с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

Хранители Британской короны: Почему почти 500 лет в Тауэре лелеют «шестёрку» чёрных воронов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

В 1666 году в Лондон пришла беда – случился Великий лондонский пожар. Три дня огнём была охвачена центральная часть города. Огонь уничтожил практически все жилые постройки в пределах старой римской городской стены.

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

Огонь почти добрался до дворца короля Карла II, расположенного в Вестминстере. Но несмотря на то, что жизни короля угрожала огромная опасность, он не покинул дворец, чем вдохновил жителей Лондона на борьбу с огнём. И чудо случилось: пожар удалось остановить, а Уайтхоллский замок остался нетронутым.

В сгоревшие развалины города стеклись тысячи свиней, кошек и диких воронов – в Лондоне царил полный хаос. Поэтому король призвал истреблять всех диких животных в городской черте, чтобы спасти город от болезней, которые потенциально могли распространиться со скоростью, ничуть не меньшей, чем у только закончившегося пожара.

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

Однако королевский астролог сделал важное предостережение, что королевство может пасть, когда будет убит последний ворон. Прагматичный монарх прислушался к этому предсказанию и приказал оставить в живых 6 воронов, которых по его приказу поселили в Тауэре.

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

Кстати, сегодня кроме шести «обязательных» воронов в Тауэре живёт и один «запасной». Вороны живут буквально в королевских условиях, ведь многие люди и сегодня верят, что без этих птиц империя падёт. Эти птицы фактически живут во дворце, и к ним приставлены слуги. Вороны содержатся за государственный счет, и все, что от них требуется, это время от времени оказываться перед публикой.

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

Во время Второй мировой войны бомбардировки Лондона пережил только один из воронов, поэтому премьер-министр Уинстон Черчилль дал специальное распоряжение восстановить количество птиц. С того момента вороны были официально зачислены в ряды Королевской армии, хотя стоит заметить, что их могут «разжаловать» за неприемлемое поведение.

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

Эти необычные помощники короны наверняка являются самыми избалованными птицами в стране. За ними ухаживает специальный Смотритель воронов, который выбирается из 38 членов церемониальной йоменской стражи Тауэра, также известных как «Бифитеры». Никому, кроме них, к птицам приближаться нельзя.

с благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

В 1987 года в Великобритании была запущена специальная программа по подержанию численности популяции воронов. С 2013 года в Тауэре живет 8 этих птиц: 6 «основных» воронов, 1 «запасной» и еще один «ученик». Птиц зовут Мерлин, Хугин, Мунин, Джубили, Портия, Эрин, Роки и Грип (по имени ручного ворона Чарльза Диккенса).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

ВОроны Лондонского Тауэра

Черные вороны — пожалуй, не только одна из главных легенд, но и важный символ современного Тауэра в Лондоне.

Доподлинно известно, первый ворон появился в замке в 1553 году во времена «девятидневной королевы» Джейн Грей. Именно тогда впервые и прозвучало известное «Виват!», предвещающее нехорошую весть — Грей была казнена.

Однако знаковыми вороны стали во времена королевы Елизаветы, по приказу которой её фаворит герцог Эссекс за поднятый бунт был заключен в тюремную камеру. Во время ожидания приговора в окно камеры герцога клювом постучался огромный черный ворон, и пристально посмотрев в глаза Эссексу, трижды прокричал «Виват!». Навещавшим родственникам герцог рассказал о дурном предзнаменовании, те в свою очередь разнесли молву по всему Лондону, печальный исход был очевиден всем. Через несколько дней герцог Эссекс подвергся жестокой казни.

Эта легенда жила на протяжении нескольких столетий — ворон являлся к обреченным на эшафот, пока Тауэр не потерял статус королевской тюрьмы и не стал музеем.

С тех времен на территории Тауэра обосновались целые династии воронов, а их жизнь на территории замка обросла массой легенд. Так, одна из них живет до сих пор — считается, что Тауэр и вся британская империя падет, как только его покинут вороны.

Удивительно, но в XVII веке король Чарльз II издает указ, по которому четко описано, что в замке постоянно должны находиться шесть черных воронов. Следить за этим был назначен специальный стражник-хранитель воронов, в обязанности которого входило полное содержание птиц. Эта традиция жива и по сей день.

С тех времен практически ничего не изменилось шесть черных воронов (два — запасных) живут в прекрасных условиях в крепости — в просторных вольерах.

