с каким темпераментными возгласами танцуют казахский танец
С каким темпераментными возгласами танцуют казахский танец
С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.
По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:
Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);
Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);
Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);
Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.
Лаборатория казахского танца: секреты языка пластики народа степей
Танец – это философия. Народный танец – это философия всего народа. Его код, его душа, его стремления, его мечты и порывы. Сегодня казахский танец переживает настоящий ренессанс. На сцене блистает все больше талантливой молодежи, мастерство которой оттачивают настоящие мэтры этого вида искусства. В Казахской национальной академии хореографии в Нур-Султане открыли даже Лабораторию казахского танца.
«Руководителем лаборатории является заслуженная артистка Республики Казахстан, профессор Тойган Оспановна Изим. Здесь же трудится заслуженный деятель Казахстана, балетмейстер театра «Астана балет» Айгуль Абикеновна Тати и доктор педагогических наук, профессор Айгуль Кенесовна Кульбекова. И под началом таких мэтров работает молодой состав педагогов, в числе которых – я», – рассказывает изящная и талантливая Анвара Садыкова.
По словам Анвары Садыковой, путь к погружению в науку был долгим, но когда речь идет о любимом деле, то время – понятие относительное. В восемь лет мама привела Анвару в танцевальный кружок и увлечение переросло в дело жизни. Талантливую девочку из города Балхаш педагоги сразу заметили и направили учиться в Алматинское хореографическое училище имени А.В. Селезнева. Успешно закончив его, Анвара начала сценическую деятельность в ГАТОБ имени Абая. Но оставить ее была вынуждена из-за болезни. В этот момент девушке поступило предложение от своих же преподавателей обучать молодежь языку пластики. И вот уже без малого 20 лет Анвара отдает всю себя хореографии, в частности, казахскому танцу:
«Я удивляюсь, когда говорят, что у казахов не было танцев, что в их жизни были только долгие кочевья и изматывающие войны. Однажды я была в местности Тамгалытас в Алматинской области, где увидела древние петроглифы с танцующими людьми времен эпохи бронзы. Танец не был для наших предков развлечением, это был ритуал, обряд. Вы же помните баксы? Эти люди были проводниками между верхним и нижним мирами. Они тоже все свои ритуалы проводили через танец, входили в транс, чтобы пообщаться с духами или излечить человека. Казахский танец имеет очень древнюю историю, это настоящий кладезь для тех ученых, которые выбрали для себя это направление», – говорит Анвара Садыкова
Слово «би» в переводе с казахского означает не только «танец», это еще и «судья». То есть мудрейший человек с большим жизненным опытом, как, к примеру, Толе би, Казыбек би, Айтеке би. А глагол «билеу» означает «танцевать» и также «управлять». Это был один из инструментов управления сознанием. С помощью танца казахи настраивались на победу в сложном бою, на удачную охоту.
«Нужно было идти в бой. Как поднять дух человека? Брали ударные инструменты и раскачивались в такт из стороны в сторону. Схожие ритуальные танцы исполнялись и перед охотой», – делится Анвара.
Природа, окружающий мир для казахов были святы. Человек старался жить в гармонии с законами мироздания, с уважением наблюдал за природными явлениями, повадками животных и отображал все это в музыке и танце. Домбрист экспромтом воспевал степь, ее жителей, а люди импровизировали в танце. Говорят, что так появился и знаменитый танец «Қара жорға» – танец гарцующего рысака. Лошадь всегда была верной спутницей степняка и ее очень ценили. Изначально «Қара жорға» был мужским танцем, сейчас его танцуют все.
Менталитет кочевников таков, что мужчины – это защитники своей земли, своих родных, поэтому их танец более экспрессивный, ритмичный, мужественный. Женщина – хранительница очага, она должна быть скромной, доброй, застенчивой, даже смотреть прямо в глаза мужчине считалось недопустимым.
«А каким тогда должен быть взгляд девушки? В казахском танце есть прекрасное движение «уялу» – «стесняться». Это движение показывает, как она прикрывает лицо руками, затем, отводя их в сторону, очень аккуратно, скромно смотрит. У нас очень много и других красивых движений рук! «Толқын», «қайнар бұлақ», «қызғалдак», «жалын» и др. В основном это очень пластичные движения рук, которые исполняются в координации с работой корпуса, ног и головы. Если говорить о народном танце, то самое главное, чтобы он не диссонировал с традициями и менталитетом народа, и у нас он должен быть в полной гармонии!» – говорит Анвара.
Основоположницей казахской профессиональной хореографии считают Шару Жиенкулову. Она находила образы из народа, создавая собственные танцевальные шедевры. Танец «Келиншек», придуманный ею, как и многие другие («Таттимбет», «Айжанқыз», «Қара жорға», «Қырыкқыз») вошел в золотой фонд отечественной культуры. Среди других «бриллиантов», которые зажглись на казахстанской сцене, можно назвать НурсулуТапалову, Каныш Карабалинову, Розу Исенгалинову, Фариду Алиеву, Ботагоз Байжуманову, Гульсауле Орунбаеву и других. Ученица Шары Жиенкуловой, выдающийся педагог казахского танца Гайникамал Бейсенова, взрастила не одну плеяду знаменитых казахстанских хореографов и балетмейстеров.
Сформировалась и мужская школа казахского танца, у истоков которой стояли Даурен Абиров, Алмас Бекбосынов, Аубакир Исмаилов. Выдающиеся балетмейстеры Заурбек Райбаев, Булат Аюханов, Минтай Тлеубаев, Жанат Байдаралин внесли колоссальный вклад в развитие казахского сценического танца. Этнограф, историк, общественный деятель Узбекали Джанибеков вместе с приглашенной из школы-студии МХАТ Ольгой Всеволодской-Голушкевич стали основоположниками фольклорно-этнографического ансамбля «Алтынай». Впоследствии Всеволодская-Голушкевич написала несколько книг по казахскому танцу, по которым до сих пор занимаются студенты.
«Накоплен значительный арсенал, который мы бережем и изучаем. Мы передаем его молодежи и параллельно развиваем. Если исполняешь какой-то определенный концертный номер, постановку какого-либо хореографа или балетмейстера, то ты не имеешь права менять хореографический текст, он должен максимально сохраняться. А для себя импровизировать конечно же можно, важно языком пластики передать то, что ты хочешь. При этом темы нашего хореографического текста могут быть самыми разными: от бытовых до высоких, философских. Поэтому я восхищаюсь казахским танцем, ему подвластно все», – делится педагог.
Не так давно Анвара Садыкова вернулась из Китая. В Поднебесной она давала мастер-классы по казахскому танцу студентам Пекинской академии танца. До этого были мастер-классы в Латвии, Турции, Таиланде и, конечно, в Казахстане. Работа педагогом позволила ей воплотить в молодежи свое видение национального танца. Яркая пластика, отточенные элементы и богатейший колорит казахского танца уже привели многих воспитанников Анвары к большим победам в международных фестивалях и конкурсах:
«Я вижу реакцию зрителя на красоту нашего танца и безмерно горжусь им. Это культурное достояние страны. Сейчас активно поднимается вопрос сольного исполнения. Идут поиски новых форм, новой подачи традиционного казахского танца», – говорит Анвара Садыкова
Фото предоставлены Анварой Садыковой
Казахский танец
Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру.
Танец, подобно др. видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности.
Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танец ткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец).
В музыкальном фольклоре бытовали лирические театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания — переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по несколько дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимическими действием, шуточными танцами.
Существовали пляски религиозные, которые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для «изгнания злого духа». В отличие от узбеков, таджиков и других восточных народов мусульманского вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой, — коян-беркут (“Коян-буркит”).
Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками.
Основные позиции и движения в казахском народном танце
Поскольку казахский танец находится в процессе становления, было бы неправильно канонизировать какие-то положения и движения рук как единственно возможные в казахской хореографии. В настоящем разделе указаны положения и движения рук, наиболее характерные для казахских танцев на данном этапе их развития. Несомненно, что в дальнейшем круг таких движений будет расширяться, видоизменяться и обогащаться.
Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук, спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могут сопровождаться вращением кистей «от себя», а иногда «к себе», причем вращение делается плавно, волнообразно.
У юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны.
В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого.
Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском — коса, браслеты, рукава и т. д.
В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.
В казахском танце существуют шесть позиций рук :
Исходная позиция.
Обе руки свободно по бокам опущены вниз. У девушек пальцы закруглены, у юношей пальцы прямые.
1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция
1-я позиция.
«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.
2-я позиция.
«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.
3-я позиция.
«Кос-муй iз » (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.
4-я позиция.
«Саулеке» (головной убор девушки). Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони — вверх от себя.
5-я позиция.
«Саныр-муй iз» Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки протянута вниз.
6-я позиция.
«Белбеу» (кушак). Движение для мужчин — округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).
Либо: левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.
6-я позиция (второй вид).
«Камшы» (плеть). руку поднять в 1-ю позицию, т.е. вперед, другую – в 3-ю позицию, т.е. поднять вверх, пальцы сжаты в кулак.
Положения рук.
1-е положение 2-е положение 3-я положение
1-е положение (женское и мужское).
Одна рука поднята вверх в 3-ю позицию и чуть отведена в сторону, другая поднята в сторону во 2-ю позицию.
У девушек локти закруглены, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», пальцы закруглены.
Когда поднимается во 2-ю позицию левая рука, корпус слегка поворачивается левым плечом вперед.
У юношей локти прямые, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», соединенными пальцами вверх.
2-е положение (женское).
Обе руки направлены в одну сторону. Правая рука поднята во 2-ю позицию, локоть присогнут, кисть направлена ладонь вниз, закругленными пальцами в сторону. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть прямая, ладонь в низ, закругленными пальцами вправо. Корпус слегка отклонен от рук. Голова повернута в сторону вытянутых рук: исполнительница как бы смотрит на кисть руки. Руки могут меняться направлениями.
3-е положение
Правая рука находится в 3-й позиции, локоть закруглен и направлен в право, кисть отогнута, направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть направлена тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя», пальцы закруглены. Корпус слегка наклонен на левый бок и направлен левым плечом вперед. Голова повернута к левому плечу. Руки могут меняться направлениями.
4-е положение 5-е положение
4-е положение (мужское).
Левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть в исходной позиции, во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.
5-е положение (мужское).
Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.
Движения рук
Движение №1 (женское). Перемена направлений рук в положении №1.
Руки находятся в положении № 1: правая рука поднята вверх, левая — в сторону, кисти слегка приподняты, направлены закругленными пальцами вверх, ладонями «от себя».
Руки меняются направлениями, т. е. левая рука из 2-й позиции поднимается в 3-ю, правая из 3-й позиции переводится во 2-ю. Перемена направлений производится медленно: плавно, причем руки одновременно с переходом из позиции в позицию выполняют одно вращательное движение кистями «от себя» в один поворот.
Исполнительница переводит кисти ладонями «к себе», опускает кисти пальцами «к себе», затем пальцами вниз, разворачивает кисти пальцами «от себя» и при; поднимает кисти, возвращая их в исходное положение. Корпус остается прямым, голов, вместе с переменой направления рук переводится к руке, поднимаемой вверх.
Движение № 2. Перевод рук из исходной позиции в положение № 3.
Руки в исходной позиции. Руки поднимаются веред в 1-ю позицию, кисти направлены ладонями вверх. Затем руки переводятся вправо, в положение № 3, т. е. правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая, сгибаясь в локте, приближается к корпусу на уровне груди, одновременно кисти обеих рук выполняют мягкое вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус слегка наклоняется на левый бок, выдвигая левое плечо вперед. Голова переводится к левому плечу.
С началом следующего то такта это же движение повторяется с переменой направлений: руки опускаются в исходную позицию, затем поднимаются в 1-ю позицию и переводятся в положение № 3 влево.
Движение № 3. Раскрывание рук вперед, направляя ладони то вверх, то вниз.
Руки в 1-й позиции ладони направлены вниз.
Обе руки, сгибаясь в локтях, приближаются спереди к корпусу, локти отводятся в стороны. Затем кисти выполняют вращательное движение «к себе» в один поворот, т. е. опускаются пальцами вниз переводятся пальцами «к себе», раскрываются пальцами вперед, ладонями вверх, одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.
На следующий так обе руки, сгибаясь в локтях и направляя их в стороны, приближаются спереди к корпусу, ладони направлены вверх. Затем кисти выполняют вращательное движение «от себя» т. е. приближаются пальцами «к себе», опускаются пальцами вниз, поворачиваются пальцами вперед, ладонями вниз; одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.
Движение № 4. Круговое движение рукой перед лицом.
Музыкальный размер: 2/4.
Руки находятся во 2-й позиции. Из-за такт и правая рука поднимается в 3-ю позицию, кисть приподнята, направлена ладонью «от себя», закругленными пальцами вверх, локоть закруглен и направлен вправо.
«Раз» — правая рука опускается, проводя кисть тыльной стороной со стороны левой щеки, локоть сгибается и опускается вниз, кисть приподнята и направлена пальцами верх, ладонью влево. Левая рука остается во 2-й позиции.
«И» — Правая рука проводится в 1-ю позицию, одновременно выполняя мягкое вращательное движение кистью «от себя».
Правая рука проводится из 1-й позиции во 2-ю, кисть направлена ладонью «от себя». Левая рука в том же положении. Правая рука остается во 2-й позиции. Левая поднимается вверх, начиная то же движение.
Движение № 5. Вращение рук, скрещенных в запястьях.
Обе руки подняты вперед и скрещены в запястьях, правая кисть, находится над левой, ладони направлены вниз.
На «затакт» руки поднимаются от локтя, направляя соединенные кисти пальцами вверх, скользя в запястьях и не разъединяясь, кисти поворачиваются ладонями «к себе», затем одна к другой опускаются пальцами «к себе» и вниз, согнутыe локти поднимаются в стороны. На счет «раз» руки, проскальзывая в запястьях и разгибаясь в локтях, вытягиваются вперед, кисти возвращаются в исходное положение. Движение может повторяться несколько раз подряд.
Движение № 6.Перемена направлений рук в положении № 2.
Руки находятся в положении Х№ 2: правая рука поднята вправо, левая, согнутая в локте, сходится перед грудью исполнительницы, кисти прямые, направлены пальцами вправо, ладонями вниз. Голова повернута вправо.
На счет «раз» руки, сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, при этом кисть: начинают плавное, чуть заметное вращательное движение «от себя».
На счет «два» руки, меняясь направлениями, мягко и плавно переводятся влево, в то же положение. Кисти, закончили вращение, направлены пальцами влево, ладонями вниз. Голова вместе с руками переводится влево, взгляд сопровождает движение рук.
Движение № 7 (женское). Исполнительница поправляет браслеты.
Девушка поднимает одну руку вперед 1-ю позицию, на уровне груди и ладонью другой руки проводит сверху по запястью вытянутой руки, как бы поправляя браслет, кисти направлены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен вперед и в сторону вытянутой руки. Голова чуть наклонена: исполнительница любуется браслетом.
Движение повторяется с переменой направлений рук.
Движение № 7 Движение № 8
Движение № 8 (женское) «Игра с косами».
Исполнительница, слегка повернувшись правым плечом вперед и наклонив голову к правому плечу, проводит обеими руками по правой косе сверху вниз: кисть правой руки проводится ладонью поверх косы, кисть левой руки находится под косой, касаясь ее тыльной стороной. Руки, как бы пpиглаживая косу, опускаются вниз примерно до уровня талии. Затем кисть левой руки забрасывает низ косы на тыльную часть кисти правой руки, при этом кисть левой руки поворачивается тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя». Забросив, косу на кисть правой, левая рука опускается вниз между кистью правой руки и корпусом,
После этого обе руки переводятся влево и движение повторяется с другой косой.
3. Ходы и движения на месте
Движение № 1.
На счет «раз» — шаг вправо правой ногой с каблука;
«два» — опустить правую ногу на пол на носок;
«три» — шаг левой ногой к правой, коснувшись носком правого каблука, пятку приподнять;
«четыре» — поставить левую ногу на каблук.
Переменный ход
Исполнитель делает шаг вперед с каблука на всю ступню, подставляет другую ногу на полупальцы и делает третий шаг вперед на всю ступню.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 3/4.
«Раз» — Шаг правой ногой вперед с каблука на всю ступню, колено свободно.
«И» — Левая нога подставляется на полупальцы около середины стопы правой ноги; колено чуть присогнуто и направлено вперед.
«Два» — Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно.
«И» — Пауза.
Движение продолжается с левой ноги. Девушки выполняют ход мягко, плавно, без рывков и остановок, юноши более резко и стремительно. Этим ходом исполнители могут продвигаться по прямой, по кругу, вращаться на месте вправо и влево, а так же могут двигаться, назад делая все три шага переменного хода на полупальцах.
Движение № 2.
На счет «раз» — шаг правой ногой на полную ступню вправо;
«два» — приставить левую ногу к правой в 6-ю позицию;
«три» — шаг левой ногой влево с ударом об пол;
«четыре» — поставить правую ногу с ударом в 6-ю позицию.
Боковой ход с одной ноги.
Исполнитель делает слегка выворотный боковой шаг с каблука на всю ступню, затем подставляет другую ногу сзади на полупальцы.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4
«Раз» — Боковой слегка выворотный шаг правой ногой вправо с каблука на всю ступню, колено свободно.
«и» — Левая нога подставляется на полупальцы сзади пятки правой ноги, колено присогнуто.
«Два» — Повторение движения на счет «раз».
«И» — Повторение движения на счет «раз-и».
Боковым ходом можно, не меняя ноги, двигаться и в другую сторону, т.е. в лево. В этом случае исполнитель делает первый шаг правой ногой спереди накрест левой, левая нога по-прежнему подставляется к правой сзади на полупальцы.
Боковым ходом исполнитель может продвигаться по прямой, из стороны в в сторону вращаться на месте и т. д. Выполняется ход без пониманий и оседаний. Корпус прямой, или слегка наклонен на правый бок при движении вправо, на левый бок при движении влево.
Движение № 3.
На счет «раз» — шаг правой ногой с каблука вправо, подняв носок «два» — опустить ногу на полную ступню;
«три» — шаг правой ногой носком к левой, каблук поднять вверх; «четыре» — левую ногу поставить рядом с правой в 6-ю позицию, опустить каблук правой на пол в 6-ю позицию.
Комбинированный боковой ход.
Исполнитель делает боковой шаг одной ногой и ставит другую ногу вперед на каблук перед носком опорной ноги, затем боковым ходом идет в противоположную сторону и делает поворот на месте.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает четыре такта.
1-й такт
«раз» — Слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо
«два» — Левая нога ставится вперед на каблук перед носком правой ноги, колено свободно, носок поднят вверх. Корпус слегка повернут левым плечом вперед, голова повернута к левому плечу, «и» — Пауза.
2-й такт Боковой ход № 2 с левой ноги с продвижением влево. 3-й —4-й такты Боковым ходом № 2 исполнитель делает полный поворот на месте влево.
Все движение с 1-го такта повторяется с другой ноги с продвижением и поворотом в правую сторону.
Движение № 4.
На счет «раз» — шаг правой ногой вперед, одновременно поднять левый каблук, корпус откинуть назад;
«два» — правую ногу отвести назад и поставить ее на носок, одновременно левый каблук опустить на пол. Корпус наклоняется вперед;
«три» — снова правой ногой шаг вперед, подняв левый каблук:
«четыре» — правую ногу приставить к левой ноге в 6-ю позицию.
Переплетающийся ход вперед.
Исполнитель делает одной ногой шаг вперед, накрест другой ноги, затем дважды переступает на месте. Весь ход выполняется на полупальцах.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер 2/4.
«раз» — Шаг правой ногой на полупальцы вперед, накрест левой ноги, колено свободно,
«и» — Исполнители переступает левой ногой на полупальцах на месте позади правой ноги, колено свободно.
«два» — исполнитель переступает правой ногой на полупальцах на месте впереди и накрест левой ноги, «и» — Пауза.
Движение продолжаются с другой ноги.
Переплетающийся ход № 4 иногда сочетается с движением рук № 8 («игра с косами»).
Движение №4 Движение №5
Движение № 5.
На счет «раз» — шаг правой ногой вправо носком внутрь, каблук поднять;
«три» — сдвинуть носок правой ноги к левой, соединив их.
Переступания на месте.
Работающая нога то выносится вперед на пятку, то отставляется назад на полупальцы Опорная нога, находясь на одном месте, то отделяет пятку от пола, то опускает её на пол.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.
«раз» — Правая нога выносится в перед и ставится на пятку на расстояние стопы перед левой ногой. Пятка левой ноги отделяется от пола, колено чуть сгибается.
«и» — Пятка левой ноги опускается на пол, колено чуть сгибается.
«два» — Правая нога отводится назад, и ставится на полупальцы на небольшом расстоянии от пятки левой ноги. Пятка левой ноги отделяется то пола.
«и» — Пятка левой ноги опускается на пол.
Движение исполняется с одной ноги – правой или левой, на месте, или в повороте, спокойно и ровно.
Движение № 6 (мужское). Шаги с подскоками.
Исполнитель делает шаг вперед, поднимая другую ногу, согнутую в колене, невысоко в перед, затем подскакивает на опорной ноге. Исполняется это движение в сочетании с простыми шагами.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер 2/4.
1й такт
«раз» — Шаг правой ногой в перед на всю ступню. Левая нога, согнутая в колене, поднимается невысоко вперед, колено направленно в перед, подъем свободен.
«и» — Исполнитель делает маленький подскок на правой ноге с продвижением вперед, опускаясь на всю ступню и слегка приседая. Левая нога в том же положении.
«два» — Шаг правой ногой вперед, как на счет «раз».
«и» — Маленький подскок на левой ноге, как на счет «раз-и».
2й такт
«раз» — Шаг правой ногой вперед на всю ступню.
«и» — Шаг левой ногой вперед на всю ступню.
«два» — Шаг правой ногой, как на счет «раз» 2го такта.
«и» — Шаг левой ногой, как на счет «раз-и» 2го такта.
Движение выполняется легко и свободно.
4. Мотивы казахского орнамента
«Тумарша» (треугольник)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз;
«два» кисти рук повернуть ладонями снизу-вверх, пальцы раскрыты;
«три» руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями с тыльной стороны, пальцы раскрыты;
«четыре» соединить ладони левой и правой руки, пальцы вверх.
«Шанырак» (крыша юрты)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, ладони вверх;
«два» — руки притянуть к себе, присогнув локти (на уровне плеч); «три» — руки поднять с открытыми ладонями вверх;
«четыре» — соединить средние пальцы рук над головой, одновременно ладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты.
Кос оркеш (два горба)
На счет «раз» — руки поднимаются с мелкой вибрацией кистей по 2-й позиции;
«два» — руки тем же движением переходят в 3-ю позицию;
«три» — правую руку положить на правое плечо;
«четыре» — левую руку положить на левое плечо, локти направлены в стороны.
Ши орау (плетение)
На счет «раз» — руки поднять вверх со скрещенными запястьями, ладони соприкасаются, пальцы направлены вверх;
«два» — руки опустить вперед скрещенными запястьями; ладони прижаты друг к другу, правая рука положена на левую; пальцы прямые, направлены вперед, локти вытянуты;
«три» — руки прижатыми ладонями притягиваются к корпусу, локти разведены в стороны. Ладони раскрываются от корпуса вперед, ладони — вверх;
«четыре» — ладони со скрещенными запястьями повернуть от себя — вперед.
Бурк iт тырнак (когти орла)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладони вниз;
«два» — сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя; «три» — поднимая руки вверх, сделать три раза вращение кистями; «четыре» — сделать взмах руками (крыльями).
Ожау (поварешка)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны;
«два» — правую руку поднять вверх, ладонь вниз;
«три» — левую руку провести перед грудью к правой руке; ладонь приложить к локтю правой руки; поворот головы вправо-вверх; «четыре» — повернуть кисть правой руки ладонью вверх.
5. Расклад движений на музыку
«Сэлем» (поклон)
Исходное положение ног— 1-я позиция, руки опущены вниз.
На счет «раз» — шаг правой ногой вправо, мягко разводя руки в стороны;
«два» — приседая, приставить левую ногу к правой;
«три» — руки положить на колено правой полусогнутой ноги. Правая рука на левой, ладони обращены вниз;
«четыре» — голову опустить вниз — поклон.
«Ормек» (ткацкий станок)
Исходное положение — опуститься на левое колено и сесть на пятку. Руки в 1-й позиции, пальцы прижаты друг к другу во время выполнения всего движения. На счет «раз» плотно соединить пальцы рук, повернув ладони к себе, правую руку отвести вправо;
«два» — резко пронести ладош, правой руки перед собой к левой руке;
«три» отнести левую руку влево, подняв локоть вверх, ладонь к себе;
«четыре» пронести левую руку перед собой к правой руке;
«пить» повернуть ладони вниз и соединить кисти рук большими пальцами (пальцы прижаты друг к другу);
«шесть» провести кисти рук вперед, «волны» пальцами;
«семь» сделать «волны» пальцами к себе и от себя;
«восемь» — положить ладони на грудь.
Айна (зеркало)
На счет «раз» — руки раскрыть в стороны ладонями вверх;
«два» — согнув локти, соединить кисти рук перед лицом (закрыть лицо), ладони обращены вперед к зрителю. Локти подняты на уровень плеч;
«три» — голову повернуть направо (видны глазки), посмотреть на зрителей. Руки неподвижны. Кокетливо улыбнуться;
«четыре» — голову повернуть влево, посмотреть на зрителей. Руки неподвижны. Кокетливо улыбнуться.
Такия (тюбетейка)
На счет «раз» — правую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыты, средний палец прижат к большому пальцу (ладонь обращена вверх);
«два» — левую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыть; средний палец прижать к большому пальцу и опустить на правую руку, ладонь левой руки — вниз):
«три» — правую руку поднять, положить средний и большой соединенные пальцы на макушку головы;
«четыре» — подняв левую руку, соединенные пальцы положить на тыльную сторону правой руки.
Источник: Т. Ткаченко — «Народный танец». 1954 год