с именем какого философа связывают начало изучения психики в рамках работ о сознании

С именем какого философа связывают начало изучения психики в рамках работ о сознании

Слова Бэкона о необходимости вспомогательных средств в процессе познания неоднократно сочувственно приводятся Л. С. Выготским(СНОСКА: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 448.). По вопросу о том, в каком отношении к психологии мышления находится логика и может ли быть логика единственным или главным критерием мышления, в современной психологии существует большая дискуссия (СНОСКА: См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.).

Раздел второй. Развитие психологии в рамках философских учении о сознании

Глава I. Выделение сознания как критерия психики

С именем Декарта (1596—1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное— бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность— главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся делом созерцания истины» (СНОСКА: Декарт Р. Избранные произведения. M.1950. С. 426.), т. е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными— вероятными — знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.

Источник

Развитие психологии в рамках философских учений о сознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Всю историю психологии можно подразделить на дв больших периода: это донаучный период, и развитие психологии как самостоятельной науки(после Вундта). Именно донаучный период можно подразделить на психологию как развитие науки о душе (5-6 век до н. э. – начало 18 века), и этап развития психологии в рамках учения о сознании (начало 18 века – до кризиса (10е гг 20 в)).

Содержание работы

. Введение
2. Материализм
3. Идеализм
4. Заключение

Файлы: 1 файл

кср 1.docx

УО «Гроденский государственный медицинский университет»
Кафедра Психологии

КСР по дисциплине Общая психология

на тему: «Развитие психологии в рамках философских учений о
сознании.»

студента 1 курса 4 группы МПФ
Хрещика Павла Васильевича

1. Введение
2. Материализм
3. Идеализм
4. Заключение

1. Всю историю психологии можно подразделить на дв больших периода: это донаучный период, и развитие психологии как самостоятельной науки(после Вундта). Именно донаучный период можно подразделить на психологию как развитие науки о душе (5-6 век до н. э. – начало 18 века), и этап развития психологии в рамках учения о сознании (начало 18 века – до кризиса (10е гг 20 в)).

Философия развивается в рамках:

2. Материализма – Демокрит, истоик: материальность души. Она есть форма живого органического тела. Суть тела. Неразделимы – со смертью тела умирает и душа.Демокрит – автор атомистического материализма. Согласно его идеям, все состоит из двух начал: бытия и небытия. Атомы – мальчайщие, необычно подвижные частицы. Душа – причина движения тела. Душа материальна и состоит из атомов. Она смертна и уничтожается вместе с телом, вне тела она не существует. Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, тогда маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу.

Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается вединстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.

Детерминизм – на все своя причина. Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах.

Аффекты — это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах. К отдельным аффектам они также применяли определение «неразумное», например, желание — неразумное возбуждение, — неразумное наслаждение, скорбь — неразумное душевное сжатие и др.

3. Идеализма – Платон. – родоначальник идеалистической традиции в психологии. Центральное – учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Идеи суть образцы, вещи – из подобия. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром вещей и идей. Индивидуальная душа – как истечение мирового универсального духа. Природа души сродни природе идей. Существует вместе с телом, она бесконечно выше тела, может властвовать над ним. Но душа бессмертна, неразложима. Душа предстает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступит в соединение с телом. Душа и тело должны соответствовать друг другу. Различает 9 разделов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Есть некая мировая душа, это то первобытное состояние, в котором есть душа перед вселением в тело. С рождением тела душа вселяется в него, со смертью тела душа не умирает, а возвращается вновь в сове первобытное состояние и становится частью мирового духа. Лишь тело разложимо, тленно, смертно.

По Платону, существуют три начала человеческой души:

2) Разумное начало – противодействует стремлениям вожделеющего начала;

3) Яростный дух – это благородные стремления.

Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу, при господстве разумного начала. В сновидениях – борьба между началами души. Идея бессмертия души.

Аристотель, «Трактат о душе». Душа есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым; в душе – причина, т. е. основа всех проявлений живого тела – рост, дыхание, чувствование – все это обусловлено душой. Человек душой чувствует, переживает. Тело и все его органы находятся на службе у души. Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединил в специальном понятии «Энтелехии». Душа неразрывно связана с телом, она и есть форма активности тела. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Хотя душа бестелесна, ее носителем является пневма, вырабатыаемая в крови. Орган души – сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь. Критиковал Платона за деление души на части, разделенные по их локализации в теле. Классифицировал три ступени жизни – растительную, животную, человеческую. Первые две понимались материалистически. Разумная душа – отделима от тела, идеальна, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Античные взгляды о душе господствовали вплоть до XVIIвека.

В XVII веке Декарт, Своим учением о сознании, рссматриваемом в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него Аристотелевского учения о душе. Рассматривая соотношение души и тела, приходит к новому пониманию психики. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставление телу и всему внешнему миру. Ввел понятие рефлекса. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души». Декарт, избирая новый способ исследования, отказывается от объективного описания Я и обращается только к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний.

Избрал первым шагом к истине сомнение во всем. Сомневается в достоверности чувственного мира. (Античность: ощущения не могут возникнуть из ничего, должен быть раздражитель => ощущение истинно и правдоподобно). Сущность Я: отклоняются восходившие к Аристотелю представления о «Я» как состоящем из души и тела. Нет теоретического доказательства в обладании ими. Они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не оствется ничего кроме самого сомнения. Но сомнение – это акт мышления. => от сущности «Я» неотделимо только мышление. Под словом мышление Декарт понимает все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем непосредственно сами собой, и поэтому не только понимать, желать, воображать, но даже чувствовать означает то же, что и «мыслить». Широкое значение. Мыслительная деятельность плюс эмоциональные процессы. Вопрос – что же есть я?=> акт сомнения=>оно элемент мышления =>мышление неотделимо от «Я». Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание не имеет степеней. Сопоставление телесной и духовной субстанции привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между душой человека и его телом». Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Их независимое существование. Душа полностью разделима с телом и может существовать без него. Новизна подхода Декарта: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях научного исследования.

Взгляды Декарта и введение им понятия сознания как критерия психики, решающим образом повлияли на развитие психологии в XVIII – XIX веках.

в XVIII – XIX веках в центре внимания находятся проблемы эмпирии, проблемы опытного познания, с помощью механизма ассоциации. Ассоциациативная психология становится единственным направлением в развитии психологических взглядов вплоть до начала ХХ века.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт С пиноза. По оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное сочинение — «Этика». В отличие от Декарта, Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. «Существование субстанции и ее сущность — это одно и то же». В отличие от отдельных вещей, она ничем не производится, она не сотворена, существует в силу самой себя, а не в силудругого какого-нибудь существа, она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретныхвещей. В ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерностями. Каждое из этих положений доказывается в теоремах. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой: Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спинозаутверждает, что природа не нуждается в первоначальной причине. Это материализм.

Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление: «. субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим».

Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.

Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта, человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.

У Спинозы есть указания на разную степень совершенства животных и человека. Из этого следует, чтомышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления. Человеческое мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции.

Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются ихразличия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из первичныхаффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу,—удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред,— сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффектывводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет самсобой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее,однако принужден следовать худшему».

Источник

С именем какого философа связывают начало изучения психики в рамках работ о сознании

Учебный курс «Психология»

Тема 1.1. Психология как наука

Введение в психологию

ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».

ПСИХИКА — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

психология как наука о душе

психология как наука о сознании

психология как наука о поведении

психология как наука,

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция— самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯэто психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

· Коммуникативная деятельность (общение)

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

1. Отражение человеком своего места в окружающем мире

— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2. Регуляция поведения и деятельности

— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3. Отражение воздействий окружающей действительности

— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

— происходит с помощью познавательных психических процессов.

— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Философия психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *