кгс·м); III прием — 216…235 Н·м (22…24 кгс·м).
После затяжки повторной операцией проверить требуемый крутящий момент на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность. Нельзя затягивать гайки моментом большим, чем указано, так как это неизбежно приведет к разрушению деталей, а герметичность уплотнения не улучшится.
ПРИТИРКА КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
Перед разборкой головок цилиндров очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на торцах тарелок для того, чтобы при сборке установить их на свои места.
Для рассухаривания клапанов необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов. Рассухаривание выполнять с помощью приспособления, изображенного на рис. 84. Для этой цели ввернуть упорный болт
1 приспособления в отверстие под шпильку крепления оси коромысла, нажимную тарелку 2 приспособления установить на тарелку пружин соответствующего клапана и, нажимая на рукоятку 3 рычага приспособления, отжать пружины клапана, вынуть сухари и снять все детали клапанного узла. Таким же путем последовательно рассухарить все остальные клапаны и снять пружины клапанов и сопряженные с ними детали.
Повернуть головку цилиндров и вынуть клапаны из направляющих втулок. Клапаны и седла тщательно очистить от грязи, нагара и масляных отложений, промыть в керосине или специальном моющем растворе, высушить и осмотреть для определения степени ремонта. Восстановить герметичность клапана притиркой возможно только при наличии незначительных износов и мелких раковин на рабочей фаске и лишь в том случае, если тарелка и стержень не покороблены и нет местных прогаров на фасках клапана и седла.
Рис. 84. Приспособление для снятия и установки клапанов газораспределения:
1 — упорный болт; 2 — нажимная тарелка; 3 — рукоятка
При наличии таких дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных деталей новыми.
Для притирки клапанов использовать специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания трех частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния с двумя частями моторного масла и одной частью дизельного топлива. Перед употреблением притирочную смесь тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.
Установить головку цилиндров на плиту или специальное приспособление привалочной поверхностью кверху. Нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой притирочной пасты, смазать стержень клапана чистым моторным маслом и установить его в головку цилиндров. Допускается наносить пасту на фаску седла. Притирку выполнять возвратно-вращательными движениями клапанов при помощи специального приспособления или дрели с присосом. Нажимая на клапан с усилием 20…30 Н (2…3 кгс), повернуть его на 1/3 оборота в одном направлении, затем, ослабив усилие, на 1/4 оборота в обратном направлении. Нельзя выполнять притирку круговыми движениями.
Периодически поднимая клапан и добавляя на фаску пасту, продолжать притирку, как указано выше, до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной «А» не менее 1,5 мм (рис. 85). Разрывы матового пояска и наличие на нем поперечных рисок не допускается. При правильной притирке матовый поясок «А» на фаске клапана седле должен начинаться у большего основания конуса, как показано на рисунке 85.
Рис. 85. Расположение матового пояска на фаске клапана:
а — правильное;. в — неправильное; 1 — головка цилиндров; 2 — седло; 3 — клапан
После окончания притирки клапаны и головку цилиндров тщательно промыть керосином или специальным моющим раствором и высушить.
ВНИМАНИЕ! НАЛИЧИЕ ДАЖЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ОСТАТКОВ ПРИТИРОЧНОЙ ПАСТЫ НА КЛАПАНЕ ИЛИ ГОЛОВКЕ ЦИЛИНДРОВ МОГУТ ПРИВЕСТИ К НАТИРУ И УСКОРЕННОМУ ИЗНОСУ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ И ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ.
Клапаны, пружины и детали их крепления установить на головку цилиндров и засухарить клапаны, используя приспособление (см. рис. 84).
Качество притирки сопряжения клапан-седло проверить на герметичность путем заливки керосина или дизельного топлива, заливая его поочередно во впускные и выпускные каналы. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать керосин или дизельное топливо в течение одной минуты.
Допустима проверка качества притирки карандашом. Для этого поперек фаски притертого чистого клапана мягким графитовым карандашом нанести через равные промежутки 10 — 15 черточек, после чего осторожно вставить клапан в седло и, сильно нажимая к седлу, повернуть его на 1/4 оборота. При хорошем качестве притирки все черточки на рабочей фаске клапана должны стереться. При неудовлетворительных результатах проверки качества притирки ее необходимо продолжить.
ЗАМЕНА ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
Для замены поршневых колец предварительно демон- тировать поршень с шатуном при снятых головке цилиндров и поддоне. Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней. При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок. Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы. Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном. Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80ºС и извлечь поршневой палец.
Для снятия поршневых колец надеть щипцы (рис. 86) на кольцо, ввести губки 2 щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки 3 щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня (рис. 87).
Установку поршневых колец производить в обратном порядке.
Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца).
Рис. 79. Щипцы для снятия и надевания поршневых колец:
1 — поршневое кольцо; 2 — губки щипцов; 3 — рукоятка
Рис. 80. Снятие и надевание поршневых колец на поршень
Перед сборкой все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом. Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец. Не допускается запрессовка пальца в поршень.
Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня. Для сжатия колец
применять оправку (рис. 88) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра. Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.
При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:
Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.
Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня.
Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.
Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.
На двигателях с индивидуальными головками цилиндров применяются поршни с центральной камерой сгорания. Устанавливать поршень в гильзу так, чтобы стрелка на поршне была направлена в развал двигателя, в сторону топливного насоса. При этом выточки на днище поршня под клапаны будут смещены относительно центра цилиндра в сторону выхлопных коллекторов.
Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.
Рис. 88. Оправка для установки поршня в гильзу цилиндра:
1 — гильза цилиндра; 2 — блок цилиндров; 3 — обжимное приспо- собление; 4 — поршневые кольца; 5 — поршень
Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.
Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Н·м (10 кгс·м), окончательно моментом 200 — 220 Н·м (20 — 22 кгс·м).
ОЧИСТКА ПОЛОСТЕЙ ШАТУННЫХ ШЕЕК ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
При каждом снятии коленчатого вала с двигателя очистить полости шатунных шеек, предварительно удалив заглушки 2 (рис. 89), которыми закрыты полости. Заглушки заменить новыми, их повторное использование не допускается.
Перед установкой заглушек запилить вспучивание металла у кромок отверстий от предыдущей раскерновки, промыть вал и продуть масляные каналы. Заглушки запрессовать на глубину 5-6 мм от кромки отверстия, после чего раскернить внутри отверстия в трех точках, равнорасположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.
Рис. 89. Заглушки полостей шатунных шеек:
1 — коленчатый вал; 2 — заглушки
УСТАНОВКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА НА ДВИГАТЕЛЬ
При установке коленчатого вала на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала (см. табл. стр. 27).
Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала и других сопряженных поверхностей. Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом.
Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «8» для восьмицилиндровых двигателей, которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.
Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430…470 Н·м (43…47 кгс·м), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90…120 Н·м (9…12 кгс·м).
Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал вперед-назад в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала вперед, затем назад, выравнивая положение крышки. Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки.
ЗАМЕНА ШЕСТЕРНИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д
Шестерню коленчатого вала можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя.
Снять шкив привода. Для снятия ступицы со шкивом и гасителем с конического конца коленчатого вала восьмицилиндрового двигателя использовать съемник, показанный на рисунке 90. При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерню спрессовать с помощью
съемника. Перед установкой шестерню и передний противовес нагреть до температуры 105…155ºС и последовательно подпрессовывать их до упора с помощью специального приспособления.
Сталь 40Х ГОСТ 4543-71
Закалить, отпустить 34…39 HRCэ
Рис. 90. Съемник ступицы коленчатого вала
Как правильно затягивать головку двигателя ямз 238
Установка головок цилиндров, коромысел клапанов и регулировка зазоров в клапанах
Шпильки крепления головки цилиндров ввертывают в правый и левый ряды блока цилиндров
Холодная обкатка двигателя
Перед пуском стенда коленчатый вал необходимо несколько раз провернуть вручную, чтобы убедиться в исправности двигателя и в правильной его установке на стенде, проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.
В процессе обкатки проверяется давление масла в системе, подача масла к подшипникам коромысел и герметичность уплотнения форсунок в головках цилиндров.
Стетоскопом прослушиваются шумы и стуки распределительных шестерен, шатунных и коренных подшипников, поршневых пальцев и поршней.
При обнаружении дефектов обкатка должна быть прекращена, а после устранения продолжена.
Режим холодной обкатки приведен в таблице.
По окончании холодной обкатки рекомендуется сменить масло в поддоне двигателя и промыть масляные фильтры.
Для промывки ротора центробежного фильтра отвертывают гайку 3 (см. рис. 6) колпака фильтра, снимают колпак 1 и ротор в сборе.
Ротор разбирают, удаляют с колпака 10 и ротора 11 осадок, промывают их В дизельном топливе.
Фильтр собирают в обратной последовательности, проверив состояние прокладки 15, чистоту отверстий сопел 22, состояние шайбы 2 и положение сетки 8.
Для промывки фильтра грубой Очистки масла нужно слить масло из Корпуса фильтра через отверстие, закрытое пробкой 2 (см. рис. 7), отвернуть болт 11 крепления колпака Фильтра, снять колпак 7, верхнюю крышку 8и фильтрующий элемент 5.
Снятый с двигателя фильтрующий элемент помешают на 3 ч в ванну с растворителем (бензином или четыреххлористым углеродом).
Через 3 ч элемент промывают мягкой волосяной щеткой, ополаскивают в чистом бензине или четыреххлористом углероде и продувают сжатым воздухом.
На время промывки устанавливаются технологические сменные фильтрующие элементы.
Режим холодной обкатки двигателей
Частота вращения коленчатого вала,
Продолжительность обкатки двигателя, мин
ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-2З8А, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238К