рынок труда это рынок какой конкуренции

Как получить работу при высокой конкуренции за место

Как узнать уровень конкуренции в профобласти

Чтобы узнать уровень конкуренции за вакансии в своей сфере, достаточно посмотреть актуальный hh.индекс в профессиональных областях — этот показатель как раз демонстрирует соотношение активных резюме и вакансий в профобласти. Здесь можно смотреть данные как по России в целом, так и конкретно по своему региону (для этого кликните на карте свой регион или выберите его название в списке). Дело в том, что в пределах разных регионов конкуренция может отличаться: где-то специалистов вашей профобласти в избытке, а где-то дефицит.

Например, в профобласти «Наука, образование» в августе по России в целом был нормальный уровень конкуренции (активных резюме в 7 раз больше, чем вакансий), но в то же время в Москве в этой профобласти активных резюме было в 12 раз больше, чем вакансий, а в Санкт-Петербурге — в 9 раз больше. А, к примеру, в Сибирском федеральном округе активных резюме было всего в 4,5 раза больше, чем вакансий, — в такой ситуации можно говорить даже о нехватке специалистов. Какой практический вывод можно сделать из этих данных? Если вам нужна работа в сфере образования и науки (вы преподаватель), то найти ее в Сибири будет проще, чем в Москве.

Традиционно высокая конкуренция складывается в профобластях:

Когда бывает высокая конкуренция за конкретную вакансию

Бывают объявления о работе, которые привлекают по несколько сотен, а в исключительных случаях и по несколько тысяч откликов, хотя они не обязательно из профобласти с высокой конкуренцией. Чаще всего так случается с вакансиями:

Словом, общее правило простое: чем привлекательнее условия работы и чем известнее бренд работодателя, тем больше людей заинтересуется объявлением. Тысячи откликов это, конечно, редчайший случай, но, откликаясь на подобные вакансии, учитывайте, что, скорее всего, кроме вас, там будет как минимум несколько сотен других желающих.

В чем особенности поиска работы в таких условиях

Главная особенность описанных выше ситуаций очевидна: у вас много конкурентов за эту должность. А значит, придется постараться, чтобы ваша кандидатура привлекла внимание среди множества других и чтобы финальный выбор оказался в вашу пользу. Вот какие практические выводы из этого следуют:

1. Работодателю не надо прикладывать усилий, чтобы найти подходящего специалиста: достаточно разместить вакансию — и желающих откликнется в избытке.

Что из этого следует для соискателей: работу нужно искать очень активно. Если вы просто разместите свое резюме на hh.ru и будете ждать предложений, то ничего не произойдет. Такой вариант могут себе позволить только представители специальностей, которые на рынке в дефиците: в таком случае работодатели сами ищут подходящих кандидатов в базе резюме и пытаются заинтересовать своим предложением.

Регулярно смотрите подходящие вакансии и откликайтесь на них. При высокой конкуренции действует правило: чтобы получить одно приглашение на собеседование, нужно откликнуться минимум на 10 вакансий.

2. Получив очень большое количество откликов на вакансию, рекрутеры не будут тратить время на подробный просмотр каждого из них.

Скорее всего, они сразу отфильтруют поступившие отклики так, чтобы посмотреть только наиболее подходящие. А для приглашения на собеседование выберут лишь тех, кто максимально подходит под условия вакансии.

Что из этого следует для соискателей: нужно постараться сделать так, чтобы ваш отклик захотели просмотреть. Вот несколько советов, как привлечь внимание:

3. У работодателя широкий выбор кандидатов, поэтому он может позволить себе определенную придирчивость.

Что из этого следует для соискателей: важно быть специалистом хорошего уровня и уметь показать это (презентовать себя с лучшей стороны). В частности:

4. К сожалению, при высокой конкуренции за рабочее место всегда найдутся те, кто согласится на низкую зарплату и другие неудобства, лишь бы получить работу.

Что из этого следует для соискателей: приходится соотносить свои ожидания с рыночными условиями и выбирать из тех вариантов работы, которые предлагает рынок. Иначе в ожидании лучшего варианта можно искать работу годами.

Совет: проверьте, соответствует ли уровень желаемой зарплаты, которую вы поставили в своем резюме, тому, который фигурирует в большинстве вакансий по вашему профилю. Если ваши ожидания выше того, что готовы предложить работодатели, то, скорее всего, ваши отклики на вакансию останутся без внимания. Чтобы найти работу, придется снизить планку.

Как ни печально, но в условиях конкуренции соискатели находятся в слабой переговорной позиции по отношению к работодателям. На рынке труда действуют те же правила, что и на экономическом рынке в целом: кто в более слабой позиции, вынужден подстраиваться, «торговаться» в таких условиях трудно. Исключение — поиск работы представителями высшего менеджмента (в этой сфере, несмотря на высокую конкуренцию, действуют свои особые правила).

Источник

Рынок труда это рынок какой конкуренции

Рынок труда: понятие, функции, элементы. Классификация рынков труда. Конкуренция на рынке труда.

Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в котором взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд.

Одновременно, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками и регулирующий его спрос, и предложение.

Рынок труда функционирует только во взаимодействии с другими типами рынков. Нарушение, дисбаланс в любом из них по «цепочке» передается во все другие. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда, что обязательно скажется на уровне безработицы.

Элементами рынка труда являются:

Первый элемент – субъекты рынка труда. Это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными «фигурами», в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, хозяйственные общества разных типов, общественные организации, частные предприятия, совместные предприятия, частные предприниматели и т.п.

Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму – главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рисунок 1):

рынок труда это рынок какой конкуренции

Рисунок 1. – Система отношений на рынке труда

Второй элемент рынка труда – правовые акты и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы т.д.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.) проведения активной политики занятости, разработки и осуществления государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.

Конъюнктура рынка труда

Конъюнктура рынка труда (третий элемент рынка труда) – это соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения. В каждый данный момент основная часть предложения и спроса на труд удовлетворены, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и вывода новых рабочих мест) оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса.

Предложение труда – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования. Предложение труда на рынке определяют следующие категории людей:

Предложение труда на рынке определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, смертности, миграционных процессов, а также темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, состоянием здоровья, уровнем квалификации и мобильности; зависит от величины заработной платы, от уровня жизни населения, от того, как организована государственная поддержка малоимущих семей и других факторов. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции в страну, т.к. они увеличивают общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливают на нем конкуренцию.

Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.

Спрос на рабочую силу на рынке труда определяется числом и структурой рабочих мест. Рынок рабочих мест, как составная часть рынка труда, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях, и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя, и поэтому ищущего им замену.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда различают три типа конъюнктуры рынка труда:

Конъюнктура рынка труда зависит от:

Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.

Инфраструктура рынка труда (четвертый элемент рынка труда) – это его составная часть, включающая государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды. Сюда же входит нормативно-правовая среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены и условий труда, решении социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов на основе коллективных договоров.

Основными составляющими инфраструктуры являются:

Функции рынка труда

Под функциями следует понимать род и вид деятельности. Современный рынок труда выполняет следующие функции.

Источник

Спрос на труд

3.1 Общие установки

a) dπ/dL = 0 dД/dL = RFm(L) = dИ/dL = CFm(L)

т. е. предельная доходность труда = предельным издержкам труда

Структура рынков

По какой цене можно покупать труд и продавать (реализовывать) продукцию?

Зависят ли эти цены от поведения предприятия?

=> ответ связан с структурой рынков

Рынок товаров
конкуренциямонополия
Рынок
труда
конкуренция12
монопсония34

Сроки

— в нем деятельность фирмы ограничена действующими контрактами, производственная технология неизменна

— в нем деятельность фирмы не ограничена контрактами; технология, а также выпускаемая продукция могут изменяться

3.2 Спрос на труд в краткосрочном периоде

3.2.1 В условиях конкуренции на рынке товаров и на рынке труда (1)

Спрос одной фирмы

рынок труда это рынок какой конкуренции

Как меняется кривая спроса?
Двигается,
если, например, цена на продукцию возрастает:

рынок труда это рынок какой конкуренции

рынок труда это рынок какой конкуренции

рынок труда это рынок какой конкуренции

3.2.2 Монополия на рынке товаров, конкуренция на рынке труда (2)

dД/dy = d[y p(y)] / dy = p(y) + y dp/dy = p(y) [1 + (y/p) dp/dy]

εD/p = (dy/y) / (dp/p) = (p/y) dy/dp ‘ (L) = w где (1 + 1/εD/p ) 1

рынок труда это рынок какой конкуренции

3.2.4 Монополия на рынке товаров, монопсония на рынке труда (4)

рынок труда это рынок какой конкуренции

3.3 Спрос на труд в долгосрочном периоде в условиях конкуренции

3.3.1 Эффекты замещения и масштаба

В долгосрочном периоде цены факторов не фиксированы. Допустим, растет заработная плата:

Возможно изменение технологии от А к В (пропорции K/L)

Условие максимизации прибыли:

3.3.2 Эластичность спроса на труд

Коэффициент эластичности спроса на труд по зарплате:

εL/w увеличение w снижает занятость в большей степени, совокупный фонд зарплаты (Ф) снижается

рынок труда это рынок какой конкуренции

Возможность воздействия профсоюзов на зарплату зависит от эластичности спроса.

3.3.3 Законы Маршалла-Хикса (законы производного спроса)

Эластичность спроса на труд тем выше, чем выше

dp/p = (aw/p) dw/w = νL dw/w

Эластичность спроса на товар по цене:
εD/p = (dy/y) / (dp/p) =>

Но dL/L = dy/y (при фиксированном капитале) =>
dL/L = εD/p νL dw/w

следовательно эластичность спроса на труд по зарплате
εL/w = ε D/p νL

3.3.4 Примеры

В связи с развитием международной торговли расширилась конкуренция на рынке товаров => рост эластичности спроса на товар => рост эластичности спроса на труд => добиваться роста зарплаты можно только значительно сокращая занятость => активность профсоюзов снижается
( 1-й закон Маршалла-Хикса)

=> эластичность спроса на труд летчиков низкая
=> они могут легко добиваться роста зарплаты

3.4 Альтернативный подход к построению функций спроса на труд

Инверсия, или «перевернутая» производственная функция спроса фирмы в краткосрочном периоде: Q = Q (L, K)
при фиксированном K = Kf => Q = Q (L, Kf)
и предполагается существование обратной функции => L = L (Q)

Форма функции L(Q) зависит, таким образом, от технологии, т.е. от вида производственной функции Q(L,K)

Пример:

Принимая во внимание практические трудности с измерением объема капитала, его приращение, как и научно-технический прогресс, можно учитывать с помощью временного тренда. Тогда модель принимает еще более простой вид:

Подобные функции применяются при прогнозировании спроса на труд.

3.5 Теория эффективной зарплаты

рынок труда это рынок какой конкуренции

Наниматель, максимизируя прибыль, сам устанавливает уровень зарплаты (а не только занятости).

(δe(w) / e(w) ) / (δw / w ) = 1 (условие Солоу)

Эффективная зарплата устанавливается в точке, где эластичность усилия по зарплате равна единице. При этом w* может оказаться и выше равновесного рыночного уровня.

Практика установления зарплаты выше равновесного значения некоторыми экономистами расценивается как причина растущей безработицы. Это не всегда верно, т. к. рост продуктивности сдвигает кривую спроса вправо/вверх.

рынок труда это рынок какой конкуренции

Источник

Тема 7.7. Рынок рабочей силы

Цель и задачи темы

Цель данной темы заключается в анализе роли рынка труда в обеспечении функционирования бизнеса.

Задачи:

Оглавление

7.7.1. Особенности рынка труда

Рынок труда – один из важнейших рынков экономики. Он определяет производство, а, следовательно, рынок благ. От качества и количества труда, предлагаемого рынком, зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определенного качества. От сложившегося уровня заработной платы зависят цены. В развитых странах до 65% цены составляет заработная плата. Рост заработной платы увеличивает затраты предприятия, уменьшая при этом доходность и конкурентоспособность продукции.

Рынок труда выступает как единый национальный рынок, который включает в себя региональные, отраслевые, профессиональные рынки. Для бизнеса – это внешняя среда, которая обеспечивает предприятия трудовыми ресурсами. Движение работников по территории страны и между предприятиями, организациями формирует резервную армию, откуда бизнес привлекает дополнительных работников при расширении производства и начале нового дела. Внутри предприятия также происходят процессы перемещения работников (из одного подразделения в другое, с одной должности на другую), их первичной подготовки и переподготовки.

Основными элементами рынка труда является спрос и предложение труда, ставка заработной платы (или цена труда), конкуренция. В качестве субъектов на рынке труда выступают наемные работники, предприниматели (фирмы) или их кадровые службы, профсоюзы, службы занятости, учебные заведения, организации по профессиональной подготовке и переподготовке работников.

Рынок труда имеет свои особенности:

Во-первых, на рынке домашние хозяйства выступают с предложением труда, а спрос предъявляют фирмы.

Во-вторых, это самый несовершенный рынок, равновесие на котором достигается в условиях, когда существует безработица. Даже при самом совершенном состоянии – полной занятости, в экономике наблюдается естественный уровень безработицы: наличие фрикционной, структурной, добровольной безработицы (некоторые считают, что сюда надо отнести и сезонную безработицу).

В-третьих, часто устанавливается ставка заработной платы выше, чем равновесная, что является следствием нарушения совершенной конкуренции на рынке, а цена труда – единственный показатель, оказывающий влияние на отношения найма.

Профсоюзы стремятся увеличить заработную плату, что можно сделать или уменьшением предложения рабочей силы или увеличением спроса на труд. Чтобы уменьшить предложение труда, профсоюз возражает против иммиграции иностранных рабочих в страну, используют высокие барьеры на вход в профессию (например, получение лицензии), заключая договор с хозяевами или администрацией предприятия, настаивает на включении пункта о приеме на работу только членов профсоюза. Поскольку увеличение тарифов заработной платы приводит к сокращению спроса на труд, профсоюзы прибегают к неявным способам повышения зарплаты: требует сократить время работы, особенно во вредных производствах, увеличить время отпусков, изменить условия работы.

Полная занятость – это цель, к которой стремится рынок труда. Она совместима с естественным уровнем безработицы, при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица. Измерение естественной нормы безработицы непосредственно связано с определением потенциального выпуска продукции (когда используется весь производственный потенциал) и поэтому является одной из важнейших проблем государственной политики. Наличие конъюнктурной безработицы оказывает негативное влияние на производство, и фактический ВНП отклоняется от потенциального уровня, при этом потери ВНП (конъюнктурный разрыв) выше конъюнктурной безработицы, т.е. на 1% конъюнктурной безработицы приходится в настоящее время 3% недополученного ВНП.

Занятость не означает, что все заняты положенное по законодательству время. Она может быть полная, неполная, временная, по совместительству. Полная занятость означает, что работник трудится 41 час в неделю (по российскому закону). Неполная занятость предполагает меньшее количество часов работы, например, 20 часов в неделю, временная часто связана с подменой болеющего или находящегося в отпуске работника, с сезонными или непостоянными работами (например, с ремонтом дорог, помещений, выполнением случайных заказов и проч.). Работа по совместительству означает привлечение работников, занятых на других предприятиях (например, врачи-специалисты могут работать в больнице и вести прием несколько часов в неделю в поликлинике на основе совместительства). Выбор формы занятости определяется множеством факторов, как со стороны спроса, так и предложения. Например, мелкие предприятия не могут держать в штате ремонтников оборудования и привлекают их или на неполный график работы или по совместительству. Высококвалифицированные кадры часто работают на нескольких работах (по совместительству) из-за невозможности трудиться на полной ставке из-за большой загрузки. Наоборот низко квалифицированные, а, следовательно, низкооплачиваемые работники вынуждены трудиться на нескольких рабочих местах для обеспечения нормального для жизни семьи уровня дохода.

7.7.2. Организации на рынке труда

Рынок труда имеет сложную структуру, куда входят:

Потребности производственных и непроизводственных отраслей определяют размеры спроса на квалифицированную рабочую силу. Для обеспечения спроса функционирует целая система подготовки кадров. Она включает в себя учебные заведения (общеобразовательные и специальные), которые делятся на: средние, средне специальные и высшие. Если средние обеспечивают подготовку специалистов среднего звена, то высшие учебные заведения становятся не только образовательными заведениями, но и научными центрами, которые выполняют исследования, имеющие прикладной характер, как по заявкам конкретного предприятия, так и в расчете на будущую реализацию.

Обычно организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки входят в состав государственной службы занятости, организуется при министерствах и ведомствах, хотя могут быть и частными фирмами, которые работают или в тесной связи с государственными службами и по их заявкам, или полностью самостоятельно.

Государственная служба занятости – это система органов, которая регистрирует и учитывает незанятых, организует обучение и переобучение безработных, содействует в трудоустройстве, а также социальной поддержке неработающих.

Негосударственные службы занятости носят название рекрутинговые фирмы. Они занимаются подбором персонала по заявкам фирм и оказанием помощи в трудоустройстве безработных. Иногда такие агентства специализированы на обслуживании определенных категорий работников – молодежи, женщин, инвалидов. Чаще они носят универсальный характер, т.е. обслуживают всех обратившихся к ним. Для выполнения своих обязанностей фирмы имеют банк данных на безработных и работающих, но желающих перейти на другое место работы, а также определенный перечень потенциальных работодателей.

Кадровая службы предприятий выполняет следующие функции:

От эффективности кадровых мероприятий зависят результаты работы предприятия, качество и количество продукции, прибыль фирмы. Поэтому кадровые службы должны формировать резерв, а также производить подбор новых или переобучение кадров при изменении стратегических и тактических целей фирмы.

В современных условиях появляются новые виды организаций на рынке труда. Так, особым явлением российской практики занятости стала молодежная биржа труда, которая обеспечивает подбор рабочих мест для частичной занятости школьников и студентов, обеспечения их работой на каникулах, привлечения молодежи на общественные и сезонные работы. В Санкт-Петербурге постоянно проводятся ярмарки рабочих мест как в целом в городе, отдельных регионах, так и в учебных заведениях. Очень популярным и эффективным мероприятием стали психологические тренинги и постоянно действующие консультации выпускников школ и безработных в государственных службах занятости, помогающие определить склонности людей и наиболее эффективные способы их обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

рынок труда это рынок какой конкуренции