с каким количеством специфических особенностей связана спортивная деятельность выберите один ответ
1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.
Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.
Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение – это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте – росту спортивных результатов.
Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности – соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.
Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании – обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте – достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта.
Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.
В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.
Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого – механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.
Систематические занятия физическими упражнениями, достижение определенных успехов, возрастные особенности, половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы – все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и спортом.
В данном случае в силу вступают вторичные потребности, которые в психологии связывают с развитием личности человека.
Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.
Действия – основное средство деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия – это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.
Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте – спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.
Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:
Все это дает возможность выделить ряд психологических особенностей спорта как специфического вида деятельности.
Психология спорта
Учебное пособие написано в соответствии с программой учебного курса для магистрантов «Психология спорта». Особое внимание уделяется проблемам, которые разрабатываются преподавателями, аспирантами и студентами кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова: мотивации спортивной деятельности, личности спортсмена, психологическому сопровождению спортивной деятельности.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология спорта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 2. Психология спортивной деятельности
2.1. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности, основные подходы к ее изучению
Особенности деятельности в спорте вызваны специфичностью условий, целей, мотивов, средств и достигаемых результатов.
Спорт — часть физической культуры, воспитательная, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений. Цель — достижение наивысших результатов в спортивной деятельности (Е. И. Иванченко). Спорт обязателен не для каждого человека, спортивные организации — это добровольные общественные группы. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди. Спорт требует от человека большого физического и психического напряжения и направлен на повышение спортивного мастерства.
1. Предметом деятельности является человек (спортсмен). Он выступает в роли не только ее субъекта (направляет свою сознательную активность на самого себя, на совершенствование своих двигательных и физических возможностей), но и объекта (по отношению к противникам, товарищам по команде и др.).
2. В спорте деятельность направлена на решение задач обучения, воспитания и совершенствования (физических качеств, психических и психомоторных процессов, состояний, свойств личности). Физическое воспитание и спорт предполагают развитие физических, нравственных, волевых качеств, и в то же время в процессе деятельности совершенствуются все структурные компоненты психики.
3. В спорте проявляются высокие физические и психические нагрузки.
4. Продуктом деятельности в спорте выступает спортивное достижение (различного масштаба — от личного до мирового рекорда). 5. Сущностью спортивной деятельности, особенно на уровне высших достижений, является соревнование. Участие спортсмена (команды) в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего результата в борьбе с другими спортсменами.
Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов, различающихся организационно и психологически: подготовка к деятельности, принятие старта, осуществление деятельности, проведение восстановительных процедур и оценка достигнутого результата.
Е. П. Ильин выделяет следующие особенности соревновательной деятельности:
1. Публичность (оценка зрителями, средствами массовой информации и т. п.).
2. Значимость для спортсмена (стремление к победе, рекорду, выполнению спортивного разряда, норматива).
3. Ограниченность числа зачетных попыток (нет возможности исправить неудачное действие, выступление).
4. Ограниченность времени (для оценки ситуации, принятия решения).
5. Непривычность условий осуществления (вариативность мест проведения соревнований) [17].
Спорт как вид деятельности имеет свои психологические особенности, среди которых Е. В. Мельник и Ж. К. Шемет выделяют 7 основных.
• Одной из важнейших особенностей спортивной деятельности, составной ее частью является психомоторика — функциональная взаимосвязь различных психических процессов с движениями и деятельностью человека. Психомоторика — связующее звено между основными факторами и закономерностями психического развития, обеспечивающее совершенное владение техникой конкретного вида спорта. К психомоторным процессам относят специализированные восприятия («чувство воды», «чувство мяча»), все произвольно управляемые действия (в том числе двигательные навыки), быстроту и точность реагирования на раздражители.
• Вторая особенность — стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта (необходимость овладения совершенной техникой выполнения физических упражнений) и достижению наивысших результатов в нем. Это требует от спортсмена систематической и длительной тренировки, в процессе которой формируются и совершенствуются определенные двигательные навыки и развиваются необходимые для конкретного вида спорта качества.
• Третья особенность — наличие спортивной борьбы, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований и сопровождается проявлением ярко выраженных эмоций.
• Четвертая особенность — наличие ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба. Так, стрессогенный характер современного спорта определяют: бурный рост спортивных результатов, условия острой соревновательной борьбы равных по силам соперников (на современном этапе развития спорта физическая и техническая подготовленность сильнейших спортсменов находятся примерно на одном уровне, поэтому исход соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами), увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, омолаживание спортсменов (на арену крупных соревнований выходят подростки, которые не отличаются психической зрелостью, эмоциональной устойчивостью).
• Пятая особенность — наличие психологических особенностей личности спортсмена (волевых, интеллектуальных, эмоциональных и др.), способствующих успешности деятельности.
• Шестая особенность — взаимодействие участников спортивной деятельности, протекающее в форме непосредственной или опосредованной борьбы. В процессе соревнований оно выступает в двух формах: противоборства — по отношению к противнику (соперничество), взаимодействия — по отношению к команде (сотрудничество).
• Седьмая особенность спортивной деятельности — вербальное и невербальное общение (коммуникация): специальные жесты (жесты спортивных судей), мимика, пантомимика, а также непроизвольные моторные действия [27].
2.2. Психологическая структура спортивной деятельности, ее особенности
Психологическая структура спортивной деятельности является одной из центральных проблем психологии спорта. Общая психологическая структура любой деятельности, в том числе и спортивной, может быть представлена следующей схемой: цель — мотив — способ — результат.
1. Цель — субъективный образ предполагаемого результата деятельности, на достижение которого направлены действия.
Цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата. Цели всегда осознаваемы и являются итогом мыслительной работы, в процессе которой спортсмен пытается разрешить противоречие между требованиями деятельности — с одной стороны и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям — с другой.
2. Мотив — побуждение к определенной активности (побуждает личность добиваться цели). Спортивная деятельность, как и любая другая, всегда полимотивирована. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для спортсмена. В структуре спортивной деятельности блок мотивации спортивной деятельности выполняет следующие функции: а) является пусковым механизмом деятельности; б) поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; в) регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
3. Способы спортивной деятельности. К ним относятся средства ее достижения: действия и операции, которые образуют технику и тактику избранного вида спорта. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной цели. Операция — способ выполнения действия. Например: прыжок в высоту (ножницы, перекидной).
4. Результаты спортивной деятельности рассматривают в узком и широком смыслах. В узком смысле это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т. д., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена. В широком смысле результаты спортивной деятельности связаны с влиянием спорта на развитие человека и общества (биологический, педагогический, психологический, социальный эффекты). Биологический результат характеризует изменения, которые произошли в организме на физиологическом уровне (увеличение мышечной массы, физическое развитие, здоровье). Педагогический результат характеризует свойства, черты личности, которые сформированы у спортсмена в результате обучения и воспитания. Психологический результат характеризует изменения в психике спортсмена (развитие психических процессов, формирование эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности). Социальный результат характеризует изменения социального статуса спортсмена, его положение в обществе, окружение, материальное положение (социальный статус, стиль поведения и т. п.).
Текст книги «Психология физической культуры. Учебник»
Автор книги: Коллектив авторов
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 44 (всего у книги 67 страниц) [доступный отрывок для чтения: 24 страниц]
Спортивная деятельность является сферой проявления возможностей человека. С другой стороны, спортивная деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей. Психика, сознание человека, личность в целом не только проявляются, но и формируются в процессе спортивной деятельности. Постоянные тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях развивают функции (психические, физические), лежащие в основе спортивной деятельности, как и в любой другой. Спортивная деятельность характеризуется следующими специфическими особенностями:
1. Ее предметом является сам человек (спортсмен). Он выступает не только субъектом, но и объектом деятельности.
2. Она характеризуется специально организованной высокой двигательной активностью исключительно ради движения как такового.
3. Основой спортивной деятельности является соревнование, т. е. регламентированное соперничество, в котором можно объективно сравнить определенные способности спортсменов и выявить их максимальное проявление. Без соревнований спортивная деятельность теряет свою сущность.
4. Установка в спортивной деятельности – достижение максимально высоких результатов путем применения все увеличивающихся физических нагрузок.
5. Непременным условием спортивной деятельности является увлеченность спортсмена, устойчивый интерес к одному виду спорта.
6. Спортивная деятельность связана с высокими, нередко максимальными и даже предельными физическими и психическими нагрузками.
7. Спортивная деятельность характеризуется не только проявлением мышечной активности при выполнении физических упражнений, но и овладением высокой техникой их выполнения. Это требует от спортсмена систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определенные навыки и развивает необходимые двигательные качества и способности.
8. Спортивная деятельность сопровождается чувством роста, развития, совершенствования.
9. Продуктом (конечным результатом) спортивной деятельности является спортивное достижение (как факт демонстрации спортсменом своих возможностей в конкретном виде спорта). Кроме того, продукт спортивной деятельности выступает в виде оздоровительного, образовательного, воспитательного, социологического и психологического эффектов, свидетельствующих о гармоничном развитии человека.
10. Спорт характеризуется социальной значимостью: подготовка к труду и защите Родины, установление дружеских контактов с зарубежными спортсменами, развитие патриотических и интернациональных чувств, создание специфических спортивных ценностей.
2.3. Структура и этапность спортивной деятельности
Достижение человеком результатов в спортивной деятельности (особенно высоких) обусловлено наличием определенных предпосылок внутреннего плана. В качестве таких предпосылок выступают спортивные способности – двигательные, психомоторные, координационные, функциональные и др. Способности являются одним из факторов выбора того или иного вида спортивной деятельности.
Участие и активность человека в спортивной деятельности обусловлены необходимостью удовлетворять определенные потребности. Осознание и формирование потребностей, их понимание определяют цели этой деятельности. В структуре спортивной деятельности им принадлежит доминирующее положение, выполняя функции пускового механизма. Высокую значимость в результативности спортивной деятельности имеют цели – ближайшие, промежуточные, перспективные. Мотивы, являясь внутренней побудительной силой, выступают основным фактором стремления к занятиям спортом и достижению результатов (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Структура спортивной деятельности
Основным средством достижения целей являются спортивные упражнения, реализуемые с использованием определенной техники и тактики. В результате систематических занятий спортом достигаются различные эффекты: педагогический, психологический, биологический, социологический.
Если в массовом спорте и на начальных этапах занятий спортом предпосылки (способности) не являются обязательной составляющей психологической структуры спортивной деятельности, то в спорте высших достижении этот фактор становится обязательным.
Этапы спортивной деятельности
Спортивная деятельность (выполнение упражнения, тренировочное занятие, соревнование, период и т. д.) протекает по этапам согласно определенным закономерностям. На каждом этапе выполняется соответствующая деятельность, решаются определенные задачи и могут проявляться различные состояния, влияющие на результативность спортивной деятельности (табл. 3.1).
Возникновение того или иного неблагоприятного состояния обусловлено рядом факторов: подготовленностью спортсмена, индивидуально-психологическими особенностями и другими факторами внешнего порядка (соперники, условия, спортивные снаряды и т. д.).
Начальным этапом спортивной деятельности является мотивационный, на котором ставится цель, актуализируются мотивы, определяются средства достижения цели. Данному этапу свойственно состояние неопределенности, возможно проявление тревожности.
Следующий этап – ориентировочный. На этом этапе создается ориентировочная основа предстоящей деятельности. Осуществляется сбор информации о ситуации, оценивается вероятность достижения цели. Характер психических состояний, что и на предыдущем этапе.
Программный этап предполагает составление программы деятельности, выбор способов достижения цели. Психические состояния те же, что и на предыдущих этапах.
Настроечный этап предполагает создание психологической готовности к деятельности, мобилизацию волевых усилий для выполнения запланированного результата. В лучшем случае этому этапу соответствует состояние мобилизационной готовности. В противном случае возможно проявление предстартовой лихорадки, апатии.
Заключительный этап – оценочный. Здесь происходит оценка своей деятельности и достигнутых результатов. На основе этого осуществляется корректировка на будущее. При достижении результатов проявляется состояние уверенности, удовлетворенности, радости. В противном случае проявляется состояние фрустрации (табл. 3.1).
Этапность спортивной деятельности (по Е. П. Ильину)
Литература
1. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. – СПб.: Питер, 2000.
2. Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.
3. Основы психофизиологии экстремальной деятельности: курс лекций / под ред. А. Н. Блеера. – М.: Анита Пресс, 2006.
4. Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М.: Академический проект, 2004.
5. Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2008.
6. Сальников В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности. – Омск: СибАДИ, 2003.
7. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М.: Наука, 1994.
Контрольные вопросы
1. Назовите функциональные блоки спортивной деятельности.
2. В чем отличие спортивной деятельности от других видов деятельности?
3. Какова значимость мотивов и потребностей в спортивной деятельности?
4. Какова функция целей в спортивной деятельности?
5. Что такое информационная основа деятельности?
6. Почему некоторые качества называют профессионально важными?
7. Какова значимость предпосылок спортивной деятельности?
Темы рефератов
1. Спортивная деятельность как сфера проявления возможностей человека.
2. Спортивные способности как фактор достижения высоких результатов в спорте.
3. Психологические особенности спортивной деятельности.
4. Психологическая характеристика этапов спортивной деятельности.
5. Характеристика состояний в спортивной деятельности.
6. Интерес к спорту и его формирование.
Глава 3
Мотивация спортивной деятельности
Мотивация характеризует личность как субъекта деятельности, раскрывает нам истоки, сущность и содержание его активности, регулятивные и адаптационные возможности. Она отражает связь субъекта с выполняемой деятельностью. В совокупности внешних и внутренних отношений между личностью и системой, составленных из различных объектов действительности, мотивация проявляется как системное свойство личности, как ее состояние.
Мотивация человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т. п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. Отечественные психологи при определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. С. Л. Рубинштейн писал: «Мотивация – это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация – это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация управления человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности».
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Связь мотивации с эмоциями объясняется следующим. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру, оценочные отношения выражают значимые для человека моменты и составляют ту сферу, в пределах которой развертываются пассивно-эмоциональные процессы, переживания, активно-действенные, актуальные мотивационные процессы. Мотивация поведения невозможна вне пределов эмоциональной сферы. Это положение указывает на значимость эмоций при управлении формированием мотивации у спортсменов.
Одна из функций эмоций заключается в том, что они ориентируют человека, указывая на значимость окружающего для него, на степень их важности, на их модальность. Степень значимости указывает на допустимый уровень материальных и функционально-энергетических затрат, необходимых для реализации побуждений. Вторая функция эмоций состоит в более общей, генерализованной и относительно устойчивой во времени установке на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности.
С проявлением мотивации связаны и способности. Они определяют мотивационную сферу и испытывают на себе ее влияние как в содержательном, так и в динамическом отношении.
Качественный состав и уровень функциональных возможностей человека обусловливают обычно и формирование соответствующих потребностей и интересов.
Мотивация является функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность всегда обусловлена характером объекта и отношением субъекта к нему. Свойства данного предмета, объекта мотивации и то, как они будут воздействовать на личность, зависят от того, в какое отношение они вступят с личностью. Их значение и роль определяются и местом в мотивации как функциональной системы, и местом компонента в этой системе. Личность может оказаться в одном случае нереактивной по отношению к ним, в другом – даже противостоять их воздействиям, а в третьем – показать намного более высокую реактивность. В этом случае можно говорить, что мотивация как функциональная система зависит не только от внешних, но и от внутренних факторов.
Мотивацию нельзя сводить к тому, что побуждает человека к деятельности. Она является системным отношением субъекта к действительности, определяет личностный смысл объекта ситуации. Мотивация – это отношение личности к своей деятельности и ее целям.
Мотив и мотивация, являющиеся движителями активности личности, имеют существенное различие. Мотивация является более объемной психологической категорией, чем мотив, и является «пружиной» деятельности. Например, именно мотивация побуждает спортсмена заниматься длительное время (годами) спортом, достигая совершенства. Р. А. Пилоян дает ей следующее определение: «Мотивация – особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата».
Мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется психологическое содержание, тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации человека. Мотив может быть сформирован на основе соотнесения доминирующей потребности с одной из составляющих единиц деятельности. Формирование мотивации – более сложный процесс, охватывающий комплекс субъект-объектных связей, включающих предмет деятельности.
Х. Хекхаузен (1986) на основе многолетних исследований мотивации сформулировал интересные положения, заключающиеся в следующем:
– существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид – среда»;
– мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции;
– люди различаются по индивидуальным проявлениям мотивов (характеру, силе). Возможны различные иерархии мотивов у разных людей;
– поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив становится действенным. Здесь мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотивов;
– мотив остается действенным до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние, либо целевое состояние не перестанет угрожающе удаляться, либо условия ситуации не сделают другой мотив более насущным;
– побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация понимается как процесс выбора между возможными различными действиями, процесс регулирующий, направляющий действия человека на достижение целей;
– мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта до и после выполнения действия;
– деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. От мотивации зависит использование субъектом функциональных способностей человека.
Мотивация спортивной деятельности связана с потребностями, ценностями в сфере спорта, является своеобразным движителем спортсмена в его многолетних занятиях спортом. Сила, направленность, устойчивость мотивации обусловлены характером объекта (вида спорта) и отношением спортсмена к нему (спорту). Мотивация зависит не только от внешних факторов, но и от внутренних.
Наиболее приемлемой для изучения и формирования спортивной мотивации является концепция Р. А. Пилояна (1984). Согласно его представлениям, структура спортивной мотивации включает следующие основания:
• Побудительные основания, включающие два фактора. Первый фактор – К1 – отражает принципиальную ориентацию спортсмена на удовлетворение духовных потребностей – самоутверждение, самовыражение, исполнение общественного долга. Второй фактор – K2 – отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение материальных потребностей.
• Базисные основания, включающие три фактора. Первый фактор – K3 – отражает степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности. Второй фактор – К4 – отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний (специальных) и навыков. Третий фактор – K5 – отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений.
• Процессуальные основания, включающие два фактора. Первый фактор – K6 – отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний о своих противниках. Второй фактор – K7 – отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на результатах соревновательной деятельности.
3.2. Структурно-функциональная модель спортивной мотивации
Спортивная мотивация может быть описана (представлена) как сложное состояние личности, возникшее и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранным видом спорта. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал: «Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю». На эту необходимость указывал А. Н. Леонтьев: «Всякое свойство раскрывает себя в определенной форме взаимодействия. Изучение какого-нибудь свойства и есть изучение соответствующего взаимодействия».
Существенное замечание о том, что любое отношение субъекта к чему-либо представляет собой единство субъективного и объективного, дает возможность создания модели спортивной мотивации (рис. 3.4). Спортивная мотивация возникает у субъекта при воздействии на него наблюдаемой спортивной деятельности и внешнего окружения и будет функционировать до тех пор, пока выбранный вид спорта оказывает определенное влияние на спортсмена, вызывает положительные эмоции и спортсмен достигает планируемых результатов. При этом необходимым является наличие у субъекта определенных спортивных способностей в сочетании с психофизиологическими особенностями. В этой связи спортивную мотивацию будет правомерным понимать как взаимодействие спортсмена с выбранным видом спорта. Изучая спортивную мотивацию, следует рассматривать воздействие спортивной деятельности и внешней среды на спортсмена, а также отношение спортсмена к деятельности.
Концептуальная модель спортивной мотивации предполагает выявление характера спортивной мотивации, факторов, влияющих на ее возникновение, формирование и функционирование и др. Структурно-функциональная модель спортивной мотивации выглядит следующим образом (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Структурно-функциональная модель спортивной мотивации
Спортивная мотивация возникает в результате воздействия на субъект окружающей среды и физических упражнений, наблюдаемых в исполнении других людей. Отражаясь в сознании личности, эти факторы, преломляясь через внутреннее (С. Л. Рубинштейн), вызывают положительные эмоции, интерес к спорту, возникновение мотивов, обосновывающих этот выбор. После чего субъект приступает к занятиям спортом, проявляя двигательную, интеллектуальную и волевую активность. В результате систематических занятий спортом формируется спортивная мотивация как состояние личности. Спортсмен начинает соотносить свои способности с предметом спортивной деятельности, планирует цели (ближайшие, промежуточные, перспективные) и с еще большей активностью включается в спортивную деятельность: тренировочную и соревновательную. При этом в спортивной мотивации у спортсменов выделяется два аспекта (направления) – тренировочный и соревновательный. Причем у одних спортсменов соотношение этих двух направлений в мотивации сбалансировано, у других преобладает тот или иной аспект.
Соревновательная мотивация имеет два направления: на достижение успеха и на избегание неудачи. У спортсменов, достигших высоких результатов, преобладает мотивация на достижение успеха. На преобладание того или иного вида соревновательной мотивации оказывают влияние индивидуально-психологические особенности личности.
Структурно-функциональная модель спортивной мотивации отражает взаимосвязь между ее составными компонентами, развитие мотивации и взаимосвязь субъекта с деятельностью, результативность в спорте.
Основные положения концептуальной модели спортивной мотивации сводятся к следующему:
1. Спортивная мотивация представляет собой сложное психическое состояние личности спортсмена.
2. Возникновение спортивной мотивации у человека обусловлено воздействием на него окружающей среды (спортивной деятельности, ее исполнителей, родителей, учителей, тренеров и других факторов).
3. Предпосылкой формирования устойчивой спортивной мотивации к конкретному виду спорта является наличие у спортсмена способностей и соответствующих психофизиологических особенностей.
4. Спортивная мотивация проявляется во взаимодействии спортсмена с выбранным видом спорта по схеме: «спортсмен ↔ спорт».
5. В процессе развития и функционирования спортивной мотивации степень влияния внешних и внутренних факторов может изменяться.
6. Сохранение (устойчивость) спортивной мотивации у спортсмена обусловливается его спортивными достижениями.
7. Спортивная мотивация включает следующие основания: побудительные, базисные, процессуальные. Уровень их сформированности у спортсмена существенно различается.
8. В соревновательной мотивации выделяется два направления: мотивация на достижение успеха и на избегание неудачи: соотношение их на разных этапах спортивного совершенствования может быть различным.
Концептуальная модель спортивной мотивации дает возможность решать прикладные задачи в спорте: 1) разработать методический инструментарий для диагностики спортивной мотивации; 2) выявить факторы, влияющие на возникновение, формирование и сохранение мотивации у индивида; 3) выявить значимость мотивации в структуре спортивной деятельности и проявление ее структурных компонентов; 4) разработать методику формирования спортивной мотивации.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.