рынок труда это рынок какой конкуренции
Как получить работу при высокой конкуренции за место
Как узнать уровень конкуренции в профобласти
Чтобы узнать уровень конкуренции за вакансии в своей сфере, достаточно посмотреть актуальный hh.индекс в профессиональных областях — этот показатель как раз демонстрирует соотношение активных резюме и вакансий в профобласти. Здесь можно смотреть данные как по России в целом, так и конкретно по своему региону (для этого кликните на карте свой регион или выберите его название в списке). Дело в том, что в пределах разных регионов конкуренция может отличаться: где-то специалистов вашей профобласти в избытке, а где-то дефицит.
Например, в профобласти «Наука, образование» в августе по России в целом был нормальный уровень конкуренции (активных резюме в 7 раз больше, чем вакансий), но в то же время в Москве в этой профобласти активных резюме было в 12 раз больше, чем вакансий, а в Санкт-Петербурге — в 9 раз больше. А, к примеру, в Сибирском федеральном округе активных резюме было всего в 4,5 раза больше, чем вакансий, — в такой ситуации можно говорить даже о нехватке специалистов. Какой практический вывод можно сделать из этих данных? Если вам нужна работа в сфере образования и науки (вы преподаватель), то найти ее в Сибири будет проще, чем в Москве.
Традиционно высокая конкуренция складывается в профобластях:
Когда бывает высокая конкуренция за конкретную вакансию
Бывают объявления о работе, которые привлекают по несколько сотен, а в исключительных случаях и по несколько тысяч откликов, хотя они не обязательно из профобласти с высокой конкуренцией. Чаще всего так случается с вакансиями:
Словом, общее правило простое: чем привлекательнее условия работы и чем известнее бренд работодателя, тем больше людей заинтересуется объявлением. Тысячи откликов это, конечно, редчайший случай, но, откликаясь на подобные вакансии, учитывайте, что, скорее всего, кроме вас, там будет как минимум несколько сотен других желающих.
В чем особенности поиска работы в таких условиях
Главная особенность описанных выше ситуаций очевидна: у вас много конкурентов за эту должность. А значит, придется постараться, чтобы ваша кандидатура привлекла внимание среди множества других и чтобы финальный выбор оказался в вашу пользу. Вот какие практические выводы из этого следуют:
1. Работодателю не надо прикладывать усилий, чтобы найти подходящего специалиста: достаточно разместить вакансию — и желающих откликнется в избытке.
Что из этого следует для соискателей: работу нужно искать очень активно. Если вы просто разместите свое резюме на hh.ru и будете ждать предложений, то ничего не произойдет. Такой вариант могут себе позволить только представители специальностей, которые на рынке в дефиците: в таком случае работодатели сами ищут подходящих кандидатов в базе резюме и пытаются заинтересовать своим предложением.
Регулярно смотрите подходящие вакансии и откликайтесь на них. При высокой конкуренции действует правило: чтобы получить одно приглашение на собеседование, нужно откликнуться минимум на 10 вакансий.
2. Получив очень большое количество откликов на вакансию, рекрутеры не будут тратить время на подробный просмотр каждого из них.
Скорее всего, они сразу отфильтруют поступившие отклики так, чтобы посмотреть только наиболее подходящие. А для приглашения на собеседование выберут лишь тех, кто максимально подходит под условия вакансии.
Что из этого следует для соискателей: нужно постараться сделать так, чтобы ваш отклик захотели просмотреть. Вот несколько советов, как привлечь внимание:
3. У работодателя широкий выбор кандидатов, поэтому он может позволить себе определенную придирчивость.
Что из этого следует для соискателей: важно быть специалистом хорошего уровня и уметь показать это (презентовать себя с лучшей стороны). В частности:
4. К сожалению, при высокой конкуренции за рабочее место всегда найдутся те, кто согласится на низкую зарплату и другие неудобства, лишь бы получить работу.
Что из этого следует для соискателей: приходится соотносить свои ожидания с рыночными условиями и выбирать из тех вариантов работы, которые предлагает рынок. Иначе в ожидании лучшего варианта можно искать работу годами.
Совет: проверьте, соответствует ли уровень желаемой зарплаты, которую вы поставили в своем резюме, тому, который фигурирует в большинстве вакансий по вашему профилю. Если ваши ожидания выше того, что готовы предложить работодатели, то, скорее всего, ваши отклики на вакансию останутся без внимания. Чтобы найти работу, придется снизить планку.
Как ни печально, но в условиях конкуренции соискатели находятся в слабой переговорной позиции по отношению к работодателям. На рынке труда действуют те же правила, что и на экономическом рынке в целом: кто в более слабой позиции, вынужден подстраиваться, «торговаться» в таких условиях трудно. Исключение — поиск работы представителями высшего менеджмента (в этой сфере, несмотря на высокую конкуренцию, действуют свои особые правила).
Рынок труда это рынок какой конкуренции
Рынок труда: понятие, функции, элементы. Классификация рынков труда. Конкуренция на рынке труда.
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в котором взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд.
Одновременно, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками и регулирующий его спрос, и предложение.
Рынок труда функционирует только во взаимодействии с другими типами рынков. Нарушение, дисбаланс в любом из них по «цепочке» передается во все другие. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда, что обязательно скажется на уровне безработицы.
Элементами рынка труда являются:
Первый элемент – субъекты рынка труда. Это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными «фигурами», в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, хозяйственные общества разных типов, общественные организации, частные предприятия, совместные предприятия, частные предприниматели и т.п.
Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму – главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рисунок 1):
Рисунок 1. – Система отношений на рынке труда
Второй элемент рынка труда – правовые акты и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы т.д.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.) проведения активной политики занятости, разработки и осуществления государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.
Конъюнктура рынка труда
Конъюнктура рынка труда (третий элемент рынка труда) – это соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения. В каждый данный момент основная часть предложения и спроса на труд удовлетворены, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и вывода новых рабочих мест) оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса.
Предложение труда – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования. Предложение труда на рынке определяют следующие категории людей:
Предложение труда на рынке определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, смертности, миграционных процессов, а также темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, состоянием здоровья, уровнем квалификации и мобильности; зависит от величины заработной платы, от уровня жизни населения, от того, как организована государственная поддержка малоимущих семей и других факторов. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции в страну, т.к. они увеличивают общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливают на нем конкуренцию.
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Спрос на рабочую силу на рынке труда определяется числом и структурой рабочих мест. Рынок рабочих мест, как составная часть рынка труда, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях, и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя, и поэтому ищущего им замену.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда различают три типа конъюнктуры рынка труда:
Конъюнктура рынка труда зависит от:
Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.
Инфраструктура рынка труда (четвертый элемент рынка труда) – это его составная часть, включающая государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды. Сюда же входит нормативно-правовая среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены и условий труда, решении социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов на основе коллективных договоров.
Основными составляющими инфраструктуры являются:
Функции рынка труда
Под функциями следует понимать род и вид деятельности. Современный рынок труда выполняет следующие функции.
Спрос на труд
3.1 Общие установки
a) dπ/dL = 0 dД/dL = RFm(L) = dИ/dL = CFm(L)
т. е. предельная доходность труда = предельным издержкам труда
Структура рынков
По какой цене можно покупать труд и продавать (реализовывать) продукцию?
Зависят ли эти цены от поведения предприятия?
=> ответ связан с структурой рынков
Рынок товаров | |||
конкуренция | монополия | ||
Рынок труда | конкуренция | 1 | 2 |
монопсония | 3 | 4 |
Сроки
— в нем деятельность фирмы ограничена действующими контрактами, производственная технология неизменна
— в нем деятельность фирмы не ограничена контрактами; технология, а также выпускаемая продукция могут изменяться
3.2 Спрос на труд в краткосрочном периоде
3.2.1 В условиях конкуренции на рынке товаров и на рынке труда (1)
Спрос одной фирмы
Как меняется кривая спроса?
Двигается,
если, например, цена на продукцию возрастает:
3.2.2 Монополия на рынке товаров, конкуренция на рынке труда (2)
dД/dy = d[y p(y)] / dy = p(y) + y dp/dy = p(y) [1 + (y/p) dp/dy]
εD/p = (dy/y) / (dp/p) = (p/y) dy/dp ‘ (L) = w где (1 + 1/εD/p ) 1
3.2.4 Монополия на рынке товаров, монопсония на рынке труда (4)
3.3 Спрос на труд в долгосрочном периоде в условиях конкуренции
3.3.1 Эффекты замещения и масштаба