с каким крупным литературным течением русского модернизма начала xx века связывают имя а блока
С каким крупным литературным течением русского модернизма начала xx века связывают имя а блока
Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.
А. А. Блок являлся представителем течения «символизм».
Символизм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Инверсия — это одна из часто встречающихся стилистических фигур, оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в грамматическом предложении, нарушающей обычный порядок; подлежащее — после сказуемого, определение — после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т. п.
Эпитет — это слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, он определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки.
Звукопись — это использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Применение звукописи проявляется в самых разнообразных формах: в виде аллитерации, звукоподражания, инструментовки стиха и т. д.
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
Россия Блока предстает перед нами в образе девушки. Именно это сопоставление придает образу неповторимую художественную яркость и глубину.
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей. —
говорит поэт. Тяготы женской доли сопоставляются со страданиями народа, и потому сердце поэта скорбит вместе с Родиной. Но все равно поэт верит, что Россия не пропадет, возродится, какие бы испытания ни выпали на ее долю.
В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока?
Сопоставим стихотворение Блока «Россия» со стихотворением Лермонтова «Родина».
Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой, —
признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бесконечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печальных деревень». Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Именно потому свою любовь к родине Лермонтов называл «странною» — в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возможное для родной земли и сознание собственного бессилия.
Подобными настроениями пронизано и стихотворение Блока.
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу… —
восклицает поэт. Ему, так же как и Лермонтову, прекрасно знакомы все тяготы жизни своего народа, его страдания, и потому сердце поэта скорбит вместе с Родиной. Но все равно поэт верит, что Россия не пропадет, возродится, какие бы испытания не выпали на ее долю.
Тема Родины раскрывается и в поэзии Марины Цветаевой. Судьба поэтессы сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Но где бы она не находилась, она всегда тосковала о России.
В стихотворении «Родина» М. Цветаевой мы видим, что лирическая героиня гордится своей родиной и готова воспевать ее, даже если ценой этой песни будет собственная жизнь:
…Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
Для всех поэтов Родина – это святое, без чего нет жизни.
КИМ по литературе «Итоговый зачёт»
Щигровский филиал ОБЛАСТНОго бюджетного ПРОФЕССИОНАЛЬНОго ОБРАЗОВАТЕЛЬНОго УЧРЕЖДЕНИя «СОВЕТСКИЙ социально-аграрный техникум
На заседании предметно-цикловой
методической комиссии общеобразовательных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «_____» _______ 20_____г
Председатель ПЦМК ________________
Директор ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова
_______________ А.Д. Миронов
« _______» ______________ 20_____г.
КОМПЛЕКТ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
в рамках профессиональной образовательной программы (ОПОП)
Щигровский филиал ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.В. Клыкова», преподаватель русского языка и литературы Курашова Е.А.
Паспорт комплекта измерительных материалов
Область применения комплекта измерительных материалов
Комплект измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения предмета ОУП (б). 02. Литература
Инструкция по выполнению тестовых заданий
Дифференцированный зачёт по литературе состоит из 2-х частей. На её выполнение даётся 2 часа.
Часть I состоит из 20 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответа. Выбранный Вами ответ укажите в бланке ответов в соответствии с номером задания (А1 – А20).
Часть II состоит из 10 заданий, на которые надо дать собственный краткий ответ (слово или сочетание слов). Свой ответ запишите в бланке ответов в соответствии с номером задания (В1 – В10).
Для экономии времени при выполнении данных заданий пропускайте те из них, которые вызывают у Вас затруднения. К ним Вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Вы можете выполнять работу, начиная с любой её части. Максимальный первичный балл за часть I равен 20, за часть II – 10.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Форма текущего контроля и процедура проведения
Аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта
Система и критерии оценок результатов текущей аттестации
Комплект измерительных материалов
А1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина
1. 1802-1841 2. 1789-1828 3. 1799-1837 4. 1805-1840
А2. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова
1.Зависть 2. Свобода 3.Усталость 4. Одиночество
А3. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
1. Анна Петровна 3. Катерина Львовна
2. Марфа Игнатьевна 4. Анастасия Семеновна
А4. Что завершает последнюю, двадцать восьмую, главу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
1. Упоминание о дальнейшей судьбе Павла Кирсанова
2. Описание посещений стариками Базаровыми могилы сына
3. Рассказ о событиях в доме Николая Кирсанова
4. Сведения о «нигилистах» Ситникове и Кукшиной
А5. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
1. А. Н. Островский 2. Ф. М. Достоевский 3. М. Е. Салтыков-Щедрин 4. Л. Н. Толстой
А6. Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
1. Соня Мармеладова 2. Родион Раскольников 3.Петр Лужин 4. Лебезятников
А7. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя
1. Ф. М. Достоевский 2. Ф. И. Тютчев 3. Л. Н. Толстой 4.И. А. Гончаров
А8. Действие романа «Война и мир» начинается:
1. В январе 1812 года 2. В мае 1807 года 3. В июле 1805 года 4. В апреле 1801 года
А9. Укажите лишний персонаж:
1. Наташа Ростова 2. Элен Курагина 3. Анна Павловна Шерер 4. Маша Миронова
А10. Темой пьесы «Вишнёвый сад» является:
1. Судьба России, её будущее 3. Судьба Раневской
2. Судьба Гаева 4.Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина
А11. Кто из героев И.А.Бунина « ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?
1. Арсений 3. Малютин
2. Господин из Сан-Франциско 4. Корнет Елагин
А 12. Кто из героев произведений А. Куприна в своём монологе несколько раз повторяет евангельское « Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?
2. Желтков – Вере Шеиной 4. Ромашов – Шурочке
А13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии:
1. Н. Гумилев 2. В. Маяковский 3. Ф. Тютчев 4. А. Блок
А14. Пьеса «На дне» написана
1. А.Н.Островским 3. А.С.Грибоедовым
2. А.П.Чеховым 4. А.М.Горьким
А15. С каким крупным литературным течением русского модернизма начала XX века связывают имя А.Блока?
1. Реализм 2. Классицизм 3. Символизм 4. Акмеизм
А16. Какой из рассказов принадлежит перу М.А.Шолохова:
1. «Анна на шее» 3. «Макар Чудра»
2. «Судьба человека» 4. «Тёмные аллеи»
А17. Назовите настоящую фамилию А.А. Ахматовой:
1. Менделеева 2. Ларина 3. Горенко 4. Снегина
А18. Автор романа «Мастер и Маргарита»
1. М.А.Шолохов 2. А.М. Горький 3. И.А.Бунин 4. М.А.Булгаков
А19. Укажите верное определение:
1. Речь действующего лица, обращённая к себе или к другим
2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
А20. Вымышленное имя писателя (поэта) – это
1 . Кульминация 2. Экспозиция 3. Псевдоним 4. Гипербола
В1. Укажите жанр следующих произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве»
В2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Умом Россию не понять»?
В4. Кто из русских писателей был убит на Кавказе?
В5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»):
«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных»
В6. Кому принадлежат эти строки:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром?
В7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок:
«А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым».
В9. Какой рассказ А.Куприна носит название драгоценного камня?
В10. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями
1. Федор Иванович А) Шукшин
2. Михаил Афанасьевич Б) Чехов
3. Сергей Александрович В) Толстой
4. Василий Макарович Г) Достоевский
5. Владимир Владимирович Д) Фет
6. Афанасий Афанасьевич Е) Салтыков-Щедрин
7. Александр Трифонович Ж) Тютчев
8. Михаил Евграфович З) Булгаков
9. Федор Михайлович И) Лермонтов
10. Лев Николаевич К) Есенин
11. Михаил Юрьевич Л) Твардовский
12. Антон Павлович М) Маяковский
А1. В стихотворениях «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Мадонна», «Пущину», «19 октября 1825 года», «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкин раскрыл тему:
1. Любви и дружбы 2. Поэта и поэзии 3. Смысла жизни 4. Природы
А2. Кто является героем своего времени в романе М. Ю. Лермонтова?
1. Грушницкий 2. Максим Максимыч 3. Вернер 4. Печорин
А3. В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?
1. «Вишневый сад» 2. «Мертвые души» 3. «Гроза» 4. «Крыжовник»
А4. В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?
1. А.Н.Островский «Гроза» 3. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
2. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 4.И.А.Гончаров «Обломов»
А5. М. Е. Салтыков-Щедрин использовал в своём творчестве жанр сказки, потому что
1. Стремился приблизить литературу к народу
2. Очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
3. Герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью
4. Сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные проблемы
А6. Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
1. А.Н.Островский «Гроза» 3. Л.Н.Толстой «Живой труп»
2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 4. Н.С.Лесков «Очарованный странник»
А7. Определите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»:
1. Роман-эпопея 2. Повесть 3. Роман 4. Историческая хроника
А8. Почему князь Андрей идёт на войну 1805 года?
1. Стремление к славе 3. Представления об офицерском долге
2. Стремление защищать Родину 4. Желание продвинуться по служебной лестнице
А9. Укажите лишний персонаж:
1. Андрей Болконский 2. Евгений Базаров 3. Пьер Безухов 4. Петя Ростов
А10. Пьеса «Вишнёвый сад» насыщена символами: вишнёвый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий… Дополните этот ряд:
1. Брошка в виде пчёлки 2. Звук лопнувшей струны 3. Бильярд 4. Звук топора
А11. Что не принадлежит перу И.А.Бунина:
1. «Господин из Сан-Франциско» 2. «Тёмные аллеи»
2. «Антоновские яблоки» 4. «Евгений Онегин»
А12. Желтков, герой рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», в финале произведения
3. Женился на Вере Николаевне Шеиной 4. Попал в сумасшедший дом.
А13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии:
1. Н.Гумилев 2. В.Маяковский 3. Ф.Тютчев 4. А.Блок
А14. Кто из героев произведений М.Горького «разорвал себе грудь и вырвал из неё своё сердце», «горящее факелом великой любви к людям»?
1. Ларра 2. Дед Архип 3. Данко 4. Челкаш
А15. К какому литературному направлению принадлежит творчество В.Маяковского:
1. Имажинизм 2. Футуризм 3. Символизм 4.Акмеизм
А16. Укажите, автором какого произведения не является М.А. Шолохов:
1. « Тихий Дон» 3. « Архипелаг ГУЛАГ»
2. «Судьба человека» 4. « Они сражались за Родину»
А17. Укажите романс, написанный на стихи М.И.Цветаевой:
1. « Примитивный романс» 3. « Оплавляются свечи…»
2. « Мне нравится, что вы больны не мной…» 4. « Заметался пожар голубой»
А18. Автор повести «Собачье сердце»
1. М.А.Шолохов 2. Б.Л.Пастернак 3. В.М Шукшин 4. М.А.Булгаков
А19. Укажите верное определение:
1. Художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления
2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
А20. История жизни человека – это
1. Монолог 2.Псевдоним 3. Пейзаж 4. Биография
В1. Укажите жанр следующих произведений Достоевского: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы», «Преступление и наказание»
В2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
В4. Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?
В5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»):
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова»
В6. Кому принадлежат эти строки:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет?
В7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок:
«Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом: «Извольте отвечать только на вопросы!» Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
В8. Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»?
В9. Назовите поэму А.Т.Твардовского «про бойца», написанную в годы Великой Отечественной войны
В10. Соедините имена и отчества известных русских писателей и поэтов с их фамилиями
Александр Александрович Блок
В первое воскресенье августа в Солнечногорске, Шахматове, Тараканове Московской области проводится Блоковский праздник поэзии.
В период 1905-1907 годов прежнее безразличие Блока к общественно-политическим событиям сменилось жадным интересом к ним. Этот новый взгляд на мир нашел выражение в сборниках «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Земля в снегу», «Ночные часы». В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» (1906), а позже еще две драмы – «Песня Судьбы» (1908) и «Роза и Крест» (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей: «Безвременье», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма» и др. Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствовали и его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию. В 1910-1911 годах, подготавливая к изданию свое первое «Собрание сочинений», Блок заново осмысливает пройденный им путь.
К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. Помимо личных, на это повлияли и объективные причины, в первую очередь начавшаяся летом 1914 года первая мировая война. В то время Блок работал над поэмой «Возмездие», но завершить ее не успел: летом 1916 года он призывается в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляется на фронт. После февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. На протяжении всего 1917 года Блок не создал ни одного поэтического произведения.
Дифференцированный зачет по литературе 1 курс (10-11 класс)
по литературе (I курс)
Инструкция по выполнению тестовых заданий
Дифференцированный зачёт по литературе состоит из 2-х частей. На её выполнение даётся 2 урока (90 минут).
Часть I состоит из 20 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответа. Выбранный Вами ответ укажите в бланке ответов в соответствии с номером задания (А 1 – А 20).
Часть II состоит из 10 заданий, на которые надо дать собственный краткий ответ (слово или сочетание слов). Свой ответ запишите в бланке ответов в соответствии с номером задания (В1 – В10).
Вы можете выполнять работу, начиная с любой её части. Максимальный первичный балл за часть I равен 20, за часть II – 10.
Приступайте к выполнению работы.
Шкала перерасчёта первичного балла за выполнение зачётной работы
в отметку по 5-балльной шкале
Отметка по 5-балльной шкале
А 1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина
1. 1802-1841 2. 1789-1828 3. 1799-1837 4. 1805-1840
А 2. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова
1.Зависть 2. Свобода 3.Усталость 4. Одиночество
А 3. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
1.Анна Петровна 3.Катерина Львовна
2.Марфа Игнатьевна 4.Анастасия Семеновна
А 4. Что завершает последнюю, двадцать восьмую, главу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
1.Упоминание о дальнейшей судьбе Павла Кирсанова
2.Описание посещений стариками Базаровыми могилы сына
3.Рассказ о событиях в доме Николая Кирсанова
4.Сведения о «нигилистах» Ситникове и Кукшиной
А 5. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
1.А. Н. Островский 2.Ф. М. Достоевский 3.М. Е. Салтыков-Щедрин 4.Л. Н. Толстой
А 6. Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
1.Соня Мармеладова 2.Родион Раскольников 3.Петр Лужин 4.Лебезятников
А 7. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя
1.Ф. М. Достоевский 2.Ф. И. Тютчев 3.Л. Н. Толстой 4.И. А. Гончаров
А 8. Действие романа «Война и мир» начинается:
1. В январе 1812 года 2. В мае 1807 года 3.В июле 1805 года 4.В апреле 1801 года
А 9. Укажите лишний персонаж:
1.Наташа Ростова 2.Элен Курагина 3.Анна Павловна Шерер 4.Маша Миронова
А 10. Темой пьесы «Вишнёвый сад» является:
1.Судьба России, её будущее 3.Судьба Раневской
2.Судьба Гаева 4.Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина
А 11. Кто из героев И.А.Бунина « ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?
1. Арсений 3. Малютин
2. Господин из Сан-Франциско 4. Корнет Елагин
А 12. Кто из героев произведений А. Куприна в своём монологе несколько раз повторяет евангельское « Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?
2. Желтков – Вере Шеиной 4. Ромашов – Шурочке
А 13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии:
1.Н.Гумилев 2. В.Маяковский 3. Ф.Тютчев 4. А.Блок
А 14. Пьеса «На дне» написана
1. А.Н.Островским 3. А.С.Грибоедовым
2. А.П.Чеховым 4. А.М.Горьким
А 15. С каким крупным литературным течением русского модернизма начала XX века связывают имя А.Блока?
1.Реализм 2. Классицизм 3. Символизм 4. Акмеизм
А 16. Какой из рассказов принадлежит перу М.А.Шолохова:
1. «Анна на шее» 3. «Макар Чудра»
2. «Судьба человека» 4. «Тёмные аллеи»
А 17. Назовите настоящую фамилию А.А. Ахматовой:
1.Менделеева 2. Ларина 3. Горенко 4. Снегина
А 18. Автор романа «Мастер и Маргарита»
1.М.А.Шолохов 2. А.М. Горький 3. И.А.Бунин 4. М.А.Булгаков
А 19. Укажите верное определение:
1. Речь действующего лица, обращённая к себе или к другим
2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
А 20. Вымышленное имя писателя (поэта) – это
1. Кульминация 2. Экспозиция 3. Псевдоним 4. Гипербола
В 1. Укажите жанр следующих произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве»
В 2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Умом Россию не понять»?
В 3. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Ахматовой
В 4. Кто из русских писателей был убит на Кавказе?
В 5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»):
«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных»
В 6. Кому принадлежат эти строки:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром?
В 7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок:
«А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым».
В 9. Какой рассказ А.Куприна носит название драгоценного камня?
В 10. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями
1. Федор Иванович А) Шукшин
2. Михаил Афанасьевич Б) Чехов
3. Сергей Александрович В) Толстой
4. Василий Макарович Г) Достоевский
5. Владимир Владимирович Д) Фет
6. Афанасий Афанасьевич Е) Салтыков-Щедрин
7. Александр Трифонович Ж) Тютчев
8. Михаил Евграфович З) Булгаков
9. Федор Михайлович И) Лермонтов
10.Лев Николаевич К) Есенин
11.Михаил Юрьевич Л) Твардовский
12.Антон Павлович М) Маяковский
Ключи к тесту (вариант I)
В5. Дочери господина из Сан-Франциско
В7. А.П.Чехов. Рассказ «Ионыч»
В9. «Гранатовый браслет»
В10. 1Ж, 2З, 3К, 4А, 5М, 6Д, 7Л, 8Е, 9Г, 10В, 11И, 12Б
Ключи к тесту (вариант II)
В5. «Господин из Сан-Франциско»
В7. А.П.Чехов. Рассказ «Ионыч»
В10. 1Ж, 2З, 3К, 4А, 5М, 6Д, 7Л, 8Е, 9Г, 10В, 11И, 12Б
А 1. В стихотворениях «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Мадонна», «Пущину», «19 октября 1825 года», «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкин раскрыл тему:
1. Любви и дружбы 2. Поэта и поэзии 3. Смысла жизни 4. Природы
А 2. Кто является героем своего времени в романе М. Ю. Лермонтова?
1. Грушницкий 2. Максим Максимыч 3. Вернер 4. Печорин
А 3. В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?
1.«Вишневый сад» 2. «Мертвые души» 3. «Гроза» 4. «Крыжовник»
А 4. В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?
1.А.Н.Островский «Гроза» 3.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
2.И.С.Тургенев «Отцы и дети» 4.И.А.Гончаров «Обломов»
А 5. М. Е. Салтыков-Щедрин использовал в своём творчестве жанр сказки, потому что
1. Стремился приблизить литературу к народу
2. Очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
3. Герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью
4. Сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные проблемы
А 6. Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
1. А.Н.Островский «Гроза» 3. Л.Н.Толстой «Живой труп»
2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 4. Н.С.Лесков «Очарованный странник»
А 7. Определите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»:
1. Роман-эпопея 2. Повесть 3. Роман 4. Историческая хроника
А 8. Почему князь Андрей идёт на войну 1805 года?
1.Стремление к славе 3. Представления об офицерском долге
2.Стремление защищать Родину 4. Желание продвинуться по служебной лестнице
А 9. Укажите лишний персонаж:
1. Андрей Болконский 2. Евгений Базаров 3. Пьер Безухов 4. Петя Ростов
А 10. Пьеса «Вишнёвый сад» насыщена символами: вишнёвый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий… Дополните этот ряд:
1. Брошка в виде пчёлки 2. Звук лопнувшей струны 3. Бильярд 4. Звук топора
А 11. Что не принадлежит перу И.А.Бунина:
1.«Господин из Сан-Франциско» 2. «Тёмные аллеи»
2. «Антоновские яблоки» 4. «Евгений Онегин»
А 12. Желтков, герой рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», в финале произведения
3. Женился на Вере Николаевне Шеиной 4. Попал в сумасшедший дом.
А 13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии:
1. Н.Гумилев 2. В.Маяковский 3. Ф.Тютчев 4. А.Блок
А 14. Кто из героев произведений М.Горького «разорвал себе грудь и вырвал из неё своё сердце», «горящее факелом великой любви к людям»?
1. Ларра 2. Дед Архип 3. Данко 4. Челкаш
А 15. К какому литературному направлению принадлежит творчество В.Маяковского:
1.Имажинизм 2. Футуризм 3. Символизм 4.Акмеизм
А 16. Укажите, автором какого произведения не является М.А. Шолохов:
1. « Тихий Дон» 3. « Архипелаг ГУЛАГ»
2. «Судьба человека» 4. « Они сражались за Родину»
А 17. Укажите романс, написанный на стихи М.И.Цветаевой:
1. « Примитивный романс» 3. « Оплавляются свечи…»
2. « Мне нравится, что вы больны не мной…» 4. « Заметался пожар голубой»
А 18. Автор повести «Собачье сердце»
1. М.А.Шолохов 2. Б.Л.Пастернак 3. В.М Шукшин 4. М.А.Булгаков
А 19. Укажите верное определение:
1. Художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления
2. Противопоставление понятий, положений, образов
3. Намеренное преувеличение
4. Высшее напряжение действий в художественном произведении
А 20. История жизни человека – это
1.Монолог 2.Псевдоним 3. Пейзаж 4. Биография
В 1. Укажите жанр следующих произведений Достоевского: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы», «Преступление и наказание»
В 2. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
В 3. Назовите литературное течение, к которому относится творчество В.В.Маяковского
В 4. Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?
В 5. Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»):
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова»
В 6. Кому принадлежат эти строки:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет?
В 7. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок:
«Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом: «Извольте отвечать только на вопросы!» Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
В 8. Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»?
В 9. Назовите поэму А.Т.Твардовского «про бойца», написанную в годы Великой Отечественной войны
В 10. Соедините имена и отчества известных русских писателей и поэтов с их фамилиями
1. Федор Иванович А) Шукшин
2. Михаил Афанасьевич Б) Чехов
3. Сергей Александрович В) Толстой
4. Василий Макарович Г) Достоевский
5. Владимир Владимирович Д) Фет
6. Афанасий Афанасьевич Е) Салтыков-Щедрин
7. Александр Трифонович Ж) Тютчев
8. Михаил Евграфович З) Булгаков
9. Федор Михайлович И) Лермонтов
10.Лев Николаевич К) Есенин
11.Михаил Юрьевич Л) Твардовский
12.Антон Павлович М) Маяковский
дифференцированного зачёта по дисциплине «Литература»
Ф. И. О. учащегося___________________________________________________________________
Дата проведения тестирования «_____» __________2013 г.