с каким инструментом сочетается флейта
Сочетание различных музыкальных инструментов в музыкальной форме
Цель: увидеть, как различные, нередко противостоящие друг другу образы создают единую, цельную картину.
Музыкальный материал: “Венгерские напевы” А. Эшпая, песня “Калининград” З. Куприянова
Оборудование: портреты композиторов, магниты, музыкальный словарь, маркеры, бланки “анализ пр-ия”, карта Венгрии, Марийская Республика, текст песни, диск.
Ход урока
Музыка – это язык души,
Это область чувств и настроений,
Это в звуках выражение жизни души.
1. Преодоление барьеров в общении, раскрепощение учащихся
— Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните….
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои спина, ноги удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Путешествие начинается… твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь как ветер овевает твое лицо?
Здесь высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в волшебную страну, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное.
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и будь бодрым и внимательным. (1.30)
— Ну а теперь, давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на этот, необычный урок. Я пришла к вам сегодня с таким настроением (играю фрагмент любого произведения под свое настроение).
— Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы сегодня будем делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
2. Введение в тему урока
(за ответы уч-ся выдаю секретные карточки)
— Вы размышляли о музыкальном образе произведений и, я уверена, пришли к выводу, что любое музыкальное произведение содержит образ, все музыкальные образы, с которыми вы знакомились, изображали жизнь в разных ее проявлениях.
— Из тех произведений, которые вы слушали, какой музыкальный образ вам больше всего запомнился, понравился?
— А я напомню, чью музыку вы слушали. (вывешиваю портреты композиторов Шуберта, Рахманинова, Бетховена, Равеля, Шостаковича, Глинки)
— Сейчас мне хотелось бы поразмышлять с вами над другой проблемой. Если в произведении не 1, а 2 образа и они находятся толи в согласии, толи в конфликте, тогда как это называется?
— Есть такое понятие, как “музыкальная драматургия”. Как вы понимаете это, каково ваше мнение? (ответы, работа с кратким муз. словарем)
Объявляю тему урока, цель, записываем тему урока в тетрадь.
— Вы, наверное знаете, из уроков географии, что существует группа славянских языков и, соответственно, славянской музыки, германских, прибалтийских, кавказских языков.
— Калининград это многонациональный, многоязычный город, здесь можно встретить многие народы – русских, украинцев, белорусов, литовцев и др.
— Ребята, а кто из вас славяне, кто из вас относится к прибалтийской группе? (поднимают руки)
— Кто может назвать эти страны, или показать на карте? (Россия, Болгария, Чехия, Словакия, Беларусь, Украина, Польша)
— Существуют другие группы языков, например, финноугорская, распространившаяся в Венгрии, Финляндии и в нашей стране, в марийской республике. (Подходим все к карте, находим Венгрию и Марийскую республику)
— И вот, что интересно: первую книгу о марийской народной музыке написал венгерский композитор Золтан Кодан. А советский марийский композитор А. Эшпай написал “Венгерские напевы”, где использовал народные венгерские интонации и родственные им марийские.
— А с каким венгерским композитором вы знакомы? (Лист – его музыка пронизана той же венгерской песенностью и танцевальностью, запись в тетрадь)
— “Венгерские напевы” состоят из 6 частей, идущих друг за другом без перерыва. Разные по своему характеру.
— Это значит какие? (Эти части контрастны).
— Ребята, а какие вы знаете произведения, где образы также контрастны, но не конфликтны?
4. Слушание пьесы и обсуждение
— во время слушания произведения поднимать руку каждый раз, когда звучит новая часть
— иллюстрация по окончании звучания по желанию
— подобрать литературный образ или строчка из стиха так же по желанию
— заполнение схемы анализа произведения (весь класс по окончании звучания произведения)
Средства музыкальной выразительности | “Венгерские напевы” А.Эшпая |
Темп | |
Динамика | |
Ритм | |
Солирующие инструменты | |
Настроение, характер | |
Драматургия произведения |
— Что же объединяет это произведение? (главную роль играет скрипка, нарастание темпа непрерывное – от медленного до быстрого, разрастание общей звучности – от скрипки до полного оркестра)
— В чем же заключается драматургия данного произведения? (в контрастном сопоставлении образов).
— Вывод – хотя все эти части разные по темпу, ритму, но все они рисуют одну целую картину венгерского народного быта. (Просмотр иллюстраций уч-ся, слушание строчек из стихов)
5. Снятие мышечного напряжения и настрой на дальнейшую работу
— А сейчас давайте все вместе попробуем станцевать элементы народного венгерского танца – чардаш, чтобы расслабиться, снять мышечное напряжение.
— Ну а теперь, чтобы настроить вас на дальнейшую работу мы с вами устроим “джаз – концерт”. (Начинаю издавать какой либо звук, напр. щелкать пальцами, стоящий справа добавляет свой звук и так далее все участники вступают в общее исполнение)
— Какой национальности мы не были, на каком языке не говорили бы, нас всех объединяет любовь к родине, к нашему городу. О нашем родном городе сложено очень много песен, которые написали наши калининградские композиторы.
6. Знакомство с песней поэта и композитора из Калининграда Куприяновой Зои Александровны.
— Ребята, вам понравилось? Какое настроение этой песни?
— Каковы ваши ощущения?
— А теперь попробуем разучить эту песню! (работа над песней.)
7. Обратная связь вопрос- ответ
Какова музыкальная драматургия произведения?
Что объединяет части произведения?
На какую музыку опирался в своих напевах Эшпай?
Какие средства музыкальной выразительности создают образ?
Назвать произведения, где образы также контрастны, но не конфликтны?)
— Закройте глаза. Представьте шкалу от 1-10 баллов, не открывая глаз поднимите то количество пальцев, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию от сегодняшнего урока.
— Мне очень понравилось с вами работать! (выставление оценок на основе секретных карточек)
— Может, музыка для того и существует, чтобы выразить то, что нельзя выразить словами? Подумайте над этим ребята.
Как выбрать блокфлейту? Советы преподавателя Надежды Круль
Часто начинающие музыканты или родители детей, которые хотят обучаться игре на блокфлейте, затрудняются при выборе подходящего инструмента. В данной статье преподаватель Надежда Круль помогает разобраться в многообразии блокфлейт и выбрать инструмент, который подходит именно вам.
Пластик или дерево?
Пластик – материал яркий и разноцветный. Блокфлейты из пластика обычно разбираются на три части и их можно легко помыть. Несмотря на разнообразие цен, пластиковые блокфлейты – всегда бюджетный вариант. Такой инструмент идеально подойдёт детям для начального знакомства с инструментом. Пластиковые блокфлейты отличаются простым, прямым и громким звучанием.
Выбор Надежды Круль среди пластиковых блокфлейт – серия Melody от Hohner, 1000 ₽.
Деревянные блокфлейты обладают более мягким звучанием и приятнее на ощупь. Однако, в отличие от пластиковых, такие блокфлейты чувствительнее к влажности и перепадам температуры. При неправильном уходе древесина может рассохнуться, поэтому для поддержания инструмента в рабочем состоянии стоит обратиться к мастеру. Качество материалов отражается на стоимости – деревянные блокфлейты разнятся в ценах от 2000 до 6000 ₽.
Кроме того, существуют гибридные блокфлейты с пластиковым наконечником, который можно снять и помыть, и приятным на ощупь деревянным корпусом. Пример такой блокфлейты – Hohner Alegra, 4000 ₽.
Немецкая или барочная система?
Детям и начинающим взрослым рекомендуют начинать обучение на блокфлейтах с немецкой системой (G). Более опытные музыканты могут выбрать инструменты с барочной системой. О ваших предпочтениях в выборе типа блокфлейты важно сказать продавцу при покупке.
Сопрано или альт?
Взрослые музыканты очень часто выбирают блокфлейты альт за более объемный, низкий и приятный звук. Однако учиться играть все же лучше на сопрано – напряжение в руках и пальцах гораздо меньше, к тому же, сопрано компактна – её удобно везде носить с собой!
Существует 5 основных видов блокфлейт, которые отличаются размерами и тональностью:
Сопрано (тональность до) – универсальная блокфлейта. Именно такие блокфлейты наиболее распространены и больше всего подходят для обучения.
Альт (тональность фа) – также достаточно распространенный инструмент. Однако обучение все же чаще начинают с сопрано.
Тенор (тональность до) – профессиональный инструмент для взрослых музыкантов, требующий определенных навыков и растяжки пальцев.
Бас (тональность фа) – довольно редкий инструмент. Используется только профессиональными музыкантами. Требует большой растяжки пальцев.
Одиночные или сдвоенные отверстия?
Блокфлейты с одиночными или со сдвоенными отверстиями встречаются в обеих системах. Идея делать сдвоенные отверстия пришла в голову изготовителям флейт по той причине, что для взятия некоторых полутонов музыканту приходится перекрывать пальцем половину отверстия. Соответственно, для чистой игры приходится следить за тем, чтобы была перекрыта ровно половина, чуть больше или чуть меньше – и нота уже будет несколько выше или ниже необходимого тона. При игре со сдвоенными отверстиями этой проблемы нет, вы просто полностью закрываете одно из двух отверстий и получаете желаемую ноту. Это, безусловно, проще, однако у флейт с одинарными отверстиями есть немало поклонников, так как эти инструменты позволяют играть более тонко.
Для чего нужна блокфлейта?
Что можно сыграть на блок-флейте?
На блокфлейте можно сыграть всё что угодно – и классическую, и поп-музыку, а также джаз, фолк, рок, даже темы из оперных арий, балетов, мюзиклов, мелодии из мультфильмов и кино, любимые песни современных артистов.
Сколько минут в день нужно на занятия?⠀
Для того, чтобы освоить игру на блокфлейте, достаточно заниматься минимум 10 минут в день.
Как и где учиться?
Блокфлейта – простой инструмент для изучения, поэтому уже за неделю занятий вы сможете сыграть Jingle Bells или Бетховена на авторском онлайн-курсе профессионального музыканта Надежды Круль «Живая флейта». Стоимость трёхнедельного курса, состоящего из 15 занятий – 5000 ₽.
Уже более 300 человек уже научились играть на блок-флейте, попробуйте и вы!
О музыкантах оркестра. Флейта.
В связи с интересом к постам про музыкантов, хочу рассказать немного о инструментах оркестра и исполнителях.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
Начнем с группы деревянных духовых инструментов. Классический состав группы деревянных духовых, в простонародье «дерево»: флейта, гобой, кларнет, фагот.
-Хватит свистеть, начните уже играть. И губки мягче, мягче.
Это удивительно виртуозный инструмент! С легким, воздушным и как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц. По принципу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам, в которых звук возникает, когда струя воздуха рассекается о край отверстия.
Вы можете потренироваться, просто взяв в руки пустую бутылку. 🙂
Пожалуй все, кто хоть немного знаком с флейтистами и особенно с флейтистками отмечают их некую «безбашенность» и ветренность. Что, пожалуй, придает им особый шарм;-), особенно флейтисткам. А необходимость постоянно работать губами, увеличивая, либо уменьшая напор воздуха развивает гиперчуствительность губ. Поверьте на слово, целоваться с ними одно удовольствие;-))). Причина же «безбашенности» достаточно проста:
При лабиальном звукоизвлечении КПД использования воздуха очень мал, и
Из всех деревянных инструментов только флейта вызывает у многих духовиков чувство
Странно, что такие хорошие посты собирают мало плюсов. А про скрипачей/альтистов/виолончелистов будет?
Валторна. Почему-то мне нравится именно валторна. Вот возьму и подпишусь.
спасибо, у меня дочь флейтистка, дам почитать обязательно.
Ганнибал Лектер одобряет этот пост и просил плюсануть.
Ребят, гитаристу на флейсте можно научиться или нет смысла? Без понятия как у меня с дыхалкой.
Ждемс дальнейших статей)
в оркестрах, в которых я играл, использовались в основном три вида флейт:
обычная поперечная флейта
у хипстеров были ирландские флейты. при этом я за всё время не видел ни одной деревянной пикколо, но видел деревянные блок-флейты.
у симфонических оркестров особые требования к инструментам?
Уровень любви к музыке Stardew Valley — начать учиться играть на кларнете! Мини инструментальный кавер
Сколько лет музыке?
За 42 тысячи лет сменилось 2100 поколений людей. И 2100 поколений назад кто-то гениальный изобрел музыку.
А примерно так выглядели, те, кто бегал вокруг пещер, пока музыканты играли.
Специально по просьбе подписчика С:
О музыкантах оркестра. Скрипка.
А теперь о струнной группе инструментов.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.
Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Разрешите представить, его величество скрипка:
— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?
— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.
Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.
Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.
Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.
Ну и как обычно, немножко интересных фактов:
— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.
— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.
Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.
Флейта и ее разновидности
Виды флейт
Поперечную флейту располагают перпендикулярно ко рту музыканта, поскольку отверстие для вдувания воздуха или мундштук расположены сбоку, а продольную, соответственно, держат параллельно.
Чем отличается поперечная и продольная флейта
Основное отличие в способе игры – в продольную флейту воздух вдувают сзади, а в поперечную – сбоку.
Поперечные флейты чаще всего изготавливаются из металла – серебра, нейзильбера, либо никеля, а продольные флейты – из дерева, пластика, либо стекла.
Поперечные флейты имеют систему клапанов для регулировки высоты звука. Продольные флейты чаще всего имеют обычные отверстия.
По сути, продольная и поперечная флейты – разные музыкальные инструменты и обучение на каждом из них имеет свои особенности. Однако, детей чаще всего начинают обучать на продольной блокфлейте, и только потом переходят к поперечной.
Поперечная флейта – это профессиональный инструмент, более сложный в освоении, чем инструменты народной музыки.
Ещё есть так называемые этнические флейты. В музыкальной культуре почти любого народа обязательно есть инструмент, который называют флейтой. Свирель, пыжатка, вистл, окарина, бансури и многие другие инструменты, просто схожие по извлечению звука – струей воздуха.
Ещё можно выделить такие виды флейт: одноствольные, двуствольные и многоствольные.
Разновидности флейт
Сегодня флейта имеет много обликов и названий, рассмотрим наиболее популярные разновидности флейт в картинках.
Поперечные флейты
Начнем с поперечной флейты как с наиболее сложного инструмента профессиональных флейтистов. Именно она солирует на концертах и звучит в оркестре.
Исторически к поперечным флейтам относятся и многие азиатские инструменты.
Флейта Ди – китайская бамбуковая флейта
Китайская флейта Ди имеет шесть игровых отверстий и выполнена из бамбука. Закрытый конец имеет отверстие для вдувания воздуха, а следом за ним расположено отверстие прикрытое тонкой тростниковой или камышовой пленкой. Китайская поперечная флейта Ди издает очень тонкий звон благодаря вибрациям этой пленки. Бамбуковая флейта Ди является очень популярной в Китае и имеет две разновидности: цюйди и банди, отличающихся высотой строя.
Ирландская флейта
Индийский бансури
Поперечная флейта бансури применяется в классической индийской музыке. Это концертный вариант флейты из стеблей бамбука.
Оркестровая флейта
Современная поперечная флейта является распространенным инструментом в симфоническом оркестре. Несмотря на то, что по своей механике флейта относится к семейству деревянных духовых инструментов, её изготавливают из серебра, никеля, томпака, золота и даже платины. Современная флейта имеет клапанный механизм, при помощи которого музыканту проще извлекать все звуки хроматического ряда. Оркестровые флейты делят на такие разновидности как профессиональные и ученические.
Для удобства обучения, ученические модели современных флейт имеют закрытые клапаны. Такая конструкция позволяет сконцентрироваться на изучении аппликатуры. Профессиональные модели флейт оснащены открытыми клапанами, увеличивающими резонанс звучания и помогающими лучше выполнять нюансировку.
Также современные флейты отличаются типом колена – позволяющее играть с нижним звуком «до» первой октавы, либо «си» малой октавы.
Ми-механика. Этот механизм не является обязательным и присутствует не на всех современных поперечных флейтах. Он необходим для более легкого извлечения ноты «ми» третьей октавы. Этот дополнительный элемент в основном предназначен для учеников, однако многие профессиональные музыканты тоже его используют.
Различают 4 разновидности поперечных флейт для оркестра:
Большая флейта или просто флейта. Инструмент сопранового регистра, высокого, но мягкого тембра, подвижный, приятный на слух. Это основной инструмент флейтиста, именно он постоянно участвует в концертах. Остальные три вида играют вспомогательную роль в оркестровой партии.
Флейта-пикколо или малая флейта. Инструмент с очень высоким пронзительным звуком. Звучание пикколо можно охарактеризовать как чистое, громкое и яркое. Используется для усиления верхних регистров в оркестре, для изображения неких существ с тонким голосом, например – птиц. Пикколо часто используют в сочетании с другими звенящими инструментами (перкуссией, барабанами и гобоем), что придает произведению большую выразительность и изобразительность. Можно сказать, что это уменьшенная версия современной флейты, звучащая на октаву выше. Флейта-пикколо деревянный духовой музыкальный инструмент является самым высоким по звучанию среди духовых в целом. Устройство флейты аналогично современной оркестровой, за исключением её уменьшенных размеров, а также диапазона звучания – малая флейта не может воспроизводить «ре бемоль» и «до» первой октавы.
Альтовая флейта. Инструмент с несколько другой системой клапанов. Воздух расходуется интенсивнее, диапазон ниже, чем у обычной флейты. Тембр густой и насыщенный, но вот яркой динамики на «альтушке» не достигнуть – очень спокойный инструмент.
Басовая флейта требует колоссальных затрат дыхания и четких отработанных навыков исполнения. Голос у нее низкий и глубокий. Используется для изобразительных моментов в симфонических произведениях, придания глубины и насыщенности общему звучанию.
Строение флейты
Оркестровая флейта состоит из трех основных частей – головки, тела и колена.
Головка флейты еще называется мундштуком. Сбоку он оснащен отверстием, называемым дульцем, через которое музыкант вдувает в инструмент воздух. Дульце флейты снабжено специальной накладкой, именуемой губками. Это приспособление улучшает контакт губ музыканта и корпуса флейты, не давая воздуху просачиваться наружу. Кроме того, на головке расположено настроечное отверстие со специальным винтом, который крайне нежелательно трогать. Затягивая винт, можно регулировать объем воздуха, находящийся во флейте, осуществляя тонкую подстройку строя инструмента.
Тело флейты имеет сложную систему клапанов, с помощью которых музыкант закрывает и открывает отверстия на корпусе инструмента, регулируя высоту издаваемого звука. Существует линейная система клапанов, где механизм и отверстия выстроены строго в ряд, и слегка изогнутая система, более удобная для игры музыканта. На звучание система клапанов не влияет, и выбор между ними осуществляется только чисто с эстетической точки зрения.
Колено флейты также представляет собой трубку с клапанами, и от его типа зависит диапазон играемых нот. Существует два вида колена флейты: «Си» и «До». У флейт с коленом типа «До», самым нижним звуком будет «До» первой октавы. Флейты с коленом «Си» имеют колено, снабженное специальным дополнительным клапаном – рычажком «гизмо», который позволяет использовать аппликатуру до четвертой октавы.
Продольные флейты
В основном, к продольным флейтам относят народные инструменты, самые древние флейты и свистки. Кроме того, к продольным флейтам относят блокфлейты. Такие инструменты имеют специальную вставку – блок в мундштуке, для того чтобы воздух, вдуваемый музыкантом, проходил к свистку с большим давлением. К блокфлейтам относят свирель, сопилку, вистл, а также рекордер – английское название блокфлейты, произошедшее от слова «record», в значении «заучивать наизусть».
Блокфлейта
Блокфлейты очень популярны, именно на этом инструменте начинают свое обучение дети в музыкальных школах. Изготавливают блокфлейты из пластика, дерева и даже металла. Подробнее о разновидностях блокфлейт.
Свирель
Музыкальный инструмент свирель является древнерусским, но дошедшим до наших дней. Сведения о свирели находят в старинных летописях. Это свистковое устройство представляет собой деревянную дудочку со свистком для вдувания воздуха на одном конце и игровыми отверстиями на другом. Иногда свирель изготавливалась двойной – разной длины дудочки соединялись вместе, чтобы музыкант мог исполнять двухголосные мелодии. Изготавливают свирель из клена, ясеня, ивы, крушины. Звуки её чарующие и мелодичные.
Калюка
В русской народной культуре известна продольная флейта Калюка (также её называют травяной флейтой, колюкой и выгонкой). Изготавливалась она из колючего кустарника татарника или дудника. Примитивная и простая, калюка представляет собою полую трубку. Обертоновая флейта калюка издает свистящие звуки, напоминающие порывистый ветер. В Латинской Америке подобный инструмент называется Кена.
Окарина
Окарина – сосудообразная флейта. Это название применимо к целому семейству инструментов. Существует несколько разновидностей флейты окарина. Классический вариант инструмента был изобретен в Италии Джузеппе Донати в форме гусенка с отверстием для вдувания воздуха с узкой стороны и отверстием по-середине на широкой стороне для выхода звука. Русский вариант – свистулька, имеет такую же форму и принцип работы, и сегодня популярна в качестве сувенира. Подобные инструменты распространены по всему миру, имеют различные формы и разное количество отверстий для закрывания пальцами. Звук окарины мелодичный, льющийся, зависит от размеров отверстий, а изготавливают её обычно из глины и керамики.
Армянский дудук
Вистл
Индийский бансури
Индийский вариант продольной флейты именуется бансури и используется в народной музыке. Тогда как поперечный вариант с таким же названием предназначен для концертной деятельности исполнителей традиционной индийской музыки. Индийский бансури – это инструмент пастухов, изготавливают его из бамбука особым образом. От длины и толщины бансури зависит и её настрой — чем она длиннее, тем более низкие звуки можно из неё извлечь. Как и все флейты, бансури мелодичный и звонкий.
Китайская флейта Сяо
В Китае существовала продольная бамбуковая флейта Сяо, имеющая теплое, глуховатое звучание. Как и бансури, это довольно крупный инструмент.
Сиринга
В древней Греции существовала продольная флейта Сиринга. Это звукоподражательное название сравнивало звучание флейты с пением птиц.
Двойные флейты
Как можно догадаться из названия, эти флейты состоят из сдвоенного корпуса. Двойные флейты могут воспроизводить звуки как по отдельности каждым корпусом, так и аккордами.
Двойные флейты распространены по всему миру. Они известны на Украине, у хорватов, поляков, словаков и так далее. Существуют аккордовые флейты – разновидность двойной блокфлейты. На таком инструменте возможно играть аккордами.
Двойной рекордер – двойная блокфлейта, появившаяся в средневековой Европе. Имела по четыре отверстия на каждом корпусе.
Примерами двойных флейт служат: свирель, индийская алгоза − сдвоенная флейта, позволяет исполнять одновременно мелодичную мелодию на одной дудочке и нижний аккомпанирующий тон (бурдон) на второй.
Многоствольные флейты
Многоствольные флейты являются целым классом деревянных духовых инструментов. Самая известная многоствольная флейта называется флейтой Пана, также называемая панфлейтой. Её название связано с легендой, в которой говорится о причастности античного бога Пана к созданию этого инструмента. Познакомиться с её историей можно тут.
Многоствольная флейта представляет собой связанные друг с другом трубки разного диаметра. Вдувая воздух под углом к этим трубкам музыкант может извлекать звуки различной высоты.
Также к многоствольным флейтам относят китайский инструмент Пайсяо, молдавская и румынская флейта Най, испанская Сампонья, а также западно-грузинская Ларчеми.