с именем какого мыслителя связывают возникновение античной философии
Зарождение античной философии
Философия – наука, которая исследует природу вещей. А философ – исследователь, так писал Гераклит (ок. 544–480 до н.э.). Буквальный смысл философия носила такой: любовь к мудрости. А первыми, кто стал использовать эти термины в значении близкому к современному стали Платон и Аристотель.
К. Ясперс писал: «Произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Политическое положение в древних государствах были схожими. Они взаимодействовали между собой, однако внутренний порыв был подхвачен только небольшой частью населения. И только в Древней Греции синтез разума и творческого начала получил своё продолжение и оформился в прообраз философской науки.
Особенности зарождения античной философии
Античная философия приобретает свои очертания благодаря Гераклиту, Платону и Аристотелю. Делится она на эллинскую философию классической Древней Греции (IV в. до н.э.) и эллинско-римскую философию с III в. до н.э. до VI в. н.э.
Начальный период – философия физиса. Аристотель включал в определение три связанных, но при этом самостоятельных значения природы. Физис означает:
В VII и VI вв. до н.э. культурным центром Греции считается Иония. В Милете в это время возникает ионийская натурфилософия. Она представляет собой совокупность философских толкований относительно природы, которые основывались на синтезе чувств к окружающему миру и знаний из области естественных наук. Ионийские философы считаются основоположниками натурфилософии. Главными проблемами, которые они изучали были:
Школы философии в Древней Греции
Милетская школа
Первая философская школа в Ионии – милетская. Её философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Занимались исследованием знаний мифологических предфилософских взглядов Гомера, Гесиода и других. Основными вопросами приверженцев милетской школы были первоначало и первооснова всего сущего.
Мир, по мнению милетцев, возник из единого первоначала. Фалес считал, что это была вода, Гераклит предполагал, что это мог быть огонь, Анаксимен, в свою очередь, считал воздух этой сущностью. Первоначало воспринималось по-разному, а сверхъестественные силы игнорировались. Боги считались модификацией первоначального вещества, которые имели возможность думать разумно.
Милетские философы были монистами. Их главной проблемой было нахождение ответа, что же всё-таки является первоосновой всего сущего. Из чего всё возникает и как возвращается назад в состояние первоначала. Следует отметить, что мир они воспринимают как единое материальное целое.
Монизм – учение в философии, согласно которому основой всего сущего является одно первоначало.
Пифагорийцы
В Ионии, как личность, относящаяся к философской науке, сформировался и Пифагор. Именно он является создателем древнегреческой религиозно-философской школы, которая чуть позже стала называться пифагореизма. В противовес ионийским философам, которые строили предположения, что первооснова – это отдельные вещества: вода, воздух огонь и т.д. Пифагор говорил о том, что первооснова заключается в числах. На них же и строиться всё вокруг, и именно поэтому образуется порядок во Вселенной и в обществе в целом. Пифагор утверждал, что познание мира заключается в познании чисел, потому что они управляют этим миром. Огромный вклад Пифагора в дальнейшее развитие науки в целом состоит в том, что он первым заговорил о значении количественной стороны окружающего мира. Естественно, многие достижения Пифагора в области геометрии нельзя оставить незамеченными. Также он и его сторонники большое внимание уделяли вопросам этики.
Элеаты
Элеаты – школа греческой философии, основанная Ксенофаном ок. 540 лет до н.э.
В свою очередь, учение элеатов предполагало истинное содержание мышления противопоставлять иллюзорности чувств. Мыслители были приверженцами отождествлять бытие и сознание и отрицать истинное существование какого-либо движения, изменения и множества. Всё это для них определялось как обман чувств. Они высказывались о существовании лишь единственного и неподвижного вечного бытие. Материалистическими тенденциями были пропитаны их утверждения о вечности. И тем не менее именно элеаты как никто другой содействовали формированию и развитию идеалистической философии.
Атомистика
Отдельным философским учением Древней Греции можно выделить атомистику.
Атомистика – философское учение, которое опирается на знание, что мир состоит из атомов и пустоты.
Ключевыми фигурами этого направления являлись Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Левкипп и Демокрит считали, что все перемены в живом мире случаются посредством движения атомов. Разнообразие вещей они толковали различной формой атомов, которые всё образуют, а также их разрозненным движением, которое зависело от наличия пустого пространства. В свою очередь существование пустого пространства атомисты не подвергали сомнению, также как и существование самих атомов. Первоначалом мирообразования был вихрь, который являлся следствием столкновения атомов. Философы атомистики считали даже мышление результатом движения атомов.
Досократики
Досократики направляют все силы на изучение явлений природы. Они вовсе не интересуются социально-политическими, психологическими и антропологическими проблемами. Всё это возьмёт в разработку Сократ и софисты. А пока досократики активно исследуют природу. Это движение охватывает сразу несколько школ. Самыми ярко выраженными становятся ионийские натурфилософы, пифагорейц, элеаты, атомисты и софисты.
Логично предположить, что знание об их философской ориентации подкрепляется произведениями и трудами, созданными в ту эпоху. В основном они были посвящены созерцанию изысканий первоначала вещей и всеобщего стройного порядка космоса. Отсюда и их прозвище – натурфилософы. По сложившейся традиции его получили все, кто был «созерцателям природы» от Фалеса до Демокрита. Однако в общекультурном контексте такая точка зрения не обосновалась безоговорочно. Продолжался бесконечный поиск того, из чего состоит всё сущее, если оно бессметное и вечное, то, что может служить конечным фундаментом человеческой жизни. Досократики объясняли это с поиском места человека и смыслом его деятельности.
Говоря о природе, досократики отождествляли человека и его образ с социальными и этическими представлениями о мире. Физики представляли человека неотделимо от природы и включали антропологические и этико-правовые суждения в свои учения.
Анализируя единственный сохранившийся фрагмент трудов Анаксимандра, можно говорить о том, философ размышляет о процессах природы и миропорядка по примеру правовых и нравственных законов, царивших в полисе. Анаксимандр говорит о мире универсальной справедливости, подразумевая, что космические стихии, из которых всё появляется и куда всё исчезает «воздают друг другу справедливое возмездие за несправедливость в установленное время».
О стройном космическом порядке вещей также высказывается и Гераклит Эфесский. Он анализирует мировую справедливость как всеобщий гармоничный результат битвы контрастов, которые заложены в природе вещей и мировом устройстве. Космос первостепенный и исток всего, но не может из чего-то возникнуть или куда-то исчезнуть, он как пламя огня, которое не потухнет никогда. Космос – всеобщий логос.
Всеобщий логос – категория, которая выражает разумную, упорядоченную гармонично выстроенную систему вещей, на которую всем людям необходимо ориентироваться в своих делах и словах, мыслях и поступках.
Говорилось: «мудрость правит всем через всё».
Досократики строили свою философию на принципах единства человека и природы. Но совершенно точно можно утверждать, что философы не отождествляли человека и естество, тело и душу, вещественное и совершенное, также как и не выделяли человека из окружающего мира. В своих трудах Гераклит предполагал, что человеческий мир различим с миром природы.
Софисты
Софисты работали над разработкой теории и практической части риторики как ораторской науки. Она выступала как соперница философии.
Софисты – выделенная группа древнегреческих философов середины V – первой половины IV в. до н.э. Мыслители, мудрецы, а чуть позднее учителя красноречия.
Софисты оттачивали ораторское мастерство в спорах, в итоге превратив его в хитроумную, пустую мудрость. А в середине V в. софистами стали называть тех, кто мог обучить, с уверенностью защищать любую точку зрения, даже если она была заведомо ложной, если это было необходимо для достижения конкретных целей. Здесь уже понятие «софист» может истолковываться как, лицо, которое основывает свои умозаключения на неверных суждениях, с целью получения собственной выгоды.
Общаясь с софистами, Сократ пытался обосновать им, что истина рождается в споре и за неё необходимо бороться, потому что она является наивысшим благом. Именно такая позиция Сократа становится для его деятельности путеводной звездой. И это не просто черта его характера, а базируется на ясных принципах. Сократ занял положительную позицию в философии. Этим он отличился от других.
Релятивизм – мыслительная установка, при которой все познания рассматриваются как относительные.
Сторонники этого процесса выдвигали теорию о том, что всё в мире относительно. Можно взглянуть на проблему с разных сторон и мнения разойдутся, ибо истина может быть лишь относительно правильной.
Если человек с утра мрачен, перед ним одни откровения. А если он здоров и погода отличная, многое может показаться ему совсем в ином свете.
Всё видится намного проще, если говорить о метафизической истине, и совсем наоборот, когда речь идёт, например, о критериях добра и зла. Одному человеку кажется, что другой поступил подло и аморально, в свою очередь, последний считает, что его поступок не приступает законы нравственности и он определённо совершенный человек. Здесь речь идёт о разных точках зрения.
В дальнейшем развитии философии культуры и истории релятивизм прибегал к исповедям довольно часто, а понятие софист стало нарицательным именем. А вот имя Сократа, наоборот, по сей день носит звание этического идеала.
С именем какого мыслителя связывают возникновение античной философии
1. Особенности античной философии.
Античная философия – это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии в 6 вв. до н.э. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (6 в. до н.э.). Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение. Ее расцвет приходится на 4 в. до н.э. Окончание связано с декретом римского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.) о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах – последней философской школы античности (нехристианской). Последний философ античного мира – Боэций.
Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе, созданного по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, един, одухотворен, совершенен (божественен), в нем все течет, все изменяется.
2. Периодизация философии античности.
Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:
— «Из чего все возникает?»
— «К чему все возвращается?»
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)
IV период. Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)
3.Характеристика периодов античной философии.
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
Софисты (Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай)
Не является по сути философией, заложила основы философского познания в дальнейшем.
I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
Главная проблема – проблема устройства мира, проблема первоначала.
На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:
1. Натурфилософия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; Эмпедокл из Агригента)
Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей.
Анаксимандр (около 610-после 547 г.до н.э.) является учеником Фалеса, автором первого сочинения на греческом языке «О природе». Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).
Гераклит Эфесский (кон. 6 – нач. 5 вв. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя возти дважды»).
Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) – поэт, врач, политический деятель. Утверждал, что движущие силы – любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, тораспадается. Полагал, что подобное познается подобным.
2. Элеаты (Зенон, Ксенофан, Парменид, Мелисс).
Противопоставляли друг другу мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.
3. Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай ).
Пифагор Самосский (6 в. до н.э) – философ, религиозный и политический деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.
4. Атомисты (Демокрит из Абдер/Фракии, Эпикур, Левкипп).
По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их – бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо.
II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем.
Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)
Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).
Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)
Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие «материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.
В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.-30-е гг. 1 в. до н. э.)
Греческие города-государства приходили в упадок. Центр философии перемещается из Греции в Рим. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую.
Название периода связано социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323г.до н.э.) и смертью последнего эллинистического монарха—царицы Египта Клеопатры (31г. до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном, играндиозной Библиотекой).
Получили расцвет четыре школы:
Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).
Основные акцентыв философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику—с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчиненыостальные дисциплины (ср. замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются науками оприроде для достижения невозмутимости духа— атараксии). Этику всех основных эллинистических школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую и индивидуалистическую, главные понятия ее —арете- добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос и интерес—счастье отдельного человека,теоретически (или даже практически, как у киников) поставленного вне рамок государства. Все школы этогопериода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия икрепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общиесхемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений,которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится кстоицизму—самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмомодним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. Вчастности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.
Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).
Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители: Энесидем, Агриппа, Ксанф.
Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.
Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).
Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.
Греческая философия периода Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже – развивающегося христианства. Основные школы: |
1. Неопифагореизм (Аполлоний Тианский)
2. Средний и поздний платонизм (Плутарх, Ксеанф, Цельс)
3. Скептицизм (Фаворин, Секст Эмпирик)
4. Перипатетики (Александр Афродиссийский, Фемистий)
5. Неоплатонизм (Плотий, Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Прокл Диадох, Зенодот, Дамаский, Симпликий)
6. Христианская философия (Климент Александрийский, Ориген Августин Аврелий Блаженный, Боэций)
Киники, стоики и эпикурейцы основывали свою философию на идеях Сократа, а в поздней античности возрождаются идеи Платона. Возникает новый платонизм (неоплатонизм). Его ярким представителем был Плотин. В его философии платонизм дополняется мистикой восточного происхождения. Он призывал к Единому – Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Но все же раннесредневековый возглас христианского Бога: «Я – сущий» оказался более убедительным и по-прежнему оставался господствующим.
4.Значение философии античности
Кратко значение античной философии можно обозначить следующим образом:
1. Космоцентричная : охватывает весь космос, в том числе и человека.
2. Достигла многого на понятийном уровне : концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.
3. Функциональная : помогает людям в решении жизненных проблем.
4. Актуальная : по сей день сохраняет свое значение.
Вопросы и задания
Дополнительная литература по теме:
Афоризмы для анализа
Карточки философов
Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.
Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера
Эпимениду приписывается стих о лживости критян (цитирован в Новом Завете у апостола Павла в Тит. 1:12: Κρήτες ἀεί ψεύσται и т. д.), приводимый издавна в логиках в пример логического круга (circulus vitiosus), ввиду критского происхождения самого Эпименида. По одной из версий, ему принадлежат также слова, процитированные Апостолом Павлом в его речи в Афинах (по другим версиям, Павел цитирует философа Клеанфа, либо поэта Пиндара): «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».»
Точное место рождения неизвестно: возможно, Милет или Абдера. Некоторые исследователи считают, что одним из его учителей был Зенон Элейский. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа, особенно учитывая тот факт, что Левкипп находится в тени своего ученика Демокрита, создателя завершенной системы атомистики. Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения.Невозможно даже определить, в каких областях Левкипп и Демокрит были не согласны друг с другом.
Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.
Поиск информации Савченко Р.
Глоссарий
В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. Элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теологии.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связаннойс именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохиразвивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубокихдиалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однакопонимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, кабалистикой имистикой чисел.
Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.
Натурфилософия (немецкое Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла). В немецкой классической философии натурфилософия получила особенное Развитие у Ф.В. Шеллинга и его последователей. Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями, базирующимися на естественно-научных данных.
Познание — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. Всякая философская концепция П. выражает собой содержание данного философского учения и в силу этого отличается от других концепций. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансцеденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антропологическое и другие понимания П., производные от соответствующих теорий познания. Помимо философских имеют место и специально-научные концепции П. — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, — часто выступающие в единстве с какими-то философскими учениями. Рефлексия о П. не заканчивается пределами науки и философии. Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание П.; в религии и теологии идет речь о способах и формах П. Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы П. таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В истории философии и науки существует устойчивая тенденция восприятия элементов вненаучных представлений о П.
Душа (греч. psyhe, лат. anima) — одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. появляется вместе с самой философией в пифагореизме: одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне-пифагорейских учений — учение о бессмертии Д. и метемпсихозе. Учение Платона о Д. формировалось в оппозиции к софистическому пониманию Д. как только средоточия ощущений. В диалоге Платона «Федон», с одной стороны, проведены пифагорейские учения о теле как гробнице Д., о метемпсихозе (переселении душ) и палингенесии (новых рождениях), с другой — опровергнуто пифагорейское учение о Д.-гармонии и даны четыре доказательства бессмертия Д. Образованию и воспитанию Д. здесь придан фундаментальный онтологический смысл, поскольку, по Платону, Д. не несет с собой на тот свет ничего, «кроме воспитания и образа жизни». Аристотель в учении о Д. исходит из двух ее основных проявлений в живом существе: движения и ощущения; помимо этого он формально признает бестелесность Д. как того, что не есть тело, но что, однако, не может существовать без тела. Не признавая Д. как причину всякого движения, Аристотель рассматривает Д. в своей системе категорий как сущность, или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, обладающего возможностью жизни. По Аристотелю, Д. нет самой по себе, но есть живое существо, состоящее из Д. и тела. Аристотель отказывается от представления о мировой Д., но вводит ее своеобразный эрзац: природу, которая имманентна миру так же, как отдельная Д. — отдельному живому существу. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/363/ДУША
Диалектика (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. Элементы Д. имеются во всякой философии, отстаивающей идеалы коллективистического общества (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). Такие элементы были, в частности, еще в философии Гераклита, прозванного за неясность («диалектичность») изложения своих идей Темным. Позднее Д. как учение о противоречии возродилась в средневековой философии, прежде всего в христианской концепции Бога, человека и человеческой истории. Как связная и универсальная теория Д. впервые была построена в 19 в. Г.В.Ф. Гегелем. Она была активно подхвачена марксизмом, которому не удалось, однако, ни углубить, ни прояснить основные идеи Гегеля. В 20 в. Д. пытались разработать марксизм-ленинизм и неомарксизм, однако без особого успеха. В частности, в неомарксизме Д. свелась к идее универсального развития, радикально отрицающего свои предшествующие ступени («негативная Д.»).
Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной называют ту мысль, которая не соответствует своему предмету, т.е. представляет его не таким, каков он есть на самом деле, искажает его. Напр., мысль о том, что Иртыш есть приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш впадает в Обь; а мысль о том, что на березе растут бананы, искажает реальное положение дел, поэтому является ложной.
Истолкование И. как соответствия мысли действительности восходит к античности, поэтому его называют «классической концепцией истины» (или «теорией корреспонденции», от англ. correspondence — соответствие). Основную идею классической концепции выразил еще Платон: «. Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет». Позднее такое же понимание И. выразил Аристотель. Важной особенностью классической концепции является то, что в ней И. объективна — в том смысле, что она не зависит от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Поэтому, скажем, мысль о том, что тела состоят из атомов, была истинна и во времена Демокрита, хотя получила признание лишь в 18 в. До настоящего времени классическое понимание И. является наиболее распространенным. Однако это понимание порождает ряд проблем, которые все еще не имеют общепризнанного решения.
Материя — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то комбинация этих свойств; внешняя причина чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях мир»; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); общее для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта); 2) физическое или не-умственное; 3) физическое, телесное или не-духовное; 4) неодушевленное, неживое; 5) естественное, не являющееся сверхъестественным; 6) полностью или частично непредопределенное; потенция обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному; 7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом; 8) то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается; 9) первосуществующее или изначальная основа; 10) то, что является предметом рассмотрения.
Утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех соч. и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
Формальная логика — наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отвлечении от содержания. Определение «формальная» было введено И. Кантом с намерением подчеркнуть ведущую особенность Ф.л. в подходе к изучаемым объектам и отграничить ее тем самым от др. возможных логик (см. ЛОГИКА ).
Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κῠνός (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ.
Эпикуреизм (от сл. эпикуреец). Учение философа Эпикура о том, что цель жизни есть наслаждение.
Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). С. может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.
Неоплатонизм — последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения — гл.обр. логического — в учение Платона.
Антич. Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся еще при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия системы Н., во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке нисхождения («истечения» — см.: Эманация) из единого следовали бытие-ум (нус) с идеями в нем, душа (псюхе), обращенная к уму и к чувственному космосу, вечному в своем временнoм бытии. Однако в школе Плотина еще отсутствовали четкие основы интерпретации платоновских диалогов. Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о трех умах и трех демиургах, полагая, что это и есть «три царя» Платона, тогда как Плотин под «тремя царями» понимал единое, ум и душу. В то же время Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что демиург для Платона — это не ум, а душа.
Поиск информации – Савченко Р.
- какой краской можно покрасить волосы без желтизны
- fem в фанфиках что это