рутинная работа это какая
Что такое «рутина» в современном понимании? Плюсы и минусы рутины
Что такое рутина?
Рутина — это выполнение человеком прочно устоявшихся однообразных действий, следование шаблонам, давно превратившимся в укоренившиеся привычки. Как правило, подобные действия, проделанные индивидом сотни и тысячи раз, выполняются им без переживаний и эмоций, без размышлений, с минимумом затраченных на это сил. Термин «рутина» происходит от французского слова «routine», означающего в переводе «проторенный путь».
Описываемый феномен хорошо укладывается в распорядок типового рабочего дня, с подъемом в одно и тоже, уже определенное и известное заранее время, однообразными ежедневными сборами, выходом из дома, затратой определенного времени на дорогу к рабочему месту, работу, в конце рабочего дня — приезд домой по тому же маршруту. Такое однообразие оказывает пагубное влияние на психологическое состояние человека, по своему негативному воздействию оно сравнимо с длительным стрессом.
Но рутину нельзя отнести к сугубо негативным явлениям, часто она помогает людям достигать поставленных перед ними целей, одновременно выступая в качестве проверенного инструмента по экономии и грамотному распределению энергии. О ее положительных и отрицательных сторонах, а также о разновидностях этого явления мы расскажем далее.
Разновидности рутины
Если рассматривать рутину с позиции планирования дел, то ее можно разделить на две разновидности:
Также к рутинным делам относят работы по дому, включая стирку, приготовление пищи, уборку квартиры и т.д. Выполнение этих дел никак не отражается на достижении человеком его приоритетных жизненных целей, но положительно влияет на его качество жизни (ведь жить в чистой квартире куда приятнее, чем находится в неубранном неопрятном помещении).
Плюсы путины
Одним из главных плюсов выполнения рутинного дела является минимально затрачиваемое на него количество энергии. Постоянно повторяемое дело становится обыденным и перестает требовать приложения существенных усилий. А часто люди и вовсе начинают чувствовать себя некомфортно из-за того, что, например, проспали пробежку или не успели утром заправить постель.
Эта особенность объясняется довольно просто — усвоение нового навыка всегда сопровождается усиленными энергетическими затратами, а вот выполнение уже привычной, повседневной работы, происходит в режиме экономии энергии. Следовательно, превращение какого-либо дела в обыденную рутину сможет принести неожиданную практическую пользу: помимо того, что выполнение данной работы потребует от Вас минимальной затраты сил, Вам будет сложно отказаться от ставшего привычным ритуалом занятия.
Минусы рутины
Негативной стороной попадания человека в рутину является прекращение личностного роста индивида и дальнейший его провал в энергетическую яму. Внутренне большинство людей тянется к новому, будь то овладение новыми знаниями либо навыками или постановка новых целей. Но бытовое однообразие играет с людьми злую шутку — даже искренне желая достичь чего-то нового, они не могут выбраться из ежедневной рутинной повседневности.
В результате человек начинает откровенно скучать, а затем и хандрить, чрезмерно увлекаться компьютерными играми, социальными сетями, просмотром ток-шоу и иными распространенными способами «убивания» времени, которое можно было бы потратить на собственное развитие. Следствием такого образа жизни становятся депрессии и развитие разного рода зависимостей.
Методы борьбы с рутиной
Выполняя какие-либо однообразные действия, человек обречен будет получать одинаковые результаты. Желание достичь большего и стремление к новому относят к естественным человеческим желаниям, однако, перемены и новизна часто пугают людей, и они отдают предпочтение пусть и рутинной, но стабильной деятельности. Однако такое положение дел устраивает далеко не всех, а потому желающим избавиться от скучной повседневности людям полезно будет ознакомиться с несколькими несложными советами, благодаря которым они смогут разнообразить собственную жизнь и избавится от рутины:
Выводы
Таким образом, только преодоление своего внутреннего страха перед новым и неизвестным помогает человеку победить однообразие собственных рутинных будней. Понятие рутины является очень сложным и индивидуальным, и то, что угнетает одного человека, способно крайне положительно сказываться на моральном состоянии другого. По этой причине на одних людей рутинные дела навевают скуку, а часто и провоцируют депрессию, в то время как другим они представляются оплотом надежности и жизненной стабильности. Справиться с рутиной вполне по силам любому человеку, а потому обнаружив у себя признаки негативного влияния данного явления, прибегните к перечисленным чуть выше советам.
Рутинная работа
При слове «рутина», практически каждый человек представит себе монотонное перекладывание каких-либо запчастей на конвейере. Работник приходит, садится и начинает восемь часов повторять одни и те же действия — взял деталь, проверил, положил обратно. На самом деле рутинная работа присутствует в любом виде деятельности.
Рутинная работа — что это
Однообразные и повторяющиеся действия сопровождают любого человека, не только в повседневной деятельности, но и в процессе работы. Это не обязательно трудовая деятельность в качестве рабочего на конвейере или оператора контакт-центра. Рутинные обязанности являются частью должностного функционала не только сотрудников компании, но и ее руководителей или собственников.
Например, молодой, недавно принятый на работу менеджер заключает свой первый или второй договор с клиентами. Для него каждый этап работы в новинку, он выполняет все действия с интересом и удовольствием. После 3 — 5 лет работы, заключение договоров, как часть постоянного функционала превращается в рутинную работу.
Или создание собственного дела. На первоначальном этапе от начинающего предпринимателя требуется масса сил и умений. Ему необходимо пройти процесс регистрации, взаимодействовать с новыми людьми, налаживать связи и т. д. Каждое действие выполняется в первый раз, выстраивание бизнеса требует постоянного внимания, то есть скучать не приходится. По прошествии нескольких лет работа фирмы налажена, нанят необходимый персонал, а полномочия частично делегированы. Руководство компанией приобретает характер постоянно повторяющегося алгоритма. Встречи с одними и теми же контрагентами, обсуждение похожих условий взаимодействия, подписание шаблонных договоров — все эти действия становятся рутинными.
Таких примеров рутинной работы можно привести множество.
Без осуществления каких-либо повторяющихся действий повседневная деятельность фирмы становится практически невозможной. Однако она вызывает негативную реакцию со стороны сотрудников. При постоянном выполнении одних и тех же действий с течением времени работник сначала теряет интерес к работе, затем ему становится скучно ее выполнять, в конце концов, рутинная работа приводит к потере производительности труда.
Вместе с тем, существуют способы разбавить рутину и постараться нивелировать ее негативное воздействие на работников.
Как избежать воздействия рутины
Поскольку делать рутинные обязанности все равно нужно, избежать скуки можно, если действовать в нескольких направлениях.
Усилия к снижению воздействия рутины должен в первую очередь прилагать сам работник. Вариантов несколько:
В любой работе есть действия, которые нужно повторять с какой-либо периодичностью — ежедневные звонки, еженедельные отчеты, упорядочивание документации, составление планов и т. д.
Можно записать все свои скучные трудовые обязанности и проставить около них периодичность выполнения. Затем посмотреть на список и запланировать время на их выполнение в течение рабочего дня.
Например, руководство требует от сотрудников еженедельного отчета о проделанной работе. Если часть запланированного уже сделана к середине недели, то можно начать составление отчетности и постепенно вносить в нее данные. Таким образом, в последний рабочий день времени на отчет потребуется меньше.
Как правило, это час до начала обеда и самый конец рабочего дня. В это время можно выполнять легкие обязанности, которые не требуют высокой концентрации внимания. Например, разобрать документы, собрать предварительную информацию для проекта или заполнить шаблоны договоров.
Некоторые виды профессиональных обязанностей предполагают минимальную концентрацию внимания. Вместе с тем они занимают время и руки. Одновременно с такой рутиной можно мысленно планировать ближайшие рабочие дни, выстраивать какие-либо алгоритмы дальнейших действий или просто слушать аудиокнигу или курс по повышению мастерства. Этот способ также позволит избежать эмоционального выгорания от рутинной работы.
Если все профессиональные обязанности стали восприниматься как рутина и хочется какого-то разнообразия, можно совместить их с выполнением другой работы. Как бы разбавить свою работу другими действиями, при этом не в ущерб для их выполнения.
Например, можно помочь коллеге, который зашивается со своими обязанностями или отвлечься и выполнить общественное поручение.
Как нанимателю бороться с воздействием рутинной работы на подчиненных
Предпринимать действия по уменьшению рутины в работе сотрудников должен и работодатель. Это поможет поддерживать производительность труда подчиненных на оптимальном уровне, избежать немотивированных конфликтов и негативной обстановки в коллективе.
Существует несколько способов борьбы с рутиной:
Одним из самых простых и наименее затратных способов борьбы с рутиной является изменение трудового функционала сотрудников. Их можно переводить на соседние участки работы, менять местами рабочих на похожих производственных операциях и т. д.
Такой способ позволит не только избежать превращения работы в рутину, но и скажется на эффективности деятельности компании в целом. Изучение смежного функционала позволяет повысить взаимозаменяемость сотрудников, и в случае отсутствия кого-либо из работников, нанимателю проще передать его функции другому подчиненному.
В некоторых видах деятельности работа наемного персонала состоит в простом, ежедневном следовании определенным алгоритмам, которые установлены нанимателем. Чаще всего стандартизация взаимодействия с клиентом используется в контакт-центрах, фронт-офисах банков, торговле, гостиничном обслуживании и т.д.
Избежать рутинной работы здесь невозможно. Но работодатель может постараться минимизировать воздействие рутины. Помогут ему в этом различные профессиональные конкурсы и соревнования. Желание победить и получить приз (пусть и самый незначительный) добавит работникам старательности и повысит эффективность деятельности всей компании.
Еще одним способом снизить рутину в работе поможет переключение работников на другие виды деятельности. Это не просто выполнение похожего функционала, а предложение работнику абсолютно другой, несвойственной его повседневным обязанностям, работы.
Например, квалифицированного работника можно привлечь к процедуре найма новых сотрудников, в качестве эксперта, закрепить за ним наставничество над практикантами или стажерами, а также периодически направлять высокопрофессиональных подчиненных для выступления на различных семинарах и курсах.
Эти действия работодателя повысят мотивацию персонала, позволят работнику считать себя значимым для нанимателя, а, следовательно, повысят его эффективность. К тому же полная смена деятельности снижает ощущение рутины в обычной профессиональной деятельности.
Изменять обязанности работника можно не только горизонтально, переставляя сотрудников с одного участка работы на другое, но и вертикально, обеспечивая карьерный рост.
Если руководитель просто меняет периодически трудовые обязанности работников, при этом, не поощряя повышение их профессионализма, то у сотрудников будет появляться чувство однообразия деятельности, рутинности работы.
Кроме того, длительное время, не получая новой должности или прибавки к зарплате, подчиненные начинают сомневаться в собственной значимости для компании. Такая ситуация может привести к уходу квалифицированного работника от нанимателя. Поэтому руководство должно периодически повышать работников в должностях.
Рутинная работа существует не только на конвейере. Со временем выполнение одних и тех же должностных обязанностей в любой сфере деятельности приводит к ощущению рутины и снижению производительности наемных сотрудников. Предпринимать какие-либо меры по уменьшению негативного воздействия рутины на подчиненных должны не только наниматели, но и сами сотрудники.
Как не превратить работу в рутину?
В работе каждого сотрудника существует ряд жизненных циклов. У одних интерес к ней не пропадает долгие годы, для других производственный процесс превращается в рутину через несколько месяцев. Это вовсе не означает, что последние менее профессиональны, чем первые. Просто они отличаются друг от друга по психотипу.
В английском языке есть два понятия, характеризующие любого специалиста: hardskills и socskills. «Нardskills – это профессиональные навыки и умения человека, а socskills – личные качества сотрудника, так сказать, его психологическая пригодность к выполнению тех или иных задач. В России работодатель смотрит в основном на профессиональные навыки соискателя и на предварительном собеседовании редко обращает внимание на его психологию, характер. А от них напрямую зависит, сможет ли сотрудник работать эффективно», – поясняет Вячеслав Летуновский, тренер «Центра Бизнес-Образования».
В современной психологии существует множество типологий сотрудников. Некоторые приведенные в них психотипы весьма схожи друг с другом. Можно выделить несколько базовых ролей, которые будут общими для любого профессионального коллектива.
Инициатор. Его также называют генератором идей или направляющим. Инициатор не боится поднять дело с нуля. Ему интересно все новое. Неважно, какой сложности будет проект, главное – что он стоит у его истоков и что у него есть огромное поле для творчества. «Это креативные, энергичные люди, способные на стартапе работать на износ по 20 часов в сутки. Но как только эффект новизны проходит, у инициаторов пропадает интерес к делу. Им скучно, они вяло решают поставленные перед ними задачи и в конце концов уходят на новое место – туда, где погорячее. Причем от момента стартапа до перехода в новую компанию может пройти всего лишь полгода», – рассказывает Галина Веричева, коуч компании «Кадровые технологии».
Администратор. В отличие от инициатора он может проработать на одном месте долгие годы. Быть может, за все эти годы он и не придумал ничего гениального, зато умеет грамотно управлять процессами, людьми и ресурсами. Администратор соблюдает дисциплину и субординацию в компании. Он – оплот корпоративных традиций. Есть только одно «но» – администратора пугают перемены. Смена руководства, ориентиров или процессов в компании моментально выбивает его из колеи. Администратор будет долго адаптироваться к новым условиям работы. Марина Гордиенко, руководитель производственного отдела издательства «Баско»: «Иногда страх перемен у сотрудника принимает крайнюю форму – когда его компетентность доходит до уровня некомпетентности. Представьте себе, что человек работал по одной технологии много лет, и вдруг его заставляют перестраиваться, потому что мир не стоит на месте и технологии изменились. А сотрудник перестраиваться не хочет. Он кричит тебе в лицо: «Я заслуженный работник, у меня стенка вся грамотами увешана! Я буду работать так, как работал всегда, потому что я – профи». В этом случае, конечно, нужно с человеком прощаться».
Завершитель. У такого работника есть редкая способность – приводить к логическому завершению любой производственный процесс. Больше всего завершитель не любит неоконченных дел. С помощью своих аналитических способностей он может исправить все ошибки, совершенные до него руководством компании или ее сотрудниками: доработать проект, привести в систему организационные процессы, вывести из тупика неудачную рекламную кампанию. «Такой сотрудник – штучный товар в России, – подчеркивает г-н Летуновский. – Подавляющее большинство не желает брать на себя ответственность за шаги, совершенные другими. Чаще сотрудники предпочитают уйти на новое место, начать с чистого листа или двигаться по накатанной колее».
Командный игрок. Он не креативщик и администраторскими способностями не блещет. Возможно, он попал на свое рабочее место потому, что был неплох с профессиональной точки зрения, а достойнее никого не нашлось. Он не лучше и не хуже других. Работа для него – фон, на котором разворачиваются личные отношения. Командный игрок озабочен выстраиванием коммуникаций внутри коллектива. Такие сотрудники часто выступают посредниками в конфликтах, заводилами на корпоративных праздниках. Это они в качестве парламентеров засылаются в кабинет к боссу и там «от лица коллектива» заявляют, просят, требуют. Они хорошо выполняют свою работу только там, где «один за всех и все за одного». Уход каждого члена коллектива воспринимается ими как личная потеря. Командному игроку кажется, что уже «все не так», ведь он потратил столько времени, чтобы собрать разрозненные детали в один механизм.
Как узнать свою базовую роль
По словам г-жи Веричевой, любой человек может самостоятельно определить, какая из базовых ролей ему более близка. Для этого всего лишь необходимо задаться вопросом: «От какой работы я получаю удовольствие?» Быть может, придется вспомнить, какие задачи человек лучше всего выполнял в детстве и юности – еще до того, как пошел учиться в вуз.
Эксперты подчеркивают, что бывают случаи, когда люди берутся не за свою работу. Причины могут быть разные: на выбор профессии повлияли родители, человек пришел на работу исключительно ради денег или же его просто увлекла красивая картинка. Г-жа Гордиенко: «Последнюю причину я называю «студенческой болезнью». Ею болеют те, кто в силу инфантильности неправильно определяет себя в профессии и соответственно берет на себя решение задач, с которыми справиться не способен».
Когда несоответствие задач и возможностей становится очевидным, у человека опускаются руки. Он начинает затягивать производственный процесс, ссылаться на семейные обстоятельства, брать отпуск, потом может вовсе пропасть, перестать отвечать на звонки и в конце концов принести работодателю заявление об уходе. Есть и другой сценарий развития событий: сотрудник просто будет работать кое-как, и при этом достижение целей, поставленных перед ним работодателем, будет страшно его изматывать.
«Переделать себя очень сложно. Сотрудник может поработать с профессиональным тренером, выйти на более высокий уровень осознанности, научиться получать удовольствие от работы, но это дастся ему с огромным трудом. Я знаю всего несколько топ-менеджеров, которым удалось это сделать», – подчеркивает Галина Веричева.
Бывают и такие случаи, когда сотрудник совмещает в себе сразу несколько базовых ролей. Эксперты отмечают: человек шире психотипа. Если работник обнаруживает в себе задатки и администратора, и завершителя – ему повезло. Между двумя этими базовыми ролями не так уж много противоречий. Гораздо сложнее найти соответствующую психотипу профессию, если человек хорош только в начале и в конце производственного процесса. «Я сама люблю распахать новый проект, а вот заниматься его сопровождением – не по мне. При этом я точно знаю, какой должен быть результат, и люблю подводить итог», – признается Марина Гордиенко.
Чтобы не путаться в базовых ролях, эксперты советуют повышать психологическую грамотность. Сегодня существует множество программ идентификации личных качеств сотрудника. Профессиональный тренер может смоделировать для клиента рабочую ситуацию и выяснить, с какими задачами он лучше справится.
Какая работа не надоест
Если сотруднику известна его базовая роль, в его силах сделать так, чтобы любимая работа не превратилась в рутину. По мнению экспертов, наличие интереса к производственному процессу зависит не только от работодателя, но и от самого соискателя.
«Первое правило самое элементарное – выбирайте профессию, которая соответствует вашей базовой роли. Например, инициаторам больше подходят творческие профессии: журналист, рекламщик, арт-директор, директор по развитию. Администратор будет прекрасным секретарем-референтом или хозяйственником на предприятии», – приводит пример г-жа Веричева.
Второе правило – убедитесь, что работодателю нужен именно тот сотрудник, которым вы являетесь. Руководители компаний иногда сами не могут сформулировать, какой именно специалист им нужен. Они требуют от соискателя всего и сразу: быть креативным, последовательным в выполнении задач, коммуникабельным, нацеленным на результат. «Сразу обрисуйте работодателю круг своих возможностей: с какими задачами вы справитесь, а с какими – нет. Опишите себя: педантичный, ответственный, творческий, увлеченный», – советует Вячеслав Летуновский.
Эксперты также подчеркивают, что перед собеседованием неплохо узнать побольше о компании, в которой вы собираетесь работать. Посмотрите, как развивается этот бизнес, пообщайтесь с теми, кто работает или раньше работал в данной организации. Возможно, бизнес давно стагнирует, у него возникли финансовые трудности, поэтому компании не до прорывных идей креативщиков. Или в организации большая текучка кадров, а вы предпочитаете работать в сплоченном коллективе.
Кроме того, в ходе собеседования важно определить, поддерживает ли руководство компании базовые роли своих работников. «У нашего генерального директора индивидуальный подход к каждому сотруднику. Одним нужен более гибкий график, больше свободного времени, другие ходят на работу по часам, но им важно, чтобы стол стоял не у окна, а у стены, потому что от этого зависит, насколько будет эффективна их работа», – сообщила г-жа Гордиенко.
При этом эксперты замечают, что все перечисленные выше советы помогают выбрать работу по душе, но не спасают от объективных перемен и субъективных факторов. Ситуация на любом рынке меняется, а вместе с ней меняется и бизнес. Будьте готовы вовремя уйти, если ситуация в компании кардинально изменится. И не работайте без отпуска несколько лет подряд: в определенный момент вам станет в тягость любое дело, даже дело всей вашей жизни.
Почему правильная рутина — это важнейшая составляющая рабочего дня
Полчаса мыть посуду, чтобы придумать гениальную маркетинговую стратегию? Именно.
Приветствую! Меня зовут Дмитрий, я занимаюсь созданием и продвижением контента. В основном текстового: пишу статьи, посты, сценарии. Эталонная творческая работа, которая полна как безумного повторения одних и тех же действий с надеждой на хороший результат, так и нетривиальных задач, способных поставить в тупик наш биокомпьютер.
И начнём мы с такой фундаментальной вещи как Сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ, также нейронная сеть оперативного покоя, англ. default mode network, DMN). Дальше я буду называть её как «дефолт-система мозга». Благодаря Андрею Курпатову данный термин стал довольно популярным в народе.
Это одно из новейших открытий XXI века, которое в корне изменило представление о работе нервной системы. Оказалось, что в состоянии бездействия мозг не входит в режим «экономии энергии». Наоборот, он начинает пыхтеть с неистовой силой и выполнять какую-то работу.
Достоверно узнать, что в это время происходит мы пока не можем, но один из авторов этого открытия по имени Маркус Рейчел пришёл к следующему выводу: система отвечает за моделирование отношений внутри нашего окружения и создания образов реальности. ДСМ анализирует информацию, ежесекундно поступает в мозг и пытается выстроить цельную структуру, в которой всё взаимосвязанно и основано на человеческих образах, как основной единице мышления. Дефолт система мозга пытается рассказать историю того, что происходит с человеком в данный момент.
Что из себя представляет такой «органический сторителлинг» мы поговорим как-нибудь в другой раз, сейчас же стоит сделать шаг в сторону и рассказать про следующий режим, который существует на другом конце этого лезвия.
Вторая система отвечает за поиск и потребление информации. Она работает прямо сейчас, когда вы читаете эту статью. Её же сможете увидеть в действии, когда заинтересуетесь чем-то ещё: другими постами, фотографиями в инстаграме, смской из банка или песней из соседнего окна. Там, где есть что-то «интересное» система потребления информации найдёт себе применение.
Казалось бы, ничего плохого, отличный инструмент! Проблема в том, что природа не готовила наш мозг к таким объёмам информации, которым нас радует современная жизнь с её диким темпом, интернетом, огромным потоком рекламы на улицах. Из-за такого перенасыщения информацией сеть, ответственная за потребление работает практически постоянно и тем самым, полностью вырубает дефолт систему, которая является её антагонистом.
Либо потребление информации, либо обработка — так работает наш мозг.
Уже из этих мыслей можно сделать выводы о некоторых проблемах современной жизни, но давайте обсудим применение этих знаний на практике.
Сейчас я расскажу, как навсегда забыл, что такое прокрастинация, ступоры (блоки) и прочие творческие неприятности. По такой системе я пишу тексты, сценарии, делаю презентации и генерирую концепты. Система состоит из четырёх фаз:
У меня эта система отточена и занимает обычно 3-4 часа или 6 целых «помидоров» (про них как-нибудь в следующий раз):
Стоит сделать оговорку, что данную систему я использую только для новых областей, в которых у меня нет большого количества данных или же, если это важный проект, а мотивация для работы над ним даёт сбой. Если речь о написании статьи вроде этой, то этап «исследования» можно пропустить и ограничиться постановкой цели и быстрым просмотром текущих наработок, а потом дать ДСМ 30 минут на «рендеринг картинки».
Надеюсь, что вы осознали силу «ничегонеделания» и его важность в работе над контентом. Буду рад, если вы в ближайшее время испытаете систему безотказной генерации контента и поделитесь тем, как она работает в вашем случае.
Это только первая статья в серии, поэтому подпишитесь на мой профиль, чтобы получить к себе в инвентарь ещё ворох таких инструментов. А также заходите в мой телеграм-чат. Там можно поговорить про инструменты личной эффективности, биохакинг и многое другое. Залетайте!