На содержание воронов ежегодно государство выделяет солидный бюджет. Благодаря отличному питанию, «хранители Тауэра» весьма упитанны. В их ежедневный рацион входит около 200 граммов свежего мяса и кровяные бисквиты, кроме того раз в неделю птицам полагаются яйца, парное мясо кролика и жареные гренки.

Каждый ворон имеет свое имя и нрав — Болдрик, Мунин, Тор, Гугин, Гвиллум и Брэнвин. Лицезреть их, прогуливающихся по зеленому газону, может каждый турист.

Оценить значимость черных воронов в истории Тауэра постоянно удается ученым и реставраторам, в самых неожиданных местах находящим старинные гнезда птиц. В одном из таких гнезд недавно были обнаружены находки, всколыхнувшие новые легенды и гипотезы. В руки историков попали браслет с инициалами той самой Джейн Грей, заколка Елизаветы Тюдор и рюмка с гербом Эссекса.

О жизни воронов в Тауэре и о своей работе в интервью «Огоньку» рассказал йомен-хранитель королевских воронов ДЕРРИК КОЙЛ.

Господин Койл, в чем заключаются ваши обязанности хранителя воронов Тауэра?

В летнее время мой рабочий день начитается в 4.30 утра — с первыми лучами солнца. Птицы просыпаются рано. Я выпускаю воронов из клеток, где они ночуют, кормлю их, осматриваю, чтобы убедиться, что они здоровы и с ними ничего не случилось за ночь. В течение дня постоянно присматриваю за ними. В середине дня я снова их кормлю, а около 9 часов вечера, когда темнеет, укладываю спать — пересаживаю в клетки. Клетки необходимы, потому что в Тауэр по ночам иногда наведываются дикие городские лисицы, живущие в пригородных парках. Я делаю все возможное, чтобы максимально приблизить жизнь воронов в Тауэре к их естественной среде обитания.

Есть ли у вас помощники?

У меня четверо помощников. Обычно они подменяют меня в случае болезни или когда я в отпуске.

Сколько лет вашим воронам?

Это птицы самого разного возраста. Самым младшим из восьми воронов — братьям Гундольфу и Болдрику — около полугода, самому пожилому — 18 лет. До недавнего времени у нас был 30-летний ворон, которого зовут Харди. Два года назад он начал слепнуть, и я отправил его на пенсию. Сейчас он живет в моей семье — в деревне в графстве Стаффордшир. Харди получил свое имя потому, что родился в Дорсете, откуда родом один из самых знаменитых наших писателей, Томас Харди. Сейчас Харди-ворон полностью ослеп. Я знаю его на протяжении последних 20 лет. Все, что я мог для него сделать, — это обеспечить уход и спокойную старость.

Вы упомянули восемь воронов. Но по традиции воронов в Тауэре должно быть шесть.

Действительно, согласно декрету короля Карла II от 1667 года воронов в Тауэре должно быть шесть. Но на всякий случай я держу в резерве еще двух. Всякое может случиться.

Вы называете всех своих воронов по именам. А кто дает им эти имена?

Обычно я сам даю им имена. Сейчас в Тауэре живут молодая самка Ранван и ее напарник Тор Бран, затем Мористон и его подруга Мун, самец Квилан и его подруга Дугин; ну и двое юных самцов Гундольф и Болдрик.

Говорят, что вороны живут очень долго, чуть ли не дольше других птиц и зверей.

Довольно долго. Самому старому ворону, жившему в Тауэре, было 44 года. Но он жил у нас в середине XIX века.

Правда ли, что вороны, подобно попугаям, могут разговаривать?

Чем вы кормите своих птиц?

В природных условиях вороны питаются отбросами и падалью — они могут есть все что угодно. Однако я составляю им сбалансированную диету. Ежедневно они съедают шесть фунтов свежего мяса. Это может быть говядина, курятина, баранина, свинина или печень. Они получают и разного рода зерновые добавки и иногда виноград.

Похоже, что их содержание обходится казне Ее Величества в немалую сумму.

Не скрою, стоит это недешево. Стоимость содержания воронов, не считая обслуживания, — около 100 фунтов в месяц.

Господин Койл, орнитологи утверждают, что вороны довольно агрессивные птицы. Как вы с ними уживаетесь? И не доставляют ли они неприятностей посетителям Тауэра?

Лично на меня вороны никогда не нападают. Обычно весной, с наступлением брачного периода, вороны-самцы становятся агрессивными, и я обращаюсь с ними очень осторожно. Меня принимают за своего, видимо, за огромного ворона, и не трогают. Честно говоря, я и сам воспринимаю их как членов семьи. Бывает, правда, что вороны досаждают посетителям и даже нападают на них. Не так давно комендант Тауэра посадил одного ворона по имени Хьюджин под домашний арест, а затем лишил довольствия, уволил и отправил в зоосад в Уэльс за недостойное и агрессивное поведение по отношению к посетителям.

Можно ли считать воронов, долгие годы живущих в Тауэре, домашними птицами? Или же они не одомашниваются?

Нет, вороны так и остаются дикими птицами. Они обитают в отдаленных горных районах. В наше время воронов можно увидеть только на западной окраине Британии — в Корнуолле, Дорсете, Эйвоне, Сомерсете. Сохранились они и в гористых районах Шотландии.

Могут ли вороны улететь из Тауэра? Бывали ли такие случаи?

В принципе, могут. Чтобы этого избежать, я подрезаю им правое крыло. Это безболезненная операция, она никак не вредит им. При этом они могут летать, но крылья не создают достаточной подъемной силы. Так что подниматься они могут лишь невысоко над землей. На моей памяти был только один такой случай. Ворон по кличке Хьюгин взлетел на крепостную стену и улетел в город. На следующий день мы получили сообщение, что его видели сидящим на дереве возле одного из офисов в Сити. Когда за ним пришли, мне показалось, что он был очень рад вернуться в Тауэр.

Насколько я понимаю, вороны находятся на службе Ее Величества и являются частью персонала Тауэра. Как долго они служат: до конца жизни или у них есть пенсионный возраст?

Обычно мы содержим воронов до их естественной смерти. Только в редчайших случаях служба прерывается, и по приказу коменданта их увольняют из Тауэра. Обычно это или болезнь, или недостойное поведение. В последнем случае ворон ссылается в края, откуда он родом, чаще всего в зоосад в Уэльсе.

Что самое трудное в работе хранителя воронов?

Самое трудное — удерживать посетителей Тауэра от кормежки воронов и общения с ними. У площадки с воронами висит объявление с просьбой не делать этого, однако публика чаще всего его игнорирует. Когда люди подходят к птицам слишком близко, вороны часто клюют их, обычно в палец или руку. В этом нет агрессии, просто для воронов это способ предупредить человека не заходить на их территорию. В противном случае они могут запросто откусить палец.

А как вы стали хранителем воронов?

Все йомены поступают в Тауэр после службы в армии — обычно в королевской морской пехоте или авиации. Они должны прослужить в армии не менее 22 лет. Что касается меня, то я был старшим сержантом в полку, известном под названием «Зеленые гренадеры». Солдаты в него набираются в северной части страны. Я поступил на службу, когда мне было 16 лет, и вышел в отставку в 40.

А вам хотелось, чтобы дети пошли по вашим стопам и унаследовали вашу должность?

Хотел бы, но никто из них не подходит под необходимые для этого критерии — мой сын не служит в армии, так что он никогда не получит эту должность.

Вы скромно умолчали о том, что королева наградила вас за работу с воронами.

В мае прошлого года я получил письмо из Букингемского дворца с припиской на конверте «вручить лично». Когда вскрыл его, то обнаружил в нем извещение, что Ее Величество милостиво соизволила наградить меня королевской медалью Виктории.

Верите ли вы в легенду, которая гласит, что, если вороны покинут Тауэр, британская монархия падет, а сам Тауэр будет разрушен?

Видите ли, я — хранитель воронов. Само существование моих воронов, да и моя работа в Тауэре были бы невозможны без этой легенды. Мы находимся на страже британской монархии… Кроме того, если я не буду верить в эту легенду, то кто же тогда в нее поверит?

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Монархия и вороны: откуда пошли легенды о птицах-старожилах лондонского Тауэра

До недавнего времени в Тауэре жили семь воронов. Но несколько недель назад смотритель воронов Кристофер Скайф заметил пропажу одной из птиц по имени Мерлина. «Мерлина — свободолюбивая самка, она много раз покидала Тауэр (вороны не могут улететь далеко, потому что им подрезают крылья. — Прим. ред.), — говорит смотритель. — Я ее друг, и она обычно возвращается, но, видимо, не в этот раз. Боюсь, что она может уже быть не с нами».

Какие есть легенды о воронах

Никто точно не знает, как появилась легенда о воронах. По одной из версий, король Карл II, который правил страной в XVII веке, приказал защищать придворных птиц. Ведь его предупредили: если в крепости не останется воронов, то корона и сам Тауэр падут. Однако после Карл II согласился сократить число особей до шести, когда придворный астроном Джон Флемстид пожаловался, что птицы загораживают ему звезды.

Согласно другой версии, вороны впервые появились в Тауэре после большого пожара в Лондоне в 1666 году. Дикие вороны были одними из крупнейших падальщиков средневекового Лондона. Предположительно, после пожара выжившие англичане стали преследовать воронов за то, что они поедали останки, но Флемстид объяснил Карлу II: истребление воронов станет плохим предзнаменованием, и королевство не переживет последней убитой птицы. Тогда Карл II приказал оставить в Тауэре только шесть птиц.

Откуда они на самом деле взялись

Однако историк Джеффри Парнелл еще в 2004 году выступил в газете The Guardian с предположением, что мифология, связанная с воронами, могла быть выдумана уже в Викторианскую эпоху. По его словам, первое упоминание тауэрских воронов следует датировать 1895 годом. Эта отсылка встречается в коротком произведении «Мир животных» некой Эдит Готорн, опубликованном в журнале Королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными. Там упоминался кот, к которому приставали две вороны — одну из них звали Дженни.

Так тауэрские вороны стали одной из «изобретенных традиций», утверждает ученый Бория Сакс в статье «Как вороны оказались в Тауэре». «Традиции чаще всего изобретаются во время резких переходов от одной эпохи к другой и служат для создания преемственности, — пишет он, — или, по крайней мере, иллюзии преемственности».

Источник

С благополучием какой страны связана легенда о черных воронах

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ворон в мифологиях

Ворона (строго говоря, речь идёт о чёрном вороне Corvus corax, но и серая ворона Corvus comix годится) является одним из самых глубоких мифологических образов.

Птицы этого семейства имеют черную окраску и противопоставляются добрым, кротким и святым птицам, в особенности голубю, как зловещие, хищные и нечистые, что находит отражение в представлениях о птичьем облике душ людей, в христианизированных легендах о всемирном потопе и т.д. С другой стороны, на противопоставлении белого (или пестрого) и черного (безобразного) оперения строится комизм ряда сказок о вороне.

Народные представления отчетливо выявляют дьявольскую природу птиц семейства врановых. Так, ворона считают черным оттого, что он создан дьяволом. В вороне видят нечистую силу. Черт может принимать облик черного ворона или вороны. В образе ворона черт летает ночью по дворам и поджигает кровли. Верят, что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела. Души злых людей представляют в виде черных воронов и ворон. Считают, что ведьму можно определить по черному ворону, сидящему на ее доме.

Библейского происхождения легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что, выпущенный из ковчега, чтобы узнать, кончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это ворон, бывший когда-то белым, как снег, и кротким, как голубь, стал черным, кровожадным и обречен питаться падалью. С представлением о воронах и галках как нечистых птицах связан запрет употреблять их в пищу.

Хищность, кровожадность и разбой — характерные мотивы в представлениях о вОроне и ворОне. Вороны, как и ястребы, охотятся на цыплят. Чтобы уберечь их от ворон, вывешивают на дворе убитую сороку. Считают, что если опрокинуть горшок вверх дном, вороны не смогут увидеть цыплят. С той же целью в день Рождества ворон и ястребов называют в некоторых местах голубями. На Украине, выгоняя в первый раз весной цыплят из хаты, произносят заклинание: “Святий Кузьма-Демьян,/ Паси моiх курченят,/ Щоб ворона не хватила / I чого не зйiло”.

Хищность связывает в поверьях ворона с волком. Существует примета: кто поет в лесу и увидит воронов, наткнется на волка. Карканье ворона, пролетающего над стадом, предвещает скорое нападение волка на стадо. Согласно польской легенде, вороны и галки произошли из щепок, когда дьявол создавал волка, вытесывая его из дерева. В разных версиях сказочного сюжета “Братья-вороны” братья превращаются в Воронов, ворон или в волков. Как и других хищных птиц. убитого ворона или ворону вешают в хлеву или конюшне для отпугивания злых духов (черта, ведьмы, домового, ласки), чтобы они по ночам не мучили коней или коров. Убитых ворон вывешивают также на полях для отгона воробьев.

Для поверий о вороне характерен также мотив кражи. Согласно поверью, человек станет вором, если съест сердце или мясо ворона. Мотив кражи представлен в легенде, в которой ворон или ворона уличает перед Богом св. Петра в краже коней криком: “Украл!”, в отличие от кукушки, кричавшей “купил!”. С кражей коней связывается и сон о вороне. По другой легенде, вороной стала девка, обвинявшая своим криком Христа в краже. Считают, что ворона своим карканьем “украли!” или “крал! крал!” обличает вора или предсказывает кражу. В ответ на ее карканье, чтобы отвести от себя подозрение, следовало сказать: “Я не крал, я за сваи грошы куплял!” Тот же мотив представлен и в проклятиях: “Няхай над тым варонне кракаець, хто украу!” В связи с этим о человеке, подозреваемом в воровстве, говорят: “Над ним ворона каркает”.

Народные представления выявляют связь птиц семейства вороновых со смертью и миром мертвых. Хтоническая символика ворона представлена в раннем арабском свидетельстве ал-Масуди (ум. 956). Он описывает славянского идола в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших (К: неточно. Он их шевелит). Под левой ногой его помещены изображения воронов и других черных птиц, под правой — муравьев.

Ворон обладает сокровищами и богатством. Он охраняет клады, спрятанные в земле. В одной белорусской сказке рассказывается, как наследники в поисках денег раскопали могилу скупой помещицы и обнаружили ворона на груди у покойницы, похороненной вместе с подушкой, куда она спрятала деньги. ворон вынимал из подушки деньги и клал ей в рот, но людям не дал прикоснуться к деньгам. Верят, что в гнезде ворона хранятся невидимые богатства: золото, серебро и драгоценные камни. Насобирав много золота и серебра, В. золотит себе голову и хвост. Известно поверье о злом духе в облике черной птицы — вороны или грача, который крадет и носит своему хозяину богатство за то, что тот держит его за печью, гладит, кормит яичницей и не выбрасывает его помета. В белорусской быличке белая ворона помогает ведьме отбирать молоко у чужих коров.

Взаимосвязь воронов и муравья, отмеченная в свидетельстве ал-Масуди, выявляется и в народной традиции, но здесь отношения между ними носят враждебный характер. По народным представлениям, ворон старается вывести птенцов в марте или в феврале, пока муравьи еще не вышли из земли, иначе они поедят его птенцов. С этим представлением связана сказка о состязании муравья с вороном (или вороной) в том, кто из них сильнее и сможет нести тяжесть такой же величины, что и он сам. На кон каждый поставил собственных детей, и поэтому проигравший ворон, чтобы не дать, согласно условию, своих детей на съедение муравью, выводит птенцов заблаговременно.

Ворон широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется как указание либо на крик Ворона (иногда звукоподражательно — в романо-германских, кельтских, палеосибирских, венгерском, ацтекском наименованиях), либо на его окраску (в т. ч. в балто-славянских, арабском, китайском языках). Чёрный цвет ворона часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и т. п.

Предание о падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что ворон функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.

Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком, ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку Ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, Ворон ассоциируется с небом. Связь ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палео-азиатской мифологии и мифологии индейцев Северной Америки) наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.

Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» Ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря)..

Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропозооморфной природы, ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.

Ворон — центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки, ительмены) в Азии; у северо-западных индейцев (главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северных атапасков и отчасти эскимосов (по-видимому, в результате заимствования) в Америке. В этих мифологиях Ворон выступает как первопредок — демиург — культурный герой, могучий шаман, трикстер (ительменск. Кутх, корякск. Куйкынняку, чукот. Куркыль, тлинкитск. Иелъ). Он фигурирует в двух ипостасях — антропоморфной и зооморфной, и типологически близок тотемическим первопредкам двойной антропозооморфной природы в мифологиях других американских индейцев и австралийцев. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьёзного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже.

В мифах о творческих и культурных деяниях ворона мотивы у палеоазиатов (как культурный герой ворон выступает прежде всего у чукчей) и в Северной Америке в основном совпадают. Ворон создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в чёрного), положил начало рыболовству. Эти мотивы можно считать древнейшими, созданными в период генетического единства или длительных контактов предков палео-азиатов и индейцев Северной Америки. Однако последним не известен палеоазиатский миф о вороне, который вместе с другой птицей (зимушкой или куропаткой) пробил клювом небесную твердь, добыв таким образом свет (но в обеих мифологиях есть мифы о похищении небесных светил в виде мячей у их злого хозяина ради создания света); а палеоазиатам не знакомы североамериканские рассказы о том, как ворон добился от хозяйки прилива регулярной смены прилива и отлива и о том, как он добыл огонь (у чукчей ворон создаёт сакральный инструмент для добывания огня).

Существование этих различных, но типологически близких мотивов, возникших самостоятельно в каждом из регионов, подчёркивает общность мифологической семантики ворона.

Прежде всего как первопредок и могучий шаман ворон выступает в фольклоре коряков и ительменов. Он патриарх «вороньего» семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков; а сами брачные приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума).

Вокруг ворона и его семьи объединён почти весь повествовательный фольклор коряков и ительменов. Такая «семейная» циклизация отличает палеоазиатский фольклор от фольклора северо-западных индейцев, циклизованного «биографически» — в нём преобладают мифы о «героическом» детстве Ворона и о его странствиях: в Северной Америке ворон — прежде всего культурный герой, а не «патриарх», хотя и здесь имеются представления о нём как о первопредке. Так, он часто выступает как тотем или родовой эпоним, считается родовым или фратриальным предком. С оппозицией фратрий, очевидно, связано его противопоставление другой птице (лебедю, гагаре, орлу; ср. ниже об иудаистском противопоставлении ворона голубю; один из представителей семейства «вороньих» выступает в оппозиции к орлу в Северной Австралии, он также является и трикстером) или зверю (обычно волку). В частности, у северо-западных индейцев и у некоторых групп атапасков племя делится на фратрию Ворона и фратрию волка или орла.

В отличие от мифов творения, рассказы о проделках ворона-трикстера не совпадают по мотивам в палеоазиатском и североамериканском фольклоре, но типологически идентичны. Исключение составляют повествования о мнимой смерти ворона и о его попытках переменить пол, представляющие пародию на некоторые стороны шаманизма (аналогичные истории рассказывают и о других трикстерах). Таким образом, «трикстерский цикл» о вороне возник, повидимому, позже, чем мифы творения.

В палеоазиатском фольклоре ворон-трикстер и прожорлив, и похотлив, но его основной целью является утоление голода. В Северной Америке похотливость приписывается другому трикстеру — Норке, а для ворона характерна только прожорливость. Разница проявляется также в том, что у палеоазиатов ворон-трикстер действует на фоне общего голода, постигшего всю его семью; в Северной Америке состояние голода — специфическая черта самого ворона, возникшая, по мифу, после того, как он съел коросту с кости.

Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи (что прежде всего характерно для палео-азиатской мифологии), его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда ворон действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы (покушается на коллективные запасы пищи, меняет пол, пренебрегает половозрастными принципами разделения труда, изменяет жене). Трюки ворона противостоят нормальной социальной деятельности его детей, «дополнительны» ей, воспринимаются как паразитарная форма поведения и являются шутовским дублированием, пародийным снижением его собственных деяний как культурного героя и могучего шамана. Там, где ворон действует вне семейного фона, что характерно и для палеоазиатского и для северо-американского фольклора, его трюки имеют переменный успех. В этом случае он часто пытается удовлетворить свои нужды за счёт других подобных антропозооморфных существ; у палеоазиатов это лиса, волк и др., в Северной Америке — баклан, медведь-гризли, орёл, также волк.

Аналогичная семантика образа выявляется и в мифологических представлениях других народов Севера:» Азии и Северной Америки. В якутской мифологии ворон — атрибут Улу Тойоаш, мифического главы чёрных шаманов и имеет демонический характер. В эвенкийских мифах ворон иногда выступает в роли неудачного, непослушного помощника бога-творца. В Северной Америке у индейцев других племен сказания о вороне встречаются только спорадически, но там известен миф о потопе с участием ворона (у северно-западных индейцев ворон иногда также связывается с потопом): он ПОСЛАН искать сушу, не возвращается и наказывается чёрным цветом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *