рыночные барьеры на олигопольном рынке какие
Содержание:
На конкурентном рынке каждая фирма настолько мала по отношению к рынку, что не может влиять на цену своего продукта и поэтому принимает цену, установленную рыночными условиями. На монополизированном рынке одна фирма поставляет весь рынок, и эта фирма может выбрать любую цену и количество на кривой рыночного спроса. Конкуренция и монополия являются крайними формами рыночной структуры. Тем не менее, во многих отраслях промышленности есть конкуренты, но в то же время нет столько конкуренции для установления цен. Экономисты называют эту ситуацию несовершенной конкуренцией. Особый вид называется олигополия.
Суть олигополистического рынка состоит в том, что продавцов на нем мало. В результате, действия одного продавца на рынке могут оказать большое влияние на прибыль всех остальных продавцов. То есть, в отличие от конкурентных фирм, олигополистические фирмы взаимозависимы.
Барьеры на въезде
Примеры Микропроцессорные фирмы сталкиваются с затратами на исследования и разработки еще до того, как они смогут получить прибыль.
Рыночные структуры в экономике
Формирование рыночной модели экономических отношений произошло в большинстве стран мира. Эта модель позволяет экономике адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям общества. Свобода предпринимательской деятельности, при которой каждый из участников выбирает вид продукции, экономическую форму предприятия, а также право распоряжаться своими доходами, является одним из принципов рыночных отношений. Потребитель также свободен в своем выборе. Он руководствуется только своими желаниями и потребностями.
Независимость субъектов рынка порождает такое явление, как конкуренция. Она представляет собой борьбу производителей экономических товаров за лучшие условия и максимальный доход.
Экономическая теория рассматривает идеальную модель рынка, на котором существует идеальная конкуренция. То есть участники экономики устанавливают равновесие цен и объемов поставок через равновесие спроса и предложения. Сами субъекты не имеют прямого влияния на рыночную конъюнктуру.
Более реалистичные модели экономических отношений формируются в условиях несовершенной конкуренции, когда преобладает спрос или предложение. Таким образом, можно выделить следующие формы рыночных структур:
Конкуренция оказывает сильное влияние на экономику через свои функции. Она регулирует спрос и предложение, способствует переориентации производства, стимулирует рациональное использование ресурсов и ведет к развитию науки и техники. Конкуренция освобождает рынок от лишней деятельности.
Барьеры на пути к Олигополии
Олигопольный рынок нельзя считать полностью закрытым. Всегда есть возможность для новых фирм выйти на рынок. Однако они могут столкнуться с рядом проблем.
Олигополия сама по себе подразумевает большое количество фирм. Они составляют большую часть рынка, практически не оставляя места для новичков. Кроме того, олигополисты имеют доступ к сырью и рационально его используют. Этот факт также затрудняет вход на рынок.
Если олигополия не сотрудничает, то есть ее участники действуют самостоятельно, они могут вступить в сговор при выходе новичка на рынок. Чтобы не дать новичку начать производство, олигополисты устанавливают низкие цены на свою продукцию. Обычно эта цена может покрыть только среднюю себестоимость продукции. Такой подход сокращает долю свободного рынка и делает его непривлекательным для новых фирм. В то же время олигополисты сохраняют свои позиции и прибыль за счет масштабов собственного производства. Однако если в олигополии идет ценовая война, цены растут, есть место для новых фирм.
Одной из форм согласованного поведения является картелизм, хотя в настоящее время такие отношения не считаются законными. Выход на картельный рынок еще более затруднен, потому что это почти монополия. Обычно в картелях есть лидер, который влияет на рынок. Остальные участники следуют за ним.
Особенности олигополии и ее отличительные черты
Важно отметить, что фирмы на олигополистическом рынке самостоятельно устанавливают цены и объемы продаж. Однако окончательная цена продажи формируется с учетом поведения всех производителей.
Олигополия также не исключает существования небольших фирм, производящих подобную продукцию. В то же время большая часть рынка сбыта покрывается несколькими компаниями. Например, в Америке мыло производят около шестисот компаний, но только четыре компании покрывают 60% рынка.
На действия олигополистов влияют две силы. С одной стороны, под взаимным влиянием они стремятся к относительному равновесию, которое позволяет им получать прибыль. С другой стороны, каждая фирма заинтересована в максимизации своих продаж и достижении более выгодного положения на рынке. Однако структура олигополии не позволяет ни одному из ее членов получать сверхприбыли в долгосрочной перспективе.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Барьеры олигополии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Рыночные структуры в экономике
Формирование рыночной модели экономических отношений произошло в большинстве стран мира. Эта модель позволяет экономике адаптироваться к постоянным изменениям запросов общества. Свобода предпринимательской деятельности, где каждый из участников выбирает род своего производства, хозяйственную форму предприятия, а так же имеет право распоряжаться своим доходом, является одним из принципов рыночных отношений. Потребитель так же свободен в выборе. Он руководствуется лишь своими желаниями и потребностями.
Независимость субъектов рынка порождает такое явление, как конкуренция. Она представляет собой борьбу производителей экономических благ за лучшие условия и максимальные доходы.
В экономической теории рассматривается идеальная модель рынка, где действует совершенная конкуренция. То есть, участники экономики своей активностью устанавливают баланс цены и объемов поставок через равновесие спроса и предложения. Сами по себе субъекты не оказывают прямого влияния на конъюнктуру рынка.
Более реальные модели экономических отношений формируются в условиях несовершенной конкуренции, когда происходит перевес в сторону спроса, либо в сторону предложения. Так, можно выделить следующие формы рыночных структур:
Конкуренция оказывает сильное влияние на экономику через свои функции. Она регулирует спрос и предложение, способствует переориентации производств, стимулирует к рациональному использованию ресурсов, ведет к развитию науки и техники. Конкуренция избавляет рынок от устаревших видов деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности олигополии и ее отличительные черты
В определенных отраслях народного хозяйства формируются рыночные структуры – олигополии. Их еще называют «рынком нескольких». Главной особенностью олигополии является тот факт, что более пятидесяти процентов рынка сосредоточенно в руках нескольких компаний. Они определяют спрос на продукцию, цены и объемы поставок. Рассмотрим отличительные особенности олигополий:
Важно отметить, что компании на олигополистическом рынке устанавливают цены и объемы продаж самостоятельно. Однако, конечная цена сбыта формируется с учетом поведения всех производителей.
Олигополия так же не исключает присутствия небольших компаний, производящих схожую продукцию. При этом большая часть рынка сбыта обеспечивается несколькими предприятиями. Например, в Америке производством мыла занимается около шестисот компаний, но 60% рынка обеспечивает всего четыре предприятия.
В некотором роде олигополия является более мягкой формой монополии. На рынке несколько продавцов, в чьих руках сосредоточен капитал, производительные мощности. Они превосходят своих более мелких конкурентов по техническим, технологическим и финансовым параметрам во множество раз. Корпорации с позиции силы диктуют свои правила рынку.
На действия олигополистов влияют две силы. С одной стороны, испытывая воздействие друг друга, они стремятся к установлению относительного баланса, позволяющего получать доход. С другой стороны, каждое предприятие заинтересовано в максимизации своих доходов и получении более выгодной позиции на рынке. Однако, сама структура олигополии не дает возможности кому-то из ее участников получать сверхдоход в долгосрочной перспективе.
Барьеры олигополии
Рынок олигополии нельзя считать полностью закрытым. Всегда существует возможность для входа новых компаний. Но здесь они могут столкнуться с рядом проблем.
Олигополии зачастую формируются в отраслях, требующих больших финансовых, временных, трудовых и ресурсных вложений. Например, такая рыночная структура характерна для металлургии черной и цветной, для ракетостроения, судостроения, химического производства, добычи сырья, производства автомобилей, самолетов и так далее. Кроме того, от новичка могут потребоваться соответствующие разрешающие документы – лицензии, патенты, аккредитации.
Сама олигополия подразумевает крупный масштаб действующих предприятий. Они обеспечивают большую долю рынка, практически не оставляя места новичкам. Кроме того, олигополисты имеют доступ к сырью и рационально его используют. Этот факт так же усложняет вход на рынок.
Если олигополия не скооперирована, то есть ее участники действуют независимо друг от друга, то при появлении новичка они могут войти в сговор. Чтобы не дать новой компании развернуть свое производство, олигополисты устанавливают низкие цены на продукцию. Обычно такая цена способна покрывать лишь средние издержки производства. Такой подход уменьшает свободную долю рынка, делая его непривлекательным для новых компаний. При этом олигополисты сохраняют свои позиции и доходы за счет масштабности собственного производства. Однако, если в олигополии идет ценовая война, цены растут, то появляется свободное пространство для новых компаний.
Формой согласованного поведения является картель, хотя в настоящее время подобные отношения не считаются легальными. Проникновение на картельный рынок еще сложнее, так как он близок к монопольному. Обычно в картелях существует лидер, которые влияет на рынок. Остальные участники следуют за ним.
Характеристика рынка олигополии: типы, барьеры входа, цена на рынке и примеры олигополии
01.11.2021 No Comments Posted in
В статье вы узнаете, что такое рынок олигополии, чем он отличается от других рыночных структур, найдете примеры олигополии и ее типы, узнаете о причинах и путях возникновения, а также о том, как на рынке олигополии формируется цена, и что такое «ценовые войны».
Понятие «рынок олигополии»
Олигополия — это рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых настолько велика, что может оказать влияние на весь рынок своими собственными действиями.
Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Т. Мором в ставшем всемирно известном романе «Утопия» (1516 год).
Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, где центральным элементом выступает реакция конкурентов на действия фирмы. Таким образом, фирма-олигополист должна считаться не только с реакцией потребителей, но и с ответной реакцией своих конкурентов.
Создавайте запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.
Примеры олигополии
Олигополия — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности относятся к данной рыночной структуре.
Олигополистическая структура рынка может возникнуть в отраслях, производящих как стандартизированные товары, например: медь, алюминий, нефть, цемент, так и дифференцированные товары: сигареты, алкоголь, электроприборы, стиральные порошки, автомобили.
В России олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Также олигополизированы такие отрасли, как химическая промышленность (производство удобрений) и машиностроение (в частности, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение).
Характеристика рынка олигополии: отличительные черты
Для рынка олигополии характерны следующие черты:
Рынок олигополии: основные причины и пути формирования
В качестве основной причины возникновения рынка олигополии можно выделить экономию на масштабах производства или эффект масштаба, который дает более крупным компаниям преимущество над меньшими фирмами в области издержек.
Когда влияние эффекта масштаба очень выражено, тогда на рынке возникает монополия. Но в случае, когда экономия на масштабе производства менее заметна, это приводит к конкуренции между несколькими фирмами. Так возникает олигополистическая структура рынка.
Итак, к основным путям и причинам формирования олигополии относятся:
2. Рост, капитализация прибыли, банкротство конкурентов, поглощение конкурентов.
3. Слияние капиталов на добровольных началах. Такое объединение может существенно увеличить долю принадлежащего структуре рынка, расширить контроль над ценой, воспользоваться эффектом масштаба и позволить привлечь более дешевые ресурсы.
4. Существование объединений, основанных на тайном сговоре:
Барьеры входа на рынок олигополии
Основной причиной для формирования олигополистической структуры рынка и, одновременно, барьером входа на рынок олигополии является эффект масштаба и экономия издержек.
Там, где эффект масштаба значителен, эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей. При этом эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка, а маленькие фирмы в таких условиях выжить не могут. Многие конкурирующие фирмы становятся банкротами или же происходит слияние нескольких фирм.
Например, в США в период становления автомобильной промышленности в отрасли функционировало около 80 фирм. Но с годами развитие технологий массового производства, а также многочисленные банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь в США на долю большой тройки «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» приходится почти 90% продаж произведенных в стране автомобилей.
Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, фирма должна быть крупным производителем. Только в оборудование нужно вложить десятки миллионов долларов.
Кроме того, существуют и другие барьеры, например, финансовый. Так, вступление в отрасль производства сигарет требует огромных финансовых расходов на рекламу.
Типы олигополии
Олигополию, состоящую из 3-4 фирм, называют «жесткой«, а состоящую из 4-9 фирм, на долю которых приходится 70-80 % рынка, называют «аморфной» или мягкой.
Показатели концентрации производства
Олигополистический рынок формируется при условии высокой степени концентрации производства.
Для измерения концентрации производства используются следующие основные показатели:
где di – доля i-той фирмы на рынке.
Цена на рынке олигополии
Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но трудность заключается в том, что цена на рынке олигополии определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и на рынке совершенной конкуренции.
Это означает, что каждой фирме приходится принимать решения, не только основываясь на реакции потребителей, но и учитывая то, как отреагируют на ее действия другие фирмы-олигополисты в отрасли. Ведь их ответная реакция может повлиять на прибыль фирмы.
Несколько крупных фирм-олигополистов может как воевать друг с другом за господство в отрасли, так и договариваться друг с другом для максимизации своей прибыли.
Именно эти две модели поведения олигополистов влияют на то, каким образом будет формироваться цена на рынке.
Первая модель — модель Бертрана или «ценовые войны». В настоящее время такая модель встречается достаточно редко, потому как ценовые войны обычно скоротечны и чаще всего приводят к взаимным соглашениям или же возникновению картеля. Таким образом, возникает вторая модель, основанная на тайном сговоре.
Рассмотрим эти модели более подробно.
Модель, не основанная на тайном сговоре (ломаная кривая спроса):
В данном случае фирмы не связаны явными или тайными соглашениями.
При изменении цены одним из олигополистов другие могут либо последовать за ним и выровнять цены, либо проигнорировать изменения.
Чаще всего конкуренты олигополиста игнорируют увеличение цены, но следуют снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса на продукцию олигополиста является ломаной.
Ломаный график спроса дает основания олигополисту полагать, что любое изменение в цене приведет к худшему результату. Значительное число потребителей покинет ее, если она поднимет цены. Если цена будет снижена, то объемы продаж увеличатся незначительно, т.к. конкуренты поступят таким же образом.
Ценовые войны продолжаются до тех пор, пока не будет выполняться равенство P=AC=MC. В этом случае ни одна из фирм не будет получать выгоду от снижения цены.
Модель олигополии, основанная на сговоре
Данная модель имеет место, если 2 или несколько фирм сообща установили цены и объемы выпуска, разделили рынок или же совместно ведут дело (картель, трест).
Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль.
Основная проблема, с которой сталкивается картель — это проблема согласования решений между фирмами-членами и установление системы ограничений (квот) для этих фирм.
Картели систематизируют по 4 основным категориям:
Некоторые формы картелей:
Изображение (источник — freepik.com) создано при помощи редактора Canva.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Особенности рынка олигополии.
Рынок олигополии представляет собой такой тип рынка, на котором присутствуют несколько крупных фирм, обеспечивающих основную часть продажи продукции отрасли. Выделяется:
1) Жесткая олигополия (3-5 фирм);
2) Мягкая олигополия (6-8 фирм);
Олигополия может быть однородной, производящая 1 вид продукции и дифференцируемая олигополия, производящая несколько видов продукции. Теория рынка олигополии была разработана экономистами: Джоан Роббинсон, Штакельберг, Рассел, Бертран. Рынок олигополии относится к несовершенной конкуренции, близок к монопольному рынку. Но на нем имеется конкуренция между субъектами олигополий. Особенность рынка олигополии следующая:
1) Высокие барьеры входа на рынок олигополии. К барьерам входа относится экономия от масштаба производства, экономия издержек вследствие накопленного опыта ведения бизнеса, сложность товара, первоначальный размер капитала, высокие расходы на рекламу. Ограничения устанавливают гос-вом при регистрации фирм и лицензировании деятельности.
Барьеры выхода – размер затрат, связанный с ликвидацией или перепрофилированием бизнеса. В отрасли олигополии высокий уровень имеют неспецифические активы, а также высоки специфические активы. Неспецифические активы – активы, которые могут быть реализованы (оборудование, которое может быть продано другим фирмам). Специфические – узко спец оборудование ( для выпуска только данного вида продукции). Его реализовать в другие сферы деятельности нельзя. Для выхода из данной отрасли нужно реализовать активы. Но если неспецифические можно, то специфические нельзя. Это означает потери.
Новые фирмы, желающие войти на рынок, могут претендовать первоначально на меньшую часть спроса со стороны покупателя. Это приводит к тому, что объем производства данной фирмы (новой фирмы) будет меньше, чем у старых фирм, а цена будет выше. Фирмы олигополисты знают о том, что появление новых конкурентов уменьшает их долю на рынке, поэтому они стараются не допустить вход новых фирм и устанавливают цену на свою продукции ниже минимальной цены новых фирм. Минимальная цена новых фирм = P1. Издержки новых фирм всегда выше, чем у старых фирм, т.к. тех. уровень новых фирм слабее, опыта ведения бизнеса меньше, квалификация кадров ниже, хуже связь с поставщиками ресурсов, с конечными покупателями, отсутствует доступ к кредитным ресурсам.
Новая фирма не может прорваться на рынок, т.к. старая проводит политику, лимитирующую ценообразования.
2) Взаимозависимость фирм на рынке. Фирмы олигополист также как и фирма монополист может свободно устанавливать цену на свою продукцию, но в отличии от монопольного рынка на олигопольном рынке имеется большая зависимость поведения фирм друг от друга. Допустим, во-первых, одна фирма олигополист снижает цену на свою продукцию, при этом другие фирмы также проведут снижение цен. В результате будет уменьшена совокупная прибыль олигополий и соответственно прибыль каждой фирмы олигополистов. Во-вторых, одна фирма олигополист повышает цену на продукцию, а другие фирмы не повышают цену. В результате первая фирма теряет часть своих покупателей. Таким образом, поведение всех фирм внутри олигополии зависит друг от друга, что в конечном итоге приводит к согласованию деятельности фирмы.
3) Стремление фирм к сговору.
Сговор фирм на рынке олигополии является выгодным для участников, так как определяется единая цена продажи продукции, согласовывается объем продажи, в результате увеличивается контроль над рынком. Сговор фирм облегчается на рынке олигополий наличием высоких барьеров для входа новых фирм, небольшим количеством фирм на рынке, однородностью продукции олигополии, высоким спросом на продукцию олигополии. Сговор на рынке может быть явным и тайным. Прямой сговор невозможен в связи с действием антимонопольных законов. Тайный сговор также преследуется по закону, но его нужно выявить. Стремление фирм к слияниям. Различаются:
На рынке олигополии могут происходить горизонтальные слияния с разрешения ФАС.
4) Жесткость цен. Неценовая конкуренция. В условиях олигополии не практикуется ценовая конкуренция, которая может привести к войне цен. Вместо ценовой осуществляется неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка. Она осуществляется в сфере НИОКР, инноваций, качества продукции, рекламы, сервиса. На рынке олигополии конкуренция может быть не добросовестной(ведущейся запрещенными методами).
Вывод: в условиях олигополии по сравнению с рынком совершенной конкуренции значительно ограничивается объем производства, повышается уровень цены, что ведет к максимизации прибыли олигополий. Олигополия является достаточно эффективной рыночной структурой, но по сравнению с рынком совершенной конкуренции олигополия обеспечивает значительно более низкую аллокативную эффективность(эффективность распределения ресурсов). Максимальная алокативная эффективность достигается, когда для каждого товара в экономике цена= предельным издержкам. Чем ближе цена товара, произведенного в условиях олигополии к предельным издержкам, тем выше аллокативная эффективность и наоборот: в некоторых олигополистических отраслях, где достигается высокая координация деятельности фирм цена значительно превышает предельные издержки и приближается по своему уровню к монопольной прибыли. В других отраслях олигополии, где большая независимость фирм и острее конкуренция величина прибыли олигополии значительно уменьшается. Во всех отраслях олигополий цена устанавливается выше предельных издержек, что ведет к присвоению значительного объема чистой экономической прибыли. Олигополия- структура более эффективная, чем монополия, так как она не исключает конкуренцию. Олигополия наилучшим образом из всех рыночных структур приспособлена для инновационной деятельности, для проведения дорогостоящих научных исследований.
Концентрация рынка показывает распределение рынка между отдельными фирмами и характеризует сосредоточение отраслевого выпуска на крупнейших предприятиях отрасли. Концентрация рынка характеризуется с помощью ряда показателей:
Коэффициент концентрации(concentration rates-CR)
В США CR4- автомобилестроение-92, пиво-77, самолетостроение-72, шинная промышленность-66., пищевая-32, издательское дело-22, безалкольные напитки-14.
Если CR4>50, высококонцентрированный,25-50-среднеконцентрированный,