ржев какая железная дорога

Вокзал станции Ржев-Балтийский

Основная информация

Деятельность

Контактная информация

Предприятие находится на территории Октябрьской железной дороги

Последнее обновление: 28.10.2020

Историческая справка

Первое здание вокзала, одноэтажное деревянное на 50 пассажиров, было построено в 1902 году и приурочено к открытию Виндавской железной дороги. Вокзал был достаточно вместительным, имел буфет и зал ожиданий для пассажиров I, II, и III классов.

Город Ржев стал одним из самых известных городов-фронтов в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году, в ходе Великой Отечественной войны, в результате жесточайших обстрелов и бомбёжек, здание вокзала было уничтожено, как и большинство зданий, прилегающих к железной дороге.

Вокзал Ржев-Балтийский был отстроен заново в начале 1952 года на 300 метров левее старого здания, уничтоженного немецкими оккупантами.

Вокзалы справедливо считаются лицом и воротами города. К существующему ныне железнодорожному вокзалу станции Ржев-Балтийский вели в начале ХХ века из города Ново-Ямская улица (ныне улица Мира) и Виндавское (ныне Московское) шоссе.

«Справочник Московско-Виндавской железной дороги» гласит:

«От границы Ржевского уезда полотно железной дороги на 221 версте подходит к городу Ржеву с южной стороны его».

Столичный житель, следующий в сторону Риги, выйдя из вагона поезда, попадал на вокзал станции Ржев.

Пассажирское здание было довольно вместительное с буфетами и залом ожидания, как для пассажиров I и II классов, так и для пассажиров III класса. Первое деревянное здание вокзала, именуемого сейчас Ржев-II или Ржев-Балтийский, было построено в 1902 году и приурочено к открытию Виндавской железной дороги. Здание вокзала находилось в конце Виндавского (Московского) шоссе примерно метров на 300 западнее современного здания, неподалеку от поворотного круга локомотивного депо.

Вокзал представлял собой деревянное одноэтажное здание на 50 пассажиров. Вокзал был достаточно вместительным и имел буфет и зал ожиданий для пассажиров I, II, и III классов. В 1941 году, в ходе Великой отечественной войны, в результате жесточайших обстрелов и бомбёжек, здание вокзала было уничтожено, как и большинство зданий, прилегающих к железной дороге.

28 августа 1920 года, во время проведения первой, после Октябрьской революции, Всероссийской переписи населения, станцию Ржев-Балтийский проезжал В.И. Ленин, направлявшийся вместе со своим братом Дмитрием на поезде из Москвы на охоту в Бельские леса. Во время остановки поезда Ленин и прошёл перепись. В институте марксизма-ленинизма до последнего времени хранился личный листок Ленина, статистическая карточка № 477, заполненная во втором вагоне поезда № 3. В честь этого события на современном здании вокзала открыта мемориальная доска.

После окончания Великой Отечественной войны здание было восстановлено, но из-за расширения территории станции и увеличения числа станционных путей возникла необходимость в переносе здания вокзала на 300 метров левее старого здания.

После войны было подготовлено множество проектов восстановления ржевских зданий, в том числе, в июльском номере (№ 29) журнала «Огонек» за 1946 год был опубликован проект вокзала станции Ржев-II, разработанный Центральной архитектурной мастерской Союзтранспорта МПС СССР (автор – архитектор Н. Д. Панченко). В подписи под цветным рисунком говорилось, что вместо деревянного вокзала, уничтоженного немецкими оккупантами, будет сооружён каменный. Во внутренней отделке здания было решено применять разноцветный мрамор и ценные породы дерева. Плафоны и фризы помещений вокзала планировалось оформить лепными украшениями и росписью, отображающей героику Великой Отечественной войны.

Вокзал Ржев-II был отстроен заново в начале 1952 года, однако ввиду экономии средств его бюджет был урезан. Планы и проекты грандиозного сооружения остались лишь на бумаге.

Действующее здание вокзала Ржев-Балтийский было построено по типовому проекту, выполненному архитекторами Мосгипротранса А.В.Кулагиным и В.М.Масленниковым.

Источник

ржев какая железная дорогаflackelf

Русский киевлянин пишет из Петербурга.

2. Вот так выглядел старый довоенный вокзал Ржева на Московско- Виндавской железной дороге. Так эта дорога называлась до СССР.

3. Московско-Виндавскую дорогу открыли в начале 20 века, с целью связать район Москвы с портами на Балтийском море, по кратчайшему расстоянию.
Проходит она по маршруту Москва — Ржев — Великие Луки — Елгава (Митава) — Вентспилс (Виндава).
В настоящее время электрификация на ней существует только от Москвы-Рижской до станции Шаховская. А 2-х путная она только до Волоколамска.
Весь главный ход однопутный, неэлектрифицированный. Начинается от станции Шаховская недалеко от границы Московской области и продолжается по территории Тверской и Псковской областей до границы с Латвией.
Во времена СССР движение на дороге было скорее всего гораздо интенсивней (впрочем как и везде), сейчас пассажирское движение тут слабое, а существущее сегодня грузовое движение это то, что пока Россия и Казахстан продолжают пользоваться портами Латвии и основной поток идет как раз по этой линии.

В основном, линия обслуживается тепловозами депо ТЧЭ-31 Великие Луки (тепловозы ТЭП70, 2ТЭ116, 2М62). На пригородных маршрутах работают составы из 1-3 вагонов и тепловозом, а также рельсовые автобусы РА1 и РА2
В сторону Вязьмы со Ржева ходят пригородные поезда АЧ2 Московской дороги (депо Брянск и Рославль)

4. Привокзальная площадь. Малолюдно и немного уныло.

5. Памятник десантникам, погибшим в этих краях в 1942-43 годах.

5. Вид на вокзал со стороны путей.

6. Движение не такое уж интенсивное, а здание большое, вот и хочет РЖД сдать часть его в аренду.

9. Отменяется то, отменяется это. Слово «отменяется» самое употребляемое у РЖД на таких вот тепловозных линиях. При этом вероятно по всей стране.

11. Главный зал вокзала.

14. Из пригородного тут есть две пары в сторону Великих Лук, две пары на Вязьму, всего одна пара на Торжок и две пары на Шаховскую, где уже стык с московской электричкой.

15. Хотя и тут одна пара отменяется.
Да уж, не лучшие времена переживает пригородное движение в российской глубинке.

16. Вот кстати АЧ2-119 (депо Рославль), которая скоро пойдет на Вязьму. Одного вагона вполне хватает.
Поезд этот прозводства Чехословакии, партию которых СССР получил во второй половине 80-х годов.

17. Маневровый вытягивает откуда-то поезд РА2, состоящий из 3-х вагонов.
Вероятно такие тут ходят в направлении Шаховской (на Москву)

19. Направление на Москву. В грузовом парке даже стоит пара грузовых составов.

Больше тут смотреть было особо нечего (про веерное депо просто забыли) и мы решили на автомобиле максимально близко подобраться к ржевскому скрещиванию железных дорог.

20. По пути из автомобиля увидел грузовой, который шел со стороны Великих Лук.

21. Был бы не в машине, а на своих двоих, наверняка сфоткал бы тепловоз.

22. Местные пейзажи из окна автомобиля.

23. Заброшенное здание, информацию о котором Викимапия не дает. Скорее всего имело отношение к железной дороге.

24. Частный сектор, который максимально близко расположен от ржевской жд развязки.

26. Рельсы и деревянные шпалы съезда со стороны Ржева-Балтийского. Накат присутствует.

28. Вот он. Это вид в сторону горловины станции Мелихово. Левее виден съезд со Ржева-Белорусского на Великие луки.

29. 140 км от чего? От Лихославля судя по всему. В глубине виден мост ржевского пересечения.

Это единственное, что мне удалось поймать из движения, ввиду ограниченности времени.

33. На мосту. Это направление на Великие Луки и Ригу.

ржев какая железная дорога
34. Кстати один из съездов (красного цвета) этой развязки уже разобрали.

34. Вид с моста на вокзал станции Ржев-Балтийский. До него примерно полтора километра.

36. И наконец направление на юг, на Вязьму, Брянск, Льгов и когда-то раньше на Харьков.
Виден съезд со стороны Ржева-Балтийского, на котрый кстати переключена стрелка.
Совсем в глубине виден автомобильный путепровод федеральной трассы М-9 «Балтия», которая все время идет параллельно железной дороге.

37. Накат на рижском ходе хороший. Движение есть и неплохое.

38. Корпуса Ржевского маслосыркомбината, которые находятся вблизи жд развязки.

39. Памятник ржевским железнодорожникам, погибшим в войну.

Источник

Ржев железнодорожный. Часть 1.

1. Первым делом решили ознакомиться с железнодорожной составляющей этого города, который как известно является жд узлом.

4. Старый дом вблизи станции Ржев-I (Белорусский). Первым делом мы поехали именно к этой станции, которая расположена в северной и левобережной части Ржева.

6. Объезжаем станцию с севера, мимо красиво раскрашенных корпусов и забора завода «Ржевмаш». Очень неплохо и позитивно придумали.

7. Я вышел из машины и решил пройтись по этому одинокому, словно заброшенному пешеходному мостику через пути. Вначале подумал, что мост аварийный, но оказалось что нет, просто он стал никому не нужен. Наверное очень редко бывает так, что на станции Ржев-Белорусский, стоит длинный поезд и возникает надобность в этом мостике.

8. Андрей на машине проехал под этим мостиком и уже ждал меня около здания вокзала.

9. Мостик оказался во вполне приличном состоянии, вот только светильники кажется уже давно не работают.

10. Направление на Мелихово и Вязьму. Там за поворотом железная дорога по жд мосту пересекает Волгу.

11. Общий вид на станцию. Ничего кроме нескольких старых и кажется списанных грузовых вагонов я не увидел.
Почему-то вспомнилась украинская станция Христиновка.

13. Обратил внимание на тот факт, то стрелки имеют ручной привод.

14. Вроде мелочь, а говорит о многом.

15. Пассажирская платформа и ни души вокруг.

16. Старое пристанционное здание с более близкого расстояния.

17. Табличка висит наверное уже не менее 50 лет и ничего тут давно уже не шьют и не ремонтируют.
Почему-то представил, как оживленно выглядела эта станция в свои лучшие годы, а это были скорее 60-70 годы прошлого века, когда тут ходило много поездов.

18. Здание вокзала закрыто на замок.

20. Вот более наглядное расписание. Оказывается вторая пара пригородных отменена недавно.

21. Часть вокзала занимает почтовое отделение.

22. Памятник Ленину стоит посреди клумбы, за которой давно никто не ухаживает.
Такая вот совсем грустная Привокзальная площадь.

26. Дома по Ленинградскому шоссе. Выглядят прилично, строили скорее всего их пленные немцы.
Еще в черте города, на этой же линии, есть станция Мелихово и жд мост через Волгу. Но мы физически не успевали осмотреть все.

Да, кстати вчера была ровно годовщина того, как я по тихому вернулся в Киев из Ижевска и даже после этого, неполных три месяца пожил под бандеровской нацистской хунтой. Дома конечно я не жил в те незабываемые месяцы.

Источник

ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ АРХИТЕКТУРНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ

Краеведческие прогулки по Ржеву. Глава 3. Город на железных дорогах

ржев какая железная дорога

Говоря, что Ржев – это железнодорожный узел, обычно имеют в виду какие-то технические факты. Например, что это крупная станция, важный градоформирующий объект, где работало одно время до трети населения Ржева. Редко касаются при этом эстетической стороны или, тем более, туристической привлекательности тех или иных железнодорожных объектов. Всем известно, что железная дорога – стратегический объект, где посторонних с фотоаппаратами, мягко говоря, не жалуют.

Но, тем не менее, мы, говоря о железнодорожной истории Ржева, особенно коснемся тех мест, где туристам как раз будут рады, либо – если это все-таки сама железная дорога – не прогонят, а если вы будете вести себя прилично, даже сами расскажут и покажут. Настоящий железнодорожник – это всегда романтик, а романтики уважают себе подобных.

В музее

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

А сейчас Игорь Тимофеевич давно на пенсии, он председатель Совета ветеранов локомотивного депо. Но остается чрезвычайно обязательным, подвижным и аккуратным человеком – сказывается многолетняя профессиональная привычка.

ржев какая железная дорога

Музеем он заведует с 1995 года. До того много сил вложила в него Таисия Михайловна Ярома. К чести тогдашнего МПС, обследованием железнодорожной старины на бывшей Калининской дороге занимались очень тщательно. Сейчас трудно представить, но для фотосъемки в 1990-х годах Таисии Михайловне и Игорю Тимофеевичу выделили специальный поезд и фотографа! Вот сейчас бы так заботились о железнодорожной истории! Все нижеперечисленные достопримечательности и еще многие другие описаны, фотографии и описания хранятся в фондах музея. Жаль, что эти материалы не изданы. Собранные факты опровергают расхожее мнение, что война-де «все смела» на Ржевской земле. Смела она многое – но многое восстанавливали еще в военные годы. И кое-что обязательно стоит увидеть и сейчас.

ржев какая железная дорога

Достопримечательности

Во Ржеве две станции. Из них малоизвестная, практически закрытая, Ржев-1(Ржев-Белорусский) – старейшая. После открытия Николаевской железной дороги в 1851 году в конце 1860-х годов начали строиться ее боковые ветки, в числе которых так называемая Новоторжская железная дорога открылась самой первой (поезда по ней пошли уже в 1870 году). Из Торжка нитку однопутной дороги в 1874 году протянули до Ржева, а в 1888 году – до Вязьмы.

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

Станция Ржев-2 (Балтийский) сохранилась хуже. Эта железнодорожная ветка протянулась в город в 1900 году из Москвы. Она одна из самых пострадавших вообще в стране в военные годы. В 1941 году немцы стояли на ее дачных платформах в ближнем Подмосковье. Все станции за Княжьими Горами разрушены не только военными действиями, но и специально – обеими воевавшими сторонами. Тем удивительнее, что на Ржеве-2 можно видеть, например, старинное здание веерного паровозного депо на 12 стойл со старинным же поворотным кругом. Но полюбоваться им постороннему человеку трудно.

ржев какая железная дорога

Зато доступен и очень хорош послевоенный вокзал 1952 года – безусловно, самое красивое здание в стиле «сталинского ампира» в городе. Постройка эта лишена всякого налета послевоенной бедности и скудости материалов, заметной в новых домах в центре города, поскольку не город, а могущественное Министерство (до 1946 года – Наркомат) путей сообщения выступало его заказчиком. Это настоящий дворец.

ржев какая железная дорога

В послевоенном СССР были разработаны несколько типов вокзалов разных классов, в том числе самого высокого, 1 класса (а станция Ржев-2 по своему значению относится именно к нему). Первоначально задумывалось построить во Ржеве вокзал по проекту Н.Д. Панченко,

ржев какая железная дорога

почти аналогичному, например, вокзалу на станции Ярославль-главный (вот так!). Некоторое внешнее различие не должно смущать, потому что в Ярославле иной декор и над вокзалом построена еще башенка-«каланча» с часами (на изначальном ржевском проекте ее нет, в остальном все одинаковое):

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

И во Ржеве первоначальная роскошь сохранилась даже лучше, чем в Ярославле, хотя реконструкции не минуют и здание ржевского вокзала. И в ходе каждой покраски он чего-нибудь лишается. Например, лишился в это лето 2016 года рустованных квадровым рустом стен и первоначальных оконных рам (заменены пластиковыми).

ржев какая железная дорога

Калининские дома

ржев какая железная дорога

Эти дома построены перед войной и после войны восстановлены. За пределами Калинина это самые крупные многоэтажные дома в области. Заказчиками их выступила вновь железная дорога – и вновь особенно заметно, что эта организация никогда не скупилась на все, что окружало дорогу, будь то вокзалы, дома, инфраструктура к ним – это шло еще с царских времен и не ушло еще и после войны. Хотя и требовала с людей дорога полной самоотдачи и профессионализма.

ржев какая железная дорога

Между прочим, не только ряд знаменитых четырех-пятиэтажных красавцев носят название «калининские дома». Есть еще ряд построек в городе, которые могут называться «калининские». Но это не отсылка к областной принадлежности города и не связь с именем М.И. Калинина (вернее, не прямая связь со всем этим). «Калининской» называлась часть современной Октябрьской железной дороги, существовавшая как самостоятельная структура в 1936-1961 годах. Центром ее изначально был Ржев. И этим фактом во Ржеве гордятся. Для нужд железной дороги был построен жилой дом на центральной улице (Коммуны, теперь вновь Спасской), несколько детских садов школ и училищ. Некоторые из них сохранились, как, например, училище на улице Смольной (на фото):

ржев какая железная дорога

И паровоз

ржев какая железная дорога

-Вот, к сожалению, об этом информации у нас в музее нет. Это наш паровоз, ржевский. Он до конца своих дней работал на линии, водил пригородные поезда. А какова была его военная биография, нужно еще изучать по архивам и воспоминаниям.

Открытие памятника-паровоза (точнее, того, что от него осталось) было торжественным, с участием знаменитого писателя Бориса Полевого. Со временем вокруг памятника был оформлен сквер с несколькими монументами. А вот сам паровоз, к сожалению, все более утрачивает свои подлинные части.

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

Тем не менее паровоз во Ржеве – единственный реальный свидетель Великой Отечественной войны из всех многочисленных памятников, которые в городе установлены в память о том времени. И то, что такой свидетель – объект именно железнодорожный – о многом говорит.

Павел Иванов. И, конечно, этот очерк был бы невозможен без помощи заведующего музеем при локомотивном депо Ржев Игоря Тимофеевича Щербакова, за что автор еще раз приносит ему слова благодарности

Источник

В Тверской области планируют запустить скоростную электричку из Москвы к Ржевскому мемориалу

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

ржев какая железная дорога

Для этого потребуется реконструкция участка железной дороги между Ржевом и Шаховской, что в итоге позволит сократить время в пути в Москву до двух часов.

О намерении провести реконструкцию железнодорожной ветки от станции Шаховская в Московской области до станции в Ржеве сообщил «Интерфакс» со ссылкой на материалы к встрече Президента РФ Владимира Путина с губернатором Тверской области Игорем Руденей.

«На сегодняшний день время в пути пригородного поезда с отправлением с Рижского вокзала (Москва) до станции Ржев составляет 5 часов 36 минут. При проведении реконструкции поездка от Москвы до Ржева будет составлять около 2 часов. Модернизация указанного участка также позволит обеспечить устойчивый пассажиропоток и связать города Ржев и Зубцов с Московской транспортной системой и проектом Московские центральные диаметры», — пишет издание.

Сейчас этот участок не электрифицирован и является однопутным. Как следствие — пропускная способность не позволяет обеспечить необходимый уровень современных пассажирских перевозок по нему, связав юго-запад Тверской области с Московской агломерацией. Помимо планов о электрификации ветки и её модернизации «Интерфакс» сообщил о намерении строительства новой станции «Ржевский мемориал» у деревни Хорошево в период с 2021 по 2023 годы, что обеспечит поток туристов из Москвы к мемориалу.

Также на встрече Владимира Путина с Игорем Руденей поднимались вопросы газификации региона, развития медицины, транспортной инфраструктуры и поддержания экономической стабильности в Тверской области.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *