рынок хлебобулочных изделий изучает какая экономика
Анализ российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий: итоги 2019 г., прогноз до 2022 г.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему “Российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий: итоги 2019 г., прогноз до 2022 г.», выяснилось, что в целом 2019 г. был относительно удачным для российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий. Так, в частности, можно отметить положительный прирост объема в 4,7 п.п. По итогам года увеличение объема рынка было зафиксировано на отметке 6,2%, что практически находится на одном уровне с динамикой оборота розничной торговли. Даже денежные доходы населения росли не так интенсивно.
В 2017-2019гг. на рынке наблюдалась стагнация потребления хлебобулочной продукции, смещение спроса в более дешевый сегмент, снижение спроса на дорогие сорта хлеба и сдобные изделия.
Доля импорта в структуре рынка незначительная и в 2019 году составляла 1,8% или 143,8 тыс. тонн.
В настоящее время в России работает около 750 крупных и средних хлебопекарных предприятий и около 12,5 тыс. малых предприятий. Для хлебопекарной отрасли России характерна концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и одновременно большое количество малых предприятий. Доля промышленных (крупных и средних) хлебопекарен на рынке составляет 72%, доля малых пекарен и пекарен при сетевых магазинах составляет 28%.
В 2019 г. валовый сбор зерновых и зернобобовых культур составил 120,6 млн. т. и вырос за год на 6,5%. Основными зерновыми культурами, которые возделывают на территории РФ, являются пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. Наиболее важными культурами являются пшеница, ячмень и кукуруза, совокупная доля которых в валовом сборе зерна составляется более 80%. В структуре внутреннего использования зерна около 67% применяется для переработки на муку, крупу и комбикорма.
Около 30% используется для производственных целей (в том числе на семена и корм животным). Потери составляют около 2%.
Трудный хлеб
За последние десять лет потребление хлеба в расчете на одного жителя России, по данным Минпромторга РФ, упало с 66 до 49 кг в год. Такие данные в 2017 году приводил глава ведомства Денис Мантуров. Производство хлеба за 26 лет сократилось почти втрое — с 18,2 млн т в 1990 году до 6,6 млн т в 2016-м (данные Росстата).
Если раньше потребление составляло более 250 г хлеба в сутки, то современный потребитель, по данным Росстата, съедает в сутки 125–140 г хлеба, сообщила РБК+ директор НИИ хлебопекарной промышленности, кандидат технических наук Марина Костюченко. Главная причина падения потребления основного традиционного продукта, по ее словам, изменение рациона питания, появление новых видов продуктов, а также распространение псевдонаучных диет, призывающих к отказу от продуктов с высокой калорийностью. «Мы с такими оценками не согласны. Именно с хлебом наш организм привык получать энергию, большинство необходимых пищевых веществ — белки, пищевые волокна, витамины В, В, РР, минеральные вещества — калий, фосфор, магний, кальций, железо и другие», — говорит Марина Костюченко. В мегаполисах, по ее словам, отказ от хлеба заметнее, чем в других местах, в силу более высокого уровня доходов населения и влияния модных тенденций в питании.
Среднестатистический житель Европы уже съедает хлеба больше, чем средний россиянин: около 55 кг в год, по данным британской Федерации пекарей. Причем если британцы едят менее 50 кг в год, то французы — уже 59 кг, а немцы вообще по 80 кг в год. Согласно отчету Министерства сельского хозяйства и продовольствия Канады, лидерами по потреблению хлебобулочных изделий в Европе являются Германия, Франция, Италия и Великобритания.
Однако отношение потребителей к хлебобулочной продукции в Европе и России сильно отличается, отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Пермского государственного аграрно-технологического университета им. Д.Н. Прянишникова Ольга Старкова. Для европейцев хлеб — это продукт для удовольствия, отсюда вытекают и требования к нему: в первую очередь вкус и удобство употребления. Отечественный потребитель предъявляет к хлебобулочным изделиям два основных критерия: свежесть и дешевизна.
Царь-батон
72% российского рынка хлеба по объему производства — это массовые сорта пшеничного и ржаного хлеба, батон и буханка, согласно данным НИИ хлебопекарной промышленности.
Несмотря на то что среднемесячная заработная плата в Москве почти втрое выше, чем в среднем по стране, 83% населения, согласно маркетинговому исследованию FDF Group, предпочитают массовые сорта: 55% потребителей столицы регулярно едят белый пшеничный хлеб (батон) и 28% — ржаной (буханка). На первом месте при выборе хлеба у горожан стоит его мягкость (56% респондентов отмечали важность именно этого фактора) и внешний вид (49%), на срок годности обращают внимание 36%, а вот на состав и цену лишь 10%. Производство так называемого социального хлеба — предмет острой конкурентной борьбы на столичном рынке. Рынок Московского региона — крупнейший в стране, на его долю приходится более 15% розничных продаж хлебобулочных изделий. Это привлекает игроков из близлежащих регионов, отмечают в НИИ хлебопекарной промышленности.
Объем розничного рынка хлебобулочных изделий в России, по оценке Российского союза пекарей, в 2017 году составил порядка 650 млрд руб. Специфика России: 70% выработки обеспечивают крупные и средние предприятия, их порядка 750; остальной объем поставляют на рынок 12,5 тыс. пекарен малой мощности.
Наибольшая доля потребления хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении приходится на Приволжский (14,9%), Уральский (11,3%) и Центральный (11,0%) федеральные округа. Основной объем производства хлеба в натуральном выражении приходится на Центральный федеральный округ — 29%, по данным IndexBox за 2016 год.
«Нарезное» оружие
Крупнейшими региональными производителями, по данным НИИ хлебопекарной промышленности, являются группа компаний «Настюша» (этому холдингу принадлежат семь хлебопекарных заводов мощностью более 600 т в сутки); ООО «ГК «Грейн холдинг» (более 400 т); группа «Черемушки» (три завода мощностью 290 т); ООО «Нижегородский хлеб» (280 т); ОАО «Хлебозавод № 28» (170 т); группа «Фацер» (петербургская компания имеет один завод в Москве мощностью 110 т). В феврале этого года Арбитражный суд Москвы признал банкротом ООО «Зерновая компания «Настюша» — управляющую компанию крупнейшего поставщика хлеба на столичный рынок. Как сообщало «РИА Новости» со ссылкой на конкурсного управляющего Антона Никеева, задолженность компании перед кредиторами оценивается в 36 млрд руб.
До 90% производителей Москвы и региональных поставщиков столицы (территорий не далее 250 км от мегаполиса) специализируются именно на массовых сортах, говорит генеральный директор ООО «ГК «Грейн холдинг» Алексей Деменов. В результате стоимость социально значимых сортов хлеба в столице сегодня чуть ли не самая низкая в стране.
«В Москве исторически сложилось отношение к хлебу как продукту дешевому», — подтверждает генеральный директор булочно-кондитерского комбината «Коломенский» Дмитрий Козлов. По его подсчетам, батон, который в Санкт-Петербурге (второй по объему рынок страны) стоит 50 руб., в Москве дешевле аж в два раза. Разница в цене массового и премиального хлеба, который может стоить более 100 руб., в столице слишком большая, чтобы люди отказались от дешевого батона.
Отдельные производители в борьбе за заказ готовы продавать хлеб ниже себестоимости, говорит Дмитрий Козлов: первое время убытки удается компенсировать за счет кассового профицита — торговые сети в соответствии с вступившими в 2016 году поправками в закон о торговле обязаны оплачивать продовольственные продукты сроком хранения до десяти дней в течение восьми дней с момента приемки. Своим же поставщикам хлебозаводы могут откладывать платеж до 40 дней. «Но накопление критической массы таких убытков грозит серьезными последствиями», — отмечает руководитель комбината.
Другие предприятия, чтобы попасть на полки супермаркета, нередко при заключении контракта на поставку идут на дробление партии: часть — до 30% объема — отдают на реализацию под собственной торговой маркой (СТМ) сети, а остальное реализуют под брендом производителя. Отпускная цена хлеба СТМ ниже, говорит директор компании «Фреш Логистикс» Сергей Федаш: «По рецептуре он несколько отличается от хлеба под брендом производителя, но в свежем хлебе потребители не замечают разницы». В условиях низкой покупательной способности спрос на дешевый хлеб растет, и розница стремится увеличивать именно его закупку в ущерб бренду производителя.
Кроме того, до недавнего времени заводы несли финансовые потери также из-за регулярных возвратов нереализованной продукции, отмечают в Российском союзе пекарей (РСП).
Объем возвратов в первой половине 2017 года составил 10–15%, а по отдельным позициям доходил до 20–25%, говорит президент союза Валерий Чешинский.
С лета прошлого года представителям хлебопекарной промышленности (Российскому союзу пекарей и Российской гильдии пекарей и кондитеров) совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) удалось добиться отмены возвратов в крупнейших торговых сетях. К меморандуму присоединились «Дикси», «Лента», «Магнит», «Метро», X5 Retail Group и другие торговые компании. В январе этого года в Госдуму был внесен проект поправок, предусматривающий законодательный запрет на возвраты.
«На текущий момент процент возвратов хлебобулочных изделий минимальный — отдельные поставщики сами выражают желание забирать непроданную продукцию», — говорит руководитель товарного направления хлебобулочных изделий ГК «Дикси» Ольга Бибикова. С лета 2017 года сеть перешла на схему 100-процентной реализации товара с большей частью поставщиков, в том числе без возвратов реализуется продукция производителей хлеба собственной торговой марки ретейлера.
По оценке РСП, возвраты по отрасли в результате этих договоренностей снизились в три-четыре раза, в целом экономия на конец 2017 года составила более 5 млрд руб. При этом рентабельность хлебопекарных предприятий выросла с 1–3 до 5–6%.
«Высвобождаемые средства предприятия смогли направить на закупку отечественного оборудования, а также модернизацию и реконструкцию производств», — говорит Валерий Чешинский. Отечественные машиностроители, по его данным, до конца июня полностью загружены заказами от предприятий отрасли.
Укрупнение и диверсификация
Рынку предстоит существенное изменение структуры ассортимента, уверена Марина Костюченко. «В последнее время хлеб стал рассматриваться не просто как пищевой продукт, а как элемент здорового питания. Появились изделия с повышенным содержанием витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, пониженным содержанием соли, сахара, жира. Однако объемы их производства пока недостаточны». По ее прогнозам, к 2030 году потребление продукции для здорового питания достигнет 30% общего объема.
«Наша задача — найти новое направление и новый ассортимент, разнообразить вкусовую палитру столичного рынка», — говорит председатель совета директоров кондитерско-булочного комбината «Черемушки» Сергей Щедрин. По его словам, в этом году группа оптимизировала производственные площадки и расширила производственные мощности. Щедрин прогнозирует новый всплеск слияний и поглощений на рынке.
«Укрупнение хлебобулочных производств и уход в другие ниши приведет к повышению эффективности предприятий», — добавляет Дмитрий Козлов.
Потребление хлеба в России: аналитика от Российской Гильдии пекарей и кондитеров
По оценке Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2020 года составил 11,5 млн тонн. В большинстве российских регионах потребление хлебных продуктов превышает рекомендуемые нормы, установленные Минздравом РФ
Хлебные продукты относятся к основным продуктам питания и включают в себя следующие позиции: мука, крупа, зерно в натуре, хлеб печеный и макаронные изделия в пересчете на муку.
Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из основных продуктов питания в России.
В 2020 году, по данным Росстата, физический объем промышленного производства хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения только на средних и крупных предприятиях (так называемый индустриальный сегмент) составил 5,4 млн. тонн (снижение на 3,9% к уровню 2019 года).
В денежном выражении в 2020 году рынок хлеба и хлебобулочных изделий составил 789,1 млрд. руб. (рост к 2019 году на 1,3%).
По данным Росстата потребление хлебных продуктов (мука, крупа, зерно в натуре, хлеб печеный и макаронные изделия в пересчете на муку) в Российской Федерации за последние годы снижается: со 117 кг на человека в год в 2017 г. до 116 кг на человека в год в 2020 году или на 0,9%.
Среди субъектов Российской Федерации в 23 регионах произошло увеличение потребления хлебных продуктов в 2017-2020 гг., а лидерами по росту потребления стали Астраханская область (рост на 5,4%), Республика Ингушетия (4,9%), Чеченская Республика (4,7%), а также Краснодарский край (4,5%). В этих регионах традиционно высокое потребление хлебных продуктов (на 10-19% выше, чем в среднем по России).
Кроме того, в указанных северокавказских регионах, а также в Астраханской области, согласно данным Росстата, в 2017-2020 гг. были зафиксированы одни из самых низких среднедушевых денежных доходов населения (на 30-53% ниже, чем в среднем по Российской Федерации).
В 20 регионах уровень потребления хлебных продуктов не изменился.
В 48 субъектах в период 2017-2020 гг. произошло снижение потребления хлебных продуктов.
При этом больше всего сократили потребление жители Республики Коми (-7,4%), Республики Крым (-7,1%) и Курганской области (-6,2%). Потребление хлебных продуктов в этих регионах существенно ниже среднероссийского показателя и близко к рекомендованным нормам потребления. Снижение было вызвано изменением потребительских предпочтений, когда люди стали приобретать вместо относительно недорогих сортов хлеба, хлебобулочных изделий и круп продукты других товарных групп (мясомолочные продукты, овощи и фрукты, яйца).
Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» норма потребления хлеба составляет 96 кг на одного человека в год.
Потребление хлебных продуктов в Российской Федерации в 2018-2020 гг. было на уровне 116 кг на человека в год, что выше рекомендуемой нормы на 20 кг или на 21%.
Среди субъектов Российской Федерации только в трех субъектах потребление хлебных продуктов в 2020 году отвечало рекомендациям: в Псковской и Ярославской областях, а также в г. Севастополь. Еще в пяти регионах наблюдалось потребление ниже уровня рекомендуемых норм.
Наименьшие показатели у Чукотского АО (64 кг на человека в год), Мурманской области (82 кг) и в г. Санкт-Петербург (86 кг).
Соответствие потребления хлебных продуктов рациональным нормам (на душу населения в год; килограммов).
В остальных регионах России потребление хлебных продуктов превышает рекомендуемые нормы, установленные Минздравом России.
Наибольшее потребление было зафиксировано в Тамбовской области (154 кг/чел в год, превышение на 60%), Алтайском крае (149 кг/чел в год, превышение над рациональной нормой на 55%), Липецкой области (145 кг/чел в год, превышение на 51%) и Курской области (142 кг/чел в год, превышение на 48%) и.
Также велико потребление хлебных продуктов в Белгородской области (139 кг/чел в год, превышение на 45%) и Краснодарском крае (138 кг/чел в год, превышение на 44%), в Астраханской и Амурской областях (по 136 кг/чел в год, превышение на 42%), в Чеченской Республике- 135 кг/чел в год, превышение на 41%.
Всего, по данным Росстата, в Российской Федерации превышение рациональных норм потребления хлебных продуктов более чем на 26-60% наблюдалось в 30 регионах.
В 29 регионах превышение рациональных норм потребления хлебных продуктов составило 11-25%, а в семнадцати субъектах до 10%.
Анализ статистических данных показывает, что в большинстве регионов Российской Федерации в последние годы потребление хлебных продуктов остается на высоком уровне и превышает рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания.
При этом в 2017-2020 гг. наблюдалась тенденция к росту числа субъектов Российской Федерации, в которых потребление хлебных продуктов снижается. Если в 2019 году было зафиксировано снижение потребления хлебных продуктов к уровню 2017 года в 37 регионах, то в 2020 году таких регионов стало 48.
Многие люди видят в хлебобулочных изделиях и крупах замену более дорогостоящим продуктам питания. Согласно данным Росстата (отчет «Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации» (в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02.07.2014 № 465 с изменениями от 20.11.2018), в 2020 году только в 8 регионах среднедушевые денежные доходы выросли больше чем на величину инфляции (4,9%), и только в Чукотском АО рост среднедушевых денежных доходов населения (+7,3% в 2020 году к 2019 г.) превысил показатель индекса потребительских цен на продовольственные товары (6,9% в 2020 году). Т.е рост доходов отставал от повышения цен на продукты практически во всех регионах страны.
Изменение среднедушевых денежных доходов населения и потребления основных продуктов в 2017-2020 гг.
Из таблицы видно, что если в целом за период 2017-2019 гг. потребление хлебных продуктов снижалось на 0,3% в год при росте потребления мясомолочной и плодоовощной продукции (за исключением картофеля), то в 2020 году потребление хлеба и круп сохранилось на уровне 2019 года, потребление фруктов, овощей, растительного масла и яиц снизилось, а рост потребления продукции из молока частично компенсировал отсутствие роста потребления мяса
Таким образом, в результате снижения доходов, население переходит с потребления более дорогих продуктов на более дешевые, экономя на приобретении мяса, овощей и фруктов. Люди не готовы отказываться от основного и относительно недорогого источника энергии и жизненных сил – хлеба и хлебобулочных изделий, а также круп.
При этом происходит смена покупательских предпочтений: снижается доля продаж массовых сортов хлеба, о чем и говорит статистика, учитывающая снижение производства на крупных и средних предприятиях, но растет спрос на хлеб и хлебобулочные изделия с повышенной добавочной стоимостью, с улучшенными потребительскими свойствами.
Изучение рынка хлебобулочных изделий, оценка его состояния и прогноз развития
Классификация и ассортимент хлебобулочных изделий. Факторы, влияющие на спрос и предложение мучных изделий. Анализ объемов производства и продаж. Причины снижения потребления хлеба в последние годы. Конкуренция между хлебокомбинатами и мини-пекарнями.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.04.2015 |
Размер файла | 778,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Аналитики утверждают, что в последнее время проявилась тенденция сокращения потребления хлеба в крупных мегаполисах среди населения с уровнем дохода выше среднего. Конечно, значительно повлиять на рынок хлебобулочных изделий это не может.
Однако наблюдения показывают, что начиная с 2007 года его объем пусть медленно, но сокращается. Почти весь объем рынка в натуральном выражении представлен продукцией отечественных производителей, доля зарубежных изделий занимает менее 1%.
Объект исследования: рынок хлеба и хлебобулочных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ѕ изучить факторы, влияющие на спрос и предложение хлебобулочных изделий;
ѕ изучить объем, темпы роста;
ѕ представить прогнозы развития на 2012-2017гг.
При написании данной работы были использованы различные источники информации, такие как официальные статистические сайты Пермьстат, Росстат, ресурсы сети Интернет, учебные пособия.
Описание объекта исследования
Огромное значение на Рынке хлеба играют следующие организации:
Классификация хлеба и хлебобулочных изделий
Хлебные изделия в зависимости от вида муки могут быть ржаными, ржано-пшеничными, пшенично-ржаными и пшеничными.
По рецептуре теста они выпекаются простыми, улучшенными и сдобными (только пшеничные).
По способу реализации хлеб выпекают штучным и развесным. В настоящее время основное количество хлеба изготавливается штучным.
Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий
ѕ хлеб ржаной из обойной муки;
ѕ хлеб ржаной из обдирной и сеяной муки, включая хлеб из смешанной валки;
ѕ хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной;
ѕ хлеб пшеничный из обойной муки;
ѕ хлеб пшеничный из муки II сорта;
ѕ хлеб пшеничный из муки I сорта;
ѕ хлеб пшеничный из муки высшего сорта;
ѕ булочные изделия из муки II сорта (массой 500 г и менее);
ѕ булочные изделия из муки I сорта (массой 500 г и менее);
ѕ булочные изделия из муки высшего сорта (массой 500 г и менее);
ѕ бараночные изделия;
ѕ сухари, хрустящие хлебцы, гренки, в том числе сухари сдобные;
ѕ пироги, пирожки, пончики;
Изделия, относящиеся к группе «Хлеб», имеют массу от 0,5 кг и выше.
В рецептуру большинства видов изделий входят мука, соль и дрожжи. Улучшенные сорта из ржаной муки содержат, кроме того, солод, сахар, патоку, пряности; в рецептуру отдельных сортов хлеба из пшеничной сортовой муки в небольшом количестве входят жир и сахар.
Рисунок 1. Структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий по видам в 2010 году
Объемы производства и продаж
Таблица 1. Объемы продаж и производства (млн/тонн) за 2000-2012гг.
Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий
Классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий. Оценка состояния и прогноз развития рынка хлеба: структура, объем производства и продаж, темпы роста, конкуренция. Индекс потребительских цен. Факторы спроса и предложения, эластичность спроса.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.05.2015 |
Размер файла | 273,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Описание объекта исследования
Факторы спроса и предложения
Аналитики утверждают, что в последнее время проявилась тенденция сокращения потребления хлеба в крупных мегаполисах среди населения с уровнем дохода выше среднего. Конечно, значительно повлиять на рынок хлебобулочных изделий это не может.
Однако наблюдения показывают, что начиная с 2007 года его объем пусть медленно, но сокращается. Почти весь объем рынка в натуральном выражении представлен продукцией отечественных производителей, доля зарубежных изделий занимает менее 1%.
Объект исследования: рынок хлеба и хлебобулочных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ѕ изучить факторы, влияющие на спрос и предложение хлебобулочных изделий;
ѕ изучить объем, темпы роста;
ѕ представить прогнозы развития на 2012-2017 гг.
При написании данной работы были использованы различные источники информации, такие как официальные статистические сайты Пермьстат, Росстат, ресурсы сети Интернет, учебные пособия.
Описание объекта исследования
Огромное значение на Рынке хлеба играют следующие организации:
Классификация хлеба и хлебобулочных изделий
Хлебные изделия в зависимости от вида муки могут быть ржаными, ржано-пшеничными, пшенично-ржаными и пшеничными.
По рецептуре теста они выпекаются простыми, улучшенными и сдобными (только пшеничные).
По способу реализации хлеб выпекают штучным и развесным. В настоящее время основное количество хлеба изготавливается штучным.
Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий
Ассортимент хлебобулочных изделий насчитывает до 1000 наименований. Номенклатура группового ассортимента хлебных изделий, утвержденная Центральным статистическим управлением Товароведная характеристика и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий [Электронный ресурс] :
ѕ хлеб ржаной из обойной муки;
ѕ хлеб ржаной из обдирной и сеяной муки, включая хлеб из смешанной валки;
ѕ хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной;
ѕ хлеб пшеничный из обойной муки;
ѕ хлеб пшеничный из муки II сорта;
ѕ хлеб пшеничный из муки I сорта;
ѕ хлеб пшеничный из муки высшего сорта;
ѕ булочные изделия из муки II сорта (массой 500 г и менее);
ѕ булочные изделия из муки I сорта (массой 500 г и менее);
ѕ булочные изделия из муки высшего сорта (массой 500 г и менее);
ѕ бараночные изделия;
ѕ сухари, хрустящие хлебцы, гренки, в том числе сухари сдобные;
ѕ пироги, пирожки, пончики;
Изделия, относящиеся к группе «Хлеб», имеют массу от 0,5 кг и выше.
В рецептуру большинства видов изделий входят мука, соль и дрожжи. Улучшенные сорта из ржаной муки содержат, кроме того, солод, сахар, патоку, пряности; в рецептуру отдельных сортов хлеба из пшеничной сортовой муки в небольшом количестве входят жир и сахар.
Рисунок 1. Структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий по видам в 2010 году
По данным Росстата объем производства в 2012 г. по сравнению с 2000 г. снизился почти на 3 миллиона тонн. Та же ситуация происходит и с объемом продаж (таблица 1).
Объемы продаж и производства (млн./тонн) за 2000-2012 гг.