с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Кто строил Симбирск. Часть 2

Михаил Коринфский – знаменитый архитектор, строивший в Симбирске Троицкий собор, указывается в ряде источников как Варенцов. Якобы звучную фамилию «Коринфский» сам Александр I даровал впечатлившему его архитектору. По крайней мере, это версия известного поэта, внука архитектора Аполлона Коринфского. Краевед Жорес Трофимов выяснил, что это лишь красивая легенда, и Коринфский на тот момент уже имел эту фамилию. Архитектор построил в Симбирске не только главный собор, но и много других зданий. Николай I подарил ему бриллиантовый перстень, а Александру I так понравился проект Троицкого собора, что он собственноручно положил в основание храма камень и известку специальной изготовленной для этого серебряной золоченой лопаткой.

Об этом рассказал краевед Жорес Трофимов в ходе очередной лекции, посвященной зодчим Симбирска. Подробнее об этом он писал в своей книге «Симбирск и симбиряне». Напомним, в прошлый раз по следам лекции Трофимова мы готовили материал Что изменилось в облике Симбирска в начале 19 века?, посвященный Михаилу Рушко – первому симбирскому губернскому архитектору, создавшему план Симбирска 1800 года.

с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирскаМихаил Коринфский родился в 1788 году в Арзамасе. Информацию о фамилии архитектора Трофимов обнаружил в архиве Академии художеств в Санкт-Петербурге, где тот учился. Впрочем, в Большой советской энциклопедии и нашей Симбирской энциклопедии – указывается и вторая фамилия Коринфского – Варенцов.

Родился он в семье талантливых резчиков по дереву. В Арзамасе была частная художественная школа Ступина, сын которого тоже там учился. И вот в 1809 году Ступин повез своего сына и Михаила в Академию художеств. Знаменитому архитектору Воронихину понравились его работы, он оставил его у себя, обучал год и, увидев, что толк есть, стал давать серьезную работу, а Академия художеств приняла его в качестве вольного слушателя. К тому времени у него уже были жена и ребенок. Воронихин добился, чтобы его приняли в Академию. Спустя год, он не уступал ученикам, которые учились на тот момент уже 9 лет. Воронихин создал проект строительства Казанского Собора в Санкт-Петербурге, и Коринфскому доверили в нем участвовать. Коринфский получил серебряную медаль и стал архитектором высокого класса (получил 14 чин).

После этого он вернулся в Арзамас, чтобы творить там. Преподавал в художественной школе. Его первыми проектами на родине стали церкви, частные дома и общественные здания. Он завоевал авторитет как в Арзамасе, так и в Нижнем Новгороде. После этого его пригласили в Казань, а затем и в Симбирск.

К нам его пригласил князь Баратаев и другие представители симбирского дворянства, наслышанные о его таланте

Его пригласили для срочной разработки проекта величественного храма в память о войне 1812 года. Коринфский прибыл в Симбирск в 1823 году. На тот момент у него было уже трое детей. Храм предполагалось возвести на лучшей площади города близ старого кафедрального Троицкого собора. Проект получился изумительным. Прибывший в Симбирск Александр I также высоко оценил его и собственноручно положил в основание храма камень и известку специальной изготовленной для этого серебряной золоченой лопаткой. За этот проект Коринфского в 1825 году совет Академии художеств избрал в «назначенные академики».

Собор строился 17 лет – собрать денег было непросто

с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска Из-за нехватки средств отделка собора затягивалась, и Коринфский взялся за другие проекты. В частности, разработал проект пятиглавого собора в Пятино (стоит и сейчас, но недействующий), проект реконструкции здания мужской гимназии (не реализовали), а также реконструкции Дома трудолюбия (школа-интернат №17 на улице Ленина). Кстати, за этот проект императрица Мария Федоровна наградила Коринфского золотой табличкой, украшенной эмалью. За наблюдение без оплаты за постройкой удельного дома в Симбирске (фармучилище на пересечении улиц Льва Толстого и 12 Сентября) Николай I пожаловал ему бриллиантовый перстень. Внес он вклад и сооружение Гостиного двора (архитекторы – А. Мельников и И. Лизогуб). По его проекту построены торговые ряды в Карсуне.

В 1832 году он уезжает в Казань: туда его пригласил Николай Лобачевский на должность архитектора Казанского университета. Он создал там целый университетский городок с несколькими корпусами, обсерваторией, лабораторией и библиотекой. Почти весь он сохранился и до наших дней.

Ему поступали заказы из разных городов. Жорес Трофимов рассказывает, что вряд ли кто знает, сколько в Поволжье было построено зданий по его проектам, так как никто этим вплотную не занимался. Хотя выходили книги и статьи о нем. До 1851 года Коринфский работал в Казани, где и скончался.

Свято-Троицкий Собор во время пожара 1931 года серьезно пострадал. Руководство Средне-Волжского края, в состав которого входил Ульяновск, приняло ужасное решение снести храм.

Самый известный потомок Михаила Коринфского – его внук, поэт Аполлон Коринфский – родился в Симбирске

Кстати, он учился с Лениным в одном классе, после чего с ним не встречался. Аполлон Коринфский записал много этнографических материалов, изданных в ряде городов России. Написал он и стихи о нашей гимназии. Правда, не слишком лестные.

Один из чиновников память Коринфского увековечил на массивной чугунной мемориальной доске, установленной на фасаде бывшего Дворянского Собрания. На ней говорилось, что здание построено по проекту Коринфского. Но, отмечает, Трофимов, это не правда, о чем краевед в 1965 году писал статью, после которой табличку сняли. Здание на самом деле построено по проекту архитектора Ивана Бенземана. О нем мы расскажем в следующей статье.

Источник

Теремок над Волгой. Экскурсия Brandergofera по гибнущему дому архитектора Огонь-Догановского

В воскресенье, 14 ноября, мне вместе с группой архивистов и музейных работников посчастливилось стать участником экскурсии по бывшему дому архитектора Саввы Ниловича Огонь-Догановского, построенному им самим в конце XIX – начале ХХ вв. Экскурсию организовали и провели владельцы части дома (помещений на втором этаже) Аркадий Юрьевич Ходяшев и его сын Роман Аркадьевич.

К сожалению, я не мог заранее разместить объявление об экскурсии на странице группы с приглашением всех желающих. Во-первых, сам был лицом приглашенным – Ходяшевы обратились с предложением провести экскурсию в областной архив. Во-вторых, изначально одним из условий проведения экскурсии являлось ограниченное число ее участников: большая группа просто не смогла бы разместиться на столь малой площади и детально все осмотреть.

Но здесь можно ознакомиться с фотографиями, которые были сделаны во время экскурсии. Материал представлен в двух частях. В первой части – дом С.Н. Огонь-Догановского снаружи: в разных ракурсах, а также отдельные его части и детали. Во второй части – в основном снимки, сделанные внутри дома. Даже в двух частях получилось представить лишь небольшую часть фотографий. Гораздо больше их можно увидеть в альбоме по ссылке:

Этот дом (спуск Степана Разина, 28а) хорошо знаком ульяновцам, на него неизменно обращают внимание гости города, проезжая по легковой «восьмерке». Увы, сейчас «теремок над Волгой» находится не просто в плачевном, а в критическом состоянии. Если не будут предприняты срочные меры, то очень скоро мы лишимся одного из лучших образцов деревянного зодчества Симбирска.

И вот – предложение Аркадия Юрьевича посетить дом Огонь-Догановского… Разве можно было не воспользоваться случаем ознакомиться с гибнущим памятником архитектуры поближе? Ведь вполне вероятно, что в будущем такой возможности уже не представится… Понятно, что внутри мы смогли побывать только в той части дома, что принадлежит Ходяшевым. Время от времени они проводят экскурсии по дому, и, по словам Аркадия Юрьевича, желающих осмотреть его всегда немало. Платы за экскурсии Ходяшевы не берут, но не отказываются от добровольных взносов на поддержание дома в относительном порядке. Разумеется, мы тоже внесли посильную лепту.

В настоящее время собственниками бывшего дома С.Н. Огонь-Догановского являются четыре семьи; по документам это «индивидуальный жилой дом, находящийся в общедолевой собственности». Все они занимают свои части дома с отдельными входами. Ходяшевым принадлежат помещения на втором этаже. Впрочем, постоянно здесь проживает только одна семья – в той части дома, где с северо-западной стороны возведен кирпичный пристрой. В помещениях собственно исторического здания жить давно невозможно.

Семье Ходяшевых часть дома принадлежит на протяжении нескольких поколений. До Аркадия Юрьевича владельцем являлся его отец, Юрий Борисович, прекрасный столяр, мебельщик. Он был хорошо знаком с архитектором-краеведом Б.В. Аржанцевым. В 1991 году Борис Васильевич писал в одной из статей: «Сейчас дом Огонь-Догановского в надежных руках, так как в нем проживает известный мастер по дереву Ю.Б. Ходяшев». Юрий Борисович постоянно жил здесь (по крайней мере, в летнее время) до последних дней. К сожалению, недавно он скончался. А купила часть бывшего дома С.Н. Огонь-Догановского бабушка Аркадия Юрьевича Ходяшева – Екатерина Петровна. Она умерла в 1952 году, а вот когда именно стала владелицей части дома – Аркадий Юрьевич затруднился сказать.

В комнате на втором этаже – семейные реликвии. На стене висит карандашный портрет Екатерины Петровны. На комоде – портрет Бориса Христофоровича Ходяшева – деда Аркадия Юрьевича, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, выполненный художником П.Д. Никитенко. На портрете, нарисованном с фотографии военного времени, Борис Христофорович изображен в форме старшего лейтенанта. Рядом стоит фотография его второй жены Серафимы. В маленькой мастерской – все, как было, когда здесь работал Юрий Борисович Ходяшев.

Новое поколение семьи Ходяшевых представляет Роман Аркадьевич, медик по профессии. Он вспоминает детские годы, проведенные в этом удивительном доме, и надеется, что им удастся спасти творение Саввы Ниловича Огонь-Догановского и сохранить его для потомков.

Ходяшевы мечтают вернуть уникальному дому первоначальный облик. На помощь государства в этом рассчитывать не приходится. Остальные собственники дома, похоже, к его спасению тоже особого интереса не проявляют, тем более что дело это весьма затратное.

В начале этого года, в статье «На руинах Симбирска», я писал о плачевном состоянии объектов культурного наследия в Ульяновске и далеко не радужных перспективах для них. Шла там речь и о доме С.Н. Огонь-Догановского.

Не так давно, отреагировав на широкое обсуждение судьбы дома Огонь-Догановского, Управление по охране культурного наследия посоветовало ульяновцам скинуться на его реставрацию или поискать богатых спонсоров. Ну, насчет спонсоров, это очень сомнительно… Собственно, к Управлению по ОКН и претензий-то особых нет. Будучи государственным учреждением, оно действует строго в рамках закона об охране культурного наследия. А вот закон, похоже, составлен людьми, поставившими цель извести это самое культурное наследие под корень…

Аркадий Юрьевич уже давно заказал в Управлении по ОКН акт технического обследования дома. Чиновники не торопятся, но он надеется все же получить этот документ. Тогда можно будет определить объем необходимых работ и составить смету. А после этого Ходяшевы рассчитывают организовать сбор средств на реставрацию. Учитывая состояние дома (а особенно фундамента), скорее всего, придется его разбирать и строить заново. Да, получится новодел, и денег понадобится на порядок больше, но какие еще варианты? Пока трудно сказать, что из этого получится, и получится ли что-то вообще. Остается лишь надеяться, что судьба дома С.Н. Огонь-Догановского волнует не только Ходяшевых.

Перед домом С.Н. Огонь-Догановского. Аркадий Юрьевич Ходяшев – собственник части дома, организатор экскурсии – показывает дом гостям. Вид с востока, со стороны спуска Ст. Разина.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Дом Саввы Ниловича Огонь-Догановского.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Дом Саввы Ниловича Огонь-Догановского. Фото А.Ю. Шабалкина.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

А.И. Титовский. Дом архитектора С.Н. Огонь-Догановского. 1983.
Из серии «Ульяновская старина».
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Дом С.Н. Огонь-Догановского. Фото А.Ю. Шабалкина.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

«Дом на горе» (дом С.Н. Огонь-Догановского).
Фото О. Сизоненко, 1979 год.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Часть дома с балконом. Балкон.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Окно.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Часть дома и окно.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Дом С.Н. Огонь-Догановского. Вид с юга.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Дом С.Н. Огонь-Догановского и современный пристрой. Вид с севера.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Хозяева и гости. Аркадий Юрьевич (второй слева) и Роман Аркадьевич (третий слева) Ходяшевы. Фото А.Ю. Шабалкина.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Заходим в часть дома, принадлежащую Ходяшевым. Лестница…
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Савва Нилович Огонь-Догановский – архитектор, педагог, землемер, художник-оформитель – родился в 1850 году в Смоленской губернии, в дворянской семье. Род Огонь-Догановских известен с XVII века. Савва Нилович окончил Петербургскую Академию художеств по классу архитектуры и в начале 1880-х годов приехал в Симбирск.

Современники знали его, как человека довольно экстравагантного. Такую репутацию он заслужил «художественными» шевелюрой и бородкой, костюмами по последней парижской моде. Себя Савва Нилович называл «вольным художником архитектуры». Но все это были внешние проявления его натуры. А в жизни Огонь-Догановский зарекомендовал себя как неутомимый труженик и человек безупречной честности.

В Симбирске он был известен, прежде всего, своей педагогической деятельностью. Савва Нилович много лет являлся штатным преподавателем (в чине статского советника) черчения и рисования ремесленного училища графа В.В. Орлова-Давыдова (см. фотографию в комментарии к фото 10); преподавал в коммерческом училище, частном реальном училище Н.В. Скороходова, Симбирской чувашской школе, кадетском корпусе. Он вел курс архитектурного черчения в Симбирском учебно-трудовом пункте, где работал в одно время с художником П.И. Пузыревским.

Как частный архитектор С.Н. Огонь-Догановский занимался проектированием жилых и других зданий, экспертизой строящихся домов. Им составлено несколько десятков проектов, по которым в Симбирской губернии построено свыше двадцати зданий и сооружений. Среди архитектурных работ Саввы Ниловича – перестройка дома князей Баюшевых и дома Прушакевич (ул. Л. Толстого, 55 и 57); участие в частичной перестройке здания удельной конторы (ныне фармацевтический колледж) и т. д. Но вершиной его творчества стал собственный дом – «теремок» на волжском склоне. О нем подробнее речь пойдет дальше.

Дополнительным источником дохода для С.Н. Огонь-Догановского служило «промышленное» садоводство: он выращивал в собственной усадьбе яблоки на продажу.

Знали Савву Ниловича в Симбирске и как активного общественного деятеля. Он был гласным городской думы, казначеем Симбирского общества христианского милосердия, членом правления детского трудового убежища «Костер», принимал участие в работе ряда других благотворительных организаций, являлся старостой Тихвинской церкви.

Первая жена Саввы Ниловича – Екатерина Григорьевна – умерла в 1900 году. Вторая супруга, Александра Александровна Агеева, активная общественница, стала его верным соратником в делах благотворительности.

С.Н. Огонь-Догановский скончался в 1924 году. «Пролетарский путь» от 1 февраля 1924 г. напечатал некролог под заголовком «Памяти старого работника»:

«26 января умер один из старейших работников просвещения Савва Нилович Огонь-Догановский; покойный работал в школах города свыше 42 лет, из них 30 лет в бывшем Орловском училище, затем в реальном училище и в последнее время на политехнических курсах. Мир праху твоему, ветеран на ниве просвещения».

Савва Нилович был похоронен в ограде Тихвинской церкви, находившейся на углу Тихвинской улицы (ныне ул. Плеханова) и Тихвинского спуска (ныне спуск Халтурина); по другим источникам – на подгорном Свято-Духовском кладбище. В любом случае, могила его не сохранилась.

7 сентября 1895 года Симбирская городская управа дала разрешение на постройку «жилого деревянного павильона… на месте… по Тихвинскому спуску и принадлежащем частному землемеру и таксатору С.Н. Огонь-Догановскому».

Дом в подгорье, расположенный между Тихвинским и Петропавловским спусками, в окружении садов и деревянной застройки, был построен не сразу. Начавшись с небольшого павильона, он обрастал пристроями, верандами, балконами, башенками, постепенно приобретая свой сказочный вид.

В каталоге «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска» (Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина, 2006) говорится: «Ядром, вокруг которого сложилась объемно-пространственная композиция дома, стала одноэтажная закрытая веранда-беседка, возможно, изначально оформленная в готическом стиле. В процессе постепенного строительства к существующей беседке с северной стороны были пристроены две комнаты, с юга – каменное открытое крыльцо, внутри помещения оборудованы печи. В дальнейшем к жилому павильону с западной стороны был сделан двухэтажный пристрой с башенкой».

Дом С.Н. Огонь-Догановского окружала обширная усадьба, включавшая жилые и хозяйственные постройки, объекты садово-парковой архитектуры (беседки и др.), а также большой фруктовый сад. С балкона и из окон открывался прекрасный вид на Волгу. Архитектура дома с элементами готики, модерна, русских мотивов; насыщенные кружевной резьбой веранды, балконы, башенки; стрельчатые окна, – все это, в сочетании с живописным ландшафтом, придавало дому незабываемый, сказочный вид.

Борис Васильевич Аржанцев писал о доме Огонь-Догановского: «…Применение самых легких строительных конструкций из дерева с пропильной сквозной резьбой, открытая терраса в южную сторону и остросилуэтная композиция всего дома ярко выделяют его на фоне неба. Дом, по старинному обычаю, поставлен в глубине участка, свободно ориентирован по сторонам света и максимально раскрыт к Волге. Расположение дома, характерное для первых десятилетий существования Симбирска, делало подобные постройки за частой оградой миниатюрными крепостями.

Другая особенность дома, связывающая его с историческими архитектурными традициями Симбирска – использование мотивов теремов и двухэтажных башенок – повалуш. Терема-повалуши были в прошлом украшением многих симбирских домов. С конца XIX века в Симбирске все чаще строятся деревянные дома с беседками в башенках и дома павильонного типа, как называл свой дом С.Н. Огонь-Догановский. При жизни хозяина стены дома красились в фисташковый цвет, а крыша – серебрянкой…».

После смерти Саввы Ниловича в доме долго жили две его родственницы. Потом хозяева менялись, одно время здесь было общежитие, затем снова жилой дом на несколько семей. Постепенно дом все больше ветшал; в результате ремонтных работ и перестроек он в значительной степени утратил свой первоначальный облик. Но и в таком виде, и даже сейчас дом Огонь-Догановского неизменно притягивал и притягивает взгляды, вызывает восхищение талантом зодчего.

Очень сильно изменилось окружение этого дома. Еще в 1980-1990-х гг. по улице Плеханова, переулку Кузнецова, спускам Халтурина и Ст. Разина можно было часами ходить, рассматривая старинные дома удивительной архитектуры. Художник-краевед Александр Иванович Титовский в 1980-х успел зарисовать многие из них. Б.В. Аржанцев в статье 1991 года предлагал, «…принимая во внимание архитектурную и историческую ценность многих построек…, объявить этот участок города заповедным кварталом». Увы, сейчас это «заповедник» роскоши и безвкусицы, квартал помпезных особняков, среди которых доживают свой век последние старые дома.

А дом Саввы Ниловича Огонь-Догановского пока стоит. Пока… Очень вероятно, что скоро и он останется лишь на фотографиях и в памяти; уйдет, как ушли десятки и сотни выразительных, хранивших историю зданий; целые кварталы, улицы – наследие Симбирска, которое мы не сберегли.

В доме Саввы Ниловича Огонь-Догановского. Лестница на второй этаж.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Кухня и вход в зал.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

В зале.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Потолок в зале.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Печь и вход в мастерскую, где работал Юрий Борисович Ходяшев. На стене портрет Екатерины Петровны – бабушки Аркадия Юрьевича. Это она приобрела часть бывшего дома С.Н. Огонь-Догановского. На комоде портрет Бориса Христофоровича Ходяшева, деда Аркадия Юрьевича, в форме старшего лейтенанта и фотография его второй жены Серафимы.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

На балконе. Перила. Фото А.Ю. Шабалкина.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Резьба на балконе. Вид на балкон сбоку. Фото А.Ю. Шабалкина.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Окно и вид из окна на башенку.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Вид из окна на спуск Степана Разина и Волгу.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Гости и хозяева перед домом С.Н. Огонь-Догановского. Фото А.Ю. Шабалкина.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Преподаватели и служащие ремесленного училища графа В.В. Орлова-Давыдова. В первом ряду первый справа – Савва Нилович Огонь-Догановский.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Источник

Brandergofer: архитектор М.М.Рушко – один из первых, оставивших зримый и поныне след в облике нашего города

Михаил Матвеевич Рушко – один из первых архитекторов, оставивших зримый и поныне след в облике нашего города. Несомненно, он обладал не только талантом зодчего, но и умением широко мыслить, и немалыми организаторскими способностями. Само время ставило амбициозные задачи, требующие неординарных решений.

В 1780 г. образовано Симбирское наместничество, а Симбирск приобрел статус губернского города. В том же году Екатериной II утвержден первый регулярный план Симбирска, на многие годы определивший его планировку и перспективы развития. Создаются органы управления краем, город быстро растет. В 1796 г. наместничество преобразовано в Симбирскую губернию, окончательно став полноценным регионом России. Незадолго до этого, в 1792 году губернским архитектором назначен М.М.Рушко.

Почти ничего не известно о его предшествующей жизни. Чертежи и официальные бумаги архитектор подписывал «Михайла Рушка», что наводит на мысль о малороссийских корнях. Но, оказывается, Михаил Матвеевич происходил «из швейцарской нации, а присягу на подданство России принял в 1787 году, когда поступил на службу в Московскую дорожную экспедицию «мастером каменных дел» (Ж.А.Трофимов, ГАУО).
В 1790 г. Рушко по приглашению Симбирской казенной палаты приехал в Мелекесс, где стал «машинным мастером мелекесских и других винокуренных заводов». Был он универсальным специалистом, или образование того времени давало возможность проявить себя в различных областях, но с работой швейцарец справлялся, зарекомендовав себя уникальным мастером. Обзавелся жильем, в семье родился сын, названный Матвеем. Но уже через два года последовало приглашение от наместника Симбирского и Уфимского занять должность главного архитектора. Предложение, от каких не отказываются!

До него эту должность занимал Иван Петрович Тоскани. Он начал преобразование губернского города, построил здание Главного народного училища, ограду Спасского монастыря. Но впереди был непочатый край работы по реализации генерального плана 1780 года. Еще стояли остатки Симбирского кремля, надо было упорядочить застройку, возводить административные здания. Важнейшим документом того времени стал опорный план Симбирска 1800-х гг., подписанный М.М.Рушко (фото 1).
План не имеет точной даты. На нем показано главное народное училище (1790) и другие здания конца XIX века, но нет здания присутственных мест (1807), что дает основание отнести план к началу 1800-х гг. Он схож с регулярным планом 1780 года, но имеет особенности. Это первый план Симбирска такой степени детализации. Показаны не только улицы и кварталы, но все усадьбы, каменные и деревянные строения. На нем хорошо видно преобладание усадебной застройки и типичная планировка усадеб: главный дом фасадом на улицу, флигели и надворные постройки во дворе, сад. В центре города – богатые усадьбы с каменным особняком и множеством служб, на окраинах – деревянный дом с 1-2 строениями.

В тот же период М.М.Рушко составил еще один план Симбирска – не такой подробный, но имеющий ряд отличий. Самое важное из них – планировка района Соборной площади. И.П.Тоскани спроектировал в 1780-90 гг. на месте бывшего кремля квартал каменной застройки вокруг круглой Соборной площади со старым Троицким (Николаевским) собором, окруженным четырьмя корпусами Гостиного двора. С трех сторон по периметру квартала должны были находиться административные здания, четвертая открывалась на Волгу. Частью этого плана стало возведенное в 1790 г. здание народного училища (гимназии). В него вписывается и построенное позже здание присутственных мест.
На плане Рушко Соборная площадь впервые показана прямоугольной. Корпуса Гостиного двора не были построены: торговая часть города позже сформировалась у пересечения Большой Саратовской и Дворцовой улиц. Не появилось и большинства запроектированных административных зданий. Огромная Соборная площадь осталась почти пустой. В этом отношении проект Тоскани выглядел намного лучше, а не был реализован, вероятно, по экономическим причинам.

В Симбирске поначалу не было губернаторской резиденции. Наместник бывал наездами, и построенный для него в 1780 г. дом не годился для постоянного проживания. Первые гражданские губернаторы снимали усадьбу В.П.Бестужева, находившуюся напротив Главного народного училища. В.М.Сушков, переведенный из Саратова в 1799 г., человек небогатый и обремененный большой семьей, озаботился вопросом своего размещения. По его поручению М.М.Рушко обследовал ветхий наместнический дом и предложил его разобрать, использовать материал на строительство Александровской больницы, а на сэкономленные средства приобрести дом для губернатора. Архитектор рекомендовал и подходящие здания: сначала дом помещика Жукова, а потом – двухэтажный особняк В.М.Карамзина на Верхней Набережной. Переписка длилась несколько лет, но разрешения использовать больничные деньги Сушков не получил.

В 1803 г. губернатором стал князь С.Н.Хованский. Уже при нем казна выделила средства, и был куплен дом В.М.Карамзина. Но князь решил отдать его вице-губернатору, а для себя приобрел все тот же особняк Бестужева в 23 комнаты, с флигелем и хозяйственными службами. М.М.Рушко осуществил перестройку обоих зданий (фото 3). В бестужевском доме он надстроил флигель, соединил его с главным домом в единое целое, по-новому оформил фасад, и здание стало настоящим дворцом. Оно служило губернаторской резиденцией до 1917 года, видело А.С.Пушкина, И.А.Гончарова, многих особ императорской фамилии; а позже вошло в историю как Дом свободы. Здание снесено в октябре 1969 года.
Дом В.М.Карамзина – старшего брата историографа, где прошло детство Николая Карамзина – был расширен, на 4 окна увеличилась длина фасада. По новому назначению здание использовалось недолго, потом три десятилетия пустовало, пока, после новой реконструкции, его не заняли под тюрьму. Разобрано в 1920-1930-х годах.

В 1803 году губернатор С.Н.Хованский докладывал в Петербург, что деревянные здания присутственных мест «пришли в совершенную ветхость и угрожают падением». Разрешение на строительство было дано, но лишь при условии, что новое здание, в целях экономии, будет возведено по типовому проекту. Образцовые проекты казенных зданий для провинциальных городов разработал академик архитектуры А.Д.Захаров в 1802 году (фото 4). В Симбирске строительством руководил Рушко и его можно считать соавтором.

Михаил Максимович сделал все возможное, чтобы здание губернского правления, построенное в 1807 году, не выглядело «типовым». Огромную роль сыграл выбор места. Здание в классическом стиле, обращенное к Волге, стало «парадным фасадом города» (Б.В.Аржанцев) и создало «перспективу для устройства бульвара Венец» (Ж.А.Трофимов). М.Рушко внес ряд изменений в проект. Так, ионический ордер колонн он заменил тосканским, изменил вид парадного входа и т.д. (фото 5). В ходе перестройки после пожаров 1828 и 1864 гг. здание претерпело ряд изменений, но осталось выдающимся образцом русского классицизма. Г.К.Лукомский в книге «Памятники архитектуры России» (СПб, 1916) писал: «К числу красивых зданий присутственных сооружений отнесем еще симбирские учреждения, фасад которых также имеет традиционный портик, а все здание поставлено на высокий цокольный этаж таким образом, что открывается наружная, широкого марша лестница, которая ведет прямо в первый этаж. Этим приемом фасад напоминает Александровский дворец в Царском Селе…»
В большой степени эта характеристика – похвала губернскому архитектору Михаилу Рушко. Здание, занимаемое Аграрным университетом, связано со многими выдающимися людьми нашего края. Еще большую ценность ему придает то, что из 19 зданий присутственных мест, построенных по проекту А.Д.Захарова, сохранилось всего три.

Благодаря М.М.Рушко до нас дошел облик выдающихся архитектурных сооружений Симбирска, ныне утраченных или перестроенных. Большой интерес представляет здание Главного народного училища, открытого в 1786 году. В 1787-1790 гг. по проекту И.П.Тоскани было построено здание училища в классическом стиле. Центральную часть главного фасада двухэтажного здания украшал 6-колонный портик дорического ордера, завершенный над крышей ступенчатым аттиком с изображением короны. По углам фасада – по 4 пилястры, тоже завершенные аттиками. Все это придавало зданию стройность и торжественность. Кроме училища в нем размещалось Дворянское собрание и ряд учреждений.
В 1809 г. Главное народное училище преобразовано в Симбирскую губернскую гимназию. Перед этим была проведена частичная реконструкция здания. Вероятно, тогда М.Рушко и составил чертеж, названный им «План и фасад Симбирского Главного народного училища в каком виде ныне состоит» (фото 6)

В 1839-1841 гг. здание гимназии перестроено по проекту М.П.Коринфского. Его проект предусматривал замену 6-колонного портика на 8-колонный ионического ордера, с тремя входами, без боковых пилястр. Фасад должен был напоминать здание Академии наук в Петербурге. Но министерская комиссия упростила проект, убрав даже существующее оформление фасада. В этом виде здание и было перестроено, в основном сохранив свой облик до наших дней. А на чертеже Рушко можно увидеть его первоначальный вид на рубеже 18-19 веков. «Здание Главного народного училища во многом определило формирование в последующем целого архитектурного ансамбля в классическом стиле, включая Губернское правление (1807), Троицкий собор (1841) и Дворянское собрание (1847) в самом центре исторической части города» (Б.В.Аржанцев)

Рушко запечатлел на чертеже другое историческое здание – дворец Мясниковых-Дурасова в Троицком переулке, самый роскошный особняк Симбирска своего времени. И.И.Пушкарев писал: «Купец Пустынников (Мясников) первый выстроил в нагорной части города каменный дом, по фасаду и плану проектированный искусным архитектором в Москве. Как наружною красотою, так и внутреннею отделкою этот дом мало уступит даже отличным зданиям столиц». В этом доме останавливалась Екатерина II, здесь был штаб графа П.И.Панина, куда привели пленного Пугачева. Наследник Мясниковых Н.А.Дурасов пожертвовал дом дворянству. После постройки здания Дворянского собрания в нем размещалась почтовая контора. Дворец не восстанавливался после пожара 1864 г. и был снесен при постройке здания Кадетского корпуса. И лишь на чертеже М.М.Рушко можно увидеть его в деталях (фото 7)

Михаил Матвеевич работал в Симбирске в одно время с М.П.Коринфским, а порой и вместе с ним. Так, Коринфский в 1828-1829 гг. перестроил бывший дом А.Флинке на Свияжской (Покровской) улице, в котором в 1820 г. был открыт Дом трудолюбия. Участвовал в этой работе и М.Рушко. Во всяком случае, именно им составлен чертеж и план дома Флинке в его первоначальном виде. Дом трудолюбия был преобразован в Елизаветинское училище, а в отстроенном после пожара 1864 года здании разместилась Мариинская гимназия.

Уже оставив пост губернского архитектора, Рушко осуществил еще один проект выдающегося зодчего. В 1835 г. Коринфский составил проект перестройки дома А.В.Бестужева под Симбирскую удельную контору. Строительство велось в 1836-1838 гг., а руководил им «вольнопрактикующий архитектор» М.М.Рушко. Завершал отделку здания И.А.Бенземан. Позже расширением и перестройкой комплекса удельной конторы (ныне фармацевтический колледж) занимались другие известные архитекторы, но первым из них был Рушко (фото 8)

В начале XIX века по проекту М.М.Рушко был перестроен дом коллежского советника А.В.Зубова на углу улиц Мясницкой (Дворцовой) и Малой Спасской (ныне Пожарный пер.) под управление полиции и дом полицмейстера (фото 9). За «труды по производству работ в доме Симбирской комиссариатской комиссии для приема сукон» Рушко удостоился награды военного ведомства. Некоторые проекты губернского архитектора не были осуществлены, как, например, здание казенной палаты (фото 10).

Невозможно перечислить все сделанное Михаилом Матвеевичем за 36 лет службы губернским архитектором, не все известно за давностью лет, еще меньше сохранилось. По его проектам или под его наблюдением, как писал Ж.А.Трофимов, «происходила застройка города домами с мезонинами, антресолями и мансардами, обширными садами… Особое внимание он уделял центру Симбирска, и можно сказать, что лучшие усадьбы – Ермоловых, Языковых, Хованских, Гончаровых, Столыпиных, Тургеневых… и многих других создавались не без его участия». Внес он большой вклад и в строительство уездных городов. За время службы получал чины и награды, был возведен в потомственное дворянство.
Михаил Матвеевич Рушко вышел в отставку в 1828 году. Капиталов не скопил, собственных хором не построил. Глава большой семьи, жил скромно. И потомки его честно служили России. Один из сыновей – Петр Михайлович – участник войн с Турцией, Наполеоном, на Кавказе. Внук – Иван Иванович Рушко – участник обороны Севастополя в 1855 году.

Ульяновцы заслуженно помнят и чтят многих симбирских архитекторов, придавших городу неповторимый облик: М.П.Коринфского, И.А.Бенземана, А.А.Шодэ, Ф.О.Ливчака и других. Имя М.М.Рушко в Ульяновске почти не известно.

Использованы материалы Ж.А.Трофимова, Б.В.Аржанцева, ГИММЗ «Родина В.И.Ленина», ГАУО и др.
__________________-
Опорный план Симбирска 1800-х годов, подписанный губернским архитектором М.М.Рушко.
Фотокопия, ГАУО
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
1) Нереализованный проект Александро-Невского (Троицкого) собора в Симбирске архитектора М.М.Рушко. 1816 год.
ЦГИА. Фотокопия А.Сытина, 1985. Краеведческий отдел УОНБ, Ф114.
2) Храм Живоначальной Троицы в селе Пятино Инзенского района (бывшее имение Анненковых). Архитектор М.П.Коринфский (?), 1823-1829 (1832?). sobory.ru
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
1) Дом губернатора. Бывший особняк В.П.Бестужева, перестроенный по проекту М.М.Рушко в 1804-1805 гг.
2) Реконструкция дома В.М.Карамзина. Здание было перестроено в 1804 г. по проекту М.М.Рушко под резиденцию вице-губернатора. karamzin.info
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
Здание присутственных мест в губернском городе. Типовой проект архитектора А.Д.Захарова, 1802 год. Копия проекта для Симбирска сделана в 1803 году.
ЦГИА. Фотокопия А.Сытина, 1986. Краеведческий отдел УОНБ, Ф114.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
1) Типовой проект присутственных мест для губернских городов академика А.Д.Захарова.
2) Здание присутственных мест в Симбирске, построенное губернским архитектором М.М.Рушко в 1807 году на основе типового проекта А.Д.Захарова.
С.С.Ожегов «Типовое и повторное строительство в России в XVIII – XIX вв.», М., Стройиздат, 1987.
3) Здание присутственных мест в Симбирске.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
1) Главное народное училище в Симбирске, фасад. Архитектор И.П.Тоскани, 1790 год. По фиксационному чертежу М.М.Рушко (1790-1809).
2) Проект перестройки здания Симбирской гимназии: фасад. Архитектор М.П.Коринфский, 1838 год.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
Дом Мясниковых-Н.А.Дурасова (старое Дворянское собрание) в Троицком переулке. Фиксационный чертеж М.М.Рушко, первая половина XIX века.
ЦГИА. Фотокопия А.Сытина, 1986. Краеведческий отдел УОНБ, Ф114.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
1) Проект здания удельной конторы в Симбирске. Архитектор М.П.Коринфский, 1835 год.
2) Здание удельной конторы в Симбирске, перестроенное из дома ее управляющего А.В.Бестужева в 1836-1838 гг. под руководством М.М.Рушко.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
1) Каменный дом с флигелем коллежского советника А.В.Зубова на углу Мясницкой (Дворцовой) и Малой Спасской (Полицейский, Пожарный пер.). Фиксационный чертеж М.М.Рушко, начало XIX века.
2) Дом Симбирского полицмейстера и полиции – бывший дом А.В.Зубова, перестроенный по проекту М.М.Рушко. Фиксационный чертеж 1825 года.
ЦГИА. Фотокопии А.Сытина, 1986. Краеведческий отдел УОНБ, Ф114.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска
Нереализованный проект здания Казенной палаты в Симбирске. Архитектор М.Рушко, 1800-1802 гг.
ЦГИА. Фотокопия А.Сытина, 1986. Краеведческий отдел УОНБ, Ф114.
с именем какого архитектора тесно связана история застройки симбирска

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *