с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

С именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

В своем историческом прошлом, начиная с середины XIX столетия, физиология как наука, изучающая нормальные и патологические процессы жизнедеятельности организмов, была отмечена значительными шагами вперед в изучении некоторых функций организма и специальных биомеханизмов регуляции органов и систем органов на спинномозговом уровне. Это был этап накопления знаний – период аналитической физиологии. Физиология нуждалась в том, чтобы выйти из порочного круга аналитического периода. Для этого возникала потребность в новом подходе к познанию деятельности живых организмов, в последующем, выразившемся в стремлении к исследованию регуляторных возможностей нервной системы и в первую очередь – рефлексов. Рефлекторная теория является одной из ведущих общетеоретических концепций физиологии и медицины. Иван Михайлович Сеченов, выдающийся отечественный ученый, стал первым среди научных работников, исследующим рефлексы головного мозга. Он смог экспериментально подтвердить свои открытия, используя при этом физиологические способы для исследования психического поведения [4].

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

Рис. 1. Иван Михайлович Сеченов Фото 1860-х гг.

Основоположник рефлекторной теории головного мозга Иван Михайлович Сеченов (1829-1905; рис. 1) – профессор, доктор медицины, член-корреспондент (1869) и почетный член (1904) Петербургской Академии наук, действительный статский советник.

Малой родиной Сеченова является село Теплый Стан Симбирской губернии (в настоящее время с. Сеченово Нижегородской области). Когда ему исполнилось 14 лет, Иван Михайлович стал студентом Петербуржского Главного инженерного училища, после окончания которого был отправлен саперным офицером в Киев в возрасте 19 лет. Однако, спустя несколько лет он решает уйти в отставку. Вернувшись в Москву, Сеченов поступает в Москву на медицинский факультет Императорского университета, а в 1856 году заканчивает его на «отлично». 21 июня 1856 года он получил документ, после успешной сдачи экзаменов: «За оказанные им отличные успехи определением университетского Совета утвержден в степени лекаря с отличием, с предоставлением ему права по защищении диссертации получить диплом на степень доктора медицины».

Еще будучи студентом Сеченов понял, что не хочет становиться врачом-клиницистом. Он чувствовал, как непреодолимо его привлекала физиология, вместе с которой с помощью своих экспериментов можно поставить живому организму вопрос, после чего находить на него ответ. Он считал своей обязанностью работать до тех пор, пока медицина не приобретет высоконаучное подкрепление физиологии.

Для того чтобы должно подготовиться к профессорской практике, по окончании университета, он отправился в Германию, где в процессе четырех лет проводил свои исследования с высоким успехом. Он слушал лекции в немецких научных центрах у таких людей как И. Мюллер, Э. Дюбуа-Реймон, Ф. Гоппе-Зейлер, Г. Гельмгольц, О. Функе, присутствовал в венских научных центрах на лекциях у К. Людвига, в Париже у К. Бернара. В лаборатории Карла Людвига, порог которой Иван Михайлович переступил одним из первых отечественных ученых, проводились исследования воздействие такого повреждающего фактора на кровообращение и поглощение кровью кислорода как алкоголь.

После своего возвращения на родину весной 1860 г. И.М. Сеченов защитил докторскую диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» [4]. Вслед за защитой Иван Михайлович был приглашен на кафедру физиологии МХА, где сначала занимал должность адъюнкт-профессора, а затем – экстраординарного и ординарного профессора.

По исполнении 60 лет Сеченов возвращается в Москву, получая через некоторое время приглашение руководить Физиологическим институтом и кафедрой физиологии Московского университета, для которой одним из самых насыщенных периодов стали «десять сеченовских лет» (1891-1901 гг.).

В 1901 г., в семидесятидвухлетнем возрасте, И.М. Сеченов оставил полномочия заведующего кафедрой для того, чтобы, по его словам, «очистить дорогу молодым силам». Однако он продолжал работать в собственной лаборатории, созданной на собственные средства, до конца жизни. Здесь И. М. Сеченов проводил изучение газов и дыхательной функции крови, закономерностей трудовой деятельности человека, смог установить оптимальные режимы труда и отдыха. И.М. Сеченов был первым, кто показал, что воспроизведение трудоспособности утомленных мышц верхней конечности человека после длительной работы по подъему груза порывисто увеличивает скорость, если в момент расслабления выполнять работу другой рукой. Скоротечное возобновление работоспособности групп мышц утомленной конечности приобретается и при других типах динамичности, например, при работе различных мышц нижних конечностей. В отличие от простого покоя такой отдых был назван И.М. Сеченовым активным. Сеченов рассматривал эти факты как доказательство того, что утомление, прежде всего, развивается в нервных центрах [1].

Иван Михайлович не раз вступал в спор за ведение «практики по физиологии в категорию рекомендуемых занятий». При его заведовании кафедрой впервые была учреждена должность лекционного ассистента. В процессе лекций, на глазах у студентов, проводились эксперименты, блестяще подготовленные Александром Филипповичем Самойловым и Михаилом Николаевичем Шатерниковым. Такого рода демонстрации вдохновляли студентов на новые творческие идеи, развивали интерес к самостоятельной научной работе. Также при Иване Михайловиче, было открыто новое здание Физиологического института Московского университета с виварием, в котором было большое количество комнат для занятий и хорошо оборудованных лабораторий. Это был первый научно-педагогический центр, который смог объединить под одной крышей учебную кафедру и научное учреждение (сегодня – кафедра нормальной физиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова). На авторском счету Ивана Михайловича Сеченова 106 научных трудов по физиологии дыхания и крови, растворению газов в жидкости и газообмену, нервно-мышечной физиологии, электрофизиологии, физиологии центральной нервной системы [2].

В эпоху Сеченова представления о таком жизненно важном органе, как головной мозг были незначительными. Не существовало на тот момент и концепции о нейроне как структурной единице нервной системы. Его создателем стал гистолог С. Рамон-и-Кахаль в 1884 г. Не существовало и понятия о синапсе, которое ввел английский физиолог Чарльз Шеррингтон в 1897 г., сформулировав положение нейронной организации рефлекторной дуги. Рефлекторное положение, как наблюдалось до времен Сеченова, могло быть использовано только к работе спинного мозга, – Иван Михайлович являлся основоположником распространения данного принципа, в том числе и на головной мозг. Трудясь в лаборатории у Клода Бернара, он проводил эксперименты на амфибиях, а конкретно – на лягушках, послойно перерезая и раздражая кристалликами поваренной соли центры головного мозга.

Таким образом, Сеченов предложил и описал приспособления, имеющиеся в зрительных буграх и продолговатом мозге, способные приостанавливать рефлекторные движения. Исходя из этого открытия, стало известно о таком процессе, как центральное торможение. Также Иван Михайлович смог выявить, что за исключением процессов возбуждения, ЦНС имеет другой, не менее активный процесс – торможение, без которого интегративное функционирование центральной нервной системы не осуществимо. Как известно, ЦНС, из-за возможности организовывать условные рефлексы, занимает важное место в реализации рабочей деятельности человека. Во время выработки трудовых навыков образуется устойчивый комплекс условных рефлексов, взаимосвязанных между собой, иными словами – рабочий динамический стереотип (РДС). Сгенерированный РДС может проявляться в действиях, доведенных до «автоматизма», в их корректности, целесообразности растрачивания энергии, уменьшение объема времени на проделывание работы и повышении ее качества. Сеченов, не прерывая своих экспериментов, сделал вывод о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами в теле человека, т.е. актами чисто соматическими» [3].

«Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности, – по его словам, – сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Отсюда Сеченов предложил идею о рефлекторной основе психической деятельности. Другими словами, у И.М. Сеченова, первого в истории науки, получилось создать концепцию о рефлексе как общезначимом физиологическом механизме деятельности организма, в норме обеспечивающем его функционирование и адаптацию к переменяющимся условиям внешней среды. Итогом длительной, кропотливой работы по исследованию психических картин стал психофизиологический трактат «Рефлексы головного мозга» (1863), о котором Павлов отозвался как о «гениальном взмахе сеченовской мысли» [1].

Эту работу сделали на заказ передового редактора повсеместно известного журнала «Современник» – Н.Г. Чернышевского. Уже будучи набранной в одном из номеров журнала, она была признана опасной по мнению цензора из-за материалистической мысли автора на поведенческую и психическую деятельность человека, которая была подтверждена экспериментами на лягушках. Печать трудов в «Современнике» была запрещена. Но все-таки цензурой было дозволено «напечатание оной в медицинском или другом специальном издании» под другим названием и «с рядом существенных цензурных изъятий». В конце концов, работа И.М. Сеченова была опубликована в еженедельном журнале «Медицинский вестник» (№ 47-48) под названием «Рефлексы головного мозга» [1].

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

Рис. 2. Работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в журнале «Медицинский вестник». № 47 от 1863 г.

«Рефлексы головного мозга» были изданы 16 раз на русском языке и были переведены на французский, английский, венгерский и другие иностранные языки. Академик Петр Кузьмич Анохин, создатель теории функциональных систем организма, назвал «Рефлексы. » «жемчужиной русской науки» и отметил, что эта книга стала «одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре».

Источник

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Выполнили: Косолапова М.
Петрова Н.
Другова Я.

Описание слайда:

Общая характеристика ВНД
Высшая нервная деятельность – это деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде.
К ВНД относится деятельность коры больших полушарий и ближайших подкорковых узлов (подкорковые ядра переднего и промежуточного мозга). По И.П. Павлову, в основе ВНД лежат условные и сложные безусловные рефлексы. В процессе эволюции в поведении начинают доминировать условные рефлексы. Термин «высшая нервная деятельность» введен в науку И.П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность».

Описание слайда:

В отличие от деятельности коры и ближайших подкорковых узлов работа других отделов нервной системы носит название низшей нервной деятельности и осуществляется по принципу не условных, а безусловных рефлексов.
Благодаря высшей нервной деятельности обеспечиваются нормальные взаимодействия организма и внешнего мира. Благодаря низшей нервной деятельности осуществляется регуляция работы внутренних органов и обеспечивается существование организма как единого целого.

Описание слайда:

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД
Успехи естественных наук уже давно создали предпосылки для раскрытия природы психических явлений. Однако в науке еще долго господствовали религиозно-мистические представления о бесплотной «душе», командующей телом. Поэтому великий французский ученый Рене Декарт (1596–1650), провозгласив принцип рефлекса (дуги Декарта) – отраженного действия как способа деятельности мозга, остановился на половине пути, не смея распространить его на проявление психической сферы. Такой смелый шаг сделал спустя 200 лет «отец русской физиологии» Иван Михайлович Сеченов (1829–1905).

Описание слайда:

И.М. Сеченов
В 1863 г. И.М. Сеченов опубликовал работу под названием «Рефлексы головного мозга». В ней он привел убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, указав, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникают сами по себе, что поводом является действие какойлибо причины – физиологического раздражителя. Он писал, что самые разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге ведут, как правило, к каким-то ответным действиям.

Описание слайда:

По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена. Первое, начальное, звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.). Третье, конечное, звено – движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловлены.
«Рефлексы головного мозга» намного опередили развитие науки во времена Сеченова. Поэтому в некотором отношении его учение оставалось блестящей гипотезой и не было завершено.

Описание слайда:

И.П. Павлов
Продолжателем идей И.М. Сеченова стал другой гений отечественной науки – Иван Петрович Павлов (1849–1936). Он разработал научный метод, с помощью которого удалось проникнуть в тайны мозга животных и человека. Он создал учение о безусловных и условных рефлексах. Исследования И.П. Павлова в области кровообращения и пищеварения подготовили почву для перехода к физиологическому изучению самой сложной функции организма – психической деятельности.

Описание слайда:

Изучая слюноотделение у собак, И.П. Павлов пришел к гениальному по своей простоте выводу о том, что высшая нервная (психическая) деятельность мозга заключается в установлении новых связей между раздражителями и реакциями, т.е. в образовании новых рефлексов. В этих нервных связях мозга отражаются реальные отношения между событиями окружающей действительности. В отличие от стереотипных и постоянных врожденных рефлексов, безусловно имеющихся с момента рождения у каждого животного, эти бесконечно разнообразные и изменчивые рефлексы, создаваемые и разрушаемые меняющимися условиями жизни, И.П. Павлов назвал условными рефлексами.

Описание слайда:

Открытие элементарного физиологического явления психической работы мозга – условного рефлекса положило начало научному исследованию сложного поведения животных, а также мышления и поступков человека, являющихся предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности.

Описание слайда:

Предмет физиологии высшей нервной деятельности
Физиология высшей нервной деятельности располагается на стыке биологии, психологии, медицины, педагогики, ветеринарии и зоологии. Она изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к психической деятельности.
Если основные законы работы органов и систем практически одинаковы у всех людей, то психика – это то, что отличает одного человека от другого. Психика – это внутренний, субъективный мир человека. Это принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу. Психика человека зависит не только от его индивидуальных наследственных задатков, но и от жизненного опыта, который он накопил. Именно благодаря психическому компоненту поведение человека так разнообразно и неповторимо.
Чем отличается по своим проявлениям психическая деятельность от других, более простых, функций нервной системы?

Описание слайда:

Приведенные примеры наглядно показывают отличие психической деятельности от других, более простых, функций нервной системы. В ее основе лежат усложняющиеся в ходе эволюции условные рефлексы, из которых и складывается высшая нервная деятельность, а простые ее функции выполняются безусловными рефлексами.
Итак, предмет физиологии ВНД – это объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением.

Описание слайда:

Методы физиологии ВНД
Психическая работа мозга долго оставалась недоступной для естествознания главным образом потому, что о ней судили по ощущениям и впечатлениям, т.е. с помощью субъективного метода. Естественнонаучное исследование психической жизни человека и животных началось тогда, когда о ней стали судить с помощью объективного метода условных рефлексов разной сложности.
Объективное изучение условных рефлексов позволило развить дополнительные методы для изучения и локализации процессов высшей нервной деятельности. Из них наиболее часто используют следующие методы.
Возможность формирования условных рефлексов на разные формы раздражителей. У собаки можно сформировать условный рефлекс на не воспринимаемый ухом человека сверхвысокий тон с частотой 25 кГц, что свидетельствует о более широких границах первичного восприятия звуковых сигналов собакой по сравнению с человеком.

Описание слайда:

Онтогенетическое изучение условных рефлексов. Изучая сложное поведение животных разных возрастов, можно установить, что в этом поведении является приобретенным, а что – врожденным. Например, у щенков, никогда не видевших мяса, слюна при его виде не выделяется. Значит, выделение слюны при виде мяса – не врожденный, а приобретенный в процессе жизни рефлекс.

Описание слайда:

Филогенетическое изучение условных рефлексов. Сравнивая условные рефлексы у животных разного уровня развития, можно установить, в каких направлениях идет эволюция высшей нервной деятельности. Оказалось, что скорость образования условных рефлексов нарастает от беспозвоночных к позвоночным животным, сравнительно мало изменяется на протяжении всей истории последних и скачком достигает способности человека сразу связывать однажды совпавшие события. В этих переходах отразились переломные моменты эволюции, связанные с возникновением и развитием новых механизмов условно-рефлекторной деятельности мозга.
Экологическое изучение условных рефлексов. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим

Описание слайда:

происхождение особенностей его высшей нервной деятельности. Например, голубь, ориентирующийся в воздушном пространстве преимущественно с помощью зрения, вырабатывает зрительные условные рефлексы гораздо легче, чем слуховые, а у обитающей в темных подпольях крысы хорошо вырабатываются слуховые рефлексы и гораздо хуже зрительные.

Описание слайда:

Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивности. Деятельность нервных клеток головного мозга сопровождается возникновением в них электрических потенциалов, по которым до известной степени можно судить о путях распространения и свойствах нервных процессов – звеньев условно-рефлекторных актов. Особенно важно, что биоэлектрические показатели дают возможность наблюдать формирование условного рефлекса в структурах мозга еще до того, как он проявится в двигательных или иных реакциях организма.

Описание слайда:

Прямое раздражение нервных структур мозга. Этот метод позволяет вмешиваться в естественный порядок осуществления условного рефлекса, изучать работу его отдельных звеньев. Можно также ставить модельные опыты по образованию нервных связей между искусственными очагами возбуждения. Можно, наконец, прямо определять, как изменяется при условном рефлексе возбудимость участвующих в нем нервных клеток мозга.

Описание слайда:

Фармакологические воздействия на условные рефлексы. Различные вещества по-разному влияют на активность нервных клеток. Это позволяет изучать зависимость условных рефлексов от изменений их активности. Например, введение кофеина – вещества, усиливающего процессы возбуждения, позволяет оценить работоспособность нервных клеток коры. При высокой работоспособности даже большие дозы кофеина лишь облегчают образование условных рефлексов, а при низкой работоспособности даже небольшая доза кофеина делает возбуждение непосильным для нервных клеток.

Описание слайда:

Сопоставление психических и физиологических проявлений процессов ВНД. Такие сопоставления используют при изучении высших функций мозга человека. Соответствующие методики применяли для изучения нейрофизиологических процессов, лежащих в основе явлений внимания, обучения, памяти и т.п.

Описание слайда:

Наряду с использованием перечисленных методов, основанных на изучении условных рефлексов, все более плодотворным оказывается сопоставление изучаемых физиологических показателей с биохимическими и морфологическими.
Наконец, физиология ВНД постоянно стремится к сопоставлению своих исследований с жизненной практикой. Так, опыт животноводов по выращиванию и содержанию сельскохозяйственных животных был источником ряда сведений об особенностях их ВНД.

Описание слайда:

На многие интересные стороны ВНД человека обратила внимание практика педагогики и медицины. Как говорил французский исследователь Клод Бернар, «что не смеем мы попробовать на людях, делает природа – экспериментатор более смелый».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Физиология высшей нервной деятельности

Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы — коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней средой.

Физиология ВНД изучает образование условных рефлексов, взаимодействие процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре больших полушарий головного мозга. Физиология ВНД применяет экспериментальные методы исследования.

Физиология ВНД — это наука о деятельности ведущих отделов головного мозга.

Содержание

Близкие науки

Известные учёные

История

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

Основоположником науки о высшей нервной деятельности, физиологии ВНД, является Иван Петрович Павлов. Основа была заложена им в 1917 году при написании лекций, прочитанных весной 1924 года в Военно-Медицинской академии. Впервые лекции были напечатаны в 1927 году под названием «Лекции о работе больших полушарий головного мозга». Развитие идей на основе новых экспериментальных данных описано И. П. Павловым в «Двадцатилетнем опыте объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных».

Работа И. П. Павлова опирается на труд Ивана Михайловича Сеченова, разработавшего учение о рефлексе (книга «Рефлексы головного мозга»). Идеи Сеченова при его жизни были практически применены Сергеем Петровичем Боткиным в медицине.

Перспективы

Подготовка квалифицированных кадров осуществляется в Московском государственном университете (кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет) и Санкт-Петербургском государственном университете.

Литература

Скляров В. П. Физиология высшей нервной деятельности. — Изд-во: Львовский государственный университет, 1955. — 144 с.
Твердохлебов Г. А. Физиология мышления. «Объединенный научный журнал» № 21, 2006, Изд-во «Фонд правовых исследований».

Источник

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

Вклад отечественных ученых в разработку учения

о высшей нервной деятельности

к учебнику: Колесов Д.В. Биология. Человек: учебник для 8 классов общеобразовательных учебных заведений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – М.: Дрофа – 336с.: ил.

Автор: Ахунова Н.Н., учитель биологии высшей категории

Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний о понятии высшая нервная деятельность и вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

способствовать формированию у учащихся знаний о жизни и деятельности И. М. Сеченова, а так же его роли в развитии учения о ВНД;

способствовать формированию у учащихся знаний о жизни и деятельности И.П. Павлове, а так же его роли в развитии учения о ВНД;

способствовать формированию у учащихся знаний об опытах И.П, Павлова по ВНД;

способствовать расширению знаний об условных и безусловных рефлексах;

способствовать формированию у учащихся знаний о формах торможения условных рефлексов (о понятиях: угасание условного рефлекса, тормозная временная связь, врожденное торможение, условное торможение, закон взаимной индукции);

способствовать формированию у учащихся знаний о роли А.А. Ухтомского в учении о ВНД;

способствовать формированию у учащихся знаний о понятии доминанта в учении о ВНД.

способствовать развитию умения работать с дополнительной литературой;

способствовать развитию умения концентрировать внимание;

способствовать развитию умения строить причинно – следственные связи;

способствовать развитию логического мышления и умения делать выводы.

способствовать формированию научного мировоззрению.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Методы: беседа, рассказ, работа с дополнительной литературой.

Оборудование: проектор, ноутбук.

О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева, А.С. Батуева – М.:ВАКО, 2005.- 416.

Проверка готовности кабинета к уроку

Актуализация опорных знаний.

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему: «Нервная система и органы чувств», давайте вспомним некоторые понятия этой темы».

Что такое нервная система?

Из каких отделов состоит нервная система?

Какую роль в организме играет нервная система?

Какое значение для человека имеют анализаторы?

Изучение нового материала.

Мотивация учащихся (рассказ учителя): « В природе существуют предметы и процессы, которые можно увидеть, услышать, почувствовать их вкус, запах. Это различные природные явления (снегопад, дождь, солнечное затмение), различные предметы и живые существа. Но мысли человека, его переживания, чувства увидеть и услышать не возможно. Существование связи между мозгом и психической деятельностью ученые предполагали давно. Но на Вопросы, по каким законам работает мозг человека, что лежит в основе психической деятельности, ответить не могли.

Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? Как мыслим? От чего зависит речь? Что такое память, каковы её основы? Эти и сотни других вопросов требовали научного ответа. Эти вопросы во многом блестяще были разрешены отечественной наукой. Общепризнано, что науку о мозге создали русские ученые. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: « Вклад отечественных ученых в разработку учения

о высшей нервной деятельности »( слайд № 1)».

Цель урока: формирование знаний о понятии высшая нервная деятельность и вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности(слайд № 3).

Жизнь и деятельность И.М. Сеченова.

Жизнь и деятельность И.П. Павлова.

Опыты И.П. Павлова по ВНД.

Методы условных рефлексов.

Разные формы торможения.

Жизнь и деятельность А.А. Ухтомского.

Деятельность учащихся: ученик рассказывает доклад на тему: «Жизнь и деятельность И.М. Сеченова».

Что изучал И.М. Сеченов?

Что такое многоуровневая организация работы мозга?

Каким образом головной мозг может влиять на спинной мозг?

Какое открытие принесло И.М. Сеченову мировую известность?

Влияние высших отделов нервной системы на работу нижерасположенных отделов.

Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.

Головной мозг может, как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их.

Открытие центрального торможения.

С И. П. Павловым вы уже знакомы, давайте вспомним, что о нем мы знаем.

За какое открытие И.П. Павлов получил Нобелевскую премию?

В чем суть фистульного метода?

Что такое безусловный рефлекс по И.П. Павлову?

Что такое условный рефлекс по И.П. Павлову?

За разработку фистульного метода по изучению пищеварительного тракта.

Врожденный рефлекс, свойственный всем особям данного вида. С возрастом может меняться, но строго по определенной программе, одинаковой для всех особей этого вида.

Рефлексы, приобретенные в течении жизни. Условные рефлексы дают возможность организму приспосабливаться к меняющимся условия, накапливая жизненный опыт.

Образование условных рефлексов И.П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого – либо раздражителя, даже незначительного, с жизненно раздражителями (пища, боль, опасность) и становятся их сигналами.

Выработка условного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя, в нашем примере – с зажигания лампочки.

Обозначим, зажженную лампочку буквой Л, а центры, которые возбуждаются в зрительной зоне коры большого мозга, букой Л1. После проявления ориентировочного рефлекса на свет лампочки животному дают пищу. Она вызывает безусловный слюноотделительный рефлекс и возбуждение П1 в пищевой зоне коры. После этого несколько раз сочетают сет лампочки Л с кормлением П. В головном мозге последовательно возникают возбуждения Л1 и П1. Между этими центрами появляется временная связь Л1-П1. После её образования проявляется условный рефлекс.

Включается лампочка. Возбуждается центр Л1. По образовавшейся связи Л1-П1 возбуждение достигает пищевого центра П. По нисходящим путям оно переходит на слюноотделительный центр продолговатого мозга.

От туда идет к слюнным железам, которые начинают функционировать на сигнал пищи (включение лампочки) ещё до того, как появится сама пища.

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человекаТаким образом, можно выработать множество рефлексов. Например, ученые доказали, что бы человек регулярно делать зарядку или бегал по утрам для этого необходимо 21 день в одно и тоже время повторять эту процедуру.

У собаки с уже выработанным рефлексом, изменим условия опыта: включим лампочку, но давать пищу не будем.

Методы условных рефлексов.

С помощью метода условных рефлексов был открыт закон взаимной индукции, он заключается в том, что очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения, например сторожевая собака, спокойно поглощавшая свою порцию корма вдруг заметила приближение чужого человека. Она начинает лаять, рваться с цепи. Возникший очаг более сильного возбуждения затормаживает пищевой центр. В результате слюна перестает выделяться и собака временно забывает о корме.

Бывают случаи, когда торможение вызывает противоположный процесс – возбуждение, так, уставшие за день дети, у которых в коре головного мозга начинается процесс торможения, вдруг начинают «буйствовать»: прыгать, смеяться, капризничать. Это объясняется тем, что очаги торможения в коре вызвали процессы возбуждения в подкорковых центрах, связанных с проявлением эмоций.

С законом взаимной индукции связана смена образов при восприятии двойственных изображений.

Далее учащимся предлагается работа с рисунками: два образа будут сменять друг друга. Торможение одного образа по закону взаимной индукции будет вызывать другой, конкурирующий образ.

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человекас именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

Разные формы торможения. И.М. Сеченов открыл центральное торможение, а И.П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врождённое и торможение условное, приобретённое в процессе жизни.

К врождённому торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. Например, если у собаки с выработанным рефлексом слюноотделения на горящую лампочку изменить условия опыта: и после включения лампочки дать звонок, слюноотделение прекратится.

К приобретённому торможению относится внутреннее торможение, наступающее при не подкреплении условного рефлекса, например, при его угасании. Оно развивается в нейронах самой рефлекторной дуги условного рефлекса, и потому было названо внутренним.

Доминанта. Поведение определяется жизненными потребностями, все они проявляются периодически. Например, потребность в пище выходит на первый план, когда возникает ощущение голода и временно угасает при насыщении.

При усилении потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942) назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.

Далее выступает ученик с докладом о жизни и деятельности А.А. Ухтомского.

Доминантный очаг отличается рядом особенностей:

он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения;

достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.

С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы как правило не замечаем того чего не ожидаем увидеть (учащимся демонстрируется рисунок головного мозга, где вместо извилин изображены играющие дети). с именами каких ученых связано изучение высшей нервной деятельности человека

Закрепление. Ребята, у вас на столах лежат листы с заданиями на соотнесение понятий и примеров. Решите их в тетради, используя полученные сегодня знания и текст учебника на стр. 267-269.

№ 1. Какие из перечисленных признаков характеризуют условные рефлексы (1), а какие безусловные (2):

(Ответ: 1 – А, Г, Е; 2 – Б, В, Д.)

№ 2. Из перечня А – Д выберите и зашифруйте ответы на вопросы:

А. Включение лампочки до опытов

Б. Пища в полости рта

В. Включение лампочки во время кормления

Г. Выделение слюны на пищу во рту

Д. Выделение слюны на свет лампочки

1. Безусловный раздражитель

2. Безразличный раздражитель

3. Безусловный рефлекс

4. Условный рефлекс

5. Сочетание безразличного раздражителя с безусловным

6. Без каких раздражителей условный слюноотделительный рефлекс не образуется?

7. При отсутствии какого условия происходит торможение условного слюноотделительного рефлекса?

8. Какой раздражитель возбуждает зрительную зону коры головного мозга?

9. Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры головного мозга?

10. При каком условии образуется временная связь между зрительной и вкусовой зонами коры головного мозга?

(Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-Д, 5-В, 6-В, 7-В, 8-А, 9-Б, 10-В)

Результаты работы обсуждаются совместно.

Подведение итогов урока. Таким образом, можно сделать следующий вывод: при всей сложности работы ЦНС основным элементарным принципом её функционирования является рефлекс. Деятельность коры больших полушарий, обеспечивающая поведение, т.е. индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям среды И.П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *