с каким именем связано направление школа научного управления
Школа научного управления
Школа научного управления хронологически является самой первой школой менеджмента. Ее создатель, Ф. Тейлор, считал, что аналитический подход к трудовой деятельности помогает увеличить ее эффективность.
Сущность школы научного управления заключается в рациональной организации труда, анализе операций ручного труда и их дальнейшем совершенствовании. Сторонники данной школы первыми заговорили о том, что менеджмент – это наука, которая строится по определенным законам и правилам.
Особенности школы научного управления
Для этого направления менеджмента можно выделить несколько особенностей. Например:
Представители научной школы управления
Представителями научной школы управления являются:
Основные научные школы управления
Подходы к научному менеджменту несколько отличаются у различных ученых, хотя, безусловно, имеют общие черты. Поэтому с именами представителей связаны соответствующие концепции внутри школы научного управления.
Ф. Тейлор работал над стандартизацией ручных операций, а также заложил основы нормирования труда. Кроме того, он выступал за сдельную заработную плату («сколько сделал, столько и получил»), так как такое поощрение больше стимулирует работников.
Ф. и Л. Гилберты исследовали, как увеличить эффективность труда, уменьшив усилия. Им принадлежит термин «управление кадрами», что подразумевает научно обоснованные подбор, обучение и расстановку работников.
В отличие от Ф. Тейлора, Г. Гантт выступал за фиксированную оплату труда, но за перевыполнение нормы работнику полагалась премия. Он писал и о важности человеческого фактора, поэтому большое внимание уделял теории лидерства.
Положения школы научного управления
В теории школы научного управления существуют четыре основных положения, разработанных еще Ф.Тэйлором:
Про школу научного управления кратко
Если кратко, то основополагающей идеей школы научного управления в классическом понимании является то, что трудовая деятельность должна изучаться при помощи объективных научных методов.
Согласно принципам Ф. Тейлора, организация должна строиться на жесткой иерархии, разграничении управленческих и исполнительских функций, введении рациональной организации труда, отборе и обучении кадров по научным критериям.
C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект
Менеджмент. Ответы на экзаменационные вопросы
Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы менеджмента». В книге раскрыты теоретические основы менеджмента, его школы, функции, цели, принципы, а также методология формирования всей системы управления. Предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8. Школа научного менеджмента
Школа научного управления — одно из первых основных направлений изучения менеджмента. Главное направление исследований этой школы состояло в поиске наилучших способов выполнения работы с учетом основных производственных факторов: техники и работника. Производился отбор более эффективных методов деятельности в целях рационального взаимодействия этих факторов.
Основными яркими деятелями этой школы являются Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Г. Форд. Каждый из них внес свой значительный вклад в развитие науки управления.
Основоположником школы научного направления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915). Он не был ни ученым, ни профессором школы бизнеса, а был простым рабочим и дослужился до менеджера. На основе его взглядов родилось целое течение, которое называется «тейлоризм».
Основными принципами данного течения являются:
1) научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональный отбор и профессиональное обучение;
3) сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ (нормирование и оплата труда);
4) равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Тейлор считал, что управление — это тактика. Преподавание науки управления он видел на базе промышленного инжиниринга. Мысль о том, что менеджеры должны принимать решения, а рабочие — выполнять их, была всеобщей в то время. Другой видный деятель этой школы и великий менеджер того времени Генри Форд частично соглашался с Тейлором, но в свою очередь выдвинул ряд свойственных только ему идей.
Основные направления Генри Форда:
1) высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 ч, но не более;
2) обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.
Каждый представитель данной школы внес свой вклад в ее развитие. На основе этого сложились общие принципы, характеризующие всю школу:
1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и их обучения;
3) обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс;
6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки и формирования функций менеджмента.
Основной заслугой данной школы является доказательство того, что управление — это самостоятельная специальность и организация в целом выиграет, если планировать и управлять проведением работ будут не те рабочие, которые их выполняют, а те, которые умеют управлять профессионально.
Школа научного управления
Школа научного управления (1885-1920) окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Основные принципы школы научного управления:
Основателями школы научного управления являются:
Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:
Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:
Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.
Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.
Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.
Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.
Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.
Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.
Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.
Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.
Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.
Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.
Принципы школы научного управления
Основатель школы научного управления Тейлор, используя наблюдения, замеры и анализ, усовершенствовал многие операции ручного труда рабочих и на этой основе добился повышения производительности и эффективности их труда. Результаты его исследований служили основанием для пересмотра норм выработки и оплаты труда рабочих.
Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет повышения производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Эмерсон, который исследовал штабной принцип в управлении и рационализацию производства. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.
Из проведенных исследований и экспериментов авторы данной школы вывели ряд общих принципов, методов и форм организации производства и стимулирования труда работников. Основные принципы школы научного управления:
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:
Недостатки школы
К недостаткам данной теории можно отнести следующее:
Учение базировалось на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности;
В работнике Тейлор и его последователи видели только исполнителя простых операций и средство достижения цели;
Не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;
В учении рассматривались и учитывались только материальные потребности рабочих;
Тейлор склонен был относиться к рабочим как к необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.
Основатель этой школы Тейлор многие годы посвятил увеличению производительности труда рабочих. По сути, он пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? Совокупность принципов и положений данной школы впоследствии получили название «тейлоризм».
Вместе с тем данная теория стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, рекомендуемые школой, могут быть эффективно использованы для достижения целей организации.
Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 1920-е гг. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная организация труда (НОТ), теория организации производства и др.
Основные направления деятельности «Школы научного управления»
Основы менеджмента
Содержание
1. Основные направления деятельности «Школы научного управления». 1
2. Основные направления деятельности «Классической (административной) школы». 2
3. Основные направления деятельности «Школы человеческих отношений». 3
4. Основные направления деятельности «Математической школы управления». 5
5. Определение менеджмента. Задачи менеджмента. 6
6. Определение менеджера. Роль менеджера в организации. 7
7. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.. 8
8. Основные управленческие коммуникации. 9
9. Функции самоменеджмента. 10
10. Модель коммуникационного процесса в организации. 12
Основные направления деятельности «Школы научного управления»
Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — североамериканского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом».
Среди последователей Тейлора можно назвать Генри Ганта, а также супругов Фрэнка и Лилиан Джилбертов. Так же, как и Тейлор, они стремились к усовершенствованию трудового движения. Школа научного менеджмента исходила из предположения, что оптимальная организация производства может быть создана на основе исполнительных знаний о том, как действуют люди. Сторонники данного направления полагали, что при помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет максимально эффективным. Кроме того, со школой научного менеджмента связано также представление о том, что управление — это особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы.
Основные положения системы Тейлора позволили сформулировать ряд общих принципов организации труда. Они включают в себя: (1) изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий; (2) отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника; (3) определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников. Можно видеть, что вся система Тейлора направлена на повышение эффективности производства.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение.
Основные направления деятельности «Классической (административной) школы»
● единство распоряжения (единоначалие);
● исключение (только важные и неповторяющиеся решения должны оставаться в компетенции руководителя);
● рационализация сферы контроля (строго определенное число подчиненных у одного руководителя);
● организационная специализация (четкое разделение функций управления в организации) и др.
Представителями классической школы научного управления организация рассматривалась как иерархия должностей и подразделений, каждому из которых соответствуют строго определенные права, обязанности, полномочия в соответствии со статусом органа, должности, а не конкретного лица, которое эту должность занимает.
Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, «администрирования» (отсюда и название «административная школа»). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.
Файоль выделял 14 основных принципов управления:
1) разделение труда;
4) единство распорядительства;
5) единство руководства;
6) подчинение частных интересов общему;
12) постоянство состава персонала;
14) единение персонала
Функции самоменеджмента
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются определенной последовательности.
Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.
Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций:
Анализ и формирование личных целей.
Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
3. Принятие решений.
Принятие решений по предстоящим делам.
4. Реализация и организация.
Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей). Во внутреннем круге расположена дополняющая) функция.
6. Информация и коммуникации.
Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникаций как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.
Самоменеджмент — Круг правил.
Основы менеджмента
Содержание
1. Основные направления деятельности «Школы научного управления». 1
2. Основные направления деятельности «Классической (административной) школы». 2
3. Основные направления деятельности «Школы человеческих отношений». 3
4. Основные направления деятельности «Математической школы управления». 5
5. Определение менеджмента. Задачи менеджмента. 6
6. Определение менеджера. Роль менеджера в организации. 7
7. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.. 8
8. Основные управленческие коммуникации. 9
9. Функции самоменеджмента. 10
10. Модель коммуникационного процесса в организации. 12
Основные направления деятельности «Школы научного управления»
Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — североамериканского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом».
Среди последователей Тейлора можно назвать Генри Ганта, а также супругов Фрэнка и Лилиан Джилбертов. Так же, как и Тейлор, они стремились к усовершенствованию трудового движения. Школа научного менеджмента исходила из предположения, что оптимальная организация производства может быть создана на основе исполнительных знаний о том, как действуют люди. Сторонники данного направления полагали, что при помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет максимально эффективным. Кроме того, со школой научного менеджмента связано также представление о том, что управление — это особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы.
Основные положения системы Тейлора позволили сформулировать ряд общих принципов организации труда. Они включают в себя: (1) изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий; (2) отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника; (3) определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников. Можно видеть, что вся система Тейлора направлена на повышение эффективности производства.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение.
Школа научного управления и особенности применения ее разработок в современной практике управления
Предмет: Менеджмент
Тип работы: Курсовая работа
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Дополнительные готовые курсовые на темы:
Введение
Представления о роли и месте менеджмента в организации, содержании управленческой деятельности, методах и принципах ее осуществления всегда существенно менялись с того времени, когда менеджмент стал рассматриваться как особый вид деятельности в организации. Взгляды на менеджмент эволюционировали с развитием общественных отношений, изменениями в экономике, совершенствованием технологии производства и появлением новых средств коммуникации и обработки информации.
По мере изменения методов управления менялась и доктрина управления. Однако управленческое мышление не играет роль пассивного последователя управленческой практики. Более того, новые идеи в области менеджмента, выдвинутые и сформулированные лидерами управленческой мысли, а также новые подходы к реализации менеджмента обозначили те рубежи, за которыми началась широкая трансформация практики управления.
Развитие проблем научного менеджмента, развернувшееся в начале ХХ века и сосредоточенное на деятельности и специализации менеджера, столкнулось с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом.
Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов разработки всей совокупности целей управления, разработка планов, создание экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и освоение этих законов является необходимым условием для совершенствования управления государственным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.
Актуальность темы обусловлена тем, что выбор эффективной модели управления можно сделать более точно, зная этапы и принципы развития управленческой мысли.
Объект и предмет исследования: объектом исследования является школа научного менеджмента, предметом — применение принципов школы научного менеджмента в современных условиях.
Цель: изучение менеджмента в современных условиях на основе принципов школы научного управления.
Цель: принимать во внимание
Методы достижения целей и задач: Методологической основой исследования стал диалектический метод познания и системный подход. Использовались общенаучные методы и исследования: Анализ, синтез, методы группировки и сравнения.
История, сущность и содержание принципов управления
Исторический путь эволюции менеджмента насчитывает более ста лет. Сущность управления заключается в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой — социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, и совместная работа людей, и управление являются необходимым элементом, функцией этой совместной работы, существования и развития общества.
Возникновение менеджмента связано с необходимостью достижения целей, которые не могут быть достигнуты в одиночку. Они предложили разделить людей на две группы: тех, кто выполняет трудовую деятельность, и тех, кто ею управляет. Между этими двумя группами начали формироваться определенные отношения — отношения управления.
Основными компонентами любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. И ключевую роль в поддержании этого баланса играет менеджмент.
Система управления опирается на продуманные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы менеджмента и можно ли обойтись без них в современном производстве? Принципы управления — это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; основные требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Принципы управления можно представить как основные идеи и правила поведения менеджера при реализации управленческих функций.
В прошлом люди успешно осуществляли свою экономическую деятельность, не зная никаких принципов. Следует отметить, что люди всегда руководствовались определенными принципами в своих действиях.
В относительно недавнем прошлом, в связи с развитием специализации и кооперации труда, а также научно-технического прогресса, не существовало сложной системы экономических отношений. В современных условиях невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом без опоры на тщательно обоснованные и проверенные на практике принципы управления.
Основополагающие принципы определяют философию и стратегию управления предприятием и его связями. В некотором смысле они должны служить рекламой для компании. На основе разработанных принципов корректируются цели компании, уточняются приоритеты, формулируется ее политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятия осуществляется с помощью соответствующих методов работы, инструкций, положений и стандартов.
Общественно-производственные отношения определяют роль и место каждого работника в процессе производства, обмена, распределения и потребления. Конечный результат — итог большой командной работы — зависит от качества и эффективности каждого отдельного человека.
Принципы управления являются одними из самых важных категорий менеджмента.
В литературе нет единого подхода к классификации принципов менеджмента, нет единого мнения о содержании основных принципов менеджмента.
Принципы управления очень разнообразны. Они должны отвечать как частичным, так и общим целям повышения эффективности производства, социального и экономического развития. Принципы управления служат не только для построения спекулятивных систем. Они достаточно жестко определяют характер отношений в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.
Принципы управления на основе школы научного управления
Эпоха технической революции позволила создать новые силовые машины, оптические и измерительные приборы, принципы организации массового производства, автоматы и программирование. Однако регулярность, эффективность и порядок монастырского труда сменились в XIX веке разделением труда на отдельные примитивные операции. В то же время, в начале 20 века возникли определенные условия для формирования научного менеджмента.
Основателем и главным разработчиком идей научного менеджмента является Фредерик Уинслоу Тейлор. Его книга «Принципы научного управления» была опубликована в 1911 году. Цель системы Тейлора — обеспечить максимальную прибыль владельцу бизнеса, заставляя работника трудиться с максимальной отдачей.
В отличие от многих специалистов, создающих теории управления, Тейлор не был ни ученым-исследователем, ни профессором бизнес-школы. Он был практиком: сначала рабочим, потом менеджером. Начав с рабочего, он прошел несколько уровней иерархии, поднявшись до должности главного инженера в сталелитейной компании».
«Учение Тейлора основано на механистическом понимании человека, его места в организации и характера его деятельности. Тейлор поставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на основе научной организации трудовой деятельности рабочего. Отправной точкой рационализации труда в случае Тейлора стало исследование задачи, которое должно было предоставить информацию для построения рационального набора операций для решения этой задачи. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто работать. Поэтому он считал, что рационализация, ведущая к повышению прибыли, будет принята рабочим только в том случае, если его доход также увеличится».
Тейлор был промышленным инженером, поэтому для него было естественным рассматривать управление как машину. Следует отметить, что такой подход был универсальным в то время. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие — работать. Это привело к появлению большого количества функциональных менеджеров и глубокой специализации на основе операционного разделения труда.
Основные принципы научного менеджмента Тейлора заключаются в следующем.
Основными моментами системы Тейлора являются:
Формирование современной модели управления
Изменения в обществе, в экономике и во всем нашем образе жизни трудны, потому что они требуют от нас изменения самих себя. Чтобы ответить на этот беспрецедентный вызов в жизни сегодняшних поколений, мы должны, помимо прочего, овладеть новыми знаниями и научиться применять их на практике. Важной частью этих знаний, как показывает мировой опыт, является понимание науки и искусства управления.
В поворотные моменты истории, когда происходит пересмотр устаревших взглядов, всегда появляется множество новых идей, моделей и концепций, большинство из которых расплывчаты, неопределенны и не обоснованы наукой и практикой. Некоторые шутники называют такое состояние общественного мышления «корпоративным маразмом», но очевидно, что пройти этап поиска необходимо — только так может родиться модель системы управления на ее новом историческом этапе.
Сейчас решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества, и специалисты разных отраслей науки внимательно изучают опыт управления в различных цивилизованных передовых государствах. Несомненно, будет использован опыт многих стран и создана своя система управления характеристиками. Однако необходимо решить, какая система управления обществом и производством больше подходит для определенных условий. Концепция индивидуализма основана на предположении, что человек в своих действиях ориентируется прежде всего на собственные интересы и достигает целей в конкуренции с другими личностями. Некоторые менеджеры ориентированы на индивидуальные ценности, и идеальный тип такого менеджера — лидер, сильная личность, замыкающая весь процесс управления на себя. Другие ориентированы на группу, каждый член команды, включая лидера, не мыслит себя вне общих задач. Эффективность такого руководителя заключается в том, чтобы обеспечить успешную деятельность своей команды, использовать такие методы воздействия, которые бы обеспечили добровольную и максимальную реализацию творческого потенциала каждого индивида.
Если мы сравним приведенные выше данные, то увидим, что между этими системами существует значительная разница. Большинство элементов второй системы менеджмента разумны, логически обоснованы и могут быть применены в практике управления после определенных модификаций.
Многие компании уже внедряют различные формы и методы управления человеческими ресурсами: обеспечение долгосрочной занятости сотрудников, внедрение системы непрерывного повышения квалификации и ротации, применение методов коллективного принятия решений и контроля за их исполнением, повышение внимания к «человеческому фактору» путем развития неформальных отношений между руководителями и подчиненными, «кружки качества» и т. д. Перспектива повышения качества продукции и производительности труда при одновременном развитии лояльности и преданности корпоративным целям объясняет настойчивость в принятии японских методов управления, тем более что современная западная школа менеджмента пока не может предложить равноценную альтернативу совершенствованию традиционных методов крупномасштабного управления.
В настоящее время буквально на наших глазах формируется новая модель управления, успех или неудача которой повлияет на уровень жизни населения. Формируются новые концепции и новое понимание ролей тех, кто участвует в управлении. Формируется образ современного предпринимателя, который владеет собственностью, использует наемный труд и часто берет на себя функции стратегического управления для максимизации прибыли. Статус предпринимателя предполагает не только экономическую свободу и творческую самостоятельность в принятии управленческих решений, но и высокий уровень юридической, материальной и моральной ответственности за результаты своей деятельности.
Реализация принципов управления в современном менеджменте
В упрощенном понимании, менеджмент — это способность достигать поставленных целей, использовать рабочую силу, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «руководство» — это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях. Менеджмент также является областью человеческого знания, которая помогает реализовать эту функцию. Ведь менеджмент как коллектив менеджеров — это определенная категория людей, социальный класс тех, кто выполняет работу по управлению. Важность управления была четко осознана, особенно в тридцатые годы. Уже тогда было ясно, что эта деятельность стала профессией, область знаний — самостоятельной дисциплиной, а социальный класс — весьма влиятельной общественной силой»[21, p29].
В современных условиях многие организации так или иначе следуют принципам управления, основанным на школе научного менеджмента.
Авторы работ по научному управлению признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально подходят для работы, которую они выполняют, они подчеркивали важность обучения.
В каждой организации, в каждой компании большое внимание уделяется подбору персонала. В настоящее время при приеме на работу практически на любую должность работодатель старается узнать как можно больше о своем возможном сотруднике. Изучение человека является задачей индустриальной психологии. Это предполагает выбор наиболее подходящей для человека работы, который осуществляется двумя способами.
Отбор человека на работу включает, но не ограничивается: Способности (научное определение пригодности человека к определенной работе, от которой он получает наибольшее удовлетворение); личный отбор (использование таких средств, как анкеты, интервью, тесты для определения лучшего из многих кандидатов); и обучение.
Выбор работы для человека. Сюда входят:
Все это позволяет работодателю заранее знать, как работник будет выполнять свои профессиональные обязанности. Поскольку часто приходится работать с уже сформировавшейся командой, психоэмоциональный фактор играет очень важную роль. Достаточно гибкий человек может легко «вписаться» в коллектив, что наилучшим образом сказывается на работе всей команды. Напротив, более эмоциональный, ригидный человек может «тормозить» все усилия команды из-за конфликтов различного характера. [23, с.333] Негативное отношение в команде обрекает команду на неудачу. С другой стороны, слишком однородная группа, где все дуют в один рог, также непродуктивна. Поэтому нужно постараться создать команду, в которой все сотрудники могут встречаться и делиться идеями о том, как двигаться дальше.
Отношение сотрудников к своей работе, компании или руководству может повлиять на их отношения с руководством. Отношение сотрудников может дать много информации о том, как они ведут себя в определенных ситуациях. Например, руководство компании может предложить сотрудникам новый проект. Однако она может быть воспринята без энтузиазма. Сотрудники могут подозревать, что у руководства есть какие-то скрытые мотивы, потому что они не доверяют руководству. Аналогичным образом, многие руководители не хотят рассматривать предложения сотрудников, потому что считают их ленивыми.
Это важный инструмент управления, поскольку, не зная точно, что мотивирует сотрудников, как они относятся к работе, руководству компании, условиям труда и заработной плате, менеджеры не могут определять политику компании. Эти знания также важны для понимания своих сотрудников.
Заключение
Чтобы эффективно использовать принципы управления, необходимо раскрыть и всесторонне изучить объективные законы и закономерности управления. В свою очередь, поскольку в основе законов и закономерностей управления лежат законы развития природы, общества и мышления, необходимо формирование совершенной системы научных знаний каждого руководителя, широчайшей культурной и профессиональной перспективы.
Принципы управления, имея объективный характер, должны иметь юридическое оформление, воплощенное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и так далее. Однако характер и формы закрепления принципов управления должны быть достаточно гибкими, чтобы избежать чрезмерной жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, содержания самих принципов управления.
Как уже говорилось, менеджмент использует данные и выводы многих наук, поскольку управлять сложной современной экономикой «наугад» практически невозможно. В то же время ситуация может меняться настолько быстро и непредсказуемо, что нет времени на поиск научно обоснованного решения, и тогда приходится использовать нетрадиционные подходы. Это требует от руководителя, помимо глубоких знаний, большого опыта и владения искусством межличностного общения, умения находить выход из безвыходных ситуаций.
Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть направленным на решение определенных проблем организации в данный момент. Любой процесс управления должен быть основан на принципе последовательности. В некоторых случаях последовательность управленческих действий может носить циклический характер, то есть повторяться в той же форме через определенные промежутки времени. Соответственно, непрерывность реализации бизнес-процессов в организации требует непрерывности их управления, контроля и координации деятельности сотрудников. Последнее требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоменеджмента отдельных элементов организации. Поскольку саморегуляция осуществляется людьми, она невозможна без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, а также законов межличностных отношений и группового поведения.
Для того чтобы процесс управления проходил гладко, необходимо соблюдать такой важный принцип, как обеспечение единства прав и обязанностей у каждого из его членов. На практике превышение прав над обязанностями приводит к управленческому произволу и, наоборот, парализует деловые операции и инициативу сотрудников. Здесь важно рассматривать конкурентоспособность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, которая поддерживается различными мотиваторами, такими как финансовые стимулы, возможность продвижения по службе, самореализация, приобретение новых знаний и навыков.
Для любого сотрудника нет препятствий в развитии карьеры, ему просто нужно быть хорошим руководителем или специалистом, тогда он сможет достичь любой руководящей должности. Крайне важно проникнуться духом компании, понять цели компании, ее стратегию и идеологию. Вы должны уметь работать в команде, брать на себя ответственность и позитивно обсуждать все — свои рабочие планы, планы своего отдела и всей компании, проблемы своего подразделения, критику.
Необходимо проявить инициативу, преодолеть медлительность и неповоротливость крупных корпораций в принятии решений и взять на себя ответственность. Бонусы и карьерные перспективы для сотрудников должны использоваться как можно чаще. Это лучший способ заинтересовать сотрудников и особенно руководителей.
Список литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института