с детьми какого возраста можно проводить игру фантазирование
Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности
татьяна шапошникова
Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности
Этапы педагогической технологии организации игры- фантазирования:
1.этап: Обогащение или активация литературного опыта как основы игры- фантазирования.
2 этап: Обогащение опыта воображения на основе прочитанных литературных произведений.
3 этап: Сотворчество воспитателя и детей в процессе речевого фантазирования.
Игра «Волшебная картина».
Материалы: ватман (у меня 3 листа А3, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.
Детям предлагается совместно нарисовать «Волшебную картину» (поэтапно).
На первом этапе детям необходимо во процессе обсуждения вспомнить сказочных героев или придумать своего фантастического героя и нарисовать его на листе бумаги. В процессе обсуждения дети описывают своих героев, дают им различные характеристики, имена, договариваются, кто кого будет рисовать. (герои повторяться недолжны).После зарисовки персонажей дети их рассматривают.
К третьему этапу педагог заранее вырезает нарисованные детьми ранее персонажи и предметы.
Детям предлагается нарисовать «Сказочную» окружающую среду (замок, лес и т. д)
После того как дети закончат с зарисовкой окружающей среды она тоже вырезается. Теперь детям нужно совместно составит «Волшебную картину»,расположив персонажей и атрибуты на ватмане. Наклеить и обвести их фломастерами подходящих цветов. Создав «волшебную картину», дети совместно с воспитателем придумывают по ней волшебный рассказ. (воспитатель его может зафиксировать)
Фантазирование детей старшего дошкольного возраста на темы музыкальных произведений Что мы чувствуем,когда слушаем музыку?О чем размышляем,о чем мечтаем?А может быть что-то себе представляем?Слушая музыку,мы не только проникаемся.
Коллективная аппликация «Дерево» Уважаемые коллеги! В год экологии мы с ребятами изготовили аппликацию. Предлагаю вам посмотреть нашу работу. Для работы нам понадобилось:лист.
Картотека «Художественное слово в продуктивной деятельности воспитателя». Картотека «Художественное слово в продуктивной деятельности воспитателя». Лепка коллективная «На арене цирка» Чтение стихотворения В. Шипуновой.
Планирование по воспитанию дружеских взаимоотношений детей посредством детской художественной литературы. Сказка В. Г. Сутеева «Петух и краски» Образовательные области Организованная образовательная деятельность Цель деятельности Работа с родителями.
Подборка детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности Предлагаем Вам подборку детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности. Рассказ об истории огня. С давних.
Разработка картотеки детской художественной литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Разработка картотеки детской художественной литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через годовой цикл праздников».Зима.
Развитие фантазии детей в играх
Каким же образом проявляется фантазия в детских играх?
Прежде всего в выборе сюжета игры, а так же в том, как этот сюжет развивается. В выборе героев, представлений о них у ребенка. В средствах, которые использует ребенок для создания образа, а так же к своему мнению о своем творчестве.
И речь здесь идет не о копировании в играх жизненных ситуаций или других людей, а о том, что они на основе увиденного создают новые сюжеты, привносят новые действия и персонажей в игру. Во многих случаях такие изменения обусловлены незнанием, неумением детей взаимосвязано и последовательно представить события из жизни. И они привносят выдумку в достраивании взаимосвязей и сюжетов, совмещая порой несовместимые в реальной жизни события и героев.
В основе развития фантазии у детей лежит конечно же творчество. Понимание этого и ложится в основу методов руководства играми дошкольников.
Здесь уже проявляется роль воспитателя в развитии фантазии у детей. Его задача с одной стороны, максимально развивать игру, но с другой влиять на игру так, чтобы ребенок через нее получал правильное представление о последовательности событий или о героях игр, об их поступках. Если дети изображают супергероев или еще каких-либо персонажей, важно следить чтобы их поступки и слова соответствовали взятым ролям.
Воображение ребенка особенно сильно развивается тогда, когда он раз за разом пытается добиться сходства с реальностью, и он получает удовольствие когда это получается. Для развития фантазии воспитатель должен иногда вовремя задать тот или иной вопрос или предложить новое действие, которое не было до этого предусмотрено игрой, но является вполне логичным. Это даст новый толчок к фантазированию у ребенка. Но в этом процессе очень важно избегать навязчивости, так как слишком большая авторитарность воспитателя может сделать игру неинтересной или переложить роль играющего на самого воспитателя, а ребенок станет лишь воспринимать предлагаемые образы, отключая свое собственное фантазирование.
Развитие ловкости у детей 5–6 лет в соревновательных играх Матвеева Т. Ю. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары Научный руководитель: старший преподаватель Л. Л. Ильина Развитие ловкости у детей.
«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста. Хочу начать.
Безопасность в подвижных и спортивных играх. Подвижные и спортивные игры, входящие в программу физического воспитания дошкольников характеризуется разнообразными движениями: бегом,.
Долгосрочный проект «Народная кукла в играх современных детей» Долгосрочный проект «Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей».
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх. Из опыта работы. Данный педагогический опыт построен на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного.
Консультация для воспитателей «Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста в дидактических играх» Цель: раскрыть значимость использования дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Дошкольное.
Материал к педсовету по теме «Развитие выразительности речи в театрализованных играх» Развитие выразительности речи в театрализованных играх Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь активизируется.
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в играх по мотивам фольклорных произведений На современном этапе повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности детей дошкольного возраста является весьма актуальной проблемой.
Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей дошкольного возраста В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Чтобы ребенок дошкольного возраста развивался как самостоятельная.
Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников
1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
У современных детей умение играть развито очень слабо. Игра вытеснилась другими, взрослыми видами деятельности. Согласно возрастной переодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития связаны с возрастным новообразованием. Для дошкольников это психологическое новообразование проявляется в функции воображения. Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то и актуальным на этот переиод будет вопрос развития фантазии через различные виды игр.
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Фридрих Фребель.
Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.
В режиссерских играх, проигрывая ситуации, связанные с неприятными переживаниями, рассуждая вслух, ребенок научается более адекватно оценивать отображаемые события, приобретает возможность вставать на чужую точку зрения, осмыслять ее, что приводит к смягчению эмоциональной реакции, к большему пониманию ситуации.
Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет разное значение для формирования отдельных компонентов воображения. Так, предметная среда, в основном, складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию сюжетно – ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция формируется сначала в образно – ролевой игре, а затем получает свое интенсивное развитие в режиссерской.
2. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ
Этому наш коллектив уделяет особое внимание, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка.
Самодельные куклы, куклы на перчатке, варежке,
Коробки (пещеры, шалаши, туннели, летающие тарелки, космодромы,
Самодельные значки на липучках,
Переносная игровая комната с небольшими куклами, домик, лоскутки ткани, шарики, брусочки,
Наряды: накидки (многофункциональные-мушкетер, принцесса., платки разного размера, куски ткани разного цвета,
Коллекции: перья, веера, цветные ленточки, пояса, ремни.
Бросовый материал: гибкий шланг, трубочки, колесо, пластмассовые крышки, детали машин, формочки для яиц, поролон, баночки.
Материал для обустройства пространства: занавески с петлями на концах, с рисунком, который может обозначать — кафе, ресторан, больницу.
Волшебная палочка, сундучок,
Панно, карты с волшебными странами, сказочными пещерами, страны облаков, цветовых пятен со съемными изображениями героев и вещей,
Книжки-самоделки: «История одной вещи», «Оживший холодильник», «Туфельки на балу», «Королевство зеркал и зеркалец».
2. ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
В нашем детском саду для развития воображения проводятся следующие игры, упражнения,даются задания:
«Незаконченный рисунок».Задание: предложите ребенку подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать ее.
«Угадай, кто я».Ход игры: дети с помощью жестов или звуков изображает какой – либо предмет (паровоз, чайник, самовар, собака, кошка).Задание: ребенку надо отгадать, что это за предмет.
«Укрась слово».Задание: предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову (осень, дом, зима, лето, бабушка, цветок, мама, игра и др.)
«Использование предметов».Задание: ребенок должен перечислить все возможные случаи употребления данного предмета.Варианты: карандаш, газета, листок бумаги, книга, кисточка, табурет, лопата, крышка.
«Представь, будто».Задания: ребенок должен представить и изобразить, как вдевает нитку в иголку; как задувает свечи на торте в день рождения; часы с маятником, которые бьют; изобразить и озвучить часы с кукушкой, мотоцикл; парикмахера, который делает прическу; маленького рыболова, хирурга во время операции.
«Составь предложение».Задание: составить предложение, используя названия предметов, изображенных на картинках.
«Составление изображений объектов».Задания: пользуясь геометрическими фигурами, ребенок должен нарисовать лицо человека, нарисовать дом и другие предметы.
«Составь загадку».Задания: предложите ребенку составить загадку о зонтике.Подсказки: на что похож предмет (на гриб, на волчок, на колокольчик); чем отличается (несъедобный, не крутится, укрывает от дождя);загадка: как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится, как колокольчик, но от дождя укроет.
«Что произойдет».Задание: предложите ребенку подробно ответить на предложенный вопрос.Например: что произойдет, если оживут все сказочные герои?; что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? ; что произойдет, если дождь будет лить не переставая? И др.
Желаем всем педагогам творить и фантазировать, потому что только такой педагог может понять ребенка, сделать его жизнь интересной!
«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.
«Игра-фантазирование как средство развития воображения и детского творчества»
как средство развития воображения и детского творчества.
Кутузова Лидия Александровна,
педагог-психолог МБУ д/с № 147 «Сосенка»
В последние годы наметилась печальная тенденция – игры старших дошкольников становятся примитивными и агрессивными, их содержание и форма обеднены и однообразны. Дети 5-6 лет, играя, имитируют действия и голос выбранного персонажа, но создаваемые ими игровые образы обычно маловыразительны, лишены ярких эмоциональных проявлений, зачастую агрессивны. Традиционные сюжеты игр «Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» включают две-три взаимосвязанные ситуации. Литературный опыт детей практически не включается в игровых сюжетах, свои впечатления от мультсериалов (роботы, трансформеры) в игру вносят, в основном мальчики. Взрослые, в первую очередь педагоги, способны помочь детям и многому их научить[4,5].
Одна из форм передачи игрового опыта – игра-фантазирование, совместная деятельность детей и взрослых.
Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.
Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:
1- обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;
3- герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;
4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);
5- герой побеждает противника и получает искомый объект;
6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.
Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы разворачивать игру-придумывание и изменять знакомый сюжет.
Игрушка изготовлена из мягкого, приятного на ощупь материала. Руки Человечка выполнены на проволочном каркасе, положение бровей, рта тоже можно менять так, чтобы лицо Человечка выражало разные чувства: радость, грусть, удивление, интерес, злость, страх в соответствии с игровой ситуацией, настроением героя.
Разработана карта сказочной страны с традиционными объектами, отражающими узловые точки сюжета (дорога, дворец положительного героя и замок анти-героя, река-препятствие, лес, горы). Карта помогает герою перемещаться во времени и пространстве. Работа с такой картой облегчает проведение игры-фантазирования, помогает детям самим организовывать игры, лучше запоминать придуманное. Все события в игре разворачиваются вокруг героя-Человечка и связаны сюжетной линией.
В начале игры, педагог дает «опорную точку», рассказывает о том, какие события в ней будут происходить, подробно описывает эмоциональное состояние героев, их переживания, дети совместно с педагогом изображают, как выглядит главный герой – Человечек в разные моменты сказки (мимика, позы, жесты).
Пример. В начале путешествия Человечек отправляется в сказочную страну Хохотанию. Дети придумывают, как выглядят жители этой страны, как называются города страны (например, Хохотанск), ее улицы, как выглядит столица, дворец, в котором живут правители и т.д. Жители страны Хохотании поведали Человечку грустную новость: Злой ветер украл юную принцессу Улыбку (описание принцессы: как выглядела принцесса?, Как проявлялась ее доброта?).
Наш смелый Человечек отправляется на поиски принцессы в царство Злого ветра.
Педагог постепенно привлекает детей к разработке сюжета, рассматривает вместе с детьми карту (например, «река на пути героя», «замок Злого ветра») и помогает детям вопросами: «Как могла называться река в волшебной стране?», «Какая в ней вода?», «Какой она стала после проделок Злого ветра?» и т.п.
По ходу игры привлекается литературный опыт детей, им, например, предлагается вспомнить, что в сказках всегда есть волшебные помощники, (Какие герои-помощники бывают в сказках?, Как они помогают герою?, Какие испытания придумывают?).
Дальше Человечек встречается с Волчицей, которая помогла ему победить злого ветра (Как? Например, подарила волшебный цветок. Описываем свойства этого цветка, рисуем его).
Наконец Человечек добрался до замка Злого ветра, но чтобы проникнуть туда, надо выполнить задание стражников (например, без бумаги и красок, одними словами нарисовать портрет Злого ветра, описать замок и его окрестностей, что можно увидеть внутри замка)[9].
Практически на каждом этапе игры-фантазировании в качестве заключительной части занятия можно использовать рисование в любой технике, в том числе и «волшебными красками», в состав которых входит гуашь, клей ПВА, крупная соль. При высыхании такие рисунки будут загадочно поблескивать.
На первых этапах игры педагог подробно описывает детям события, эмоциональное состояние героев, их переживания. Через некоторое время можно предложить детям использовать фишки-пиктограммы, на которых изображены основные эмоции Человечка. Детям нужно придумать, что произошло, почему у героя именно такое лицо, подробно описать новые события в жизни героев.
Желание придумывать историю или сказку, героем которой является игрушка, побуждает ребенка подобрать нужные слова, грамматически оформить их в связные высказывания, ясно, четко, интонационно выразительно рассказать слушателям, чтобы вовлечь их в игру. Для этого нужно владеть хорошо развитой монологической речью, что на сегодня является скорее исключением, чем правилом для дошкольника.
С помощью игры-фантазирования решаются следующие задачи : умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.
Калиниченко А.В. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2004.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с
9. Фантазия: Чубчик в стране Хохотании.//Обруч.-1997.-№4
Как отличить детские фантазии от лжи?
Стоит ли поощрять родителям детскую фантазию или вести с ней решительную борьбу.
Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить, где фантазия, а где ложь?
Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: «А у меня под кроватью розовый слон живет. «
— Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон.
Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.
Но не все так радужно в мире фантазии. У нее есть и оборотная, «темная» сторона. Это фантазии, растущие из детских страхов, агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.
Светлая сторона луны
Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.
Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:
Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!
Маленькие фантазеры
В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.
То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».
Такие разные игрушки
Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи. Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.
Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный «мусор», а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!
Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из «бросовых» материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, «Космостарс»), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и. космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.
Темная сторона луны
Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ребенок или это просто богатая фантазия.
История первая: «Я не трус, но я боюсь. «
До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына «испортился характер». Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище.
Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не «больное» воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях.
Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать «свое» чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, солнцезащитные очки, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из пластилина, а потом тут же преобразить его в нечто доброе.
И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: «Денискины рассказы» В.Драгунского, стихи А.Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй. и спокойный сон без страшных видений обеспечен!
Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супергерои. добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: «добрый» персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая «злых» персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в «добрых» персонажей такие жестокие.
Фантазия или ложь?
Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет.
Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается «щелчок»: вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим «оружием» пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение.
Какие же основные причины, по которым ребенок врет?
Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал: