с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия

Образование государства в Древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Органы управления при организации государства в Древнем Риме:

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы:

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

Источник

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь — рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда «период царей»), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью «замкнуть» общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем. Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден — она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н. э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1–3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4–5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н. э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н. э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451–450 гг. до н. э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах — само слово «плебей», судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н. э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н. э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н. э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364–337 гг. до н. э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н. э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н. э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

Читайте также

11.5. Берестяные грамоты в «Древнем Риме»

11.5. Берестяные грамоты в «Древнем Риме» После всего сказанного совсем другое звучание приобретает тот факт, что БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В ЯКОБЫ ДРЕВНЕМ РИМЕ. Как мы теперь начинаем понимать, «античные» римские берестяные грамоты также писались отнюдь не в

В Древнем Риме

В Древнем Риме Вопрос 7.1Fides, pietas и virtus римляне считали тремя благородными устоями, тремя добродетелями, которые должны были быть присущи доброму римлянину старого закала.Помогите мне, пожалуйста, перевести эти слова на русский язык.Вопрос 7.2С чего начинались выборы

В Древнем Риме

В Древнем Риме Ответ 7.1Соответственно «верность», «благочестие» и «мужество».Ответ 7.2Приносили жертвы и молились богам.Ответ 7.3Молодые римляне, начиная свою политическую карьеру, выступали в судах с обвинительными речами.Ответ 7.4Надо было стать полководцем, одержать

1.4. Истинные масштабы рабства в Древнем Риме

1.4. Истинные масштабы рабства в Древнем Риме С легкой руки классиков марксизма у нас Древний Рим ассоциируется исключительно с рабовладением. В сознании среднестатистического россиянина Древний Рим — общество, в котором есть лишь рабовладельцы и рабы. По многочисленным

1.7. Долговое рабство в Древнем Риме

1.7. Долговое рабство в Древнем Риме Одно из наиболее ужасных и отвратительных последствий ростовщичества — долговое рабство, т.е. превращение должника в раба заимодавца. В истории древнего мира это был второй по значимости источник рабов после военных захватов

Глава 12 МЕЧ В ДРЕВНЕМ РИМЕ; ЛЕГИОН И ГЛАДИАТОРЫ

Глава 12 МЕЧ В ДРЕВНЕМ РИМЕ; ЛЕГИОН И ГЛАДИАТОРЫ Та роль, которую сыграл в истории языческий Рим, имела два аспекта: это была роль завоевателя и роль правителя. Подчиняясь естественному для человека захватническому инстинкту, Рим вынужден был совершенствовать инструмент,

Глава II Война и религия в Древнем Риме

Глава II Война и религия в Древнем Риме Тот, кто внимательно прочитал предыдущую главу, очевидно, понял, что отношение римлян к войне изначально определяли два главных обстоятельства. Это, во-первых, крестьянская тяга к земле, а во-вторых, стремление аристократии к славе.

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ А Август (лат. Augustus — «возвеличенный богом», 23.09.63 г. до н. э. в Риме — 19.08.14 г. до н. э. в Ноле) — сын дочери сестры Цезаря, Юлии; внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании, с 27 г. до н. э. — император. Сопровождал Цезаря во время

§ 19. Развитие частного права в Древнем Риме

§ 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщественный характер

• 4. Возникновение в Древнем Египте царства земледельцев – первого государства на Земле, зародыша будущей Империи

• 4. Возникновение в Древнем Египте царства земледельцев – первого государства на Земле, зародыша будущей Империи По-видимому, развитие земледелия привело к возникновению в Египте первого на Земле ГОСУДАРСТВА.Поясним нашу мысль.В отличие от охоты, скотоводства и

§ 5. Возникновение государства в Древнем Египте

§ 5. Возникновение государства в Древнем Египте Страна среди песковДревний Египет Найдите на карте долину и дельту Нила, Верхний и Нижний Египет. В какое море впадает Нил? На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди ее песков течет

Источник

Рим рексов

Римская традиция называла семь первых римских царей — рексов. Это Ромул (753-716 до н. э.), Нума Помпилий (715-674 до н. э.), Тулл Гостий (673-642 до н. э.), Анк Марций (642-617 до н. э.), Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний (616-579 до н. э.), Сервий Туллий (578-535 до н. э.), Луций Тарквиний Гордый (534-509 до н. э.).

Годы правления у разных авторов могут различаться, но традиция всегда называет семь царей в одном и том же порядке и с одними и теми же именами.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Первых царей римляне обожествили. Их золотые статуи стояли на форуме. Они охранялись даже в эпоху торжества христианства и были переплавлены только в 410 году — чтобы этим золотом откупиться от готского вождя Алариха.

Независимо от того, какими были эти первые цари, легенды о них отражают не реальность, а то, какими хотели бы их видеть римляне более поздних времен.

По легенде, сабина Нуму Помпилия сенат избрал в цари за справедливость, разумность и набожность. Нума Помпилий был уже немолод. Он согласился быть царем при одном условии: при нем римляне никогда не будут воевать.

В Риме он сначала построил себе дом на Квиринале, а затем новый дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Это был очень мудрый старик, которого боги удостоили личной дружбы. Пастухи видели, как Нума Помпилий прогуливался в роще вместе с Юпитером и о чем-то дружески беседовал с этим верховным богом. Подкравшись, пастухи наблюдали за интимными подробностями свидания Нумы Помпилия с нимфой Эгерией.

Нума ввел 12-месячный календарь вместо старого 10-месячного, создал жреческие коллегии и установил их правила, а на форуме построил храм Януса.

После смерти Нумы римляне избрали своим царем человека по имени Туллий Гостилий — внука Гостия Гостилия, храбрейшего из римских воинов, погибшего в битвах с сабинянами. Он был полной противоположностью Нуме, и все время своего царствования воевал с сабинами, этрусскими городами Вейями и Фиденами, с Альба-Лонгой.

Когда пастухи из Рима поссорились с пастухами из Альба-Лонги и угнали друг у друга скот, Тулл Гостилий тут же выступил в поход на Альба-Лонгу. Но жителям этих родственных городов трудно было начать сражение. В конце концов, решили свести войну к поединку: выставить от каждого войска по три бойца. Чьи бойцы победят в схватке — того и победа.

Альбанцы выставили трех братьев — Куриациев, римляне — трех братьев Горациев. Еще недавно сестра Горациев должна была выйти замуж за одного из Куриациев. Уже шли приготовления к свадьбе.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

В назначенный день воины расселись на земле, а шестеро воинов сошлись в схватке. Подробности битвы авторы описывают очень по-разному. Но все говорят — сначала Куриации убили двоих Горациев.

Гораций еще не остыл от боя, он был оскорблен, что сестра плачет о враге, а не о братьях. Он ударил в грудь сестру мечом, на котором еще не высохла кровь Куриациев, сказав не менее назидательные слова: «Так отправляйся к своему жениху! Ты забыла о братьях, о мертвых и о живом, забыла об Отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, которая станет оплакивать неприятеля!»

Впрочем, с жителями поверженной Альба-Лонги поступили по-братски: их переселили в Рим, дав все права гражданства, а знать зачислили в сенат. По легенде, бесконечные войны вызвали неудачи и беды.

Римляне сочли, что надо избрать на престол более миролюбивого царя. Им стал Анк Марций, внук Нумы Помпилия. Он тоже был сабином и старался во всем подражать кроткому и набожному дедушке. Он ни разу не вел ни одной войны, но границы Римского государства при нем расширились до Тирренского моря и этрусского берега Тибра. Связи с этрусками стали еще прочнее.

Наверное, поэтому следующим царем и стал этруск из города Тарквинии, которого изначально звали Лукумон. Его отец Демарат был греком из города Коринфа. Лукумон был женат на этрусской женщине Танаквили, которую легенда называет дамой очень умной и мудрой. Танаквиль посоветовала мужу переехать в Рим — ведь он не чистокровный этруск, путь к высшим должностям для него в племенном обществе закрыт.

Легенда рассказывает, что по пути в Рим Лукумону было знамение. Путь в Рим лежал через холм Яникул на западном берегу Тибра. Названный в честь бога Януса, при Анке Марции холм обнесли стеной и сделали римской крепостью на территории Этрурии. Яникул соединялся с Римом свайным мостом.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Когда Лукумон подъезжал к Яникулу, орел спустился к нему, снял с будущего царя шлем и опять возложил на его голову.

В Риме Лукумон принял римское имя Луций Тарквиний. Он был очень богат, очень умен и очень мудр, его почитал народ. Рекс Анк Марций приблизил к себе Тарквиния и сделал его начальником конницы.

После его смерти Луций Тарквиний убедил форум, народное собрание, в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей Анка Марция должен стать царем Рима.

Сделавшись царем, Луций Тарквиний воевал с латинами, этрусками и сабинянами.

Он взял города Апиолы, Фирулею, Камерию, Номентум.

Город Корникул за упорное сопротивление после взятия был разрушен до основания. А латинские города, сдавшиеся без боя, делались римскими союзниками без уменьшения прежних прав жителей.

Луций Тарквиний окончательно подчинил Этрурию и сабинян. При нем Рим стал фактическим главой Латинского союза.

Луций Тарквиний увеличил сенат до 200 человек, вводя в него даже мудрых бедняков. Он отвел новое место под Римский форум, построил храм Юпитера Капитолийского, здание Большого цирка. При нем же начали строить Большую клоаку — систему каналов для осушения болот. Позже клоака переросла в первую городскую канализацию.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Луций Тарквиний ввел в Риме многие этрусские обычаи — в том числе обычай триумфа. Первый раз триумф отпраздновали после побед над этрусками. Но торжественное шествие, в котором всем показывали захваченную добычу и пленных, немного усовершенствовали. Шествие проходило через арку. Этот проход символизировал, что войско вступило в пределы Рима и принесло в родной город добычу. Из внешнего мира оно вступило на родину. Пройдя арку, войско должно было разоружиться и не идти по родной земле в воинском строю.

Если верить легенде, выросшие сыновья Анка Марция сердились на любимца покойного отца: он отобрал у них власть. Созрел заговор. Чтобы выманить царя из дворца, сыновья Анка Марция устроили ссору между собой.

Царь вышел к ним, чтобы остановить драку, и оказался рядом с вооруженными палками людьми. Его убили ударом дубинки. Но народ и сенат не захотели отдать власть убийцам, весь род Анка Марция изгнали из города.

В курульное кресло сел другой человек — Сервий Туллий.

Легенды называют его уроженцем латинского города Корникула. Его мать Окрисия вместе с малышом попала к римлянам в плен и стала там приближенной к жене рекса, этрусской женщине Танаквили.

Впрочем, называют ее и проще — рабыней. Но хотя будущий царь Сервий Туллий рос рабом (само слово сервий значит «раб»), он получил хорошее греческое образование. Были даже знамения, указывавшие на его особое происхождение. Когда он еще был совсем маленьким, вдруг появилось яркое пламя, охватившее голову малыша, как корона. Слуги хотели сбить пламя, но Танаквиль не позволила: это знамение богов. Пламя ничуть не повредило ребенку и погасло, только когда он проснулся.

Тарквиний Приск тоже ценил Сервия Туллия — да так, что отдал ему в жены свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль убедила сенат и форум в том, что лучшим царем станет именно Сервий Туллий.

Есть, правда, и другая версия происхождения Сервия Туллия: это авантюрист и преступник Мастарна, которого выгнали из Этрурии, а он изменил имя и поселился в Риме.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

По легенде, Сервий Туллий закончил «Сервиеву городскую стену» вокруг семи холмов Рима. Правда, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только в первой половине IV века до н. э. — через 200 лет после Сервия Туллия.

Этот царь успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, но не воевал с италиками.

На Авентинском холме он построил храм Дианы и стал проводить там общие для всех сабинов праздники. С храмом связана легенда: сабинянину по имени Куриаций принадлежал красивый могучий бык.

Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесет этого быка в жертву Диане, станет царем сабинян.

Куриаций повел своего быка в новый храм Дианы, на Авентинском холме Рима. Там он от большого ума тут же рассказал римскому жрецу о пророчестве. «Но как же ты можешь приносить жертву? — возмутился жрец. — У тебя же не мыты руки! Ты не совершал омовения». Куриаций побежал к Тибру мыть руки, а жрец тут же принес в жертву быка.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

По легенде, обманутому сабинянину отдали голову быка. С ней в руках он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим: ведь теперь Рим сделался коллективным царем сабинян.

Сервий Туллий дал гражданские права плебеям, а население Рима разделил на пять классов по имущественному цензу.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Принципы (princeps — «первый») имели защитное вооружение, но без поножей, длинные копья и мечи. Их ставили в первую линию в боевом порядке: отсюда название.

Гастаты (от hasta — «копье») шли в бой с копьями, но без мечей и без защитного вооружения.

Велиты (velites от velox — «быстрый») были вооружены дротиками — пилумами, а не длинными копьями — гастами. Велиты не носили панцирь, в качестве защиты у них были простой шлем и круглый легкий щит диаметром 90 см — parma.

В бою велиты метали в противника дротики, быстро отступали за спины хорошо защищенной тяжелой пехоты. Иногда велиты носили поверх шлемов волчьи шкуры, чтобы их центурионы могли отличить своих солдат, когда те отступали назад.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц — центурий. Сколько воинов — столько и голосов в центуриатных комициях.

Всего центурий было 193. Самыми влиятельными были 18 центурий 1-го класса и 80 центурий 2-го класса. Если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Похожее разделение общества на имущественные классы, выставлявшие разные рода войск, ввел в Афинах легендарный законодатель Солон в 594-593 годах до н. э. Сервий Туллий — младший современник Солона, и его реформы откровенно подражают законодательству Солона. И другие реформы Сервия Туллия подражают реформам Солона.

Сервий Туллий чеканил серебряную монету, выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от власти патронов.

Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царем. Плебеи его особенно чтили — ведь он дал им права гражданства.

Сервий Туллий пришел к власти, когда сыновья убитого Тарквиния Приска были младенцами. Он хорошо помнил, что Тарквиния убили сыновья Анка Марция. Поэтому он постарался приблизить к себе двух сыновей Приска — Луция и Аруна. Он даже выдал своих дочерей за сыновей убитого Тарквиния.

Патриции были недовольны реформами Сервия Туллия. Сенат выступал против царя. Тогда сын Тарквиния Приска Луций Траквиний созвал сенат и объявил себя царем. К тому времени глубокий старик, Сервий Туллий явился в сенат, чтобы прогнать самозванца, но на глазах сенаторов Тарквиний вытолкал его и сбросил с высоких ступеней на каменную мостовую. Там его ждали приверженцы Тарквиния и, когда он пытался бежать, убили. Тут же подъехала на колеснице Туллия и демонстративно переехала то ли труп, то ли умиравшего старика: собственного отца. Улицу, на которой это произошло, стали называть vicus sceleratus — то есть «бесчестной улицей».

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Луций Тарквиний остался царем и в отличие от отца получил кличку Гордый. Правил он жестоко и постепенно своими казнями, конфискациями и изгнаниями восстановил против себя не только форум, но и сенат.

Друзья и родственники Лукреции вынесли на площадь форума окровавленное тело, созвали сограждан и призвали их к отмщению и восстанию. Главными среди повстанцев были патриции Публий Валерий и Луций Юний Брут — сын сестры царя Тарквиния Гордого.

С ним связана очередная назидательная легенда. Царь Тарквиний послал в Дельфы к оракулу послов — для истолкования несчастливого знамения в доме царя. Послами были сыновья царя Тит и Арунт, а вместе с ними — близкий родственник, Юний Брут. После исполнения царского поручения юноши испросили оракула, кто будет следующим царем, на что получили ответ: «Верховную власть в Риме получит тот, кто первый поцелует мать». Умный Брут верно истолковал пророчество. Он сделал вид, что оступился, и припал губами к земле.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Во время массовых репрессий Тарквиния Брут сумел «спрятать природный ум под приятною личиной», почему и уцелел. Интересно, что само прозвище Брут в переводе означает «тупица».

Во время восстания в Риме царь Тарквиний Гордый осаждал город рутулов Ардеи. Узнав о восстании, все войско тоже перешло на сторону Рима. Царь с сыновьями был вынужден уехать в Этрурию.

Римляне же решили не избирать больше царей. Они избрали одновременно двух консулов: пусть два верховных правителя сдерживают друг друга. 509 год до н. э. — это первый год республиканской власти в Риме.

Первыми консулами в 509 году были избраны Луций Юний Брут и Тарквиний Коллатин. Оба они были консулами недолго.

Свергнутый царь направил в Рим послов с обращением к народу. Ласковыми речами он хотел вернуть себе потерянное царство. Валерий опасался, что война покажется беднякам тяжелее тирании, направленной против богачей и знати. Он всеми силами воспротивился выступлению послов перед народом.

Тарквиний шлет новое посольство. Он отказался от царства и лишь требует назад свое имущество. Пока в сенате шло обсуждение этого вопроса, послы нашли сторонников царя в патрицианских домах Аквилиев и Вителлиев. В заговоре участвовали даже сыновья консула Юния Брута, Тит и Тиберий. Раб по имени Виндиций, в присутствии которого велись антиреспубликанские речи, побоялся сообщить о заговоре консулам, поскольку среди заговорщиков были родственники Коллатина и сыновья Брута. Но Валерию он открыл тайну.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Валерий со своим братом Марком вооружил своих клиентов и рабов, с их помощью схватил заговорщиков и нашел у них письма к царю Тарквинию. Заговорщики были отданы на суд консулов. Брут велел казнить своих сыновей, после чего отдал право судить остальных заговорщиков второму консулу и удалился с суда.

Коллатин же сочувствовал родичам, а те, чувствуя слабость консула, требовали вернуть им беглого раба и отпустить их самих. Но Валерий воспротивился этому. На суд вернули Брута, и под его влиянием все заговорщики были казнены. Виндиций же стал первым рабом, отпущенным на свободу.

Тогда же Тарквиния Коллатина приговорили к изгнанию из города за родственные связи с ненавистным царем и за нестойкость. После его изгнания в консулы избрали Публия Валерия.

Войны с этрусками

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

В битве ни одна из сторон не смогла добиться перевеса. Правое крыло римлян потеснило левое крыло противника, состоявшее из вейян, но тарквинийцы на своем крыле смогли потеснить римлян. Никто не мог понять, за кем осталось поле боя, кто победитель. Но в ночной тишине из Арсийского леса раздался громовой голос: «У этрусков одним павшим больше: победа у римлян!»

Все сразу поняли, что это был голос бога земли Сильвана. Этруски испугались и ушли.

После смерти Брута Валерий медлил с избранием напарника по консульству. Тут же поползли слухи, что он сам стремится в цари. К тому же он начал строить дом на вершине Велийского холма: там, на высоком и укрепленном месте, это была бы неприступная крепость. Узнав о слухах, Валерий тут же перенес свой дом к подножию холма и провел законы, ставшие незыблемой основой республики:

От принятия этих законов пошла кличка Валерия — Публикола (populum colere — «заботиться о народе»).

А на Рим снова шли этруски. Царь этрусского города Клузий Ларс Порсена пошел на Рим вместе с бывшим царем Тарквинием. Быстрым маршем Порсена дошел до Рима и занял окружающие Рим холмы, в том числе Яникул.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Согласно легенде, римляне не успели разрушить Свайный мост, и войско этрусков легко могло пройти прямо к Капитолийскому холму. Охраной моста командовал Гораций Коклес. Он пытался остановить бегущих, но тщетно. Тогда он приказал разрушить мост.

Разрушением командовали двое героев, Спурий Лукреций и Тит Герминий. А Коклес остался один на захваченном врагами берегу.

Этруски даже остановились от изумления. А Гораций Коклес обозвал их царскими рабами, которые, не имея собственной свободы, идут отнимать чужую. После этого в щите Горация торчал целый частокол вражеских дротиков. Конечно, его убили бы, но тут с грохотом рухнул мост, а Гораций Коклес в доспехах прыгнул в Тибр и переплыл быструю реку, не получив ни единой царапины.

Горацию Коклесу воздвигли статую на форуме, все римские граждане принесли ему свои дары в зависимости от благосостояния. Ему дали столько земли, сколько он мог обвести плугом за день.

Беда в том, что эту замечательную историю мы знаем от авторов, живших через 200-300 лет после подвига, а потомки Горация Коклеса, возделывавшие завидный надел, нам неизвестны.

Порсена осадил Рим и разорил его окрестности. Публиколе удалось заманить в засаду и разбить один из грабительских отрядов этрусков, однако положение римлян оставалось очень сложным, в городе было не так много запасов продовольствия.

с именем какого рекса связывают возникновение государства в древнем риме

Мужество Гая Муция так поразило этрусков, что его отпустили, а Порсена заключил с Римом мир и снял осаду.

За потерю правой руки Муция прозвали Сцевола (scaevola — «левша»). Ему поставили статую на форуме и подарили луга за Тибром, названные в связи с этим Муциевыми.

Эта история вызывает больше доверия, потому что и в I веке до н. э. жили потомки Гая Муция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *